Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа №4
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Апрелевской сош №4
Е.В. Медведева
«______»_________________ 20_____г.
по внеурочной деятельности «Знакомые незнакомцы» для 1 класса
Программу составила учитель начальных классов О.В. Лоскутова
2014-2015 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си туации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на чальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер шенствования всей системы воспитательной работы с младши ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рас считанной на весь период обучения, программы дополнительно го образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель и задачи курса
Цель: формирование и развитие экологически сообразно го поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при роде, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетиче ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во просам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Особенности программы .
Программа имеет эколого-био логическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возраст ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Бо рейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для уча щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
Новизна программы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, ут вержденным Министерством образования в 1998 г., соответст вует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемст венности экологического образования дошкольников (програм ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирает ся на теоретический, практический и личностный опыт уча щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержатель ные линии:
Земля - единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогиче ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си туации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуще ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно сти предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса явля ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз дание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, со ставление памяток. Предполагаются различные формы привле чения семьи к совместной экологической деятельности: семей ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, класс ных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в вы полнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообраз ность работы по программе «Юный эколог» выявляется с по мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана в 1 классе на 33 часа.
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
Интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
Осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
Наиболее типичных представителей животного мира России;
Какую пользу приносят представители животного мира;
Некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
Планета Земля - наш большой дом;
Солнце - источник жизни на Земле;
Неживое и живое в природе;
Основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
Влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
Самоценность любого организма;
Значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
Значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
Многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
Основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
Организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не которые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторон ние связи человека с окружающей природной средой;
Условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело века и природы;
Различия съедобных и несъедобных грибов;
Позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
Способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
Узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
Ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними жи вотными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной сре ды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
Улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окру жающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенно му плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Календарно-тематическое планирование
01-05. 09.
2014
1.Ведение (1 час)
Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»
Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).
Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).
Регулятивные: коррекция(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).
Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.
Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.
Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
(логические) анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.
Л ичностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.
Адекватная мотивация внеучебной деятельности,
учебные и познаватель-
ные мотивы,
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
установление причинно-следственных связей.
Ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Поиск и выделение необходимой информации.
2. Дикие животные (19 часов)
08-12.09.
2014
Заяц - «Длинное ухо»
15-19.09.
2014
Лисица. «Лиса Патрикеевна»
22-26.09.
2014
Серый хищник - волк
29.09-03.10.
2014
Хозяин леса - медведь
06-10.10
2014
Любознательный зверёк - белка
13-17.10
2014
Куница - охотник на белок
20-24.10
2014
Лесной красавец - лось
27-31.10.
2014
Сердитый недотрога - ёж
10-14.11.
2014
Подземный житель - крот
17-21.11
2014
Всеядное животное - бар сук
24-28.11
2014
Бобр-строитель
01-05.12.
2014
Запасливый бурундук
08-12.12.
2014
Кабан - дикий родственник домашней свиньи
15-19.12.
2014
Мышка-норушка
22-26.12.
2014
Рысь - родственник кошки
12-16.01.
2015
Соболь - «дорогой» зверёк
26-30.01.
2015
Тигр - самая большая кош ка на Земле
02-06.02.
2015
Косуля - самый маленький европейский олень
16-20.02.
2015
Обобщающие занятие о диких животных
«Знай животных своего края»
3. Пернатые жители (14 часов)
23-27.02
2015
Воробей - самая распро странённая птица на Земле
02-06.03.
2015
Ворона - «интеллектуаль ная» птица
09-13.03.
2015
Ворон - красивая, умная птица
16-20.03.
2015
Сорока-белобока - «лесная сплетница»
30.03-03.04.
2015
«Лесной доктор» - дятел
06-10.04.
2015
Соловей - «великий маэст ро»
13-17.04.
2015
Галка - городская птица
20-24.04.
2015
Загадочная птица - кукуш ка
27-30.04.
2015
«Пернатая кошка» - сова
04-08.05.
2015
Любимая птица - снегирь
11-15.05.
2015
«Сестрицы-синицы» - са мые полезные птички Рос сии
18-22.05.
2015
Наш добрый сосед - скво рец
25-29.05.
2015
«Золотая птица» - иволга.
Содержание курса.
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 часа
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»
Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)
Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Тема 4.Серый хищник – волк (1час)
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)
Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда.Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»
Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»
Тема 10. Подземный житель – крот (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Всеядное животное - барсук (1час)
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»
Тема 12. Бобр-строитель (1час)
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Запасливый бурундук (1час)
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.
Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где?, Когда?.
Тема 15. Мышка-норушка (1час)
Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)
Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.
Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 18. Тигр - самая большая кош ка на Земле (1час)
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.
Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)
Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»
Тема 21. Воробей - самая распро странённая птица на Земле (1час)
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приме ты. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)
Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»
Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, пого ворки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»
Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 26. Соловей - «великий маэст ро» (1час)
Знакомство с соловьём, сообщения учеников, за гадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Тема 27. Галка - городская птица (1час)
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кросс ворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 28. Загадочная птица - кукуш ка (1час)
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок, Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».
Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок . Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)
Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 31. «Сестрицы-синицы» - са мые полезные птички Рос сии (1час)
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.
Тема 32. Наш добрый сосед - скво рец. (1час)
Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».
Тема 33. «Золотая птица» - иволга. (1час)
Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».
Оборудование и кадровое обеспечение программы
Классная доска с набором приспособлением для крепления картинок.
Настенная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор.
Струйный принтер, МФУ.
Аудиосистема.
Документ камера.
Учебно-лабораторное оборудование.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с двумя тумбами.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Тумба для хранения таблиц.
Литература
Большой атлас природы России: иллюстрированная эн циклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
Б рем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра - Terra , 1992.
Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природовед ческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.
Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьни ками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в шко ле и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их при менения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.
Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва: Просвещение, 2001.
Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва.: Просвещение, 1998.
Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва., 2000.
Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами пове дения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
Чернявский А.В., Ковальчук Д. А . Универсальный энциклопедический справочник./ Харьков, Белгород – 2010 .
Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
Вагнер Б.Б. /Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
Сэм Тэплин . / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.
Бен Денн . / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.
Лори Уиддон, Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008.
Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г . / Новый атлас животных. / Москва 2007.
Пол Даузвелл . /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2008.
Роберт Коуп . / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Н.М.Антонова
«_____»_______________2014г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
протокол от «_____» _____________2014г. №___
«Лесная азбука» 3
Познавательные сказки детского писателя В.Зотова о животном и растительном мире в исполнении Ю.Яковлева, О.Табакова, В.Невинного, Г.Жженого, В.Гафта, В.Ланового.
Бонус - "Голоса птиц и зверей".
" Стрекоза. Липа.Черника. Вороний глаз. ит.д."
«Лесная азбука» – это серия познавательных сказок о животном и растительном мире нашего леса, которые помогут детям ближе познакомиться с зеленым чудом, название которому – лес, с удивительным и неповторимым миром его обитателей. Сказки написаны в увлекательной игровой форме. В их озвучивании принимали участие известные артисты театра и кино.
Владимир Рафаилович Зотов - 1821г.
русский писатель, критик, журналист. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Рафаила Михайловича Зотова. Воспитанник Царскосельского лицея. На службе пробыл до 1861, после чего посвятил себя исключительно литературе, работая в качестве поэта, драматурга, романиста, критика, историка, фельетониста и редактора разных изданий. Ещё будучи в лицее, помещал мелкие стихотворения в «Маяке» и «Северной Пчеле» и напечатал отдельным изданием поэму в стихах «Две колонны» (Александровская и Вандомская, Санкт-Петербург, 1841). В 1842 была поставлена на императорской сцене его первая драма в стихах «Святослав». Всего Зотов написал в стихах и прозе 41 театральную пьесу, из которых 27 были сыграны на русской сцене, среди них оригинальные драмы: «Новгородцы» (1844), «Жизнь Мольера» (1843), «Дочь Карла Смелого» (1843), «Сын степей» (1844), «Расин» (1851), «Шкипер» (СПб., 1844), «Чума в Милане» (1844). Вместе с графом Соллогубом Зотов написал либретто для рубинштейновской «Куликовской битвы». В 1856 был премирован драматический пролог его «30-е августа 1856», на столетний юбилей русского театра. Зотов написал также много романов и повестей, разбросанных в «Репертуаре» (1842 и 1843), «Литературной Газете» (1848 и 1849), «Отечественных записках»: «Вольтижёрка» (1849), «Старый дом» (1850 и 1851), «Докторша» (1865) и др. В 1843 Зотов редактировал «Театральную Летопись», в 1847 - «Литературную Газету», с 1850 по 1856 принимал деятельное участие в издании «Пантеона», работая в то же время в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях», редакции Краевского, где помещал статьи по истории литературы и журналистики (1855-1857). В «Сыне Отечества» Старчевского Зотов поместил много критических и политических статей и «Заграничные письма» (1857). Позже он редактировал «Иллюстрацию», «Иллюстрированный Семейный Листок», «Иллюстрированную Газету», «Иллюстрированную Неделю», «Иллюстрированный Вестник», а также «Северное Сияние», в котором почти один составлял статьи по истории русской литературе и прочим отделам. С 1873 Зотов был секретарем редакции «Голоса».Позже Зотов - постоянный сотрудник «Исторического вестника» и «Наблюдателя». Энциклопедически образованный, Зотов деятельно участвовал в лексикографических изданиях, был в 1861-1864 помощником редактора «Энциклопедического Словаря», почти единолично составил III том «Настольного Словаря» Толя, в «Словаре» Березина поместил много статей и написал всю букву «Л» подряд, до слова Литва. Полезным трудом является его «История всемирной литературы» (1876-1882), составленная по важнейшим историко-литературным пособиям. Воспоминания Зотова помещены в «Историческом вестнике» (1890, № 1-6): « Санкт-Петербург в сороковых годах». Очерк пятидесятилетия литературной деятельности Зотова там же, № 11, С.Шубинского. Умер 18 февраля 1896 года.
http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post174154053/
«Лесная азбука» 14
«Лесная азбука» – это серия познавательных сказок о животном и растительном мире нашего леса, которые помогут детям ближе познакомиться с зеленым чудом, название которому – лес, с удивительным и неповторимым миром его обитателей. Сказки написаны в увлекательной игровой форме. В их озвучивании принимали участие известные артисты театра и кино.
Познавательные сказки детского писателя В.Зотова о животном и растительном мире в исполнении Ю.Яковлева, О.Табакова, В.Невинного, Г.Жженого, В.Гафта, В.Ланового.
Бонус - "Голоса птиц и зверей".
Владимир Рафаилович Зотов - 1821г.
русский писатель, критик, журналист. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Рафаила Михайловича Зотова. Воспитанник Царскосельского лицея. На службе пробыл до 1861, после чего посвятил себя исключительно литературе, работая в качестве поэта, драматурга, романиста, критика, историка, фельетониста и редактора разных изданий. Ещё будучи в лицее, помещал мелкие стихотворения в «Маяке» и «Северной Пчеле» и напечатал отдельным изданием поэму в стихах «Две колонны» (Александровская и Вандомская, Санкт-Петербург, 1841). В 1842 была поставлена на императорской сцене его первая драма в стихах «Святослав». Всего Зотов написал в стихах и прозе 41 театральную пьесу, из которых 27 были сыграны на русской сцене, среди них оригинальные драмы: «Новгородцы» (1844), «Жизнь Мольера» (1843), «Дочь Карла Смелого» (1843), «Сын степей» (1844), «Расин» (1851), «Шкипер» (СПб., 1844), «Чума в Милане» (1844). Вместе с графом Соллогубом Зотов написал либретто для рубинштейновской «Куликовской битвы». В 1856 был премирован драматический пролог его «30-е августа 1856», на столетний юбилей русского театра. Зотов написал также много романов и повестей, разбросанных в «Репертуаре» (1842 и 1843), «Литературной Газете» (1848 и 1849), «Отечественных записках»: «Вольтижёрка» (1849), «Старый дом» (1850 и 1851), «Докторша» (1865) и др. В 1843 Зотов редактировал «Театральную Летопись», в 1847 - «Литературную Газету», с 1850 по 1856 принимал деятельное участие в издании «Пантеона», работая в то же время в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях», редакции Краевского, где помещал статьи по истории литературы и журналистики (1855-1857). В «Сыне Отечества» Старчевского Зотов поместил много критических и политических статей и «Заграничные письма» (1857). Позже он редактировал «Иллюстрацию», «Иллюстрированный Семейный Листок», «Иллюстрированную Газету», «Иллюстрированную Неделю», «Иллюстрированный Вестник», а также «Северное Сияние», в котором почти один составлял статьи по истории русской литературе и прочим отделам. С 1873 Зотов был секретарем редакции «Голоса».Позже Зотов - постоянный сотрудник «Исторического вестника» и «Наблюдателя». Энциклопедически образованный, Зотов деятельно участвовал в лексикографических изданиях, был в 1861-1864 помощником редактора «Энциклопедического Словаря», почти единолично составил III том «Настольного Словаря» Толя, в «Словаре» Березина поместил много статей и написал всю букву «Л» подряд, до слова Литва. Полезным трудом является его «История всемирной литературы» (1876-1882), составленная по важнейшим историко-литературным пособиям. Воспоминания Зотова помещены в «Историческом вестнике» (1890, № 1-6): « Санкт-Петербург в сороковых годах». Очерк пятидесятилетия литературной деятельности Зотова там же, № 11, С.Шубинского. Умер 18 февраля 1896 года.
«Лесная азбука» 1
Познавательные сказки детского писателя В.Зотова о животном и растительном мире в исполнении Ю.Яковлева, О.Табакова, В.Невинного, Г.Жженого, В.Гафта, В.Ланового.
Бонус - "Голоса птиц и зверей".
1.Белка. Волк. Заяц-беляк. Ёж
«Лесная азбука» – это серия познавательных сказок о животном и растительном мире нашего леса, которые помогут детям ближе познакомиться с зеленым чудом, название которому – лес, с удивительным и неповторимым миром его обитателей. Сказки написаны в увлекательной игровой форме. В их озвучивании принимали участие известные артисты театра и кино.
Владимир Рафаилович Зотов - 1821г.
русский писатель, критик, журналист. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Рафаила Михайловича Зотова. Воспитанник Царскосельского лицея. На службе пробыл до 1861, после чего посвятил себя исключительно литературе, работая в качестве поэта, драматурга, романиста, критика, историка, фельетониста и редактора разных изданий. Ещё будучи в лицее, помещал мелкие стихотворения в «Маяке» и «Северной Пчеле» и напечатал отдельным изданием поэму в стихах «Две колонны» (Александровская и Вандомская, Санкт-Петербург, 1841). В 1842 была поставлена на императорской сцене его первая драма в стихах «Святослав». Всего Зотов написал в стихах и прозе 41 театральную пьесу, из которых 27 были сыграны на русской сцене, среди них оригинальные драмы: «Новгородцы» (1844), «Жизнь Мольера» (1843), «Дочь Карла Смелого» (1843), «Сын степей» (1844), «Расин» (1851), «Шкипер» (СПб., 1844), «Чума в Милане» (1844). Вместе с графом Соллогубом Зотов написал либретто для рубинштейновской «Куликовской битвы». В 1856 был премирован драматический пролог его «30-е августа 1856», на столетний юбилей русского театра. Зотов написал также много романов и повестей, разбросанных в «Репертуаре» (1842 и 1843), «Литературной Газете» (1848 и 1849), «Отечественных записках»: «Вольтижёрка» (1849), «Старый дом» (1850 и 1851), «Докторша» (1865) и др. В 1843 Зотов редактировал «Театральную Летопись», в 1847 - «Литературную Газету», с 1850 по 1856 принимал деятельное участие в издании «Пантеона», работая в то же время в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях», редакции Краевского, где помещал статьи по истории литературы и журналистики (1855-1857). В «Сыне Отечества» Старчевского Зотов поместил много критических и политических статей и «Заграничные письма» (1857). Позже он редактировал «Иллюстрацию», «Иллюстрированный Семейный Листок», «Иллюстрированную Газету», «Иллюстрированную Неделю», «Иллюстрированный Вестник», а также «Северное Сияние», в котором почти один составлял статьи по истории русской литературе и прочим отделам. С 1873 Зотов был секретарем редакции «Голоса».Позже Зотов - постоянный сотрудник «Исторического вестника» и «Наблюдателя». Энциклопедически образованный, Зотов деятельно участвовал в лексикографических изданиях, был в 1861-1864 помощником редактора «Энциклопедического Словаря», почти единолично составил III том «Настольного Словаря» Толя, в «Словаре» Березина поместил много статей и написал всю букву «Л» подряд, до слова Литва. Полезным трудом является его «История всемирной литературы» (1876-1882), составленная по важнейшим историко-литературным пособиям. Воспоминания Зотова помещены в «Историческом вестнике» (1890, № 1-6): « Санкт-Петербург в сороковых годах». Очерк пятидесятилетия литературной деятельности Зотова там же, № 11, С.Шубинского. Умер 18 февраля 1896 года.
http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post174154053/
«Лесная азбука» 1
Познавательные сказки детского писателя В.Зотова о животном и растительном мире в исполнении Ю.Яковлева, О.Табакова, В.Невинного, Г.Жженого, В.Гафта, В.Ланового.
Бонус - "Голоса птиц и зверей".
1.Белка. Волк. Заяц-беляк. Ёж
«Лесная азбука» – это серия познавательных сказок о животном и растительном мире нашего леса, которые помогут детям ближе познакомиться с зеленым чудом, название которому – лес, с удивительным и неповторимым миром его обитателей. Сказки написаны в увлекательной игровой форме. В их озвучивании принимали участие известные артисты театра и кино.
Владимир Рафаилович Зотов - 1821г.
русский писатель, критик, журналист. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Рафаила Михайловича Зотова. Воспитанник Царскосельского лицея. На службе пробыл до 1861, после чего посвятил себя исключительно литературе, работая в качестве поэта, драматурга, романиста, критика, историка, фельетониста и редактора разных изданий. Ещё будучи в лицее, помещал мелкие стихотворения в «Маяке» и «Северной Пчеле» и напечатал отдельным изданием поэму в стихах «Две колонны» (Александровская и Вандомская, Санкт-Петербург, 1841). В 1842 была поставлена на императорской сцене его первая драма в стихах «Святослав». Всего Зотов написал в стихах и прозе 41 театральную пьесу, из которых 27 были сыграны на русской сцене, среди них оригинальные драмы: «Новгородцы» (1844), «Жизнь Мольера» (1843), «Дочь Карла Смелого» (1843), «Сын степей» (1844), «Расин» (1851), «Шкипер» (СПб., 1844), «Чума в Милане» (1844). Вместе с графом Соллогубом Зотов написал либретто для рубинштейновской «Куликовской битвы». В 1856 был премирован драматический пролог его «30-е августа 1856», на столетний юбилей русского театра. Зотов написал также много романов и повестей, разбросанных в «Репертуаре» (1842 и 1843), «Литературной Газете» (1848 и 1849), «Отечественных записках»: «Вольтижёрка» (1849), «Старый дом» (1850 и 1851), «Докторша» (1865) и др. В 1843 Зотов редактировал «Театральную Летопись», в 1847 - «Литературную Газету», с 1850 по 1856 принимал деятельное участие в издании «Пантеона», работая в то же время в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях», редакции Краевского, где помещал статьи по истории литературы и журналистики (1855-1857). В «Сыне Отечества» Старчевского Зотов поместил много критических и политических статей и «Заграничные письма» (1857). Позже он редактировал «Иллюстрацию», «Иллюстрированный Семейный Листок», «Иллюстрированную Газету», «Иллюстрированную Неделю», «Иллюстрированный Вестник», а также «Северное Сияние», в котором почти один составлял статьи по истории русской литературе и прочим отделам. С 1873 Зотов был секретарем редакции «Голоса».Позже Зотов - постоянный сотрудник «Исторического вестника» и «Наблюдателя». Энциклопедически образованный, Зотов деятельно участвовал в лексикографических изданиях, был в 1861-1864 помощником редактора «Энциклопедического Словаря», почти единолично составил III том «Настольного Словаря» Толя, в «Словаре» Березина поместил много статей и написал всю букву «Л» подряд, до слова Литва. Полезным трудом является его «История всемирной литературы» (1876-1882), составленная по важнейшим историко-литературным пособиям. Воспоминания Зотова помещены в «Историческом вестнике» (1890, № 1-6): « Санкт-Петербург в сороковых годах». Очерк пятидесятилетия литературной деятельности Зотова там же, № 11, С.Шубинского. Умер 18 февраля 1896 года.
mstone.ru - Творчество, стихи, подготовка к школе