Надо ли отрабатывать в школе. Могут ли детей привлекать трудовой практике в школе? Принудительный труд запрещен

Школьные годы чудесные... Каждый человек запоминает свою школьную пору и бережно проносит эти воспоминания сквозь свою жизнь. Первые друзья, первая любовь, первые самостоятельные решения - все это дарит тебе школа. Но, не смотря на все прекрасные слова, сказанные выше, у школьников возникает много проблем именно в школе. Одна из проблем – принуждение к обязательной школьной практике. А законно ли это?

Летняя трудовая практика - это одна из лучших и полезных школьных традиций, это живое творческое дело, в котором проявляются лучшие качества личности, организаторские и управленческие навыки, выявляются ребята с лидерскими способностями. Достаточно сказать, что во время выборов школьного актива зачастую ребята в классе и в школе учитывают в том числе, как тот или иной кандидат зарекомендовал себя во время летней трудовой практики.

Большинство ребят называют школу своим вторым домом. Они так и относятся к ней, как к дому - стараются беречь и сохранять. Летняя практика начинается с проведения рейдов по школе. В результате выясняется, каким помещениям школы требуется ремонт, покраска, какую школьную мебель нужно починить, какие работы необходимо выполнить на территории школы.

На втором этапе определяются трудовые бригады, которые будут заниматься определённым видом работы: шпаклёвка, покраска, замена выпавшей плитки, реставрация стен, починка мебели. При распределении поручений мы стараемся учесть не только умения ребят, но и состояние здоровья.

Тот, кто не может выполнять ремонтные работы, помогает приводить в порядок книжный фонд в школьной библиотеке, моет и чистит кабинеты и другие школьные помещения, наводит порядок в школьной раздевалке, столовой и т.д. В это же время составляется график занятости педагогов школы на практике.

Каждый классный руководитель и учитель-предметник трудится вместе с ребятами на своём участке работы. Это зачастую помогает многое узнать друг о друге и сделать взаимные неожиданные и приятные открытия. Ребята с энтузиазмом и творчески трудятся на порученных участках работы, стараясь выполнить её не только качественно и в срок, но и красиво. Но наиболее ценно то, что, справившись со своей работой раньше, ребята не отсиживаются в стороне, а сами приходят на помощь тем, кто в ней нуждается.

Так проявляется личная и коллективная ответственность за результаты своего труда, неподдельное чувство товарищества и взаимовыручки во имя общего дела. Много раз мы наблюдали, что не очень активные ребята, не нашедшие себя в классном коллективе, буквально преображались во время практики. Дети в большинстве своём ценят оказанное им взрослыми доверие и стремятся достойно оправдать его. Особенно те, на долю которых нечасто приходятся похвалы в других видах деятельности. А ребятам, недавно пришедшим в школу, практика помогает ещё лучше узнать друг друга, сдружить и укрепить коллектив класса.

Окончание практики - праздник для всех: преображается школа, радуются ребята и учителя результатам своего труда и наступлению долгожданных и заслуженных каникул.

Но есть одна проблема, когда нет этого самого желания помочь родной школе, ну или, например, возможности.

Лично когда я училась в школе, нас ЗАСТАВЛЯЛИ отрабатывать практику, а если у тебя есть веские причины этого избежать (родители, отъезд, состояние здоровья), то ты в обязательном порядке должен был принести какой-нибудь «откуп» виде например банки краски или упаковки бумаги для принтера. У меня такой подход к практике всегда пробуждал сомнения, есть ли права у школы на принудительную отработку.
Почитав устав школы (а все они пишутся по одному и тому же шаблону) я не нашла нигде ни слова про ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ отработку.

Все что мне встречалось было сформулировано виде «привлечения к работе», т.е. по сути, работе по желанию. Вот пример: «Обучающиеся привлекаются к различным работам для своей школы; к труду на пришкольном участке, изготовлению и ремонту оборудования кабинетов, мебели, мастерских, благоустройству школьной территории и др.» Но даже при таких «привлечениях» ваша работа не должна превышать недельные сроки. «Продолжительность рабочего дня не должна превышать 3 часа. Общая продолжительность труда обучающихся в период летних каникул не должна превышать 1 неделю». Хотя, как известно всем, все законы можно обойти, причем способы для этого миллионы. Вообще все правила отработки должны быть описаны в «ПОЛОЖЕНИИ о летней трудовой практике обучающихся». И если вас что то смущает, то вы можете попросить это положение. Наверняка вы найдете там ответ на ваш вопрос, и я уверена на 90 процентов, что там не будет ни одного слова ОБЯЗАТЕЛЬНО. Но есть и другая сторона. Допустим вы доказали что вы не обязаны отрабатывать и не горите желанием, тогда может произойти такая ситуация, что вас будут в последствии «притеснять» за выражение собственного мнения и желания. К сожалению в нашем обществе это вполне ожидаемо, и доказать это вы никогда не сможете. Потому что учитель всегда найдет то, за что вас упрекнуть. Не стоит забывать и об этом.

Совет от сайта сайт для девушек и юношей: НЕ БОЙТЕСЬ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ПРАВА! Потому что детский труд, тем более принужденный, запрещен в России .

Труд учеников в школе во внеурочное время не является сферой правового регулирования трудового законодательства, так как администрация школы не является работодателем, а ученики - работниками. Но вопрос своевременный. Если в Уставе школы предусмотрено, что вопросы трудового обучения и воспитания учащихся во внеурочное время регулируются локальным актом, например, Положением о трудовом обучении и воспитании в образовательном учреждении, то вполне можно говорить о правомерности работы учеников по ремонту и благоустройству школы и пришкольной территории. В данном Положении должно быть указание об общем количестве часов получения учениками трудовых умений и навыков в рамках трудового обучения и воспитания во внеурочное время, о количестве часов в течение дня, об ответственных педагогах в период трудового обучения и воспитания, должны быть предусмотрены меры безопасности жизни и здоровья учащихся. Во избежание споров данное Положение должно быть утверждено на, совете школы, педагогическом совете, на общешкольном родительском комитете, на заседаниях других коллегиальных органов, которые сформированы и действуют в образовательном учреждении.

Вот пример Положения:
Положение о прохождении учащимися школы летней пришкольной трудовой практики
1. Общие положения.
1.1. Летнюю пришкольную трудовую практику проходят учащиеся 5-10 классов. Учащиеся с 5 по 8 классы отрабатывают практику на пришкольном участке по 5 дней в неделю. Продолжительность рабочего дня для учащихся: 10-11 лет 2 часа, 12-13 лет 3 часа, 14-15 лет 4 часа, 16-17 лет 6 часов.
1.2. Целью летней трудовой практики является активизация деятельности учащихся по благоустройству школы и школьной территории.
1.3. Общее руководство пришкольной трудовой практикой осуществляет заместитель директора по внеклассной воспитательной работе по приказу директора школы.
2. Содержание и формы деятельности.
2.1. В журнале заявок учителями и работниками школы фиксируются заказы на выполнение различных работ для учащихся, проходящих практику.
2.2. Деятельность пришкольной трудовой практики включает:
- работу на пришкольном участке (уход за цветами и зелеными насаждениями, вскапывание земли, побелка деревьев и кустарников, очистка пришкольного участка от мусора, работа в теплице).
- Мытье окон, стульев, парт, полов, стен.
- Ремонт школьной мебели.
- Очистка пришкольной территории от мусора.
- Оказание помощи библиотекарю школы (ремонт книг).
- Ремонт класса и т.д.
3. Руководство трудовой практикой.
3.1. Приказом директора школы, ответственным за организацию и проведение трудовой практики назначается заместитель директора по внеклассной и воспитательной работе.
3.2. Заместитель директора определяет воспитателей трудовых отрядов, на которых возлагается контроль и ответственность за прохождение учащимися школы летней трудовой практики.
4. Права и обязанности ответственных и воспитателей за организацию и проведение практики.
4.1. До начала работ воспитатели должны провести с учащимися инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.
4.2. Ежедневно фиксировать присутствующих (отсутствующих) учащихся.
4.3. Объем выполненных работ ежедневно заносить в журнал по трудовой практике.
4.4. По истечению срока прохождения практики представлять учащихся у " * вынесения им благодарности за хорошо выполненные работы или для порицания.
4.5. Ответственность за жизнь и безопасность детей во время прохождения практики несет воспитатель, закрепленный приказом директора школы за трудовым отрядом.
5. Права и обязанности учащихся при прохождении практики.
5.1. Перед началом работ (после прохождения инструктажа) учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности.
5.2. В соответствии с заказами и с требованиями воспитателя - трудового отряда, учащиеся должны аккуратно и в срок выполнять порученную им работу.
5.3. Учащиеся, уходящие из школы после 9 класса, школьную практику не отрабатывают.
5.4. На основании заявления родителей (по уважительной причине) и разрешения директора школы учащиеся могут быть освобождены от прохождения практики.
5.5. Учащиеся, не прошедшие пришкольную практику без уважительной причины, привлекаются к отработке в августе, а также в течение учебного года.

Ежегодно в нашей школе организуется летняя трудовая практика для обучающихся 5-8,10 классов, кроме освобожденных от работ обучающихся по состоянию здоровья.

Летняя трудовая практика организуется на добровольной основе с согласия обучающихся 5-8,10 классов и их родителей (законных представителей) .

Задачи проведения летней трудовой практики:

  • обеспечение в период летних каникул организованное трудовое участие на пришкольном участке, благоустройстве и озеленении школы, охране природы;
  • способствование физическому развитию обучающихся, укреплению их здоровья;
  • формирование осознанной потребности в труде;
  • уважение к людям труда;
  • заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
  • воспитание трудовой и производственной дисциплины;
  • формирование интереса к профессиям; практическое закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения на уроках биологии, технологи, экологии, географии.
  • трудовое воспитание обучающихся с учётом их возраста, пола и состояния здоровья;
  • привитие интереса к общественно-полезной деятельности;
  • организация активного отдыха детей,
  • активизация деятельности обучающихся по благоустройству территории школы, города.

Продолжительность летней практики составляет:

В 5-6 классах - 5 дней; не более 2 часа в день;

В 7-8 классах - 5 дней; не более 3 часов в день;

В 10 классах - 5 дней; не более 3 часов в день.

Формы летней практики

Деятельность летней практики включает привлечение обучающихся к различным работам для своей школы: к труду на пришкольном участке (уход за цветами, зелеными насаждениями, вскапывание земли), благоустройству школьной территории, ремонту школьной мебели

Виды и характер выполняемых работ:

  • На пришкольном участке: вскапывание земли, полив, прополка, обрезка деревьев, кустарников, формирование клумб.
  • Ремонтные работы: ремонт мебели, благоустройство школьного здания;
  • Работа по благоустройству территории школы;
  • Оформительские работы: библиотека, актовый зал, рекреации.

Проект 2017

АВТОР ПРОЕКТА Зиновьева Елена Викторовна

ОПУБЛИКОВАН

Проект «Наш дом - наш двор»

Номинация «Зеленый регион». Благоустройство придомовых территорий.

Мой двор - мой мир, в нем каждый уголок,

Знаком подробно и исхожен, и изучен,

И стоит только выйти за порог

Я понимаю, как он мне не скучен.

Мой мир - мой чистый и зеленый двор,

Ты мне, конечно же, и дорог, и привычен

Люблю тебя, семьи счастливый островок,

Ты навсегда и больше всех мне симпатичен.

Описание проекта:

Любой двор - это маленькая планета, где могут происходить удивительные вещи. Это мир, который хранит мечты, тайны и воспоминания. С любви к своему двору начинается большая любовь к Родине. Ребенок, растущий на красивой благоустроенной территории, с детства будет привыкать к красоте и когда станет взрослым, будет стремиться благоустроить среду своего обитания. Чтобы сделать любую придомовую территорию красивой своими силами можно, нужно только очень этого захотеть, немного потрудиться и все получится.

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цели проекта:

Формирование экологической культуры учащихся.

Воспитание трудолюбия и любви к родному краю.
- Создание здоровьесберегающей, эстетической среды.

Задачи проекта:

Развитие благоустройства и озеленения территории школы и поселка.
- Развитие инициативности и творческого потенциала учащихся.
Составление проекта по улучшению территории, требует определенной теоретической и практической подготовки. Это комплекс мероприятий, выполняемых поэтапно.

Достигнутые результаты:

В процессе работы по благоустройству пришкольной территории учащиеся смогли увидеть результаты своего труда, поняли необходимость сохранять и беречь окружающую природу и вышли с предложением продолжить работы по наведению чистоты и благоустройства поселка, принимать участие в экологических акциях города и района: "Посади дерево", "Чистый двор". Создание на базе школы трудового отряда для выполнения намеченных работ в каникулярное время.

Социальная значимость проекта:

Через труд и инициативу детей привлечь взрослое население поселка к обустройству придомовых территорий и детских площадок.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Ежегодное проведение экологических субботников по уборке школьной и прилегающей к ней территории (приложение 1)

Проведение и активное участие в экологической акции «Чистый родник» (на территории поселка Лоза).

Участие в районной акции: «Наш лес. Посади свое дерево» (приложение 2)

Проведение экологических викторин, выставок рисунков и поделок из природного материала «Осенний вернисаж»

Благоустройство и уборка территорий около памятников погибшим воинам во время ВОВ на территории поселка Лоза и прилежащих деревень (приложение 3)

Подготовка посадочного материала, вскапывание клумб, высадка цветов.

Обрезка, побелка деревьев и кустарников.

Благоустройство детских площадок: покраска спортивных сооружений м лавочек, уборка территории (приложение 4)

Охват проекта:

Учащиеся, педагоги и сотрудники МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»

Затраченные ресурсы:

Волонтерская (добровольная, безвозмездная) помощь участников проекта.

«Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком»

В. А. Сухомлинский

Приложение 1

На протяжении всего времени существования нашей школы наши учащиеся выходят на субботники и акции по уборке пришкольного участка и близ лежащей территории.


Мы очень гордимся, что живем в таком уютном и зеленом поселке и делаем всё для того, чтобы поддерживать в нем чистоту и порядок.

Приложение 2


  • Сергиево-Посадском районе на протяжении 10 лет проходит акция «Посади дерево». Учащиеся нашей школы ежегодно с удовольствием участвуют в этой акции.


Приложение 3

В нашем поселке есть памятник погибшим воинам во время Великой Отечественной войны. Наши ребята занимаются уборкой и облагораживанием территории вокруг памятника.

Приложение 4

В течение двух лет в школе организован трудовой отряд из учащихся 14-18 лет. Дети в свободное от учебы время, то есть в каникулярное время, занимаются благоустройством и уборкой поселка и школы.

Практически все современные школы достаточно активно привлекают школьников к труду в виде летней школьной практики. Всё бы ничего, да многие учебные заведения грозятся не перевести ученика в следующий класс, если он не отработает определённое количество часов. Насколько же законна и полезна летняя практика для ребёнка? Об этом мы и расскажем в сегодняшней статье.

В чём заключается суть школьной летней практики?

Многие общеобразовательные заведения трактуют летнюю практику в школе как некую разновидность учебных занятий. Однако мы прекрасно понимаем, что это не так. На деле всё сводится к тому, что детишки несколько часов подряд моют окна и парты, а затем убирают школьный двор, выполняя работу техперсонала. В большинстве случаев подобная практика является инициативой администрации школы и даже не фигурирует в учебном плане. Что же она может дать? А ничего, кроме бесценного навыка махания веником. Безусловно, речь сейчас идёт лишь об общеобразовательных школах, поскольку в специализированных лицеях подобное не практикуют.

Не возникает сомнений в том, что подобной работой должен заниматься техперсонал школы

Вряд ли можно найти такого школьника, который бы с гордостью заявил: «А мне нравится летняя практика!» А всё потому, что ученики просто так теряют две, а порой и три недели каникул, которые они могли бы провести на берегу моря, в спортивном, оздоровительном лагере или где-то ещё, чтобы успеть отдохнуть и соскучиться по школе.

Что прописано в законе?

Не спешите вооружаться веником, шваброй и бежать отрабатывать необходимые часы. Оказывается, летняя практика в школе – совсем не обязательное мероприятие. Об этом говорится в федеральном Законе «Об образовании», где в ещё в далёком 1992 году была отменена принудительная отработка в школе . Достаточно заглянуть в статью 50, пункт 14 и 16. Если вкратце изложить суть данной статьи, то она сводится к следующему: школьники, учащиеся в общеобразовательных учреждениях, не имеют права быть привлечёнными к труду (если он не предусмотрен образовательной программой) без согласия самих учеников и их родителей. В 16 пункте статьи Закона указывается, что все школьники учреждения могут посещать мероприятия (которые не предусмотрены учебным планом) в свободной форме.

Как видите, школа не может просто так взять и заставить ребёнка отрабатывать школьную летнюю практику. Стоит также отметить, что и сами часы школьной практики давно не фигурируют в учебных планах. Получается, что отработка должна быть сугубо добровольным делом, и администрация школы не имеет конституционного права заставлять ребят трудиться без их согласия.

Поэтому, когда директор школы начнёт говорить о том, что не переведёт школьника в следующий класс, если тот не будет посещать практику, то смело можете привлекать администрацию учебного заведения к ответственности за принудительную отработку. А это может грозить большим штрафом или вовсе увольнением.

Владимир Филиппов подтвердил слова о том, что летняя практика является незаконным мероприятием

О том, что школьная летняя практика является незаконной, заявил и экс-министр образования РФ Владимир Филиппов. Он сказал, что любая школьная отработка без согласия учеников и их родителей может позиционироваться как чистый произвол администрации учебных заведения. Более того, если вы обратитесь к любому квалифицированному юристу, он подтвердит вышесказанные слова о том, что подобные обязательства просто-напросто противоречат Конституции РФ. Поэтому абсолютно любой ученик может не переживать и отказаться от подобной отработки.

Таким образом, летняя школьная практика не может быть принудительной (если она не предусмотрена образовательной программой) и является добровольным делом родителей и их детей.

Трудовая практика была неотъемлемой частью образовательного процесса советской школы. Дети привлекались и к дежурству в школе, и к работе на пришкольных участках, и к другим работам. Насколько такая практика законна сегодня, выясним исходя из современного законодательства, регулирующего права несовершеннолетних детей на труд. Законодательно положения о труде несовершеннолетних обучающихся закреплены в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в РФ» (далее — Закон), в Трудовом Кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) (далее — ТК), в Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конвенция о правах ребенка запрещает эксплуатацию детского труда или любой работы, которая ущемляет права ребенка (ст. 32 Конвенции о правах ребенка). Если работа, которую доверили ребенку, может представлять опасность для его здоровья, физического развития, то это будет считаться нарушением прав ребенка.

Может ли привлечение к школьной трудовой практике считаться нарушением прав ребенка?

Сегодня нечасто в школах можно встретить учащихся, которые работают в рамках летней трудовой практики. Должен ли ребенок пройти летнюю трудовую практику?

Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Например, для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении рабочее время должна составлять не более 12 часов в неделю. А для работников в возрасте от14-16 лет, обучающихся в школе не более 18 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Существует также перечень работ, на которые нельзя привлекать несовершеннолетних работников (ст. 265 ТК РФ):

  • тяжелые работы;
  • работы, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию;
  • работы с вредными или опасными условиями труда; сверхурочные работы;
  • работа в ночную смену;
  • работа в праздничные и нерабочие дни.

Организация трудовой практики лиц с ОВЗ.

Особо необходимо отметить важность трудового воспитания и трудовой практики для обучающихся с ОВЗ из специальных школ. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных образовательных учреждений I-VIII видов» уделяет трудовому обучению много внимания. Трудовое обучение для лиц с ОВЗ является необходимым условием обучения и последующего трудоустройства. Одними из задач такой работы является:

  • включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме.

В старших классах (группах) воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Трудовое обучение включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки. В коррекционном учреждении VIII вида с 10-11-летним образованием трудовое обучение в 10-11-х классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся. Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения. В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9-й (10-й) класс.

Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Давайте, уважаемые коллеги, обсудим и эту тему.
Не секрет, что трудовая летняя практика (по моему так называется) с каждым годом дается детям все тяжелее. Все больше отказов, справок от врача (в том числе и липовых), уловок и т.д.
Довелось разговаривать недавно на эту тему с учениками 8 класса. Их позиция примерно такова: Почему мы должны работать на школу? Пусть сами убираются во дворе, на грядках и в кабинетах! Мы ничего не должны этой школе! Это эксплуатация детского труда! Никто не может нас обязать работать на школу, мы несовершеннолетние!
Конечно, такую позицию слышать довольно противно, и если честно сказать это раздражает меня. Пытаюсь объяснить, что все мы проходили такую практику в свое время и не только в школе проходили, что это приучает детей к труду. Что кто поможет школе, если не ее ученики, ведь они же здесь проводят большую часть времени. Но им плевать. Они так и говорят. что нам без разницы, кто будет это делать. Главное не мы.

Страшно, что растет поколение потребителей, именно потребителей, которые считают, что общество всё должно делать для них и за них. Эти дети, когда вырастут ничего не будут производить и изобретать, а будут только требовать, как требуют сейчас.



Что еще почитать