Что дает победа в олимпиаде. Поступаем в вуз по результатам школьных олимпиад

О Всероссийской олимпиаде школьников (сокращенно «всеросс») было сказано уже очень многое, но я всё еще не встречала никаких советов, применимых на практике, только лишь общие фразы в духе «больше готовьтесь и точно выиграете, а если не выиграете - то не переживайте». И если сообщества некоторых предметов всеросса развиваются сейчас довольно активно (например, есть паблики ВКонтакте с материалами по подготовке к олимпиадам по математике, английскому, астрономии и МХК), то с литературой дела обстоят немного сложнее.

На мой взгляд, это связано с тем, что литературоведение - слишком широкая и абстрактная область знаний, так что здесь нет какого-то ограниченного списка тем или книг, которые вы обязаны прочитать при подготовке, поэтому сложно посоветовать что-то, что точно бы помогло выиграть всеросс. Но я всё же попробую.

(источник:)

Еще раз расставим все точки над "i"

Существует два вида олимпиад: перечневые олимпиады и всеросс. Перечневые олимпиады бывают разных уровней, и вы получаете разные льготы при поступлении в зависимости от уровня олимпиады, но даже при самом лучшем раскладе вам нужно будет подтвердить её хорошими баллами ЕГЭ по профильному предмету (обычно 75+ баллов).

В отличие от перечневых, всероссийскую олимпиаду школьников не надо подтверждать баллами ЕГЭ. То есть, являясь победителем всеросса по литературе, я имею право поступить в любой вуз страны, сдав ЕГЭ только по русскому языку и базовой математике и только на проходной балл для получения аттестата. Никакой литературы, истории, английского языка, никаких 75 баллов. Впечатляющие перспективы, не правда ли?

Естественно, всё это работает только в том случае, когда вы поступаете на специальность, где выигранный вами предмет является профильным (в моём случае это филология, журналистика и «медиа и коммуникации»). Если же предмет не является профильным, то вы просто получаете 100 баллов за ЕГЭ по предмету, имея право не подтверждать эти баллы (то есть, если я захочу поступить на факультет дизайна со своим выигранным всероссом, я могу не сдавать литературу и получить 100 баллов за неё автоматически, но мне всё ещё надо будет сдать русский язык и творческий экзамен на высокие баллы). Льготы при поступлении действуют 4 года - получается, вы можете выиграть олимпиаду в 8 классе и больше ничего не делать (но лучше так не поступать).

Также, за победу на всероссе жителям некоторых городов выдаются денежные премии. Жителям Москвы - 100 тысяч рублей за призовое место и 200 тысяч за победу, Московской области - 115 тысяч призёрам, 230 тысяч - победителям; школьникам Санкт-Петербурга - 30 и 60 тысяч соответственно. Ребятам из некоторых других регионов также выдаются премии или вручаются призы и подарки, но это уже факультативно (если вы из города, в котором единственным вашим подарком окажется вялое похлопывание по плечу учителями, то автор статьи очень вас понимает).

Важно понимать - ваши усилия и труд не пропадут даром. Конечно, можно говорить, что все мы, олимпиадники, занимаемся этим только из жажды знаний и любви к своему профилю, но кому из нас не хочется получить хорошее образование и денежные средства?


(источник:)

Подготовка: где и с кем?

Пожалуй, это самый сложный выбор в жизни любого олимпиадника - готовиться в школе, с репетитором, пойти на курсы или же учиться самостоятельно? Конечно, если вы только начинаете свою олимпиадную карьеру, скорее всего, вы сейчас запутаны, не знаете, что делать, чего ждать, за что хвататься, и, если в такую минуту рядом с вами будет хороший педагог, действительно разбирающийся в специфике олимпиад (которая очень сильно отличается от специфики школьного курса и подготовки к ЕГЭ, как вы понимаете), то это будет прекрасно.

Такой преподаватель может встретиться вам где угодно - это может быть как ваш школьный педагог (если вы обучаетесь в достаточно сильной школе гуманитарного профиля), так и репетитор из высшего учебного заведения. По опыту знакомых и друзей, лучше выбрать того учителя, который уже успешно готовил ребят к олимпиадам (а если он сам состоял в комиссии жюри, то вообще чудесно). Но иногда бывает так, что дают хорошую базу и совсем неопытные в данной сфере преподаватели.

Как понять, что тот или иной учитель вам подходит? Очевидно, занятия должны быть вам интересны (и не должны походить на скучные лекции по паре часов монотонным голосом), должны давать вам новые знания и умения. Принципиально важный момент в выборе преподавателя - ваши с ним мнения и взгляды на вещи должны сходиться, поскольку филология - это всё-таки субъективная наука, абсолютных истин в ней не существует. Например, как-то раз я встретила педагога, считавшего, что после Серебряного века настоящая поэзия умерла. Смогла бы я заниматься с преподавателем с такой позицией? Не думаю.

Также, если вы живете в большом городе, наверняка в нём существует множество курсов по подготовке к олимпиадам. Например, в Москве их проводят такие организации, как Центр образования «Коалиция» , Центр Педагогического Мастерства , Ассоциация Победителей Олимпиад и многие другие. Также курсы предоставляют вузы - и в МГУ, и в ВШЭ существуют «Школы юного филолога». Все эти курсы и организации давно зарекомендовали себя как места, где прекрасно готовят будущих призеров и победителей.

Я же являюсь представителем самого малочисленного лагеря - лагеря самоподготовки. Мой школьный учитель не помогал мне, в моём городе не проводят курсы, а хороших репетиторов можно сосчитать по пальцам одной руки, да и те слишком дорогие. Поэтому моими лучшими педагогами навеки останутся библиотека и интернет.

Серьёзно: всё, что дает вам педагог, вы можете найти сами, надо только действительно хотеть найти. Если у вас есть желание и силы - будут и знания. Ничто и никогда не является достаточной помехой для достижения успеха, кроме вас самих.


Соотношение прочитанной вами художественной литературы и критической/научной должно быть примерно 50/50, так как вы должны знать не только сюжет произведений и какие-либо основные темы, но и уметь их анализировать, спокойно оперировать литературоведческой терминологией, отличать характерные черты стиля одних авторов от других и так далее.

Что касается художественной литературы, пригодиться может абсолютно всё, что вы когда-либо читали, и, конечно, ваш читательский опыт не должен ограничиваться школьной программой. Зачастую даже наоборот - половина моих знакомых, выигравших всеросс, так и не прочитали целиком «Войну и мир» и «Тихий Дон», и им прекрасно живется без этого.

Если в теории ваше задание может быть связано с любым произведением, то на практике чаще всего это работает так: у 9 классов бывают произведения, так или иначе связанные с первой половиной XIX века и романтизмом, у 10 - со второй половиной XIX века и реализмом и, соответственно, у 11 - с XX веком и модернизмом. Это распределение относится скорее ко второму туру с творческими заданиями, требующими от участников знаний историко-социального контекста и особенностей того или иного периода литературного процесса. На анализ может быть дано любое произведение, но очевидно, что, например, от девятиклассников не будет ожидаться хорошее знание советской литературы, а одиннадцатиклассникам уже вряд ли дадут стихотворение Пушкина.

Принцип «читайте то, что интересно конкретно вам» работает и с научной филологической литературой. Конечно, вы должны знать, кто такие М. Ю.Лотман, М. Л. Гаспаров, М. М. Бахтин, Л. Я.Гинзбург и чем их работы так важны для науки, но всё же вы имеете полное право не соглашаться с позицией того или иного литературоведа.

Мой (крайне субъективный) список книг, которые стоит прочитать:

Очень важно читать не только книги, но и работы победителей и призеров олимпиады - именно они могут дать вам понимание того, на что обращают внимание жюри при проверке работ, а ещё они чаще всего просто интересные.


(источник:)

структура олимпиады и лайфхаки по выполнению заданий

Речь пойдёт именно о структуре заключительного этапа олимпиады, но региональный отличается от него только отсутствием устного тура, а анализ есть вообще во всех четырёх этапах.

Итак, первый тур - анализ. На выбор даётся прозаический или поэтический текст. Важно понять, что вам ближе - проза или поэзия. Выбор часто зависит от самого произведения, но вы можете услышать от олимпиадников фразу «Я анализирую только прозу/поэзию». Я, например, всегда выбираю поэтический текст, так как, на мой взгляд, удобнее анализировать большое сосредоточение образов и смыслов в маленьком тексте, нежели отыскивать их в большом объеме. Но проза обычно относительно понятнее, трактуется более однозначно. Попробуйте писать анализы по заданиям прошлых лет - только путём проб и ошибок вы поймёте, какому виду текста отдаёте предпочтение и что у вас выходит лучше анализировать.

Анализ - это самое главное задание олимпиады, чаще всего за него даётся наибольшее количество баллов. Когда вы анализируете текст, помните о том, что вы создаёте свой собственный текст об этом тексте, и он должен быть не менее интересен читателю. Избегайте большого количества терминов, отстранённых, пустых фраз. Жюри будет только тогда интересен ваш анализ, когда вы вложите в него свои собственные мысли, идеи, переживания, какие-то личные ассоциации, наполните написанный вами текст образами и метафорами. Не старайтесь написать обо всём: если в данном вам стихотворении синтаксис не играет никакой роли - не пишите о нём, пишите о важном, действительно определяющем суть произведения, влияющем на его своеобразие. Не пишите текст на черновик - это пустая трата времени. На черновике можно быстро набросать план анализа, основные тезисы и цитаты, а писать стоит прямо в чистовик (честно, жюри нет никакого дела до ваших зачёркиваний, если они не слишком сильно затрудняют понимание написанного).

Второй тур - творческий. Здесь вам может быть предложен любой формат задания: эссе, презентация, ответы на вопросы, написание письма и так далее. Именно здесь могут проверить ваше знание проблематики классических текстов или особенностей поэтики того или иного автора. Каким должно быть хорошее решение творческого задания? Однозначно творческим. Если вы чего-то не знаете - не беда, максимально оригинально и полно покажите имеющиеся у вас знания, пусть они и кажутся вам обрывочными и недостаточными (никогда не знаешь, вдруг у других участников они будут ещё более обрывочными). Здесь также важно ваше мнение, ваше видение, а не сухие знания.

Для творческого тура важным, на мой взгляд, является обладание своей собственной фишкой. То есть, должна быть какая-то тема, какой-то автор, какая-то эпоха или жанр, в которых вы разбираетесь настолько прекрасно, что вы можете говорить и писать о ней вечно. Например, в этом году было задание - написать эссе о том, с какого произведения или автора началось ваше настоящее знакомство с литературой и как оно произошло. Это была возможность написать о том, что вам действительно интересно, что вы любите и храните в самой глубине своего сердечка.

Наконец, третий тур - устный. Раньше суть его заключалась в том, что участнику даются темы на выбор, и он должен подготовить небольшой монолог на любую из них и выступить с ним перед жюри. В этом году всё резко изменилось: давался текст незнакомого нам стихотворения, и после часа работы по его изучению участники должны были выступить перед жюри, рассказав всё, что они думают по поводу текста - кто является его автором, в какое время оно было написано и что дало нам возможность отнести его к тому или иному автору и эпохе.

На устном туре важнее всего справиться со своим волнением: сложно говорить правильно и красиво, когда голова кружится, коленки трясутся, а на вас ещё пристально смотрят две пары глаз. Спокойствие приходит с пониманием того, что жюри не хотят вас «завалить», а наоборот, желают вам только самого хорошего результата. Представьте, что вы просто говорите со своими друзьями, выражаете свою точку зрения. У вас есть свое собственное мнение, и именно тут у вас есть возможность быть услышанным, это ли не прекрасно? Учителя в школе часто требуют какого-то определённого ответа, чтобы всё было, как в учебнике, чётко и «под линеечку», а здесь вы сможете спокойно сказать то, что вы на самом деле думаете.

Помните, на олимпиаде вы все находитесь примерно в равных условиях, все имеете относительно одинаковый багаж знаний. Побеждает тот, кто берёт себя в руки и направляет все свои силы на выражение мыслей, а не на панические настроения в духе «тут все умнее меня» и «у меня точно ничего не получится».

С тех пор как 8 лет назад ЕГЭ стал обязательным, процедура поступления в вуз выглядит прозрачной. Выпускник сдает экзамен (условия общие для всех школ страны), а набранная сумма баллов позволяет ему честно конкурировать с другими абитуриентами. Однако, даже сдав экзамены с абсолютным результатом в 100 баллов, можно не попасть в престижный вуз - все места уже будут заняты теми, кто идет «вне конкурса». Сегодня мы расскажем вам несколько секретов, как стать одним из тех, кто играет по другим правилам.

Больше олимпиад, хороших и разных

В те времена, когда в школу ходили мамы нынешних старшеклассников, у учеников был только один шанс блеснуть своими талантами - Всесоюзная (а позже - Всероссийская) олимпиада школьников. Пробиться в сто лучших учеников страны, подтвердив свои знания на нескольких турах, решив не один десяток хитроумных нестандартных задач… Да, на это был способен далеко не каждый.

Однако у наших детей шансов продемонстрировать свою исключительность гораздо больше - ровно в 88 раз, именно столько предметных олимпиад утверждено Приказом Минобрнауки России от 30.08.2016 N 1118.

Введение в олимпиадоведение

Если 88 олимпиад стали для вас сюрпризом, объясняем, как пользоваться этим списком. Прежде всего, обратите внимание на колонку «Уровень олимпиады» - там стоят цифры «I», «II» и «III». Можно сказать, что эти цифры - сорт олимпиады: первый - самый лучший, формально дипломы имеют такую же ценность, как и у Всероссийской олимпиады школьников (да, да, той самой, где «подтвердив свои знания на нескольких турах, решая хитроумные нестандартные задачи»). Обратите внимание, что зачастую олимпиады имеют разный уровень по разным предметам. Например, Всесибирская открытая олимпиада школьников, которую проводит НГУ, имеет I уровень по химии и физике, II - по биологии, математике и информатике.

Кроме уровня олимпиады, имеет смысл присмотреться к организации, которая ее проводит. Как правило, все крупные вузы проводят собственные олимпиады и очень приветливо относятся к их победителям и призерам. НГУ, как мы уже упомянули, пестует Всесибирскую открытую олимпиаду школьников, которая проводится, разумеется, в Новосибирске.

Но если вам по душе столичный вуз, то вы тоже можете испытать свои силы рядом с домом! К примеру, у олимпиад МГУ «Покори Воробьевы горы» и «Ломоносов» каждый год работает площадка в Барнауле, а суперпрестижная Высшая школа экономики проводит свою олимпиаду «Высшая проба»… в Бердске!

Выбрали подходящие олимпиады? Не поленитесь найти их сайты в Интернете. В отличие от Всероссийской олимпиады школьников, об участии в которой позаботятся ваши учителя, здесь придется действовать самим. Зарегистрируйтесь (одни олимпиады только-только открыли регистрацию, другие сделают это на днях), прорешайте задачи прошлых лет (разумеется, лучше, если ребенок будет сам решать), уточните все оргвопросы (а вот это уже лучше ребенку не доверять).

Олимпиада - все по-честному

Небольшое отступление: еще пять-шесть лет назад в олимпиадах творилась такая же неразбериха, как и с ЕГЭ. И если госэкзамен отличался всевозможными скандалами, связанными со «сливом» заданий, регионами-«отличниками», где количество стобалльников превышало границы человеческих возможностей, то олимпиады - опубликованием списка утвержденных состязаний в конце мая. Внезапно школьник узнавал, что выигранная им олимпиада вообще не вошла в перечень Минобрнауки, или, к примеру, имеет третий, а не первый уровень. Неприятно, правда? К тому же вставал вопрос о коррупционности олимпиад; в отличие от ЕГЭ, олимпиада - дело кулуарное, и организовать победу «нужному» ученику теоретически намного проще, чем ему же - 100 баллов на ЕГЭ.

Теперь все не так! О «сливе» заданий не слышно уже пару лет, каждого стобалльника изучают едва ли не с лупой.

Тут мы должны заметить, что хотя все вузы уже обновили правила приема, многие еще не утвердили список олимпиад, которые позволят рассчитывать на льготы. А это очень важный момент, поскольку именно в этом вопросе вуз волен принять самостоятельное решение - какие олимпиады учитывать, какие нет, и если учитывать, то какие льготы предоставить.

Какую олимпиаду выбрать?

Более менее понятная ситуация только с Всероссийской олимпиадой школьников - ее признают все вузы, победителям и призерам заключительного этапа гарантировано поступление вне конкурса по профилю олимпиады (т.е. победителя олимпиады по физике ждут на физфаке).

Новшество этого года - теперь дипломы победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников действительны на протяжении четырех лет! Не хотите поступать в этом году - поступайте в следующем, ваши льготы сохранятся.

В отношении других школьных состязаний вузы, как правило, предоставляют одинаковые льготы победителям олимпиад равного уровня. Например, принимают вне конкурса на матфак всех призеров олимпиад первого уровня, и неважно, была это Межрегиональная олимпиада школьников по математике и криптографии , «Покори Воробьевы горы» или, скажем, «Турнир городов» , проводимый по всей стране московским департаментом образования.

Однако и здесь есть свои тонкости, о которых лучше узнавать в приемной комиссии вуза; к примеру, Высшая школа экономики раньше признавала только Всероссийскую олимпиаду школьников и свою собственную, снобски отмахиваясь от олимпиад МГУ и СПбГУ - мол, кто их знает, какие задания они там напридумывали, не слишком ли простые и банальные.

И помните, что участвовать в олимпиадах никогда не рано - некоторые вузы готовы работать даже с семиклассниками! Мы поинтересовались в приемной комиссии НГУ, важно ли, в каком классе ребенок победил в олимпиаде. Оказывается, там готовы считаться и с победами десятиклассников во Всероссийской олимпиаде школьников, правда, из побед в других состязаниях выгоду сумеют извлечь только выпускники.

Но, напоминаем, лучше узнать все детали в приемной комиссии вузов, в который вы намерены подавать документы. Звоните, не стесняйтесь, приемные комиссии уже работают!

Что даст абитуриенту победа в школьной олимпиаде?

    Поступление вне конкурса. Проверьте, олимпиады какого уровня и по каким предметам дают эту льготу, а также учтите, что результат нужно подтвердить высоким баллом профильного ЕГЭ. Дополнительный бонус: как именно вы сдадите при этом другие экзамены - уже неважно. Более того, если ваш профильный предмет - математика или русский язык, можете сдавать вообще только два этих обязательных ЕГЭ, хотя всем остальным для поступления требуется три экзамена!

    100 баллов по профильному предмету. Тоже неплохая льгота, хотя и не такая приятная, как поступление вне конкурса. Обычно дается либо если предмет не соответствует профилю, либо если уровень олимпиады или диплома невысок.

    Несколько баллов (до 10) за «индивидуальные достижения» - это в том случае, если не удалось подтвердить свои успехи высоким баллом ЕГЭ. Иногда и несколько баллов имеют решающее значение!

Для примера приведем прошлогодние списки льгот для поступления в НГУ.

Математический факультет, специальность «математика» (бакалавр)

Предмет олимпиады Диплом I степени олимпиады Диплом II степени олимпиады Диплом III степени олимпиады
I уровень II уровень III уровень I уровень II уровень III уровень I уровень II уровень III уровень
Математика Математика Без экзаменов Без экзаменов Без экзаменов Без экзаменов Без экзаменов Без экзаменов Без экзаменов Без экзаменов Без экзаменов
Информатика Информатика Без экзаменов Без экзаменов Без экзаменов Без экзаменов Без экзаменов Без экзаменов Без экзаменов Без экзаменов 100 баллов
Русский язык Русский язык - - - - - - - - -

Ну, то есть вы понимаете, что для поступления на матфак НГУ достаточно получить диплом третьей степени (в среднем это первые полсотни участников) любой олимпиады!

Востоковедение и африканистика (бакалавр)

Всероссийская олимпиада школьников, заключительный этап

Олимпиады школьников 2015-2016 учебного года* (перечень олимпиад утвержден приказом Минобрнауки РФ № 901 от 28 августа 2015 года, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 9 сентября 2015 года, рег. № 38856)

Предмет олимпиады Предмет вступительных испытаний Диплом I степени олимпиады Диплом II степени олимпиады Диплом III степени олимпиады
I уровень II уровень III уровень I уровень II уровень III уровень I уровень II уровень III уровень
История История 100 баллов 100 баллов 100 баллов - - - - - -
Иностранный язык Иностранный язык 100 баллов 100 баллов 100 баллов - - - - - -
Русский язык Русский язык - - - - - - - - -

* льгота предоставляется при наличии результатов ЕГЭ либо экзаменов НГУ не ниже 75 баллов

Экономический факультет, Юриспруденция (бакалавр)

Всероссийская олимпиада школьников, заключительный этап

Олимпиады школьников 2015-2016 учебного года* (перечень олимпиад утвержден приказом Минобрнауки РФ № 901 от 28 августа 2015 года, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 9 сентября 2015 года, рег. № 38856)

Предмет олимпиады Предмет вступительных испытаний Диплом I степени олимпиады Диплом II степени олимпиады Диплом III степени олимпиады
I уровень II уровень III уровень I уровень II уровень III уровень I уровень II уровень III уровень
Обществознание Обществознание Без экзаменов Без экзаменов Без экзаменов 100 баллов 100 баллов 100 баллов 100 баллов 100 баллов 100 баллов
Право Обществознание Без экзаменов Без экзаменов Без экзаменов 100 баллов 100 баллов 100 баллов 100 баллов 100 баллов 100 баллов
История История - - - - - - - - -
Русский язык Русский язык - - - - - - - - -

* льгота предоставляется при наличии результатов ЕГЭ либо экзаменов НГУ не ниже 75 баллов

Всем удачного поступления в вуз!

Подготовила Ирина Ильина

На днях были объявлены основные итоги Всероссийской олимпиады школьников, где столичные ученики завоевали 39 процентов первых мест..

О Всероссийской олимпиаде и ее итогах

Ежегодно проводится множество олимпиад по самым разным дисциплинам. На сайте olimpiada.ru только по одному предмету представлено порядка 750 олимпиад, причем как для начальных классов, так и выпускных.

Но основа основ – это, конечно же, Всероссийская олимпиада школьников. Это крупнейшее в России интеллектуальное соревнование учащихся, делящееся на четыре уровня:

  • школьный;
  • муниципальный;
  • региональный;
  • заключительный.
  • Проводится всероссийская олимпиада по 24 предметам:

    • математика;
    • русский язык;
    • иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, итальянский);
    • информатика и ИКТ;
    • физика;
    • химия;
    • биология;
    • экология;
    • география;
    • астрономия;
    • литература;
    • история;
    • обществознание;
    • экономика;
    • право;
    • искусство (мировая художественная культура);
    • физическая культура;
    • технология;
    • основы безопасности жизнедеятельности.


    Результаты олимпиады, также как и Единый госэкзамен, являются важнейшим независимым показателем качества образования в конкретной школе, муниципальном образовании и субъекте Федерации в целом.

    2015-2016 учебный год по нескольким показателям стал рекордным для московских школьников. 145 учеников столичных школ заняли первые места на Всероссийской олимпиаде в этом году, что составляет 39 процентов от всех победителей.

    Число московских школьников, которые стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады в этом году, выросло в 2,5 раза за последние шесть лет – до 699 человек. Для столицы это рекорд.

    Больше всего дипломов школьники из Москвы завоевали по таким предметам, как обществознание (52), экономика (49), биология (47), математика (45), искусство (40), физика (39).

    Обществознание – один их самых популярных предметов для участия в олимпиаде. По словам тренера сборной Москвы по истории и обществознанию Александра Безносова, все дело в том, что этот предмет включает в себя целый комплекс дисциплин.

    Это и философия, и социология, право, экономика, политология и так далее, что привлекает детей. По мнению Безносова, если бы на олимпиаде была дисциплина "естествознание", которая включала бы в себя точные науки, она пользовалась бы таким же успехом.

    Что дают олимпиады школьникам

    Принять участие в олимпиаде может любой учащийся. Школа лишь рекламирует олимпиаду. Желающих на самом деле много, ведь победа в этом соревновании дает ряд привилегий. Как рассказал сайт Александр Безносов, победители получают определенные льготы при поступлении в вуз.

    "Льготы для олимпиадников бывают двух типов – зачисление без вступительных испытаний и получение максимального балла за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады", – сказал тренер сборной Москвы по истории и обществознанию.

    По словам директора школа №1950 Екатерины Паршиной, чья ученица Полина Хохлова стала абсолютным победителем олимпиады по французскому языку, участие в олимпиаде – это не базовые знания, которые преподаются в школе в рамках учебника, это все вне этих рамок. Поэтому для того, чтобы победить в этой олимпиаде, получить преимущество при поступлении, нужно много трудиться.

    "Школа, в частности каждый учитель, который работает с ребенком, видит потенциал и может рекомендовать участвовать в этих олимпиадах. Обзор олимпиад ведет учитель, а вот решение участвовать или нет принимают ученики и их родители самостоятельно", – сказала она.

    Паршина добавила, что дети идут на олимпиады с охотой, потому что даже маленькая победа на этапе муниципального тура дает силы и уверенность в своих способностях. Олимпиада, по ее словам, – мощный ресурс для развития личности и интеллектуальных возможностей для каждого ребенка.

    "Но и, конечно же, особенно для старшеклассников, победа в олимпиадах такого уровня как всероссийская дает возможность выбора того места обучения после 11 класса, которое они для себя уже выбрали.

    Например, наша победительница всероссийской олимпиады по французскому языку Полина Хохлова рассматривает для себя такие университеты, как МГУ или МГИМО, и это стопроцентная уверенность, что она в один из этих вузов попадет", – подчеркнула директор.

    Полина Хохлова

    Победительница Всероссийской олимпиады по французскому языку

    Я изучаю французский язык со второго класса, то есть уже восемь лет. Именно в детстве у меня зародилась любовь к этому предмету, а точнее к языку, так как меня очаровывало звучание речи. В начале изучения меня очень заинтересовала французская грамматика, все лексико-грамматические задания казались мне трудной, но очень увлекательной головоломкой. А ближе к средней школе я открыла для себя шарм непосредственно самой французской культуры, после чего я уже не представляла свою жизнь без этого языка.

    К подготовке к олимпиаде пришлось подойти очень серьезно, так как на заключительном этапе конкуренция очень велика. Мне особенно помогли пособия с заданиями прошлых лет, а также в свое удовольствие я читала французскую художественную литературу и слушала выпуски радиостанции RFI.

    Для меня самой большой трудностью как по жизни, так и на олимпиаде, оказалось преодоление собственного волнения. Так как именно оно порой может сбить меня с правильного пути при выполнении заданий, особенно на конкурсе устной части. Я еще дома старалась настроить себя на то, что я должна превзойти все эмоциональные переживания и просто показать тот результат, к которому я так долго готовилась.

    Точного решения насчет поступления, к сожалению, я еще не приняла. Но уверена в том, что это обязательно будет связано с французским. Я бы очень хотела найти такой факультет, где я бы смогла приложить свои знания языка в какой-нибудь более точной сфере. Все зависит от моих результатов ЕГЭ в следующем году. Так что могу утверждать, что путь найден, но окончательного решения еще нет.

    Всероссийская олимпиада школьников – это бесценный опыт для каждого – как для победителя, так и для всех участников, так как это возможность научиться грамотно преподнести свои знания в нужный момент и приобрести опыт состязания, где главный соперник – это ты сам. Мне лично и олимпиада, и подготовка к ней помогли обрести уверенность в себе, научиться получать удовольствие от обучения непосредственно на протяжении самого состязания.

    Участие в олимпиаде я рассматривала как возможность усовершенствовать свои знания, повысить свой уровень. Скорее всего, именно это и подтолкнуло меня на участие в конкурсе.

    Ее ученик Даниил Комур стал победителем всероссийской олимпиады по истории.

    По ее словам, олимпиады дают несколько позиций. Первое – это возможность не только попробовать свои силы, но и увидеть планку, которую можно взять, исходя из знаний, которые есть у ученика, исходя из того, что они проходят по программе.

    "Это та планка, которая ставится всем сверстникам, всем ученикам. И это очень важно, чтобы каждый мог увидеть, куда он может стремиться, и тогда уже попробовать свои силы. А самое главное – тогда он может определиться в цели, может понимать, какую вершину он может достигнуть", – сказала Валаткайте.

    Второе – это возможность актуализировать совместную работу педагога и ученика. "Это очень важно, потому что стремление к качеству, когда мы говорим о качественном образовании, не может быть однородным и однотипным – просто контрольные и проверочные работы. Необходимо пробовать силы в других форматах. Только тогда есть движение и возможность положительной динамики и совместного сотрудничества педагога и ученика", – добавила директор.


    Как победить на олимпиаде

    О том, как победить на олимпиаде, можно писать целые книги. Но все сводится к одному – нужна долгая и усердная работа над собой. А в каком именно направлении двигаться, зависит от дисциплины. Здесь важно понимать, что олимпиада выходит за рамки школьной программы и требует большой подготовки.

    Например, Александр Безносов считает, что в первую очередь нужно много читать полезных и интересных книг и обсуждать их с интересными людьми.

    Солвейга Валаткайте отметила, что подготовка к олимпиадам по разным предметам должна иметь разные формы. "Одно дело – олимпиада по математике – это одни формы, которые учитель может использовать, и другое дело олимпиада по, например, истории. Здесь уже другие формы подготовки", – сказала она.

    Сложно подготовить ученика к олимпиаде, хорошим результатам, если он не посещает музеи, не обсуждает с учителями и сверстниками, например, документальные и исторические фильмы, и так далее. То есть это должна быть целая система работы учителей и учеников с использованием разных форм, включая и проектную деятельность, защиту этих проектов, начиная со школьного уровня, со школьной научно-практической конференции учащихся, и затем заявляя себя по проектам на более высоком уровне – округа, города и так далее.

    "Формы должны быть разными, самое главное, чтобы учитель предлагал систему и видел возможность воплощения этой системы по подготовке учеников к этой олимпиаде", – подчеркнула директор.

    Несколько советов дала и Екатерина Паршина. Совет первый – выбрать для себя область, потому что талантливых детей во всех областях очень мало, распыляться на математику и обществознание в один момент не получится.

    Поэтому для конкретного года нужно выбрать определенный предмет, например, если это девятый класс, можно выбрать один предмет, для десятого – другой. В первую очередь нужно определиться в своих возможностях и способностях к изучению этого предмета вне рамках учебника.

    Во-вторых, олимпиада – это соревнование, где нужно проявить бодрость духа и победить в себе волнение. Поэтому очень важно работать над собой и преодолеть это все, чтобы проявить не только знания, но и четкую позицию, что "да, я могу, знаю и буду четко говорить об этом перед аудиторией, членами жюри", и быть уверенным в своих силах, то есть заниматься по большому счету еще и ораторским искусством, если это касается устных олимпиад.

    А то, что касается олимпиад в точных науках, то нужно больше решать, больше интересоваться, брать как можно выше планку. Если задача нерешаема сегодня, завтра она может уже каждому ребенку открыть какие-то пути и все разрешится. Здесь важны только практика, самообладание. Нужно быть готовым к тяжелому труду, но в любом случае этот труд принесет победу, считает Паршина.



    Что еще почитать