Главный философский труд декарта называется. Декарт Рене: краткая биография и вклад в науку. Труды и учения математика Декарта. Значение философии Декарта - основоположника рационализма

😉 Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Рене Декарт: биография, философия, факты и видео» — о главных этапах жизни французского философа, математика и физика.

Декарт, более известный под латинизированным именем Картезий (Cartesius), является основателем европейского рационализма. Его знаменитая фраза «Я мыслю, значит существую».

Биография Рене Декарта

Родился Рене 31 марта 1596 г. в небольшом французском городке Ла-Э-ан-Турен (ныне Декарт) и был третьим ребенком любящих родителей из дворянского рода. Мать мальчика Жанна Брошар скоропостижно скончалась, через год.

Отец, Жоаким Декарт занимал должность судьи. Дела практически не оставляли ему времени заниматься сыновьями, и эту нелегкую заботу взяла на себя бабушка. Маленький Рене часто болел, но был невероятно любознателен. Отец называл его маленьким философом.

Начальные систематические знания смышленый мальчик получил в колледже иезуитов у Жана Франсуа. Там же он подружился с будущим знаменитым математиком, физиком и философом М. Мерсенном. Окончив колледж, Рене изучал юриспруденцию в Пуатье, а затем переехал в

В 1617 г. он поступил на военную службу, здесь он знакомится с физиком И. Бекманом. Принимает участие в знаменитой осаде Ла-Рошели.

Рене Декарт (1596-1650)

Философия Рене Декарта

Декарт создает философское учение, лежащее в основе представления о том, что принципы механики идентичны структуре природы.

Механические машины и творения природы отличаются только количественными терминами: «естественные инструменты меньше и невидимы для глаз и это заставляет нас находить и открывать их в природе».

Согласно картезианцам, чувства не могут сказать нам правду: это возможно только благодаря нашим преднамеренным рассуждениям.

Теории Рене используются многими последователями в Европе. Во Франции новая доктрина устанавливается во внеклассных кругах. Сорбонна выступает против идей Декарта: еще в 1671 году она попыталась навязать учение как единственную действительную философскую систему.

Основанная несколько лет назад, Французская академия наук поддерживает идеи картезианцев. Будучи постоянным секретарем Академии, Бернард Ле Буйер де Фонтенелле (1657 — 1757) представляет учения Декарта в форме светских лекций в соответствии с духом эпохи и его заметным пристрастиям к театральным зрелищам.

Сам ученый неоднократно подчеркивает, что он реагировал как любопытный, но недоверчивый зритель, смотрящий на сцену «мирового театра». Сущность природных явлений, по его словам, сравнима с техникой, которая действует за кулисами на мировой арене.

Природные явления можно объяснить, если «наблюдать движения, размер, формы и расположение частиц материала».

Несмотря на преследования, картезианские идеи вскоре достигли беспрецедентного успеха и распространились по всей Европе. Такой успех был бы необъяснимым, если бы новая философия не была выражением нового, современного мира — Ренессанса.

В эпоху только что созданного производства (начала индустриализации) Декарт с его «техническими» концепциями становится популярным философом. Как ученый, Декарт знает последние научные открытия.

Он формулирует принципы метода достижения прогресса, вооружая своих последователей необходимыми математическими инструментами. Декарт развивает физику, биологию и психофизиологию.

Означает ли это, что Рене Декарт полностью отказался от старой философии? Напротив, его мысли, словно искры вспыхивают между наукой и метафизикой.

Но метафизика картезианцев содержит новые, оригинальные аспекты: она сводит к минимуму роль Бога в сотворении мира и убеждает в том, что мы можем познать реальность, в которой исчезли призраки схоластики.

Видео

В этой подборке видео дополнительная информация по теме «Рене Декарт: биография и философия»

Ярчайшими представителями рационализма XVII в. были Рене Декарт и .

Рене Декарт (1596-1650) — французский математик и философ, поставивший на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.

— это точка зрения рассудка (разума). Рационализм, по определению философии,- совокупность философских направлений, которые делают центральным пунктом анализа:

  • с субъективной стороны — разум, мышление, рассудок;
  • с объективной — разумность, логический порядок вещей.

Рене Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук исходя из теории рационализма, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, во многом определяющих результаты познания.

Дедукция — метод мышления, при котором частные положения выводятся из общего.

Основным понятием рационалистических воззрений Декарта была субстанция .

Рене Декарт предложил два принципа для научной мысли:

  • движение внешнего мира следует понимать исключительно как механистическое;
  • явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.

Первый вопрос философии Декарта — возможность достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого должно быть получено такое знание.

В философии Декарта метод научного познания называется аналитическим или рационалистическим.

Это дедуктивный метод, он требует:

  • ясности и непротиворечивости операции самого мышления (что обеспечивается математикой);
  • расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части;
  • изучения этих элементарных частей в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному.

Анализируя природу души, Декарт внес бесценный вклад в психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив в сущности рефлекторную основу психики.

Рене Декарт продвигал идею пробабилизма.

Пробабилизм — точка зрения вероятности:

  • взгляд, по которому знание является только вероятным, потому что истина недостижима;
  • моральный принцип, согласно которому закон может быть интерпретирован так, как это удобнее всего для приобретения человеческой свободы.

Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — это отправной пункт познания.

Рационализм Рене Декарта

Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что он обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях» и стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии.

То, что в основе бытия и познания лежит разум , Рене Декарт доказывал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.), зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.). Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. Сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, — мыслит. А поскольку мыслить может только реально существующий человек, то, следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. И так как мышление является работой разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»).

Учение Рене Декарта о субстанции

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Согласно Декарту, субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). При этом выделяет коренными свойствами (атрибутами) каждого рода субстанций он называет: протяжение (для материальных) и мышление (для духовных). Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжённостью (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами (например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Человек , по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Рассуждение о методе Рене Декарта

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе .

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском). Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях, суть которого в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: понятия и суждения. Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует) и т. д., а врожденных суждений — «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть». Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

Декарт – выдающийся философ, естествоиспытатель, математик.

Философское учение Декарта в самых основных своих чертах воплотило в себе особенности и значение философии Нового времени: противостояние схоластической философии, стремление ориентировать философию на связь с практикой, и, главное, разработать метод познания, позволяющий достигать достоверное знание.

Наиболее известные философские произведения Декарта

  • «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»
  • «Правила для руководства ума»
  • «Первоначала философии»

Декарт о назначении философии

Декарт считал, что познание не должно сводиться к отысканию и беспорядочному накоплению отдельных знаний. Будучи выдающимся ученым и философом, Декарт осознавал единство познания, то есть единство всех наук и философии. Он писал о том, «что надо поверить в то, что все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу… все они связаны между собой и друг от друга зависимы…», и понимание этого единства научного знания, разработку единого метода познания Декарт рассматривал как основную задачу философии.

Отдавая должное существовавшей до него философии, почитая выдающихся философов прошлого, Декарт не мог смириться с тем, что в философии по одной и той же проблеме существует множество мнений. Отождествляя философию во многих отношениях с наукой, Декарт стремился к такому соотношению философских идей и позиций, которое характеризует прежде всего математическое знание. Он рассуждал: «О философии скажу одно: видя, что в течение многих веков она разрабатывается превосходнейшими умами и, несмотря на это, в ней доныне нет положения, которое не служило бы предметом споров и, следовательно, не было бы сомнительным, я не нашел в себе такой самонадеянности, чтобы рассчитывать на больший успех, чем другие». И при этом, подчеркивал Декарт, другие науки заимствуют свои принципы из философии. Декарт поставил перед собой грандиозную задачу преодоления подобной неопределенности философского знания, поднятия философских идей на пьедестал полной достоверности. На первом месте перед ним стала задача создания философского метода познания, обеспечивающего, как он полагал, достижение истины.

Руководствующаяся этим методом философия станет востребованной жизнью: «…вместо умозрительной философии, преподаваемой в школах, можно создать практическую, с помощью которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех прочих окружающих тел» люди могли бы изобрести способы, позволяющие наслаждаться благами природы для, главным образом, «сохранения здоровья, которое, без сомнения, есть первое благо и основание всех других благ этой жизни».

Проблема метода в философии Декарта

Декарт твердо заявлял: «Для разыскания истины вещей необходим метод». Он разъяснял значение метода для познания, раскрывая собственное понимание метода: «Под методом же я разумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за истинное и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать».

Итак, метод познания должен обеспечивать достижение достоверного и несомненного знания. Знание истины Декарт рассматривал как высшее наслаждение и, как он писал, единственное в этой жизни полное и ничем не омраченное счастье. Поэтому главные проблемы, над которыми размышлял философ, связаны с теми способами, которые позволяют достичь истины, избежать заблуждений. Учение Декарта о методе включает в себя ряд основополагающих, с его точки зрения, идей и правил.

Декарт признавал, что знание есть результат опыта и мышления, в первую очередь, дедукции: «мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно посредством опыта и дедукции». Однако, считал он, эти пути совершенно неравноценны, поскольку к заблуждению может вести именно неупорядоченный опыт. Он писал, что «любое заблуждение, в которое могут впасть люди, …никогда не проистекает из неверного вывода, но только из того, что они полагаются на некоторые малопонятные данные опыта или выносят суждения опрометчиво и безосновательно». Дедуктивные рассуждения должны, следовательно, исходить из таких положений, на которые не падает тень случайности или субъективности, что может быть присуще любой форме опытной деятельности. «Касательно обсуждаемых предметов следует отыскивать не то, что думают о них другие или что предполагаем мы сами, но то, что мы можем ясно усмотреть или достоверным образом вывести, ибо знание не приобретается иначе».

Такой достоверностью, по Декарту, обладает аксиоматическое математическое знание. Дедуктивные рассуждения должны быть основаны на абсолютно достоверных идеях разума и разумном методе. Только в этом случае возможно достижение подлинной истины, то есть не той «истины», с которой могут быть согласны какое-то количество людей, пусть и авторитетных, или даже большинство из людей, а истины, достоверной самой по себе. Такие истины могут быть обнаружены, по мнению философа, скорее немногими людьми, чем многими. Декарту принадлежат замечательные слова о том, что в науке «совершенно бесполезно подсчитывать голоса, чтобы следовать тому мнению, которого придерживается большинство авторов». Развитие научного и философского познания на всем его протяжении подтвердило и продолжает подтверждать эти слова Декарта.

Как же найти прочное основание знания, обладающее незыблемой достоверностью подобно аксиомам евклидовой геометрии?

Те идеи, которые остались в философии как результат средневековой схоластики не могут быть фундаментом настоящего научного знания. Вообще, по мнению философа, существовавшее многообразие философских мнений по одному и тому же вопросу, неприемлемо, так как истинным среди множества мнений может быть только одно. И потому, признавался Декарт, он стал считать ложным почти все. Прежние идеи отвергаются Декартом, и для отрицания их философ использует радикальное сомнение, которое позволяет усомниться во всем том, что не обладает предельной очевидностью и, следовательно, достоверностью.

Допуская возможность сомнения во всем, рассуждал Декарт, можно найти такое теоретическое положение, в котором невозможно сомневаться. Это сам факт сомнения. Но признание очевидности существования сомнения означает признание очевидности существования мышления, поскольку сомнение – это разновидность мышления. Отсюда знаменитый вывод Декарта о том, что я мыслю, поскольку я сомневаюсь. Но невозможно мыслить, если не существуешь. Значит, утверждает Декарт, я мыслю, следовательно, я существую. Способность мыслить выступает в трактовке философа как главная характеристика человека. Безусловно, это вывод, выходящий далеко за пределы рационализма Нового времени.

На основании этих заключений Декарт приходит к доказательству существования Бога как совершенства. Человеческое сомнение является признаком несовершенства, а несовершенство потому и несовершенство, рассуждал философ, что существует его противоположность – совершенство, воплощенное в Боге. Бог как совершенное существо является гарантом существования созданного им мира. Все эти выводы Декарт получает путем логически правильных рассуждений, в чем проявляются возможности мышления, способного познать очевидные, ясные, всеобщие истины. Эти истины носят, считал он, врожденный характер. Они не нуждаются в доказательствах. Они – основа познания. Таким образом, Декарт вводит в свою философию понятие врожденных идей.

Сущность своего метода познания, основанного на этих принципах, Декарт изложил в работе «Рассуждение о методе…» следующим образом.

«Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь охватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».

Декарт был убежден в том, что, руководствуясь этим методом, можно познать мир во всей его сложности, избежать заблуждений, то есть достичь истинного знания: «если воздерживаться от того, чтобы принимать за истинное что-либо, что таковым не является, и всегда соблюдать порядок, в каком следует выводить одно из другого, то не может существовать истин ни столь отдаленных, чтобы они были недостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть».

Таким образом, метод Декарта явился основой его теории познания, суть которой сводится к следующему. Познание включает в себя опыт и мышление, при этом определяющую роль играет мышление, поскольку основой достоверности являются врожденные идеи, в конечном счете, носители достоверности знания. Основополагающие врожденные истинные идеи, носящие аксиоматический характер, раскрываются с помощью интеллектуальной интуиции и сомнения, позволяющих определить подлинно достоверное в знании. Гарантом существования таких идей и, в конечном счете, окончательным критерием истины является Бог.

Декарт писал: «…само правило, принятое мною, а именно что вещи, которые мы представляем себе вполне ясно и отчетливо, все истинны, имеет силу только вследствие того, что Бог есть, существует, и является совершенным существом, от которого проистекает все, что есть в нас».

Причины заблуждений в познании, следовательно, – беспорядочный опыт и отклонение от логики в процессе рассуждений. В этом суть рационализма Декарта.

Картина мира по Декарту

На основе своего метода Декарт создает картину мира, согласно которой существует мир, существует Бог, в мире существует человек, способный познавать этот мир, поскольку наделен способностью сомнения и интеллектуальной интуицией и обладает врожденными, благодаря Богу, идеями.

Природа построена Богом из материи, обладающей протяженностью и способностью к вечному движению как перемещению в пространстве. Сотворенный мир существует по своим собственным законам. Эта позиция философа носит название деизма.

Материя рассматривается Декартом как субстанция. Однако он признает существование и другой, духовной субстанции, носителем которой является человек, его душа. Высшим проявлением в человеке духовной субстанции служит мышление. «Я мыслю, следовательно, я существую» – первый принцип его философии. Две субстанции (материальная и духовная) в философии Декарта равноправны, каждая самостоятельна. Вопрос о том, каким образом объяснить их взаимодействие был для Декарта одним из сложнейших. Эта позиция Декарта носит название дуализма.

Учение Декарта о человеке и обществе

Для Декарта суть человека в мышлении. Поэтому для него особую важность приобретает проблема мировоззренческих принципов человека. Свою жизненную позицию Декарт определяет из принципов своего метода. Он писал о правилах морали, извлеченных из созданного им метода.

Главное, что характеризует позицию Декарта, – это принцип умеренности, избегания поспешности и крайности, в конечном счете принцип разумности в принятии решений, касающихся как общества в целом, так и отдельного человека. Он писал: «Между многими мнениями, одинаково распространенными, я всегда выбирал самые умеренные, поскольку они и наиболее удобные в практике, и, по всей вероятности, лучшие, так как всякая крайность плоха, а также и для того, чтобы в случае ошибки менее отклоняться от истинного пути…»

В социальных действиях, по мнению Декарта, необходимо разумно оценивать ситуацию и стремиться не только сломать старое, но и достаточно ясно представлять последствия этого крушения с тем, чтобы понять, как подготовиться к предстоящим существенным переменам. Он рассуждал: «…начиная перестройку помещения, в котором живешь, мало сломать старое, запастись материалами и архитекторами или самому приобрести навыки в архитектуре и, кроме того, тщательно наметить план – необходимо предусмотреть другое помещение, где можно было бы с удобством поселиться во время работ».

Для Декарта важно в общественной жизни уважение к традиции, в том числе к обычаям различных народов. Речь идет у него о стремлении понять пройденный до него исторический путь, который выражается в существующих законах и обычаях. Стремление к истине должно быть в основе человеческих практических действий, а достижение истины философ рассматривал как достаточно сложный процесс. Поэтому всякое упрощение социальной практики не принималось Декартом. Поэтому для него важно, прежде всего, как он писал, «повиноваться законам и обычаям моей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой, по милости божией, я был воспитан с детства, руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностей мнениями, сообща выработанными самыми благоразумными людьми, в кругу которых мне предстояло жить».

Второе правило, которым Декарт руководствовался и предлагал как правило морали, состояло в том, что, поскольку выбран план действий, поскольку он признан разумным, то им и следует руководствоваться, как если бы заблудившийся в лесу человек не стал бы метаться в поисках дороги, а следовал тому пути, который по своему плану и по своим соображениям признал наиболее подходящим. Любые метания приведут, считал Декарт, к плохим последствиям. Он писал: « Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я принял их за вполне правильные… И даже в случае, если мы между несколькими мнениями не усматриваем разницы в степени вероятности, все же должны решиться на какое-нибудь одно и уверенно принимать его по отношению к практике не как сомнительное, но как вполне истинное по той причине, что были верны соображения, заставившие нас избрать его».

Третьим жизненным правилом Декарта был принцип стремления к изменению самого себя, а не окружающего мира. Философ был убежден в том, что во власти человека находятся собственные мысли человека, и только над ними он и властен. Человек должен постоянно осознавать пределы, предписанные ему природой. Он так писал об этом: «Третьим моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу…, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли и что после того, как мы сделали все возможное с окружающими нас предметами, то, что нам не удалось, следует рассматривать как нечто абсолютно невозможное». Таким образом, у Декарта речь идет не о социальной пассивности человека, а о разумных пределах и разумных формах социальной активности.

Размышляя над различными возможными занятиями людей, Декарт пришел к выводу, что лучшего вида деятельности, чем поиск истины и совершенствование своего разума в этом поиске согласно им же разработанному методу, для него не существует. Философ сравнивал ученых и философов с полководцами, а их деятельность по поиску истины со сражениями, в которых можно одержать победу, но можно и потерпеть поражение. Достижение истины, по Декарту, это великая победа исследователя: «Ибо стремиться побеждать все трудности и заблуждения, мешающие нам достичь познания истины, есть поистине то же, что давать сражение, а составить ложное мнение относительно какого-либо важного и общего предмета – то же, что потерпеть поражение…»

Итак, можно сделать ряд выводов относительно сущности и значения философских идей Декарта.

Прежде всего, Декарт обосновывал великое значение достижения истины в науке и философии для развития общества. Он показал, как много значит наука в жизни общества и человека, прекрасно понимая, что исторический прогресс неразрывно связан с развитием науки. Тем самым философ выразил в своих трудах отличительную особенность эпохи Нового времени. В трудах Декарта эта эпоха нашла блестящее выражение.

В рамках своего рационализма Декарт поднял на пьедестал человека, а в человеке – его разум. Разумные человеческие позиции и решения одни только способны привести к успеху, был убежден Декарт.

Декарт показал сущность и значение сомнения и интеллектуальной интуиции в познании, обосновав целый ряд аспектов этих проблем.

В рамках неоднозначной в постановке и решении проблемы врожденных идей, своих собственных взглядов на проблему критерия истины Декарт поставил целый ряд важнейших вопросов.

Безусловно, далеко за границы Нового времени выходят по своей значимости его мысли о науке, морали и человеческой жизни, понимание им назначения человека и проблемы счастья, как и ряд других вопросов, над которыми он размышлял и о которых писал.

Разумеется, Декарт был связан в своих обобщениях с интеллектуальными и историческими в целом особенностями своей эпохи, и эти объективные по отношению к нему условия нашли отражение в его творчестве, в том числе неизбежных упрощениях во взглядах на некоторые философские проблемы. В частности, господствующие механистические представления, ограниченность экспериментальных возможностей того времени не могли не повлиять на позиции Декарта, его абсолютизации в решениях проблем, а потому односторонности, а иногда и просто ошибочные выводы. Но, как правило, это были великие заблуждения, достойные серьезных над ними размышлений.

Все мы еще со школы знаем утверждение Ньютона: "Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов". Одним из этих "гигантов", ученых-предшественников, был Рене Декарт.

Глава 1. Детство Декарта и краткая история семьи

Рене появился на свет 31 марта 1596 г. в городе Лаэ, находящемся в провинции Турень. Отец принадлежал к старинному дворянскому роду, но не слишком богатому. Иоахим Декарт являлся членом парламента и служил судьей в бретонском Высшем суде в городке Ренн (620 км от дома). Поэтому семья его видела только полгода. Мать, Жанна Брошар, была дочерью наместника короля в провинции. Один из родственников Рене, Пьер Декарт, был доктором медицины, а другой изучал почечные болезни и слыл прекрасным хирургом. Декарт был третьим ребенком в семье. Его мать умерла через год после его рождения. Отец передал детей на попечение бабушки по матери, поэтому Рене до 10 лет воспитывался у нее вместе с братом Пьером и сестрой Жанной.

Глава 2. Школьные годы чудесные

Декарт с детства отличался любопытством и задавал столько вопросов, что отец прозвал его "маленьким философом". В 1606 г., в возрасте 10 лет Рене отправился в иезуитскую коллегию города Ла Флеш. Это учебное заведение было основано, чтобы выпускать образованных священников, способных восстановить престиж католической церкви. Ирония судьбы, именно из этих стен вышел человек, который призвал всех искать истину о мире не на страницах Библии, а с помощью личных исследований и наблюдений. И хоть раз жизни усомниться во всех вещах. Он изучал древние языки (латынь и греческий), произведения античных и средневековых писателей, правила риторики, философию, логику, этику, метафизику, математику и физику. Коллегия Ла Флеш славилась углубленным изучением математических дисциплин. Декарт писал, что ему очень нравилась математика из-за ее достоверности, но он абсолютно не понимал, как ее применить в повседневной жизни, кроме как в ремеслах. Именно здесь Рене, имевший значительные математические способности, начал изучать геометрию и алгебру, навигацию и фортификацию. Это объяснялось тем, что все ученики были из дворянских родов, а младшие сыновья после окончания школы могли стать либо священниками, либо военными.

Глава 3. Его университеты

В 1613 г. Рене завершает обучение в Коллегии. Не имея склонности ни к военной карьере, ни к духовной, он решает немного развлечься в Париже, примыкает к "золотой молодежи", ведет веселый образ жизни. Даже увлекается карточной игрой, но его привлекала необходимость производить математические вычисления, а не возможность выигрыша.

Через полтора года он полностью утратил интерес к светской жизни. Декарт на некоторое время заперся в доме на улице Фобур Сен-Жермен, попытавшись написать трактат "О божестве". Затем он поступает в университет Пуатье для изучения права и медицины. В 1616 г. Рене получает степень бакалавра права, однако и юридическая стезя его не привлекает. На что его отец иронично замечает, что, видимо, он годится только на писательство. Нужно также заметить, что Рене еще много раз был студентом: в 1618 г., будучи в Голландии, поступил в военное училище в Бреде, в 1629 г. он изучал философию в университете Франекера, в 1630 г. – математику в Лейденском университете. И везде, как и в Коллегии, его раздражало засилье схоластических методов, которые признавали только умозрительные размышления о сути вещей, подкрепленные лишь цитатами из Библии и уже существующих научных трактатов.

Глава 4. Книга жизни

Декарт понял, что познать истину о природе и человеке можно только путем непрерывных наблюдений и размышлений. Поэтому почти десять лет он путешествовал по Европе, терзаемой Тридцатилетней войной. Передвигаться в одиночку было опасно, поэтому Рене придумал интересное решение. Он поступал волонтером-офицером (без оплаты) в разные армии, чтобы не иметь обязанностей. Декарт жил на ренту от земельных угодий, доставшихся в наследство от матери, а потому мог обойтись и без "зарплаты".

Для первого путешествия им была выбрана Голландия, на тот момент передовая буржуазная держава, известная свой веротерпимостью и интенсивным развитием экономики. Сюда стекались вольнодумцы со всей Европы, здесь публиковались самые последние открытия, которые в католических странах сразу попадали в "Индекс запрещенных книг".

В 1618 г. произошло его знакомство с директором Дортрехтской школы и доктором медицины И.Бекманом. Одна история рассказывает, что тот от отчаяния написал на уличной стене трудную математическую задачу, с которой долго не мог справиться, а проходивший мимо Декарт решил ее в тот же день. Бекман обладал обширными знаниями и подтолкнул Рене к научным изысканиям, извлекши из праздности и заставив вспомнить, что тот учил раньше. Уже в конце года появилось сочинение "О музыке", с благодарностью Бекману.

В 1619-21 гг. он побывал в Германии и близлежащих странах. В 1622-28 гг. Рене был в Париже, ведя снова рассеянный светский образ жизни. Правда, в 1623-24 гг. он побывал в Италии и Швейцарии, специально посетив Рим. Нужно сказать, что именно Декарт подал идею нумеровать сидения в парижских операх и театрах, чтобы избежать драк и скандалов за самые лучшие места. Современники считали это гениальным решением, а для нас билет с указанием ряда и места – это обычное дело.

В конце 1620-х в Париже он подружился с М.Мерсенном. В то время не существовало журналов, поэтому узнавать об открытиях или идеях коллег можно было только в процессе приватной переписки. Мерсенн был центром такого общения во Франции.

Рене охотно делился своими умозаключениями с друзьями, и те уговаривали его приступить к написанию трактата. Как он сам говорит, ему это казалось таким трудным, что он все не решался на это, пока кто-то не пустил слух, что работа уже создана. После этого пришлось ее все-таки создать.

Глава 5. Слова, слова, слова…

Лучше всего для работы над трактатом подходила Голландия. Туда Декарт и отправился в 1628 г. Будучи по жизни беспокойным и малоразговорчивым ипохондриком, он постоянно менял свое место жительство. Так начались 20 лет непрерывной научной деятельности Рене Декарта, когда он каждый день подтверждал свое известнейшее изречение: "Я мыслю, следовательно, существую".

Здесь он начал писать "Правила для руководства ума", которые забросил в 1629 г., приступив к работе над огромным произведением "Мир". Задача перед ним стояла масштабная – нарисовать и объяснить картину мироздания. К 1633 г. работа была завершена, но Декарт, как добрый католик и весьма осторожный человек, решил не публиковать ее, ведь она основывалась на тех же принципах, что и печальноизвестный труд Галилея. Часть труда вошла затем в сочинение "Размышление о методе", опубликованное в 1637 г. Оно стало основой для законов логики и философского течения картезианства. В нем философ затронул вопросы о научном методе, о науках и способах их дальнейшего развития, о морали, существовании Бога и бессмертии души. К трактату прилагались работы: "Диоптрика", "Метеоры", "Геометрия".

Когда он жил в Амстердаме, то познакомился с простолюдинкой-служанкой Еленой Янс. В 1635 г. у них родилась дочь Франсина. Любопытно, что ученый и историк Джон Магаффи попытался связать воедино два факта: в 1634 г. Декарт создает эссе "О человеке и образовании зародыша", а в одной из личных книг ученого была найдена запись "Зачата 15.10.1634 г.". До сих пор никто не может сказать, был ли этот ребенок плодом любви или любознательности Рене Декарта. Впрочем, он был к ней весьма привязан, хотя и представлял ее всем, как свою племянницу. Дочь умерла от скарлатины в 5 лет, что причинило ему большую боль. Практически в это же время ушли из жизни отец и сестра Жанна. Только работа отвлекает от грустных дум. В 1641 г. публикуется трактат "Размышления о первой философии", в 1644 г. – "Первоначала философии". В 1648 г. Декарт дописал "Описание человеческого тела. Об образовании животного", но не опубликовал. При его написании ученый сам препарировал животных, не полагаясь на анатомические атласы и имеющиеся труды. В 1649 г. он издал "Страсти души", которые, несмотря на название, достойное любовного романа, рассказывали о духовных и телесных качествах человека.

Глава 7. Нет пророка в своем отечестве

В 1640-е годы его идеи нашли много приверженцев. Его друзьями считались Б.Паскаль, П.Гассенди, Т.Гоббс, А.Арно. Картезианцами объявили себя профессоры Х.Ренери и Х.Деруа из Утрехта и А.Хеерборд из Лейпцига. На него началась травля со стороны церкви, ведь в опасности были привычные схоластические традиции. Противниками Декарта были голландский профессор Г.Воэций и парижский математик Ж.Роберваль. После смерти ученого появился указ Людовика XIV, согласно которому запрещалось преподавать картезианство в школах Франции. Тем не менее, его труды оказали влияние на работы ученых следующего поколения: Б.Спинозы, Н. Мальбранша, И.Канта, Д.Локка, Г. Лейбница, А.Арно, Э.Гуссерля.

Глава 8. "Пора в путь, душа моя!"

Чтобы уехать из этой "зоны боевых действий", ученый принимает в 1649 г. приглашение королевы Христины, которая не просто просила его приехать, а даже прислала за ним корабль. Ей очень хотелось создать в Стокгольме Академию наук и стать первой королевой-философом. Но всего за несколько месяцев слишком суровый климат и нарушение привычного режима дня (королева требовала занятий в 5 утра) привели к пневмонии. Ученый жаловался, что шведская зима настолько сурова, что здесь у человека даже мысли промерзают. Декарт признавал только два лекарства: отдых и диета, а потому запустил болезнь. Его друзья долго не верили в его смерть, ведь ему еще не исполнилось и 54 лет. Об отравлении мяшьяком шептались одно время придворные Христины, да и надпись на могильной плите ученого была двусмысленная: "Он заплатил за нападки соперников своей невинной жизнью".

В 1666 г. Франция все-таки спохватилась и решила, что место Декарта на родной земле. Останки перевезли, но исчез череп. Во время Французской революции гроб опять перезахоронили, теперь он в часовне церкви Сен-Жермен-де-Пре, где туристы могут увидеть черную мраморную плиту с надписью "Renatus Cartesius". Череп всплыл через какое-то время на аукционе и был передан Франции, теперь он хранится в парижском Музее человека. Так голова и тело ученого оказались разделены Сеной. В этом тоже есть какая-то ирония, ведь и при жизни Рене Декарт отделял требования рассудка от желаний тела, уделяя больше времени науке, нежели проявлению человеческих чувств.

Глава 9. За что должны поблагодарить Декарта

Математики: благодаря ему появились аналитическая геометрия, термины "мнимое число" и "действительное число", привычные обозначения степеней и переменных значений x, y, z, теория касательных к кривым, формулы для расчета объемов тел вращения; основы теории уравнений, связь между величиной и функцией, прямолинейная система координат. В его честь названы координаты, овал, парабола и лист;
- философы: сформулировал философский метод "радикальное сомнение" и рационализм Нового Времени;
- физики: поставил вопрос о научном объяснении возникновения Солнечной Системы; создал первую теорию радуги и формулы для определения центра тяжести тел вращения, сформулировал закон преломления света на границе различных сред, понятие "инерция тела", практически совпавшее с ньютоновским. Появилась возможность усовершенствовать оптические приборы, а потому астрономы назвали в его честь лунный кратер;
- медики: сформулировал теорию об организме, как о сложном механизме; ввел понятие "рефлекс", за что его особо отблагодарил академик И.П.Павлов, поставив бюст ученого возле своей лаборатории. Создал описание анатомии глаза, почти не уступающее современному.

Многие исследователи истории философии по праву считают Рене Декарта основоположником западной современной философии. Чем же знаменит Рене Декарт? Биография и основные идеи этого физика, математика, ученого описаны в статье ниже.

Детство и отрочество

Рене Декарт родился в обедневшей дворянской семье и был младшим из трех сыновей. Его воспитанием занималась бабушка по материнской линии, так как отец, Иоахим Декарт, работал судьей в другом городе, а мать, Жанна Брошар, умерла, когда Рене не было еще и двух лет. Религиозное образование мальчик получил в иезуитской школе Ля Флеш. С самого детства он был очень любознательным и рано начал увлекаться математикой. В 1616 году Рене Декарт получил степень бакалавра.

Рене Декарт. Биография. Голландский период

Закончив университет, будущий ученый отправился воевать. За время, проведенное на военной службе, он побывал в нескольких горячих точках того времени: осада Ла-Рошели, революция в Голландии, битва за Прагу в тридцатилетней войне. По возвращении на родину Декарту практически сразу приходится уехать в Голландию, так как во Франции иезуиты обвинили его в ереси за свободомыслие.

В Голландии ученый прожил целых 20 лет. В эти годы научных изысканий Декарт создал и издал несколько трудов, ставших основополагающими в его философии.

  • "Мир" (1634 год)
  • "Рассуждение о методе" (1637 год)
  • «Размышления о первой философии…» (1641 год)
  • «Первоначала философии» (1644 год)

Общество разделилось на две части: на тех, кого восхитил, и на тех, кого поверг в шок своими открытиями Рене Декарт.

Краткая биография ученого пестрит открытиями и трудами, однако о его личной жизни известно очень мало. Женат Декарт не был. Известно только то, что в 1635 году у него родилась дочка Франсина. Ее мамой была служанка ученого. Рене Декарт очень привязался к малышке и долго был безутешен, когда она скоропостижно скончалась от скарлатины в возрасте 5 лет. Будучи странным и замкнутым человеком, философ оказался заботливым и нежным отцом.

Церковная элита Голландии не могла принять вольнодумные идеи ученого. Всю свою жизнь он подвергался гонениям. Голландский период исключением не является. Во Франции разрешил напечатать его туды, а вот протестантские богословы Нидерландов наложили на него проклятие.

Шведский период

В 1649 году Рене Декарт по настойчивому приглашению шведской королевы Кристины, гонимый голландской инквизицией, переехал в Стокгольм. В 1649 году вышел в свет его труд "Страсти души".

Жизнь при дворе тоже не оказалась легкой: королева хоть и была благосклонна к ученому, но слишком часто нагружала его умственной работой. При этом здоровье философа (и без того слабое) еще больше пошатнулось в суровом северном климате. Отношения с ученого с церковью испортились окончательно.

По официальной версии, Рене Декарт умер 1650 года, заболев воспалением легких. Существует предположение, что его отравили. Через 17 лет останки великого философа были по требованию Франции перевезены из Швеции и перезахоронены в часовне аббатства Сен-Жермен.

Значение философии Декарта - основоположника рационализма

Основоположником рационализма по праву считается Рене Декарт. Основные идеи в области философии можно кратко сформулировать так.

  • Ученый выдвинул гипотезу об основных модусах и атрибутах субстанции.
  • Декарт доказал, что разум в познании играет главную роль.
  • Ему принадлежит авторство теории дуализма, с помощью которой примиряются материалистическое и идеалистическое направления философии.
  • Декартом выдвинута теория о "врожденных идеях".

Учение о субстанции

В процессе изучения проблемы бытия, его сущности было сформулировано понятие субстанции, автором которого является Рене Декарт. Основные идеи ученого базируются на этом понятии.

Субстанция - это все существующее и при этом не нуждающееся для своего существования ни в чем, кроме себя. Этим качеством обладает только вечный, несотворимый, всемогущий Господь. Он есть причина всего и источник. Бог, являясь Творцом, создал мир тоже из субстанций, которые обладают тем же качеством: существуют и не нуждаются для существования ни в чем, кроме себя. По отношению друг к другу сотворенные субстанции самодостаточны, а по отношению к Господу - вторичны.

Декарт делит сотворенные субстанции на материальные (вещи) и духовные (идеи). Для материальных вторичных субстанций характерно протяжение (меры длины). Они являются делимыми до бесконечности. Духовные сотворенные субстанции, согласно идее философа, обладают признаком мышления. Они неделимы.

Человека возвышает над всем остальным в природе то, что он состоит из двух субстанций: материальной и духовной. Таким образом, человек дуалистичен. Материальная и духовная субстанции в нем равноценны. Таким видел "венец творения" Рене Декарт. Взгляды ученого на дуализм решили извечный вопрос философии о том,

Доказательство первичности разума

В любой вещи можно усомниться, следовательно, сомнение существует реально и не нуждается в доказательствах. Сомнение - это свойство мысли. Сомневаясь, человек мыслит. Поэтому человек реально существует, так как он мыслит. Мышление - работа разума, поэтому в основе бытия лежит именно разум.

Дедукция Декарта

Ученый предложил использовать не только в математике и физике, но также и в философии. "Превратить познание из в промышленное производство" - вот задача, которую ставил перед собой Рене Декарт. Страна, в которой он жил (особенно иезуиты), не восприняла его учение.

Вот основные постулаты этого гносеологического метода:

  • опираться в исследованиях только на абсолютно достоверные знания и суждения, не вызывающие никаких сомнений;
  • делить сложную проблему на части;
  • переходить от доказанного и известного к недоказанному и незнакомому;
  • соблюдать строгую последовательность, не допускать потери звеньев логической цепочки.

Учение о "врожденных идеях"

Большое значение в развитии философии получило учение о "врожденных идеях", автором которого тоже является Рене Декарт. Основные идеи и постулаты теории гласят:

  • большинство знаний достигается путем дедукции, но есть знания, не требующие доказательств, - "врожденные идеи";
  • они делятся на понятия (например, душа, тело, Бог и т.д.) и суждения (например, целое больше части).

Рене Декарт. Биография: интересные факты

  • За 20 лет проживания в Голландии Рене Декарт успел пожить во всех ее городах.
  • И. П. Павлов считал Рене Декарта основоположником своих исследований, поэтому установил перед своей лабораторией памятник философу.
  • С легкой руки Декарта латинские буквы A, B и C обозначают постоянные величины, а последние буквы латинского алфавита - переменные.
  • На Луне есть кратер, названный в честь великого ученого.
  • хотела, чтобы с ней каждое утро занимался именно Рене Декарт. Биография ученого содержит информацию, что ему для этого приходилось вставать в пять утра.
  • При перезахоронении останков философа была обнаружена пропажа черепа, которую так никто объяснить и не смог.
  • Несмотря на то, что до сих пор официальной версией смерти ученого считается воспаление легких, многие считают, что его убили. В 1980-е годы были обнаружены доказательства отравления Рене Декарта мышьяком.


Что еще почитать