Тематический контроль по развитию речи в доу. Состав жюри Конкурса

Ольга Черепанова
Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Аналитическая справка по результатам тематического контроля

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста »

1. Название. Состояние работы по .

2. Цель. Выяснить состояние работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста .

4. План тематического контроля .

1. Диагностика детей по теме контроля .

2. Оценка профессиональных умений воспитателя :

-анализ проведения занятия

Опрос воспитателей

3. Планирование работы :

Проверка планирования по разделу «Развитие речи »

4. Создание условий :

-анализ ПРС

5. Работа с родителями по данной проблеме :

-анализ наглядной информации для родителей в группе

Анкетирование родителей

6. Материалы тематического контроля :

Диагностические карты по развитию связной речи детей дош . возр .

Опросник для оценки профессионализма воспитателя по разделу «Развитие речи »

Карта проверки плана по разделу «Развитие речи »

Протокол обследования ПРС по развитию речи

Карта анализа занятия по развитию речи

Сводный анализ анкетирования родителей

5. Анализ результатов тематического контроля .

1. Уровень развития связной речи детей младшей , средней, подготовительной групп определили на открытых занятиях. Диагностику детей старшей группы проводила учитель-логопед. Результаты : 72% детей имеют средний уровень развития связной речи , 28% - низкий.

Рекомендации : воспитателю старшей группы планировать фронтальную и индивидуальную работу по развитию связной речи чаще , использовать в работе более эффективные методы и приемы по этому направлению.

2. Опрос воспитателей по разделу «Развитие речи » показал, что все педагоги уверенно ориентируются по данной теме, но не учитывают некоторые нюансы и как следствие допускают неточности в формулировках. Не все воспитатели знают цель развития речи детей в дошкольном возрасте (формирование устной речи и навыков общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, перечисляют не все направления работы по развитию речи в ДОУ . Хотя каждый четко определил задачи по направлениям.

- Анализ занятий . Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей . В младшей группе дети 4го года жизни уверенно отвечали на вопросы воспитателя, пересказывали часть сказки последовательно, опираясь на наглядность. В средней группе дети показали умение отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ, опираясь на схему. Дети подготовительной к школе группы продемонстрировали высокий уровень умения пересказывать рассказ по схеме, умения отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Вывод : развитие связной речи детей во всех возрастных группах соответствует требованиям Программы «От рождения до школы» образовательной области «Коммуникация» . Уровень развития связной речи детей удовлетворительный .

3. Планирование во всех группах ведется по блочному типу, на неделю. Воспитатели обр. обл. «Коммуникация» планируют утром, вечером и на прогулке. В достаточном объеме планируются дидактические игры, но индивидуальная работа по развитию связной речи планируется не систематично .

4. Создание условий. Анализ предметно- развивающей среды выявил , что не в каждой группе с должным вниманием относятся к созданию условий для развития речи детей . В ясельной группе недостаточно худ. литер., иллюстраций по темам занятий , оборудование для театрал. деятельности имеется, но не применяется. В младшей группе нет ширмы, фланелеграфа, полочки для выставок книг. В средней также не имеется ширмы, фланелеграфа, театрализованные игры одного вида. В старшей группе нет фланелеграфа, ширмы, театрализованных игр. Наиболее благополучное положение в подгот. гр., в которой имеется все для развития речи детей .

Рекомендации : воспитателям мл, сред, стар. групп приобрести фланелеграфы и ширмы. Восп. яс. гр. дополнить иллюстративный материал по ознакомлению с окружающим миром, в книжный уголок - худ. лит. по возрасту , нескольких авторов, но разных издательств. А также обновить театр. игры. Восп. мл. гр. приобрести полку для выставок в книжный уголок, дополнить книжный уголок худ. лит., восп. сред гр. дополнить виды театра, актуализировать дид. игры по развитию речи

5. Работа с родителями. Отдельно нужно отметить наличие наглядной информации для родителей : если она и имеется, то не выставлена, хотя проводится тематический контроль по развитию речи .

Анкетирование родителей. Всего приняли участие 43 родителя.

98% родителей считают, что развитие речи ребенка соответствует возрасту , 2% (1 ответ) – не соответствует.

Беспокоит в развитие речи детей : звукопроизношение - 67%, неумение отвечать на вопросы - 12%, бедный словарный запас - 9%, вообще ничего не беспокоит - 12%. Читают сказки ребенку : ежедневно - 63%, по выходным – 21%, изредка - 14%, вообще не читают - 2%. Книг в семье : достаточное количество – 88%, недостаточное -12%. Все 100% родителей считают, что развивать речь ребенку дошкольного возраста нужно . Развивать речь ребенка дошкольного возраста должны : родители - 46,5% родители+воспитатели+логопед - 32,5%. С просьбой проконсультироваться по вопросу развития речи ребенка , не приходилось обращаться- 77%, обращались и им помогли- 14%, нет, но планируют обратиться – 9%.

В целом, по опросу родителей можно сделать следующие выводы. Родители осознают актуальность развития речи ребенка дошкольного возраста , верно понимают свою приоритетную роль в этом вопросе, большая часть создают для развития речи ребенка соответствующие условия. Но практически все родители считают, что достаточно правильного звукопроизношения и ребенок уже не нуждается в дальнейшем становлении речи . Родители плохо осведомлены о нормах речи , т. к. в данное время подавляющееся большинство детей имеют различные нарушения речи , а по данным опроса 98% родителей считают речевое развитие детей как соответствующее возрасту .

Рекомендации : воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого : развитие словаря речи речи речи , развитие связной речи возрастной

1. Сделать «Работу над ошибками» - каждому педагогу исправить в своем листе опроса неверные ответы.

2. Продолжать работу по развитию , формированию и совершенствованию связной речи детей , используя новые формы и методы работы. Срок : постоянно. Ответственные : воспитатели.

3. Планировать индивидуальную работу по развитию связной речи систематично . Срок : постоянно. Ответственные : воспитатели.

4. Воспитателям мл, сред, стар. групп приобрести фланелеграфы и ширмы. Восп. яс. гр. дополнить иллюстративный материал по ознакомлению с окружающим миром, в книжный уголок - худ. лит. по возрасту , нескольких авторов, но разных издательств. А также обновить театр. игры. Восп. мл. гр. приобрести полку для выставок в книжный уголок, дополнить книжный уголок худ. лит. восп. сред гр. дополнить виды театра, актуализировать дид. игры по развитию речи . Восп. стар. гр. пересмотреть содержание книжного и театрализованного уголка. Всем воспитателям приобрести материалы о художниках - иллюстраторах детских книг. Срок : 1 месяц. Ответственные : воспитатели.

5. Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста : развитие словаря , воспитание звуковой культуры речи , формирование элементарного осознания явлений языка и речи , формирование грамматического строя речи , развитие связной речи , воспитание интереса и любви к художественному слову. По своей возрастной группе подготовить материал, что читать детям, о детских писателях и поэтах. Срок : 1 месяц. Ответственные : воспитатели.

Анна Филипас
Тематический контроль «Формирование связной речи у дошкольников». План, рабочие материалы

План тематического контроля

«Формирование связной речи у дошкольников»

Цель: Выяснить состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей.

Разделы плана

Диагностика знаний, умений, навыков, уровня развития и воспитанности детей.

Владение детьми знаний в соответствии с требованиями программы и целью НОД.

Наличие навыков связной речи.

Уровень навыков общения в игровой деятельности.

Методика контроля

Анализ диагностических карт.

Анализ деятельности детей на занятиях.

Беседы с детьми на предложенную тему.

Наблюдение за речевым развитием в повседневной деятельности.

2. Уровень профессионального мастерства воспитателя.

Уровень знаний программы по развитию связной речи детей.

Методика проведения НОД.

Руководство самостоятельной деятельностью детей.

Просмотр утреннего отрезка времени: индивидуальные беседы с детьми.

Просмотр второй половины дня: самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.

3. Система планирования работы с детьми. Система работы по формированию связной речи. Проверка планирования НОД, индивидуальной работы с детьми, работы в групповых уголках, игровой деятельности.

4. Создание условий:

В группах,

Наличие и разнообразие материала для проведения НОД и самостоятельной речевой и игровой деятельности детей.

Посещение групп.

Анализ предметно-развивающей среды с точки зрения ее содержания (наличие иллюстрированных материалов; сменяемость материалов книжного уголка, выставки в книжном уголке, материал для самостоятельной художествен-норечевой деятельности).

Материалы тематического контроля

1. Диагностические карты обследования уровня развития речи детей (младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст, выборочная диагностика детей.

2. Карта анализа НОД.

3. Карта анализа профессионального мастерства воспитателя.

4. Карта анализа создания условий в группах для речевого развития детей.

5. Карта анализа планирования воспитательно-образовательной работы по речевому развитию.

Карта анализа НОД

Дата проведения___

Возрастная группа___

Количество детей___

Ф. И. О. воспитателя___

Начало НОД ___Окончание НОД ___

Критерии анализа Уровень оценки

Да Нет Частично

Подготовка педагога к НОД

Умение составить конспект НОД в соответствии с поставленными задачами, определить его содержание и структуру

Соответствие программного содержания возрасту детей данной группы

Подбор демонстрационного и раздаточного материала

Рациональное размещение материала

Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение художественной литературы)

Проведение НОД

Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий:

Удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток);

Рациональный выбор динамических поз детей во время НОД (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ковре, стоя и т. д.)

Соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам

Использование разнообразных форм организации детей на НОД (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм

Психологический настрой на НОД. Использование игровых организационных моментов

Психологическая дистанция между воспитателем и детьми: над, под,

рядом, вместе.

Учёт индивидуальных и психических особенностей детей при проведении НОД

Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на НОД (преобладание речи воспитателя, речи детей, равное соотношение)

Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя

Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребёнком)

Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет)

Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.)

Умение регулировать поведение детей в процессе НОД, сохранять их интерес в течение всей НОД

Умение корректировать ход НОД с учётом обратной связи (сменить форму организации; своевременно использовать динамическую паузу и т. д.)

Индивидуальная работа с детьми

Деятельность детей на НОД

Оценка педагогом работы детей на НОД

Сохранение интереса и внимания детей к деятельности

Активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач

Усвоение детьми программного содержания

Умение детей адекватно оценить собственную работу

Позитивное отношение детей к воспитателю

Умение слушать и слышать объяснение воспитателя

Активная позиция детей на НОД

КАРТА АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО РУКОВОДСТВУ РАЗВИТИЕМ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Профессиональные умения воспитателя

Фамилия, имя, отчество воспитателя

Знание программных задач развития связной речи у детей своей возрастной группы

Умение диагностировать уровень развития связной речи детей

Культура речи воспитателя

Точность и ясность выражений мыслей

Образность речи, эмоциональность и интонационная выразительность речи

Доступность речи для детей по форме и содержанию

Умение легко и быстро наладить контакт с детьми в процессе общения

Умение руководить общением детей в группе

Умение использовать возможности игры для развития диалогического общения детей

Умение организовать познавательную деятельность детей так, чтобы она способствовала развитию диалогического общения

Высокий уровень - 5 баллов

Средний уровень – 4-3 баллов

Низкий уровень – 2- 1 балла

КАРТА АНАЛИЗА СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ В ГРУППАХ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Перечень условий и элементов

предметно-развивающей среды Возрастные группы

Младшая Средняя Старшая речевая

1. Книжный уголок:

1.1. Оборудование (хорошо освещённое место, стол и стулья для детей, полочки или стеллажи для книг)

1.2. Соответствие содержания возрасту детей

1.3. Наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств)

1.4. Иллюстрации по темам НОД (ознакомление с социальным миром и ознакомление с художественной литературой

1.5. Материалы о художниках-иллюстраторах

1.6. Тематические выставки

1.7. Сменяемость материала

2. Наличие детской литературы в группе

3. Оборудование для театрализованной деятельности:

3.2. Фланелеграф

3.3. Соответствие возрасту видов театра

3.4. Соответствие возрасту содержания театров и театрализованных игр

4. Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту)

5. Игровой материал для сюжетно-ролевых игр

6. Методическая литература

7. Пособия для НОД

Высокий уровень - 5 баллов

Средний уровень – 4-3 баллов

Низкий уровень – 2- 1 балла

КАРТА АНАЛИЗА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Планирование различных видов деятельности Возрастные группы

Старшая Подготовительная Подготовительная логопедическая

Работа в книжном уголке

Чтение художественной литературы

Индивидуальная работа с детьми (по развитию словаря, связной речи)

Игры: дидактические, развивающие, настольно-печатные и др.

Рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек, явлений природы

Развлечения

Сюжетно-ролевые игры

Театрализованная деятельность

Высокий уровень - 5 баллов

Средний уровень – 4-3 баллов

Низкий уровень – 2- 1 балла


Программа тематического контроля «Речевое развитие детей в условиях ДОО».
План тематического контроля составлен:
старшим воспитателем Пташкиной О.Н.,
МБДОУ д/с № 2 «Радуга» г. о. Красноармейск М, 2014 г.
При разработке плана контроля использовались готовые аналитические карты, разработанные другими авторами, взятые из различных источников, в том числе и Интернет в свободном доступе, многие карты переделаны по необходимости автором.
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательного процесса в учреждении по развитию речи детей, выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи.
Задачи: 1.Изучить предметно-развивающую среду в группах, обеспечивающую речевое развитие детей. 2. Изучить опыт педагогов детского сада по организации различных видов деятельности по речевому развитию.
3. Изучить уровень развития детей по образовательной области «Речевое развитие».
Вопросы, подлежащие проверке:
Создание в группах соответствующей среды для речевого развития детей в соответствии возраста, интересов и способностей детей.
Оценка профессиональных умений воспитателя:
- при проведении непосредственной образовательной деятельности;
- при организации игровой деятельности вне занятий.
Оценка планирования работы.
Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.
Оценка уровня речевого развития детей.
Основные формы и методы контроля:
Смотр предметно-развивающей среды в группах.
Анализ календарных планов воспитателей.
Проверка имеющихся пособий и методических материалов по данному разделу.
Наблюдения за различными видами деятельности воспитателя и детей, и её анализ.
Наблюдение за руководством игровой деятельностью детей со стороны педагогов и его анализ.
Анализ наглядной информации для родителей по данной
План проведения
ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.
«Развитие речи детей в условиях ДОУ»

п\п Направления работы Сроки Форма проверки Рабочие материалы
1. Оценка создания условий в группе:
уголок театрализации,
сенсорно-моторного развитие, книжный уголок, уголок
сюжетно-ролевых игр
13-17.04 Обследование развивающей предметно-пространственной среды групп, демонстрационного и наглядного материала. Оценочный лист «Создание в группах условий для развития речи детей»
2. Оценка профессиональных умений воспитателя:
13-24.04 Посещение занятий, просмотр открытых занятий, досугов, игровой деятельности детей вне занятий и ее руководство воспитателем. Карта анализа профессионального мастерства воспитателя.
Карта анализа занятия (с точки зрения деятельности воспитателя на занятии)
Карта анализа игровой деятельности
3. Оценка планирования работы 20-24.04 Проверка планов воспитателей, педагогов. Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы.
4. Обследование уровня развития детей 13-24.04 Выборочное обследование детей, результат обследования детей логопедами центра «Планета Я». Посещение занятий с целью обследования речевого развития детей. Схемы обследования уровня развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Карта анализа занятия (с точки зрения оценки деятельности детей) .5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме 13-24.04 Проверка планов, оценка уголков информации, беседы с родителями. Карта анализа наглядной информации для родителей.
«Создание условий в группах для развития речи детей»
-высокий - средний- низкий
Критерии
оценки Средняя группа Гномики Старшая группа Солнышко Подготов-я группа Цветик Младшая
группа Непоседы
Книжный уголок
оборудование (хорошо освещённое место, стол и стулья для детей, полочка
или стеллажи для книг); соответствие содержания возрасту детей; наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств); иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой; материалы о писателях, художниках-иллюстраторах; тематические выставки; сменяемость материала. Оборудование для театрализованной деятельности:
Наличие ширмы или фланелеграфаСоответствие возрасту видов театра; Многообразиве видов театра (2-3 вида) Соответствие возрасту содержания театрализованных игр Дидактические игры и методический материал
Разнообразие дидактических игр и соответствие возрасту детей Наличие наглядного и демонстрационного материала по развитию речи детей Картотеки физминуток, пальчиковых игр, подвижных игр и т.д. Внедрение инноваций Сенсорно-моторное развитие
Оборудование для сенсорного развития Игры, игрушки для развития моторики Наличие и оснащенность физкультурного уголка, соответственно возрасту Наличие и оснащённость уголков экспериментирования с предметами. Оборудование для сюжетно-ролевых игр
Атрибуты для организации разнообразных сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом и интересом Наличие костюмов для обыгрывания сюжетов Выводы и рекомендации:___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты наблюдения за игровой деятельностью
№ Вопросы Млад. гр. «Непоседы» Сред. Гр.
«Гномики» Ст. гр.
«Солнышко» Подг. гр.
«Цветик»
1 Соблюдается ли время, отведённое для игр? 2 Какие игры бытуют в группе? 3 Какие подвижные игры бытуют в группе? 4 Какие подвижные игры организует воспитатель? 5 Какие подвижные игры возникают по инициативе детей? 6 Количество детей, принимающих участие в подвижных играх 7 Уровень самостоятельности детей при организации подвижных игр 8 Какие дидактические игры есть в самостоятельности деятельности детей 9 В какое время дня их удалось наблюдать 10 Количество детей в группировках при организации дидактических игр 11 Знают ли дети правила дидактических игр 12 Соответствует ли подбор игр и игрушек возрасту детей 13 Роль воспитателя в организации дидактических игр 14 Удалось ли наблюдать моменты формирования организаторских способностей с помощью подвижных игр Выводы и рекомендации:___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________
КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ.

Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей группы; всех направлений работы по развитию речи. Знание индивидуальных особенностей развития речи каждого ребёнка своей возрастной группы. Культура речи воспитателя Точность и ясность выражения мыслей. Образность речи. Эмоциональность и интонационная выразительность речи. Доступность речи для детей по форме и содержанию. Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов. Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Работа воспитателя над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге. Умение педагога организовать предметно-развивающую среду Организация книжного уголка. Подбор иллюстративного материала. Подбор детской художественной литературы (наличие одного и того же произведения, изданного разными издательствами, оформлено разными художниками). Грамотное устройство выставок («Моя любимая книга», «Писатели нашего детства», «День рождения книги») Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе. Умение привлечь детей к работе по «ремонту» книг, «оказанию помощи» любимым книгам. Планирование и проведение досугов и развлечений по развитию речи. Взаимодействие с родителями Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания) Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями. Ведение тетрадей, отражающих данные формы работы. Проведение тематических родительских собраний. Методическая работа по проблеме развития речи детей: подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах или педчтениях, открытые показы разных форм работы с детьми. Условные обозначения: -высокий уровень, -средний уровень, -низкий уровень

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТА ПРОВЕРКИ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Направления воспитательно-образовательной работы Возрастные группы
№1 №2 №3 №4
Планирование занятий Словарная работа. Воспитание звуковой культуры речи. Формирование грамматического строя речи. Формирование связной речи и рассказывания. Воспитание любви и интереса к художественному слову Планирование работы вне занятий Индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме. Дидактические игры. Работа с материалами книжного уголка. Загадывание загадок, придумывание загадок. Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы. Самостоятельная художественно-речевая деятельность. Досуги, развлечения Работа с семьёй Выводы и рекомендации:___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТА
АНАЛИЗА НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

п\п Критерии анализа Возрастные группы
№1 №2 №3 №4
1 Конкретность информации 2 Доступность предлагаемого материала 3 Краткость материала 4 Эстетичное оформление наглядных материалов 5 Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов 6 Форма подачи материала
- папки-передвижки - стенды - ширмы - информационные письма-памятки для родителей 7 Востребованность предлагаемого материала у родителей (по результатам анкетирования) Выводы и рекомендации:___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УМЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РУКОВОДСТВУ РАЗВИТИЕМ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
МБДОУ №___ «___»__________________года.
Профессиональные умения воспитателя
Фамилия, имя, отчество воспитателя
Знание программных задач развития связной речи детей своей возрастной группы Умение диагностировать уровень развития связной речи детей (диалогическая речь и монологическая речь) Культура речи воспитателя Точность и ясность выражения мыслей. Образность речи. Эмоциональность и интонационная выразительность речи. Доступность речи для детей по форме и содержанию. Умение руководить развитием диалогической речи детей. Умение легко и быстро наладить контакт с детьми в процессе общения. Умение управлять своим поведением, проявлять терпение и такт в общении с детьми. Умение руководить общением детей в группе, решать детские конфликты, предупреждать их. Умение использовать возможности игры для развития диалогического общения детей. Умение организовать познавательную деятельность детей так, чтобы она способствовала развитию диалогического общения (работа в микрогруппах на занятиях, выполнение коллективных работ, поощрение делового общения детей во время занятий). Умение организовать специальные игры социальной направленности, имеющие целью развитие коммуникативных навыков детей. Умение руководить развитием диалогической речи детей Знание методики составления пересказа литературного произведения. Знание методики рассказа на основе личного опыта. Знание методики составления рассказа об игрушке. Знание методики составления описания. Знание методики составления рассказа по картине. Знание методики составления повествования. Знание методики обучения детей рассуждениям. Знание методики обучения творческому рассказыванию. Знание методов и приёмов развития связной речи детей. Создание в группе условий для развития диалогической и монологической речи детей (грамотная организация книжного уголка, создание обстановки, благоприятной для общения). Высокий уровень - средний уровень - низкий уровень –
Выводы и рекомендации:___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
Тема_____________________________________________________________________________
Дата проведения__________________________________________________________________
Возрастная группа_________________________________________________________________
Количество детей__________________________________________________________________
Ф.И.О. воспитателя ________________________________________________________________
Начало занятия_________________________ Окончание занятия__________________________
Критерии оценки работы воспитателя на занятии
Уровень оценки
Выс. Доп. Низ.
Подготовка к занятию
Умение творчески использовать готовые конспекты занятий (вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели в
соответствии с индивидуальными особенностями детей) Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными
целями, определить его содержание и структуру, подобрать
дидактические игры. Подбор демонстрационного и раздаточного материала Рациональное размещение материала. Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, дидактические игры, чтение художественной литературы). Санитарно –
гигиенические
требования
Удовлетворение двигательной активности (организация
динамических пауз, физкультминуток) Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятии. Смена деятельности детей в течение занятия Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам. Использование разнообразных форм организации детей на занятии
(работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и
коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм Оправданность и рациональность выбора
методов работы с детьми
Игровые приёмы Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются
или нет) Приёмы обеспечения эмоциональности, интереса детей Приёмы активизации самостоятельности мышления детей Приёмы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания Умение регулировать поведение детей в процессе занятия,
сохранять интерес детей в течение всего занятия Индивидуальная работа с детьми Оценка работы на занятии (детьми, воспитателем), качество
оценки. Деятельность детей на занятии
Поведение детей в процессе занятия:
- проявление инициативы;
- сохранение интереса на протяжении занятия;
- активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий.
Проявление творчества детей во время занятия Усвоение детьми программного содержания Положительные моменты:
Выводы, рекомендации:
КАРТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ.
Критерии профессионального мастерства Ф.И.О. воспитателей
Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей группы; всех направлений работы по развитию речи. Знание методики проведения диагностики развития речи детей. Знание индивидуальных особенностей развития речи каждого ребёнка своей возрастной группы. Культура речи воспитателя Точность и ясность выражения мыслей.
Образность речи.
Эмоциональность и интонационная выразительность речи. Доступность речи для детей по форме и содержанию. Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов. Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Работа воспитателя над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге. Умение педагога организовать предметно-развивающую среду Организация книжного уголка. Подбор иллюстративного материала. Подбор детской художественной литературы (наличие одного и того же произведения, изданного разными издательствами, оформлено разными художниками). Грамотное устройство выставок («Моя любимая книга», «Писатели нашего детства», «День рождения книги») Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе. Умение привлечь детей к работе по «ремонту» книг, «оказанию помощи» любимым книгам.
Планирование и проведение досугов и развлечений по развитию речи. Взаимодействие с родителями Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания) Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями. Ведение тетрадей, отражающих данные формы работы. Проведение тематических родительских собраний. Методическая работа по проблеме развития речи детей: подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах или педчтениях, открытые показы разных форм работы с детьми.
Условные обозначения: -высокий уровень, -средний уровень, -низкий уровень
Развитие речи детей
________________группа______________________20__
Воспитатель:___________________________ количество детей____________________
№ п/п Вопросы для изучения Да Нет Частично Примечания
1. Достаточен ли словарный запас детей? 2. Используются ли синонимы, эпитеты? 3. Носит ли занятие чисто познавательный характер? 4. Была ли организована практическая деятельность по отношению к изучаемому объекту (предмету)? 5. Наличие у детей познавательного интереса 6. Осмысливают ли дети новые факты и события? 7. Был ли в процессе занятия момент, когда дети самостоятельно добывают знания или конструктивные способы их применения? 8. Доступна ли речь педагога?
Выводы и предложения___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Справка

по итогам тематического контроля

в МКДОУ детский сад «Березка»

Тема: «Развитие связной речи детей в различных видах деятельности»

На основании плана методической работы МКДОУ детский сад «Березка» и приказа № от 10.01.2017 г. с 10.01 по 16.02.2017г. была проведена тематическая проверка, с целью оценки состояния организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи.

В тематической проверке приняло участие 7 групп, 7 педагогов.

Основные формы и методы контроля:

Анализ календарного планирования воспитателей.

Наблюдение и анализ совместной деятельности воспитателя и детей.

Анализ условий, созданных в группах для развития речи детей.

Взаимодействие с родителями по вопросу речевого развития детей.

Рабочий материал для осуществления тематического контроля:

График проведения контроля;

Карта анализа планирования работы с детьми;

Протокол обследования РППС для речевого развития дошкольников;

Карта анализа НОД.

При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют Основную образовательную программу МКДОУ д/с «Березка» и учебно-методическое пособие В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду».

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

Воспитателями возрастных групп созданы картотеки прогулок, где подробно расписаны наблюдения в утренний и вечерний отрезки времени, труд, подвижные и дидактические игры.

В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. В группах имеются дидактические и настольно-печатные игры. Картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, материал для звукового, слогового анализа слов и предложений, схемы и пиктограммы; картотеки артикуляционных и пальчиковых гимнастик; есть пособия для развития мелкой моторики рук: прописи, шнуровки, пальчиковые игры. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, подобраны атрибуты и маски для постановок сказок, создан кукольный театр. В группах имеются ширмы для обыгрывания и показа театральных постановок.

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы имеется диагностический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.

Однако редко бывают тематические выставки в книжных уголках. Недостаточно иллюстрационного материала, подборка книг в уголках случайна.

Оценка эффективности занятий по развитию речи :

В ходе контроля было организовано посещение НОД во всех возрастных группах. Было установлено, что программное содержание НОД по речевому развитию соответствует возрасту детей. Созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. НОД организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается мотивация детей на предстоящую деятельность. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.

Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В 1 младшей группе дети 2-го и 3-го года жизни проявляли интерес к стихотворному тексту, повторяли за воспитателем разговор животных. Во 2 младшей группе дети 4-го года жизни уверенно отвечали на вопросы воспитателя, последовательно описывали игрушку, опираясь на наглядность. В средней группе дети показали умение отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по серии картин. Дети старшей группы продемонстрировали умения пересказывать рассказ по схеме, умения отвечать на вопросы по содержанию картин, придумывать название картины. По времени занятия выдержаны в соответствии с возрастом детей, динамическая пауза своевременна.

Развитие связной речи детей во всех возрастных группах соответствует требованиям Программы и ФГОС ДО. Уровень развития связной речи детей удовлетворительный.

Однако речевая плотность ННОД в средней группе не на достаточном уровне. Высказываются лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагог побуждают детей к ответам словосочетаниями.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы, все направления работы по развитию речи, приемы интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. В НОД и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Используют средства ИКТ.

Работа с родителями. Педагоги планируют индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформляется наглядная информация в родительском уголке. Организуется взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольников. Однако это взаимодействие в большинстве случаев носит не регулярный, не целенаправленный характер.

Вывод : Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи детей на удовлетворительном уровне.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Педагоги возрастных групп грамотно и целесообразно используют инновационные технологии (ИКТ, развивающие программы, здоровьесберегающие технологии), стараются привлекать к участию в различных мероприятиях родителей.

Однако анализ результата показывает, что проводимая работа не достаточно эффективна: имеют место проблемы с развитием связной речи. Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей не носит целенаправленного характера.

1. Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, больше внимания уделять рассказыванию по картине, используя новые формы и методы работы.

Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

2. Продумывать планирование игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и другие), связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

3.Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам).

Ответственные: воспитатели старших, подготовительной групп.

Срок: март- май 2017г

4. Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение речевых уголков дидактическим материалом.

Ответственные : воспитатели групп

Срок: февраль2017г

5. Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.

Ответственные : воспитатели групп

Срок: март 2017г

Составил: _________________ старший воспитатель Фуринова Т.В.



Что еще почитать