Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования и далее основную образовательную программу основного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.
Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.
Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, имеет следующие причины:
недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;
обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Исследования готовности детей к обучению в школе
при переходе от предшкольного к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.
Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.
Координация движений исследуется при помощи следующих заданий. 1. Упражнения «Коза», «Заяц». Педагог просит дошкольника сделать из пальцев «Козу» (вытянуть вперед указательный палец и мизинец; при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим к ладони), а затем превратить её в «Зайца» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы; при этом мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони). Далее упражнения выполняются попеременно. Учитывается способность быстро менять местами пальцы. 2. Вставь нитку в иголку. Ребёнку предлагают вставить тонкую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 35 мм, с большим ушком. 3. Упражнения «Ладонь, ребро, кулак». Руки ребёнка лежат на краю стола, нужно в правильной последовательности, не сбиваясь, положить на стол ладонь, ребро ладони, сжать ладонь в кулак и т. д. 4. Упражнения на выявление сформированности ориентировки в схеме своего тела. Педагог просит ребенка показать правое ухо, левый глаз, топнуть правой ногой, подпрыгнуть три раза на левой ноге. Оценивается умение ориентироваться в своём теле, умение понимать словесную инструкцию. Мелкая моторика руки исследуется при помощи заданий:Психологическая готовность к школе – сложная системная характеристика психического развития ребёнка 6-7 лет, которая предполагает сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника; возможность выполнения им учебной деятельности сначала под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребёнком
новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.
Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру :
1. личностная готовность,
умственная зрелость,
произвольность регуляции поведения и деятельности.
Личностная готовность включает
1.мотивационную готовность,
2.коммуникативную готовность,
3.сформированность Я - концепции и самооценки, эмоциональную зрелость.
Мотивационная готовность предполагает сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и
умственной активности.
Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с доминированием учебно-познавательных мотивов.
Школьная мотивация выявляется в ходе беседы, где главными вопросами являются: «Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?». Критерии оценивания:Коммуникативная готовность выступает как готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создаёт возможности для продуктивного сотрудничества ребёнка с учителем и трансляции культурного опыта в процессе обучения.
Сформированность Я - концепции и самосознания характеризуется осознанием ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, способностью оценки своих достижений и личностных качеств, самокритичностью. Эмоциональная готовность выражается в освоении ребёнком социальных норм выражения чувств и в способности регулировать своё поведение на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования.
Тест на развитость самооценки (самоконтроля)
Способность к самоконтролю предполагает обращение внимания ребенка на содержание собственных действий, способность к оценке результатов этих действий, а также своих возможностей.
Результат ы:
Если ребенок объясняет, что причина неудач в лейке, горке, скамейке, качелях, т. е. неудачи происходили по не зависящим от персонажей причинам, значит, он еще не научился оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с неудачей, он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим.
Если ребенок видит причину события в самих персонажах и предлагает им потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит, у него хорошая способность к самооценке
Когда ребенок видит причину неудач и в персонаже и в объекте, это говорит еще и о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации .
Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является сформированность высших чувств – нравственных переживаний, интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией.
Умственную зрелость составляет
интеллектуальная,
речевая готовность,
сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения.
Обследование памяти включает в себя:
1. Обследование кратковременной слуховой памяти.
Педагог зачитывает ребенку следующие слова: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, таз. Ребенок должен в любой последовательности воспроизвести те слова, которые запомнил. Норма – 5-6 слов.2. Обследование смысловой памяти . Ребенку предлагается запомнить пары слов: шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь. Затем педагог произносит первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово. В норме ребенок должен вспомнить все пары.
Интеллектуальная готовность к школе включает особую познавательную позицию ребёнка в отношении мира (децентрацию), переход к понятийному интеллекту, понимание причинности явлений, развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность действовать в умственном плане, определённый набор знаний, представлений и умений.
Общая осведомленность об окружающем мире исследуется в ходе беседы:Ваш будущий ученик должен безошибочно справляться с этими заданиями. Если с первого раза не получилось, предложите подумать еще раз. Но оценку при этом придется снизить.
Следующее задание.
С помощью рисунка на развороте вы можете проверить у своего малыша образное мышление, т. е. убедиться, действительно ли он видит и понимает то, на что смотрит, как он воспринимает, сравнивает, классифицирует.
Ребенок должен рассмотреть картинку с изображениями различных животных. Пусть он найдет и покажет на ней:
всех диких животных ,
всех домашних животных ;
выделит: птиц, зверей, рыб .
Если какой-либо ответ покажется вам ошибочным, попросите объяснить, почему он так считает.
для выявления умений находить причинно-следственные связи ребенку
предлагают серию картинок с изображением последовательных событий с просьбой разложить картинки в нужной последовательности и пояснить своё мнение. Оценивается правильность нахождения причинно-следственных связей.
Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи;
развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребёнка в отношении речевой действительности и выделение слова как её единицы. Восприятие характеризуется всё большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением. Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объёма и устойчивости внимания.
Речевое развитие исследуется на разных уровнях:Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребёнком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для её достижения. Произвольность выступает, как умение строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
Формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.
Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе обучающихся на ступень основного общего образования. Трудности такого перехода - ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения - обусловлены следующими причинами:
необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);
совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);
недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия,
контроль, оценка);
недостаточно подготовленным переходом с родного языка на русский язык обучения.
Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий и заданы в форме требований к планируемым результатам обучения . Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения, учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.
Поскольку основной проблемой нашей школы является индивидуально-дифференцированное обучение, то для того, чтобы обучение детей было наиболее эффективным, уже в детском саду мы должны начинать обследование детей, чтобы определить каждого ребенка в соответствующий уровню его развития класс.
Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться психологом в группах развития и учителем на уроках. Но осуществить индивидуальный подход (включающий коррекционно-развивающую работу) в классе, где собраны дети без учета особенностей их психического развития, очень трудно. Задача несколько облегчается, если будущие учащиеся подбираются в классы на основе сходства их развития.
Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у учеников на начальных этапах обучения, запоздалое выявление детей, нс готовых к овладению учебной деятельностью, предъявляющей высокие требования не только к познавательной сфере ребенка, но и ко всей его личности в целом, порождают круг еще более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится все труднее. Как правило, именно эти проблемы, не будучи разрешенными в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза, с особой остротой обнаруживая себя в подростковом возрасте, где эффективность коррекционной помощи редко достигает желаемого уровня.
Классы, сформированные дифференцированно, позволяют учащимся в процессе обучения развиваться в оптимальном для каждого ребенка режиме. Следует подчеркнуть, что речь идет не о разных знаниях, которые будут получать учащиеся начальной школы, а о разных методах и темпах обучения и развития, т.е. о воплощении на практике тезиса об индивидуальном подходе.
Исходя из этого, диагностическая работа по определению готовности ребенка к школе должна помочь учителю не только правильно организовать набор учащихся впервые классы, но и осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к ним в процессе всего периода обучения.
По итогам проведенных исследований и анализа анкеты педагог составляет беседу с родителями. Особое внимание следует уделить подготовке беседы с родителями детей, продемонстрировавших низкий уровень готовности к обучению. Педагог должен в тактичной форме, опираясь на протоколы диагностики, познакомить с результатами и совместно наметить план коррекционной работы (желательно, чтобы исследование проводилось в мае) и пригласить на повторную беседу в августе.
Литература.
1.«Ты меня понимаешь?» Тесты для детей 5-7 лет с рекомендациями психолога. Составитель Васильева Т.В. Под редакцией кандидата психологических наук Гулиной М.А. С-П: «Акцент», 2004
2.сайт http://standart.edu.ru :
коррекционно-развивающая работа; планируемые результаты.
Рыжков Н.Ю. Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе. «Ученик и школа», М-2006, №8.
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Педагогические методы изучения личности. М: «Флинта»,1998.
Уровень готовности малыша к школе складывается из нескольких одинаково важных компонентов: физическая готовность, социальная, психологическая. Последняя, в свою очередь, разделяется еще на несколько компонентов (личностную, интеллектуальную и волевую). О них, как о наиболее важных, и пойдет речь.
Такой компонент, как психологическая готовность к школе, представляет собой весьма многогранный фактор, подразумевающий присутствие у ребенка готовности к получению новых знаний, а также поведенческих, бытовых и прочих навыков. Разбираемся…
Интеллектуальная готовность. Она состоит из следующих составляющих:
Маленький дошкольник должен…
Эмоциональная готовность.
Этот критерий развития предполагает лояльность к обучению и понимание, что выполнять придется и те задания, к которым душа не лежит. То есть…
Личностная готовность.
Одна из самых больших сложностей в школе для малыша — социальная адаптация. То есть, готовность к знакомству с новыми ребятами и учителями, к преодолению сложностей в отношениях и пр. Ваш ребенок должен уметь…
Уровень развития малыша предполагает соответствие «зоны ближайшего развития» чада программе обучения (сотрудничество ребенка со взрослыми должно давать определенные результаты). При низком уровне данной «зоны» относительно той, что нужна для освоения школьной программы, малыша признают психологически неготовым к учебе (он просто не будет способен усвоить материал). Процентное соотношение малышей, не готовых к учебе, на сегодняшний день весьма велико — у более 30% семилетних детей отмечается несформированность как минимум одного компонента психологической готовности. Как понять, что малыш не готов к школе?
Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.
Признаки интеллектуальной неготовности к учебе:
Определить — готово ли чадо к школе — можно с помощью определенных методик (благо, недостатка в них нет), как самостоятельно в домашних условиях, так и на приеме у специалиста. Конечно же, готовность к школе — это не только способность сочетать, отнимать, писать и читать. Важны все компоненты готовности для адаптации к новым условиям.
Итак, самые популярные методики и тесты — определяем уровень развития малыша.
Тест Керна-Йирасека.
Метод Узор Л.И. Цеханской.
Графический диктант Д.Б. Эльконина.
Рисование по точкам А.Л. Венгера.
Методика Н.И. Гуткиной.
Методика Дембо-Рубинштейн.
Также маме с папой стоит ответить себе на вопросы (о социальной адаптации):
На уровень готовности малыша к школе следует обратить внимание не в августе, перед началом занятий, а гораздо раньше, чтобы успеть исправить недочеты и максимально подготовить чадо к новой жизни и новым нагрузкам. Если родители обнаружили проблемы, касающиеся психологической неготовности своего ребенка к учебе, следует обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций. Специалист подтвердит/опровергнет родительские опасения, подскажет, что делать дальше, и, возможно, посоветует отложить учебу на год. Помните, развитие должно быть гармоничным! Если вам категорически заявляют, что малыш к школе не готов, есть смысл прислушаться.
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.
Перед поступлением ребенка в 1-й класс мы проводим диагностику его школьной зрелости. Цель – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:
На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей.
Во-первых , чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.
Во-вторых , диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.
В-третьих , диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).
И, наконец, в-четвертых , детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на раз-личных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна учителю: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.
Как относиться к результатам диагностики? (Советы родителям.)
Самое главное – это, независимо от полученных результатов, относиться к ним спокойно. Никакие психологические тесты и учебные задания не дают однозначной, категорической оценки, особенно в плане интеллектуального развития. А если возникли какие-либо вопросы и сомнения, лучше всего обратиться к специалистам. Обращайте, прежде всего, внимание на низкие и высокие оценки диагностики. Если оценки низкие, не расстраивайтесь, займитесь развивающими играми и тренировочными упражнениями. Через определенное время, скажем, один – два месяца, попробуйте повторить диагностику. Если результаты не улучшились, следует обратиться к психологу, особенно что периодически это полезно делать в любом случае. Если же ребенок показал высокие результаты, можете быть довольны. Однако вместе с приятным известием вы имеете и повод для беспокойства. Скорее всего, ваш ребенок интеллектуально одаренный, и беспокоиться нужно о том, как эту одаренность не загубить. Для него нужна специальная программа обучения и развития. И здесь помогут консультации педагога и психолога. Средние результаты обещают больше спокойствия. Но это лишь в том случае, если вы не захотите, чтобы ваш ребенок стал еще более интеллектуально мыслящим.
Нижеследующие тесты, вопросы, творческие задания не претендуют на систему диагностики. Мы делаем лишь попытку обратить внимание родителей на своего ребенка.
Выделим несколько основных аспектов готовности ребенка к школе:
Необходимо подумать о том, овладел ли ребенок системой межличностных отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система либо создает для ребенка атмосферу эмоционального благополучия и таким образом стимулирует его учебную деятельность, либо, наоборот, складывается неблагополучно. Очень важно своевременно формировать навыки учебной деятельности, не пугать школой, но и не показывать ее в развлекательном ракурсе. Ребенок еще до поступления в школу должен усвоить:
Следующие вопросы помогут выявить уровень данных представлений:
1. Назови свою фамилию, имя, отчество, возраст.
2. Знаешь ли ты свой домашний адрес?
3. Укажи фамилию, имя, отчество родителей и близких родственников.
4. Где они работают?
5. Вспомни домашний телефон, а также рабочие телефоны мамы и папы, бабушки…
6. Если родителей нет дома (вечером и в выходные дни), где они могут быть? Как их найти?
7. Ты заблудился в большом магазине, на незнакомой улице. Что ты будешь делать?
8. Ты один дома. Тебя настойчиво просят открыть дверь (пришли из школы, милиции, домоуправления). Что ты сделаешь?
9. Отгадай загадки о себе:
Школа – это нужно!
Школа – это трудно!
Школа – это интересно!
Ответы на нижеследующие вопросы выявят степень знаний и отношений к программе «Забочусь о себе сам»:
1. Самостоятельно или после напоминаний ребенок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т. д.)?
2. Сформирована ли потребность заниматься утренней гимнастикой? Что ребенок знает о влиянии гимнастики на здоровье, развитие мускулатуры и т. д.?
3. Знание о полезных продуктах, витаминах, культуре питания.
4. Осведомленность о вредных, нежелательных продуктах, особенно в больших количествах (сахар, соль, жиры и т. д.). Каковы признаки несвежих, опасных для здоровья продуктов?
5. Умение проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).
6. Знание о пользе свежего воздуха, вредности пыли, потребности жить в чистом помещении. С этой целью принимать посильное участие в уборке квартиры.
7. Представления об оказании первой медицинской помощи. Знания о том, как обращаться с йодом, бинтом и т. д.
8. Знакомы ли шестилетке некоторые приемы релаксации?
9. Умеет ли ребенок отдыхать, восстанавливать потраченную энергию?
II. УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ВОСПИТАННОСТИ
При воспитании добрых чувств важна специальная ориентация на других людей, в том числе обездоленных. В каждом случае периодически важны комментарии родителей о жизни людей, имеющих трудности (старики, инвалиды, сироты и т.д.) Задумайтесь над вопросом: как наши дети относятся к нам? В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать и по отношению к матери. Предлагаем в этой связи провести мини-эксперимент: куда сядет ваш ребенок? (См. рисунок.)
Если ваш ребенок безоговорочно выбирает стул рядом с мамой, папе следует задуматься о своем отношении с ребенком. Если ребенок захотел сесть между родителями и для этого предложил пересесть кому-либо из вас, радуйтесь: он относится к вам примерно одинаково. Но если ребенок захотел сесть отдельно куда-то в угол – малышу в семье одиноко, тоскливо. Уделите ему значительно больше внимания и любви.
Выполняет ли дело до конца, или бросает его, встретившись с трудностями, или переключается на легкие, интересные дела?
Качество труда: степень аккуратности, отсутствие суетливости и лишних движений.
Мотивация труда ребенка: делает, чтобы помочь, или работает, чтобы получить похвалу.
Очень хорошо показывают дети свое отношение к членам семьи в рисунках.
Кроме того, характер детских работ отражает семейную атмосферу.
Предложите шестилетке нарисовать рисунок на тему «Моя семья»:
4. Знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику
ОБЩАЯ ЭРУДИЦИЯ
Знания об окружающем мире: времена года, растительный и животный мир, быт людей (одежда, обувь, постель, посуда, техника), правила поведения, дорожного движения и т. д.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Ребенок должен знать:
Ребенок должен уметь:
УРОВЕНЬ УСТНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Ребенок должен знать:
средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
ряд стихов, потешек, загадок, считалок.
Ребенок должен уметь:
Речь как показатель готовности к школьному обучению:
УРОВЕНЬ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ
Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, всмотритесь в вашего ребенка вот с каких позиций:
– основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;
умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия;
каков уровень организованности и самостоятельности;
каковы мотивы желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад, в школе я узнаю много нового, интересного).
Приложение 1
ТЕСТ-АНКЕТА АМЕРИКАНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (Ф. ТАТЛ И Л. БЕККЕР)
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
На каждый вопрос необходимо отвечать «да» или «нет». Авторы советуют изолированно провести анкетирование с двумя родителями.
1. Мой ребенок живой, инициативный, подвижный. |
2. Его интересы и увлечения достаточно постоянны. |
3. Его заинтересованность уравновешенная. |
4. В сравнении со сверстниками проявляет интерес (активно выраженный) к искусству, литературе, спорту, природе, моделированию, технике (подчеркнуть или дописать). |
5. Имеет не больше двух друзей (постоянных), причем старше себя. |
6. Его интересует все загадочное, таинственное и даже совсем непонятное. |
7. Любит много спрашивать, настойчив в достижении подробных ответов. |
8. Речь ребенка развита. Он имеет большой запас слов, хорошо использует его. |
9. Преимущественно старается найти самостоятельное решение в различных ситуациях. |
10. Не успокаивается поверхностными пояснениями и такими же ответами на свои вопросы. |
11. Старается придерживаться личного взгляда на те или другие действия, явления, не взирая ни на какие обстоятельства или обещания. |
12. Обязательно (всегда) реагирует на все новое. |
13. Начатое дело всегда старается довести до конца. |
14. В общении отстаивает личное мнение, не хочет признавать общепринятые взгляды. |
15. В непредвиденных и сложных ситуациях берет на себя роль лидера. |
16. Имеет заметную склонность к какому-нибудь виду деятельности или предмету (группе предметов: игрушкам, книжкам и пр.). |
17. Настойчивый, упрямый, решительный в достижении желанной цели. |
18. Проявляет неприкрытую потребность в поддержке взрослых. |
19. Легко находит и всегда имеет достаточно много друзей. |
20. Задает много вопросов, преимущественно из круга своих интересов. |
21. Для посторонних кажется старше своих лет. |
22. Нередко проявляет черты эгоизма и даже беспричинной агрессии. |
23. Знает себе цену (в рамках возрастных особенностей). |
24. Легко ли и часто отвлекается и оставляет начатое дело (занятия, игру). |
25. Почти одинаково интересуется гуманитарными и техническими вопросами. |
ИТОГ: Если на вопросы 1, 6, 18, 24 вы ответили «да», ваш ребенок в основном способный. При условии негативных ответов на вопросы 18, 24 запишите ответы на вопросы 2, 3, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 19, 20, 22. Если везде будет «да», есть серьезные основания предполагать, что ребенок по-настоящему одаренный. Если на остальные вопросы – 4, 5, 8, 9, 14, 15, 21, 23, 25 – ответы положительные, это может свидетельствовать о наличии яркой одаренности, даже таланта.
Вполне понятно, что результаты только одной анкеты говорят лишь о первых предположениях. Для заключительного диагноза нужно дополнительное обследование, желательно у специалиста.
Приложение 2
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Представленные варианты заданий являются проверочной (тестовой) работой для определения уровня развития устной речи будущего первоклассника, а также уровня развития основных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Материал подобран в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, которыми должен владеть будущий школьник. При составлении заданий большое внимание было уделено их занимательности, поэтому задания представлены в игровой форме. Оценить владение устной речью ребенком шести лет невозможно без личной беседы с ним. Чтение небольшого текста, беседа о прочитанном, чтение наизусть небольшого стихотворения – основные методы изучения развития устной речи ребенка. Данные задания помогут родителям и педагогам получить дополнительные сведения об уровне развития речи и мышления ребенка.
Первое задание требует от ребенка знания алфавита, умения составлять слова из данных букв, писать печатным шрифтом буквы, сопоставлять объекты восприятия, анализировать, владеть графическими навыками. Ребенку предлагается соединить буквы в алфавитном порядке, затем в пустых клетках записать слово. Несложное грамматическое задание требует проявления внимательности. Умение сопоставлять и анализировать легко проследить, если предложить ребенку по точкам в квадрате нарисовать точно такую же фигуру, а затем узнать в этой фигуре спрятанную букву алфавита. Кроме того, первое задание позволит оценить уровень развития моторики.
Умение проводить звуковой анализ несложных слов поможет выяснить второе задание . Ребенку предлагается назвать предметы, определить первую букву в названии каждого предмета, вписать получившееся слово в клеточки, а затем в пустом квадрате нарисовать соответствующую картинку. Кроме этого, дополнительно можно попросить закрасить в слове буквы, обозначающие гласные (или согласные) звуки. Таким образом, ребенок выполняет следующие операции: называет предмет, проводит звуковой анализ слова, выделяя первый звук, записывает соответствующую букву в нужную клеточку, читает слово, проводит звуко-буквенный анализ получившегося слова, выделяя гласные и согласные (а возможно, мягкие и твердые) звуки, рисует картинку к слову.
Чтобы выполнить эти задания, необходим достаточный уровень развития внимания, мышления, воображения.
В третьем задании есть возможность оценить умение читать и писать печатными буквами слова, написание которых не расходится с произношением.
А чтобы найти эти слова, необходимо включение в работу всех психических процессов.
Четвертое задание позволит проследить, насколько ребенок владеет умением делить слова на слоги. Используя первые слоги данных слов, необходимо составить и записать еще одно слово. Отсутствие каких-либо картинок и подсказок в этом задании повышает уровень его сложности. Необходимость владения элементарным абстрактным мышлением подчеркнет способности ребенка.
В пятом задании ребенку предлагается осуществить классификацию предметов по заданному признаку. Классификация – это одно из ключевых понятий логики, основное логическое действие, которым ребенок должен владеть к началу обучения в школе.
Задания:
1. По точкам соедини буквы в алфавитном порядке, и ты узнаешь, кто здесь нарисован. Составь слово из данных слов и напиши его. В квадрате рядом по точкам нарисуй точно такую же фигуру. В ней спрятана буква алфавита. Найди ее и впиши в пустую клетку.
2. Прочитай слово по первым буквам слов, обозначающих нарисованные предметы. Запиши
его в пустые клеточки и нарисуй картинку. В слове закрась красным карандашом гласные.
3. Найди слова в «цепочке». Запиши их на строчках.
4. Составь слова из первых слогов данных слов. Запиши их в пустые клетки.
5. Соедини изображенные предметы с соответствующими словами и картинками. Раскрась.
Примечание. Для диагностики результатов можно ввести оценочную шкалу. Каждое задание оценивается в 5 баллов. Максимальное количество за верно выполненную работу – 25 баллов.
Литература
1. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить: игры и тесты для детей 7–10 лет. Харьков: Фолио, 1998.
2. Береславский Л.Я. Азбука логики. М.: Астрель, 2003.
3. Волина В. Праздник букваря. М.: АСТ-Пресс, 1995.
4. Светлова И.Е. Грамматика в картинках. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования и далее основную образовательную программу основного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.
Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.
Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, имеет следующие причины:
недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;
обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Исследования готовности детей к обучению в школе
при переходе от предшкольного к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.
Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.
Координация движений исследуется при помощи следующих заданий. 1. Упражнения «Коза», «Заяц». Педагог просит дошкольника сделать из пальцев «Козу» (вытянуть вперед указательный палец и мизинец; при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим к ладони), а затем превратить её в «Зайца» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы; при этом мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони). Далее упражнения выполняются попеременно. Учитывается способность быстро менять местами пальцы. 2. Вставь нитку в иголку. Ребёнку предлагают вставить тонкую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 35 мм, с большим ушком. 3. Упражнения «Ладонь, ребро, кулак». Руки ребёнка лежат на краю стола, нужно в правильной последовательности, не сбиваясь, положить на стол ладонь, ребро ладони, сжать ладонь в кулак и т. д. 4. Упражнения на выявление сформированности ориентировки в схеме своего тела. Педагог просит ребенка показать правое ухо, левый глаз, топнуть правой ногой, подпрыгнуть три раза на левой ноге. Оценивается умение ориентироваться в своём теле, умение понимать словесную инструкцию. Мелкая моторика руки исследуется при помощи заданий:Психологическая готовность к школе – сложная системная характеристика психического развития ребёнка 6-7 лет, которая предполагает сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника; возможность выполнения им учебной деятельности сначала под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребёнком
новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.
Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру :
1. личностная готовность,
умственная зрелость,
произвольность регуляции поведения и деятельности.
Личностная готовность включает
1.мотивационную готовность,
2.коммуникативную готовность,
3.сформированность Я - концепции и самооценки, эмоциональную зрелость.
Мотивационная готовность предполагает сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и
умственной активности.
Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с доминированием учебно-познавательных мотивов.
Школьная мотивация выявляется в ходе беседы, где главными вопросами являются: «Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?». Критерии оценивания:Коммуникативная готовность выступает как готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создаёт возможности для продуктивного сотрудничества ребёнка с учителем и трансляции культурного опыта в процессе обучения.
Сформированность Я - концепции и самосознания характеризуется осознанием ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, способностью оценки своих достижений и личностных качеств, самокритичностью. Эмоциональная готовность выражается в освоении ребёнком социальных норм выражения чувств и в способности регулировать своё поведение на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования.
Тест на развитость самооценки (самоконтроля)
Способность к самоконтролю предполагает обращение внимания ребенка на содержание собственных действий, способность к оценке результатов этих действий, а также своих возможностей.
Результат ы:
Если ребенок объясняет, что причина неудач в лейке, горке, скамейке, качелях, т. е. неудачи происходили по не зависящим от персонажей причинам, значит, он еще не научился оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с неудачей, он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим.
Если ребенок видит причину события в самих персонажах и предлагает им потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит, у него хорошая способность к самооценке
Когда ребенок видит причину неудач и в персонаже и в объекте, это говорит еще и о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации .
Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является сформированность высших чувств – нравственных переживаний, интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией.
Умственную зрелость составляет
интеллектуальная,
речевая готовность,
сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения.
Обследование памяти включает в себя:
1. Обследование кратковременной слуховой памяти.
Педагог зачитывает ребенку следующие слова: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, таз. Ребенок должен в любой последовательности воспроизвести те слова, которые запомнил. Норма – 5-6 слов.2. Обследование смысловой памяти . Ребенку предлагается запомнить пары слов: шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь. Затем педагог произносит первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово. В норме ребенок должен вспомнить все пары.
Интеллектуальная готовность к школе включает особую познавательную позицию ребёнка в отношении мира (децентрацию), переход к понятийному интеллекту, понимание причинности явлений, развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность действовать в умственном плане, определённый набор знаний, представлений и умений.
Общая осведомленность об окружающем мире исследуется в ходе беседы:Ваш будущий ученик должен безошибочно справляться с этими заданиями. Если с первого раза не получилось, предложите подумать еще раз. Но оценку при этом придется снизить.
Следующее задание.
С помощью рисунка на развороте вы можете проверить у своего малыша образное мышление, т. е. убедиться, действительно ли он видит и понимает то, на что смотрит, как он воспринимает, сравнивает, классифицирует.
Ребенок должен рассмотреть картинку с изображениями различных животных. Пусть он найдет и покажет на ней:
всех диких животных ,
всех домашних животных ;
выделит: птиц, зверей, рыб .
Если какой-либо ответ покажется вам ошибочным, попросите объяснить, почему он так считает.
для выявления умений находить причинно-следственные связи ребенку
предлагают серию картинок с изображением последовательных событий с просьбой разложить картинки в нужной последовательности и пояснить своё мнение. Оценивается правильность нахождения причинно-следственных связей.
Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи;
развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребёнка в отношении речевой действительности и выделение слова как её единицы. Восприятие характеризуется всё большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением. Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объёма и устойчивости внимания.
Речевое развитие исследуется на разных уровнях:Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребёнком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для её достижения. Произвольность выступает, как умение строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
Формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.
Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе обучающихся на ступень основного общего образования. Трудности такого перехода - ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения - обусловлены следующими причинами:
необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);
совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);
недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия,
контроль, оценка);
недостаточно подготовленным переходом с родного языка на русский язык обучения.
Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий и заданы в форме требований к планируемым результатам обучения . Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения, учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.
Поскольку основной проблемой нашей школы является индивидуально-дифференцированное обучение, то для того, чтобы обучение детей было наиболее эффективным, уже в детском саду мы должны начинать обследование детей, чтобы определить каждого ребенка в соответствующий уровню его развития класс.
Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться психологом в группах развития и учителем на уроках. Но осуществить индивидуальный подход (включающий коррекционно-развивающую работу) в классе, где собраны дети без учета особенностей их психического развития, очень трудно. Задача несколько облегчается, если будущие учащиеся подбираются в классы на основе сходства их развития.
Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у учеников на начальных этапах обучения, запоздалое выявление детей, нс готовых к овладению учебной деятельностью, предъявляющей высокие требования не только к познавательной сфере ребенка, но и ко всей его личности в целом, порождают круг еще более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится все труднее. Как правило, именно эти проблемы, не будучи разрешенными в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза, с особой остротой обнаруживая себя в подростковом возрасте, где эффективность коррекционной помощи редко достигает желаемого уровня.
Классы, сформированные дифференцированно, позволяют учащимся в процессе обучения развиваться в оптимальном для каждого ребенка режиме. Следует подчеркнуть, что речь идет не о разных знаниях, которые будут получать учащиеся начальной школы, а о разных методах и темпах обучения и развития, т.е. о воплощении на практике тезиса об индивидуальном подходе.
Исходя из этого, диагностическая работа по определению готовности ребенка к школе должна помочь учителю не только правильно организовать набор учащихся впервые классы, но и осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к ним в процессе всего периода обучения.
По итогам проведенных исследований и анализа анкеты педагог составляет беседу с родителями. Особое внимание следует уделить подготовке беседы с родителями детей, продемонстрировавших низкий уровень готовности к обучению. Педагог должен в тактичной форме, опираясь на протоколы диагностики, познакомить с результатами и совместно наметить план коррекционной работы (желательно, чтобы исследование проводилось в мае) и пригласить на повторную беседу в августе.
Литература.
1.«Ты меня понимаешь?» Тесты для детей 5-7 лет с рекомендациями психолога. Составитель Васильева Т.В. Под редакцией кандидата психологических наук Гулиной М.А. С-П: «Акцент», 2004
2.сайт :
коррекционно-развивающая работа; планируемые результаты.
Рыжков Н.Ю. Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе. «Ученик и школа», М-2006, №8.
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Педагогические методы изучения личности. М: «Флинта»,1998.
Перед всеми родителями в один момент встает вопрос: готов ли ребенок к школе и созрел ли их ребенок для обучения? Как правило, и родители и педагоги смотрят только на умение будущего школьника читать и считать. И вдруг может оказаться, что первоклассник, прекрасно выполнявший все задания на подготовительных курсах и знающий все необходимое, не хочет идти в школу и имеет проблемы с дисциплиной. Родители не понимают, что происходит, ведь они усердно готовили свое чадо к школе, иногда малыш посещает даже на нескольких подготовительных курсах, да и в детском саду с ним много занимались.
Как правило, на и после подготовительных курсов ребенок знает программу первого класса, а повторение уже давно известных истин может вызывать у ребенка только скуку. Знаний для обучения в первом классе у почти любого малыша соответствующего возраста будет достаточно, ведь школьная программа должна быть рассчитана на детей, которые и читать не умеют. Конечно, стоит заниматься обучением еще до школы, но это следует делать ток, чтобы у ребенка появился интерес к знаниям. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка учиться и давить на него, можно начать с обучения в игровой обстановке.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологически готов стать первоклассником далеко не каждый ребенок. Ниже приведены критерии, по которым можно определить, достаточно ли ваш малыш созрел морально.
Первоклассник должен суметь начать общаться с одноклассниками и учителем. Даже если ребенок посещал детский сад, новое общество все-равно может стать для него трудностью.
Школьнику будет необходимо делать не только то, что ему хочется, и иногда ему придется заставлять себя. Малыш должен уметь ставить цель, составлять план действий и достигать ее. Он также должен понимать важность некоторых дел. Например, чтобы выучить стихотворение, ребенок сможет отказаться от интересующей его игры.
Ребенок должен уметь сам усваивать информацию и делать из нее логические выводы. Например, по форме предмета он сможет догадаться о его назначении.
Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы.
Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.
Оценка развития познания.
Оценка базового опыта
Оценка языкового развития
Оценка уровня эмоционального развития
Оценка умения общаться
Оценка физического развития
Зрительное различение
Зрительная память
Зрительное восприятие
Уровень слуховых способностей
Оценка отношения к книгам
После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при определении готовности ребенка к школе.
Тесты готовности ребенка к школе
Тесты проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение.
Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.
1 тест готовности ребенка к школе
Степень психосоциальной зрелости (кругозор). Тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
Оценка ответов на тест готовности к школе:
За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:
№5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
№8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
№ 22 – за правильный ответ -2 балла.
№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.
Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.
2 тест готовности ребенка к школе .
Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасика
Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Тест состоит из 4-х частей:
Тест “Рисунок человека”
Задание: “Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.
Оценивание:
1 балл : нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
2 балла : выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла : примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов : отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.
Копирование фразы из письменных букв.
Задание : “Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:
Он ел суп.
Оценивание:
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).
2 балла : образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).
3 балла : надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.
4 балла : с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
5 баллов : неразборчивые каракули, чирканье.
Срисовывание точек.
Задание: “Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.
Оценивание :
1 балл : точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
2 балла : количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла : рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла : рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов : каракули, чирканье.
После оценки каждого задания все баллы суммируются.
Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – средний уровень;
13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.
ОПРОСНИК
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”.
Задание может звучать так:
“Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.
(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
(темно = 0; неправильный ответ = -4)
(зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
(фрукты = 1; неправильный ответ = -1)
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1; на курицу = -3)
(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
(спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)
(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
(так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)
Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От -1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
3 тест готовности ребенка к школе
Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным.
Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.
Задание:
Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке (либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.
Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание.
Во время диктовки нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.
В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.
Рисуем следующий узор.
Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.
Через 2 минуты – следующее задание:
Должны получиться следующие узоры:
Оценка результатов:
Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.
Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.
4 тест диагностики готовности ребенка к школе
Лабиринт.
Подобные задания часто встречаются в детских журналах, в рабочих тетрадях для дошколят. Выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными обозначениями), развитие внимания. Несколько вариантов таких лабиринтов мы предлагаем:
5 Тест готовности к школе .
«Чего не хватает?» Разработан Р. С. Немовым.
Задание:
Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.
Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.
Оценка результатов:
10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.
8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.
4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.
2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.
6 Тест определения готовности к школе .
«Найди отличия»
Выявляет уровень развития наблюдательности.
Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).
Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.
7 Тест психологической готовности к школе.
«Десять слов».
Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.
Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака.
Условие проведения теста – полная тишина.
В начале скажите :
Всего проводится 5 наборов слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов:
Перед пятым предъявлением скажите:
Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь подбадривать.
Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста).
8 Тест готовности.
«Чего не хватает?»
Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память.
Используются игрушки, различные предметы или картинки.
Перед ребенком выкладываются картинки (или игрушки) – до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место.
9 Тест.
«Четвертый – лишний»
Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд.
Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.
Подготовьте картинки или слова, например:
Изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;
Кастрюля, чашка, ложка, шкаф;
Стол, стул, кровать, кукла.
Возможные словесные варианты:
Собака, ветер, смерч, ураган;
Смелый, храбрый, решительный, злой;
Смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;
Молоко, сыр, сало, простокваша;
Мел, ручка, сад, карандаш;
Щенок, котенок, лошадь, поросенок;
Тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.
Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).
10 Тест «Классификация»
Исследование логического мышления.
Подготовьте набор корточек, включающие в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д.
Ребенку предлагается разложить картинки (предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложим картинки именно так (часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки)
Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы (“домашние животные”, одежда”, “еда”, “овощи”т.д.)
11 Тест «Составление рассказа по картинкам»
Часто используется психологами для выявления уровня развития речи, логического мышления.Подберите картинки из серии “рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом.
Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: “Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску.
Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.
mstone.ru - Творчество, стихи, подготовка к школе