Журнал история в школе. Преподавание истории в условиях современной школы

«Преподавание истории в школе» - современный журнал с богатыми традициями. Мы выходим с 1916 года и являемся старейшим в стране изданием для учителей истории и обществознания. Наша цель - помочь учителю в его труде, познакомив с последними реформами в образовательной сфере, свежими методическими разработками, результатами новых научных исследований. На страницах журнала вы найдете ответы на волнующие нас всех вопросы: как готовить к ЕГЭ? Как эффективнее использовать на уроке компьютерные технологии? Какой учебник лучше? Как улучшить результативность работы при постоянной нехватке времени? - и множество других, не менее актуальных!

Описание группы было успешно изменено


Актуальная тема: Фальсификация истории.
Три материала + обзор полезных ссылок в Рунете на сайты по борьбе с историческим мифотворчеством. На меня произвел впечатление материал Рыченкова, поставившего жирный знак вопроса над известными воспоминаниями переводчика Бережкова.
История и обществознание: Статьи о «мыльных пузырях» в экономической истории (на примере Компании Южных морей – 18 век), представлениях...


Актуальная тема: Компетентностный подход в преподавании.
Четыре материала – общего характера, по обществознанию, истории и праву.
История и обществознание: статьи об антисоветской агитации и пропаганде за рубежом накануне Великой Отечественной войны, о молодежных организациях нацистской Германии (весьма содержательная), маршале Василевском, освоении целины при Хрущеве.
Методика: примерная программа по...


Актуальная тема: Духовно-нравственное воспитание.
Семь разнообразных материалов, в том числе об опыте такого воспитания в США.
История и обществознание: статьи об историческом знании при переходе к Новому времени и об иноземцах в России во второй половине XVвека (автор второй статьи - Черникова, автор также известного учебника; в статье есть интересная мысль).
Методика: примерное тематическое планирование по...

Актуальная тема: Новые стандарты и программы.
Статья О.Ю. Стреловой о новой примерной программе по истории для 5-9 классов, пояснительная записка к ней и сама программа (блок по истории России, постарались весь уместить, чтобы удобно было). Но вначале - довольно злобная вступительная статья главреда с критикой этой примерной программы... История и обществоведение: Статьи о появлении и развитии броненосного флота России,...

Актуальная тема: Преподавание истории культуры.
Два материала М.В. Коротковой – известного специалиста в этой области. Статья Э.Н. Абдулаева « О некоторых приемах изучения истории культуры ». Материал А.Ю. Морозова – мысли вслух о преподавании современной культуры. Статья о зарубежной периодике как явлении культуры Русского Зарубежья. История и обществоведение. Статьи о государстве скифов, маршале Рокоссовском (начало...

Актуальная тема: История общества.
7 разнообразных материалов по социальной истории. Из них 4 научных: обзорная статья по социальному устройству в древнем мире и в средние века, приказная бюрократия допетровской Руси (на мой взгляд, очень качественный материал), местное чиновничество в предреформенной России, классы в современной России и США. Две разработки уроков: по западноевропейскому средневековью и советскому обществу...

Актуальная тема: 65-летие Победы в Великой Отечественной войне
Восемь разнообразных материалов по актуальной теме, разделившихся ровно пополам: 4 научных и 4 методических. История и обществознание: статьи Усачева о Степенной книге (первый курс русской истории, по мнению автора), Новгороде Великом в Смутное время. Методика: уроки по депортации народов в СССР и роли СМИ в обществе (в последнем случае - любопытный опыт...

Некоторые проблемы преподавания истории в реформируемой школе

Основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. История должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Ученик получает право на субъективность и пристрастность на обоснование своих решений нравственных проблем истории.

Уроки истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.

Необходимо воспитывать историзм - умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи, уникальных для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений.

Важная цель уроков истории - способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.

Преподавание истории в школе должно способствовать формированию ценностных ориентации ученика, решению им морально-нравственных проблем. Цель исторического образования в этом плане - ориентация прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.

Главная задача истории - воспитать гражданина России , активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.

Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать что его народ - часть мировой цивилизации.

Для чего необходимо преподавать историю в школе?

По распространённому мнению, изучение истории должно дать учащимся необходимый запас знаний о прошлом и необходимый набор умений при изучении событий прошлого. Но наши дети далеко не всегда понимают действительную ценность знаний о прошлом.

Что означает понятие история? История – это наука. Основы истории – науки являются стрежнем школьного предмета истории. Для изучения в школе основ истории необходимо прежде всего ясное и чёткое представление о том, зачем ученику изучать прошлое (а не знать о прошлом). И здесь ключевым является вовсе не понятие прошлое, а понятие настоящее (и даже будущее). Научное исследование прошлого позволяет лучше понять настоящее и хоть чуть – чуть спрогнозировать будущее. Именно это должно быть стержнем школьного исторического образования и мотивацией учебной деятельности. И если это сформировано, то дети поймут, что история прежде всего учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиков, и научатся делать свой осознанный выбор.

Вторая проблема: что изучать на уроках истории?

Проблема содержания школьного курса истории сегодня обострилась наиболее остро. Изменения в идеологии потребовали формирования у учащихся более широкого, полноценного представления об исторических процессах и явлениях. Кроме того реалии сегодняшнего дня требуют воспитания патриотизма у наших детей. А эту задачу, в первую очередь, выполняют уроки истории, на примерах героизма, отваги и т.д. Сама жизнь подталкивает к коренному пересмотру самого подхода к содержанию школьного курса истории. Отсюда, содержание должно быть скомпоновано и преобразовано таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем. Следовательно, организация содержания должна подчиняться логике решения учебных задач через выполнение учебных заданий доступных каждому учащемуся, а также развития у учащихся творческих начал, творческого подхода к их решению.

Это заставляет нас перейти к следующей проблеме – как изучать историю?

Сегодня, в условиях демократизации общества сформировались различные школы и направления в обучении. И в то же время сами методики преподавания отдельных предметов разработаны не в достаточной мере. Одним из наиболее приемлемых, на наш взгляд, является блочная система преподавания истории с использованием опорных конспектов.

Историческое преподавание в школе часто страдает дробленностью материала, событий. Не редко изученное на предыдущих уроках учащийся забывает ещё до того, как узнает, к каким результатам приведёт причинно – следственная связь. Если материал всей темы просто передаётся на нескольких уроках через рассказ, лекцию, то это запутывает ученика, в его голове «образуется каша » из множества подтем. Но те же события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, с выделенными основными узловыми подвопросами и подтемами, приводит к получению нового, качественного результата. Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка: «причина – события – последствия», выделение узловых проблем и событий – это главное.

Рассмотрение событий в обобщённом виде с сознательным отказом от второстепенных деталей, даёт возможность учащемуся запомнить основные причины, последовательности событий в целом, ключевые даты, понятия, главных героев исторического события, его итоги и последствия. В сознании даже, слабого ученика формируется образ исторического пространства, на котором во времени произошли определенные изменения.

Для сильного учащегося опорный конспект – это основа для усиления координации зрительной, слуховой, моторной памяти, а главное – подсказка для неординарного умозаключения, для работы на уровне второй сигнальной системы. В основу разработки опорных конспектов должны быть положены не словесно – понятийные сигналы, а принцип минимума слов и максимума знаков, образных символов, элементов унифицированного характера. Работа учащихся параллельно с учебным материалом и опорным конспектом позволяет развивать абстрактное мышление. Данная методика позволяет включать в работу все стороны механической и логической памяти.

В данной методике урока стимулируется спокойная уверенность в своих успехах, у ученика отсутствует страх за провал. Он идёт от малых побед к большим, от успеха к успеху. Уверенность порождает свободу мыслей.

Курс истории древнего мира содержит богатый и красочный материал также и для развязывания важных воспитательных задач школы

Большой трудовой подвиг людей, которые преобразовывали своим трудом долины рек и пустыни, прокладывали каналы и строили дамбы, сооружали величественные сооружения, воспитывает уважение к труду.

Рассказ об эксплуатации и беспросветной жизни рабов способствует воспитанию чувства ненависти к несправедливости, сочувствия к угнетенным.

Самоотверженная борьба за независимость своей Родины, легендарные подвиги в войнах с захватчиками вызывают у детей чувство восхищения, стремления наследовать пример героев, способствуют воспитанию патриотизма.

Выдающиеся памятники литературы и искусства древности дают большие возможности для эстетического воспитания учеников.

Сознательное усвоение знаний, формирование идей, воспитание чувств неразрывно связано с развитием мышления, воображения, памяти школьников. Это многосторонний единый процесс. При этом, чем больше активность и самостоятельность учеников в учебной деятельности, тем эффективнее развиваются дети, формируются их умения и навыки.

Одна из важнейших задач курса истории в 6 классе - формирование основ дальнейшей работы по развитию мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы

Хуже всего сохраняется событийный материал. Прочность запоминания фактического материала незначительна; забывание происходит особенно интенсивно в течение первого года после усвоения. Прочность знаний по различным компонентам исторического материала различна: лучше запоминаются образы исторических деятелей, если они восприняты конкретно и в связи с событийным материалом. Больше и скорее всего забываются хронологические даты. В тех случаях, когда при изучении нового материала повторяется ранее пройденное и забытое, происходит не только оживление в памяти старого, но и качественное укрепление и обогащение всего комплекса знаний. Очень важное значение для закрепления ранее усвоенных знаний имеет то, насколько часто учащиеся встречаются с этими знаниями при изучении других школьных предметов, чтении книг, периодической печати, при просмотре кинофильмов и телепередач. В тех же случаях, когда такой мобилизации изученного материала или установления новых связей с ним не происходит, знания утрачиваются бесследно. Естественно, что понятия и закономерности, связанные с изучением в 6 классах первых трех формаций, неоднократно повторяемые в последующих курсах истории, оказываются наиболее стойким элементом знаний, в то время как событийный материал этих курсов, в малой степени "стыкуемый" с литературой, географией и историей в других классах, забывается.

Наиболее сложным для учащихся 6 класса является восприятие исторических процессов и причинно-следственных связей.

Методическими исследованиями было доказано что большинство учащихся удовлетворительно усваивают раздельные сложные процессы и причины, их вызвавшие.

Как уже упоминалось выше, специфика истории, как учебного предмета определяет огромную роль живого слова в формировании знаний учащихся. Красочный, увлекательный рассказ учителя дает возможность воссоздать перед мысленным взором ученика яркие картины прошлого, конкретизировать учебный материал в той степени, чтобы сформировать достоверные образные представления, а также осуществить эмоциональное воздействие на ученика, что крайне необходимо для решения воспитательных задач. В ходе устного изложения материала учитель дает учащимся образцы рассуждения и объяснения взаимосвязи между историческими событиями.

Яркое, образное изложение приобретает особое значение в 5-6 классах, где изучаются далекие от нас эпохи. Здесь особенно актуальной является задача воссоздать как можно полнее и конкретнее события и явления, "приблизить" их к ученику. При всей важности организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке методическая наука и опыт передовых учителей убеждают, что нельзя противопоставлять самостоятельную работу и активность учащихся устному изложению учителя

В практике наметились два пути организации активной познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения материала учителем.

Первый путь - это придание рассказу такой формы, которая как бы превращает учащихся из слушателей в "свидетелей" и даже "участников" событий и явлений. При этом возникает "внутренняя активность" учащихся, связанная с их напряженным вниманием и повышенным интересом.

Разработаны следующие приемы конкретизации, применяемые в процессе устного изложения материала:

а) картинный рассказ, включающий яркие эпизоды (например, о быте феодалов);

б) рассказ в форме "путешествия в прошлое", способствующий тому, что учащиеся мысленно переносятся в далекую от нас эпоху благодаря созданию "иллюзии участия" (например, рассказ о культуре Византии);

в) прием персонификации исторических процессов и явлений, когда типичные факты воплощены в судьбе исторического лица;

г) прием драматизации исторических процессов и явлений, когда типичные факты представлены в виде столкновения нескольких исторических или вымышленных лиц;

д) введение в изложение занимательных деталей и подробностей, делающих более конкретными и "близкими" описываемые события и явления.

Проверка эффективности этих приемов показала большую силу их воздействия на воображение и память шестиклассников. Учащиеся хорошо запоминают и, отвечая, передают, даже после длительного промежутка времени, типизированные диалоги, биографические сведения, занимательные детали, которые учитель включал в свой рассказ.

Второй путь организации активной познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения материала - это проблемное изложение на основе создания проблемных ситуаций и, постановки проблемных заданий. Эти приемы повышают производительность педагогического труда, поскольку сочетают устное изложение с самостоятельной работой учащихся.

Проблемность в обучении часто сочетается с постановкой проблемных заданий. Наблюдения и проверка учебника позволили установить особенности их применения в 6 классе. Проблемные задания, особенно в начале учебного года, целесообразно выполнять устно, так как шестиклассники пишут медленно и не могут одновременно слушать рассказ учителя, мысленно формулировать выводы и сразу же их записывать. Поэтому целесообразно выдвигать для "решения такие задачи, чтобы ответ содержал не более 2-3 выводов; подобный ответ учащийся может удержать в памяти целиком. Чаще же проблемные задания ставятся к одному пункту плана изложения, а не по материалу всего урока.1

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках необходимо включать задачи по истории. Использование этих задач преследует цель - способствовать формированию прочных и глубоких знаний по истории и научить учащихся их применять.

На уроках организуются различные виды работы с историческими источниками . Большую активность учащихся вызывает использование приема "столкновения источников", когда сопоставляется несколько источников, посвященных одному событию. Весьма полезны также задания на определение авторской принадлежности источника.1

Особенность задач по сравнению с другими видами заданий состоит в наличии специально сконструированного условия и вопроса к нему, для ответа на который требуется совершить определенные умственные и практические действия. Условие задач может быть представлено в виде факта или группы фактов, признаков явления, элементов рассуждения и т. п.

Решение задач - это один из возможных путей индивидуализации обучения. Поэтому часть задач рассчитана на то, чтобы в ходе их решения только закреплялись и повторялись ранее усвоенные знания и умения, другие же требуют самостоятельного поиска способа действия и решения; они рассчитаны на более подготовленных учащихся. Но постепенно овладеть умением их решения должны и остальные ученики.

Работая с наглядными пособиями , особенно с иллюстрациями учебника, необходимо формировать у школьников отношение к ним как к важнейшему источнику знаний. На это должны быть нацелены и задания к иллюстрациям. Наиболее характерные для действующего учебника 6 класса задания требуют анализа иллюстраций, сопоставления их и формулирования вывода в результате такого сопоставления, установления связи иллюстраций с текстом.

Современный урок немыслим без использования технических средств обучения . Их применение связано с умением органически включать эти средства в живую ткань урока. Следует учитывать, что, используя диафильм, кинофильм или диапозитивы, мы значительно расширяем сферу применения наглядности на уроке и усиливаем, как правило, воздействие учебного материала на эмоции


Многие считают, что история - это предмет неважный и неинтересный. Что это просто коллекцией имен, событий и дат, которые нужно заучить.

Немногие учителя способны зажечь интерес к истории и выработать у школьника цельный взгляд на исторический процесс. Только в этом случае достигается настоящее понимание предмета. У таких преподавателей ученики не только знают факты, но и понимают их причины и следствия. Поэтому подготовка квалифицированных учителей истории - важная государственная задача.

Что современные учителя используют в работе? Кроме образовательных программ, стандартов и учебников современному учителю помогают компьютеры и интернет, которые освобождают его от рутины. Это позволяет больше времени уделять инструментам размышления об истории, формированию научного мировоззрения. Об это важной воспитательной составляющей и о том, как преподавать историю в школе, поговорим с профессором, доктором исторических наук Цветковым Василием Жановичем.

Василий Жанович. По моему мнению, многими школьниками ЕГЭ воспринимается как набор некоторых сведений и больше ничего. Но в перспективе, я считаю, эта информационность начнет уступать место осознанию проблемы.

Михаил Иванович. Фрэзер в своей книге «Золотая ветвь» пишет, что в примитивных обществах научить рыбачить и охотиться стоит на втором месте. На первом месте стоит вопрос «Кто мы есть?». Все наши табу, мифы, наше происхождение - все это куда важнее.

Рис. 2. Джеймс Фрэзер ()

Василий Жанович. А это как раз и несет в себе историческая память. ЕГЭ будет просто формой сдачи вот тех знаний и понимания. Но это будет только результат, а не какая-то самоцель.

Михаил Иванович. А что можно понимать в истории?

Василий Жанович. Понимать нужно прежде всего особенность человеческой жизни в контексте страны, общества, потому что есть понятие «жизнь человека», есть понятие «жизнь общества». И везде свои проблемы.

Рис. 3. Человек и общество ()

Михаил Иванович. Можно ли сформулировать так, что задачи истории - отделить случайное от необходимого и понять причины необходимого.

Василий Жанович. Причинно-следственные связи.

Михаил Иванович. Потому что знать, кто во что был одет на Куликовской битве, например, может, и не очень важно, а вот знать и понимать причины этой битвы - это необходимо. Или, например, на том месте, где сейчас Франция, было много разных государств, однако они объединились и стали одной страной.

Василий Жанович. Это понимание процесса.

Михаил Иванович. А вот Пиренеи стали достаточным препятствием для того, чтобы стало два или даже три государства.

Василий Жанович. Или островное положение Великобритании, которое спасало ее от завоевания вплоть до Второй мировой войны.

Рис. 4. Великобритания ()

Но главное здесь - понять суть происходящего события: предпосылки, само событие и последствия. То есть видеть событие как звено в цепи предшествующих и последующих, а не как отдельный элемент.

Михаил Иванович. Но что-то в этом может быть и случайно.

Михаил Иванович. А как роль учителя будет меняться? Сейчас в образовании происходят большие перемены.

Василий Жанович. Есть мнение: полное дистанционное обучение. Обучение по принципу телевизионной передачи.

Рис. 5. Дистанционное обучение ()

Михаил Иванович. Но не совсем так. Интернет не только предоставляет информацию на дом, ведь если есть компьютер, то это еще и интерактив, игры, например, исторические.

Василий Жанович. Учитель необходим в любом случае, потому что это живой контакт. Есть хорошее выражение: есть учитель, а есть урокодатель. Важно, чтобы был контакт с учителем как человеком, который ведет тебя к познанию. Это задача педагогики, и в истории сейчас огромное значение начала иметь воспитательная задача. Потому что цели урока еще с советской дидактики - это образовательная, воспитательная и развивающая. У нас очень часто бывало так, что из этих трех целей оставалась только образовательная, а мышление и воспитание не развивалось.

Михаил Иванович. Часто учитель - это смесь магнитофона с полицейским: он воспроизводит что-то и еще следит за дисциплиной.

Василий Жанович. Конечно, вопрос дисциплины важен, но надо ли его возводить в абсолют?

Михаил Иванович. Часто дисциплина - это недостаток интереса. И можно говорить, что учитель не может заинтересовать. Но это то же самое, что сказать, что хороших врачей мало. А ведь их и не может быть много. Ведь их нужны тысячи, а откуда взять таланты в таком количестве. Так и с учителями. Но в медицине как происходит: в нескольких местах разрабатывают некие стандарты, а врач в таком случае диагност, который назначает уже то, что разработано. Ему приходится совмещать. И тут уже его искусство менее важно, и продолжительность жизни благодаря этому увеличилась. Может, и образование улучшится благодаря изменениям в логистике знаний, благодаря Интернету, компьютеру. Ведь когда книгопечатание появилось, то и качество образования существенно изменилось.

Василий Жанович. Да, это была революция. Есть мнение, что присутствует избыток информации, в том числе исторической. Но этот избыток был бы не так страшен, если бы многие учебники передавали какие-то яркие события, факты, создавали бы особую ауру для восприятия эпохи, вживаться в психологию эпохи, чтобы через это, может быть, заинтересовать детей. Но, поскольку все классы дифференцированы, в любом классе есть группа передовиков, которые будут учиться только ради пятерки, и им не важно понимание, есть группа, которая не будет учить ни при каких обстоятельствах, и их надо чем-то занять, чтобы они не мешали, а есть, условно говоря, средняя группа с потенциалом, который можно реализовать. И вот ориентироваться в первую очередь надо на то, чтобы заинтересовать такую группу.

Михаил Иванович. Но где взять такое количество нужных учителей? Есть фраза: деревня умирает. Но не умирают люди там, а умирает деревня как образование. И на то существует множество причин, например, невозможно зубы качественно вылечить, невозможно в каждую школу найти хорошего учителя химики или математики. Поэтому существует тенденция объединения.

Василий Жанович. Здесь идет речь о педагогическом образовании, о подготовке педагогов.

Михаил Иванович. Мне кажется, что те требования к образованию, которые сейчас предъявляются естественным образом, просто не могут быть обеспечены учителями. Но роль учителя важна.

Василий Жанович. Роль учителя важна, но она меняется. Учитель должен являться авторитетом носителя исторической информации.

Михаил Иванович. Совершенно не согласен, потому что ценность информации в наше время падает. То есть информация легко добывается, и мы её не ценим, и не нужен кто-то, кто расскажет. А вот если этот кто-то поможет мне понять что-то, это другой вопрос. А так информация никакой ценности не несет.

Рис. 6. Информация ()

Василий Жанович. Знаете, иначе не было бы у нас так называемой фальсификации истории. Вы уверены в том, что та информация, которую Вам дадут, будет соответствовать действительности?

Михаил Иванович. Ну это другой вопрос. Любую информацию я могу сейчас найти, а вот понимание её уже не так просто добыть.

Василий Жанович. А я имел в виду, что учитель должен направлять в определенное информационное русло, потому что если он просто скажет, где есть нужная информация, то её либо не найдут, либо найдут, но не ту, либо найдут, но не поймут то, что нашли. А нужно как раз сорганизовать это. Поэтому здесь очень важен авторитет учителя, но не потому что он двойку поставит, и все боятся его.

Михаил Иванович. Но мы не найдем сто с лишним тысяч учителей, которые смогут поддерживать у 15-летних свой авторитет. Может быть, надо менять роль? Не нагружать тем, что ты должен знать то-то и то-то и быть урокодателем, а быть товарищем, с которым легче идти, тогда и авторитет сохранять легче. Может, если сказать, что учитель не источник информации, а тот, кто может что-то объяснять, тогда и авторитет многим легче будет сохранять.

Василий Жанович. Может быть. Все зависит от конкретных условий конкретного класса. Здесь нет универсального рецепта методики преподавания.

Михаил Иванович. И не должно быть. Учитель должен учитывать каждую конкретную ситуацию. Но где мы найдем такого учителя?

Василий Жанович. Но мы же не в земской школе, где по всем предметам был один учитель.

Рис. 7. Земская школа ()

Здесь мы можем говорить об учительских коллективах, о взаимодействии с общественными организациями. И даже тот самый Интернет - это возможность аргументированно объяснить ученику, в чем необходимо воспользоваться данной информацией, а в чем он сам должен понять и осмыслить. Потому что сама по себе информация мышлению не научит. И без учителя это не получится сделать.

Михаил Иванович. У меня еще один вопрос: если бы Вы стали министром и одновременно президентом Российской академии образования, какие бы изменения внесли?

Василий Жанович. Я считаю, что на сегодняшний день та политика, которая объявлена нашим новым министром образования Ольгой Васильевой, точно направлена, и я не знаю, что тут добавить.

Рис. 8. О. Васильева, министр образования РФ ()

Потому что два важных постулата она озвучила сразу: 1) воспитательный момент, который был переложен на другие инстанции (должны были воспитывать родители, друзья, а не школа); 2) значение истории как науки, которая позволяет представить себе сложное развитие общества. И мне тут добавить нечего.

Михаил Иванович. Согласен, но как её, историю, преподавать?

Василий Жанович. Уже есть базис, есть единый стандарт, единый учебник, и можно уже из этого исходить и дальше развивать. Я могу посоветовать, что нужны методички, которые посвящены трудным вопросам истории. Есть перечень таких вопросов: например, гражданская война, реформы и др. Это те узловые моменты, которые нуждаются в разъяснении. Но есть и те вещи, которые, условно говоря, необходимо знать.

Рис. 9. Государственные стандарты образования ()

Михаил Иванович. Но отталкивает людей от истории, а потом и от политики то, что в школе история дается в виде набора дат и цифр.

Василий Жанович. Увы.

Михаил Иванович. И не важно, много или мало, но инструменты мышления не даются. В математике это теорема и число как инструмент мышления.

Василий Жанович. Мне хочется привести необычный пример. Когда вводили единый стандарт по истории, многие боялись по принципу «я не читал, но осуждаю». Но если посмотреть внимательно, то этот стандарт как раз ориентирован на то, чтобы у ребенка причем во взаимодействии с учителем формировать альтернативность восприятия и диалектику мышления.

Рис.10 Единый учебник истории России ()

Михаил Иванович. Тут еще вопрос в том, как справиться с той инерцией общества, которая бывает при реформах, как справиться с тем, что есть десятки тысяч учителей, обученных по-другому. Знаете, использование новых средств еще увеличивает управляемость системы. То есть от замысла до исполнения путь укорачивается. Поэтому вначале надо этому научить педагогов в педагогических вузах, чтобы они потом научили учителей. Представляете, сколько это времени?

Василий Жанович. Ну, никто не исключает, что если учитель заинтересован в собственном росте, то он ни в коем случае не должен почивать на лаврах и всем кричать о том, сколько лет он в школе проработал и ему плевать на всех остальных. Ни в коем случае. Нужно стремление к росту, к творчеству.

Михаил Иванович. Спасибо.

Очень часто дети на уроках истории скучают и стараются запомнить какие-то отдельные имена и даты, но никак не могут научиться понимать связи между событиями и пользоваться понятиями и смыслами истории. Дети заучивают очень много информации, но им не дают понимания того, что с ней потом делать.

О том, как этого избежать, и о своих подходах к преподаванию этого сложного предмета рассказывают учителя Школы Сотрудничества .

История - это не предмет о мёртвых вещах

Упрощение истории - к кучке фактов, к однозначности мнений, к написанному в учебнике - опасно. По-настоящему образованный человек - это тот, кто умеет ориентироваться в прошлом своей страны, понимает культурный код и его предпосылки, умеет критически его осмыслять.

В линейном преподавании предмета история представляется описанием того, что уже давно мертво - ушедших эпох, прошедших событий, людей и стран, которых давно не существует.

Поэтому на своих уроках я стараюсь помочь ученикам «прочувствовать» историю, оживить её с помощью эмоций, звуков и образов.

По каждой теме я стараюсь подобрать дополнительные материалы, придумать специальные задания. Например, какие-то времена и события помогают лучше прочувствовать художественные книги. Где-то оказываются полезны исторические песни, картины.

Срабатывает ключевой принцип сторителлинга - я не рассказываю, не перечисляю то, что произошло когда-то давно, а показываю, помогаю ощутить, примерить ситуацию на себя.

Дети привыкли преимущественно работать с текстами как с носителями исторической памяти. На звуки, например, они реагируют совершенно по-особенному и переживают разные эмоции - удивление, восторг, возмущение. В таком методе не может быть «уравниловки» - все воспринимают материал по-своему, и это позволяет им формировать своё мнение, иногда даже не соглашаться с автором. История из предмета о мёртвых вещах превращается в живую сущность.

История - это квест

Артём Павлович Медведев

учитель истории и обществознания, магистр европейского права, специалист по российско-германским отношениям во второй половине XIX века

У учителя и учащихся могут быть разные интересы. Дети могут воспринимать получение новых знаний не как привилегию, а как тяжкое бремя или очередную услугу. Если урок становится скучным и типичным, интерес со стороны учащегося автоматически снижается. Поэтому учитель, который в первую очередь заботится о качестве образования учеников, должен найти новые нестандартные подходы к организации урока.

Новые и (главное) рабочие образовательные практики рождаются только при условии понимания этого столкновения интересов, а не вопреки ему.

Геймификация - один из трендов, с которым дети сталкиваются за пределами школы постоянно. Одновременно это и очень удачная учебная методика, если её правильно использовать. С помощью игровых технологий учитель может вовлечь в процесс всех учеников класса, которые, в свою очередь, не только показывают знания предмета, но и развивают социально-психологические способности. Образовательные квесты - хорошее решение.

Чтобы мотивировать детей, нужно поставить им цель, актуальную для игрового мира, а не для реального. Поэтому задачи образовательного квеста часто повторяют стандартные формулировки игр: «Спасти кого-то», «Восстановить что-то глобальное», а не «Выучить», «Прочитать». Понимая цель, дети могут сами распределить роли внутри игровой ситуации. Задача учителя - придумать интересные роли, в рамках которых дети будут взаимодействовать друг с другом.

Урок-квест - это погружение в историческое пространство. Сменив позицию с внешней (наблюдатель) на внутреннюю (соучастник), дети иначе соотносятся с материалом, он становится не просто абстракцией, а частью их жизни и опыта. В свою очередь учитель может включить в сюжет квеста все необходимые «предметные» требования.

Кстати, уроки-квесты можно проводить не только в учебном классе, но и «в поле» - в музеях, усадьбах. Похожие механизмы работают в других типах упражнений - например, исторические загадки и головоломки тоже помогают разнообразить занятия.

Вот пример сценария такого квеста: ученикам нужно помочь Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому, отразить поход Мамая на Москву.

Сначала они вместе с учителем изучают предпосылки похода. Потом в ходе игры они попадают в разные ситуации, которые озвучивает учитель: например, союз Мамая с Ягайло или необходимость патриотического воодушевления русского войска, и выбирают, как эти ситуации разрешить. То же самое происходит и во время самой Куликовской битвы.

Все сценарии можно дополнить визуальными материалами: картинами, стихотворениями, историческими источниками. Можно придумывать разные игровые механики - например, дать право «второй жизни» (или более), позволяющее совершить ошибку.

Так ученики не просто изучают победу в Куликовской битве, а готовятся к ней, погружаются в историческую ситуацию и переживают её вместе с Дмитрием Донским - и запоминают намного больше подробностей, чем при простом чтении учебника и выполнении заданий теста.

История - это поиск смысла

История полна смыслов, причём на разных уровнях: от судьбы исторического персонажа до сути исторического эпизода и историософии широкого исторического полотна. В какой-то степени, история - это всегда попытка постичь смысл произошедшего с людьми или (что иногда оказывается даже интереснее), того, что могло случиться, но не случилось.

Например, актуализация, сближение рядов. К историческому материалу добавляется неожиданная аналогия с современностью или опытом учеников. Текущую ситуацию можно описать в терминах прошлого или найти в ней общие исторические черты и повторяющиеся паттерны. Такие аналогии можно предложить поискать и самим ученикам - отношение к историческому материалу сразу меняется, ведь он становится актуальным.

Ещё один приём - поэзия. Это очень сильный способ привлечь внимание и создать чёткие образы, которые сразу создадут ассоциации с историческим материалом.

А. Дольский

Да, князь, по правде говоря,
живем мы некрасиво,
и повторяю я не зря:
мы - за хорошего царя.
А за кого Россия?

Наконец, «из всех искусств…» и для нас одним из важнейших «…является кино». Мы смотрим фильмы из определенной эпохи или посвященные какому-то событию, оцениваем героев, отмечаем разницу поколений, сравниваем атмосферу, предметы быта, то, как менялся облик города - это одновременно очень интересно и помогает обнаруживать в истории новые смыслы.

Школа Сотрудничества приглашает школьные команды принять участие во Всероссийской олимпиаде ЗУБР - интеллектуальной игре, где нужно разбираться в различных областях и уметь мыслить нестандартно. Заявки принимаются до 16 марта от команд из учеников 8-11 классов.



Что еще почитать