Практическая работа "Национальный состав населения Красноярского края. Коренные жители.". Презентация на тему " малые народы красноярского края" Традиционное жилище народов красноярского края

Для студентов

специальности 070703 Звукорежиссура культурно-массовых

представлений и концертных программ

Очной (заочной) формы обучения

Составители: Белоносова И.В.

Уровень основной образовательной программы - специалитет

Красноярск, 2012

Раздел первый

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ

Коренные народы Красноярского края

Численность и расселение

Музыкальная культура Тувы в 20 столетии.

В. Сузукей

Музыкальная культура тюрков в современном мире (краткий обзор). В. Сузукей

К истории музыкальной культуры Тувы

Тувинская культура на современном этапе

Группа "Ят-Ха". ТУВА

(материал из интернет-сайта группы)

Из истории музыкальной культуры Хакассии

Легенды и мифы в современном мире

Миф о происхождении комуза

II международный симпозиум по чатханной музыке и горловому пению в Хакассии

Фестиваль «Саянское кольцо» и народная музыка

Мировоззрение хакасов

Роль традиционного мировоззрения в становлениии хакасской литературы

Хакасское музыкальное творчество

(Учебно-методическое пособие для преподавателей музыки. Шишлянникова Н.П. , Мазай Л.Ю)

Современная Хакассия. По материалам интернет-сайтов

Самодийская мифология

Традиции: праздники обряды. Сценарии (Тува)

Хоомей (к постановке вопроса)

Раздел первый

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ

1. Коренные народы Красноярского края Численность и расселение

По данным переписи 2002 года, на территории Красноярского края имеются представители 33 коренных национальностей Сибири. К местному аборигенному населению можно отнести хакасов, проживающих в южных, граничащих с Республикой Хакасия районах: Шарыповском, Новоселовском, Ужурском и др. Всего на 2002 г. в регионе насчитывалось 4 489 хакасов, хотя еще недавно, в 1989 году, их было в полтора раза больше - 6 466 человек.

На северо-западе Красноярья, по реке Чулым Тюхтетского района и далее в сопредельном Тегульдетском районе Томской области проживает маленькая народность - чулымцы . Они по языку близки к хакасам, но, будучи охотниками и рыболовами, отличаются от них типом традиционного хозяйствования и материальной культуры.

До недавнего времени им было отказано в праве считаться особым этносом, и только в начале XXI века стали учитывать как чулымцев, что является переводом их самоназвания «июс кижилер» («люди Чулыма»). По переписи 2002 года, в крае оказалось 159 чулымцев.

В зоне тайги, в основном в Эвенкиии, расселены эвенки , общей численностью 4 632 человека в 2002 году и 4 338 человек в 1989 году. Помимо Эвенкии они проживают в Енисейском,Туруханском,Северо-Енисейском районах и на Таймыре.

На северо-востоке Эвенкии имеется единственный в крае якутский поселок Ессей, на берегу одноименного озера. Якутов в Красноярском крае насчитывается 1 368 человек (1 670 человек в 1989 г.), большинство из которых составляют жители Ессея. Имеются также мигранты, выходцы из Якутии, например, студенты в Красноярске.

В Туруханском районе достаточно компактно проживают кеты , их отдельные группы встречаются также в Енисейском районе (пос. Сым), в Байкитском районе Эвенкии (пос. Суломай) и в поселке Светлогорске (Игарский муниципалитет). Общее количество кетов достигает в крае 1189 человек (981 человек в 1989 г.).

Среди кетов есть потомки родственной им народности - югов . Трое из них, по последней переписи населения, записались не кетами, как остальные, а югами, значит память об этом народе еще жива среди его потомков.

В Туруханском районе расположен единственный в крае селькупский поселок - Фарково. Общее число селькупов составляет в крае 412 человек (в 1989 г. - 359 человек). Основная же часть селькупов расселена в соседних Томской и Тюменской областях.

На Таймыре проживают четыр е северных этноса, в т. ч. самый крупный на сегодня в крае коренной народ - долганы (2002 г. - 5 805 человек, 1989 г.-5 383 человека). Помимо Таймыра они находятся и в смежных районах Якутии.

Ненцев в крае насчитывается 3188 человек (в 1989 г. - 2 622 человека), ареал их основного расселения - северо-западные районы Таймыра, по обоим берегам Енисея и Енисейской губы. Не́нцы (ненец. ненэй ненэче, хасово, нещанг; устаревшее - самоеды, юраки) - самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.Кухня

Местные жители получают мясо и жиры для питания благодаря оленеводству. Оленина - довольно вкусное, нежное мясо, с некоторым привкусом дичи.[источник не указан 578 дней] Это мясо подвергают часто посолу - простейшему способу консервирования для его хранения на продолжительные сроки. Солонина применяется в любом виде: сыром, копченом, вяленом. В рационе ненцев есть и экзотические блюда, например свежая печень, почки, кровь оленя. Изысканным блюдом являются языки, сердце, сычуги и прочие вкусности.

Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила его жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно С и В2, а их в оленине достаточное количество. Поэтому ненцы никогда не страдают от цинги.

Кроме оленины, здесь используются говядина и свинина, мясо морского зверя, а также пресноводная рыба: сиг, щука, нельма. Её, в основном, подвергают варке или тушению.

Жители оленьих стойбищ очень любят мясо оленя, жаренное на закрытом огне - что-то наподобие шашлыка, но не замаринованного. Излюбленными блюдами у ненцев являются строганина из сигов, оленины, печени, суп с мукой, блины с кровью, мясо тушеное с макаронными изделиями.

На гарнир предпочитают макаронные изделия; рис, овощи потребляются крайне редко.

Любимым напитком населения Севера является чай, а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.

Хлеб предпочитают больше ржаной.

Традиционное занятие - крупностадное оленеводство (использовали для санного передвижения). На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни.

Названия двух автономных округов России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают ненцев, как титульную народность округа; ещё один такой округ (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) в 2007 г. был упраздён и преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух автономных округах. Лесные ненцы - 1500 чел. Проживают они в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и в Ханты-Мансийском автономном округе.

Первые письменные сведения о ненцах у русских относятся к 1096 году, упоминанием в летописи Нестора.

В XVI в., с широким продвижением русских на восток, царское правительство строит на ненецких территориях ряд опорных пунктов - острогов, городков (Берёзов - 1593, Обдорск - 1 595, Сургут - 1 594, Мангазея -1601, Туруханск - 1607г.) Здесь начались регулярные торговые отношения ненцев с русскими. В быт и производство ненцев проникли новые технологии и предметы быта: огнестрельное оружие, сети, металлические изделия, ткани.

В 70-х гг. XIX в. царское правительство начинает переселение ненцев на Новую Землю. Колонизация эта была предпринята, чтобы положить конец норвежским притязаниям на богатую природными ресурсами землю, издавна принадлежавшую России.

В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимистического мировоззрения. Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели в представлении ненцев своих духов-"хозяев". Считалось, что землю и все живое создало верховное божество Нум, от которого зависело и благополучие людей. Сын Нума, божество Нга, считалось злым богом болезней и смерти. Нум помогал людям только в случае обращения к нему с просьбами о защите. Эти просьбы и ответы на них передавали небесные духи (тадебцю), общаться с которыми могли только шаманы. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя - "мать земля", которая помогала людям, особенно покровительствовала женщинам.

Умилостивление духов и божеств совершалось с помощью жертв, приносимых непосредственно духам, (например, водяному хозяину жертва опускалась в воду) или их изображениям из дерева и камня, водружаемых в определенных урочищах. Жертвоприношения выражались и в "кормлении" изображений духов. При неисполнении просьб духов наказывали и "оставляли без пищи".

Шаманство. Значительную роль у ненцев играло шаманство. Однако магические действия мог производить не только шаман. Ранее можно было наблюдать остатки семейного шаманства: камлание с бубном иногда производились и простыми смертными. Семейное шаманство, по-видимому, уничтожило выделение профессиональной группы шаманов.

Шаман считался избранником духов. Функции шаманов были весьма разнообразны: лечение больных, предсказание будущего, помощь в промысле, похороны и проводы души покойного. У ненцев в зависимости от выполняемых функций существовали различные категории шаманов.

Полное специальное шаманское облачение сохранилось в XIX в. лишь у восточных ненцев, у западных имелась только особой формы шапка.

Шаманы взимали плату за камлание. Размеры платы колебались от пары рукавиц или оленьей шкуры до нескольких оленей.

Бубен. Основным атрибутом шаманов был бубен. Ненецкое название - пензер. Ненецкий бубен имел круглую, реже овальную форму, небольшой размер (50-60 см в диаметре). Обечайку, шириной до 8 см делали из лиственницы, реже - из ели. На внешней стороне обечайки устанавливали 7 или 14 столбиков, вырезанных из березы, березовой губы, реже из рога или мамонтовой кости. На столбики натягивали жильую нить, или тонкие ремешки. Большое количество столбиков на сравнительно малой окружности обечайки создавало характерную для ненецких бубнов волнистую линию края. Часто на внутренней стороне обечайки укрепляли железные скобки с подвешенными на них кольцами или квадратными железными пластинками.

Обечайка обтягивалась кожей дикого, реже домашнего оленя, пожертвованного светлым небесным духам. Внутри бубна укреплялась сложная деревянная рукоять в виде развилки. Рукоять делали обычную березовую, иногда употребляли рог оленя, при этом его не вытачивали, а подбирали естественно разветвленный рог.

На некоторых бубнах на внешней стороне обтяжки имелся кружок. Это кружок иногда обводили красной краской. Перед натягиванием на обечайку кожу смачивали, завязывая в центр круглую монету для того, чтобы при высыхании кожи имелся запас, иначе высохнув, кожа могла лопнуть. Эта монета (или металлическая бляха) оставляла след в виде кружка в центре бубна.

Колотушка представляла собой узкую деревянную лопаточку, обтянутую шкурой оленя.

По старым представления ненцев, бубен являлся шаманским оленем, переносившим шамана в невидимые миры и в тоже время служил охранителем олених стад от болезней, волков и т.д.

Стремление выразить представление о бубне как об олене отразилось и в материале, из которого изготовлялся бубен: рукояти из рога оленя, резонаторные роговые столбики, подвески из копыт олененка.

Рисунков на бубне, как правило, не было. Только у печорских ненцев встречались бубны с рисунками. Их наносили красной краской на наружную сторону обтяжки и обечайку. Эти рисунки состояли из волнистых линий пол краю и различные перекрещивающиеся линии.

С помощью бубна шаман вызывал духов-помошников, и они, передав Нуму вопросы шамана, сообщали ответы.

Среди ненцев было распространено почитание разных животных, особенно медведя. Существовали даже особые правила пережевывания медвежьего мяса. Волк считался одним из воплощений злого духа (нгылека). Настоящее его название - сармик - почти никогда не произносили вслух. Почитались некоторые рыбы: щука, осетр, налим, кунжа. Большим почетом пользовался олень, считавшийся воплощением чистоты. В каждом хозяйстве были особые священные олени. Обычно избирались олени белой масти, на боках которых выстригался знак солнца или изображения духов. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали. Уши и рога, посвященных оленей украшали красными ровдужными лентами.

Крещение ненцев практически не изменило их религиозных воззрений. Влияние новой религии сказалось только в том, что к почитаемым божествам прибавился Николай-угодник, особо почитавшийся у русских на Севере. Ему нередко приносили в жертву оленя и мазали оленьим салом и кровью иконы с его изображением. Некоторые христианские праздники (Пасха, Ильин день) стали праздноваться ненцами, однако им не придавалось значения, предписываемое православной церковью.

В двух таймырских поселках - Воронцово и Потапово проживают энцы (всего в крае 213 человек), причем в недалеком прошлом они включались при переписях населения в состав близких по культуре ненцев. В действительности их количество несколько больше, ведь красноярская экспедиция 2002 года только в пределах Таймыра выявила 245 энцев. Как оказалось, некоторые из них по-прежнему еще значатся ненцами.

Место обитания еще одного северного народа - нганасан - Центральный Таймыр. Они проживают совместно с долганами в трех поселках - Усть-Авам, Волочанка и Новая. Нганасаны оказались единственным аборигенным этносом, чья численность в крае за межпереписной период уменьшилась с 1103 человек в 1989 г. до 811 человек в 2002 году. Однако экспедиция 2003-2004 годов дала несколько большую цифру, обнаружив только на территории Таймырского округа 867 человек против 766 человек по переписи 2002 года.

Таким образом, в Красноярском крае проживают 10 коренных сибирских этносов, восемь из которых относятся к категории малочисленных народов, а четыре (долганы, кеты, нганасаны и чулымцы) имеют исключительно местный ареал расселения. На хакасов и якутов, насчитывающих свыше 50 тысяч человек, термин «малочисленные» не распространяется.

Помимо автохтонных для Красноярского края народов здесь же проживают представители многих сибирских и северных этносов, которые появились в регионе сравнительно недавно и насчитывают порою по несколько человек.

Среди этих мигрантов можно встретить южных соседей - тувинцев - 1 492 человека (в 1989 году было 2 049 человек), бурят - 1 051 человек (1 245 человек), алтайцев - 215 человек (227 человек), шорцев - 201 человек (353 человека), хантов - 19 человек, эвенов - 17 человек, манси -16 человек, нанайцев -15 человек, коряков - 13 человек, тофаларов - 12 человек, кумандинцев - 11 человек, чукчей - 8 человек, ительменов (камчадалов) - 8 человек, нивхов, удэгейцев, ульчей, эскимосов (по пять человек), алеутов, негидальцев, кереков (по два человека), саамов, телеутов (по одному человеку).

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

История народонаселения в Сибири.

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены (коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Коренные народы Сибири в современном мире.

Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

  1. Якуты - самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос.

  2. Буряты - это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии - город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия - это один из основных центров буддизма в России.

  3. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва - одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица - город Кызыл с населением в 110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.

  4. Хакасы - один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.

  5. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно - это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации - Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия - шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.

  6. Ненцы - один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы - кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.

  7. Эвенки - народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса - примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки - народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки - прирожденные охотники и следопыты.

  8. Ханты - коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов - рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков - шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.

  9. Эвены - народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык - тунгусский. Места проживания - Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.

  10. Чукчи - кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия - анимизм. Коренные промыслы - охота и оленеводство.

  11. Шорцы - тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия - шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.

  12. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа - вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.

  13. Нанайцы - малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.

  14. Коряки - коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса - шаманизм. Численность - 8 743 человека.

  15. Долганы - народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность - 7 885 человек.

  16. Сибирские татары - пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались 6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше - по некоторым оценкам до 100 000 человек.

  17. Сойоты - коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.

  18. Нивхи - коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов - 5 162 человека.

  19. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.

  20. Ительмены - это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.

  21. Телеуты - тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.

  22. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки» . Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились.

Россия - удивительная страна! Где еще на столь огромной территории проживает такое количество всевозможных народностей, каждая из которых имеет свою культуру, традиции, религию и взгляды на жизнь? Особенно интересная демографическая ситуация складывается в РФ. Именно на этих территориях проживают народы Красноярского края, среди которых есть не только русские, украинцы, белорусы, но и чуваши, долганы, эвенки и многие другие.

Статистика

Во времена СССР власти предпринимали различные действия, направленные на масштабное насильственное переселение и смешение народов. Все это привело к тому, что некоторые уникальные народности потеряли свою самобытность.

Увы, такая участь не обошла стороной. Однако, по данным переписи населения, наиболее многочисленные народы Красноярского края все же существуют по сей день. Влияние властей, а также программы правительства, направленные на сохранение и восстановление традиций местного населения, способствуют положительной динамике и дальнейшему развитию общин с уникальным наследием и традициями поколений.

Кто здесь?

Какие народы населяют Красноярский край? В ответ на данный вопрос читатель, скорее всего, хочет услышать именно о коренном населении, которое проживало на этой территории испокон веков.

Наиболее яркими представителями являются нганасане, долганы, ханты, энцы и эвенки. Есть еще до десятка разных национальностей, проживающих на Севере, и именно они - коренные народы Красноярского края. К сожалению, очень многое из их традиций, культурного наследия забыто. Быт маленьких этносов растворился в современном мире, ассимилировался. В этом нет ничего удивительного, ведь жизнь в тундре очень сложная, и современные технологии во многом облегчают ее, но приход прогресса становится причиной вытеснения самобытной культуры, несравнимой ни с одной другой.

Мама всему голова

Все народы, населяющие невероятно интересные, и у каждого из них есть свои характерные традиции. К наиболее многочисленным можно отнести долган. Возможно, их высокая численность позволила сохранить много старинных обычаев по сей день. Конечно, многие из них носят чисто символический характер, но они не забыты и используются в семьях.

Коренные народы добывали себе пропитание охотой, рыбной ловлей или собирательством. Нелегкий труд, который людям приходилось выполнять, чтобы прокормить себя и семью, выработал привычку делиться добытым с родней и соседями. Причем это было правилом, не терпящим исключений. Сегодня поделишься ты, завтра кто-то угостит тебя. Единственное, что всегда оставалось в пределах владения одной семьи, это мех, который можно было обменять на дефицитные продукты у приезжих купцов.

Поклонение Вселенной

Народы Красноярского края и их традиции по-разному формировались, многое находилось в зависимости от образа жизни и определенных укладов. Очень характерными являются обычаи хантов и мансийцев.

Их трепетное отношение к природе в наше время кажется диковинным и подобным поклонению. К примеру, нормой было деление окружающей территории на доли. В числе таковых были участки, на которые было запрещено ступать ногой без жертвоприношения.

Такие действия сопровождались рядом ритуалов, включающих в себя подношение, молитву, иногда было достаточно «обуться». Традиционной, привычной обуви в те времена еще не было, и на ноги крепили кусочки древесной коры, таким образом защищая не ступню от земли, а наоборот - природу от человеческого вмешательства.

Кроме того, эти народы Красноярского края по-своему трактуют животных и птиц. Ворона, которую преимущественно считают предвестницей бед и неприятностей, тут считается повелительницей весны. Ее ассоциируют с приходом тепла, благополучием и плодовитостью.

Традиционно во время прилета ворон отмечали праздник. В нем участвовала только женская половина селения. Во время торжества девушки варили кашу по специальному рецепту. Все действия сопровождались пением песен и танцами.

Есть чему поучиться

Народы Красноярского края и их традиции находятся в критическом состоянии, некоторые из них - на грани вымирания. Энцев насчитывается всего две сотни! Немного многочисленнее эвены. Они с большим с трепетом относятся к традициям, что дает надежду на их будущее.

Этот народ привык жить в мире с природой, поклоняется ей и чтит ее. Мудрость и ответственный подход к окружающей среде выражаются в традициях, нарушение которых чревато бедами и горем в семье. Чаще всего традиционные верования описаны в большом количестве запретов. К примеру, энцам нельзя кричать, чтобы не разбудить суровых духов, нельзя бросать камни в воду и даже убивать животных ради забавы. Охотиться нужно лишь для того, чтобы обеспечить себя пищей.

Проявляются привычки поколений и во время торжеств, связанных с важными событиями в жизни человека. Это может быть свадьба, рождение малыша, похороны. Так, когда заключается брак, приданое жены выносится из жилья, чтобы ни у кого не возникло сомнений насчет ее вклада в общий «бюджет».

Вольность или оправданная свобода?

Немногочисленные народы, населяющие Красноярский край, особенные, но, пожалуй, один из наиболее удивительных - это нганасане. Нынешний свободный уклад жизни для пожилых людей кажется кощунственным, вульгарным. Тем необычнее традиционный взгляд на некоторые вопросы у этого народа.

Нганасане очень почитают семейные ценности, после вступления в брак пара обязана хранить супружескую верность. Но до брака позволительны многие «шалости». Девушка свободно может жить с понравившимся ей парнем. Они обмениваются подарками и теперь считаются парой. Дело может дойти до брака, до простого расставания, а может закончиться и внебрачным ребенком. Расценивается это нормально, ведь отношение к детям у северных народов особое. Малыша, которого дочь родила, не будучи замужем, принимают ее родители и воспитывают как родного.

Очень интересны традиции, связанные с уходом в мир иной. Вечная мерзлота не позволяет хоронить умершего в могиле. Тело подвешивают на дереве или кладут на специальный помост. При этом покойный «забирает» с собой все нажитое имущество, и не только личного пользования, но и то, что сделал для детей, второй половины.

Роль властей в жизни коренного населения

Во все времена власть интересовалась тем, какие народы населяют Красноярский край, и это проявлялось по-разному.

Если прошлое столетие наглядно показало, как легко можно уничтожить национальную самобытность, то в веке нынешнем утраченное пытаются если не приумножить, то восстановить и сохранить.

Чтобы малочисленные народы Красноярского края остались существовать и не забывали свои корни, с 2000 года существует государственная поддержка общин и отдельных лиц, идентифицирующихся как представители малочисленной народности.

Считать себя и называться долганом, эвенком или хантом стало выгодно и популярно. Но в таком процессе просматривается существенный недостаток. Очень хочется, чтобы все то, что осталось традиционного и типичного, не стало исключительно способом заработка.

Коренные народы. Тюрки

Автохтонные для Красноярского края народности — , и , принадлежат к тюркской группе алтайской языковой семьи.

В ходе миграции вниз по Лене из Прибайкалья тюрко-монгольских племен скотоводов и ассимиляции ими коренного населения, говорившего на юкагирских и тунгусских языках, происходил этногенез якутов (этноним народа — саха) — основного и коренного населения Якутии, традиционных скотоводов. Как этнос оформились к XVII веку, но заимствование других элементов культуры продолжало происходить и в дальнейшем.

На территории Красноярского края якутское население (всего в крае насчитывается около 1,4 тыс. человек) сосредоточено в основном на северо-востоке Эвенкии, в районе озера Ессей (около 900 человек). Особенности языка и природопользования (якуты — оленеводы, охотники и рыбаки) позволяют говорить об особой этнотерриториальной группе якутов. Якуты, проживающие на юге Таймыра, уже практически полностью одолганились.

Переселившиеся в XIX веке из Якутии северные якуты-оленеводы стали одним из трёх компонентов уже другого тюркоязычного этноса — (самоназвания — долган, тыакихи, саха). Два других компонента — русские старожилы (затундренные крестьяне) и мигрировавшие из Якутии на Таймыр в XVIII веке тунгусы. Окончательное оформление долганского этноса происходит в начале XX века. Сейчас большая их часть проживает на востоке Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, по рекам Хетта и Хатанга. Незначительные части этноса расселены по Авамской тундре на Енисее и в Анабарском улусе Якутии. Численность долган в Красноярском крае — 5,8 тыс. человек. Долганский язык до недавнего времени рассматривался как диалект якутского, сейчас считается самостоятельным. Этноним «долганы» произошел от названия одной из тунгусоязычных родовых групп — долган, донгот. Традиционные занятия этноса — оленеводство, охота и рыболовство.

И , входящие в ту же языковую группу, проживают на юге нашего края.

Хакасы (самоназвания — схакастар, тадар, хоорай) — основное население Республики Хакасия. В нашем крае их численность чуть более 4 тыс. человек. Проживают они в основном в пограничных с Хакасией районах.

До революции хакасов называли абаканскими и минусинскими татарами. Традиционным занятием хакасов являлось полукочевое скотоводство. Этот этнос является потомком древнего населения Минусинской котловины. Тюркский язык появился здесь примерно в III веке до н.э. Потом тюркская составляющая только усилилась. Одним из главных этнических компонентов хакасов как этноса были кыргызы, основатели известного Кыргызского каганата — государства IX-XIII веков на среднем Енисее, павшего под ударами татаро-монгольского войска. В конце XIX века племенные группы Минусинской котловины создали государственность Хонгорай («Киргизская земля») с кыргызской знатью во главе. Хонгорай объединяла четыре княжества-улуса, в рамках которых в дальнейшем происходила тюркизация племён-данников и формирование на их основе этнических групп современных хакасов: качинцев, сагайцев, кызыльцев, койбалов и бельтиров. Территория Хонгорая вошла в состав России в 1703 году.

В целом процесс формирования хакасской нации завершился уже в XX веке. Этноним «хакасы» официально утвердился с 1920-х годов. Как об административной единице о Хакасии можно говорить только с 1923 года, когда был образован Хакасский национальный уезд, который с 1925 года был преобразован в округ, а в 1930 году стал автономной областью сначала в составе Западно-Сибирского, а с 1934 года — в составе Красноярского края. В 1991 году Хакасия стала республикой — самостоятельным субъектом РФ.

До переписи 2002 года хакасами записывали и , близких к ним по языку (самоназвание этноса — «июс кижилер», «пестын кижилер»; устаревшее название — мелецкие, чулымские или татаульские татары, а также томские карагасы). Зона расселения чулымцев — среднее и нижнее течение реки Чулым, притока Оби. В Красноярском крае проживает около 150 чулымцев (Тюхтетский район, деревня Пасечное). Это среднечулымские, или мелецкие тюрки — одна из двух этнотерриториальных групп, на которые делятся чулымцы. Их предки, выходцы из Южной Сибири, начали переселяться в районы нынешнего обитания с XIV-XV веков, постепенно заимствуя элементы культуры кызыльцев, нарымских селькупов, томских татар, кетской и монгольской традиций. Основным занятием чулымцев исконно было рыболовство.

Слайд 2

Цель:

1. Узнать какие народы проживают на территории Красноярского края.

2. Рассказать об одном из народов, заселяющих Красноярский край.

3.Сделать вывод.

Слайд 3

  • Манси
  • Монголы
  • Агулы
  • Алеуты
  • Калмыки
  • Китайцы
  • Якуты
  • Татары
  • И многие другие.

Народы Красноярского края

Слайд 4

Татар в Красноярском крае проживает 44 382 человек.

Слайд 5

  • татарский язык
  • западный (мишарский)
  • средний (казанско-татарский)
  • восточный (сибирско-татарский)

Современный литературный язык сформировался во второй половине XIX в. на основе среднего диалекта.

Слайд 6

  • татарская нация
  • поволжско-уральские
  • астраханские
  • сибирские татары

Проживающие в Красноярском крае татары представлены исключительно поволжско-уральской группой. Это преимущественно казанские татары и мишари, а также небольшое количество кряшен и тептярей.

Слайд 7

Традиционные занятия татар - пашенное земледелие и скотоводство. Для татар характерна особая любовь к лошади - как следствие кочевого прошлого. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитье, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву и многое др.

Традиционные занятия

Слайд 8

  • Татарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек.
  • Традиционное жилище.
  • Татарские жилища имели зачастую богатый резной деревянный декор, который дополнялся раскраской с преобладанием белых, голубых и зеленых тонов.
  • Слайд 9

    • Женская половина дома
    • Ворота татарского дома
  • Слайд 10

    Мужская и женская нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны («штаны с широким шагом»).

    Повседневный головной убор мужчин - круглая тюбе­тейка (тубэтэ).

    Женская шапочка - калфак - вышивалась жемчугом

    Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи.

    национальная одежда

    Слайд 11

    Слайд 12

    При всем многообразии татарского стола предпочтение всегда отдавалось мясу и блюдам из него.



  • Что еще почитать