Лещинский побежал за ним. Пособие по русскому языку для внеклассной работы в школе. Сложные предложения с разными видами связи

Задание 24

Образуйте кратк. формы прил. муж. рода ед.ч. Если возможны две формы, приведите обе, отметив, какая из них является нормой для современного русского языка. Составьте предложения с краткими прилагательными.

Мужественный - мужествен, невежественный - невежествен, неприкосновенный - неприкосновен, несомненный - , откровенный - откровен, обыкновенный - обыкновен, определенный - определён, ответственный - ответственен, родственный - родственен, свойственный - свойственен, сдержанный - сдержан, соответственный - соответствен, существенный – существен, таинственный - таинствен, тождественный - тождествен.

Задание 25

Простую сравнительную степень имеют только качественные прилагательные а относительные и притяжательные степеней сравнения не образуют.

Полумягкий (нет), престарелый (нет), проворный (нет), сверхвысокий (нет), сверхдальний (нет), свеженький (свежее), скромный (скромнее), слабенький (слабее), старческий (нет), усталый (нет), черноокий (нет).

Задание 26 .

    Никем не замеченный приятель – «заметить». Запутанные заячьи следы – пров. сл. “путать”. Усыпанные листьями аллеи прибрежного парка – пров.сл. “насыпать”. Обиженная кем-то девчонка – пров.сл. “обидеть”. Потерянное время – пров. сл. “потеря”. Снег растаял неожиданно. Не обидевший никого.

Задание 27.

Спите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах -ова, -ева, -ыва, -ива.

Оклеива ть, опаздыва ть, опрокидыва ть, поскрипыва ть, потребова ть, приказыва ть, присваива ть, провеива ть, размётыва ть, сдваива ть, следова ть, соскальзыва ть, стерилизова ть, стороже вать, уродо вать, утаива ть, утрамбовыва ть, чередова ть.

Задание 28.

Вставьте пропущенные буквы.

Оправдывае мый, отмечае мый, переброше нный, пристреля нный (олень), пристреле нное (ружьё), расстреля нные (предатели), разброса нный, рассея нный, слыши мый, стелю щийся, таща щий, таю щий, теряе мый, увенча нный.

Задание 29.

Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях пишем н , в других- нн .

Кое-как рассованные вещи, развешанные в платяном шкафу, о целинном урожае, девочка весьма образованна, даль туманна, провести ломаную линию, серебряные и позолоченные украшения, раненый человек, тяжело раненный боец, на утренней заре.

Задание 30.

Жить по-новому, по-осеннему холодный дождь, свистеть по-птичьи, идти потихоньку, поступать по-своему, идти потихоньку, упасть навзничь, открыть окно настежь.

Задание 31.

Объясните слитное или раздельное написание отрицательных наречий, сравните правописание отрицательных наречий и местоимений.

В отрицательных местоименных наречиях под ударением пишется приставка не- , а без ударения ни- .

Никуда не ездить, ниоткуда не получать писем, неоткуда позвонить по телефону, нисколько не волноваться, приобрести несколько книг, ничуть не тревожиться.

Задание 32.

    Навсегда запомнить, перенести на послезавтра, отложить до завтра, жить напротив, видеть насквозь, свести на нет, сохранить доныне, сложить вдвое, разделить на двое.

Задание 33.

Объясните правописание слов с пропущенными буквами. К каким частям речи относятся эти слова.

Слитное и раздельное написание производных предлогов: пишутся слитно вследствие = по причине; наподобие, вроде = подобно; насчет; ввиду, вместо, несмотря на. Пишутся раздельно производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны.

Отсутствовать на занятиях в течение недели, наблюдать изменения в течении реки, болеть в продолжение месяца, читать о судьбе героя в продолжении романа, отменить экскурсию вследствие дождя.

Задание 34.

Объясните слитное/ раздельное написание.

  1. Подложили цепи под колёса вместо тормозов, чтобы они не раскатывались.
  2. Чтобы ни говорили, а я выполню эту работу.
  3. Надо было дождаться утра, во что бы то ни стало.

Задание 35.

Объясните слитное/ раздельное написание НЕ с прилагательными.

НЕ пишется слитно:

- прил. без не не употребляется (невинный, неугомонный)

- не является приставкой, прил. можно заменить синонимом недобрый = злой

- есть слова, обозначающие степень признака (очень, весьма, совершенно, почти).

НЕ пишется раздельно:

- в предложении есть противопоставление с союзом а

- есть слова: совсем не, далеко не, вовсе не

- к прилагательному относятся слова с ни (ничуть, никому, ничему).

Неизвестный писатель. Совершенно неизвестный писатель. Совсем не известный писатель. Отнюдь не известный писатель.

Задание 36.

    Поступок, задуманный им, но несовершенный . Все интересовались еще не описанным экспериментом. Зрители пришли в неописуемый восторг. Неслыханный и невиданный в мире успехов спортсменов. Материал не подходящий нам по качеству. Не определенный по звучанию.

Задание 37.

Перепишите, согласуя сказуемое с подлежащим.

  1. В ауле множество собак встретило нас громким лаем.
  2. С Пиладом мой Орест грызётся , лишь только клочья вверх летят.
  3. Несколько лодок валялось на брегу.
  4. Вместе с нами ехала публика самая разнообразная.

Задание 38.

Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя случаи обособления определений.

  1. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, колыхаемое ровной широкой зыбью, и белые строения города, и народ, движущийся по улицам.
  2. Они вступили в коридор узкий и темный.

Задание 39.

Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя случаи обособления приложений.

  1. С ним был лохматый сильный пес по кличке Верный.
  2. Мне, как моряку, понятны эти убийственные взмывы волн, этот лязг железной громады и стонущей в буйных объятиях стихии.
  3. Возница - киргиз сидит неподвижно.

Задание 40.

Объясните пунктуацию при соседстве союзов.

  1. Лещинский побежал за ним и, когда был уже близко около шоссе, услышал другой выстрел.
  2. Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж, к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно.

Задание 41.

Перепишите, расставляя знаки препинания.

  1. Ковшов не замечал того, что ясно видел коренной житель Адуна: весеннее обновление природы уже началось.
  2. Счастливы сосны и ели, вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели, смертью морозы не веют.

Задание 42.

Напишите заявление, расписку, доверенность, докладную записку, содержание которых связано с вашей производственной деятельностью, и автобиографию .

Управление строительства Директору ООО АСКБ «Столица»

Н.П.Сальникову

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

26.11.07. №122

О переводе на должность

Довожу до вашего сведения, в связи с расширением структуры Управления и укрупнением отделов происходит перераспределение функций сотрудников.

Прошу назначить начальника участка №4 Г.Г.Сафиуллина с объекта ОПР «Затонский» в зам.директором по строительной части с последующим внесением изменений в штатное расписание.

Начальник управления ______________ А.Е.Назаров

автобиография.

10.11.07.

    Я, Шарих Елена Александровна, родилась 14 апреля 1987г. в г.Уфа. Семейное положение не замужем.

    Отец, Шарих Александр Иванович,- бригадир каменщиков Су-10 ОАО

    «БНЗС».

    Мать, Шарих Наталья Викторовна,- директор ООО парикмахерской «Фиалка».

    В 1994г я поступила в среднюю гимназию №111 г.Уфы.

    В 2004г. поступила на строительный факультет БСК и в 2007г., закончила колледж в 2007г. с отличием.

В июне 2007г устроилась на работу инженером-сметчиком в строительную фирму ООО «АСКБ «Столица».

Владею немецким и английским языком.

Люблю танцевать и играть на гитаре.

Е.А. Шарих

РАСПИСКА

Я, Шарих Елена Александровна, паспорт 8006 №286831, выдан Отделом УФМС России по РБ в Калининском районе г. Уфы 9.07.2007, получила от Прокофьева Игоря Николаевича, паспорт 8001 №286856, выдан Отделом УФМС России по РБ в Калининском районе г. Уфы 20.06.2007сумму в размере 20 (двадцать) тысяч рублей. Обязуюсь вернуть 15.01.2008

Е.А.Шарих

17. Синтаксические «великаны» – это не только сложные, но и про- стые предложения. Не забывайте одно правило «хорошего пунктуационно- го поведения»: не разрезайте «великана» знаками. Расставьте нужные зна- ки. Обоснуйте их. Волк не воспользовался открывшейся перед ним возможностью вон- зить свои смертоносные клыки в беззащитное горло врага. Сабля в его широких блестящих ножнах лежала между его коленя- ми. Пистолет очень мирно торчал из-за шёлкового чёрного шарфа на его боку. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы где вместе рубились они. Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки. *18. Определите «границу» предложений: Я подошёл к калитке с радостным лаем: навстречу мне выбежал Бар- бос. «Что за чепуха!» – очевидно, подумали вы. Из-за чего получилась эта чепуха? Этот секрет пунктуации раскрыть нетрудно: из-за того, что слова одного простого предложения «заехали» на «территорию» другого просто- го предложения. А границы простых предложений отмечаются такими «пограничными столбами», как знаки препинания. В следующих примерах устраните нелепости, переставив «погранич- ные столбы» (знаки препинания) на место. Что это за предложения? Како- во их значение? *Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держал- ся на ногах. Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы. Распустились листья, на деревьях в траве застрекотали кузнечики. Заяц задрожал: от страха прямо на него шёл охотник. Мы замерли: с испуганным выражением лица соседкина сахарница упала на пол. 111 Сахарница разлетелась на куски, с жалобным звоном соседка не могла успокоиться целый вечер. На арену цирка вышел дрессировщик, высоко подняв хобот; за ним неторопливо шёл слон. 19. «Гуси» и «матрёшки». Прочитайте два предложения. Чем они отличаются друг от друга? Объясните эти различия. Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке. Партия геологов когда садилось солнце, уже подходила к реке. *Расставьте знаки препинания. Объясните строение предложений и их значение. Дети которые живут на одном из маленьких островов Японии ино- гда ходят в школу на ходулях. Соседний остров где находится школа от- деляется от их острова неглубоким проливом. Этот пролив когда долго не идут дожди сильно мелеет поэтому невозможно пользоваться лодками. И дети чтобы у них не пропали занятия переправляются через пролив на ходулях. Ребята которые передвигаются таким образом очень ловко по- лучают от этого занятия огромное удовольствие. (Из газет). *Расставьте правильно знаки препинания, расскажите о строении и значении предложений. С наступлением осенних холодов четыре гориллы Нью-Йоркского зоопарка перешли из просторной клетки где они резвились летом в тесное помещение. Теснота которая породила скуку привела к дракам между животными. Обслуживающий горилл служитель который без конца ути- хомиривал животных испробовал необычное средство. Он установил пе- ред клеткой где сидели обезьяны большой телевизор. Тогда ссоры между 112 гориллами прекратились потому что животные часами не отходили от экрана. (Из газет). *Найдите «гусей» и «матрёшек». Определите значение придаточных частей предложений. В кинотеатре куда пришёл Валька с Хоттабычем начинался вечер- ний сеанс. Дети которые не достигли шестнадцатилетнего возраста на этот сеанс не допускались. Тогда Хоттабыч что-то прошептал над во- лоском который он вырвал из своей бороды и веснушчатое лицо Вальки покрылось роскошной русой бородой. В фойе кинотеатра куда Хоттабыч провёл Вальку вокруг них столпился народ. Администратор крикнул что- бы все разошлись потому что бородатый ребёнок смущается. Тут все кто был в буфете тоже побежали смотреть бородатого ребёнка. Никто не знал чем бы всё это кончилось но в эту минуту прозвенел звонок. (По Л. Лагину). 20. Могут ли два знака препинания стоять в предложении рядом? Обоснуйте свой ответ. *Расставьте и объясните знаки препинания. Определите типы пред- ложений. Птичка колибри которая живёт в Южной Америке это самая ма- ленькая птичка на свете. Вес её несколько граммов. Одно из удивительных свойств этой крошечной пташки длина которой не превышает двадцати миллиметров отменный аппетит. Самец за которым наблюдали учёные за 16 часов пил воду 172 раза. Общее количество воды которую за это время выпила трёхграммовая птичка 25 граммов. 113 21. Нужна ли запятая в этих сложных предложениях? У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета (?) и рот несколько похож на букву ижицу. (Н. В. Гоголь). Если бы не вы- падали дожди, давно бы высохла зелень (?) и земля лежала бы вся в тре- щинах и морщинах. У причала суетятся матросы (?) и торжественно отплывают в море корабли. *Рано утром солнце ещё не палило так жарко (?) и с моря веяло све- жестью. Он пел (?) и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным. Пугачёв дал знак (?) и меня тотчас же развязали и оставили. Вчера во время грозы дождь шумел и ветер бушевал. Хотя бричка неслась во весь дух (?) и деревня давно скрылась из вида, он всё ещё беспокойно оглядывал- ся. Ветер утих (?) и дождь перестал, когда мы были уже в пути. Пока со- бирались в обратный путь, резко похолодало (?) и подул ветер. Сквозь се- рый камень вода сочилась (?) и было душно в ущелье тёмном (?) и пахло гнилью. 22. Опасные союзы. Одинаковы ли знаки препинания в трёх предложениях: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Едет с грамотой гонец и приехал наконец. Вот об землю царь стукнул палкою и дубовый пол на полчетверти он железным пробил оконечником. *Расставьте и объясните запятые в предложениях: И сердце бьётся в упоенье И для него воскресли вновь И божество и вдохновенье И жизнь и слёзы и любовь. (А. Пушкин). 114 Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот. Молодёжь пела песни о Волге и Стеньке Разине о диком Иртыше и грозном Байкале. Лещинский побежал за ними и когда был уже близко от шоссе услышал другой выстрел. *23. Напишите сочинение-миниатюру «Похвальное слово знакам пре- пинания», пользуясь статьёй «Пунктуация» (с. 245–246) в «Энциклопеди- ческом словаре юного филолога» (М.: 1984), а также книгами «Секреты пунктуации» (Г. Г. Граник и С. М. Бондаренко) и «Это непростое про- стое предложение» (И. П. Постникова и др.). 24. Проследите и объясните, как от знаков препинания зависит со- держание и понимание текста: Надо учиться работать и отдыхать. – Надо учиться, работать и отды- хать. Это – общежитие для учащихся. – Это общежитие для учащихся. 25. Какие варианты порядка слов возможны в предложении Было одиннадцать часов и как в связи с этим изменится смысл предложения? 26. Как изменяет смысл предложения пауза после выделенного слова в следующей фразе: кое-как вырезанную из дерева фигурку он приладил к мельнице? Можно ли избежать двусмысленности, изменив порядок слов? 27. При каких подлежащих сказуемое обязательно должно иметь при себе отрицание? 115 28. В предложениях какого типа подлежащее без особого ущерба смыслу может стать сказуемым, а сказуемое – подлежащим? 29. Могут ли быть в предложении два сказуемых – глагола одного и того же лица и числа, стоящие рядом и не разделённые запятой? 30. Чем интересно в смысле выражения сказуемого предложение: Я стал на первую попавшуюся валежину и стал переобуваться? 31. Вспомните (и запишите) несколько пословиц русского языка со сказуемым, включающим сравнительную степень имени прилагательного. *32. Припомните по 5 названий художественных произведений с со- гласованными и несогласованными определениями. 33. Какими разными членами предложения может быть выделенное слово в зависимости от ударения в предложении: На сверкающем золотом шпиле развевалось знамя? 34. Каким членом предложения являются выделенные слова в сле- дующей фразе: Узкая полоска света падала из крошечного оконца под по- толком (А. Рыбаков)? Какое слово надо вставить, чтобы эти слова пре- вратились в обстоятельство места? 35. Сколько обстоятельств образа действия в предложении: Кто шёл не спеша, вроде меня, кто мчался стремглав, как на пожар. (Е. Носов)? Чем выражены эти обстоятельства? 116 36. Какие известные стихотворения Н. А. Некрасова начинаются на- зывными предложениями? 37. Как вы думаете, можно ли, не меняя смысла назывного предло- жения (т. е. утверждения о наличии, существовании предмета или явле- ния), превратить предложения типа Ночь. Дождь и др. в обычные двусос- тавные? 38. Какие сочинительные союзы употребляются не в начале второй части сложного предложения, а в середине её? Приведите примеры таких предложений. 39. Определите тип сложного предложения: О вы, которых ожидает отечество от недр своих (М. Ломоносов). Чем оно интересно? Вдумайтесь ещё в один подобный пример: Прощай, лагерь, где мы провели незабывае- мые дни. 40. Объясните синтаксическое различие между следующими двумя предложениями: 1) Всё чаще в темноте неожиданно появлялись деревья, будто вы- растая из-под земли; 2) Всё чаще в темноте неожиданно появлялись деревья, будто они вырастали из-под земли. 41. Какова синтаксическая роль сравнительных оборотов в следую- щих предложениях: 1) Старый лось застыл в сосняке, как изваяние (Б. По- левой); 2) Под самолётом переливался зелёно-синими волнами необозри- мый, как море, лес (Б. Полевой); 3) Наш сад как проходной двор (А. Че- хов); 4) Служите мне, как вы ему служили (А. Пушкин)? 117 *42. Составьте предложения с фразеологическими единицами: как две капли воды, как ужаленный, как свои пять пальцев, как рукой сняло, как в воду опущенный, как на пожар – и объясните их синтаксическую роль, а также знаки препинания. 43. Попытайтесь доказать, что в предложении Плохо человеку, когда он один (В. Маяковский) – придаточная часть условия, а не времени. *44. Припомните несколько пословиц и строк из популярных совет- ских песен, представляющих собой сложноподчинённые предложения с придаточными условия. 45. Объясните синтаксическую роль выделенных слов в предложени- ях: 1) Ему нечего сказать в ответ; 2) Хорош спортсмен, нечего сказать! 46. Подумайте и ответьте, как изменится синтаксическая структура и смысл предложения Таким образом, неисправность в аппарате обнару- жить не удалось, если опустить запятую? 47. Перед вами предложение: Кирила Петрович ежедневно выезжал на охоту; чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кири- ловну (А. Пушкин). Какое значение имеет здесь точка с запятой в отноше- нии интонации? 48. Почему обособлено приложение в предложении Лучший друг Ни- колая, Виктор не мог остаться равнодушным к его судьбе? 118 49. Попытайтесь объяснить обособление приложения в следующем предложении: В избушке распевая, дева прядёт, и, зимних друг ночей, трещит луна перед ней (А. Пушкин). *50. Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях: 1) Всё лето скот пасли на полонине, то есть высокогорное пастбище; 2) Все были возмущены поведением этих мальчиков, особенно вы- ходка Глеба. 51. Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях: 1) Затем странный человек не торопясь обошёл нижние палубы (В. Катаев); 2) Швейцар решил идти не спеша (К. Паустовский); 3) Они сели на скамью и долго сидели молча; 4) Повертелась лиса у курятни- ка и ушла несолоно хлебавши; 5) Мать встала и, не торопясь отойдя к ок- ну, повернулась ко всем спиною; 6) Позади их (солдат) стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию (Л. Толстой)? *52. Придумайте и запишите по одному предложению с фразеоло- гизмами: сломя голову, не сводя глаз с кого-либо, спустя рукава, не разги- бая спины, держа курс на что-либо, не покладая рук, недолго думая, скре- пя сердце, принимая во внимание что-либо, положа руку на сердце, не мудрствуя лукаво. Укажите, какие из них обособляются, а какие нет. 53. Как выразить короче следующие мысли: 1) Все обрадовались, когда он пришёл; 2) Когда закончились уроки, мы пошли в кино; 3) Когда эта повесть появилась в печати, она была с радостью встречена читателями? 119 54. Как сократить фразу На лугу росли жёлтые лютики, одновре- менно избавясь от определения (ведь лютики бывают только жёлтые)? 55. Какие союзы и союзные слова, свойственные книжной и офици- ально-деловой речи, вам известны? Назовите их. 56. Каково стилистическое различие союзов: когда и коли, если и ежели, если бы и кабы? 57. Как превратить сложносочинённое предложение Ему предложили сесть, но он отказался в простое, придав ему оттенок книжного стиля? Сделайте это. 58. Определите стиль следующего отрывка из статьи академика М. А. Лаврентьева: «Белых пятен на карте знаний ещё достаточно, нераз- гаданные законы ждут своих открывателей. Вам предстоит заглянуть в тайны микромира и тайны галактик, открывать новые космические трассы, услышать «сердце» Земли, задавать сложные задачи вычислительным ма- шинам…» *59. Перескажите своими словами содержание рассказа А. П. Чехова «Налим», употребляя меткие выражения, выразительные слова, обороты: барахтаться, пыхтеть, отдуваться, нащупывать, шарить, таращить глаза, фыркать, копошиться, лепетать, невтерпёж, медовая улыбка, растопыривать пальцы, поминай какзвали. *60. Как бы вы написали это объявление? 120

Лиза, слегка замедлив шаг, перешла на другую сторону шоссе. А сзади нее выходил на шоссе Павел.

Повернув вправо по дороге к дому, он тоже увидел идущих. Ноги приросли к земле. В переднем он сразу узнал Жухрая.

«Так вот почему он не вернулся!»

Жухрай приближался. Сердце Корчагина заколотилось со страшной силой. Мысли бежали одна за другой, их нельзя было схватить и оформить. Слишком мал был срок для решения. Одно было ясно: Жухрай погиб.

И, смотря на подходивших, Павел затерялся в рое охвативших его чувств.

«Что делать?»

В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер. Как только пройдут мимо, выстрелить в спину вот этому, с винтовкой, и тогда Федор свободен. И от мгновенного решения прекратилась пляска мыслей. Крепко, до боли сжались зубы. Ведь только вчера Федор говорил ему: «А для этого нужна братва отважная…»

Павел быстро оглянулся назад. Улица, ведущая в город, была свободна. На ней не было ни души. Впереди торопилась пройти женская фигурка в весеннем коротком пальто. Она не помешает. Второй улицы вбок от перекрестка он видеть не мог. Лишь вдалеке по дороге на станцию виднелись человеческие фигуры.

Павел подошел к краю шоссе. Жухрай увидел Корчагина, когда тот был от него на расстоянии нескольких шагов.

Вскинул на него одним глазом. Вздрогнули густые брови. Узнал и от неожиданности задержал шаг. Его спина наткнулась на конец штыка.

– Ну, ты, шевелись, а то прикладом огрею! – взвизгнул конвоир резкой фистулой.

Жухрай зашагал шире. Он что-то хотел сказать Павлу, но сдержался и как бы в знак приветствия махнул рукой.

Опасаясь привлечь внимание рыжеусого, Павел, пропуская мимо себя Жухрая, отвернулся в сторону, как будто ему было безразлично все происходящее.

Но голову сверлила тревожная мысль: «Если я выстрелю в него и промахнусь, то пуля может попасть в Жухрая…»

Разве можно было думать, когда петлюровец уже был рядом?

И случилось так: с Павлом поравнялся рыжеусый конвоир; Корчагин неожиданно бросился к нему и, схватив винтовку, резким движением пригнул ее к земле.

Штык с лязгом скребнул о камень.

Петлюровец не ожидал нападения и на миг оторопел, но сейчас же рванул винтовку к себе изо всех сил. Наваливаясь всем телом, Павел удержал ее. Бабахнул выстрел. Пуля ударила о камень и, взвизгнув, отскочила рикошетом в канаву.

От выстрела Жухрай отпрянул в сторону и обернулся. Конвойный остервенело рвал винтовку из рук Павла.

Он крутил ее, выворачивая юноше руки. Но последний не выпускал винтовку. Тогда разъяренный петлюровец резким движением свалил Павку на землю. Но и эта попытка освободить винтовку не удалась. Падая на мостовую, Павел увлек за собой и конвоира, и не было сил, которые заставили бы его выпустить оружие в такую минуту.



В два прыжка Жухрай очутился рядом. Железный кулак его, описав дугу, опустился на голову конвоира, а через секунду, оторванный от лежащего на земле Корчагина, получив два свинцовых удара в лицо, петлюровец тяжелым мешком свалился в канаву.

Те же сильные руки подняли с земли Павла и поставили на ноги.


Виктор, отошедший от перекрестка на сотню шагов, шел, насвистывая «Сердце красавицы склонно к измене». Он был еще под влиянием встречи с Лизой и ее обещания прийти завтра на свиданье к заброшенному заводу.

Среди заядлых ухажеров гимназии ходили слухи о Лизе Сухарько как о смелой в вопросах любви девушке.

Наглый и самоуверенный Семен Заливаной однажды рассказал Виктору, что он овладел Лизой. И хотя Лещинский не совсем верил Семке, все же Лиза была очень интересным и заманчивым объектом, и завтра он решил узнать, правду ли говорил Заливанов.

«Если только придет, то я буду решителен. Ведь позволяет она себя целовать. И если Семка не врал…» Его мысли прервались. Он посторонился, пропуская мимо двух петлюровцев. Один из них ехал верхом на куцехвостой лошадке, помахивая брезентовым ведром, – видимо, поить лошадь. Другой, в короткой поддевке, в широчайших синих штанах, держась рукой за колено верхового, что-то весело рассказывал.

Лещинский побежал за ними и, когда был уже близко около шоссе, услышал другой выстрел. Из-за поворота на Виктора ошалело метнулся верховой. Он бил лошадь ногами и брезентовым ведром и, заскочив в первые ворота, закричал находившимся во дворе: – Хлопцы, в ружье, там нашего убили! Через минуту со двора выбежало несколько человек, щелкая затворами.

Виктора арестовали.

На шоссе собралось несколько человек. Среди них и Лиза, которую задержали как свидетельницу.

От испуга она осталась на, месте, когда мимо нее пробежали Жухрай и Корчагин. Она с удивлением узнала в напавшем на петлюровца юноше того, с которым ее хотела познакомить Тоня.

Один за другим они перепрыгнули через забор чьей-то усадьбы, и сейчас же на шоссе вылетел конный. Увидя убегавшего с винтовкой Жухрая и конвоира, силившегося подняться с земли, он погнал лошадь к забору. Жухрай обернулся, вскинул винтовку и выстрелил в него. Конник шарахнулся обратно.

Еле шевеля разбитыми губами, конвоир рассказал о том, что произошло.

– Что же ты, балда, с-под носу упустил арестанта? Теперь получишь двадцать пять шомполов по задней части.

Конвоир озлобленно огрызнулся:

– Ты очень разумный, я вижу. Упустил с-под носу! Кто же его знал, что та стервятина на меня кинется, як скаженна!

№2 Расставьте знаки препинания, укажите предложения, в которых запятая при сочинительном союзе не ставится.

Через десять лет эти показатели сравняются, и справиться с этой ситуацией будет очень сложно. В углу висел репродуктор и играло радио для развлечения ожидающих. Когда она наконец пришла и он увидал близко ее лицо и фигуру, он просто сказал: - Ну-ну! Экономические реалии стали другими, и идеология старой программы уже неадекватна. В глубине стоял широкий письменный стол с бронзовыми чернильницами и перед ним два кожаных кресла. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчика. Ведь цена металла в виде изделия возрастает многократно, и компания зарабатывает дополнительные деньги. Когда из-за туч появилась луна, все вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка. На углу недавно поставили новый киоск, и теперь там продают газеты. Трещит мороз, и пылью серебристой ложится снег на гладкой мостовой. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и слабо зашумит прибрежный тростник. Когда наступал ветерок и от нагретой земли исходило теплое парение, такая наступала кругом благодать, что ни во что не верилось. Но ведь и в будничной жизни бывают такие нечаянные часы, когда человек реализует себя с необычайной полнотой, и когда невесть откуда нахлынут силы, и ум заострится, и вскипит воображение. Полина окликнула меня, и я вышел к ней на крыльцо. Кто в детстве не искал запрятанные Стивенсоном на таинственном острове сокровища и кто не помогал Маугли в непролазных дебрях Индостана? Полина доверчиво держала меня за руку, и от этого она казалась мне маленькой девочкой. Как только в начатой вещи появляются люди и как только эти люди по воле автора оживают, вещь начинает развиваться по своей внутренней логике. В наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское славится по всей России особенно приятным напевом. Цветов с каштанов было так много, что во время дождей плотины из них задерживали сток дождевой воды и некоторые улицы превращались в мелкие озера.


№3 Расставьте знаки препинания, графически обозначая границы придаточных предложений.

I Седой старик, в годы войны которому было только девятнадцать лет, рассказывал подробности этого сражения. Все, что нынче держим мы в руках, мне с каждым днем становится дороже. Тот домашний уют, создавать который пришлось очень долго, в один день был разрушен приездом Ивлевых. У меня похолодало под сердцем при одной только мысли, что возвращение на родину может по какой-либо причине задержаться хотя бы на несколько дней, и я не успею к открытию мемориала. Каждый писатель является психологом, в задачи которого входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души. Он всюду видел поэзию, какой бы скромной на вид она ни была, и умел незаметно втягивать людей в круг поэтических ощущений и в мир богатого своего воображения, которым он щедро делился. В 80-е годы XIX века Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник князю Владимиру, во времена княжения которого состоялось крещение Руси.

II Ученик не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор. Он обещал вернуться, но не уточнил когда. Важно теперь выяснить не что он уже сделал, а что он собирается еще сделать.

III Минута – и стихи свободно потекут. Вот крик – и снова все вокруг затихло. Мгновение – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья. Он знак подаст – и все хлопочут. Сухой треск ракетницы – и в небе вспыхивают два рассыпчатых зеленых огня. Вот затрещали барабаны – и отступили басурманы.

№4 Расставьте знаки препинания при стечении союзов.

Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем. Глаза у нее были молодые, блестящие, и когда она во время работы надевала очки, то глаза становились совсем круглыми и даже чуть озорными, как у подростка. Весть о предстоящем повышении зарплаты принимают с радостью, но, когда узнают о разном проценте повышения для врачей и среднего медицинского персонала, начинают искать, в чём тут подвох. Подали что-то такое белое, я принял это за манную кашу, но когда попробовал, то понял, что я буду есть это всю свою жизнь, по три раза каждый день. Была она подтянута, разумом богата, стремительна, характером резка, и хотя с виду не красавица, но мужчины задерживали на ней взоры. Она появилась очень поздно, и, хотя я видел её издали и только со спины, я именно по этой спине, по опущенным плечам, понял, что случилось несчастье. Лещинский побежал за ними и, когда был уже близко, около шоссе услышал другой выстрел. Мы вступаем в открытое море, но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

№1 Надвигалась гроза, и, когда тучи заволокли все небо, стало темно, как в сумерки. Ноги у женщины были обожжены и босы и когда она говорила, то рукой подгребала теплую пыль к воспаленным ступням, словно пробуя этим утешить боль. Как бы там ни было, в кулуарах считают, что если Параничев и его покровители сумеют договориться с руководством ММК, шансы у Юрия Владимировича занять губернаторское кресло составят 99%. Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен. Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни и в небе уже высоко блещет семизвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад и доберешься до шалаша. Если хотите рассмотреть человека и хотите узнать его душу, то вникайте не в то, как он говорит или как он молчит, а смотрите на него лучше, когда он смеется. Только к рассвету, когда озеро покрылось редкими хлопьями чаек и показались рыбачьи паруса, он уснул, и ему снились Альпы. В любой роли талантливый актер чувствует себя свободно и естественно, и когда выражает на сцене характер своего героя, то он обычно доходит до полного ощущения, что он и есть тот самый герой. Маленький дом стоит на краю бездны, и поэтому кажется удивительным, что в доме спокойно горит свет и на столах лежат раскрытые книги и рукописи. Выяснилось, что рукопись окончательно еще не отредактирована и что, пока не будет проведена дополнительная работа, сдавать ее в типографию нельзя. В воображении теснились самые разные замыслы, и если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чем-то одном, то он опять забывал, каким должно быть начало. Он знал даже, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса.


ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

№1 Шить сядет – не умеет взять иголку, ее бранят – она себе молчит. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжает из него на поляну. Разговор шел вполголоса, шторы были предусмотрительно опущены, двери плотно закрыты. Победим – каменный дом построишь. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. Ехал сюда – рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно – эту рожь люди едят. Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь . Я стал звать хозяина – молчат, стучу – молчат. Придраться решительно было не к чему: работа шла отлично. Пришла суровая зима – Урал замер. Хотела петь – не поет. Вставать ему не хотелось: в избушке было холодно. Он выглянул в окно и был изумлен необыкновенным зрелищем: над озером блистал фейерверк. Он говорил еле слышно – приходилось напряженно прислушиваться. Мне не было нужды представляться: он меня сразу же узнал. Хлынул дождь – он застегнул плащ и поднял воротник. Биться в одиночку – жизни не перевернуть. Берегов не видать: их скрыла ночь и оттолкнули широкие волны разлива. Одно было несомненно: назад он не вернется. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится. Не тряси яблоко, покуда зелено: созреет – само упадет. Посмотрит – рублем одарит. Береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

№1 «А что делать, если человека увозят?» – насупленно спросил Тим. «Все готово», – сказал Тим. «От судьбы не уйдешь, – сокрушенно сказал он.– Ключи я все-таки потерял». «Это нечестно, Славка, – сказал Тим.– Значит, я виноват?» «Валентина! – окликнул Славка. – Ты не знаешь, где Тим?» На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. Едва войдя в сад, гостья воскликнула: «Какая красота!» «Во-первых, – сказал Юрий Андреевич, – личностей, которые врываются сюда без приглашения, да еще верхом, мы попросим выйти». Славка успел заметить в его глазах невысказанный ответ: «Это нечестно…» Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками», – и подозвала свою собачку Сюзетку. «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет». – «На ком?» – «На Лариной». – «Татьяне!» – «Ты ей знаком?» – «Я им сосед». «А вы не стесняйтесь, – приободрила ее Анастасия Германовна и с женской догадливостью спросила: – У вас каблук оторвался. Правда?»

ГРАММАТИКА

№1 Выполните словообразовательный анализ.

Размышление, разбить, близорукость , близорукий, заявление, прыжок, взмах, сельскохозяйственный, печальная, по-своему, выбор, артистический, объявлен, безмолвный, удивительный, высоко, безграничный, высь, необыкновенно, невысокий, бесконечность, скрываться, академгородок, подмастерье, строительство, соплеменник, выдержав, избрание, отдача, погиб, выход, сыграть, бережливый, приморский, переписка, справа.

№2 Выпишите из текста слова, образованные неморфологическим способом.

№3 Определите частеречную принадлежность выделенных слов.

1. Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде , где видит его необходимость или невозможность его уничтожения .
Между тем чай был выпит; давно запряженные кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса. Мы вышли из сакли. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. иииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии
Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. – Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-Гору; мы шли пешком сзади , подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-Горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: – чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять. Тот , кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитой в их ущельях, тот конечно, поймет мое желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины. Вот, наконец, мы взобрались на Гуд-Гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею; но на востоке всё было так ясно и золотисто, что мы, то есть я и штабс-капитан, совершенно о нем забыли… Да, и штабс-капитан: в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее , живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге.



Что еще почитать