Экосистема дошкольного образования. Презентация "Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье" () по биологии – проект, доклад Экологическое воспитание детей средней группы

Система экологического воспитания в ДОО


Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

  • Задача - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
  • Ведущим фактором в интеллектуальном развитии является конкретный образ предмета, действия с ним, поэтому ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.
  • Важную роль играют практические моделирующие действия;
  • Воспитатель вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, поэтому педагог отбирает для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

Разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами);

Ежемесячные наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря и одеванием картонной куклы;

Участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;

Проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом;

Рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

Проведение экологических занятий один раз в две недели;

Проведение экологических досугов.


Экологическое воспитание детей средней группы

  • Дети увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям.
  • Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно - ролевой игры, большой интерес детей к ней.

Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

  • циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, декоративной птицей в клетке, морской свинкой, живущей в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке);
  • ежемесячные наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;
  • совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;
  • подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;
  • «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре (развивается наблюдательность,способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста.
  • чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е.Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору (это позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков);
  • чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита - приобщать детей к пониманию ценности здоровья;
  • еженедельное проведение экологических занятий, дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые;
  • на занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;
  • проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.

Экологическое воспитание детей старшей группы

  • Дети овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми.
  • Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными - память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление.
  • Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения.
  • Технология эколого-педагогической работы с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т.е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Экологическое воспитание детей подготовительной группы

  • Большое значение имеют занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа.
  • Не менее важны комплексные занятия, на которых организуются выставки произведений искусства - воспитатель развивает эстетическое восприятие детей, их способность чувствовать и переживать красоту природы, запечатленную в различных произведениях.
  • В течение года взрослые организуют выходы детей в ближайшие экосистемы - экскурсии и походы в лес, на луг, водоем.
  • Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера.

Диагностика экологической воспитанности дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников предполагает:

  • во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к живой природе;
  • во-вторых, ознакомление детей с природой;

Диагностику экологической воспитанности

дошкольников необходимо проводить с учетом их

возрастных особенностей по двум направлениям:

  • формирование экологических знаний;
  • экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье

Рубцова Наталья Валерьевна


  • Область «Безопасность»:
  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
  • Область «Познание»:
  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской деятельности.

  • задачи по экологическому воспитанию. исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; использование дополнительных возможностей интеграции специ­алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формирование знаний о природе; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья
  • задачи по экологическому воспитанию.
  • исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей;
  • формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности;
  • использование дополнительных возможностей интеграции специ­алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры;
  • на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
  • формирование знаний о природе;
  • развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение.
  • диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования;
  • обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья

Схема построения экологического образования в ДОУ

Экологическое

образование

Природа человеку

Человек природе

Правила охраны

природы – личное

участие каждого

в природоохранных

мероприятиях


Модель экологического пространства в ДОУ

В помещении

Коридоры

На участке

Библиотека

Музыкально-

физкультурный зал

Экологическая

Уголки природы

Мини-музеи

Исследовательский

Календарь

Комнатные

растения

Деревья и

кустарники

Мини планетарий

Огород на

Животные

подоконнике

Экологический

Аптека на

Природные и

Аквариумы

подоконнике

ландшафтные

особенности территории


Экологические центры: групповые уголки живой природы о опытническо -экспериментальные лаборатории






  • метод наблюдения с подключением различных анализаторов,
  • опыты и эксперименты,
  • проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);
  • словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.),
  • практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы),
  • игровые методы и игра,
  • практическая работа и поисковая деятельность;
  • экскурсии,
  • метод проектов

  • занятия;
  • экскурсии;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • экологические проекты (педагогические, детско-родительские);
  • проведение экологических викторин и олимпиад;
  • выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник»



  • главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой),
  • терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным),
  • внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей),
  • бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»)

  • разработки содержания эмоционально-положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника;
  • создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе;
  • методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе.

Одной из форм экологической работы с детьми и родителями являются проекты.

Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков и связной речи,
  • развитие исследовательских навыков,
  • умения планировать деятельность для получения конечного результата,
  • повышение личной уверенности у каждого участника проекта,
  • проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек

  • Детско-родительские проекты,
  • Семейные клубы,
  • Встречи по интересам
  • Информационное просвещение родителей,
  • Совместные мероприятия (экскурсии в музеи, зоопарк, дендрарий, планетарий),
  • Совместные занятия,
  • Экологические праздники и развлечения,
  • Совместные акции
  • И другое












Ольга Ивановна Жемкаускене
Экосистема дошкольного образования

В современном мире стремительно развиваются информационные технологии, ресурсы. В том числе есть и такие, которые направлены для использования в системе образования . Сегодня происходит переосмысление процесса обучения и воспитания детей в дошкольном образовании . Разрабатываются новые концепции образования , новые приемы и методы. В том числе появляются новые термины и одним из них стало понятие «» .

Стоит разобраться в понятии «экосистема » . Впервые термин был предложен английским экологом А. Тенсли еще в 1935 году. Экосистему он определял , как биологическую систему (биогеоценоз, состоящую из сообщества живых организмов (биоценоз, среды их обитания (биотип, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Кроме того, экосистема является сложной , саморегулирующейся, саморазвивающейся и самоорганизующейся системой.

Абсолютно любая экосистема характеризуется тем , что живущие в ней живые организмы взаимодействуют с любым другим объектом в этой же системе, в совместной окружающей среде. Опираясь на эти положения, можно провести параллель к понятию «экосистема дошкольного образования » , где биогеоценоз – это дошкольное образование , биоценоз - субъекты образовательно -воспитательного процесса, биотип – образовательные учреждения , а обмен веществ и энергией подразумевает взаимодействие друг с другом во время обмена информацией.

Центром экосистемы является ребенок . Обучение и воспитание ребенка в экосистеме происходит не только в дошкольном образовательном учреждении , но и в организациях дополнительного образования , в библиотеке, музыкальной школе, дома. Таким образом , понятие «экосистема дошкольного образования » включает в себя комплекс педагогических подходов, педагогических технологий, отражающихся в единстве и сообразности использования , направленных на формирование всесторонне и гармонически развитой личности ребенка, активной, способной действовать самостоятельно.

Чтобы достижение результатов было максимально эффективным, необходимо создание новых возможностей для развития дошкольников . Для этого необходима разработка новых практик, новых методик, отвечающих запросам современного общества, современным информационным технологиям при условии обязательного сотрудничества педагогов с родителями и общественностью, заинтересованной в качественном обучении и воспитании подрастающего поколения.

Следует предположить, что о предпосылках развития «экосистемы дошкольного образования » говорит внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования . Разработчиками ФГОС ДО учтены веяния современного общества, которые нашли отражение в федеральном документе. Опираясь на данный документ и то, что экосистема не может функционировать, если отсутствует хотя бы один ее компонент, можно сделать вывод, что немаловажную роль в развитии детей дошкольного возраста играет развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения . К ней предъявляются особые требования : доступная, безопасная, содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная. Наполняемость развивающей среды должна обеспечивать концептуальную целостность образовательного процесса и оснащена экологически чистым оборудованием.

Развивающая предметно-пространственная среда, как часть экосистемы , не должна оставаться в пределах только одной группы, а должна касаться всего пространство детского сада. Если в создание развивающей среды включать детей, то это обеспечит формирование и развитие их самостоятельности, креативного мышления, активности. Составляющей для формирования экологического сознания является и вторичное использование материалов. В этот момент дети получают навыки безотходного использования материалов.

Для того, чтобы экологическое образование детей дошкольного возраста вышло на новую ступень, необходимо на территории и в самом детском образовательном учреждении расширить и углубить развивающую предметно-пространственную среду. Например, в ДО организовать музеи книги, выставки камней и интересных находок; на территории создать экологическую тропу, летний театр, поляну сказок, мини-огороды.

Обучение и воспитание детей при таких условиях будет направлено на получение, формирование элементарных экологических представлений, знаний, которые будут являться исходным пунктом правильного, осознанного отношения дошкольников к окружающей природе, развития познавательных способностей.

Кроме научных знаний об окружающем мире, экологическое воспитание должно быть окрашено эстетически, что будет способствовать формированию эстетического восприятия природы, окружающего мира. Формирование экологической культуры, ее основ, может проходить в виде различных форм : целевых экскурсий, ухода за растениями, в специально организованных ситуациях, экологических праздниках, наблюдениях и т. д. Главная цель – развить в детях умение воспринимать и ценить прекрасное, понимать значимость окружающего мира, бережно относиться к окружающим растениям, животным, людям. В этом поможет грамотно выстроенная экосистема дошкольного образования .

Публикации по теме:

Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

В Беловском районе 24 - 25 августа 2017 года для работников образования прошла августовская конференция «Муниципальная система оценки качества.

Детский сад как экосистема Сегодня мы можем говорить о том, что на современного ребенка и возможности его развития оказывают влияние множество факторов. Среди них.

Экосистема дошкольного образования «Стандарт дошкольного образования – это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Стандарт дошкольного.

Конспект занятия по окружающему миру «Экосистема леса. Деревья» Конспект занятия по окружающему миру Тема урока: «Экосистема леса. Деревья» Класс: 3 Тип урока: объяснение нового материала Цель урока:.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Аннотация. В статье рассматривается дошкольный возраст как благоприятный период для социального развития, посредством социальных отношений.

Презентация «Сравнительный анализ ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования» Слайд 1 Уважаемые коллеги, сегодня мы обсудим вопрос преемственности дошкольного и начального общего образования Слайд 2 Говоря о возрастной.

Проблемы дошкольного образования Проблемы дошкольного образования. Несомненно, период дошкольного образования - важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте.

Проект «Мини-экосистема Байкала» Где было пустое место, где не было ничего, Пусть каждый посадит дерево и не забудет его. В. Берестов. Проект разработан в рамках направления:.

Реализация ФГОС дошкольного образования: музыкальное развитие детей дошкольного возраста Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - это ориентация.



Что еще почитать