Николай коперник основные идеи и открытия кратко. Научные и философские воззрения Н.Коперника и Г.Галилея. Коперниканский переворот. Жизнь Николая Коперника

- это околоземный объект диаметром около 30 метров. Был обнаружен 29 августа 2006 года, когда находился на расстоянии 4,5 млн. км. от нашей планеты. Ученые наблюдали за небесным телом на протяжении 10 дней, после чего астероид перестал быть виден в телескопы.

На основании столь короткого периода наблюдения невозможно точно определить расстояние, на которое астероид 2006 QV89 приблизится к Земле 09.09.2019 года, поскольку больше с тех пор (с 2006 года) астероид не наблюдался. Более того, по различным оценкам объект может приблизиться к нашей планете вовсе не 9 числа, а в другую дату сентября 2019-го года.

Что касается того, столкнется 2006 QV89 с Землей 9 сентября 2019 года или нет - вероятность столкновения крайне мала .

Так, Система Sentry (разработанная JPL Center for NEO Studies) показывает, что вероятность столкновения тела с Землей составляет 1:9100 (т.е. около одной десятитысячной процента ).

Европейское космическое агентство (ЕКА) оценивает шанс пересечения орбиты астероида с нашей планетой как 1 к 7300 (0,00014 % ). ЕКА поместил 2006 QV89 на 4-е место среди небесных тел, представляющих потенциальную опасность для Земли. Согласно данным агенства, точное время "пролета" тела 9 сентября 2019 года - 10:03 мск.

Как в православии, так и в католицизме, Пасха всегда приходится на воскресенье.

Предшествует Пасхе 2020 года Великий пост, который начинается за 48 дней до Светлого праздника. А спустя 50 дней отмечают Троицу.

К популярным дохристианским обычаям, дошедшим и до наших дней, можно отнести крашение яиц, изготовление куличей и творожных пасок.


Пасхальные угощения освящаются в церкви в субботу, накануне Пасхи 2020 года, либо после службы в сам день Праздника.

Приветствовать друг друга на Пасху следует словами "Христос Воскресе", а отвечать - "Воистину Воскресе".

Для российской команды это будет уже четвертая игра в рамках данного отборочного турнира. Напомним, в предыдущих трех встречах Россия "на старте" уступила Бельгии со счетом 1:3, а после одержала две сухие победы - над Казахстаном (4:0) и над Сан-Марино (9:0). Последняя победа явилась самой крупной за всё время существования российской сборной по футболу.

Что касается предстоящей встречи, то по мнению букмекеров фаворитом в ней является сборная России. Киприоты объективно слабее россиян, и ничего хорошего островитянам от предстоящего матча ждать не приходится. Однако, надо учитывать что команды ранее никогда не встречались, и посему нас могут ожидать неприятные сюрпризы.

Встреча Россия - Кипр состоится 11 июня 2019 года в Нижнем Новгороде на стадионе с одноименным названием, построенном к чемпионату мира по футболу 2018 года. Начало матча - 21:45 по московскому времени .

Где и во сколько играю сборные России и Кипра:
* Место проведения матча - Россия, г. Нижний Новгород.
* Время начала игры - 21:45 мск.

Нельзя однозначно сказать, кто такой Коперник. Считается, что это теоретик, астроном, гуманист, живший с 1473 по 1543 год. Он является предполагаемым создателем современной теории планетарного устройства, согласно которой в центре находится Солнце. Однако о его жизни и деятельности сведения весьма противоречивы, что не позволяет однозначно ответить на вопрос: "Кто такой Коперник?" Есть большая вероятность того, что это было подставное лицо. Имя Коперника, кроме того, могло обозначать целую группу новаторов в сфере астрономии, которые скрывались от преследования. Однако мы представим официальную биографию этого деятеля науки. Вы узнаете, кто такой Коперник, согласно самой распространенной версии. Иногда популярных версий несколько, и тогда мы будем приводить их все.

Дата рождения, происхождение Коперника

Николай Коперник, по сведениям польских историков 19 века, родился в 1473 году, 2 февраля. Это событие произошло в прусском городе Торне (современной Торуни, Польша). По астрологическим вычислениям учителя Галилея и Кеплера (М. Мэстлина), он родился в 4 ч. 48 мин. пополудни 19 февраля 1473 г. Именно эту дату повторяет большинство научных источников современности.

Отец будущего ученого является его тезкой. Существует немало версий того, кто такой Коперник-старший и чем он занимался. Он был либо купцом, либо крестьянином, либо врачом, либо пивоваром, либо булочником. Этот человек приехал из Кракова в Торунь около 1460 года. В Торуни отец Николая стал уважаемым человеком. Он служил много лет выборным городским судьей. Кроме того, он был носителем почетного звания "брат терциария" (мирской помощник относящихся к этому ордену монахов).

Что означает фамилия Коперник?

Нельзя сказать точно, что означает фамилия Коперник, однако историки считают, что в роду Николая дальние предки были торговцами медью (по-латыни медь - "cuprum"). Другая версия - фамилия происходит от названия деревень в Силезии, имеющих такое же имя. Предположительно они получили свое название от укропа, произраставшего в окрестностях (по-польски укроп - "koper"). Однако точное местонахождение этих деревень неизвестно. Польские историки впервые обнаружили эту фамилию в краковских документах, относящихся к 1367 году. Известно, что позднее ее носителями были ремесленники различных профессий, среди которых - медник, каменотес, оружейник, банщик, сторож.

Судьба родственников Николая

Николай Коперник-старший в Торуни женился на Варваре Ватзенроде, дочери председателя суда. Считается, что свадьба состоялась до 1463 г. Четверо детей родилось в семье. Николай был младшим из них.

В Польше и сегодня указывают дом, где якобы родился Николай Коперник, биография которого нас интересует. Это здание, представленное на фото ниже, в конце 18 века стало объектом паломничества множества поляков. Штукатурка и кирпичи от него - национальные реликвии, которые хранятся в музеях.

Дети в семье Коперников учились в родном городе, где получили хорошее образование. Андрей, старший брат, родившийся около 1464 года, повсюду сопровождал Николая практически до самой своей смерти (он умер в 1518 или 1519 году). Он помогал ему в учебе и религиозной карьере. В 1512 году Андрей заболел проказой, и через несколько лет умер А. Коперник. Кратко расскажем и о судьбе сестер нашего героя. Первая, Варвара, была пострижена в монахи в Кульме. Она скончалась около 1517 г. А Екатерина уехала в Краков со своим мужем, купцом Бартоломеем Гертнером. После этого ее следы теряются. А что же наш герой, Николай Коперник? Биография и его открытия достойны подробного изучения. Сначала мы расскажем о жизненном пути Николая Коперника, а затем - о его достижениях.

Смерть родителей, забота дяди

В 1483 году умер отец Николая от скоротечной болезни (предположительно, чумы). Мать скончалась в 1489 году. После ее смерти заботиться о семействе стал Лука Ватзенроде, брат матери (на фото ниже). Он был каноником местной епархии, а через некоторое время стал ее епископом. Этот человек был образованным по тому времени. Он был магистром краковского а также доктором в другом университете - Болонском.

Обучение братьев Николая и Андрея

Вскоре пошли по стопам своего дяди Андрей и Николай Коперник. Биография нашего героя продолжается длительным периодом обучения. После окончания городской школы (около 1491 г.) братья отправились в Ягеллонский университет. Николай и Андрей выбрали факультет свободных искусств. В этом учебном заведении они приобщились к гуманизму, распространившемуся в то время. В университете якобы даже сохранилась справка, свидетельствующая об оплате за обучение (за 1491 год) Николаусом Коперникусом. Проучившись 3 года латыни, астрономии, математике и другим наукам, братья решили уехать из Кракова, не получив диплома. Возможно, они приняли такое решение из-за того, что в университете в 1494 году победила схоластическая партия, представители которой относились к венгерскому землячеству.

Братьев выбирают на места каноников

Андрей и Николай намеревались продолжить свое обучение в Италии. Однако у дяди, который к этому времени стал епископом Эрмеландским, не было для этого лишних средств. Он посоветовал племянникам занять места каноников (членов правительственного капитула) в подчиненной ему епархии для того, чтобы получить жалование, необходимое для далекого путешествия и обучения за границей. Однако этот план был осуществлен не сразу - ему помешало отсутствие у братьев дипломов. Не помогла даже сильная протекция. Тем не менее братья в 1496 году все-таки отправились для обучения на юристов в Болонский университет. Их выбрали заочно на места каноников в 1487 году, с предоставлением жалования, а также 3-летнего отпуска для продолжения образования.

Продолжение обучения в Болонском университете

Изучал не только право, но также и астрономию ученый Николай Коперник. Биография его этого времени отмечена знакомством с Домиником Марией ди Навар. Это преподаватель Болонского университета, известный астролог того времени. Коперник, биография которого может быть воссоздана лишь на основании косвенных источников, в будущей своей книге будто бы упоминает об астрономических наблюдениях, которые он совместно проводил со своим учителем. В Болонском университете Николай выучил и греческий язык, который был довольно популярным среди гуманистов, однако вызывал подозрения в ереси со стороны схоластов-католиков. Кроме того, он полюбил живопись - сохранилась картина, которая считается копией сделанного Коперником автопортрета.

Чтение лекций в Риме, изучение медицины

Братья проучились в Болонье 3 года, снова не получив диплома. Согласно мнению историков, непродолжительное время Николай работал учителем математики в Риме, читая заодно и астрономические лекции Александру VI Борджа, римскому папе, а также итальянским ученым. Однако доказательств этого мнения не существует.

Братья в 1501 году возвратились на короткое время во Фрауенбург, к месту службы. Они хотели попросить отсрочку для продолжения обучения. Получив ее, братья отправились изучать медицину в Падуанский университет. Они оставались здесь вплоть до 1506 года и вновь не получили диплома. Однако в 1503 году братья сдали экзамены экстерном в Феррарском университете и стали докторами права.

Возвращение на родину, служба у епископа

Коперники в 1506 году вернулись на родину после окончания обучения. Николаю к этому времени было уже 33 года, а Андрею - 42. В ту пору получать дипломы в этом возрасте считалось нормальным. Более того, многие ученые, признанные в научном сообществе (например, Г. Галлилей), не имели дипломов. Это не мешало всем им получать профессорские кафедры.

Николай Коперник после года службы каноником во Фромборке стал советником епископа (своего дяди), а затем и канцлером епархии. Он помогал своему родственнику бороться с тевтонским орденом, который возглавил в 1511 году Альбрехт фон Гогенцоллерн, будущий его ренегат. Помогал Николай и в ведении переговоров с Сигизмундом I, польским королем, который был дядей Альбрехта. Считается, что Лука Ватцельроде хотел сделать из Николая своего преемника. Однако тот не обладал достаточной активностью и честолюбием для такого рода деятельности.

Переезд во Фраенбург

Коперник в это время начал создавать астрономическую теорию. В феврале 1512 года умер епископ Лука Ватцельроде. С этого времени заканчивается синекура Коперников. Кафедру епископа занимает Фабиан Лосайнен, однокашник братьев по Болонскому университету. Николаю приходится уехать из Лидзбарга. Н. Коперник возвращается во Фрауенбург, где становится каноником собора. Тидеман Гизе, его сторонник и друг, становится канцлером епархии. Впрочем, обязанности Николая пока не очень его отягощают. В его ведении находились хозяйственные дела и сбор налогов. Примерно в это время его брат Андрей заболевает проказой и решает уехать в Италию.

Коперник становится известным

Продолжает занятия астрономией Коперник. Ученый приобретает на этом поприще славу будто бы в конце 15 века. Лекции его становятся очень популярными, их посещает Александр VI Борджиа, а также Николай да Винчи. Историки отмечают, что папа Лев Х в 1514 году спросил ученого, что он думает о календарной реформе. Николай Коперник изложил свое мнение в письме Павлу Мидделбургскому, папскому куратору этого вопроса. Он посоветовал на некоторое время отложить эту затею, до тех пор, пока он не завершит создание своей теории (над которой, кстати, Коперник трудился 30 лет). Однако письменных свидетельств, доказывающих это, не обнаружено.

Николая Коперника осенью 1516 г. избирают на место Тидеманна Гизе. Он становится управляющим южными владениями, принадлежащими Вармийской епархии. А Гизе с этого времени занимает должность кульмского епископа. Коперник в связи с новым назначением переезжает на 4 года в Ольштын. Здесь он вынужден заняться военным ремеслом - войска Тевтонского ордена нападают на Вармию и захватывают ее часть. А однажды они осаждают даже резиденцию самого Коперника. Николай возвращается во Фромборк в 1521 году, после того, как был заключен мир с Тевтонским орденом.

Первый трактат, предложения по монетной реформе

Считается, что именно тогда он создал первый свой трактат под названием "Малый комментарий". Это сочинение сделало его теорию известной в узком кругу. Предложения Коперника по монетной реформе Пруссии относят к 1528 году. Именно тогда он изложил их на Эльблонгском сейме.

Обвинение, предъявленное Копернику

Вармийским епископом после смерти Фербера, состоявшейся в 1537 году, становится Иоганн Дантиск, бывший гуманист и эпикуреец. Впоследствии он стал ханжой и ретроградом, и именно благодаря этому сделал религиозную карьеру. Множество огорчений и неприятностей доставило Копернику его правление. Дантиск будто бы обвинял Николая в аморальном сожительстве с Анной Шиллинг, замужней экономкой. Женщине будто бы специальным постановлением епископа запретили появляться во Фромборке, так как эта опасная особа обольстила "почтенного астронома".

Последние годы жизни, смерть

К Копернику в 1539 году приезжает И. Ретик для изучения его теории. Через некоторое время он опубликовал книгу, где была представлена новая теория, а затем издал и книгу своего учителя.

Коперник скончался 24 мая 1543 г. Смерть наступила после инсульта и вызванного им паралича правой половины тела. В 1655 году Пьер Гассенди написал биографию, согласно которой в холодеющие руки Коперника его друзья вложили оригинал его книги. Николая, как считают современные историки, похоронили во Фромборкском соборе (фото его представлено выше). В 1581 году напротив его могилы установлена с портретом, а возле собора находится памятник Николаю.

Деяния Николая

Н. Коперник известен, прежде всего, как создатель гелиоцентрической теории. Однако ему приписывают и множество других занятий, присущих одаренным и высокообразованным гуманистам того времени. Опишем основные открытия Коперника кратко.

Перевод с греческого

В 1509 году Николай, владевший в совершенстве греческим языком, перевел на латынь сочинение 6 или 7 в. до н. э. "Нравственные, сельские и любовные письма Феофилакта Симокатты, схоластика". Считается, что создатель этого труда был последним историком, который относится к античной традиции. К сожалению, неизвестно, был ли этот перевод опубликован, однако текст его известен. Интересно, что историки сообщают, будто эта переписка с историческими и мифическими лицами наполнена анахронизмами и ничего выдающегося из себя не представляет. Однако и "скучная" "дребедень" почему-то восхитила Коперника, вдохновила Николая на перевод. Свою работу он посвятил дяде. Кроме того, наследники дела Николая издали и другие сочинения Феофилакта Схоластика.

Занятия картографией

И в этой области Коперник оставил свой след. Он создал карту Пруссии, которая, к сожалению, не сохранилась. Используя изготовленную самостоятельно параллактическую линейку из еловых шишек, Николай определил с точностью до 3" широту Фрауенбурга. Эти палочки, получившие название "трикветр", сегодня находятся в Краковском университете. Согласно мнению ученых-историков, в конце 16 в. эту драгоценную реликвию Иоанн Гановий, вармийский епископ, передал Тихо Браге через Элиаса Олаи Цимбера, ученика последнего.

Другие занятия Коперника

В период управления землями Вармии (с 1516 по 1520 год) Николай Коперник освоил ремесло полководца, военного инженера и администратора. Его занятия государственными финансами относят к концу 1520- гг. Кроме того, пишут, что Николай был прославленным врачом, бесплатно лечил ремесленников и крестьян. Открытия Коперника якобы включают даже изобретение им бутерброда.

"Малый комментарий"

В трех сочинениях изложены астрономические труды Николая Коперника. Два из них были опубликованы лишь в 19 веке. Первое сочинение - "Малый комментарий", в котором кратко изложена теория Николая. Экземпляр данной рукописи нашли в Венской придворной библиотеке в 1877 или 1878 г. А через несколько лет, в 1881, была обнаружена такая же тетрадка с записями самого Коперника. Она состоит из 16 листов и была найдена в Упсальском университете, в его библиотеке. Однако иногда сообщают, что ее обнаружили в Стокгольме.

"Послание Коперника против Вернера" и "Об обращениях небесных сфер"

"Послание Коперника против Вернера" - второе по времени сочинение Николая по астрономии. Это его письмо Бернарду Ваповскому, настоятелю Краковского собора. Произведение интересно вдвойне, так как в нем представлены хронологические рассуждения автора, которые основаны на анализе прецессии звезд в соответствии со средневековыми и античными источниками. В 1543 году была отпечатана основная книга Коперника "Об обращениях небесных сфер". Местом издания этого труда указывают то Регенсбург, то Нюрнберг. В ней содержатся результаты наблюдений автора, а также каталог 1025 звезд, собственноручно составленный им.

Теория Коперника

Идеи этого ученого были очень смелыми для своего времени. Мир Коперника кардинально отличался от общепринятых воззрений его предшественников и современников. Николай отбросил геоцентрическую которую создал Птолемей. В то время это был смелый шаг, поскольку эта модель редко подвергалась сомнению. Ее поддерживала очень влиятельная в то время католическая церковь. Согласно ей, центром вселенной является Земля, а Солнце, сфера неподвижных звезд и все планеты вращаются вокруг нее. Гелиоцентрическая система Коперника кардинальным образом расходилась с этим представлениям. Ученый считал, что Земля, так же как и другие планеты, движется вокруг Солнца. Николай отметил, что перемещение небесного свода, которое мы наблюдаем в течение суток, - это следствие движения нашей планеты вокруг оси. Открытия Коперника изложены им в работе "Об обращениях небесных сфер", которая была опубликована в год его смерти. Книгу в 1616 году запретила католическая церковь. Тем не менее новые идеи неуклонно пробивали себе путь. Открытие, сделанное Николаем, дало мощный толчок естествознанию. Многие ученые впоследствии обращались к нему.

Итак, мы изложили биографию и открытия Николая Коперника кратко. Как вы понимаете, существует лишь определенная степень вероятности того, что те или иные факты из его жизни правдивы. Воссоздавать биографию людей, живших задолго до нас, всегда непросто. Однако мы постарались изложить наиболее вероятные сведения о таком человеке, как Коперник. Биография и его открытия до сих пор являются предметом изучения историков. Возможно, через некоторое время им удастся получить более точную информацию.

Важнейшей прикладной и одновременно мировоззренческой естественнонаучной дисциплиной едва ли не с начала своего возникновения была астрономия. В эпоху Возрождения астрономия переживала период большого подъема. Ее развитию способствовало мореплавание, приобретшее всемирные масштабы и требовавшее все более точной ориентировки. В это время продолжал действовать календарь, разработанный еще в эпоху Юлия Цезаря («старый стиль»). К тому времени в нем накопилось множество неточностей, вносивших порядочную путаницу, например, в столь важную для церковной жизни периодичность наступления христианских праздников. Необходима была его реформа.

Комплекс астрономических знаний свое наиболее общее выражение получал в господствовавшей с античных времен геоцентрической системе Аристотеля - Птолемея. Идея геоцентризма, исходившая от Аристотеля, была органическим выражением его телеологической философской системы, требовавшей конечного космоса, за пределами которого находился божественный перводвигатель. Аристотелевская космология, будучи необходимой составной частью его физики, включала в себя представления о принципиальном различии подлунного, земного вещества, слагавшегося из четырех традиционных стихий - воды, земли, воздуха и огня, подверженных непрерывным изменениям, и неизменного небесного вещества - эфира; об идеально круговых и равномерных движениях Солнца и планет около Земли по особым эфирным сферам; о так называемых интеллигенциях - особо тонких разумных духах, в которых видели главный источник движения планет, при отсутствии действительного понимания физических причин их перемещения в пространстве.

Хотя как до Аристотеля пифагорейцами в V-IV вв. до н. э., так и после него Аристархом Самосским в III в. до н. э. были высказаны и гелиоцентрические идеи устройства нашего космоса, однако они не могли быть тогда доказаны. К тому же геоцентрическая система вполне гармонирует с обыденным опытом, ежедневно подтверждающим неподвижность Земли и движение светил, со «здравым смыслом», из которого во многом исходил Аристотель. Вот почему и Клавдий Птолемей, живший в Александрии во II в. и являвшийся великолепным астрономом-наблюдателем, математически осмысливавшим сложные видимые движения светил, принял аристотелевский геоцентризм как незыблемую истину. Он только так математически строго уточнил характер этого движения, что впервые в истории астрономии стало возможным предвычисление движений небесных светил и лунных затмений.

Астрономические таблицы, составленные на основе труда Птолемея, служили вполне удовлетворительным пособием по практической астрономии в течение множества веков. При этом мировоззренческое значение для христианско-схоластических доктрин сохраняла аристотелевская космология, так как принцип геоцентризма соответствовал их антропоцентрическим представлениям, конечность мира в пространстве выявляла космическую функцию Христа и т.п.

По изложенным выше причинам в эпоху Возрождения все более ощутимо развивалось противоречие между принципиальной, мировоззренческой, аристотелевской основой этой фундаментальной астрономической системы и ее прикладным значением, приданным ей Птолемеем.

В этих условиях возникает теория великого польского астронома и философа Николая Коперника (1473-1543).Особое значение для формирования научных интересов юного Коперника имела астрономическая и математическая школа, существовавшая в Краковском университете. По завершении образования Коперник в течение восьми лет изучал астрономию, философию, медицину и право, овладел древнегреческим языком. Но главным делом его научной жизни была астрономия. Уже в Италии, изучив философско-космологические и астрономические идеи античных философов и ученых, он пришел к убеждению в ложности теории Аристотеля - Птолемея. Первым литературным результатом, в котором Коперник в самой общей форме выразил это свое убеждение, было совсем небольшое произведение «Очерк нового механизма мира» или «Малый комментарий» (примерно 1505-1507). В последующие годы по мере все более тщательных наблюдений неба, движения его планет это убеждение крепло, получая астрономическую и математическую конкретизацию.

Он не скрывал своих воззрений, однако главный труд его жизни «Об обращении небесных сфер» был издан лишь перед его смертью. Основная идея этого великого произведения, положенная в основу гелиоцентрической системы мира, состоит, во-первых, в положении о том, что Земля отнюдь не составляет неподвижного центра видимого мира, а вращается вокруг своей оси, и, во-вторых, в положении, согласно которому она обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Вращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснял смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Обращением же Земли вокруг Солнца он объяснял видимое перемещение его относительно звезд, а также петлеобразные движения планет, вызвавшие такое усложнение Птолемеевой системы мира. Согласно Копернику, петли, описываемые планетами среди звезд,- следствие того, что мы наблюдаем их не из центра, вокруг которого они действительно обращаются, т. е. не с Солнца, а с Земли. Польский астроном первым установил, что Луна обращается вокруг Земли, являясь ее спутником. Одно только перемещение местоположений Солнца и Земли позволило значительно упростить схему движений планет вокруг нового центра мира.

Переходя к философским аспектам новой астрономической системы мира, нужно отметить, что автор «Обращения небесных сфер» в духе эпохи воспринимал свою астрономическую доктрину как философскую. Наверно, прежде всего потому, что первый толчок к своему открытию он получил, познакомившись с идеями древнегреческих пифагорейцев, читая «Энеиду» Вергилия и поэму Лукреция Кара. Размышляя о возможной форме Земли, Коперник в III главе первой книги своего труда упоминает о всех тех ее фигурах, которые приписывали Земле первые древнегреческие «физиологи» (этим аристотелевским словом он сам их иногда называет) - от Анаксимандра до Демокрита,- и приходит к заключению, что ее следует принимать как совершенно круглую (что тоже утверждали некоторые античные философы). Другие античные философские идеи, например, идею мировой души, Коперник переосмысливал в духе своего гелиоцентризма, утверждая в X главе той же книги, что такого рода душой, или правителем мира, называли именно Солнце. Коперник в своем главном труде обосновывает гелиоцентризм: «В середине всех этих орбит находится Солнце; ибо может ли прекрасный этот светоч быть помещен в столь великолепной храмине в другом, лучшем месте, откуда он мог бы все освещать собой?» .

Эта мысль Коперника радикально подрывает космологию, подводя к астрономической идее гелиоцентризма. Однако его фундаментальными «пережитками» все же оставались главные положения аристотелевско-птолемеевской космологии. Хотя величина Земли, считал Коперник, по сравнению с небом исчезающие мала, а расстояние от Земли до так называемой сферы неподвижных звезд колоссально, сама эта сфера представляет незыблемую границу мира, который, как и у Аристотеля, в принципе остается конечным. Кроме того, орбиты планет и самой Земли в их движении вокруг Солнца остаются точно круговыми, а само это движение - идеально равномерным. Эти умозрительно-антропоморфные представления, на которые бессилен был еще посягнуть Коперник, заставляли его сохранить некоторую часть эпициклов и эксцентриков, обильно представленных в астрономии Птолемея и его последователей.

Наиболее прогрессивной и радикальной стороной коперниканской космологии и астрономии, на основе которых в дальнейшем были преодолены названные выше аристотелевско-птолемеевские представления, стало глубокое убеждение автора “Обращения небесных сфер” в том, что разработанная им система позволяет “с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим” . Рождалось детерминистическо-механистическое мировоззрение в его противоположности телеологическо-органистическому. Ему предстояло широкое распространение в следующем столетии. Физический взгляд на Землю развивался у Коперника уже и в силу его гелиоцентризма, выдвинувшего в фокус мироздания Солнце и объявившего Землю уже не привилегированной, а “рядовой” планетой его системы, закономерности которой оказывались одинаковыми на всей громадной ее протяженности. Эта радикальная тенденция коперниканской космологии и астрономии стала особо опасной для традиционного христианско-схоластического мировоззрения, ибо подрывала основные его устои, но она проявилась не сразу, а в ходе дальнейшего развития коперникаиской астрономии. Для прогресса философско-рационалистического сознания в целом идея гелиоцентризма оказалась весьма плодотворной, стимулировавшей к преодолению чувственной видимости обыденного сознания, уверенного в неподвижности Земли и ежедневном движении вокруг нее Солнца.

Сам автор «Обращения небесных орбит», понимая опасность, которая угрожала его книге (и могла помешать ее публикации), поместил, по обычаю той эпохи,в начале ее посвящение папе Павлу III. Коперник указал здесь на противоречие его основной астрономической идеи общепринятому геоцентризму. Однако он вместе с тем подчеркнул весьма важную практическую сторону своей системы, на основе которой можно было более успешно вести работу по исправлению календаря.

Существенным недостатком взглядов Коперника было то, что его гелиоцентрический космос конечен, он по-прежнему ограничен сферой фиксированных звезд. Но он оказывается неизмеримо большим, чем полагали прежние астрономы, и не случайно в книге «О вращении небесных сфер» мы встречаем уподобление мира бесконечности: «Небо неизмеримо велико по сравнению с Землей, и представляет бесконечно большую величину; по оценке наших чувств Земля по отношению к небу, как точка к телу, а по величине как конечное к бесконечному». Оставляя вопрос о бесконечности Вселенной открытым, великий польский астроном тем не менее показал, что в рамках новой структуры мироздания нет нужды в ограничивающей мир сфере фиксированных звезд. Несмотря на то что идеи бесконечности Вселенной встречались в философии Возрождения до и независимо от Коперника, именно коперниканство открыло путь к созданию новой космологии.

Разрушение иерархической системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом философии Коперника. Именно вокруг новой космологии будут идти главные идеологические битвы XVI - начала XVII в. Подлинный смысл революции - не только в естествознании, но и в философии, которую произвела великая книга Николая Коперника, раскроет в своем творчестве Джордано Бруно; и именно в результате деятельности Бруно церковь решительно пойдет на запрет новой космологии.

Открытия польского астронома Николая Коперника не просто позволили создать новую научную парадигму, но и произвели настоящий переворот в человеческом сознании, став основой для новой картины мира. Эпоха Возрождения, во время которой творил учёный, стала переломной для жизни всей Европы. Именно тогда наиболее прогрессивные представители человечества совершили прорыв во многих областях знания. Работы Коперника ознаменовали начало очередной научной революции и стали частью нового естествознания.

Краткая биография

Знаменитый каноник и астроном родился в городе Торуни в богатой купеческой семье 19 февраля 1473 года. Поскольку Торунь на рубеже XV-XVI несколько раз переходила из рук в руки, становясь собственностью то Тевтонского Ордена, то польского короля, Германия и Польша до сих пор спорят, какой национальности был Коперник. Ныне Торунь является частью Польши.

В начале 1480-х годов в Европе разразилась эпидемия чумы, унесшая жизни многих тысяч человек, в том числе и Николая Коперника-старшего — отца будущего учёного. В 1489 году скончалась и мать семейства. Попечительство над оставшимися сиротами принял их дядя — Лукаш Ваченроде, бывший епископом Вармской епархии. Он дал очень хорошее образование своим племянникам — Николаю и его старшему брату Анджею.

После того как молодые люди окончили школу в Торуни, они продолжили своё образование в кафедральной школе города Влоцлавска, а затем отправились в Краков, где поступили в Ягеллонский университет на факультет искусств. Здесь Николай познакомился со знаменитым астрономом того времени — профессором Войцехом Брудзевским. Брудзевский считал, что учёный должен уважительно относиться к трудам своих предшественников, но при этом не останавливаться на пустом воспроизведении чужих теорий, а двигаться дальше и учиться сопоставлять работы классиков с новейшими гипотезами. Подход Брудзевского во многом определил будущий научный путь самого Коперника.

В 1495 году братья окончили университет, стали канониками в епархии своего дяди и отправились в Италию. Здесь они продолжили своё образование на юридическом факультете Болонского университета. В стенах Болоньи Николай Коперник познакомился с преподавателем астрономии Доменико Мариа ди Новара. Вместе с преподавателем Коперник стал регулярно наблюдать за звёздами. Именно тогда он заметил, что реальное движение небесных светил не соответствует схеме геоцентрической Вселенной, описанной Птолемеем.

Отучившись в Болонье, Коперники продолжили путешествовать по Италии. Некоторое время Николай читал лекции по математике в Риме и общался с представителями итальянской знати. В начале 1500-х годов Коперник также получил образование в Падуе и Ферраре. Здесь он познакомился с медициной и получил степень доктора богословия. Через несколько лет по настоянию дяди учёный вернулся в Польшу и стал личным секретарём и одновременно домашним врачом епископа Ваченроде. Параллельно он продолжал занятия астрономией в Кракове. Почти десятилетнее пребывание в Италии сделало Коперника всесторонне эрудированным человеком, впитавшим в себя последние достижения всех основных прикладных наук.

В 1516 году после смерти епископа Ваченроде Николай Коперник переехал во Фромборк и стал заниматься обычными обязанностями каноника, тогда же он начал разработку своей гелиоцентрической системы.

Впрочем, Польша запомнила Николая Коперника не только как блестящего астронома и священнослужителя. Также он:

  • разработал некоторые экономические законы, позволившие провести денежную реформу в Польше,
  • как врач успешно боролся с чумой,
  • составил подробные карты Польши, Литвы и Вислинского (ныне Калининградского) залива,
  • придумал систему подачи воды в дома Фромборка,
  • в годы польско-тевтонской войны руководил обороной города.

Помимо занятий астрономией, Николай Коперник увлекался живописью, изучением иностранных языков и математикой.

Поскольку работы Коперника, посвящённые его гелиоцентрической системе, были изданы в самом конце жизни учёного, католическая церковь не успела принять необходимые меры против инакомыслящего астронома. Николай Коперник умер от инсульта 24 мая 1543 года в окружении своих друзей и учеников.

Разработка гелиоцентрической системы

Средневековая Европа унаследовала античные представления об устройстве космоса, а именно геоцентрическую систему Клавдия Птолемея, разработанную во II веке н. э. Птолемей учил, что:

  • Земля находится в центре Вселенной;
  • Она неподвижна;
  • Все небесные тела вращаются вокруг Земли с постоянной скоростью по определённым линиям — эпициклам и деферентам.

Греческий учёный оставил записи, также касавшиеся расчётов расстояния между космическими объектами и скорости их движения. Многие века система Птолемея была общепринятой для всей Европы. Опираясь на неё, люди рассчитывали фарватеры кораблей, определяли длительность года и составляли календари.

Первые попытки создать иные представления о Вселенной возникли ещё до рождения Птолемея. Некоторые античные астрономы полагали, что Земля, как и прочие небесные тела, обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Однако эти теории не нашли широкого распространения.

Ещё во время изучения звёздного неба под руководством Новары Николай Коперник заметил, что наблюдаемые им пути, по которым движутся планеты, не соответствуют эпициклам Птолемея. Изначально учёный хотел лишь внести незначительные исправления в систему своего предшественника, однако, наблюдения дали ошеломительные результаты. Реальное движение планет по орбитам явно указывало на то, что они обращаются не вокруг Земли, а вокруг Солнца.

Астрономические наблюдения, проводимые уже во Фромборке, давались Копернику нелегко. Помимо того, что большую часть времени он посвящал своим прямым обязанностям каноника, астроному сильно мешали погодные условия. Фромборк находился на берегу Вислинского залива, поэтому над городком постоянно стояли густые морские туманы. Для своей работы Коперник пользовался преимущественно всего двумя инструментами:

  • Трикветрумом — особой линейкой, позволявшей определять зенитные расстояния астрономических объектов;
  • Гороскопием, с помощью которого можно было определять высоту небесных светил над горизонтом.

Несмотря на то, что арсенал астрономических приборов Коперника был не так уж и велик, учёному удалось произвести сложные и очень точные расчеты, положившие начало формированию новой научной парадигмы. Любопытно, что технический инструментарий, позволяющий непосредственно доказать вращение Земли вокруг Солнца, появился только спустя 200 лет после смерти учёного.

Коперник был здравомыслящим человеком и понимал, что его революционные выводы могут привести к обвинению в ереси. Поэтому, хотя учёный и не делал особой тайны из своих наблюдений, все его формулировки были достаточно осторожны и обтекаемы. Его гипотезы были изложены в небольшой работе — «Малые комментарии». Эта книга не предназначалась для широкого круга читателей и переходила из рук в руки среди друзей Коперника.

Астронома также спасло то, что католическая церковь ещё не пришла к единому мнению: считать ли сторонников гелиоцентризма еретиками или нет. К тому же католические иерархи нуждались в услугах Коперника: в начале XVI века встал вопрос о создании нового календаря и установлении точных дат церковных праздников. В первую очередь, требовалось разработать формулу для вычисления точной даты Пасхи. Старый юлианский календарь усложнял расчёты, поскольку не учитывал примерно 8 часов в году, и требовал переработки. Приглашённый для этих целей Коперник заявил, что столь серьёзная работа должна опираться на тщательные астрономические наблюдения. В частности, нужно было установить точную продолжительность года и траектории движения Солнца, Луны и соседних планет.

Во время работы над новым календарём Коперник окончательно убедился в ложности геоцентрической системы. Многие решения Коперника идеально подходили для ситуации, в которой Земля вращалась вокруг солнца, а не наоборот.

В начале 1530-х годов Коперник решает изложить свои идеи в законченном и отредактированном варианте. Так начинается работа над важнейшим трудом всей жизни учёного — «Об обращениях небесных тел». Коперник не забывал об осторожности, поэтому преподнёс свои выводы всего лишь как одну из возможных теорий устройства Вселенной. Книга включала в себя не только результаты астрономических наблюдений, но и саму суть философских взглядов Коперника. Он писал, что:

  • Земля имеет шарообразную форму, она вращается вокруг солнца и является всего лишь одной из множества планет, а не центром мироздания;
  • Движение относительно, говорить о нём можно только в том случае, если имеется точка отсчёта;
  • Космос намного больше участка, видимого с Земли, и, скорее всего, бесконечен.

При этом учёный не отказывался от идеи создания мира божественной сущностью.

«Об обращениях небесных тел» была издана за считанные дни до смерти астронома — в мае 1543 года. Таким образом, разработке гелиоцентрической системы — с момента обнаружения первых неточностей в работах Птолемея и до оформления окончательного варианта своих взглядов — Коперник посвятил почти 40 лет.

Судьба научного наследия Николая Коперника

Сначала книга Коперника не вызывала особых опасений в католической среде. Связано это было с двумя причинами. Во-первых, обилие формул, цифр и схем было непонятно неподготовленному человеку. Во-вторых, учёный очень тонко подал свои идеи в виде всего лишь альтернативного взгляда. Поэтому труд астронома достаточно долго свободно распространялся по Европе. Спустя несколько лет иерархи поняли всю опасность изложенного в «Об обращениях небесных тел» учения. Но это, впрочем, не помешало им использовать результаты работы Коперника для составления нового календаря. В 1582 году, несмотря на то, что уже покойный Коперник считался еретиком, Европа стала постепенно переходить на современный григорианский календарь, основанный на расчётах опального астронома.

Революционные идеи Коперника противоречили картине мира, которую всячески поддерживала католическая церковь. Принять гелиоцентрическую систему означало признать, что:

  • Земля, бывшая божьим творением, находится не в центре, а на периферии Вселенной;
  • Не существует небесной иерархии;
  • Идея антропоцентризма спорна;
  • Не существует какого-либо космического перводвигателя.

Однако на долгое время имя Коперника было забыто. В конце XVI века популяризацией идей Коперника занимался итальянский монах-доминиканец Джордано Бруно. В отличие от польского астронома, он не боялся скрывать свои взгляды и открыто проповедовать их. Это привело Бруно к гибели на костре, но в то же время произвело настоящий переворот в сознании прогрессивных европейцев. О Копернике заговорили, а с его системой стали знакомиться лучшие умы того времени.

Только в 1616 году особая комиссия инквизиторов решила включить книгу Коперника в «Индекс запрещённых книг». Однако распространение гелиоцентризма было уже невозможно остановить. Несмотря на все запреты и косность религиозных догм, учение о центральном положении Солнца во Вселенной к началу XVII века стало общепринятым.

Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в польском городе Торуни, его отец был купцом, приехавшем из Германии. Будущий ученый рано осиротел, он воспитывался в доме своего дяди, епископа и известного польского гуманиста Лукаша Ваченроде.

В 1490 году Коперник закончил Краковский университет, после чего стал каноником собора в рыбачьем городке Фромборке. В 1496 году он отправился в длительное путешествие по Италии. Коперник прошел обучение в университетах Болоньи, Феррары и Падуи, изучал медицину и церковное право, стал магистром искусств. В Болонье молодой ученый заинтересовался астрономией, что определило его судьбу.

В 1503 году Николай Коперник вернулся на родину всесторонне образованным человеком, сначала он поселился в Лидзбарке, где служил секретарем своего дяди. После смерти дяди Коперник переехал в Фромборк, где занимался исследованиями до конца своей жизни.

Общественная деятельность

Николай Коперник активно принимал участие в управлении областью, в которой жил. Он ведал хозяйственными и финансовыми делами, боролся за ее независимость. Среди современников Коперник был известен как государственный деятель, талантливый врач и знаток астрономии.

Когда Лютеранский собор организовал комиссию по реформе календаря, Коперника пригласили в Рим. Ученый доказал преждевременность такой реформы, поскольку в то время еще не была точно известна продолжительность года.

Астрономические наблюдения и гелиоцентрическая теория

Создание гелиоцентрической системы было результатом многолетнего труда Николая Коперника. Около полутора тысячелетий существовала система устройства мира, предложенная древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Считалось, что Земля находится в центре Вселенной, а другие планеты и Солнце вращаются вокруг нее. Данная теория не могла объяснить многие явления, которые наблюдали астрономы, однако она хорошо согласовывалась с учением католической церкви.

Коперник наблюдал за движением небесных тел и пришел к выводу, что птолемеевская теория неверна. Для того чтобы доказать, что все планеты вращаются вокруг Солнца, а Земля - лишь одна из них, Коперником были проведены сложные математические расчеты и потрачено более 30 лет упорных трудов. Хотя ученый ошибочно полагал, что все звезды неподвижны и находятся на поверхности огромной сферы, ему удалось объяснить видимое движение Солнца и вращение небесного свода.

Результаты наблюдений были обобщены в труде Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», опубликованном в 1543 году. В нем он развил новые философские идеи и сосредоточил внимание на усовершенствовании математической теории, описывавшей движение небесных тел. Революционный характер взглядов ученого был осознан католической церковью позднее, когда в 1616 году его труд был внесен в «Индекс запрещенных книг».



Что еще почитать