Образовательная программа дополнительного образования детей "художественное чтение"

Данные об авторе

Королева Эльвира Ивановна

Место работы, должность:

МОУ Коркатовский лицей" учитель начальных классов

Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литературное чтение

Цель урока:

Приобщение учащихся к искусству слова, формирование навыков выразительного чтения, содействие развитию творческой личности учащихся.

Краткое описание:

Работа над выразительным чтением

МОУ «Коркатовский лицей»

Моркинского района Республики Марий Эл

Программа кружка

Королева Эльвира Ивановна,

Учитель начальных классов

МОУ «Коркатовский лицей»

д.Коркатово

Пояснительная записка

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово. Курс «Художественное слово» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Программа кружка рассчитана на 1 год и предназначена для учащихся 3-6 классов.

Цель кружка «Художественное слово» - приобщение учащихся к искусству слова, формирование навыков выразительного чтения, содействие развитию творческой личности учащихся.

Исходя из поставленной цели, главными задачами являются:

Учить культуре речи;

Учить сценическому мастерству;

Знакомить с творчеством мастеров художественного слова;

Развивать воображение, внимание учащихся;

Развивать художественный вкус, эстетическое чувство и чувство понимания прекрасного;

Развивать творческие способности учащихся;

Развивать умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик;

Развивать чувство ритма и координацию движений;

Воспитывать детей через словесное творчество;

Воспитывать интерес к литературе в целом и к чтению в частности

Просветительская: организация экскурсий, выпуск газет

Массовая: организация конкурсов, постановка литературно-музыкальных композиций

Для выполнения учебно - воспитательных задач программы предусмотрены следующие виды занятий:

Занятия по развитию техники речи;

Выразительное чтение;

Упражнения в рассказывании;

Репетиции;

Обучение приемам стихосложения

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга, проводятся с учетом интересов детей.

Ожидаемый результат

В результате освоения программы кружка учащиеся должны:

Совершенствовать речь, дикцию;

Раскрыть творческий потенциал своей личности;

Предпринимать попытки к сочинительству, «пробовать перо»

Форма подведения итогов:

Постановка литературно-музыкальных композиций

Участие в районном конкурсе чтецов «Строки, опаленные войной»

С помощью педагога учащиеся работают над своими ролями, со словом, его произношением и звучанием, чистотой интонации, с мимикой, ясной артикуляцией, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся.

1 занятие

Организационное занятие. Обсуждение и составление плана работы кружка

2 занятие

Беседа «Литература как искусство слова». Беседа о выдающихся мастерах художественного слова. Прослушивание записей выступлений В. Дворжецкого.

3- 5 занятие

Техника речи. Составляющие техники речи: дикция, темп, тембр. Работа над техникой речи: упражнения на развитие дыхания, гимнастика артикуляционного аппарата, работа со скороговорками. Игра «Испорченный телефон», «Ручеек»

6-7 занятие

Интонация. Роль интонации в речи. Виды интонаций. Игра «Перевоплощение без тайн»

9 занятие

Беседа о выдающихся мастерах сцены. Просмотр фрагмента спектакля «Холстомер» (режиссер Г. А. Товстоногов)

10-12 занятие Выбор литератуно-музыкальной композиции к Дню Матери. Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. Репетиции. Постановка литературно-музыкальной композиции

13-16 занятие

Выбор литературно-музыкальной композиции к Новому Году. Распределение ролей. Работа над речью. Подбор костюмов. Репетиции. Постановка композиции

17-18 занятие

Литературное краеведение. Знакомство с произведениями и чтение произведений поэтов-земляков: С.Чавайн, М. Казаков, Олык Ипай. Экскурсия в детский краеведческий музей. Просмотр экспозиции, посвященной творчеству поэта.

19 занятие

Логика чтения: логические паузы, ударения, темп, логическая мелодия

20-21 занятие

Подготовка к проведению конкурса чтецов. Выбор стихов. Выразительное чтение стихов. Прослушивание записей чтения стихов А. Ахматовой, С. Есенина. Проведение конкурса чтецов

22-23 занятие

Упражнения в рассказывании. Практикум «Как говорить так, чтобы слушали»

24-25 занятие

«Ораторами не рождаются…» Обучение основам публичного выступления.

26 занятие

Мимика лица. Игра «Десять масок»

27 занятие

Жестикуляция рук и пластика тела. Что такое пантомима? Упражнение на напряжение и расслабление. Игра «Десять масок»

28-29 занятие

Углубление знаний об основах стихосложения. Обучение приемам стихосложения. Ролевая игра «Скажи о простом необычно». «Проба пера». Проведение конкурса стихотворцев

30-35 занятие

Выбор и работа над литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы. Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. Работа над речью, мимикой и пластикой тела героев. Оформление сцены, подготовка декораций

36 занятие

Обобщающее занятие. Повторение пройденного.

37 занятие

Оформление альбома-альманаха «Наше творчество»

38 занятие

Подведение итогов работы кружка. Анализ работы

Список литературы

1. Петрова А. Н. Художественное слово - М., 1976.

2. Смоленский Я. М. В союзе звуков, чувств и дум - М., 1976.

3. Промптова И. Ю. Речевая культура русского театра - М.,1989.

4. Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. Развивайте дар слова - М., 1990.

5. Кузнецова М. Н., Орлова В. Н., Пестрякова Н. А. Литературные вечера - М., 2006..,

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 16


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

П РО Г Р А ММ А

КРУЖОК «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ»

г. Нижний Новгород

Пояснительная записка.

Искусство художественного чтения – творческое воплощение литературного произведения в действенном, звучащем слове. Привлечение школьников к многообразной деятельности, обусловленной спецификой художественного чтения, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Оно содействует духовному обогащению школьника, формированию и развитию его личности.Задача художественного чтения литературного произведения – вызвать в воображении слушателей нарисованные автором картины жизни во всей их полноте, выявить смысл и идею, которая раскрывается в их последовательности и взаимосвязи, донести в звучащем слове особенности стиля автора.Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово. Курс «Художественное чтение» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, осмысления нравственно-эстетических представлений, усвоения понятий теории литературы, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.Влияние любого вида искусства, в т. ч. и такого как художественное чтение, на личность ребенка неоспоримо.

Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Понимание смысла изображаемых в произведении явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразия интонаций, темпа и тембровых изменений голоса.Интонация – результат мыслей, отношений и намерений читающего. Поэтому не следует учить интонации с голоса. Механическое повторение интонации руководителя лишает ученика необходимости вникать в смысл читаемого, самостоятельно продумывать и оценивать произносимый текст. Умение ярко представлять себе то, о чём говорится в тексте, требует активной работы воображения. На занятиях художественным чтением необходимо развивать как само воображение, так и наблюдательность, которая даёт материал для работы воображения, а также воспитывать умение действенно выполнять намеченную задачу. Воспитанию этих качеств, умений и навыков следует уделять специальное время, используя соответствующие упражнения. Материалом для них служат небольшие и несложные тексты. Направленность программы: художественная. Кружок делится на возрастные группы, рассчитан на три года обучения. Формирование навыков выразительного чтения должно производиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на занятиях - к конкурсному чтению в классе, школе, городе, области. Срок реализации программы: Программа рассчитана на занятия со школьниками от 11 лет и разработана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 111часов (по 37 часов в год, включая каникулярное время). Количественный состав группы – не более 15 человек. В кружок принимаются по желанию, независимо от способностей.Цель: развитие творческих, духовно- нравственных, интеллектуальных качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру искусства.

Задачи:

Образовательные:

    умение разбирать художественное произведение

    умение действенно выполнять намеченную задачу

    умение давать характеристику героев произведения

    Анализировать и оценивать образцы художественного слова как художественное и эстетическое целое; совершенствовать речь, дикцию

Развивающие:

Воспитвающие:

    воспитание любви и интереса к культуре Отечества и мировой культуре

    воспитание эстетической культуры учащихся

Основа преподавания курса – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с изобразительно-выразительными средствами языка художественной литературы, формирование навыка выразительного чтения.

Расширение круга чтения и повышение уровня выразительности чтения наизусть, восприятия и глубины проникновения в художественный текст становятся важным средством для поддержания основы преподавания курса. Чтобы работа с лучшими образцами художественного слова была интересной, продуманной, воздействующей на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие учащихся, учить их грамотному анализу художественного текста, развивать потребность в чтении.

Данная программа является модифицированной. Она составлена на основе Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М. Просвещение, 1981.

Формы и режим занятий. Занятия могут проводиться со всем составом, с подгруппой и индивидуально. Ход занятий предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видео материалов.

Ожидаемые результаты:

    участники детского объединения чувствуют себя расковано, свободно.

    грамотно применяют знания основ техники речи, этапов работы чтеца над произведением.

    умеют анализировать произведения

    владеют элементами актерской выразительности

    ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям и красоте

    умеют ценить труд в коллективе

    Дети приучаются в соответствии с описанием автора возможно ярче и конкретнее представлять себе явления жизни, изображаемые в произведении; овладевают умением логически правильно и чётко передавать в своём чтении мысли автора, выявлять смысл текста (подтекст); Развивается способность чувствовать и оценивать художественное своеобразие произведения, мастерство писателя; Закрепляется умение слышать и разбирать допущенные в чтении товарищей ошибки;

В результате освоения обязательного минимума содержания курса учащиеся должны

Знать:

    Виды произведения

    Художественно- изобразительные средства, использованные автором в произведении

    Правила логического чтения

    Особенности стихотворной речи

    Жанровые особенности произведения

    Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слов

Уметь:

    прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения; анализировать и оценивать образцы художественного слова как художественное и эстетическое целое; давать произведению личностную оценку; разбираться в литературоведческих понятиях; выразительно читать наизусть; совершенствовать речь, дикцию; предпринимать попытки к сочинительству, «пробовать перо»

В программе кружка художественного чтения можно выделить два раздела: 1) работа над исполнением литературного произведения – разбор произведения, воплощение его в звучащем слове, обсуждение исполнения; 2) воспитание качеств и навыков, необходимых для художественного чтения. В кружке художественного чтения усложнение работы по годам обучения определяется не расширением программы, не внесением в неё новых разделов, требующих воспитания каких- либо дополнительных качеств и умений учащихся, а естественным повышением требований к разбору литературного произведения и качеству исполнения. Это повышение требований обусловлено усложнением используемого материала, а главное – возрастом и развитием самих участников кружка, поэтому оно осуществляется с учётом индивидуальных особенностей каждого из них. В соответствии с этим для каждого года обучения остаются обязательными требования, указанные в программе на первый год обучения. Регламентировать по годам обучения требования к качеству исполнения не представляется возможным. Они всегда зависят от индивидуальных особенностей учащегося и соответственно дифференцируются.На занятиях художественным чтением следует добиваться, чтобы читающий активно общался со слушающими. Художественное чтение является таким же средством общения, как и обычная речь человека. Поэтому, произнося слова текста с конкретной задачей, читающий должен обращаться к слушателям, стремиться определённым образом воздействовать на них, пробудить определённые мысли, определённое отношение к тем явлениям и картинам жизни, о которых читает. Большой и кропотливой, чисто тренировочной работы, особенно вначале, требуют занятия с учащимися по технике речи – выработке её чёткости и правильности. Основное время отводится работе над исполнением литературных произведений или отрывков, в процессе которой учащиеся практически овладевают искусством чтения в единстве всех его требований. В кружке художественного чтения каждый работает над отдельным произведением, в разборе же этого произведения участвуют все присутствующие на занятиях. Они должны следить за тем, что исполнителю удалось и что не удалось. Чтение каждого ученика полезно подвергать тщательному обсуждению. Такие обсуждения воспитывают внимание, развивают умение слушать чтеца, формируют критерии художественной оценки качества чтения, приучают к товарищеской критике, сплачивают коллектив. Отбираемые для исполнения произведения должны отличаться высокими художественными качествами, быть понятны и доступны детям. Необходимо требовать от детей проявления инициативы в подборе произведений для чтения как себе, так и своим товарищам. Это приучает их много и сознательно читать. Занятия содействуют развитию интереса к звучащему слову и литературе, воспитанию художественного вкуса кружковцев.Перспектива выступления перед слушателями повышает интерес к занятиям в кружке. Однако выступления не должны быть частыми, в противном случае у членов кружка неизбежно будет снижаться уровень требований к качеству своего исполнения. Каждый член кружка должен осознавать ответственность своего выступления перед слушателями, приучаться к упорному труду в период подготовки, а к выступлению относиться как к радостной, но вместе с тем очень серьёзной и ответственной задаче.

1-2 год обучения .

Введение -1 ч. Речь как средство общения, средство воздействия. Устная речь и художественное чтение. Художественное чтение как средство воздействия на слушающих в процессе живого общения с ними. Художественное чтение как самостоятельный жанр сценического искусства. Страницы истории художественного чтения на Руси. Повествователи. Драматизаторы. Первые исполнители в жанре художественного чтения. А. Я. Закушняк, П. П. Гайдебуров

Основы техники речи - 7 ч

Теория.

Рождение звука. Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Отделы речевого аппарата. Система дыхания. Гигиена речевого аппарата. Дыхание и голос. Дыхание и звук. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных. Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии. Знаки препинания. Понятие “диапазон”, “регистр”, “тональное выражение знаков препинания”. Законы интонации в речевом общении. Простые и сложные предложения. Темп речи. Ритм речи. Логика речи.

Практика.

1. Упражнения на выработку умения управлять выдохом. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании.

2. Упражнения артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок.

3. Работа со словарем. Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах.

4. Творческая игра “Калейдоскоп талантов”.

Разбор произведения– 7 ч Вид произведения (сказка, былина, басня, рассказ, стихотворение)Время создания произведения.Подробная характеристика героев произведения.Изменения в характере и поведении действующих лиц по мере развития сюжета произведения, цели и намерения каждого действующего лица.Взаимосвязь частей произведения.Уяснение художественно- изобразительных средств, использованных автором в произведении. Практическое занятие. Выразительное чтение русской народной сказки.

Воплощение произведения в звучащем слове - 12 ч

Выполнение исполнительских задач с целью конкретного воздействия на слушающих.Передача в чтении мыслей, отношений и намерений, выраженных в тексте (передача подтекста).Воссоздание в воображении (видение) характерных особенностей быта, поведения и взаимоотношений людей отражённой в произведении эпохи.Соблюдение правил логического чтения (паузы, ударения, логическая перспектива).Выявление особенностей стихотворной речи (ритм, рифма).Выполнение построчных пауз как логических, так и психологических.Выявление жанровых особенностей произведения.Практическое занятие . Выразительное чтение отрывка из прозаического текста.Занятие – конкурс. Моё любимое стихотворение.

Основы художественного чтения - 9ч

Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Методы исполнения. Строй исполнения: пафос, повествование.

Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова.

Практика

Обоснование выбора произведения. Соответствие параметров исполнителя выбранному произведению. (Обсудить). Разбор произведения, логика речи. Элементы интонационной выразительности. Ударение. Паузы: логические, психологические, межстиховые, цезурные, ритмические. Мелодика речи.

Пластическая выразительность. Жесты: непроизвольные, ритмические, иллюстративные, подтекстовые.

Принципы создания литературной композиции. Виды композиций. Архитектоника литературной композиции. Музыка в композиции. Работа над композицией. Работа над произведениями. Работа с ведущими школьных концертов.

Воспитание умения замечать нечёткое выявление в чтении жанрового своеобразия произведений и мотивов поведения героев.Практическое занятие . Устное словесное рисование. Создание своего оригинального текста. Итоговое занятие– 1ч .Концерт – выступление

3 год обучения
Вводная беседа - 2 ч Художественное чтение как одна из форм устной речи (монологической). Роль чтеца как посредника между автором и слушателем.Задача чтеца: глубоко и всесторонне освоив литературное произведение, выявить заключённые в тексте мысли, намерения, оценки и отношения автора к изображаемой в произведении жизни с целью оказать на слушающих нужное воздействие. Разбор произведения -8 ч Причины, побудившие автора к написанию данного произведения. Эпоха, отражённая в произведении. Мировоззрение писателя. Характеристика среды, окружающей героев произведения. Тема и идея произведения. Композиция произведения. Особенности стиля автора. Образ рассказчика. Практическое занятие. Анализ произведения. Художественное чтение драматического произведения. Воплощение произведения в звучащем слове - 8 ч Подчинение задачи исполнения каждой части чтения – воссозданию в звучащем слове художественных образов и выявлению идеи произведения определённого воздействия на слушателя. Передача в чтении своего отношения, своей оценки изображённой автором действительности. Выявление жанровых особенностей произведения, стиля автора. Образа рассказчика. Практические занятия. Обсуждение исполнения - 7 ч Развитие умения слышать отсутствие связи между отдельными частями произведения, ошибки в оценке значимости отдельных событий и эпизодов. Развитие умения слышать ошибки в трактовке произведения, искажающие отдельные образы, слышать несоответствие исполнения стилю автора, образу рассказчика. Практические занятия. Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения. Содержание работы то же, что в первый и второй год обучения, но усложняются задачи и повышаются требования к их выполнению. Практические занятия Заключительное занятие – 1 ч Подведение итогов. Итоговый концерт.

Учебно- тематический план

1 год обучения

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретических

Введение

Основы техники речи

Разбор произведения

Воплощение произведения в звучащем слове

Основы художественного чтения

Заключительное занятие

Учебно- тематический план

2 год обучения

Наименование разделов и тем

Управление образования и молодёжной политики администрации

Арамасского района

Муниципальное образовательное учреждение

Балахонихинская ООШ

Типовая программа

дополнительного образования объединения детей

«Художественное чтение»

для детей с 8 лет

(срок реализации 4 года)

п. Балахониха

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство художественного чтения - творческое воплощение литературного произведения в действенном, звучащем слове. Оно содействует духовному обогащению советского школьника, формированию и развитию его личности. Задача художествен-ного чтения литературного произведения - вызвать в вообра-жении слушателей нарисованные автором картины жизни во всей их полноте, выявить смысл разнообразных явлений этой жизни и идею, которая раскрывается в их последовательности и взаимосвязи, донести в звучащем.слове особенности стиля ав-тора.

В программе кружка художественного чтения можно выде-лить два раздела: а) работа над исполнением литературного произведения - разбор произведения, воплощение его в звуча-щем слове, обсуждение исполнения; б) воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения.

Программа рассчитана на занятия со школьниками от 8 до 14 лет (II-VIII классы восьмилетней школы) и предусматри-вает наличие в кружке художественного чтения трех возрастных групп - младшей, средней и старшей. Для занятий с учащимися старших (IX-X) классов средней школы, школ рабочей и сель-ской молодежи, техникумов и других средних специальных учеб-ных заведений дается программа юношеской группы (15- 18 лет).

В кружке художественного чтения усложнение работы по годам обучения определяется не расширением программы, на внесением в нее новых разделов, требующих воспитания каких-либо дополнительных качеств и умений учащихся, а естествен-ным повышением требований к разбору литературного произве-дения и качеству исполнения. Это повышение требований обус-ловлено усложнением используемого литературного материала, а главное - возрастом и развитием самих участников кружка, поэтому оно осуществляется с учетом индивидуальных особенно-стей каждого из них. В соответствии с этим для каждой более старшей возрастной группы кружка остаются обязательными требования, указанные в программе для младших групп.

К концу первого года обучения члены младшей группы долж-ны приобрести умение элементарно разбирать литературное про-изведение: выявлять смысл (сущность) изображенных автором явлений, художественное значение отдельных деталей описания, образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения, ее развитие, цель чтения как произведения в це-лом, так и его отдельных частей (исполнительские задачи). Дети приучаются в соответствии с описанием автора возможно ярче и конкретнее представлять себе явления жизни, изображенные в произведении; овладевают умением логически правильно и четко передавать в своем чтении мысли автора, выявлять " смысл текста (подтекст). Одновременно у членов кружка вос-питывается умение разбираться в качестве чтения своих това-рищей.

В последующие годы у кружковцев закрепляются получен-ные навыки и умения, увеличивается их самостоятельность в работе над литературным текстом. Усложняется разбор произведе-ния, полнее передаются в чтении мысли, оттенки чувств, настрое-ний и намерений, выраженных в словах"текста. Развивается спо-собность чувствовать и оценивать художественное своеобразие произведения, мастерство писателя. Закрепляется и совершенст-вуется умение слышать и разбирать допущенные в чтении това-рищей ошибки.

Так как в кружок художественного чтения набор новых чле-нов проводится ежегодно, то в каждой возрастной группе вместе. с учениками, имеющими известный опыт работы, будут зани-маться и принятые вновь. Разбор произведения со старым и но-вым составом проводится по программе данной группы, и общая направленность разбора, его цель при этом не меняются. Сте-пень же проявления самостоятельности отдельных членов одной группы будет неодинакова, поскольку в нее входят дети или под-ростки, различные по возрасту, развитию и подготовке.

Регламентировать по годам обучения требования к качеству
исполнения не представляется возможным. Они всегда зависят
от индивидуальных особенностей учащегося и соответственно
дифференцируются.

Занятия художественным чтением строятся на основе всесто-роннего, детального анализа литературного произведения и твор-ческого освоения его содержания. В процессе работы над лите-ратурным текстом реализуются следующие задачки: 1) помочь читающему ученику в доступной степени усвоить, что автор хо-тел выразить данным произведением, какие средства для этого использовал и что, следовательно, нужно выявить в чтении; 2) вызвать (пробудить) у читающего верное и активное отно-шение к фактам," явлениям, картинам природы и персонажам произведения, основываясь на ярком видении всего того, о чем говорится в произведении; 3) помочь читающему определить его исполнительские задачи; установить, для чего он передает слушающим содержание всего произведения (или отрывка) и

каждой его части, т. е. какие мысли, чувства и оценки стремится
вызвать своим чтением.

В определении исполнительских задач выражается личное отношение чтеца к произведению, зорческая трактовка этого произведения

На занятиях художественным чтением следует добиваться", чтобы читающий активно общался со слушающими. Художест-венное чтение -является таким же средством общения, как ч обычная речь человека. Поэтому, произнося слова текста с кон-кретной задачей, читающий должен обращаться к слушателям, стремиться определенным, образом воздействовать на" них,- про-будить определенные мысли, определенное отношение к тем яв-лениям и картинам жизни, о которых он читает.

В-зависимости от содержания текста общение может проте-кать по-разному, принимать различные формы. Так, например, чтение повествовательного и описательного текста требует непо-средственного обращения -к слушателям. Так же читаются и про-изведения -агитационного характера, например, гражданская ли-рика Маяковского, при исполнении которой чтец выступает в качестве оратора, трибуна. При- чтении же стихотворений типа посланий и посвящений исполнитель обращается не к слушате-лям, а к воображаемым лицам - тем, к кому обращает свое сти-хотворение поэт/ В данном случае чтец воздействует на слуша-телей через обращение к воображаемому объекту, слушатели же являются как бы свидетелями обращения. Такая же форма общения имеет место при исполнении произведений интимной и философской лирики, когда слушатели - свидетели воспомина-ний или раздумий поэта. Изменение формы общения возможно ц в пределах исполнения одного произведения.

Понимание смысла изображенных в произведении явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление рас-крыть этот смысл слушателям - источник разнообразия интона-ций, темпа и тембровых изменений голоса.

Интонация - результат мыслей, отношений и намерений чи-тающего. Поэтому не следует учить интонациям с голоса. Меха-ническое повторение интонации руководителя лишает ученика необходимости вникать в смысл читаемого, самостоятельно про-думывать и оценивать произносимый текст.

Умение ярко представлять себе то, о чем говорится в тексте, требует активной работы воображения. На занятиях художест-венным чтением необходимо развивать как само воображение, так и наблюдательность, которая дает материал для работы во-ображения, а также воспитывать умение действенно выполнять" намеченную задачу. Воспитанию этих качеств, умений и навы-ков следует уделять специальное время, используя соответствую-щие упражнения. Материалом для них служат небольшие и не-сложные тексты (потешки, пословицы, шуточные диалоги и т. п.), а также рассказы учащихся о собственных впечатлениях и на-блюдениях, связанных с выполнением конкретных заданий руководителя (рассмотреть и описать с определенной задачей вит-рину магазина, . архитектурный ансамбль, вид из окна своей комнаты, внешность товарища или подруги, иллюстрацию в книге, репродукцию доступной пониманию ученика карти-ны и т. п.).

Большой и кропотливой, чисто тренировочной работы, осо-бенно вначале, требуют занятия с учащимися по технике речи- выработке ее четкости и правильности.

Основное время отводится работе над исполнением литера-турных произведений или отрывков, в процессе которой учащиеся практически овладевают искусством чтения в единстве всех его требований.

В кружке художественного чтения каждый работает над от-дельным произведением, в разборе же этого произведения уча-ствуют все присутствующие на занятиях. Они должны следить за тем, что исполнителю удалось выявить в чтении и что не уда-лось.

Чтение каждого члена кружка полезно подвергать тщатель-ному обсуждению. Такие обсуждения воспитывают внимание де-тей, развивают умение слушать чтеца, формируют критерий ху-дожественной оценки качества чтения, приучают к товарищеской критике, сплачивают коллектив.

В обсуждение путем вопросов ^руководитель втягивает всех присутствующих.

Отбираемые для исполнения произведения должны отличать-ся глубокой идейностью и высокими художественными качест-вами, быть понятны и доступны детям.

Чаще всего руководитель расширяет знакомство членов кружка с творчеством авторов, произведения которых изучают-ся в школе, используя при, этом то, что не вошло в школьную программу. Иногда для художественного развития участников кружка целесообразно повторить отдельные произведения, изу-чаемые в школе, углубив их понимание и усилив эмоциональ-ность восприятия. Полезно также включить в репертуар кружка произведения, которые в скором времени учащимся предстоит изучать в школе.

Руководителю кружка необходимо широко использовать но-винки детской и юношеской литературы. При выборе произведе-ния необходимо учитывать доступность и педагогическую целе-сообразность их использования для художественного чтения детьми данного возраста и уровня развития, а также индивиду-альные особенности. и интересы отдельных членов кружка (склонность к юмору, патетике, лирике и т. п.). Последнее не означает, что каждому члену кружка надо отбирать для испол-нения произведения только какой-нибудь определенной темати-ки или одного литературного жанра. Круг интересов и исполни-тельских возможностей кружковцев следует всячески расширять путем отбора для исполнения самых разнообразных произве-дений.

Необходимо требовать от детей проявления инициативы в подборе произведений для чтения как себе, так и своим товари-щам. Это приучит их много и сознательно читать. Занятия в кружке содействуют развитию интереса к звучащему слову и ли-тературе, воспитанию художественного вкуса кружковцев.

Помощь школе в учебно-воспитательной работе - одна из важных задач кружка художественного чтения. Эта помощь может иметь различный характер, разные формы. Так, члены кружка, работающего в клубе или Доме пионеров, активно ис-пользуют навыки и умения, приобретенные в кружке, выступая с художественным чтением в своей школе: на пионерских сбо-рах, школьных утренниках, смотрах художественной самодея-тельности и т. п. Руководитель помогает подготовить для выс-тупления в школе чтение произведения, предложенного ученику школьным учителем или вожатым.

Стремясь к тому, чтобы все члены кружка передавали своим товарищам по школе знания и умения, которыми сами овладе-ли в кружке, руководитель намечает им конкретные задания: помочь вожатому в подборе материала для художественного чтения на пионерском сборе, школьном вечере или утреннике, конкурсе художественной самодеятельности; помочь младшим школьникам в подготовке выступлений с художественным чте-нием на утренниках; помочь своим одноклассникам в исправле-нии речевых недостатков; организовывать через школьный ра-диоузел передачи художественного чтения лучших чтецов и при-нимать в них участие и т. д.

Руководитель конкретными указаниями и советами помогает членам кружка выполнять эти задания. Отчеты о выполнении заданий заслушиваются на кружке.

Кружок делится на возрастные группы, каждая из которых объединяет учащихся не более чем двух-трех смежных классов, например II-IV (II-III), V-VI (IV-VI), VII-VIII (VI- VIII). При комплектовании групп необходимо учитывать не только возраст учащихся, но и их общее развитие. Так, напри-мер, часть учащихся VI классов может быть включена в сред-нюю группу, а часть - в старшую.

Занятия с каждой группой проводятся 2 раза в педелю. Ко-личественный состав группы - не более 15 человек. При нали-чии большего числа членов кружка того или иного возраста необходимо организовать параллельные группы. В кружок уча-щиеся принимаются по желанию, независимо от их способно-стей.

Отдельные разделы техники речи - дикция, орфоэпия, дыха-ние, голос - изучаются не последовательно один после другого, а одновременно. Занятия по дыханию и звукообразованию про-водятся индивидуально. Тренировка в постановке дыхания про-должается в течение всего года. Занятия по дикции проводятся коллективно и индивидуально. Количество времени, необходи-мое на упражнения по исправлению недостатков речи отдельных

членов кружка, определяется дефектами их речи и степенью ис-правления этих дефектов.

Перспектива выступления перед слушателями повышает ин-терес к занятиям в кружке. Однако выступления не должны быть частыми, в противном случае у членов кружка неизбежно будет снижаться уровень требований к качеству своего исполне-ния. Кроме того, частые выступления будут отвлекать их от школьных занятий, что может снизить успеваемость. Нельзя до-пускать выступлений на больших площадках, так как такие вы-ступления вредно отражаются на неокрепшем, сформировав-шемся голосовом аппарате.

Каждый член кружка должен сознавать ответственность сво-его выступления перед слушателями, приучаться к упорному труду в период подготовки, а к выступлению относиться как к радостной, но вместе с тем очень серьезной и ответственной за-даче.

В годовом плане работы кружка следует предусматривать не более двух-трех больших тем для младшей и средней групп и одной-двух для старшей. Входящие в годовой план темы свя-заны с крупными событиями общественной, политической и культурной жизни страны, с задачами воспитания любви к Ро-дине, ее героическому настоящему и прошлому, к ее природе, людям, к многонациональной художественной литературе - классической и советской.

Для детей младшего возраста следует брать темы, посвя-щенные пионерской и школьной жизни, а также темы, помогаю-щие воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изобра-жению, знакомящие с народным творчеством, например: «Ты понимаешь, как это много - звание ленинца получить», «Как повяжешь галстук, береги его: он ведь с красным знаменем цве-та одного», «Времена года в произведениях русской классичес-кой и советской поэзии», «Кем быть?», «Моя любимая сказка».

В старшей и юношеской группах ведется работа над темами, раскрывающими роль партии в организации и развитии Совет-ского государства, знакомящими с определенными периодами революционной борьбы нашего народа, со славными делами Ленинского комсомола. Тематика работы старшей группы может быть связана с подготовкой программы, посвященной опреде-ленному периоду творчества одного писателя, а также с подго-товкой композиции по одному крупному произведению классиче-ской или советской литературы, например: «Партия и Ленин -Разбор произведения. Основные сведения об авторе про-изведения. Уяснение содержания произведения: основная мысль; художественные образы; последоватльность развития сюжета; определение характера, взаимоотношений, мотивов поведения и намерений героев; представление в воображении описываемых автором картин природы, людей, окружающей их обстановки, фактов и событий; определение к ним своего отношения них оценка. Определение исполнительской задачи (сверхзадачи), обусловленной основной мыслью (идеей) произведения. Члене-ние произведения на части. Определение главной мысли каждой части и задачи ее исполнения в соответствии со значением этой части в структуре произведения.

    Воплощение произведения в звучащем слове. Выполнение исполнительских задач, подчиненных сверхзадаче, раскрытие последовательности развития идеи произведения. Четкая пере-дача мыслей автора путем расстановки логических пауз (члене-ние текста на речевые звенья) и ударений. Интонирование зна-ков препинания. Представление (видение) изображенной авто-ром жизни. Особенности чтения стихов, соблюдемте построчных пауз.

    Обсуждение исполнения. Воспитание умения замечать в чтении нечеткое выявление идеи произведения, неточное выпол-нение задач, ошибки логического характера (неправильная рас-становка пауз и ударений) и дикционные, отсутствие видения, бездейственность.

    Воспитание качеств, умений И навыков, необходимых для художественного чтения. Упражнения на развитие вообра-жения, наблюдательности, на умение общаться, выполнять дей-ственные 1 задачи. Упражнения В делении текста на речевые звенья

(расстановка логических пауз). Определение логического уда-рения в речевом звене и главного логического ударения в пред-ложении. Ознакомление с постановкой дыхания в речи. Воспи-тание навыка смешанно-диафрагмального дыхания. Правильное направление звука. Основное положение речевого аппарата для правильного звукотечения. Дикция - четкое, ясное произноше-ние. Правильное положение отдельных частей речевого аппара-та при произношении гласных и согласных звуков. Исправление недостатков речи (шепелявости, картавости, гнусавости, свистя-щих и шипящих звуков, проглатывания концов слов и др.). За-крепление навыков четкого произношения звуков на специально подобранных текстах.

Орфоэпия (правильное произношение слов). Произноше-ние ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в середине и конце слова. Орфоэпически правильное произноше-ние слов: правильное ударение (молодёжь, километр, шофёр, квартал и др.), правильное произношение сочетаний стн, здн, лнц, вств, сш, сч, зч, жж, зж, еж, чн, чт, тц, тч п др. (в словах лест- ница, поздно, солнце, чувство, сшитый, счет, рассказчик, дрож-жи, позже, несжатая, конечно, что, копытце, летчик и др.).

Тематический план

Вид занятия

юношеская

практика

практика

практика

практика

вводная беседа

разбор произведения

воплощение произведения в звучащем слове

Кружок художественного инсценирования « Клуб Веселых Литераторов»

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Клуб Веселых Литераторов » реализует духовно – нравственное и художественно-эстетическое направления во внеурочной деятельности в 5 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования второго поколения.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее - эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.

Данная программа учитывает особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала методики преподавания литературы и театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление читательского опыта и знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Структура программы

В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с повышением интереса к литературе, развитием артистизма и навыков сценических воплощений.

Ц елью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к литературе и актерской деятельности.

Задачи , решаемые в рамках данной программы:

Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Развитие речевой культуры;

Развитие эстетического вкуса.

Воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 5 класса, на 1 год обучения.

На реализацию курса «Клуб Веселых Литераторов» в 5 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ инсценировок, подготовка костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, по возможности, посещение спектаклей.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики . Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии . Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности . Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности . В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности . Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Особенности реализации программы:

Программа включает следующие разделы:

    Азбука инсценирования.

    Культура и техника речи

    Ритмопластика

    Основы театральной культуры

    Работа над инсценированием.

Занятия кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

    театральные игры,

    конкурсы,

    викторины,

  • спектакли

    праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки басен, рассказов, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к литературе и театральному искусству.

Методы работы:

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку искусства инсценирования, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в кружке художественного инсценирования дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением инсценировки, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Алгоритм работы над инсценировкой.

    Выбор произведения, обсуждение его с детьми.

    Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

    Переход к тексту произведения: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

    Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условно), с музыкальным оформлением.

    Репетиция всей пьесы целиком.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

    текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

    промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

    итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие в мероприятиях средних классов, инсценирование басен, рассказов, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

2.Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать

    правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

    виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

    чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

Учащиеся должны уметь

    владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

    действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

    произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

    произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

    произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

    строить диалог с партнером на заданную тему;

    подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности) : Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

    потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

    целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

    этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

    осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

    понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

    планировать свои действия на отдельных этапах работы над инсценировкой;

    осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

    анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

    пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

    понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

    проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

    включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

    работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

    обращаться за помощью;

    формулировать свои затруднения;

    предлагать помощь и сотрудничество;

    слушать собеседника;

    договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    осуществлять взаимный контроль;

    адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

выразительному чтению;

различать произведения по жанру;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

сочинять этюды по сказкам;

умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

3.Учебно-тематический план на год

Всего часов

Вводное занятие

Азбука инсценирования

Культура и техника речи

Ритмопластика

Основы театральной культуры

Изучение произведений,

работа над инсценированием, показы

Заключительное занятие

Итого:

Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.

1 раздел. (1 час) Вводное занятие.

На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.

Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.

Знакомство с театрами г.Москвы, г.Владимира (презентация)

2 раздел. (1 час) Азбука инсценирования – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

3 раздел. (1 час) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

4 раздел. (4 часа) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

5 раздел. (2 часа) Основы театральной культуры. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.

Знакомство с театрами г. Иркутска (презентация)

Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

6 раздел. (24 часа) Работа над изучением и инсценировкой басен, рассказов базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

Задачи учителя . Учить создавать образ героя басен, рассказов; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

7 раздел. (1 часа) Заключительное занятие

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.Отчёт, показ любимых инсценировок.


Календарно-тематическое планирование кружка «Клуб Веселых Литераторов»

Количест-во

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды контроля

Вводное занятие.

Задачи и особенности занятий в кружке.

Решение организационных вопросов.

Основы театральной культуры.

Познакомить с понятиями «художественное инсценирование», «театр».

Знакомство с театрами г.Иркутска (презентация)

Фронтальная работа

Просмотр презентаций

Учимся играть.

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке . Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

Учимся подбирать простейшие рифмы.

Работа в парах, группах.

Знакомство с правилами поведения на сцене

предварительный

Культура и техника речи.

Разучиваем пословицы и поговорки.

Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра.

Фронтальная, групповая работа.

Показ презентации «Пословицы в картинках»

Распределение ролей

Показ инсценировок.

Ритмопластика

1. Повторение. Упражнения на развитие дикции (скороговорки).

2. Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики

Басня – мудрость тысячелетий. Знакомство с баснями «Ворона и лисица» Эзопа, Лафонтена, Крылова.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. З накомство с истоками басенного жанра. Родоначальники басни.

Сравнительный анализ басен «Ворона и лисица». Юмор в баснях.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа

Показ инсценировок

Басни дедушки Крылова.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

Знакомство с баснями И.А.Крылова «Квартет», «Свинья под дубом» и др. (по выбору учащихся)

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа.

Отработка дикции

Распределение ролей, выразительное чтение, инсценирование

Инсценирование басен Крылова

«В гостях у Михалкова».

Знакомство с творческой биографией С.Михалкова: стихи, рассказы, басни.

Фронтальная работа.

Просмотр презентаций

Басни С.Михалкова

«Волшебное слово», «Услужливый», «Заяц – симулянт»

Знакомство с текстом, выбор басни для инсценировки, распределение ролей, диалоги героев. Юмор в баснях.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа

Распределение ролей, выразительное чтение, инсценирование

Показ инсценировки

Инсценирование басен С.Михалкова «Заяц и пчела», «Дальновидная сорока»

Знакомство с содержанием басен, распределение ролей, диалоги героев, репетиции.

Показ инсценировки

Культура и техника речи

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание.

Индивидуальная работа

Работа над постановкой дыхания.

Тематический

Чтение в лицах стихотворений С.Михалкова.

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции. Юмор в стихотворениях.

Фронтальная работа

Конкурс на лучшего чтеца

Культура и техника речи.

Инсценирование рассказов.

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

Показ инсценировки гостям

Инсценирование рассказа Михалкова

«Сами виноваты»

Групповая, парная и индивидуальная работа. словесные методы

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

Художественное чтение диалогов.

Репетиция инсценировки рассказа С.Михалкова «Сами виноваты»

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики.

Индивидуальная работа

Работа над дикцией, выразительностью

Показ инсценировки

Подготовка к инсценировке рассказа С.Михалкова «Праздник непослушания»

Знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев. Юмор в рассказе.

Фронтальная работа, словесные методы

Разучивание диалогов

Художественное чтение диалогов

Репетиция инсценировки рассказа С.Михалкова « Праздник непослушания»

Репетиция инсценировки.

Индивидуальная работа, работа в парах.

Показ инсценировки

Основы театральной культуры

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

Групповая работа, поисковые методы

Рассказ М.Зощенко. «Умная Тамара».

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».

2. Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

Фронтальная работа, словесные методы

Работа с текстом рассказа: распределение ролей, репетиции

Показ инсценировки

Культура и техника речи.

Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

Групповая работа. Методы поисковые, наглядные

Разучиваем игры-пантомимы. Подбор музыкального сопровождения.

Показ пантомимы.

Культура и техника речи

Инсценирование рассказа М.Зощенко «Галоша»

1. Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). 2.Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

3. Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция

Выразительное чтение диалогов

Инсценирование рассказов Зощенко.

Художественное инсценирование

Словесные и наглядные методы

А.П.Чехов. Творческая биография. Юмористические рассказы Чехова.

Знакомство с творческой судьбой писателя. Чтение юмористических рассказов «Толстый и тонкий», «Хирургия».

Фронтальная работа.

Просмотр презентации, выразительное чтение диалогов.

Выразительное чтение диалогов

Инсценирование рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

Работа над созданием образов героев с помощью жестов и мимики. Разучивание диалогов

Индивидуальная

Показ инсценировки

Инсценирование рассказа А.П.Чехова «Хирургия»

Работа над созданием образов героев с помощью жестов и мимики. Разучивание диалогов.

Индивидуальная, групповая

Распределение ролей, диалоги героев, репетиции, изготовление реквизита.

Показ инсценировки

Заключительное занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

Фронтальная работа. Словесные методы

«Капустник» - показ любимых инсценировок

Итоговый – выступление перед гостями

5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    Музыкальный центр;

    музыкальная фонотека;

    аудио и видео кассеты;

    СД– диски;

    костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием инсценировок;

    элементы костюмов для создания образов;

    сценический грим;

    видеокамера для съёмок и анализа выступлений.

    Электронные презентации.

    Тексты басен, стихов, рассказов.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ

«СОШ им. Р. Г. Карманова»

с. Усть-Нем Уляшева Н.И.

Программа

кружка

«Художественное чтение»

коми языка и литературы Нестерова Е.Ф.

2013-2014 г.г.

Пояснительная записка

Приемы и методы обучения, состав кружка, результативность работы

Учебно-тематический план

Информационно-методическое обеспечение

Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.

Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.

Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.

Программа рассчитана на 64 часов, (2 часа в неделю) развития речи учащихся средних и старших классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.

Цели:

Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;

Активное участие в школьных,муниципальных и республиканских смотрах, конкурсах и других мероприятиях.

Задачи:

Добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

Чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами

Развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к национальной литературе.

Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора - главная задача выразительного чтения

Приёмы и методы обучения .

Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).

Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.

Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.

Состав кружка

Кружок состоит из учащихся 5-10 классов. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.

Результативность работы кружка

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению - выступления перед слушателями.

Учащиеся должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных, республиканских мероприятиях творческого характера.

Учебно-тематический план .

Тема (блок)

Кол-во часов

Форма занятия

Учебный материал

Примечание

Введение

Цели и задачи кружка «Художественное чтение»

Беседа (теория)

Лекция учителя

Техника речи.

2)Искусство дыхания

Беседа (теория)

Практическое

Практическое

Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки

5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся

Практическое

Стихи о Родине

6)Конкурс чтецов (любимые стихи)

Стихи о Родине

Правила литературного произношения

7)Теоретические сведения о логике чтения.

Беседа (теория)

Лекция учителя

8)Орфоэпическое произношение

Практическое

Стихи о родной природе

9)Тренировочные упражнения

Практическое

Интонация.

10)Темп. Ритм.

Беседа (теория)

11)Эмоционально-образная выразительность

Практическое

12)Сопереживание.

Практическое

Стихи патриотической тематики

Практическое

Любовная лирика

14) Чтение по ролям

Практическое

15)Конкурс стихов «Коми поэты о природе».

16)Выразительное чтение прозы

Практическое

Стихотворения в прозе

Рассказывание

17)Виды рассказывания

Беседа (теория)

Лекция учителя

18)Рассказ близкий к тексту

Практическое

Рассказы

19)Рассказ в сокращении

Практическое

20)Рассказ с изменением лица рассказчика

Практическое

21)Импровизированный рассказ

Практическое

22)Рассказывание в детской аудитории

Практическое

Мимика и жестикуляция

23)Понятие о мимике и жесте

Беседа (теория)

Лекция учителя

24)Особенности чтения басни.

Практическое

25)Чтение сонетов

Практическое

26)Баллады

Практическое

27)Конкурс чтецов

Произведения разных литературных жанров.

Формы построения стихотворений

28)Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы.

Беседа (теория)

Лекция учителя

29) Эхо рифма

Практическое

30) Фигурные стихи

Практическое

31)Конкурс чтецов

Пейзажная лирика

Средства выразительности

32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория

Беседа (теория)

Лекция учителя

33)Конкурс чтецов ко Дню Победы

Практическое

Патриотическая лирика

34)Конкурс стихов о Шарье

Пейзажная лирика

35)Подведение итогов работы. Награждение учащихся, принявших участие в творческих конкурсах разного уровня.

Всего за год



Что еще почитать