Анализ к занятию. Методические рекомендации "анализ занятия педагога"

Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация – восприятие – осмысление», - и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющем большинстве случаев.

Анализируя подобное занятие, воспитателю, методисту, практиканту необходимо ответить на главные вопросы:

1. Удалось ли мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности?

2. Какие приемы мотивации были использованы и насколько удачными они были?

3. Как было организованно восприятие детей при изложении учебного материала (по времени, по пределу доступности излагаемого материала, по объему предлагаемой информации, по задействованию сенсорной сферы ребенка, по использованию приемов педагогической техники)? Особое внимание следует уделить доступности и объему информации, поскольку превышение доступности ведет к снижению интереса детей к деятельности, а превышение объема информации – к утомлению детей.

4. Какие приемы были использованы педагогом для активного осмысления детьми предлагаемого учебного материала, насколько они были успешны?

5. Какие приемы воспитатель использовал для оценки деятельности детей, принесли ли им чувство удовлетворения, не принижалось ли личное достоинство детей?

6. Способствовало ли подведение итогов занятия повышению интереса детей к данному виду деятельности?

7. И независимо от вида деятельности в заключение необходимо отметить, на развитие каких видов мышления делался упор на данном занятии (и осознанно ли это делалось педагогом) и как это выражалось в детской деятельности.

Модель развивающего занятия.

Формы анализа и самоанализа занятия.

1. краткий (оценочный) анализ – это общая оценка занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач, их реализацию;

2. структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей детей;

3. системный анализ – это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков детей, усвоения ими способов обучения;

4. полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации целей занятия, содержания и видов деятельности детей по таким характеристикам, как уровни усвоения детьми знаний и способов умственной деятельности, развитие детей, реализация дидактических принципов;

5. структурно- временной анализ – это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;

6. комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели и структурных элементов;

7. психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности детей развивающего типа);

8. дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения дошкольников, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей и т.п.);

9. комплексный анализ – это одновременных анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).

Анализ занятия.

· Удалось ли мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности?

· В какой форме прошло Целеполагание занятия?

· Как было организовано восприятие детей при изложении учебного материала (по времени, по пределу доступности излагаемого материала, по объему предлагаемой информации, по задействованию сенсорной сферы ребенка, по использованию приемов педагогической техники)? Особое внимание следует уделить доступности и объему информации.

· Какие приемы были использованы для активного осмысления детьми предлагаемого учебного материала, насколько они были успешны?

· Психологический климат занятия: положительный, эмоциональный или его отсутствие.

· Способствовало ли подведение итогов занятия повышению (интереса детей к данному виду деятельности)?

· В чем проявилась творческая активность детей?

Самоанализ занятия.

2. Задачи (обучающая, развивающая, воспитательная)

3. Вид занятия.

4. Тип занятия.

5. Какие методы и приемы применяли, в чем их педагогическая ценность и как они себя оправдали?

6. Какие наглядные пособия применяли и в чем их педагогическая ценность?

7. Активность детей, учебная деятельность детей.

8. Какие затруднения возникли и как они были преодолены?

9. Как реализовалось выполнение задач и достигнута ли цель занятия?

Деловая игра

«Воспитательно-образовательный процесс в детском саду»

Цель: проверка усвоенного материала, корректировка знаний.

План проведения игры:

· Сообщение темы и цели игры.

· Объяснение предстоящей работы (знакомство с игровой ситуацией и правилами).

· Индивидуальная работа воспитателей по заданной теме.

· Групповая работа воспитателей, выработка коллективного решения. Обоснование принятых решений.

· Подсчет индивидуальных и коллективных очков.

· Выступление экспертов о работе команд.

· Разбор игры. Подведение итогов.

Схема деловой игры.

Игра проводится в несколько этапов.

1 этап – сообщение темы, правил игры. Участники разбиваются на группы. В каждой группе выбирается лидер и эксперт.

2 этап – лидер получает задание и знакомит с ним группу. Каждый член группы получает свое задание.

3 этап – в течение определенного времени педагоги выполняют задание. Обсуждают совместно выполненное задание, подсчитывают индивидуальные и коллективные очки, принимают коллективное решение.

4 этап – лидеры от каждой группы знакомят всех участников с заданной ситуацией и вариантами ее решения. Путем голосования участники игры выбирают лидирующую группу.

5 этап – выступление экспертов. Разбор игры.

Схема деловой игры.

· Введение в игру – 3мин.

· Формирование игровых групп – 3мин.

· Распределение ролей (выбор лидеров и экспертов) – 3мин.

· Коллективное решение проблемы – 15мин.

· Подсчет индивидуальных и коллективных штрафных очков – 5мин.

· Выступления лидеров с обоснованием принятых решений – 3мин.

· Выступления экспертов групп - до 3мин.

· Разбор игр, подведение итогов – 5мин.

Правила участников игры.

1. Соблюдать регламент.

2. Работать согласованно.

3. проявлять активность.

4. выступать аргументировано.

5. уметь слушать другого.

Инструкция экспертам.

Не вмешиваться в естественный ход событий. Наблюдать за работой внутри группы (насколько члены команды самостоятельны в работе, каково их эмоциональное состояние, кто первый выполнил задание и т.д.).

Задания.

Распланировать задачи на один квартал в подготовительной группе:

· РИОМ, ФЭМП, прир. окр., экол. воспит.

· р/р, рисование, лепка.

· Трудовое воспитание, нравственное воспитание.

Педагогический ринг.

Тема: Организация и проведение занятий.

Цель: Анализ знаний воспитателей об организации и проведении занятий; о видах занятий; самоанализе занятий.

Работа ведется в группах. Каждому участнику группы задается вопрос. Ответы оценивает наблюдатель по критериям. За дополнение от другой группы часть очков снимается с отвечающей группы.

1. сколько занятий в неделю проводится в … группе (когда)?

2. расскажите, как Вы составляете расписание занятий.

3. Как и когда готовитесь к занятиям?

4. Структура занятия (хронометраж каждой части).

5. анализируете ли Вы свои занятия, если «да», то с какой целью?

6. Виды анализов.

7. Виды занятий.

8. Типы занятий.

9. Занятия по целям и задачам.

10. Как Вы отслеживаете результаты усвоения задач на занятии?

Критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

· Общая эрудиция;

· Профессиональные знания, умения, навыки;

· Умение выйти из затруднительного положения, экспромт;

· Лаконичность, четкость, точность;

· Культура ведения дискуссии, педагогический такт, чувство юмора.

Пример анализа открытого занятия по дисциплине "Биология". Тема "Ферменты"

Анализ открытого урока

преподавателя Воробьёвой Ж.А.

Группа - ТМ-16

Дата проведения - 21.10.2016г.

Тема: «Ферменты»

Цели урока:

Методическая:

применять современные технологии, методы и средства обучения при проведении лекционного занятия. Активизировать процессы обучения за счет создания условий эффективной познавательной деятельности студентов.

Дидактическая:

сформировать у студентов прочные знания о белках-ферментах. Изучить их свойства, классификацию, механизм действия и практическое применение.

Воспитательная:

Прививать элементы культуры общения в ходе совместной проектной деятельности, формировать научное мировоззрение, чёткое представление о роли естественных наук в современном обществе.

Развивающая:

развивать у студентов рациональные приемы и способы мышления, познавательной активности, умения сравнивать, анализировать и обобщать. Формировать навыки ведения исследовательского эксперимента

Тип занятия: проблемно-поисковое с использованием инновационных технологий и активных форм обучения

Методы и методические приёмы: словесные и наглядные методы, методприймы - фронтальный опрос, разгадывание криптограмм, демонстрация видеоматериалов

Оборудование . Персональный компьютер, мультимедийное оборудование

Девиз занятия «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему

не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Д. Хевеши

Санитарно-гигиеническое состояние аудитории - аудитория подготовлена к проведению лекционного занятия, оборудована компьютером. Необходимый учебный материал разложен на столах студентов

Структура занятия включает этапы:

1.Организационный момент

2. Сообщение темы и постановка целей занятия

3. Актуализация опорных знаний

4. Мотивация учебной деятельности

5.Изучение нового материала

6.Обобщение и систематизация изученного материала

7.Подведение итогов занятия

Цель данного занятия - цели занятия достигнуты, тема занятия соответствует учебной и рабочей программе дисциплины

Этапы занятия

Актуализация опорных знаний: преподаватель удачно начала занятие с эпиграфа и самостоятельной постановки целей студентами, что активизировало мышление студентов и настроило их на работу. Актуализация опорных знаний проведена в форме устного фронтального опроса.

Опрос студентов: в ходе фронтальной беседы преподаватель затронула понятия, связанные с темой занятия, что позволило подготовить студентов к восприятию нового материала.

Мотивация обучения : мотивация обучения была проведена в начале занятия. Преподаватель подчеркнула роль ферментов в повседневной жизни.

Основная часть занятия : изложение нового материала проходило в форме объяснения с использованием презентации, докладов студентов из творческих групп с защитой презентаций и флеш-анимаций. Преподаватель тесно связывает учебный материал темы с воспитательными целями занятия, воспитывает элементы культуры общения в ходе совместной проектной деятельности, формировать научное мировоззрение, чёткое представление о роли естественных наук в современном обществе. Презентации-проекты студентов удачно визуализируют теоретический материал лекции, что значительно облегчает студентам ее восприятие. Преподаватель постоянно вовлекает студентов в обсуждение учебного материала, и студенты становятся активными участниками учебного процесса. Преподаватель удачно распределила проекты студентов, где в полной мере раскрывается тема занятия.

Закрепление нового материала прошло в виде фронтальной беседы, после чего студенты разгадывали ребусы по данным преподавателем картинкам. Фронтальная беседа позволила обобщить и закрепить полученные знания. Разгадывание ребуса развивало творческие способности студентов. На протяжении всего занятия студенты самостоятельно составляли опорный конспект, в который вносили информацию о строении ферментов, механизме действия ферментов, активности ферментов, брожении клеточных и т.д., что значительно помогло студентам обобщать и делать выводы при закреплении материала.

Заключительная часть занятия преподаватель проанализировала подготовленные проекты, результаты фронтального опроса, прокомментировала работу студентов на занятии, указала на основные ошибки студентов.

Изучаемый материал изложен в виде защиты проектов студентами группы

В процессе изучения использовались разнообразные формы и методы работы со студентами: разгадывание криптограмм, защита проектов, флеш-анимация, презентации, комиксы, притчи, видеоролики о ферментах, комикс-сказка, синквейны, ребусы и т.д.

Примечание

Основные компоненты урока

1. Организация урока.

2. Постановка цели.

3. Выделение главного на уроке.

4. Своевременный контроль.

5. Активная занятость студентов.

6. Самостоятельная работа.

7. Практическая работа.

8. Четкая структура урока.

9. Плотность урока.

10. Результативность.

11. Уровень обучения.

Формы и методы работы.

1. Проблемно-поисковые.

2. Словесно-наглядные.

3. Новые формы и методы.

4. Индивидуальный дифференцированный подход.

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель ОДОД ГБОУ школа № 109 Директор ГБОУ школа № 109 Приморского района Приморского района

Санкт-Петербурга Санкт-Петербурга

В.Г. Гапон _____________Н.И. Исаева

«____»__________2014 г. «____»__________2014 г.

Анализ занятия педагога

Составитель: Е.В. Прохорова,

Методист ОДОД ГБОУ школа №109

Приморского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2014 год Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… 3

Почему занятие утвердилось в роли основной формы дополнительного образования? ..... 4

Что необходимо для проведения результативного занятия?....................................................4

Каковы правила организации занятия? …………………………………………………………4

Каков план действия педагога при разработке структуры занятия?....................................... 5

Памятка начинающему педагогу …………………………………………………………….…. 7

Наблюдение за занятием должно охватывать………………………………………………..... 8

Лист наблюдения и оценки учебного занятия …………………………………………….…. 10

Технологическая карта занятия …………………………………………………………..…… 11

Анализ учебного занятия …………………………..…………………………………………. 12

Примерная памятка для самоанализа занятия педагогом дополнительного образования … 13

Анализ занятия педагога дополнительного образования обучающимися ………………….. 14

Примерный вариант анализа учебного занятия …………………………………………….….15

В помощь педагогам ……………………………………………………………………………. 16

Введение

Служат помощью в анализе

Учебно-тренировочного процесса

Педагогов ОДОД ГБОУ школа №109.

Очень часто к методисту с вопросами идут педагоги. Что их волнует, тревожит? У кого-то сложная педагогическая проблема, требующая скорейшего разрешения, кому-то нужна методическая консультация, а кто-то сегодня просто не в духе и ему нужен добрый совет…

Представленный материал содержит рекомендации, памятки, образцы анализов и самоанализов занятий. Здесь можно найти позитивный и своевременный совет, неожиданный взгляд на привычные вещи, народную мудрость – все то, что помогает нам в стремительном потоке времени и дел сохранять душевное равновесие и здравый смысл.

Занятие является «ядерным», основополагающим элементом системы дополнительного образования. С каких бы позиций мы не рассматривали дополнительное образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного занятия.

Почему занятие утвердилось в роли основной формы

дополнительного образования?

Во-первых, на занятии присутствуют все участники данного образовательного объединения. Во-вторых, занятие обладает гибкостью, адаптивностью, позволяющей изучать самый разнообразный по содержанию и беспрерывно обновляющийся материал. В-третьих, только на занятии возможно изучать систематически весь курс программы. В четвертых, занятие позволяет сочетать индивидуальную работу учащихся и коллективную.

Во время проведения занятия педагог практически реализует все важнейшие учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед ним: передает учащимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другие жизненно ценные качества личности.

Что необходимо для проведения результативного занятия?

Чтобы провести эффективное занятие, необходимо знать функции занятия и конечную цель деятельности педагога по организации занятия, потом установить средства ее достижения, что поможет достижению цели, а затем определить способ, как действовать, чтобы достичь результата.

Каковы правила организации занятия?

Первое - определить цель, заранее запланированный конечный результат (чего надо достичь).

Второе - отобрать содержание материала занятия, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь содержания с жизненным опытом учащихся и способами умственных и практических действий; определить систему заданий и самостоятельных работ учащихся.

Материал занятия делится на более обособленные части по смыслу, с выделением наиболее важных вопросов. Второстепенные же вопросы и мелкие детали группируются вокруг главных. Таким образом, изложение материала развертывается не как ровная нить, а имеет узлы. На этих узлах сосредоточивается внимание обучающихся и делаются выводы.

Третье - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов в соответствии с поставленными целями и задачами и содержанием материала.

В зависимости от содержания материала занятия, планируется и деятельность обучающихся. При одних методах активность детей на занятии ограничивается пониманием и запоминанием учебного материала. При других - обучающиеся не только получают знания, но и приобретают умения добывать их, самостоятельно работать с литературой, наблюдать, анализировать и обобщать факты, объяснять новые явления при помощи изученных законов и правил. Именно такие методы обучения развивают познавательные интересы учащихся. Вызывают максимальную активность, удовлетворяют их разнообразные запросы.

Четвертое - оснащение занятия разнообразными средствами обучения. Оснащение тесно связано с методами занятия и оказывает существенное влияние на их эффективность.

Пятое - управление деятельностью учащихся со стороны педагога. Педагог - не только источник знаний. Он обучает и воспитывает всеми качествами своей личности, оказывает всестороннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения.

Успех занятия зависит от педагога как личности: насколько широко он образован и методически опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен к занятию, с каким настроением ведет занятия, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это вместе характеризует стиль работы педагога, его педагогическое мастерство и определяет силу воспитательного воздействия его на личность ребенка.

Шестое - педагог на занятии работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в отдельности.

Каков план действия педагога при разработке структуры занятия?

План действия педагога при разработке структуры занятия представляется в следующей последовательности:

Формулировка цели и задач занятия.

Выбор модели структуры занятия.

Выделение смысловых блоков.

Формулировка познавательных задач к каждому блоку.

Планирование познавательной деятельности учащихся применительно к каждой познавательной задаче (т.е. отбор методов, методических приемов и форм организации деятельности: фронтальная, индивидуальная и коллективная).

Анализ хода занятия с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и задач.

Внесение необходимых корректив.

Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией:

Четкое продуманное педагогом распределение времени, а также своих обязанностей и обязанностей учащихся.

Руководство и управление познавательной деятельностью всех учащихся.

Сочетание коллективной работы с групповой и индивидуальной.

Систематическая обратная связь.

Обеспечение дисциплины и порядка в течение занятия.

То есть без хорошей организации занятия никакая структура не обеспечит реализацию цели.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.

Наблюдение за занятием должно охватывать:

1 ) Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит педагог в зал (кабинет), имеется ли в наличии план занятия, подготовлены ли пособия, оборудование, готовы ли ребята к занятию, санитарное состояние зала;

2 ) Содержание занятия . Оцениваются глубина и доступность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения спорта, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, система стимулирования;

3 ) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система педагогических требований. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к занятиям, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону занятия:

а) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития навыков обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов обучения используются;

б) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы выезды на соревнования, смотры, фестивали, конкурсы;

в) способы закрепления знаний, решения проблемных задач, выполнения навыков на соревнованиях;

5) Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя (методиста, коллеги) представляет и роль педагога на занятии как организатора и координатора, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающимися.

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение – это лишь первый этап контроля, второй – разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Занятие нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все учебные занятия были комбинированными, включали все “элементы” - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя занятия , нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы . Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства;
б)
возможности образовательного учреждения, наличие помещений, технических средств, наглядных пособий, нужной информации.

Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

а) состав данной учебной группы, уровень развития и способностей обучающихся;

б) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как кажется, такая схема:

1. Во время занятия присутствующие (коллеги, методисты, руководители образовательного учреждения, родители) анализируют занятие по критериям, отражаемым в бланке «Лист наблюдения и оценки занятия». По окончании занятия они сдают бланки с результатами анализа присутствующему специалисту.

2. По окончании занятия сам педагог рассказывает о своем занятии, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет. Начиная с этого этапа и далее, дети не присутствуют;

3. Затем присутствующий специалист (коллега, методист, руководитель) анализирует положительные стороны занятия, выявленные как специалистами, так и заказчиками образовательного процесса;

4. Затем присутствующий заказчик образовательного процесса (родитель, попечитель) вносит поправки и добавления, предложения по организации и содержанию занятия со своей точки зрения;

5. Только после этого следует разбор отрицательных моментов, выявленных специалистами (в случае общего отрицательного результата занятия родители на этом этапе не присутствуют);

6. Наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков.

Лист наблюдения и оценки учебного занятия

Проверяющий___________________________________________________________________________________________

Дата________________ Объединение_______________________________________________________________________

Ф.И.О.педагога__________________________________________________________________________________________

Количество детей в группе_____________ на занятии__________________________________________________________

Тема: __________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта занятия приложена

Требования к

деятельности педагога

оценка

Требования к деятельности

обучающихся

оценка

уд.

хор.

отл.

уд.

хор.

отл.

1. Начало занятия

1.Внимание детей на различных этапах:

В начале

В середине

В конце

2. Повторение и проверка знаний

2. Интерес к теме

3.Теоретический уровень

Изложения:

Доступность

Логичность

Систематичность

Последовательность

3 .Активность детей на занятии:

при изучении

при закреплении

4.Раскрытие темы

4.Прочность знаний, умений, навыков

5. Отбор материала

5.Самостоятельность суждений

6. Организация внимания

Детей

6.Отношение к педагогу

7.Воспитательная сторона занятия

7.Культура труда

8. Использование ТСО, наглядности,

дидактического материала

8.Речь

9.Индивидуальный подход

9.Вопросы к педагогу

10. Эмоциональность

10. Самоконтроль

11.Педагогический такт

11. Дисциплина:

готовность к занятию

во время занятия

во время самостоятельной работы

во время объяснения

12.Речь

Мнение педагога, проводившего занятие и рекомендации проверяющего:

13. Расчет времени

14. Организация самостоятельной

Работы:

методика

15. Объективность

/подпись проверяющего/__________________________________

/подпись педагога/ _________________________________________

Технологическая карта занятия

Педагог_______________________________________________________________________

Тема занятия__________________________________________________________________

Дата проведения_______________________________________________________________

Возраст детей_________________________________________________________________

Цель занятия__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задачи занятия_________________________________________________________________

Тип занятия, форма проведения__________________________________________________

Методы, используемые в процессе занятия_________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предполагаемый результат:_____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЭТАПЫ

ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА

ДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ

Анализ учебного занятия

Постановка цели и задач учебного занятия.

Умение ставить ясную и посильно трудную для детей цель, разбивать ее на реально достижимые задачи;

Соотнесение цели с конечным результатом;

Воспитательные ценности учебного материала.

Использования методов обучения, их соответствие выдвинутым задачам.

Эффективность методов и приёмов, используемых педагогом для развития мыслительных операций и деятельно-практической сферы ребенка;

Оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и креативных методов обучения;

Положительная реакция детей на используемые методы (понимание, активное включение…).

Структурная организованность, логическая упорядоченность учебного занятия.

Соответствие содержания данного занятия плану, что дает возможность определить степень подготовленности данного занятия, умение педагогом планировать свою работу и использовать импровизацию;

Предъявление четких требований к учебной деятельности;

Достаточность предложенного материала, заинтересованность им детей.

Направленность учебной деятельности на реально достижимый результат.

Последовательность и системность в решении задач;

Использование специально разработанных технологий для достижения результата.

Побуждение обучающихся к активному самостоятельному добыванию знаний и приобретению умений.

Введение элементов проблемности, развитие навыков научного поиска;

Постановка неоднозначных вопросов;

Желание детей полученные знания применить на практике;

Индивидуальные творческие и исследовательские задания;

Оценка учебных достижений обучающихся, поддержка ребенка в ситуации преодоления учебных трудностей.

Индивидуальный подход к результату каждого;

Использование стимулирующих методов оценивания;

Формирование адекватной самооценки;

Контроль за отрицательными мотивами в обучении;

Умение видеть и исправить свою ошибку.

Ценностно-смысловая насыщенность учебного занятия.

Наличие образовательной составляющей занятия;

Практическая направленность учебного занятия.

Воспитание культуры межличностных взаимоотношений в учебной группе

Педагогическая культура самого педагога;

Организация работы в микрогруппах;

Помощь старших детей в разновозрастных группах;

Коммуникативные умения детей.

Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятии

Побуждение детей к выражению положительных эмоций;

Использование различных форм поощрений;

Создание перспективы успешной деятельности;

Минутки отдыха или расслабления на занятии.

Учет индивидуальных и возрастных познавательных возможностей детей

Знание возрастной психологии ребёнка;

Использование индивидуальности каждого в подборе заданий;

Стимулирование развитию различных точек зрения у ребят.

Развивающая направленность учебного занятия

Личная и общественная значимость занятий;

Перспектива дальнейшей деятельности;

Развитие высших психических функций личности;

Творческий характер деятельности.

Примерная памятка для самоанализа занятия

Педагогом дополнительного образования

1. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?

2. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?

3. Какие задачи решались на занятии:

а) образовательные,

б) воспитательные,

в) задачи развития?

4. Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?

5. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли изучение нового материала, закрепление и.т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия?

6. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на занятии и почему? Выбрано ли главное, существенное?

7. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

8. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

9. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

10.За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия и обеспечивалась ли вообще?

11. За счет чего на занятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?

12. Как и за счёт чего обеспечивалось на занятии и в домашней работе обучающихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузок обучающихся?

13.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему? Когда педагог планирует восполнение нереализованного?

Анализ занятия

Обучающимися

Внимательно прочитай вопрос и предлагаемые варианты ответов, подумай, выбери один из ответов и обведи кружком букву рядом с твоим ответом. Если тебе не понятен вопрос, попроси помощи у инструктора.

  1. Насколько интересно тебе было на сегодняшнем занятии?

А) Очень интересно

б) Интересно частично

в) Большей частью интересно

г) Неинтересно вообще

  1. Как ты считаешь, то, что ты сегодня узнал(а), понял(а), чему научился(лась), пригодится тебе на следующих занятиях?

А) Пригодится полностью

б) Возможно, пригодится, точно не знаю

в) Большей частью не пригодится

г) Не пригодится вообще

  1. Насколько понятно и доступно педагог объяснил сегодня то новое, что ты узнал(а)?

А) Полностью понятно и доступно

б) Не всегда понятно и доступно

в) Почти совсем непонятно и недоступно

г) Совсем непонятно и недоступно

  1. Когда тебе было особенно интересно?

А) В начале занятия

б) В середине занятия

в) В конце занятия (

  1. Легко ли тебе было общаться с педагогом и товарищами на данном занятии?

А) Легче, чем обычно

б) Легко, впрочем, как всегда

в) Труднее, чем всегда

г) Очень трудно

  1. Что тебе хотелось бы сказать о сегодняшнем занятии, что добавить, изменить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо тебе за твои ответы!

Примерный вариант анализа учебного занятия

педагога дополнительного образования

(Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования)

Постановка и комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

Глубина, полнота, научность;

Соответствие поставленных задач и содержание занятия;

Структурированность материала по сложности, объему;

Наличие занимательных фактов.

2. Методы и средства обучения. Технология.

Проблемность изложения материала;

Способы мотивации;

Технология организации деятельности;

Характер заданий;

Соответствие заданий целям и задачам.

3. Характер общения на занятия

Гуманистическая направленность учебно- воспитательного процесса;

Взаимодействие педагога и ребенка;

Привлекательность личности педагога на занятии;

Способность к творчеству, импровизации, нестандартность мышления;

Интеллектуальный уровень, педагогическая культура, эрудиция.

4. Результативность занятия

Уровень достижения цели занятия;

Завершенность задуманного;

Обратная связь на занятии;

Активность детей на занятии.

Мякинченко Л.П., Ушакова Т.В. Современный урок. Схемы анализа урока.//Настольная книга завуча школы.– 2006.– С.293-299.

Гребёнкина Л.К., Анциперова Н.С. Критерии эффективности наблюдения, анализа и оценки урока //Технология управленческой деятельности заместителя директора школы.– 200.– С. 125-130.

Плешакова Л.В., Савельев В.В. Анализ и самоанализ занятия педагога дополнительного образования //Методические рекомендации и разработки по изготовлению мягкой игрушки. -2003.


Анализ занятия «Путешествие в страну смешариков»

Занятие «Путешествие в страну смешариков» проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста.

Цель занятие подобного типа позволяет продолжить работу по развитию связной речи у дошкольников.

Отбор содержания непосредственно образовательной деятельности осуществляется с учетом федеральных государственных требований. Занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, чтение художественной литературы,музыка, физическая культура. Содержание работы на занятии направлено на обогащение знаний детей о любимых мульгероях.

Логичность изложения содержания образования основана на поэтапном построении занятия, взаимосвязи этапов и четкости перехода от одного этапа к другому. Сюжет занятия построен в виде игровой ситуации «Путешествие …».

При планировании занятия учитывается принцип доступности содержания образования для воспитанников: игры, игровые упражнения, дидактические задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей.

В предварительной работе использовались игры – загадки и песенка-инсценировка, просмотр презентаций, игры познавательного характера, которые способствовали поисковой активности, развитию речи, творческого воображения.

На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Проведение этюда «Куда идем с друзьями мы!» эмоционально окрасило занятие. Воспитанникам было предложено отправиться в путешествие по стране смешариков, дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.

Главная задача основного этапа занятия – расширить знания детей о героях любимого мультфильма. В структуру занятия включены игры, упражнения, задания на развитие речевой и познавательной активности детей, творческих способностей, на расширение и активизацию словаря, связной речи.

Дидактическая игра «Помогите ёжику!» способствовала формированию умений отвечать на вопросы полными предложениями, расширению и активизации словаря детей.

Дидактическая игра «Подарок для Ёжика» направлена на развитие мыслительной деятельности, логики, связной речи.

Физминутка для глаз « Зарядка с Нюшей» была направлена на развитие умения координировать речь с движением. «Танцуем с веселыми зверушками»на развитие чувства ритма, координации движений.

Дети активно, с интересом принимали в них участие Работа с мнемологической таблицей формировала у детей интерес к заучиванию стихов; расширение словарного запаса, развитие связной речи дошкольников.

На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, в какие игры они играли, путешествуя по стране, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего. Участие каждого ребенка было отмечено похвалой, положительной оценкой. В конце занятия дети получили в подарок раскраску с героями любимого мультфильма и воздушный шар.

Детям было предложено домашнее задание: самостоятельно раскрасить персонажей и рассказать родителям сказку об этих героях или сочинить свою сказку.

Аппаратом для оценивания деятельности

воспитанников стала положительная индивидуально – дифференцированная оценка участия каждого ребенка, подводящая итог всего занятия.

Фактический ход занятия соответствовал запланированному времени. На протяжении всего занятия дети были активными, с удовольствием выполняли предложенные игры и упражнения.

Цель занятия достигнута. Использование игровых приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке.



Что еще почитать