К сожалению наши обильно разговоры о нравственности. (1)Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей из определенных чувств, свойств, - презентация


На этом история не заканчивается. После операции мать умерла. Врач сказал моему знакомому: «Я проверил, мать ваша умерла не в результате операции, у нее не выдержало сердце, поэтому деньги я оставлю себе». То есть он повел себя как бы порядочно: вот если бы женщина умерла в результате операции, деньги бы он вернул.

С полным сознанием своей правоты говорил это врач государственной клиники, представитель профессии гуманной, человеколюбивой - так, во всяком случае, мы привыкли думать о врачах.

Рассказываю об этом случае не потому, что он особый, а потому, что он не особый.

Женщина развелась с мужем и через суд потребовала алименты. Присудили. А ребенок находится у родителей мужа, и мать эта даже думать не думает взять ребенка и заботиться о нем. Но алименты исправно получает. К сожалению, все больше случаев я знаю, когда матери отказываются от своих детей. Прежде это были единичные случаи, поражавшие людей. Сейчас они не поражают.

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность… она состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали улицу в улицу Текстилей.

Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным. Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…

Милосердие изничтожалось не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. Из года в год чувство это осуждали, вытравливали: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает… Его сделали запретным и для искусства. Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. Тридцатые годы, сороковые - понятие это исчезло из нашего лексикона. Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье. «Милость падшим» оказывали таясь и рискуя…

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Упражняется ли милосердие в нашей жизни?.. Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Толчок, призыв к нему?

Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих - а нищих было много в моем детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, - отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. И я, преодолевая страх, - нищенство нередко выглядело довольно страшновато, - подавал. Иногда преодолевал и свою жадность - хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. В это он не вникал: раз нищий - надо подать.

И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.

Людей действия и духовной красоты, в которых раскрывается передовая идеология времени. Это герои со своими проблемами миропорядка, со своими мировыми вопросами, соразмерными с теми, какие терзали героев Достоевского, Толстого, Горького. Разве сегодня не встает вопрос, зачем человек живет, к чему стремится, что он, один человек, может в этом мире? Думается, что именно новые научные знания, машины, космос - все то, что мы вкладываем в широкоохватное и тем не менее необходимое понятие "НТР", все это заставляет, как никогда раньше, остро задаваться извечным вопросом о смысле человеческого бытия, требует от каждого понять - что же такое "я", что же такое моя душа и на что она имеет право: что такое любовь, что означает смерть, и если смерть, то зачем тогда все?

Великие писатели мира, и русские в особенности, выстрадали современного человека, развили любовь к нему, утверждали жизнь на основе справедливости, по законам красоты и любви, сострадая бедным, униженным и оскорбленным. Ныне, вступая в новые времена, когда мощные изменения так сильно воздействуют на психику человека, когда наука открывает великолепные и опасные возможности познания человека, управления человеком, происходит сближение литературы с жизнью и все более могущественной наукой. Они нуждаются друг в друге. Их соединяют не только забота о благе человека, но и ответственность за судьбу мира и человечества. В этом смысле советская литература всегда служила гуманным идеалам социализма.

Наука и литература, НТР и искусство - два крыла современной культуры, благодаря им человек нашего общества может обрести себя, обрести сокровенность и полноту жизни.

Милосердие

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, все лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это, примерно, в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся - лицо залило кровью, рука повисла плетью. Забрел в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. Куда там, она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь; шел, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. Хорошо помню этот путь - метров, примерно, триста. Народу на улице было много. Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного… - они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударился, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, "меня это не касается", стало чувством привычным?

Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. И нечто подобное отыскивал и в своем поведении. Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя. Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своем собственном поведении - желание отойти, уклониться, не ввязываться… И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Раздумывая, я вспоминал и другое. Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас - о главных жизненных правилах той поры.

И после войны это чувство взаимопомощи, взаимообязанности долго оставалось среди нас. Но постепенно оно исчезло. Утратилось настолько, что человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле. Мы привыкли делать оговорки, что-де не все люди такие, не все так поступают, но я сейчас не хочу оговариваться. Мне как-то пожаловались новгородские библиотекари: "Вот вы в "Блокадной книге" пишете, как ленинградцы поднимали упавших от голода, а у нас на днях сотрудница подвернула ногу, упала посреди площади и все шли мимо, никто не остановился, не поднял ее. Как же это так?" - обида и даже упрек мне звучали в их словах.

И в самом деле, что же это с нами происходит? Как мы дошли до этого, как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие, и тоже это стало нормальным.

Не берусь назвать все причины, отчего утратилось чувство взаимопомощи, взаимообязанности, но думаю, что во многом это началось с разного рода социальной несправедливости, когда ложь, показуха, корысть действовали безнаказанно. Происходило это на глазах народа и губительнейшим образом действовало на духовное здоровье людей. Появилось и укоренилось безразличие к своей работе, потеря всяких принципов - "а почему мне нельзя?". Начинало процветать вот то самое, что мы называем теперь мягко - бездуховность, равнодушие.

Естественно, это не могло не сказаться на взаимоотношениях людей внутри коллектива, требовательности друг к другу, на взаимопомощи, ложь проникала в семью - все взаимосвязано, потому что мораль человека не состоит из изолированных правил жизни. И тот дух сплоченности, взаимовыручки, взаимозаботы, который сохранялся от войны, дух единства народа, - терялся. Начиная с малого, пропадал.

У моего знакомого заболела мать. Ее должны были оперировать. Он слыхал о том, что надо бы врачу "дать". Человек он стеснительный, но беспокойство о матери пересилило стеснительность, и он, под видом того, что нужны будут какие-то лекарства, препараты, предложил врачу 25 рублей. На что врач развел руками и сказал: "Я таких денег не беру". "А какие надо?". "В десять раз больше". Мой знакомый, работник среднего технического звена, человек небогатый, но поскольку речь шла о здоровье матери, раздобыл деньги. Что его поразило: когда он принес врачу деньги в конверте, тот преспокойно вынул их и пересчитал.

На этом история не заканчивается. После операции мать умерла. Врач сказал моему знакомому: "Я проверил, мать ваша умерла не в результате операции, у нее не выдержало сердце, поэтому деньги я оставляю себе". То есть он повел себя как бы порядочно: вот если бы женщина умерла в результате операции, деньги бы он вернул.

С полным сознанием своей правоты говорил это врач государственной клиники, представитель профессии гуманной, человеколюбивой - так, во всяком случае, мы привыкли думать о врачах.

Рассказываю об этом случае не потому, что он особый, а потому, что он не особый .

Женщина развелась с мужем и через суд потребовала алименты. Присудили. А ребенок находится у родителей мужа, и мать эта даже думать не думает взять ребенка и заботиться о нем. Но алименты исправно получает. К сожалению, все больше случаев я знаю, когда матери отказываются от своих детей. Прежде это были единичные случаи, поражавшие людей. Сейчас они не поражают.

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность… она состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. "Сестра милосердия", "брат милосердия" - даже словарь дает их как "устар.", то есть устаревшие понятия.

В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали улицу в улицу Текстилей.

Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным. Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…

Вопрос: Написать сжатое изложение из ниже указанного текста К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств - чувства милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. "Сестра милосердия", "брат милосердия" - даже словарь дает их как устаревшие понятия. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерения этого чувства... Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на нужную боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувства не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. (165 слов) должно быть не менее (70 слов)


Написать сжатое изложение из ниже указанного текста К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств - чувства милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. "Сестра милосердия", "брат милосердия" - даже словарь дает их как устаревшие понятия. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерения этого чувства... Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на нужную боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувства не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. (165 слов) должно быть не менее (70 слов)

Ответ:

К сожалению, разговоры о нравственности носят общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств - чувства милосердия. Это чувство свойственно всем существам: милость к поверженным и пострадавшим. Можно привести примеры отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия, но мы ощущаем убыль милосердия в нашей жизни. Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на нужную боль. Но если это чувства не употребляется оно слабеет и атрофируется.

Похожие вопросы

Воспитание милосердия у детей.

Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям; будем научать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога; вот это, именно это - величайшее сокровище неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все больше даров.

Святитель Иоанн Златоуст

Перед обществом возникла потребность в личности, способной сделать самостоятельный нравственный выбор, которая умеет отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина нашего государства неразрывно связано с развитием сознательного стремления ребенка к добру, пробуждение в нем любви, сострадания, сочувствия. Ребенок не может стать личностью и гражданином без освоения современных цивилизованных форм взаимодействия, без умения сопереживать, проявлять действенное участие, милосердие и заботу об окружающих.

Милосердие , возможно, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, когда взял в руки палку и пристроил к ней камень, а когда почувствовала хорошие чувства не только по отношению к своему, но и к чужому - из чужого племени, из чужой семьи, когда он пожалел такого же человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Долгое время слово «милосердие» в нашем обществе считалось каким-то старорежимным, таким, что унижает человеческое достоинство. Будто нуждаются в милосердии и сострадании слабые и униженные, тогда как мы - сильные и всемогущие. Что означает это слово, это понятие - милосердие? И, главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно воспитывать милосердными детей в наше трудное и все еще недоброе время?

Если взглянуть на историчность воспитания милосердия в семье, то в крестьянской семье детей пытались обучать милосердию, состраданию и сочувствию к людям, которые потерпели бедствие: несчастных, убогих и нищих. Обычай обязывал крестьян принимать в своем доме усталого путника: обогреть его, накормить и утешить, если он в печали. Нищих и убогих брали в дом с той же доброжелательностью, что и путников.Считалось, что подать милостыню, пожалеть, помочь больному и бедному - дело необходимое и богоугодное. Помощь, объяснялось детям, необходимо оказывать всем, кто нуждается: людям, пострадавшим от пожара или стихийного бедствия, потерявшим кормильца, многодетным семьям, которые были в нищете. Воспитательное слово поддерживалось и делом: люди помогали погорельцам, делились с ними последним куском хлеба, пытались их утешить, приютить. Семья, в которой заболел кормилец, могла рассчитывать на помощь односельчан, которые приходили топить печь, готовить еду, ухаживать скот. Вдовам и сиротам люди помогали вспахать огород, засеять и собрать урожай.

В наше время многиеродители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными . Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не смогут постоять за себя. Но нужно помнить, что добрым и милосердным легче жить, потому, что их все любят. Злость сжигает сердце, злобный человек чаще болеет и раньше умирает. Кроме того, какова будет будущая семья, будущий отец, будущая мать, их дети? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Милосердие - это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный - жестокий, яростный, не чувствует боли другого, не замечает его, презирает его. Чужая боль, несчастье, потеря, падение - вот на что обращено милосердие. Поэтому, учите ребенка чувствовать чужую боль, переживать чужую болью и быть снисходительным.

Воспитание сердца

Евангелие учит, что главное в жизни человека - правильное состояние его сердца. Под «сердцем» понимается тот центр внутренней жизни человека, в котором сосредотачиваются его желания и чувства, и который определяет его нравственную жизнь. Если сам Спаситель сказал, что «от сердца исходят помышления злая» (Мф. 15, 19), то очевидно, что без воспитания сердца человек обойтись не может. Поэтому дать доброе направление сердцу ребенка является главной задачей воспитания.

Эмпатия - сопереживание

В психологии есть такое понятие - «эмпатия» (от греч. «эм» - «в», «внутри» и «патос» - «чувство»). Оно было введено в научный обиход психологами для обозначения сопереживания особого рода - понимания и восприятия чужих мыслей и чувств, как если бы они были собственными. Такое становится возможным благодаря способности поставить себя на место другого человека, умению слушать и слышать собеседника. Люди с высокими эмпатическими способностями обычно более восприимчивы и отзывчивы, эмоционально открыты, направлены навстречу людям и заинтересованы в них. В какойто степени к эмпатии способен каждый. Но это свойство, заложенное от природы, очень важно развивать, особенно в детском возрасте, пока душа ребенка еще очень открытая, чутко чувствует добро, Истину, как будто невидимой ниточкой связанная с Богом.

Иерархия мотивов. Система ценностей

В дошкольном возрасте (примерно до 5-ти лет) закладываются важнейшие качества ребенка, формируется его характер. А также в это время у ребенка формируется так называемая иерархия мотивов. Ребенок не просто изучает окружающий мир, а пытается понять, что в его жизни будет самым главным, что второстепенным, а что совсем малозначимым. Иерархия мотивов формируется постепенно, порой незаметно. Но к концу дошкольного возраста она уже заложена. И является тем фундаментом, на котором происходит дальнейшее развитие личности. Многие родители относятся к этому возрасту несерьезно, часто недооценивают важности этого периода. Хотя именно сейчас у ребенка формируется основа характера, и очень четко прорисовывается, что это будет за человек, что будет лежать в основе его взаимоотношений с окружающими людьми: принцип удовольствия или принцип служения другим людям.

Каким образом нужно воспитывать ребенка, чтобы сформировать такую систему ценностей, в которой будет преобладать жертвенность, любовь к ближнему?

В первую очередь дети перенимают такую систему ценностей через подражание родителям (как родители относятся к ребенку, друг к другу, как ведут себя с внешним социумом). Очень важно, сколько любви и заботы дети получают в своей семье. Потому что насколько враждебен мир или насколько он доброжелателен, насколько с людьми можно найти общий язык или никогда этого не добиться - все это усваивается на основе взаимоотношений с родителями. Если в раннем детстве ребенок получает безусловную любовь и принятие от родителей, он испытывает доверие к миру и будет способен в будущем относиться к людям с такой же любовью и заботой.

Три стиля воспитания

Первый стиль - авторитарные родители и склонные к конфликтам дети. В настоящее время очень распространен в нашем обществе (кстати, его практикуют некоторые верующие родители). Для этого стиля воспитания характерно: родители очень жестко общаются со своими детьми, очень жестко предъявляют свои требования и добиваются их выполнения, при этом мало эмоционально поддерживают ребенка.

Непроизвольно они делают очень много замечаний и редко хвалят ребенка, ребенок при таком стиле воспитания не согрет любовью. Непроизвольно родители внушают своему ребенку: «ты неудачник», «у тебя ничего не получается», «ты опять нас расстраиваешь». Это внушается не на уровне слов, а на уровне подсознательного воздействия.

У ребенка формируется агрессивный стиль поведения, он через подражание родителям становится таким же жестким, нападающим, упрекающим. И с другими людьми такой ребенок часто общается на уровне ультиматумов. Или, наоборот, ребенок становится невротически пугливым: он всего боится, он принял установку, что он неудачник. Часто такой ребенок бывает склонен к «опережающим ударам». И в первом, и во втором случае дети воспринимают такую систему ценностей, в которой окружающие люди - это враги, с которыми нужно взаимодействовать очень жестко, иначе они ничего не поймут. Ребенок при таком стиле воспитания не способен проявить милосердие к другому человеку.

Родителям важно помнить, что ребенка нужно обязательно эмоционально поддерживать, хвалить, гладить по голове и т. д. Это все является лекарством для души. Но лекарство нужно принимать разумно, иначе лекарство становится ядом. Точно так же и с похвалой: если хвалить ребенка постоянно, он вырастет тщеславным и гордым.

Второй стиль воспитания: снисходительные родители, импульсивные и агрессивные дети. Ребенок находится на положении кумира семьи, ему все разрешается, воспитание строится по принципу «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Ребенок растет избалованным. Второй вариант проявления этого стиля: родители настолько устают на работе, что, приходя домой, остаются безучастными к детям, отгораживаются от общения с ними.

Казалось бы, два совершенно разных подхода: либо заласкивают, либо уходят в сторону. Но последствия одни и те же: у ребенка формируется ощущение, что родителям не до него. Ему не хватает той самой настоящей поддерживающей любви (общения «душа в душу», когда родители и дети объединены общими интересами и т. д.) При таком стиле воспитания дети вырастают очень импульсивными и агрессивными. У ребенка формируется представление, что всем людям так же, как и родителям, не до него, что мир вокруг враждебен. Или он вырастает эгоистом с установкой, что все вокруг должны ублажать его капризы.

Ребенок опять же не способен к состраданию, сочувствию к другому человеку. Он не умеет просить прощения, жалеть родителей, когда те устали.

Третий стиль воспитания: авторитетные родители, общительные, инициативные, добрые дети. Авторитетные родители отличаются от авторитарных важной особенностью. Они так же, как и авторитарные родители, выдвигают жесткие требования перед своими детьми (авторитетные от слова «авторитет»: их очень уважают дети) и следят, чтобы их требования выполнялись. Но при этом объясняют ребенку с любовью, почему это нужно сделать. Они могут сказать: «Понимаешь, если ты сделаешь это так, это может привести к вот таким последствиям».

Они могут подойти к расстроенному ребенку и сказать, например, так: «Вот видишь, ты сейчас плачешь. Давай вместе подумаем, почему это произошло». И родители помогают ребенку разобраться в его ошибках.

Если ребенок чего-то не понял, родители ему подскажут, но подскажут доброжелательно. И у ребенка формируется совсем другое представление о мире: мир - это те люди, с которыми можно общаться, с которыми можно говорить, как с мамой и папой. А мама и папа - это самые добрые люди, которые всегда защитят и всегда помогут. Дети относятся к родителям уже более открыто и доверительно. У таких детей нет страха перед общением с другими людьми, они не выходят на агрессию и растут очень доброжелательными, способными к оказанию поддержки другому человеку, в них более развита эмпатия.

Познавательный эгоцентризм: «луна пойдет за мной»

Хочется напомнить читателям о таком свойстве мышления дошкольника, как познавательный эгоцентризм (его открыл швейцарский психолог Жан Пиаже). Его главная особенность - прикованность к одной, собственной точке зрения и неспособность учесть другую.

Пиаже провел такой эксперимент. Ребенку показали макет местности с тремя разными горками. Затем на противоположный край стола поместили куклу и попросили расположить на другом макете три аналогичные горки так, как «видит» их кукла. Оказалось, что даже дети восьми-девяти лет не могут справиться с заданием, а дети до шести-семи лет обычно ставят горки так, как видят их сами.

Если выйти с двумя детьми-дошкольниками вечером на улицу и сказать: «Ты сейчас пойдешь налево, а ты направо. Как вы думаете, за кем пойдет луна?» - каждый ребенок будет уверен, что луна пойдет за ним. Такой познавательный эгоцентризм имеет место, потому что мышление ребенка еще не развито, пока вот так он воспринимает мир.

Но на эту особенность нужно обратить внимание, потому что эгоцентризм мышления легко может перерасти в эгоизм - привычку жить для себя. Особенно часто это происходит, если родители подыгрывают ребенку и дают ему понять, что все вращается вокруг него; если в семье отсутствует правильная иерархия, при которой на главном месте папа, потом мама, потом старшие братья и сестры, и только потом он. Чтобы этого не произошло, очень важно ребенка дошкольного возраста приу- чать к делам милосердия.

Милосердие начинается с малого

Если у ребенка есть младшие брат или сестра, нужно привлекать его к посильному уходу за ним (за ней). Заботу о родных бабушках и дедушках ребенок также может делить с родителями. Если есть соседи, которым нужна помощь, почему бы им не помочь? Не нужно замыкаться внутри своей семьи. Если по соседству живет пожилой человек, можно послать ребенка в магазин, чтобы купить для него продукты. Вместе с ребенком помочь упавшему человеку подняться, перевести старушку через дорогу - это, казалось бы, мелочи. Но из них и складывается воспитание милосердия.

Вспоминается случай, рассказанный одной женщиной. Они с маленькой дочкой шли по железнодорожным путям и вдруг увидели между рельсами жалобно скулящего щенка. Дочка посмотрела на этого щенка, потом на маму... И мама поняла, что если они сейчас пройдут мимо, то, сколько бы красивых слов она потом ни сказала о милосердии и сострадании, она никогда не сможет объяснить дочке, что это такое. И они взяли этого щенка. Действительно, один такой поступок имеет более мощное воспитательное воздействие, чем тысячи слов.

Во время поста можно предложить ребенку отдать часть своих игрушек кому-то другому, у кого родители, может быть, не в состоянии покупать такие дорогие игрушки, или отвезти и подарить часть игрушек детям из детского дома (причем, игрушки должны быть действительно хорошие, а не те, которые собирались выбросить). Когда дети начинают помогать другим людям, они замечают и чужую боль, и радость, вызванную их действиями. Важно, чтобы родители в момент, когда ребенок совершает доброе дело, поддерживали его своим одобрением. Можно сказать примерно следующее: «Посмотри, ты ему помог, а как он обрадовался! Ты видел, как он заулыбался? А тебе хорошо, радостно? И мне радостно. Как интересно получается, совсем немного ты потрудился, а сколько радости вокруг». И ребенок, чувствуя радость, начинает в этом направлении двигаться. Ребенок не вырастает эгоистом, он становится жертвенным.

Ярким примером воспитания детей через дела милосердия является пример семьи святых Царственных Страстотерпцев. Первая мировая война. Императрица Александра Феодоровна «организует особый эвакуационный пункт, куда входило около 85 лазаретов для раненых воинов. И вместе со своими дочерьми она проходит курс сестер милосердия военного времени. Потом все они поступают рядовыми хирургическими сестрами в лазарет при Дворцовом госпитале и тотчас же приступают к работе - перевязкам, часто тяжело раненых. Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные руки и ноги, перевязывала гангренозные раны, не гнушалась ничем, стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны» (О. Платонов «Николай Второй в секретной переписке», М. «Алгоритм», 2005 год, стр. 33). Благодаря такому деятельному милосердию Великие княжны были воспитаны «полными душевной мягкости, бесконечной доброжелательности и доброты ко всем».

Читаем вместе

Другой возможный способ воздействия может быть таким: когда вы читаете ребенку книги (о пользе совместного чтения см. ПВ № 3,2009 г. - прим. ред.) стоит акцентировать внимание на моментах, когда герои помогают кому-то, проявляют милосердие и сострадание. Верующим родителям можно порекомендовать читать детям адаптированные варианты житийной литературы и также обращать внимание на то, как святые помогали другим людям и обсуждать, почему они так поступали, откуда бралась в них такая жертвенная любовь. То есть, родителям нужно формировать у ребенка идеал человека, любящего других людей и жертвенного по отношению к другим - как на уровне сердца, так и на уровне реальных поступков. Это очень важно делать именно в дошкольном возрасте, пока ребенок воспринимает идею жертвенного служения легко и с радостью. Важно не упустить этот возраст.

А это стихотворение Агнии Барто мы рекомендуем и детям, и взрослым.

Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.

Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!

Пока еще он подвига
Себе не приглядел
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!

Труд в радость. Дайте ребенку возможность вам помочь

Кроме воспитания милосердия, важно вовремя воспитать в человеке привычку к труду. Сензитивный период для воспитания трудолюбия - также возраст 4 - 5 лет. Дети в этом возрасте стремятся помогать родителям, и труд доставляет им удовольствие. Когда мама стирает, дочка пытается засунуть руки в таз и имитирует мамины движения. Когда папа заколачивает гвоздь, сын «трется» рядом с ним и просит дать ему молоток, чтобы он тоже смог забить гвоздь. Родители порой не понимают важности этого момента и часто отказывают детям под предлогом того, что сами сделают лучше и быстрее, отталкивают ребенка словами «не мешай», «не путайся под ногами», «иди в игрушки поиграй». Тут уже можно говорить об эгоцентризме родителей: свой комфорт, свое время взрослые часто ставят выше ребенка, выше его полноценного развития. Такие родители, когда их дети достигают подросткового возраста, обычно жалуются, что сын или дочь эгоисты, ничего по дому не делают, никак не помогают и т. д.

Как этого можно избежать? Психологи советуют дать ребенку возможность вам помочь, но с учетом его возраста. Например, когда мама стирает, можно поставить рядом маленький тазик, в котором дочка постирает одежду для своей куклы. Когда мама готовит, девочка поможет замешивать тесто, разложит начинку для пирога и т. д. Так потихоньку дочка будет осваивать мамины обязанности и вырастет настоящей помощницей. И папа может не полениться приобрести для сына маленький молоточек, и во время ремонтных работ тот будет полноправным участником процесса (конечно, под чутким руководством папы). Если вы боитесь доверять сыну настоящие инструменты, можно вручить ему игрушечные, сделанные из пластмассы: они неопасны, но мальчик почувствует свою приобщенность к мужской работе.

Интересно, что когда ребенок начинает помогать, у него меняется самоотношение. Он чувствует, что у него есть свои обязанности, так называемая зона личной ответственности, он чувствует себя более значимым в семье, более взрослым.

Помимо труда именно в дошкольном возрасте важно, чтобы у ребенка сформировались навыки самообслуживания. Ребенок должен сам убирать за собой постель, чистить свою обувь, прибирать свою комнату. Когда ребенок сделает что-то сам, обязательно похвалите его: «Как мне было приятно зайти в твою комнату! Она такая чистая! Ты у меня теперь совсем большой!».

И не скупитесь на похвалы. Вспомните, как долго и громко вы высказываете порой ребенку свое недовольство. Почему бы положительные эмоции не сделать столь же сильными и запоминающимися?

Такой ребенок будет стремиться помогать родителям, он сможет в случае необходимости (например, если мама заболела) взять ее обязанности на себя.

Основа основ

Нравственное воспитание ребенка неразрывно связано и должно основываться на духовном развитии в рамках Православного вероучения. Обязательно с ребенком нужно разговаривать о Боге, о Богородице, о святых, о том, как был создан мир, человек. Не замалчивать эти темы. Простым, доступным для ребенка языком нужно ему рассказывать о том, как Бог любит человека и в Своей любви к человеку доходит до такого самопожертвования, что добровольно отдает Себя на смерть. В идеале ребенок должен прийти к той мысли, что добрые дела, милосердные поступки нужно совершать не потому, что окружающие за них хвалят или помогают в ответ.

Не берусь назвать все причины, отчего ослабло чувство взаимопомощи, взаимообязанности, но думаю, что во многом это началось с разного рода социальной несправедливости, когда ложь, показуха, корысть действовали безнаказанно. Происходило это на глазах у народа и губительнейшим образом действовало на духовное здоровье людей...
Д. Гранин
Милосердие... Слово для большинства старомодное, непопулярное на сегодняшний день, даже забытое нашей жизнью. Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий. Одно из таких понятий - милосердие. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устаревшие», то есть устаревшие понятия.
Слова стареют не случайно. Милосердие. Что это?
Изъять милосердие - значит, лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Как же так получилось, что милосердие в нас почти исчезло? Да, можно возразить, приводя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры... есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, что милосердия в нашей жизни становится все меньше и меньше.
Я уверена, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Это чувство врожденное, данное нам вместе с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет.
Милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. Не давали приютить детей арестованных, сосланных. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. В эти времена милосердие расценивалось как нечто подозрительное, а то и преступное. Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, нарушать законность, избивать, уничтожать. Это все было в 30-е годы. А что же происходит в наше время, в 90-е годы?
Вспомните трагедию в Чернобыле. Люди вызвались помогать и помогали деньгами, всем, чем могли. У них были самые добрые и горячие чувства: охотно брали в семьи нуждающихся в помощи детей, принимали пострадавших в свои дома, делились всем. Такой же отклик возник и на бедствия в Грузии, где произошли сход лавин, наводнение.
Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая...
Но Чернобыль, землетрясения, наводнения - чрезвычайные ситуации. Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в будничной жизни. Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о постоянно нуждающихся в этом.
К сожалению, не все люди, живущие в России, воспринимают помощь от других. Они считают это унизительным и обидным. Это не так. Если тебе помогают от души, то это не милость и не подачка, это милосердие. И не бойтесь получать помощь от других: вам помогают от души. Когда-нибудь и вам придется помочь, но сделайте это также от души, от всего сердца.
Хочется сказать: «Люди! Будьте гуманны, не забывайте о том, что вы люди! А человек - это прежде всего доброта, человечность, великодушие». Одним словом - милосердие. Так хочется, чтобы не было неправды и зла на земле.



Что еще почитать