Обучение детей с нарушениями речи презентация. Дети с тяжелыми нарушениями речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры. В дооперационный период






























1 из 29

Презентация на тему: Нарушения речи

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Основными причинами патологии детской речи являются:* различная внутриутробная патология; * токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др;* родовая травма и асфиксия во время родов; * заболевания в первые годы жизни ребенка.

№ слайда 3

Описание слайда:

Прогностические показатели лингвистического развития ребенка:* состояние анатомо-физиологических предпосылок развития речи;* понимание речи в сенсомоторном периоде развития, характер последовательных стадий овладения импрессивной речью;* вокальная продукция, определение возраста и этапов вокализации, репертуар согласных звуков, структура слогов, просодия (ритм и мелодика);* начатки активной речи, способность подражать звукам и словам, коммуникативные типы речевой интонации, появление первых слов и словоподобных комплексов;

№ слайда 4

Описание слайда:

* объем словаря и особенности номинации; * ранний детский синтаксис, аккомпанирующая речь; * уровень речевой инициативы, мотивированность ее действием, ситуацией или словом взрослого; * овладение фонемным строем речи - последовательное образование и дифференциация фонем по артикуляционным и акустическим признакам, характер фонетических трансформаций; * микросоциальные и педагогические условия формирования речевой деятельности.

№ слайда 5

Описание слайда:

Нарушения устной речи 1. Фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи. 2. Структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые называют системными или полиморфными нарушениями речи.

№ слайда 6

Описание слайда:

Расстройства фонационного оформления афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса; брадилалия - патологически замедленный темп речи; тахилалия – патологически ускоренный темп речи; заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата; ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата; дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

№ слайда 7

Описание слайда:

Нарушения структурно-семантического оформления высказывания алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга; афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений I. Нарушение языковых средств общения (компонентов речи): фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи. II. Нарушения в применении языковых средств общения в процессе речевой деятельности (коммуникативный аспект): заикание; проявления речевого негативизма.

№ слайда 10

Описание слайда:

Логопедическая помощь в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: * ясли-сад для детей с нарушениями речи, * логопедический детский сад (ДОУ компенсирующего вида), * группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (ДОУ комбинированного вида), * дошкольный логопедический пункт, * учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи, * школа для детей с нарушениями речи (1-е и 2-е отделения), * логопедические пункты при общеобразовательных школах, * группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.

№ слайда 11

Описание слайда:

Отчетные документы логопеда на дошкольном логопункте: Журнал первичного обследования и консультаций. Список детей, зачисленных на занятия. Индивидуальные карты коррекционной работы с детьми. Планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми. Планы консультативно-методической работы с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения и родителями.

№ слайда 12

Описание слайда:

Логопедические пункты (кабинеты) в общеобразовательной школе(более 10,000 в стране) Основная задача – коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся. Речевые нарушения включают Общее недоразвитие речи. Сопровождается дислексией, дисграфией и специфическими трудностями в усвоении программы по русскому языку. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Наиболее распространенная причина фонематической дислексии. Заикание разной степени. Нарушения произношения, обусловленные дефектами артикуляции.

№ слайда 13

Описание слайда:

Результативность работы логопедических пунктов при общеобразовательных школах определяется следующими положениями: на логопедических занятиях без отрыва от школьного обучения последовательно осуществляется нормализация различных видов речевой, деятельности; методом устного опережения формируется готовность к усвоению языковых закономерностей на уроках русского языка; активизируется речемыслительная деятельность и корригируются особенности психического развития, обусловленные речевым нарушением.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Направления деятельности логопеда, работающего в детской поликлинике педагогическая (логопедическая) работа по исправлению нарушений речи детей на систематических и консультативных занятиях; выявление детей с речевым недоразвитием и направление на ПМПК для последующего устройства в дошкольные и школьные учреждения или речевые стационары разного профиля; участие в комплектовании логопедических учреждений здравоохранения и образования и оформление на каждого ребенка логопедической характеристики; профилактическое обследование детей, посещающих дошкольные учреждения; санитарно-просветительская работа с родителями, педиатрами, воспитателями детских садов.

№ слайда 16

Описание слайда:

Нормативно правовые документы по коррекционной педагогике 1 Коррекционные образовательные учреждения: нормативно-правовые документы. – М.: Сфера, 2004. wwww.tc-sfera.ru Тел. 107-59-15 Адрес: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная. д.18, корп. (м. Ботанический сад). 2.Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Сфера, 2003. 33.Водоватов Ф.Ф., Бумагина Л.В. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000.

№ слайда 17

Описание слайда:

Нормативно правовые документы по коррекционной педагогике 4. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авторы-составители Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель, 2005 www.ast.ru Адрес: г. Москва, Звездный бульвар, д. 21, 7 эт. 215-53-10 5. Издательский дом «1 сентября» публикует нормативно-правовые документы http://psy.1september.ru 6. Журнал «Вестник Образования России» www.school.edu.ru 7. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru 8. Российское Образование Федеральный портал: www.edu.ru

Описание слайда:

№ слайда 20

Описание слайда:

*Программа обучения и воспитания детей с ФФН.(Старшая группа детского сада)Учебный комплект по логопедии Т.Б Филичева, Г.В.Чиркина – М.: МГОПИ, 1993 г.Программа предназначена для воспитателей, логопедов дошкольных групп для детей с ФФН. Предоставленый материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей 5- летнего возраста с ФФН,методические приемы их обследования раскрывают вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению ФФН у детей. *Программа обучения и воспитания детей с ФФН.(Старшая группа детского сада).Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.: МГОПИ, 1998 г. *Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшей группы),Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.: Шк.-пресс, 2002.

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

Характерные признаки задержки психического развития ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем низкий уровень познавательной активности недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения более низкая работоспособность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

№ слайда 24

Описание слайда:

Наиболее типичные ошибки грамматического оформления речи детей с нарушением слуха нарушения синтаксических связей согласования и управления («ответил мальчика» - ответил мальчику; «бабочка с точке на крылышке» - бабочка с точкой на крылышке); замена, пропуск и включение лишних предлогов («снял от себя» - снял с себя, «лезет дерево» - лезет на дерево, «из школы в домой» - из школы домой); неточное употребление родовых и падежных окончаний («глаза жёлтый» - глаза жёлтые); неверное изменение типа склонения («запряженные лошадём» - запряженные лошадьми); неправильное употребление частей речи или их форм («Мы разучили стихи, песни, танцевать» - Мы разучили стихи, песни, танцы); пропуск членов предложения.

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

Мероприятия по первичной профилактике речевых нарушений 1. Меры по предупреждению анте- и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности; предупреждение родового травматизма; инфицирования плода и новорожденного и т. п. 2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.

Описание слайда:

Вторичная профилактика речевых нарушений Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется: 1. Формировать функциональный базис навыков чтения. 2. Обучать чтению с опережением. Для предупреждения нарушений письма рекомендуется: 1. Своевременное выявление группы риска. 2. Исправление фонетико-фонематических нарушений. 3. Формирование функционального базиса письма. 4. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

1 слайд

2 слайд

Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения

3 слайд

4 слайд

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

5 слайд

психолого-педагогические особенности детей с ТНР Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

6 слайд

Тяжёлые нарушения речи (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на: отсутствие или недоразвитие речи(алалия) полная или частичная утрата речи(афазия) нарушение произносительной стороны речи(дизартрия) нарушения тембра голоса и звукопроизношения(ринолалия) нарушения темпо-ритмической организации речи(заикание)

7 слайд

Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи. ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Проявления: расстройства артикуляции нарушения голосообразования изменение ритма, темпа и интонации речи Причины: органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития острые и хронические инфекции кислородная недостаточность недоношенность резус-несовместимость ДЦП – 65-85% детей родовые травмы токсикоз беременности и др.

8 слайд

9 слайд

Этапы логопедического воздействия при дизартрии Подготовительный этап: Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов Развитие слухового восприятия и сенсорных функций Формирование потребности в речевом общении Развитие и уточнение пассивного и активного словаря Коррекция дыхания Коррекция голоса На фоне: Медикаментозного воздействия Физиотерапии Лечебной физкультуры Артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики Логопедической ритмики Нетрадиционных форм воздействия (аромотерапия, криотерапия, арттерапия и др.)

10 слайд

Этап формирования первичных коммуникативных и произносительных навыков: Развитие речевого общения Формирование навыков звукового анализа Коррекция артикуляционных нарушений (расслабление мышц речевого аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционной моторики) Коррекция голоса Коррекция речевого дыхания Развитие артикуляционного праксиса Коррекция звукопроизношения

11 слайд

Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: «гнусавость» -- устаревший термин «палатолалия» Проявления: назализация (воздушная струя при звукопроизнесении попадает в полость носа и возникает носовой резонанс) искаженное произношение всех звуков речь невнятная, монотонная грубые нарушения артикуляционного аппарата (расщелина неба) РИНОФОНИЯ – если нет расщелины неба, а есть только носовой оттенок голоса.

12 слайд

Логопедическое воздействие при открытой ринолалии Задачи коррекционной работы: нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи выработка правильной артикуляции всех звуков устранение назального оттенка голоса воспитание навыков дифференциации звуков нормализация просодических компонентов речи

13 слайд

В дооперационный период: Освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений Подготовка правильного произношения гласных Подготовка правильной артикуляции доступных согласных

14 слайд

В послеоперационный период: Развитие подвижности мягкого неба Устранение дефектов звукопроизношения Преодоление назального оттенка голоса

15 слайд

Специфические виды работы в послеоперационном периоде: Массаж мягкого неба Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки Артикуляционная гимнастика Голосовые упражнения Дыхательные упражнения

16 слайд

Нарушения темпо-ритмической организации речи. ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз Страдают до 2% людей. Причины: речевая перегрузка патологическая раздражительность ускоренный темп речи подражание издержки воспитания психотравмы Все это является предрасполагающими факторами для заикания. Проявления: судороги в момент речи в речевом аппарате периодичность в течении связь с общим эмоциональным состоянием зависимость от внешних факторов (время года, питание, условия жизни) сопутствующие движения (развиваются постепенно) судороги в различных группах внеречевой мускулатуры: лицо, шея, конечности (зажмуривание глаз, моргание, раздувание ноздрей, откидывание головы и т.д.) эмболофразия (речевая уловка – добавление в речи стереотипных звуков «а-а-а», «э-э-э», «ну» и др. логофобия – боязнь речи в целом или произнесения отдельных звуков.

19 слайд

Обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Слайд 2

Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения

Слайд 3

  • Слайд 4

    Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

    Слайд 5

    психолого-педагогические особенности детей с ТНР

    Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

    Слайд 6

    Тяжёлые нарушения речи (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на:

    отсутствие или недоразвитие речи(алалия) полная или частичная утрата речи(афазия) нарушение произносительной стороны речи(дизартрия) нарушения тембра голоса и звукопроизношения(ринолалия) нарушения темпо-ритмической организации речи(заикание)

    Слайд 7

    ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Проявления: расстройства артикуляции нарушения голосообразования изменение ритма, темпа и интонации речи Причины: органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития острые и хронические инфекции кислородная недостаточность недоношенность резус-несовместимость ДЦП – 65-85% детей родовые травмы токсикоз беременности и др.

    Слайд 8

    Комплексный характер логопедическоговоздействия при дизартрии

  • Слайд 9

    Этапы логопедического воздействия при дизартрии

    Подготовительный этап: Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов Развитие слухового восприятия и сенсорных функций Формирование потребности в речевом общении Развитие и уточнение пассивного и активного словаря Коррекция дыхания Коррекция голоса На фоне: Медикаментозного воздействия Физиотерапии Лечебной физкультуры Артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики Логопедической ритмики Нетрадиционных форм воздействия (аромотерапия, криотерапия, арттерапия и др.)

    Слайд 10

    Этап формирования первичных коммуникативных и произносительных навыков:

    Развитие речевого общения Формирование навыков звукового анализа Коррекция артикуляционных нарушений (расслабление мышц речевого аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционной моторики) Коррекция голоса Коррекция речевого дыхания Развитие артикуляционного праксиса Коррекция звукопроизношения

    Слайд 11

    Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи

    РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: «гнусавость» -- устаревший термин «палатолалия» Проявления: назализация (воздушная струя при звукопроизнесении попадает в полость носа и возникает носовой резонанс) искаженное произношение всех звуков речь невнятная, монотонная грубые нарушения артикуляционного аппарата (расщелина неба) РИНОФОНИЯ – если нет расщелины неба, а есть только носовой оттенок голоса.

    Слайд 12

    Логопедическое воздействие при открытой ринолалии

    Задачи коррекционной работы: нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи выработка правильной артикуляции всех звуков устранение назального оттенка голоса воспитание навыков дифференциации звуков нормализация просодических компонентов речи

    Слайд 13

    В дооперационный период:

    Освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений Подготовка правильного произношения гласных Подготовка правильной артикуляции доступных согласных

    Слайд 14

    В послеоперационный период:

    Развитие подвижности мягкого неба Устранение дефектов звукопроизношения Преодоление назального оттенка голоса

    Слайд 15

    Специфические виды работы в послеоперационном периоде:

    Массаж мягкого неба Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки Артикуляционная гимнастика Голосовые упражнения Дыхательные упражнения

    Слайд 16

    Нарушения темпо-ритмической организации речи

    ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз Страдают до 2% людей. Причины: речевая перегрузка патологическая раздражительность ускоренный темп речи подражание издержки воспитания психотравмы Все это является предрасполагающими факторами для заикания. Проявления: судороги в момент речи в речевом аппарате периодичность в течении связь с общим эмоциональным состоянием зависимость от внешних факторов (время года, питание, условия жизни) сопутствующие движения (развиваются постепенно) судороги в различных группах внеречевой мускулатуры: лицо, шея, конечности (зажмуривание глаз, моргание, раздувание ноздрей, откидывание головы и т.д.) эмболофразия (речевая уловка – добавление в речи стереотипных звуков «а-а-а», «э-э-э», «ну» и др. логофобия – боязнь речи в целом или произнесения отдельных звуков.

    Слайд 17

    Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания:

    ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Медицинские препараты Лечебные процедуры ЛФК Психотерапия КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Логопедические занятия Логоритмика Воспитательные мероприятия

    Слайд 18

    Система коррекционной работы с заикающимися по периодам

  • Слайд 19

    Обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

    Посмотреть все слайды

    В массовых школах дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи.

    Кроме коррекции речи с детьми с ТНР необходимо занимаются развитием высших психических функций: памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучению грамоте и математике. Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункте направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости.

    Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелом положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умствен-ного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

    Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

    Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.

    Мною предлагаются основные методы и приемы логопедии. Направление работы строятся на комплексности, систематичности и индивидуальном подходе к каждому ребенку с ТНР.

    Слайд 2

    • Виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации
    • Нарушение устной речи
    • Нарушение письменной речи
    • Психолого-педагогическая классификации
    • Заключение
    • Глоссайд
  • Слайд 3

    Классификация речевых нарушений

    На начальных этапах своего становления логопедия не располагала собственной классификацией и даже не ставила вопроса о необходимости ее разработки, так как находилась под большим влиянием успехов европейской медицины в области изучения речевых расстройств и опиралась на сложившиеся в ней к концу XIX- началу XXв. классификации. Современная классификация включает в себя: Клинико–педагогическую и Психолог –педагогическую классификацию

    Слайд 4

    Виды речевых нарушений

    • Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации (Хвайцев, Правдина, Рау)
    • Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно под­разделить на две большие группы взависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная
  • Слайд 5

    Нарушения устной речи

    Нарушение устной речи могут быть разделены на два типа:

    • фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи.
    • структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.
  • Слайд 6

    Расстройства фонационного оформления высказывания

    Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:

    • Голосообразования
    • Темпо - ритмической организации высказывания
    • Интонационно-мелодической
    • Звукопроизносительной организации
  • Слайд 7

    • Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в любых комбинациях в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначений которых существуют традиционно закрепившиеся термины:
    • Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
    • Брадилалия (брадифразия) - патологически замедленный темп речи
    • вследствии замедленной реализации артикулярной речевой программы.
    • Тахилалия - патологически ускоренный темп речи в следствии ускоренной реализации речевой артикуляторной программы.
  • Слайд 8

    • Заикание (Логоневроз - боязнь речи) -нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
    • Дислалия - нарушение звуко произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
    • Ринолалия - нарушения тембра голоса и звуко произношения,обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевог аппарата.
    • Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи,обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
    • Анартрия - невозможность осуществлять звуковую реализацию речи.
  • Слайд 9

    Нарушения структурно-семантическогооформления высказывания

    • Нарушения структурно-семантического (внутренного) оформления высказывания представлены двумя видами речевых нарушений: алалией и афазией.
    • Алалия (дисфразия, афазия развития) - отсутствие или недоразвитие речи вследствие оргапоражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
    • Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
  • Слайд 10

    Нарушение письменной речи

    Подразделяются на 2 группы:

    1. При продуктивного вида отмечаются расстройства письма
    2. При нарушении рецептивной письменной деятельности - расстройства чтения.
  • Слайд 11

    Расстройства письма (продуктивного вида)

    • Дисграфия – нестойкость оптика - пространственного образа буквы, смещение, пропуск букв, искажения звука – слогового состава слова и структуры предложений.
    • Аграфия – несформированность письма в ходе обучения.
  • Слайд 12

    Расстройства чтения (рецептивного вида речи)

    1. Дислексия – частичное специфическое нарушение чтения.
    2. Аллексия– неспособность овладеть чтением в процессе обучение
  • Слайд 13

    Психолого – педагогическая классификация

    Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

    Слайд 14

    Психолого–педагогическая классификация подразделяется на 2 группы

    • Группа - Нарушение средств общения (ФФН и ОНР)
    • Фонетико – фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
    • При фонематических нарушениях следует развивать речевой и фонетический слух.
    • При фонетических нарушениях проводят работу по коррекции нарушений артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторике.
  • Слайд 15

    В зависимости от нарушаемых звуков различают:

    • Фонематические нарушение свистящих и не свистящих звуков - сигматизмы. Фонетические нарушение - параситизмы
    • Фонетические нарушения звуков л, л" .
    • Фонетические нарушение звуков р, р"- ротацизмы, пароротацизмы
    • Фонетическое нарушение звука й – йотацизмы, парайотацизмы
    • Дефекты смягчения – все звуки как мягкие
    • Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
    • Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушены все компоненты речи относящиеся к звуковой и смысловой стороне
  • Слайд 16

    Группа Нарушения в применении средств общения,куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

    Слайд 17

    Заключение

    В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения чтения и письма. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развития которых тесно связанно с речью.

    Слайд 18

    Глоссайд

    О.В. Правдина, «Логопедия» Москва 1937г 2) Л.С. Волкова, «Логопедия» Москва 1989 г. 3) М.Е. Хватцев, «Логопедия» Москва 1959 г.



  • Что еще почитать