Аппликация из ткани в дошкольном образовательном учреждении. Использование схем последовательности выполнения аппликации в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников

Урок в 5- классе.

Тема: »

Цели урока:

I. Ознакомить с историей аппликации,стехническими условиями и приёмами выполнения накладной аппликации, научить выполнять аппликацию;

Научить детей подбирать рисунки по цветовой гамме, раскраивать детали аппликации, выполнять простые пейзажи.

II. Развивать представление о взаимосвязи практического назначения изделия, его формы, материала и цвета с украшением; пространственное, конструкторское мышление, координацию движений рук при раскрое и выполнении аппликации, понимание необходимости декоративной переработки изображаемых в эскизе предметов и образов реального мира.

III. Совершенствовать у детей способность эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства.

Воспитывать. строгое выполнениеПравил безопасной работы при работе с ножом, ножницами, шлифовальной шкуркой.

Наглядные пособия: таблицы с рисунками, отделочные материалы, образцы видов отделки: аппликации, эскизы расположения узоров;

Оборудование и инструменты : ноутбук, ножницы, иголки, ткань одноцветная, рисунок для аппликации, природный материал, лента для отделки,клей.

Задачи на уроке:

Активизация учащихся в задании;

Показать свои способности в творчестве;

Научиться точно и ровно по шаблону выкраивать детали аппликации.

Наглядные пособия: образцы аппликаций на изделиях, наглядное пособие, инструкционная карта по заданию, журналы.

Методы работы: беседа, объяснение, демонстрация, практическая работа, само и взаимоконтроль. Повторение тем фронтально и индивидуально.

Межпредметные связи:

Русский язык - умение пользоваться терминами.

Рисование - правильный подбор цветов.

Технология- дизайн, исполнение работы.

История- умение пользоваться сведениями о цветовой символике.

Математика - геометрические фигуры, расчеты деталей, ткани.

Тип урока - комбинированный (90 минут).

Ход урока.

1.Организация урока . Приветствие. Доклад дежурного об отсутствующих, готовности группы к занятию. Настроить учащихся на урок, привлекая цитатами, написанные на доске.

2.Сообщение темы урока: «История аппликации. Приёмы выполнения аппликации »

3.Актуализация опорных знаний. Работа в группах . (За каждый правильный ответ группа получает бонус. В конце урока подсчитываются бонусы. Группа, набравшая большее количество бонусов получает максимальную оценку за теоретический материал, остальные учащиеся отвечают на дополнительные вопросы, которые задают победители. Ответы оценивают победители.

Учитель: Изделия, выполненные своими руками, всегда ценились, ценятся и, вероятно, будут цениться по сравнению с серийными промышленными изделиями, так как ручные работы - это источник эмоциональной духовности.

Среди многообразия видов декоративно-прикладного творчества (вышивание, плетение, вязание, роспись и т. п.) особое внимание заслуживает аппликация.

Вы уже занимались этим видом работы, аппликация бывает из каких материалов?

Из бумаги;

Природного материала.

4.Формирование новых умений и навыков.

Учитель:

История возникновения аппликации.

Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании по выкройкам, наложении различных форм и закрепление их на другом материале, принятом за фон.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении сувениров к праздникам, оформление стендов, выставок, помещений), но и в создании картин, панно, орнаментов, для украшения окружающих нас предметов быта, отделки одежды, сумок, поясов и пр.

Накладное шитьё существует с давних времён. Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала - ткань, кожу, мех - и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками.

Аппликации делятся: слайд

По назначению (украшение, обновление, ремонт)

По материалам - по виду тканей, используемых для её изготовления.

По способу прикрепления (машинная, ручная, клеевая, съемная).

По внешнему виду (прорезная или подкладная, плоская, выпуклая).

По тематике (орнаментальная, природная, фантазийная).

Виды аппликаций слайд

аппликация бывает:

простая слайд

объемная слайд

полуобъемная слайд

съемная слайд

многослойная слайд

Способы закрепления аппликации на ткани слайд

Элементы аппликации крепят к основе:

С помощью клея

С помощью иглы

На швейной машине

Ребята, а где применяются аппликации? Слайд 9

Аппликация применяется для украшения окружающих нас предметов быта, например, диванных подушек.

Аппликацией можно украсить салфетки, фартуки, яркие прихватки, грелка на чайник, сумочки, головной убор,

Великолепные картины служат украшением дома

5. Применение полученных навыков.

Практическая самостоятельная работа. Выполнение простой аппликации. Слайд.

Выполнение практической работы по инструкционным картам. Работа в парах.

Основные этапы выполнения аппликации

Перед тем как приступить к выполнению аппликации, необходимо правильно организовать рабочее место, обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при аппликации

Вспомнить Правила безопасной работы при работе с ножом, ножницами, шлифовальной шкуркой. Слайд.

Текущий инструктаж. Указать на ошибки, которые могут допустить ученики во время выполнения работы, и помочь исправить их.

6. Подведение итогов урока 10 мин

1 .Вопросы для повторения:

Что такое аппликация?

В переводе с латинского слова аппликация означает «прикладывание». Аппликация из ткани - накладное шитьё.

Как перевести рисунок на ткань?

Дается возможность учащимся оценить свое задание.

Демонстрация изделий.

Учитель:

проверяет своевременное начало работы и организации рабочего места;

проверяет соблюдение технологической последовательности выполнения работы, выполнение правил безопасной работы;

контролирует качество выполнения операций и своевременное предупреждение ошибок;

проверяет применение самоконтроля и взаимоконтроля;

принимает работы.

6.Закрепление по занятию.

Что нового узнали на уроке?

Что научились выполнять?

Анализ по работам.

Показ лучших аппликаций, разборка ошибок: перекос частей аппликации, неаккуратность.

Рассмотрение случая потери рабочего времени.

Подведение итогов и оценка за практическую работу и теоретические ответы.

7. Домашнее задание:

подготовить дополнительную информацию о видах аппликации;

для творческой группы: выполнить аппликацию: «Подарок маме» (оценивает мама).

8.Уборка рабочих мест.




Задачи: Образовательная – дать необходимые представления об аппликации, ее видах, способах и приемах выполнения из разных материалов. Воспитательная – формировать и развивать у детей художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание. Развивающая – выработать навыки выполнения аппликации, учить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность.


Аппликации по способу выполнения подразделяются на два вида: плоская аппликация из бумаги: -обрывная -мозаика -геометрическая -силуэтная -декоративная (из разного материала) из природного материала (сушеные листья) из любого материала, не создающего объем


Плоская аппликация – это самая простая аппликация по исполнению. Для этого вырезают детали из бумаги, ткани, кожи и других материалов и наклеивают их на фон. А можно делать такую аппликацию из бумаги способом обрывания. Края у таких деталей получаются неровными, создающие впечатление пушистости и шероховатости. Такую аппликацию называют мозаикой. Кусочки бумаги можно нарезать и ножницами. Бумажной мозаикой можно выполнять как контурные, так и сплошные изображения.


Объемная аппликация из бумаги: -обрывная (торцевание) - многослойная - применение различных приемов выполнения работы для создания объема - оригами - квиллинг из природного материала декоративная применение любых материалов создающих объем (нетрадиционная техника выполнения работ)


Объёмная аппликация создаёт некоторую видимость объёма. По приёмам изготовления можно разделить её на четыре группы: на фон приклеить только отдельные части аппликации, а оставшиеся слегка отогнуть; вырезать несколько раз одну и ту же деталь и приклеить в два-три плана; взять какую-нибудь объёмную деталь (например, коробку для скворечника, вату для снега) и приклеить на фон; части аппликации сделать из мятой или гофрированной бумаги (крона дерева, сердцевина цветка), чтобы показать объём игрой материала и т.д.


Основные задачи обучения аппликации Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом. Основные задачи обучения аппликации следующие: различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб); знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания; знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм; развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге; составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации. Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги. Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).


Аппликационные работы в старшей группе Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе, когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ. Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие: развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое; развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм; использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре. Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания. Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.). В этой группе дети учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое, что требуется при изображении, например, ветки с листьями, ушей у зайца. Использование этого приема экономит время и позволяет создать интересные и выразительные композиции. Вырезывание предмета из сложенной вдвое бумаги облегчает получение симметричной формы. Освоение этого приема возможно только в старшей группе, так как требует развитого восприятия и аналитического мышления в частности умения расчленить предмет на две половины. Пользуясь этим приемом, дошкольники вырезывают простые формы вазы, листья, овощи и фрукты. В старшей группе дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры пушистость снега, меха. Развитию навыков вырезывания способствует постоянно совершенствующаяся способность дошкольников к целенаправленным наблюдениям, выделению характерных качеств предметов. Тематика детских работ постепенно расширяется. В декоративные композиции включаются не только узоры из готовых геометрических форм, но и разнообразные растительные формы листья, цветы.


Аппликационные работы в подготовительной группе В подготовительной группе программой предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам: осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное; развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации; использовать все цвета спектра и их оттенков. Основная задача в обучении детей 67 лет по всем видам изобразительной деятельности развитие умения создавать изображения, близкие к реалистическим. Поэтому на занятиях аппликацией так важно познакомить детей со всеми основными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм. Силуэтное вырезывание один из самых сложных приемов, которому учатся дети. Силуэт образуется выделением у предмета линейного контура, который представляет собой границу объемной формы со срезом. При этом линия контура определяет насколько правильно переданы форма, пропорции объекта. Однако при воспроизведении предмета ребенок идет по пути вычленения отдельных его частей и последовательного их изображения, а не схематичного наброска контуров. При силуэтном вырезывании ему надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Поэтому освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки). В подготовительной группе программой предусмотрено выполнение сюжетной аппликации. В процессе этой работы совершенствуются композиционные навыки детей, так как создание сюжетного изображения предметов требует предварительного продумывания и последовательности их наклеивания. Темами могут быть изображение улицы, аквариума, выполнение иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок» и др. Наклеивание готовых форм продолжается и в подготовительной группе. Хотя дошкольники и владеют основными навыками вырезывания, для составления узора из геометрических форм им выдают готовые формы различных цветов, размеров. Дети продолжают использовать прием обрывания бумаги для создания некоторых изображений (например, облака на небе, волны с белым гребешком пены по краю и др.).





















































В нашей библиотеке узоров в подразделе "Разное" представлены в том числе и мотивы в технике аппликации. Поэтому представляем вашему вниманию технологию выполнения аппликаций и надеемся, что она поможет вам выполнить замечательные и качественные изделия в этой технике по нашим и любым другим узорам.

Текст для данной статьи взят из книги Терезы Дильмон "Полный курс женских рукоделий", Москва, Эксмо, 2004 год.

Какие бывают аппликации

Суть аппликации состоит в том, что на основу из одного материала прикрепляются кусочки другого. Этот метод изготовления разноцветных изделий известен еще со времен средневековья - в те времена разнообразные материалы, которые мы сегодня можем использовать для вышивки гладью, попросту еще не существовали.

Помимо этого, аппликацией именуется одна из разновидностей персидской вышивки, по существу своему представляющая инкрустацию. Сначала по чрезвычайно сложному контуру вырезается узор, который затем вставляется в вырезы, сделанные в материалах основы и полностью соответствующие по форме и размеру накладке. Затем обе части аппликации сшиваются, а потом шов маскируется одним и более рядами, сделанными тамбурным швом. Тамбурный шов, также выполненный нитками ярких тонов, еще сильнее подчеркивает красоту и сложность инкрустированного узора. Иногда вместо шва на место соединения накладывается тесьма, сплетенная из металлических нитей, или узкая золотая или серебряная ленточка. Другие виды аппликации состоят в том, что узор аппликации накладывается на материал основы; иногда он приклеивается к ней специальным клеем, "термопаутинкой" или двусторонним флизелином. Затем узор обшивается по контуру шнуром или же каким-либо художественным швом, дабы еще прочнее скрепить оба слоя аппликации. Для усиления эффекта и украшения изделия применяются золотые и серебряные нити, блестки, галун, стразы и бусины.

Аппликация может быть сделана тесьмой - в этом случае вместо вырезанных из ткани узоров на изделие нашивается тесьма различной ширины.

Аппликацию можно выполнять как вручную, так и на швейной машинке. Однако по возможности следует избегать таких случаев, когда прихотливый узор выкладывается из прямой ленты, - для неопытной рукодельницы подобная работа может представлять значительную трудность.

Процесс прикрепления аппликации и обшивания ее тесьмой или плоским швом при работе вручную и при работе на машинке совершенно одинаков. В законченном виде аппликация, сделанная на машинке, немногим отличается от той, что выполнена вручную.

Ткани

Аппликацию можно делать на шелке, бархате, парче, льняных и хлопчатобумажных, а также синтетических тканях, на натуральной и искусственной коже. Поскольку аппликация является своеобразной заменой вышивки, то для нее следует подбирать материалы, которые будут смотреться как можно более эффектно. Этот эффект можно еще более усилить, если использовать для различных частей рисунка разные виды ткани; это будет показано далее на нескольких примерах.

Материалы

Как мы уже указали выше, чаще всего разные части аппликации скрепляются между собою при помощи шнура или тесьмы, но можно также сшить их по контуру плоским швом.

Шнур можно изготовить самостоятельно, из нитей, идеально подходящих к вашему узору по цвету и фактуре (немного позже материал об их изготовлении будет выставлен на данном сайте), или купить в специализированном магазине.

Готовый шнур может быть сделан из самых различных материалов. Наиболее широко, конечно же, распространены синтетические шнуры - как матовые, так и блестящие, однако в магазинах рукоделия продаются также хлопчатобумажные шнуры и даже шнуры, свитые из льняных и шерстяных ниток. В широком ассортименте имеются золотые и серебряные шнуры из металлизированных ниток и канители. Для пришивания шнура можно воспользоваться швейным шелком, а для выполнения декоративного шва - швейными и прочными вышивальными шелковыми нитками, вышивальной вискозой и другими видами прочных декоративных ниток. Шелковые, вискозные и полиэстеровые нитки можно также применять для выполнения плоского шва, которым обшиваются контуры аппликации.

Подготовительная работа

Перед началом работы под большинство тканей, используемых для аппликации, необходимо сделать подложку. Для этой цели используется, как правило, флизелин. В прежние времена на изнаночную сторону приклеивалась при помощи крахмального клейстера волокнистая бумага.

Необходимо следить, чтобы ткань лежала на флизелине ровно и гладко, без морщин и складок; в процессе приглаживания ткани к флизелину между ними не должно возникать воздушных пузырей. Если вы используете двусторонний флизелин, убедитесь, что со второй его стороны защитный слой еще не снят - он понадобится вам впоследствии. После проглаживания дайте ткани как следует остыть. Благодаря такой подложке для аппликации можно использовать даже самые тонкие ткани - флизелин придаст им необходимую жесткость и предотвратит края от осыпания на время работы.

Далее нужно нанести на ткань, используемую в качестве основы, полный рисунок будущей аппликации. На ткани, которую вы взяли в качестве накладной части, нужно обрисовать только те части рисунка, которые будут взяты в качестве аппликации. Эти детали вырезаются очень острыми ножницами - нельзя допустить, чтобы их края оказались неровными или разлохмаченными.

Ткань основы, натянутая на рамку или пяльца, кладется затем на доску или стол таким образом, чтобы с его поверхностью соприкасалась только сама ткань, пяльца должны выдаваться вверх. После этого с изнаночной стороны вырезанных узоров снимается защитный слой второй стороны флизелина, узоры накладываются на предназначенное им место и приклеиваются или приглаживаются утюгом.

До того, как начать оконтуривание узора аппликации, следует пришить ее края к основе отдельными запошивочными стежками, которые затем будут скрыты художественным контуром.

Образец выполнения запошивочных стежков вы видите на рисунке слева.

Оконтуривание

Шнур, проложенный по контуру аппликации, закрепляется вдоль краев узора невидимыми поверхностными стежками - так, что эти стежки проходят между прядями шнура, или при помощи отделочных запошивочных стежков, выполненных нитками яркого цвета. В обоих случаях шнур должен перекрывать срезы аппликации в достаточной степени, чтобы скрыть их от глаз и предотвратить их осыпание в процессе использования изделия. Если края аппликации осыпаются и разлохмачиваются, значит, она выполнена неаккуратно. Если рисунок оконтуривается художественным швом, то игла должна выходить на поверхность ткани довольно близко от среза, и весь стежок в целом не должен быть в длину более 5 мм.

Аппликация из лоскутов ткани - по силам даже маленьким детям от 3-х лет. Несложное детское творчество понравится ребенку. И принесет пользу, такой вид творчества развивает усидчивость и аккуратность. Начать можно с небольшой картинки, выбрав простой рисунок. Аппликацию затем можно поместить в рамочку, а для красоты обшить контрастными нитками или обвести специальной краской для ткани по контуру рисунка.

Аппликации могут быть как простыми, так и сложными, состоящими из нескольких или множества элементов. Но в любом случае элементы: аппликаций - цветы, деревья, птицы, звери и т.д. - должны быть стилизованными, без лишних деталей, с четким правильным контуром.

Для тканевой аппликации материалами могут служить всевозможные натуральные и синтетические ткани разной фактуры - гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр.

Для того чтобы при вырезании аппликации и ее пришивании края ткани не осыпались, лоскут крахмалят: лоскуты из ситца, сатина, бумазеи - клейстером из картофельной муки (отжимают насухо и гладят с изнанки горячим утюгом); лоскуты из шелка, батиста, кружева, синтетических тканей - желатином (сухие лоскуты растягивают на доске и обрызгивают раствором желатина, затем просушивают, но не гладят).

С маленькими детьми аппликацию лучше делать на клею. Из предварительно накрахмаленной ткани вырежьте детали вашей аппликации, обильно намажьте изнаночную сторону клеем БФ и наклейте на основу вашей картины. Для лучшего высыхания 2 часа накройте аппликацию влажной хлопчатобумажной тканью, сверху поставьте теплый утюг.

Дети постарше, после 5 лет, могут делать аппликации, используя для склеивания полиэтилен. Детали аппликации так же делают из предварительно накрахмаленной хлопчатобумажной ткани. Делают это так: Под основу картины подложите несколько слоев газеты. На газеты разложите тонкую полиэтиленовую пленку, а сверху на полиэтилен заготовки для аппликации. Все это накройте листом белой бумаги и прогладьте горячим утюгом. Ткань легко приклеится к основе, а излишки пленки приклеятся к бумаге.

Часто образцами для аппликации служат иллюстрации из журналов, открытки, орнаменты на предметах декоративно-прикладного искусства. Многие рукодельницы пытаются уменьшить или увеличить иллюстрации. Не умеющие рисовать могут перевести рисунки по клеточкам в соответствии с заданным масштабом. Для этого иллюстрацию разбивают на равные квадратные клетки, а на листе бумаги, где должен быть увеличенный или уменьшенный рисунок, делают сетку из того же количества квадратов, но большего или меньшего размера, и на них переносят рисунок. Можно перенести на бумагу отдельные элементы рисунка, чтобы получить затем выкройки этих элементов.

Для выполнения сложной аппликации нужно обязательно сделать эскиз аппликации и выкройки отдельных деталей. Эскиз необходим для контроля. Заготовленные бумажные выкройки накладываются на материю, прикрепляются к ней булавками, а если фигура крупная и сложная, ее приметывают и затем вырезают из материи по контурам бумажной выкройки. К некоторым выкройкам надо делать прибавки в тех местах, где одна деталь заходит на другую, например, если надо присоединить кофту с юбкой, то к концу кофты следует сделать прибавку и на нее пришить юбку. Если в узоре одинаковые фигуры встречаются несколько раз, то материю можно сложить в несколько раз и по бумажной выкройке раскроить сразу несколько экземпляров. Кроить фигуры, особенно крупные, нужно обязательно по долевой нити, иначе они деформируются (растянутся).

Вырезанные фигуры, раскладывают на основе в нужных местах эскиза, уточняют форму, совместимость фона и цвета фигур, после чего приступают к закреплению аппликации на основе.

Материалы и оборудование в технике аппликации по ткани обычно используются следующие: клей ПВА, бумага, лоскутки ткани, ножницы, бусинки, тесьма и т.п.

Вообще техник выполнения аппликаций с помощью ткани несколько. Детские аппликации из ткани, как правило, делаются с помощью наклеивания, ведь держать иголку в руках, и что самое главное, аккуратно с ней обращаться, малышам пока тяжело. Поэтому в качестве материала для пробных поделок можно выбрать валяную шерсть или другой легкий и простой в приклеивании материал. Вначале определяется, какой именно узор будет сделан, на бумажной или картонной основе чертится рисунок. Тонкую ткань следует вырезать по долевой нити, чтобы избежать вытягивания лоскутка (Рис.1).

Рис. 1. Аппликация из ткани "Улитка"

Еще один вариант, который подойдет для выполнения вместе с детьми - это приклеивание ткани на клеящуюся основу, например флизелин. Для этого можно взять основу от самоклеющейся пленки, проложить ее клеевой тканью, а сверху накрыть тканью нужного цвета. Весь этот тканевой "сендвич" следует прогладить утюгом. Затем с обратной стороны. Там где бумажная основа, размечаются контуры рисунка, вырезается и аккуратно снимается слой основы. А лоскуток наносится на кусочек ткани и также проглаживается утюгом. Подобным образом собираются все детали будущей работы в большой рисунок.

Украсить поделку вам помогут различные пуговицы, бусины, пайетки, но главным украшением будут умело подобранные фрагменты ткани - настоящее рукоделие.

Алена Корнеева

Корнеева А. А.,

воспитатель по изобразительной деятельности

МБДОУ «Детский сад № 13»

г. Чернушка, Пермский край

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью , в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника .

Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов декоративно-прикладного искусства, используемых в работе с детьми . Это не только увлекательно и занимательно для ребят, но и благотворно влияет на развитие их умственных и творческих способностей.

Детские аппликации из цветной бумаги порой наивны и просты, но, тем не менее, – это весьма мощное средство, которое помогает развиться фантазии малыша и развить очень многие умения и способности. Кроме того, дети получают массу удовольствия от приклеивания цветных фигурок на бумагу или картон.

Первоначально ребенок просто приклеивает к бумаге фигурки вырезанные взрослыми, но время идет и вот уже сам малыш берет в руки ножницы и начинает творить.

Я считаю, что основная работа со сложной аппликацией начинается в старшей группе . Дети работают с вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями, вырезают симметричные силуэты, работают с ленточной аппликацией , обрывной, накладной, прорезной.

В 2015 году я начала разрабатывать последовательность выполнения полуобъемных схем (приложение) . Схемы представлены на разные темы. Для детей такие схемы удобны тем , что ребенок может открывать и закрывать нужную ему деталь, пока он не поймет, в каком положении деталь должна находиться, и где именно на детали рисовать контур. Кто-то из детей может рассматривать схему только одну минуту , и он поймет как работать, а кому-то надо будет подойти к схеме несколько раз , чтобы понять принцип (алгоритм) действий. Эти схемы - мои помощники . После выполнения аппликации на занятии по ИЗО я передаю схемы в группу для самостоятельной работы детей .

Хочу вам показать принцип работы со схемами на конкретном примере, например : аппликация «Фрукты» . На фотографии видно, что с одной схемой можно последовательно выполнить несколько действий .

Также хочу показать принцип работы еще на одном примере : создании аппликации «Дерево» . Здесь необходимо выполнить прорезную аппликацию и накладную . Ребенку хорошо виден и понятен алгоритм действий на схеме .

На каждой схеме использую небольшие подсказки в виде маленьких схем или стрелочек для того, чтобы ребенку легче было ориентироваться по схеме , а также, в том случае, когда ребенок забыл последовательность выполнения аппликации .

Схемы делаю простыми и понятными для детей. Стараюсь в одной схеме показать все основные действия. Также к схеме прикладываю различные варианты готовых аппликаций на данную тему .

Предлагаю старшим детям дошкольного возраста различные варианты схем :













Схем разработала уже достаточно много, считаю, что такие схемы для самостоятельной работы по аппликации необходимы . Наблюдая за детьми, понимаю, что делаю это не напрасно. На занятиях по аппликации дети стали более уверенными, самостоятельными , активными, аккуратными и экономными в использовании бумаги . Раньше многих детей приходилось больше контролировать. Сейчас же у них увеличилась скорость выполнения работы , увеличился объем выполненной работы . Большим своим достижением считаю, что дети стали предлагать свою помощь другим ребятам, у которых есть трудности в работе.

Я совершила небольшое открытие, используя схемы последовательности выполнения аппликации в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников , с помощью которого мы вместе с детьми поднялись на ступеньку выше в освоении дошкольного образования .

Публикации по теме:

Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» АВТОРЕФЕРАТ Сагалбекова.

Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности» Известно, что самостоятельность формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения разными видами деятельности. Чем же характеризуется.

Игра для младшего дошкольного возраста"Барабан и погремушка" Цель: Развивать тембровое восприятие (звучание барабана и погремушки) Оснащение:.

Совместная трудовая деятельность в подготовительной группе из серии



Что еще почитать