История военно санитарных поездов в вов. Железнодорожный санитарный транспорт

Первые подразделения железнодорожных войск в мире были созданы в России в 1851 году по приказу императора Николая I. В начале ХХ в. Российская империя обладала весьма многочисленными и одними из лучших в мире железнодорожными войсками. В составе российской армии насчитывалось 12 железнодорожных батальонов, сведенных в 4 железнодорожные бригады. Барановичская железнодорожная бригада отвечала за Европейскую часть России и боевую подготовку личного состава для всех бригад. Туркестанская железнодорожная бригада обеспечивала функционирование и охрану Закаспийской железной дороги, Уссурийская бригада - Уссурийской железной дороги, а одна из наиболее боеспособных Заамурская бригада - Китайско-Восточной железной дороги.

К началу Первой мировой войны, был создан хорошо оборудованный железнодорожный санитарный транспорт: в сентябре 1914 г. на фронте было задействовано 74 военно-санитарных поезда, а к в декабрю 1916 г. их было уже около 400...

Ниже подборки фотографий санитарного поезда ее императорского высочества великой княжны Ольги Николаевны, военно-санитарного поезда Вятской губернии, сформированного местным отделением Красного Креста и санитарного банно-прачечного поезда созданного на деньги императрицы Александры Федоровны, времен Первой Мировой войны.

Санитарный поезд ее императорского высочества великой княжны Ольги Николаевны.

01. Внутренний вид аптеки

02. Внутренний вид вагона-палаты санитарного поезда


03. Врачи и медсестры за обедом в вагоне-столовой


04. Внутренний вид вагона-палаты санитарного поезда поезда


05. Операционная санитарного поезда


06. Медицинский и обслуживающий персонал санитарного поезда


07. Кухня санитарного поезда


08. Вагон для тяжелораненых


09. Внутренний вид вагона для легкораненых


10. Внутренний вид вагона-кухни


11. Группа медицинского персонала поезда


Военно-санитарный поезд Вятской губернии, сформированный местным отделением Красного Креста

12. Группа личного служебного состава поезда с председателем местного управления Красного Креста губернатором А. Г. Чернявским (четвертый слева в первом ряду) и супругой его -попечительницей Общины сестер милосердия О. К. Чернявской (пятая слева в первом ряду)


13. Общий вид военно-санитарного поезда


14. Группа членов Вятского местного управления Красного Креста и личного служебного состава поезда


15. Внутренний вид вагона для тяжелораненых военно-санитарного поезда


16. Внутренний вид вагона третьего класса для легко раненых военно-санитарного поезда


17. Внутренний вид вагона четвертого класса для легко раненых военно-санитарного поезда


18. Внутренний вид операционной комнаты военно-санитарного поезда


19. Внутренний вид вагона для персонала военно-санитарного поезда; на первом плане - уголок столовой


20. Рабочий стол в купе старшего врача военно-санитарного поезда


21. Внутренний вид вагона-кухни военно-санитарного поезда


Поезд-прачечная, который использовался во время Первой Мировой войны и был создан на деньги Императрицы Александры Федоровны.

23. Платформа для перевозки санитарного автомобиля.


24. Вагон-цистерна для перевозки воды.


25. Паровоз с тендером.


26. Вагон-электростанция.


27. Парикмахерское отделение.


28. Вагон-баня.


29. Вагон-баня.

24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщений дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов.

Военно-санитарные поезда в годы войны перевезли миллионы раненых и больных. Они были своеобразными госпиталями на колесах, где целыми сутками, не зная отдыха, врачи и медсестры работали у операционных и перевязочных столов. Санитарные поезда требовались медицинской службе каждого фронта, каждой армии. Это были кровеносные сосуды, связывающие медиков фронта и тыла.

Военно-санитарный поезд № 87, г. Саратов

На Рязано-Уральской железной дороге (ныне - Приволжская) в Саратовской области было сформировано 3 военно-санитарных поезда. За годы войны на железнодорожные станции Саратовской области пришло более 100 военно-санитарных поездов с ранеными бойцами. Благодаря усилиям медиков, в эвакогоспиталях поправили свое здоровье более 300 тысяч раненых.

17 июля 1941 года в первый рейс из Саратова отправился военно-санитарный поезд № 87, начальником которого был майор медицинской службы Павел Кондратьевич Табаков (отец народного артиста СССР Олега Павловича Табакова). Замелькали станции: Балашов, Паворино, Лихая, Ростов, Запорожье... День за днем, месяц за месяцем трудились сотрудники военно-санитарного поезда - врачи, медсестры, санитары, проводники. В их числе: врач, старший лейтенант Виктор Ушацкий, заведующая аптекой Дина Островская, медсестры Антонина Каширина, Татьяна Усина, Александра Клокова, Валентина Кащенко. Они вывозили раненых из прифронтовой зоны, лечили, доставляли в тыл.

Во время Великой Отечественной войны военно-санитарный поезд № 87 совершил 35 рейсов, прошел более 220 тысяч километров. Об этом можно прочитать в сохранившемся "Путевом дневнике военно-санитарного поезда № 87", который вела делопроизводитель Лидия Приходько. Победу персонал военно-санитарного поезда № 87 встретил на станции Валуйки Воронежской области. Но работа на этом не закончилась. В июле 1945 года поезд отправился в Варшаву и Франкфурт, в августе и сентябре того же года перевозил репатриированных, а в октябре и ноябре - демобилизованных, отпускников и гражданских лиц.

17 июля 2002 года на территории Саратовского государственного музея боевой славы появился необычный экспонат - военно-санитарный вагон 40-х годов. Этот вагон являлся аптекой-перевязочной, состоящей из санпропускника, перевязочной, отделения для тяжело- и легкораненых, аптеки и медицинского поста. Здесь воспроизведена атмосфера военных лет: представлены подлинные медицинские инструменты того времени, предметы быта, а также документы из архива военно-санитарного поезда № 87, которые долгое время хранила Лидия Степановна Приходько (Табакова).

Военно-санитарный поезд № 312, г. Вологда

В первые месяцы войны Вологодский паровозовагоноремонтный завод подготовил к эксплуатации более 10 военно-санитарных поездов. Такие поезда имели специально оборудованные места для раненых, вагон-операционную, вагон-аптеку, вагон-прачечную.

Первый военно-санитарный поезд № 312 вышел в первый рейс 26 июня 1941 года. В бригаде поезда было 40 медицинских работников и железнодорожников. Поезд совершил десятки рейсов на все фронты, пройдя 200 тысяч километров, то есть расстояние, равное пяти кругосветным маршрутам. За это время поездом было перевезено более 25 тысяч раненых.

Коллектив поезда № 312 внес десятки рационализаторских предложений по организации перевозки раненых, превратив поезд в образцовое лечебное учреждение. Когда военно-санитарный поезд № 312 прибывал на станцию, его старались поставить на первый путь - настолько он был красивым и ухоженным. Персонал поезда - начальник С. Даничев, парторг И. Порохин, старшая операционная сестра Л. Разумова, военный фельдшер Ф. Киселева и весь коллектив - старались, чтобы раненые чувствовали себя как дома: в поезде был оборудован вагон-баня, на крыше стояли ящики с выращиваемой зеленью, под вагонами перевозили кур, поросят, чтобы подавать к столу раненых бойцов свежее мясо и яйца. В поезде царил образцовый порядок и чистота.

Впоследствии о легендарном санитарном поезде № 312 писательница Вера Панова написала книгу "Спутники", а на экраны вышли художественные фильмы "Поезд милосердия" и "На всю оставшуюся жизнь".

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

ВОЕННО-САНИТАРНЫЕ ПОЕЗДА

ФОРМИРУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЫ

Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, НКПС дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов (150 постоянных и 138 временных). Для них выделили шесть тысяч вагонов и определили штат железнодорожников.

Военно-санитарный поезд (ВСП) состоял из специально оборудованных вагонов для тяжело- и легкораненых, изолятора, аптеки-перевязочной, кухни и других служебных вагонов. Санитарные летучки, обращающиеся на небольших расстояниях, формировались в основном из крытых грузовых вагонов, оборудованных под перевозку раненых, а также вагонов для размещения аптеки-перевязочной, кухни, медицинского и обслуживающего персонала.

Военно-санитарные поезда обслуживали поездные бригады, в которые входили проводники, поездные вагонные мастера, поездной электромонтер и машинист электростанции.

Оборудование и формирование военно-санитарных поездов и летучек проводилось на многих железных дорогах и заводах транспорта. Ежедневно в НКПС поступали сообщения о готовности поездов. За их формированием и отправлением в прифронтовые районы строго следили.

Рабочие Московского вагоноремонтного завода в короткий срок оборудовали военно-санитарный поезд и направили его на Юго-Западный фронт. Затем снарядили новые поезда. С ними уехали на фронт рабочие завода - коммунисты и беспартийные.

Железнодорожники Егоршинского отделения движения взялись подготовить санитарный поезд. Организатором работы был политотдел отделения. Начинание поддержали работники паровозных и вагонных депо, дистанций пути и коллективы промышленных предприятий. Комсомольцы отделения организовали сбор средств и имущества. Совместно с жителями

Егоршинского района они собрали 170 тысяч рублей. Вскоре военно-санитарный поезд отправился на фронт с командой, целиком составленной из железнодорожников и трудящихся Егоршинского района.

Коллектив Нижнеднепровского вагоноремонтного завода оборудовал и отправил на фронт 36 военно-санитарных поездов. Для вывоза раненых из фронтовых госпиталей на Приднепровской курсировали военно-санитарные летучки, сформированные в основном из грузовых вагонов.

Вагонный цех Ташкентского паровозовагоноремонтного завода получил боевое задание - подготовить поезда специального назначения. Оборудование для них не поступило. Потребовалось производить его на месте. Станки для тяжелораненых изготовила бригада женщин и подростков под руководством опытного мастера Лукьяновского, эвакуированного с Великолукского вагоноремонтного завода. Работали круглосуточно. Люди понимали, что надо справиться с заданием как можно быстрее и лучше.

В сентябре 1941 года из вагонного цеха ушли на фронт первые три санитарных поезда, в следующие два месяца - еще четыре. В декабре отправили на фронт сразу пять составов с красными крестами. Работа коллектива была высоко оценена в приказе командующего Среднеазиатским военным округом.

Труженики Куйбышевского и Уфимского вагонных участков переоборудовали пассажирские вагоны под санитарные и сформировали 11 поездов. В состав бригад вошли опытные вагонные мастера, электромонтеры и проводники.

По заданию НКПС и УПВОСО Куйбышевский вагонный участок и депо оборудовали 80 военно-санитарных поездов и летучек. Работавшие в то время начальником Куйбышевского вагонного участка А. Н. Бойко и заместителем начальника службы вагонного хозяйства дороги В. К. Успенский рассказывают:

На станции Куйбышев организовали опорный пункт ремонта военно-санитарных поездов. В отдельные дни сюда прибывало по восемь поездов. Все их надо было тщательно осмотреть, проверить и отремонтировать системы отопления, водоснабжения, электроосвещения, вставить выбитые стекла. Больших затрат труда требовал ремонт кузовов, крыш, внутреннего инвентаря. Особые хлопоты на первых порах доставляла полуда пищевых котлов кухонь. Старший мастер А. С. Гаврилов отыскал среди эвакуированных жестянщиков и лудильщиков. Сразу стало легче. Не хватало пиломатериалов. Тоже нашли выход - стали вылавливать в Волге сплавной лес и доставлять его автомашиной на пилораму.

В один из дней позвонил военный комендант станции С. А. Новинский: «К следующему утру надо отремонтировать и отправить на фронт 8 военно-санитарных поездов». А на подходе еще пять - в Куйбышев и три транзитных. Все требовали ремонта. Имеющейся рабочей силой не обойтись, люди и так трудятся по две смены подряд. Кого можно привлечь? Мобилизовали всех инженерно-технических работников. Старший мастер Куйбышевского вагонного депо А. Н. Куванин вспомнил о своем кузнечном опыте, пошел помогать рабочим. Среди железнодорожников и политрук одного из поездов - Серых. Ремонт окончили в срок, и поезда пошли по назначению


Группа железнодорожников дороги имени К. Е. Ворошилова, построивших военно-санитарный поезд. 1942 год


Дорога имени В. В. Куйбышева работала с огромным напряжением. А требовалось пропускать еще больше поездов. Встал вопрос об увеличении длины составов. Но возникли затруднения с автоторможением. Решить проблему помог профессор В. Ф. Егорченко, руководивший тормозной лабораторией. Начали водить военно-санитарные поезда из 32–34 вагонов.

О том, какими были военно-санитарные поезда, писала Вера Панова:

«… На дальних запасных путях, возле какого-то длинного зa6opa, стоял красавец поезд: свежевыкрашенные темно-зеленые вагоны, алые кресты на белом поле; на окнах - ослепительной чистоты полотняные занавески ручной вышивки. Невдомек было мне, когда я с крохотным моим чемоданчиком входила в штабной вагон, какую роль в моей судьбе сыграет этот поезд, вернее - люди, к которым я иду. Эти люди жили на колесах уже почти три с половиной года: с первых дней войны собрались они в этом поезде и с честью, непорочно несли свою благородную службу. Военно-санитарный поезд № 312 был одним из лучших в Советском Союзе, и командование решило, что поездной коллектив должен написать брошюру о своей работе - для передачи опыта коллективам других санитарных поездов. Пермским отделением Союза советских писателей я была направлена им в помощь как профессиональный журналист; я была - перо, которое запишет их рассказы и расположит в должном порядке».

А вот выдержка из приказа начальника военно-санитарного управления Северо-Западного фронта от 14 марта 1942 года:

«По инициативе женщин-железнодорожниц, активисток станции и города Бологое, и женщин-военнослужащих к Международному женскому дню в подарок Северо-Западному фронпу сформирована военно-санитарная летучка № 707.

В рерультате любовного отношения к делу со стороны женщин, участвовавших в формировании военно-санитарной летучки, она оснащена с учетом предоставления эвакуируемым максимально возможных удобств. Забота о раненых бойцах, защитниках советской Родины, руководила трудящимися женщинами, подарившими нашему фронту этот поезд.

За ценную помощь военно-санитарной службе фронта, за проявленную заботу о раненых бойцах и командирах объявить благодарность А. А. Зыбиной - смазчику третьего вагонного участка, П. Б. Вихровой - инструктору по женской работе, А. Н. Осиповой - рабочей станции Бологое, М. А. Бубновой - домохозяйке…»

Проводники вагонов, поездные вагонные мастера и электромонтеры стремились постоянно содержать вагоны в исправном состоянии и чистоте. Поездной вагонный мастер Н. А. Косарев со станции Мариуполь, работая бригадиром военно-санитарного поезда, организовал по методу Лунина уход за вагонами и обучил лому делу проводников. Отпала необходимость в пехническом осмотре и текущем ремонте, ускорились перевозки раненых. Опыт Косарева стал широко применяться при обслуживании вагонов военно-санитарных поездов. В 1943 году новатор был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда.

За годы Великой Отечественной войны военно-санитарные поезда спасли миллионы раненых бойцов, пробиваясь из «котлов» и самых горячих мест передовой.

Мобилизация

24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщений (НКПС) дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов. Для них выделили шесть тысяч вагонов и определили штат железнодорожников. Военно-санитарный поезд (ВСП) состоял из специально оборудованных вагонов для тяжело- и легкораненых, изолятора, аптеки-перевязочной, кухни и других служебных вагонов. Кроме ВСП, огромную роль в эвакуации раненых сыграли, так называемы, санитарные летучки. Они передвигались на небольшие расстояния, и формировались в основном из крытых грузовых вагонов, оборудованных под перевозку раненых. Военно-санитарные поезда обслуживали поездные бригады, в которые входили проводники, поездные вагонные мастера, поездной электромонтер и машинист электростанции.

17 июля 1941 года из Саратова в свой первый рейс, отправился военно-санитарный поезд № 87. А вот редкое фото – на фоне этого состава позирует его начальник — капитан медицинской службы Табаков Павел Кондратьевич.

Вскоре раненые красноармейцы прозовут этот поезд «Счастливый», а еще через 64 года о ВСП № 87 снимут документальный фильм, в котором примет участие сын военврача Табакова – знаменитый актер и режиссер Олег Павлович Табаков. Легендарный поезд совершил 135 рейсов в самое пекло военного ада и за все это время потерял лишь хвостовой вагон и одного человека убитым! При этом в поезде № 87 спасли тысячи солдатских жизней.

Боевое крещение

1 сентября 1941 года на станции Ново-Алексеевка «Счастливый» впервые попал под обстрел вражеских самолетов. Медработники ВСП-87 продолжали оказывать помощь пострадавшим. Второй налет личный состав поезда встретил огнем из винтовок.

«Особенно памятна погрузка в Таганроге 3 октября 1941 года в условиях охватившей город паники из-за приближения фашистских войск. Одновременно с небольшой группой раненых (50 человек) наш поезд должен был вывезти работников и персонал восьми госпиталей. Однако раненых стали подвозить на мотоциклах и машинах непосредственно с поля боя. Вскоре их число увеличилось до 147. Я узнал, что в одном из госпиталей были оставлены носилочные раненые, и сразу принял меры к вывозу этих больных, и все они были доставлены на поезд», — вспоминал потом Павел Табаков.

Подвиги железнодорожников

Несмотря на четкие опознавательные знаки Красного креста, гитлеровские летчики с первых дней войны охотились за военно-санитарными поездами. Только в 1941 году на эти поезда совершено 224 нападения.

5 декабря 1941 года военный комендант станции Ворошиловград отдал приказ: «Санитарную летучку № 5 с паровозом Э 709–65, машинистом в котором работал Иван Коваленко, направить в Депрерадовку за ранеными бойцами и командирами». Поскольку Депрерадовка почти беспрерывно подвергалась огневым налетам, летучка остановилась в условленном месте. Сюда оврагами и балками, чтобы не заметил враг, доставили раненых — более 120 человек. Когда можно было отправляться, пришла страшная новость: в Депрерадовку вошли войска противника, — пути для отхода отрезаны.

«Я решил, что будем пробиваться! Накачали воды в котел, заправили углем топку и тронулись в путь. При подходе к Депрерадовке заметили на перроне группу гитлеровцев. «Открывай продувочный кран!» – приказал я своему помощнику. Бежавших навстречу поезду фашистов обдало горячей водопаровой смесью. Раздались крики и стоны, затем беспорядочная стрельба. Но санлетучка уже миновала станцию, выскочила из вражеского кольца», — вспоминал потом машинист санитарного поезда Коваленко. Еще один подвиг железнодорожниками был совершен на участке Купянск – Валуйки. На санитарную летучку с ранеными бойцами, следующую в тыл, налетели вражеские самолеты. Защищаться нечем – на военно-санитарных поездах установка зениток не предусмотрена. Противник знал, что можно действовать безнаказанно.
Машинист А. Федотов резко затормозил, вопреки всем инструкциям, таким образом, он спас сотни жизней, — все бомбы упали впереди, а поезд уцелел.

Через минуту бомбы все же угодили в состав, загорелись сразу четыре вагона, раненые стали сгорать заживо. Тогда паровозная и кондукторская бригады расцепили вагоны, начали сбивать с них пламя. В борьбе с огнем погиб кочегар Самсонов, получил ожоги машинист Федотов, загорелась одежда на главном кондукторе Ефимове, но члены поездной бригады продолжили борьбу за жизнь людей. Самолеты прекратили бомбежку только, когда у них закончился их смертоносный груз. Вскоре удалось окончательно погасить пожар. Путь был исправлен и военно-санитарный поезд пошел дальше.

Диверсанты и предатели против санитарных поездов

С первых дней Великой Отечественной войны в нашем тылу начали «работать» диверсанты и вредители. Вот только два свидетельства их бесчеловечных «подвигов».

«На моих глазах немцы разбомбили санитарный поезд», — рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Екатерина Коваленко. — Когда все эвакуировались из Днепропетровска, я была в составе санитарного поезда. На станции Нижнеднепровск-Узел стояли, ждали, что дадут «зеленый» свет. А нам надо было всего чуть-чуть проехать — под Новомосковском, в Орловщине, был наш эвакогоспиталь. Но диспетчер на станции оказался вредителем: он не только не выпустил наш эшелон, который стоял на путях между двумя топливными составами, но еще и подал знак немецкой авиации, кого надо бомбить».

Санитар Левицкий Леонид Семенович рассказывал о том, как работали в нашем тылу диверсанты: «Во время погрузки раненых, в воздухе появились два истребителя — один наш, а другой немецкий. Немецкий самолет сбил нашего пилота как раз над Васильковским аэродромом, и через некоторое время к нам был доставлен этот раненый летчик. Когда немецкий «мессер» повернул назад, из ракетницы, с земли, ему был подан сигнал зеленой ракетой. Поблизости от нас стоял местный житель, который сказал: «Не ночуйте в вагонах детки, так как этот поданный ему сигнал известия, что здесь находятся военные составы — они вас будут бомбить».

На следующий день, в 7 часов утра военно-санитарный поезд № 1078 атаковали сразу 18 немецких бомбардировщиков.

«Первая девятка самолетов поравнялась с железной дорогой и начала нас бомбить, а затем прилетела другая девятка — так продолжалось до 11 часов дня», — вспоминал ветеран войны.

Санитарные поезда требовались медицинской службе каждого фронта, каждой армии. Эшелоны формировались, в том числе, и за счет граждан — на это требовались огромные, по тем временам средства, — 170 тысяч рублей на состав. Военно-санитарные поезда в годы войны перевезли миллионы раненых и больных. Они были своеобразными госпиталями на колесах, где целыми сутками врачи и медсестры работали у операционных и перевязочных столов.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ - специальный или приспособленный железнодорожный транспорт, предназначенный для перевозки раненых и больных. Из ж.-д. вагонов, используемых для этих целей, формируют военно-сан. поезда (ВСП) и военно-сан. летучки (ВСЛ), являющиеся учреждениями военно-мед. службы, в которых осуществляется лечение раненых и больных и их бытовое обслуживание в пути следования.

Благодаря ряду преимуществ (большая емкость, скорость, относительные удобства в размещении эвакуируемых) Ж. с. т. считается основным средством эвакуации раненых и больных из действующей армии в глубокий тыл страны (см. Эвакуация медицинская).

Впервые эвакуация раненых и больных по ж. д. была осуществлена в Австрии и Италии во время австро-итало-французской войны (1859). Первый военно-сан. поезд был создан в Германии (г. Вюртемберг) в 1862 г. Во все возрастающих размерах ж.-д. транспорт использовался для эвакуации раненых и больных в ходе гражданской войны в США (1861 - 1865), в австро-прусской (1866) и франко-прусской (1870-1871) войнах. Для перевозки раненых и больных использовались пассажирские и товарные вагоны.

В России Ж. с. т. впервые был использован для эвакуации раненых в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Согласно «Положению о военно-санитарных поездах» в 1876 г. формировались постоянные и временные ВСП. Постоянные ВСП состояли из приспособленных пассажирских вагонов, в которых можно было разместить от 200 до 300 раненых и больных, вагона-кухни, вагона-прачечной и др.; временные ВСП - из приспособленных для перевозки раненых грузовых и пассажирских вагонов, в которых в зависимости от числа вагонов можно было разместить от 200 до 400 раненых и больных.

В русско-японскую войну 1904- 1905 гг. формирование военно-сан. поездов осуществлялось на основании «Положения о военно-санитарных поездах» 1904 г. Согласно этому положению создавались постоянные ВСП из приспособленных пассажирских вагонов 3-го класса. Они включали вагоны для тяжелораненых (по 18 мест в каждом), в которых пассажирские сиденья заменялись специальными станками для установки носилок в два яруса, а также вагоны для размещения легкораненых (по 32 места в каждом). Дополнительно к этим вагонам в состав постоянных ВСП включали по 10-15 приспособленных грузовых вагонов, что позволяло увеличить емкость поезда до 420-450 мест. Временные ВСП обычно включали 7 пассажирских и ок. 28 грузовых вагонов, общей емкостью от 400 до 600 мест. В связи с недостаточным количеством ВСП для эвакуации раненых широко использовались «теплушечные» поезда, состоявшие обычно из грузовых вагонов, оборудованных двухъярусными нарами, а зимой - и печами.

«Положением о военно-санитарных поездах», введенным в действие в 1912 г., постоянные ВСП по устройству и назначению разделялись на полевые и тыловые. Для них предусматривалась постоянная часть поезда, включавшая вагоны для размещения личного состава поезда, а также вагоны, оборудованные под кухню, аптеку-перевязочную, склад и так наз. переменную часть, состоящую из пассажирских (или грузовых) вагонов, которые включались в состав поезда и соответствующим образом оборудовались лишь на период рейса ВСП с ранеными. Полевые ВСП предназначались для перевозки раненых на короткие расстояния, в пределах тылового района армии, фронта. Тыловые ВСП, кроме того, использовались для эвакуации раненых во внутренние районы страны. Положение предусматривало также формирование временных ВСП в случаях недостатка полевых или тыловых военно-сан. поездов.

Принципы использования и организация работы военно-санитарных поездов регламентировались «Временным положением об эвакуации раненых и больных», утвержденным в 1914 г.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции по приказу Народного комиссара по военным делам в 1918 г. все сан. поезда перешли в ведение военного ведомства, а постановлением Совета Труда и Обороны от 30/111 1921 г., подписанным В. И. Лениным, имеющиеся тогда 154 сан. поезда были переданы в распоряжение Главного санитарного управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ГСУ РККА).

В ходе гражданской войны ВСП использовались не только для эвакуации раненых и больных, но и в качестве приемников, госпиталей на колесах, перевязочных летучек.

В 1923 г. Комиссариатом путей сообщения были разработаны «Альбом чертежей приспособлений для перевозки раненых и больных в военно-санитарных поездах», а в 1925 г.- «Альбом чертежей оборудования подвижного состава тыловых и полевых военно-санитарных поездов» (приложение к «Правилам составления и оборудования тыловых и полевых военно-санитарных поездов»). Порядок использования ВСП в армейском, фронтовом и внутреннем районах страны был определен «Руководством по санитарной эвакуации РККА» (1929).

К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии для эвакуации раненых по ж. д. предусматривалось иметь постоянные и временные ВСП. Оборудование, порядок формирования и организация работы в них регламентировались согласованными между Народным Комиссариатом обороны СССР и Народным Комиссариатом путей сообщения СССР и введенными в действие в 1941 г. документами: «Положением о военно-санитарных поездах», «Правилами составления постоянных и временных военносанитарных поездов и оборудования для них подвижного состава», «Инструкцией по погрузке и разгрузке военно-санитарных поездов». В дополнение к этим документам Главным военно-санитарным управлением Красной Армии в 1942 г. было введено в действие «Руководство по организации и работе военно-санитарных поездов», в к-ром определялись функциональные обязанности должностных лиц и организация леч. работы в ВСП.

Постоянные ВСП использовали в основном для эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов в госпитальные базы внутренних районов страны. Их формировали, как правило, из четырехосных пассажирских вагонов. В пассажирских вагонах, предназначенных для перевозки тяжелораненых, внутреннее оборудование заменяли специальными приспособлениями - станками, на которых размещались в два или три яруса носилки для раненых и больных (рис. 1). В зависимости от типа станков в вагоне можно было разместить от 20 до 30 человек.

Всего постоянный ВСП принимал от 400 до 500 раненых и больных.

Временные ВСП предназначались для эвакуации раненых и больных на короткие расстояния, гл. обр. из госпитальных баз армий в госпитальные базы фронта (см. Госпитальная база). Они состояли из постоянной части и переменной, придаваемой лишь на время следования поезда с ранеными и больными. Во временном ВСП можно было разместить до 860 раненых и больных.

Для легкораненых использовали обычные четырехосные пассажирские вагоны, в каждом из которых можно было разместить при нормальной загрузке 46, а при использовании верхних (багажных) полок 60 человек.

В 1942 г. в дополнение к постоянным и временным ВСП в армиях и фронтах было разрешено формировать BCЛ. Их использовали гл. обр. для эвакуации раненых и больных в пределах армейского и фронтового тыловых районов. Основу BCЛ составляла постоянная часть вагонов, к-рая включала вагоны для аптеки-перевязочной, кухни, продуктового склада и склада санитарно-хозяйственного имущества, для личного состава и канцелярии.

Переменная часть BCЛ включала от 20 до 40 грузовых двухосных вагонов, которые предварительно оборудовались обычным воинским настилом. В каждом вагоне можно было разместить от 20 до 30 человек. Вагоны для перевозки тяжелораненых были оборудованы съемными подрессоривающими приспособлениями - пружинами Кружилина (рис. 2), на которые устанавливали сан. носилки. В каждом вагоне размещалось 12-16 человек. В зависимости от числа вагонов емкость BCЛ составляла 500-600 раненых и больных и более.

Порядок формирования, оборудования и использования ВСП и ВС JI определяется соответствующими документами. ВСП предназначаются преимущественно для эвакуации пораженных и больных на большие расстояния из госпиталей действующей армии в тыл страны и их лечения в пути следования. В составе ВСП обычно оборудуют вагоны для тяжелораненых, легкораненых, изолятор, под аптеку-перевязочную, вагоны для материального и хозяйственнобытового обслуживания эвакуируемых пораженных и больных (кухня, продовольственный склад, вещевой склад и др.), а также для личного состава ВСП.

Для формирования ВСП и BCЛ используют существующий парк пассажирских и грузовых вагонов. При переоборудовании пассажирских вагонов для перевозки тяжело-пораженных из них удаляют все продольные полки и перегородки между ними.

Средние поперечные полки оборудуют предохранительными ремнями и столиками-лотками (рис. 3). В одном из вагонов для тяжелораненых может быть оборудована перевязочная.

В вагонах, предназначенных для легкораненых, дополнительно устанавливают лишь предохранительные ремни и столики-лотки.

Предметы ухода за ранеными (судна, утки и др.) хранятся в туалете. На краны умывальников дополнительно устанавливают гибкие шланги, по к-рым подается вода для мытья суден и уток.

Аптеку-перевязочную оборудуют в цельнометаллическом вагоне межобластного сообщения, из к-рого удаляются кресла для сидения. В аптеке предусмотрено иметь необходимое количество медикаментов, аптечной мебели и предметов (ассистентские столы, шкафы для медикаментов) и другое оборудование, обеспечивающее ее нормальную работу.

В перевязочной устанавливают соответствующее мед. оснащение (столы, шкафы для медикаментов и инструментов, наркозную аппаратуру, операционный стол и др.), обеспечивающее выполнение установленного объема медицинской помощи эвакуируемым в пути следования.

Вагон-изолятор оборудуют в цельнометаллическом пассажирском вагоне открытого типа. Из вагона удаляют все продольные диваны, полки и разделяющие их перегородки, за исключением продольных багажных полок. Вагон разделяют на две половины (для разных инфекций). В крайних купе каждой половины устанавливают электроплитку, шкаф для медикаментов и бак для грязного белья. В туалетах вместо унитазов устанавливают стульчаки с ведрами, там же хранятся судна, утки, дезинфицирующие р-ры. Для дезинфекции инвентаря и помещений вагона имеется гидропульт. При погрузке (выгрузке) раненых и больных на носилках в вагонах открывают створную перегородку, расположенную между туалетом и тамбуром.

В ВСП имеется телефонный коммутатор и радиоузел, с помощью которых обеспечивается связь дежурного медперсонала и командования поезда со всеми подразделениями как на стоянках, так и при движении.

BCЛ формируются из грузовых вагонов и состоят из постоянной и переменной части. Постоянная часть включает вагоны под аптеку-перевязочную, кухню, личный состав ВСЛ и вагоны для сан.-хозяйственных нужд. Переменная часть вагонов придается только на период рейса BCЛ с ранеными и включает вагоны для тяжелораненых и легкораненых, а также вагон-изолятор.

Штатный личный состав с использованием табельного мед. оснащения ВСП может обеспечить лечение раненых и больных, а также оказание первой врачебной и квалифицированной медпомощи по жизненным показаниям.

Объем медпомощи в ВСЛ в связи с кратковременным пребыванием раненых в летучке и из-за отсутствия межвагонных переходов во время движения может ограничиваться неотложными мероприятиями первой врачебной помощи.

Погрузка раненых и больных в ВСП и BCЛ должна проводиться в ограниченные сроки. В качестве приспособлений для ускорения погрузки при отсутствии погрузочных платформ (сан. рамп) следует использовать табельные сборно-разборные мостки, а также сходни, трапы, временные аппарели из шпал и рельсов.

В целях создания условий, облегчающих обслуживание пораженных и больных в пути, необходимо их размещать в вагонах ВСП или ВСЛ с учетом характера и тяжести поражения или заболевания.

Во избежание погрузки в ВСП или ВСЛ нетранспортабельных пораженных и больных такой погрузке предшествует эвакотранспортная мед. сортировка (см. Сортировка медицинская), к-рая осуществляется в сортировочном госпитале (см.), эвакуационном приемнике (см.) или ином леч. учреждении. Ко времени прибытия ВСП или ВСЛ на станцию погрузки часть подлежащих эвакуации пораженных и больных заблаговременно сосредоточивают в прирельсовом приемнике, который предназначен для временного их размещения до погрузки на ВСП или ВСЛ.

В пути леч. мероприятия (перевязки, переливание крови, медикаментозная терапия и др.) осуществляются на месте размещения. Лишь для более сложных манипуляций пораженных и больных переносят в перевязочную (операционную).

Рейсом из тыла в действующую армию В СП и ВСЛ могут использоваться для доставки войскам необходимого мед. имущества.

Библиография Аролович С. М. Работа врача в военно-санитарном поезде, Воен.-сан. дело, № 3, с. 50, 1942; Бару Э. С. Санитарные летучки в армейском районе, там же, № 5-6, с. 50, 1943; Богатырев М. Ф. Работа фронтового санитарного поезда в дни Великой Отечественной войны, Сов. мед. № 10, с. 28, 1942; Военная медицина в Великую Отечественную войну, под ред. Е. И. Смирнова, в. 2, с. 346, М., 1945; Заглухинский В. В. Орудия санитарной тактики, полевые прикрытия, переносочные и перевозочные средства, М., 1912; Капитонов Г. И. иБарановскийГ. Я. Комплект для установки санитарных носилок в грузовых крытых вагонах, Воен.-мед. журн., № 10, с. 77, 1975; T и-м о ф e e в с к и й П. П. Транспортные средства санитарной эвакуации, М.-Л., 1940; В о s e H. Der Verwundetentransport aiif der Schiene, Schweiz. Z. Militarmed., Bd 46, S. 65, 1970.

Ф. А. Иванькович.



Что еще почитать