Жизненная позиция: виды, характеристика и примеры. Жизненные позиции человека — «закон магнита Своей жизненной позиции

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Каждый человек рожден от двух родителей. Он результат миллионов совпадений, закономерностей и случайностей. Он сложен и противоречив. И все же есть одна базовая характеристика, необходимая ему, как фундамент каждому дому. Ее называют основной жизненной установкой, фиксированной жизненной позицией или основной жизненной позицией. Это совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция - отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

Формирование жизненной позиции личности - сложный и тяжелый процесс. Он требует большого напряжения и затраты физических, моральных, психологических и умственных усилий. На этот процесс значительное влияние вызывают микро- и макросреды, уровень развития производительных сил и производственных отношений, социально-политический строй, политический режим, уровень культуры и т.д. Этот процесс сопровождается усвоением наработанного с виду человечества, достижений в сфере материальной и духовной культуры, научных и профессиональных знаний, мировоззрения, убеждений и навыков, трудовой и общественно-политической деятельности и т.д. Активная жизненная позиция лица становится возможным при условии критически-творческого овладения всем богатством человечества, формированием у себя готовности активно действовать в обществе.

Выбор фиксированной жизненной позиции осуществляется семьей, ближайшим окружением и самим человеком. Это происходит с первых мгновений жизни и завершается к семи годам. То есть в столь юном возрасте, когда еще нельзя рассчитывать на полное осознание серьезности принятого решения, ясность и глубину мышления.

Как только основная жизненная позиция определилась, все действия, все поведение человека направлено на ее подтверждение и закрепление. Впрочем, для того чтобы быть точным, важно сообщить, что основная жизненная позиция каждого человека складывается еще до рождения И каждый ребенок до своего рождения считает, что он благополучен и другие люди благополучны. Я хороший, вы хорошие. Вы - это в основном мама и те, кто ее окружает.

Ребенок начинает ходить. Он очень неловок, падает, разбивает посуду, портит вещи. Он неуклюж и вызывает насмешки. Его часто наказывают. Затем детские ясли, детский сад, школа. И везде позиция Я не благополучен - Вы благополучны воспитывается, навязывается, вдалбливается. Впрочем, это наиболее адаптивная позиция для советского человека - скромного труженика, смиренно ждущего вознаграждения.

Человек с негативным образом собственного Я отягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех и результат. Низко оценивает свой труд. Отказывается брать на себя инициативу и ответственность. Подвержен стрессам и часто болеет. Причем заболевания развиваются медленно, протекают вяло, период выздоровления затягивается на длительное время.

Он часто испытывает депрессии, страдает неврозами, нарушениями характера, склонен к саморазрушающему поведению: курению, злоупотреблению алкоголем, наркотиками. Для него типичны вегетососудистые и психосоматические расстройства, снижение иммунитета. Типичны гастриты, язвы, болезни тонкого и толстого кишечника, дискенезии желчевыводящих путей и почечные колики. Для женщин характерны расстройства овариально - менструального цикла, для мужчин - простатита. У них снижено половое влечение и потенция. Типичен гипотиреоз, гипотония, динамические расстройства мозгового кровообращения, возможны ишемические инсульты.

Такие люди неряшливы в образе жизни, в одежде. Они выбирают для себя банальный или проигрывающий сценарий - неосознаваемый план жизни. Весьма часто их можно встретить на приеме у врача, среди пациентов соматических, психиатрических или наркологических стационаров. Важно отметить, что большинство членов нашего общества всю жизнь несет в себе фиксированную эмоциональную установку Я не благополучен - Вы благополучны. Мы их встречаем постоянно и повсюду. Им живется тяжело и грустно. Они оказывают влияние на окружающих, и нам вместе с ними нелегко. И все же это не самая минорная установка. Есть еще одна: Я не благополучен - Вы не благополучны Я не благополучен - Вы не благополучны. Такой человек недостаточно энергичен; он скорее апатичен, склонен к подавленности, пассивной враждебности к себе и другим. Не способен проявлять настойчивость. Его постоянно преследуют неудачи, и он свыкся с этим. Ему не свойственен творческий подход к работе и вообще к жизни. С его точки зрения, он не заслуживает положительной и похвал. Более того, он их не воспринимает или слышит. Он мрачен, ироничен, труден в общении. Его пассивность в конце концов формирует отрицательное отношение к нему окружающих. Своей неопрятной, скандализирующей одеждой, внешностью, запахом, исходящим от одежды и тела, он постоянно заявляет: Со мной все не в порядке - С вами все не в порядке. Это позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь бесполезна и полна разочарований. Человек бессилен, и другие не могут помочь ему. Остается опуститься на дно и ждать кончины.

Установка неблагополучия складывается у ребенка, лишенного внимания, заброшенного, когда окружающие безразличны и не интересуются им. Или же когда человек понес большую утрату и не располагает ресурсами для собственного восстановления, когда все окружающие отвернулись от человека и он лишен поддержки.

Такие люди; страдают множеством различных болезней. Это депрессия к апатия. Различные простудные, инфекционные и соматические заболевания, вызванные пониженным иммунитетом. У них резко подавлено половое влечение, снижена потенция. У женщин ограничены возможности беременеть и рожать. Для них типичны все нарушения здоровья, вызванные саморазрушаюшим поведением - непомерное курение, злоупотребление алкоголем и его cуppoгaтами, наркотическими и токсичными веществами. Характерны травмы тела, а также черепа и мозга и их последствия.

Заболевания и нарушения здоровья у них протекают длительно. По большей части такие люди медленно разбаливаются. Сами заболевания текут вяло, сопровождаясь осложнениями. Период выздоровления затягивается. Часто присоединяются сопутствующие заболевания. Лекарства, используемые для их лечения, дают мною побочных действий и осложнений. Только часть людей с установкой Я не благополучен - Вы не благополучны живет в обществе. Многие из них проводят жизнь в ожидании конца в наркологических, психиатрических и соматических стационарах, домах для хронически больных, в местах лишения свободы. Многие сегодня просто выброшены из жизни и завершают свой жизненный чуть на улице пополняя ряды бомжей. Следующая установка не столь пессимистична. И все же ее носители доставляют множество забот и неудобств окружающим. Она формулируется следующим образом: Я благополучен - Вы не благополучны.

жизненный личность конформистский депрессивный

1. Правильная жизненная позиция личности

У каждого из нас своя жизненная позиция . Она определяет наши способности бороться с трудностями, невзгодами, от нее зависит наша сила и вера. Это основные принципы и убеждения человека о мире, обществе, о себе, выражающиеся в мыслях, словах, поступках. И это, подчас, сильно отличает людей друг от друга.

Рассмотрим основные типы жизненной позиции :

1. Конформистская (пассивная) , где происходит подчинение обществу, окружающему миру и человек живет по стечению обстоятельств. В свою очередь здесь выделим следующие подвиды:

b) Групповая-конформистская , где все члены данной группы строго соблюдают правила и нормы, принятые здесь

c) Общественно-конформистская , где каждый отдельный человек строго подчиняется всем нормам общества, что обычно принято в тоталитарном государстве

1. Активная жизненная позиция направлена на изменение окружающей действительности, преобразование норм, правил, образа жизни. Здесь можно выделить следующие пункты:

a) Самостоятельная состояние личности по отношению к другим людям, но подчинение главному основному лидеру

b) Соблюдение и принятие общественных норм и правил, но стремление к лидерству в коллективе

c) Игнорирование моральных и нравственных норм, активное желание занять свою жизненную позицию вне общества: банде, преступном сообществе, в других асоциальных группах

d) Неприятие норм общества, постоянное самостоятельное стремление изменить окружающую действительность, часто с помощью других людей: революционеры, оппозиция.. Это состояние счастливого результативного индивидуума.

2. Активная жизненная позиция личности

Активная жизненная позиция человека - не что иное, как небезразличное отношение к окружающему миру, что проявляется в поступках и мыслях самой личности. Первое, на что обращают внимание многие при общении с незнакомцем, так это на его жизненную позицию. Именно она и отличает нас друг от друга в психологическом плане. Данная позиция по жизни позволяет или не позволяет каждому человеку преодолевать трудности. Порой она является причиной нашего успеха или неудачи. Более того, во многом именно жизненная позиция определяет судьбу человека. Жизненная позиция имеет проявление во всех сферах жизнедеятельности, оказывая влияние на нравственные и духовные позиции, общественно-политическую и трудовую деятельность. Активной позиции свойственно быстрая реакция определенной личности на жизненные ситуации и повсеместная готовность к конкретным действиям.

К жизненной позиции в целом относятся:

· политические предпочтения;

· мировоззрение человека;

· его принципы и т.п.

3. Формирование активной жизненной позиции

Она формируется еще с самого человеческого рождения. Фундаментом ее появления является общение с окружающими, их влияние на личностное развитие каждого из нас.

Именно инициативность хранит в себе истинный секрет развития активной жизненной позиции. Но ее росту, как и всему во вселенной, необходима своеобразная «батарейка», которая будет давать энергию на это совершенствование. Ваша «батарейка» ? это желания. Ведь только они способны заставить бороться с трудностями, помогая достичь нужных целей.

Все мы когда-либо, сталкивались с людьми, у которых в жизни преобладала именно активная позиция. Они внутренне выделяются среди окружающих. В компаниях, зачастую, являются лидерами. Такие личности способны вести за собой общество, поскольку их точка зрения и внутренний потенциал вызывают желание следовать за собой.

4. Типы активной жизненной позиции личности

Позиция «позитив» настроена на соблюдение нравственных норм и победу добра над злом.

Позиция «негатив» . Не стоит думать, что активные люди - это обязательно те, кто поступает только «хорошо», напротив, нужно понимать, что их действия также могут быть вредны обществу и им самим. Всевозможные банды и бандитские группировки созданные активными личностями, с определенными, ярко выраженными убеждениями и конкретными целями, наносят вред обществу.

Наша жизнь - не что-то статичное и неизменное. Она меняется по стечению времени, развитию новых технологий и влиянию людей на наш внутренний мир. Важно лишь быть заинтересованным в усовершенствовании окружавшего мира.

Для людей первого типа главное не только зацикливаться на своих и только своих переживаниях, но и на глобальных вопросах всего мира. Правда, не каждый сможет свои личностные качества вознести на благо общества, а принципы, убеждения, мировоззрение настроить на достижение успеха. Но то, какой будет жизненная позиция, зависит только от самого человека.

Берн предположил, что на самых ранних этапах формирования сценария маленький ребенок "...уже имеет определенные убеждения на свой счет и насчет окружающих его людей... Эти убеждения, которые он по-видимому проносит через всю оставшуюся жизнь, можно подытожить следующим образом: 1) Я ОК или Я не-ОК; Ты ОК или Ты не-ОК".

Эти четыре точки зрения получили название жизненных позиций . Некоторые авторы называют их основополагающими позициями , экзистенциальными позициями или просто позициями. Они отражают фундаментальные установки человека насчет сущностной ценности, которую он усматривает в себе и других людях. Это нечто большее, нежели просто мнение о своем или чьем-либо поведении.

Приняв одну из этих позиций, ребенок как правило начинает подстраивать под нее весь свой сценарий. Берн писал: "В основе каждой игры, каждого сценария и каждой человеческой судьбы лежит одна из этих четырех фундаментальных позиций".

Ребенок, который принял на позицию "Я ОК, ты ОК", скорее всего будет строить выигрышный сценарий. Он находит, что его любят и рады его существованию. Он решает, что родителей можно любить и им можно доверять, а впоследствии распространяет этот взгляд на людей в целом.

Если младенец занимает позицию "Я не-ОК, ты ОК", он скорее всего будет писать банальный или проигрышный сценарий. В соответствии с этой основополагающей позицией, он будет обыгрывать в сценарии свою роль жертвы и свои проигрыши другим людям.

Позиция "Я ОК, ты не-ОК" может создать основу для казалось бы выигрышного сценария. Но такой ребенок убежден, что ему нужно возвышаться над другими, а их держать в униженном положении. Какое-то время это может удаваться ему, но лишь ценой непрерывной борьбы. Со временем окружающие его люди устанут от своего униженного положения и отвернутся от него. Тогда он из якобы "выигрывающего" превратится в самого что ни на есть проигрывающего.

Позиция "Я не-ОК, ты не-ОК" представляет собой наиболее вероятную основу для проигрышного сценария. Такой ребенок пришел к убеждению, что жизнь пуста и безысходна. Он чувствует себя униженным и нелюбимым. Он полагает, что никто не в силах ему помочь, так как остальные тоже не-ОК. Так что его сценарий будет вращаться вокруг сцен отвержения других и собственной отверженности.

5. Происхождение жизненной позиции

Берн считал, что "...позиция принимается в раннем детстве (от трех до семи лет) с тем, чтобы оправдать решение, основанное на более раннем опыте". Иными словами, по Берну, сперва идут ранние решения, а затем ребенок принимает жизненную позицию, создавая тем самым картину мира, которая оправдывает ранее принятые решения.

Например, младенец, который еще не научился говорить, может принять следующее решение: "Никогда больше не рискну кого-то любить, так как Мама показала, что не любит меня". Позже он оправдывает это решение с помощью убеждения "меня никто не полюбит", что переводится как "Я не-ОК". Если отец нашлепал маленькую девочку, она может решить: "Никогда больше не буду доверять мужчине, так как Папа плохо со мной обращается". Впоследствии она распространяет это решение на всех остальных мужчин в форме убеждения "мужчинам доверять нельзя", то есть "ты (они) не-ОК".

С точки зрения Клода Стайнера, жизненные позиции принимаются гораздо раньше. Он возводит их истоки к первым месяцам кормления ребенка. По Стайнеру, позиция "Я ОК, ты ОК" отражает комфортную атмосферу взаимозависимости между ребенком и кормящей матерью. Он приравнивает ее к позиции "фундаментального доверия", описанной специалистом по детскому развитию Эриком Эриксоном. Это такое "...положение вещей, когда младенец чувствует, что он находится в единстве с миром, а все находится в единстве с ним".

Стайнер полагает, что все дети начинают с позиции "Я ОК, ты ОК". Ребенок меняет позицию только тогда, когда что-то нарушает гармонию его взаимозависимости с матерью. Например, когда ребенок ощущает, что мать перестает оберегать его и принимать так безусловно, как делала это в первые дни. Некоторые младенцы само рождение могут воспринимать как угрозу изначальной гармонии. В ответ на появление в его жизни всякого рода неудобств, ребенок может решить, что он не-ОК, или что другие не-ОК. Он переходит из Эриксоновского состояния "фундаментального доверия" в состояние "фундаментального недоверия". И затем, на основе этого фундаментального представления о себе и других людях, ребенок начинает писать сценарий своей жизни.

Таким образом, Стайнер согласен с Берном в том, что жизненная позиция "оправдывает" сценарные решения. Однако, по Стайнеру, сначала принимается жизненная позиции, а уже после нее - сценарные решения.

Итак, жизненную позицию можно определить как совокупность основополагающих убеждений о себе и других людях, которые человек использует для оправдания своих решений и своего поведения .

6. Жизненная позиция у взрослых

Каждый из нас входит во взрослый возраст со сценарием дальнейшей жизни, написанным по мотивам одной из четырех жизненных позиций. Однако мы не остаемся в избранной позиции все время. Мы ежеминутно переходим из одной позиции в другую.

Франклин Эрнст разработал метод анализа таких переходов. Он назвал его ОК-Участком (рис. 1)

Вместо термина "ОК" Эрнст использует выражение "для меня ОК". Это делается с тем, чтобы подчеркнуть, что "окейность" обусловлена моими убеждениями: моими убеждениями о себе и моими убеждениями о тебе .

Рис. 1. ОК-Участок

Верхний полюс вертикальной оси Участка соответствует "Ты ОК", нижний - "Ты не-ОК". По горизонтальной оси справа мы имеем "Я ОК", слева - "Я не-ОК". Каждый из четырех квадратов соответствует какой-то жизненной позиции.

Для краткости "ОК" в литературе по ТА нередко обозначают знаком "+", а "не-ОК" - знаком "-". Слово "ты" иногда также сокращают до буквы "Т".

На рис. 1 представлен один из вариантов Участка, где каждая из четырех позиций имеет свое название. На первоначальной диаграмме Эрнста этих названий не было, но они нередко используются другими авторами.

Франклин Эрнст указывает, что каждая из детских позиций представлена во взрослой жизни в форме определенного социального взаимодействия. Он называет последнее "операцией ". Названия этих операций приводятся на схеме Участка. Когда мы осуществляем какую то из этих операций бессознательно, в состоянии Ребенка, то делаем это, как правило, чтобы обеспечить сценарное "оправдание" соответствующей жизненной позиции. Однако у нас есть и другая возможность - мы можем перейти в состояние Взрослого и осуществить любую из этих операций сознательно. Благодаря этому социальное взаимодействие может привести к желательным для нас результатам.

Я ОК, ты ОК: включение во взаимодействие

Я только что пришел на работу. На пороге меня встречает начальник с кипой бумаг. "Вот отчет, которого мы так ждали, - говорит он. - Я отметил для вас некоторые пункты. Не могли бы вы просмотреть их и сообщить о результатах?" "Хорошо, - отвечаю я, - будет сделано".

Соглашаясь выполнить просьбу начальника, я решил для себя, что достаточно компетентен для выполнения этой задачи и она мне нравится. Я нахожу, что начальник изложил свою просьбу вежливо и обоснованно. Таким образом, я занимаю позицию "Я ОК, ты ОК". На уровне социального взаимодействия мы с начальником включились в общее дело.

Каждый раз, когда я взаимодействую с людьми из этой позиции, я подкрепляю свое убеждение в том, что я и другие ОК.

Я не-ОК, ты ОК: уход от взаимодействия

Я сажусь за стол и открываю первую страницу отчета. Краем глаза я вижу, что кто-то ко мне направляется. Это один из моих коллег. Он имеет озабоченный вид. Поскольку я уже знаком с этим выражением его лица, мне не трудно догадаться, зачем он пожаловал. Он собирается бесконечно долго жаловаться на свою работу, просить у меня совета и не слушать его. Когда он подойдет к моему столу и откроет рот, я могу выбрать одно из двух: действовать по сценарию или ответить ему из состояния Взрослого.

Сценарная операция : Допустим, я включаюсь в сценарий и занимаю позицию "Я не-ОК, ты ОК". Я говорю себе: "Я не в состоянии ему помочь. Мне это не по плечу. Но ему-то что, он будет просто говорить и все. Нужно сматываться отсюда!" Я напрягаю пресс и покрываюсь испариной. Не слушая, о чем говорит коллега, я бормочу: "Прости, Джим, мне нужно выскочить в туалет!" - и направляюсь к двери. Выйдя из комнаты, я сбрасываю напряжение, издавая облегченный вздох. Я ушел от Джима по сценарию. Поступив так, я подкрепил убеждение моего Ребенка в том, что Я не-ОК, а другие ОК.

Взрослая операция : Если я решил остаться во Взрослом, то говорю себе: "В данный момент я не хочу слушать Джима. У него проблемы, но не мне их решать. Однако если он заговорит, его уже не остановишь. Думаю, лучше всего будет выйти из пределов его досягаемости". Едва Джим открывает рот и начинает произносить свою первую жалобу, я говорю: "Да, Джим, плохи дела. Но я сейчас занят. Как раз собрался идти в библиотеку, проверить кое-какие данные по этому отчету. Надеюсь, у тебя все получится". Я собираю бумаги и выхожу. С помощью Взрослого я сознательно избрал операцию ухода .

Я ОК, ты не-ОК: избавление от взаимодействия

Через десять минут я с чашкой кофе возвращаюсь в кабинет и углубляюсь в изучение отчета. Дверь опять открывается. На сей раз это мой помощник. Выглядит он удрученно. "Боюсь, у меня плохие новости, - говорит он. - Помните, вы поручили мне распечатать материалы? Я закрутился и забыл вовремя сдать их в печать. А теперь принтер занят. Что мне делать?"

Сценарная операция : Я могу ответить ему из позиции "Я ОК, ты не ОК". Покраснев, я говорю резким голосом: "Что вам делать ? Выправлять положение, вот что вам делать! Не желаю больше ничего слышать, пока материал не будет лежать на столе, понятно?" При этом пульс у меня повышается и я буквально киплю от возмущения. Когда помощник исчезает, я говорю себе: "Ни на кого в наше время положиться нельзя, все самому делать приходится!" Я избавился от помощника, создавая сценарное "оправдание" своему убеждению в том, что я ОК, а другие - нет.

Взрослая операция : Я отвечаю помощнику; "Что ж, ваша задача состоит в том, чтобы поправить положение. Сейчас у меня срочная работа. Так что поищите возможность распечатать материалы как можно скорее где-нибудь в другом месте. Жду вас к четырем, доложите о результатах". Я вновь склоняюсь над отчетом, давая понять, что разговор окончен. Я избавился от помощника, так что теперь могу заниматься своим делом, причем мы оба остаемся ОК.

Я не-ОК, ты не-ОК: невовлечение во взаимодействие

Раздается телефонный звонок. Звонит супруга из дому: "Произошло нечто ужасное! Лопнула труба, и пока мне удалось отключить воду, залило весь ковер!"

Сценарная операция : В этом случае я могу занять позицию "Я не ОК, ты не ОК". Я говорю себе: "С меня довольно. Это выше моих сил. И на жену положиться нельзя. Все без толку". Я стону в телефонную трубку: "Послушай, это уже выше моих сил. И без того денек выдался, это уж слишком". Не дожидаясь ответа, я кладу трубку. Я чувствую себя выжатым и подавленным. В глубине души я укрепился в своем убеждении, что я и все остальные - не ОК.

Взрослая операция : Решив остаться в состоянии Взрослого, я отвечаю: "Послушай, все уже позади. Подожди, пока я вернусь. А там посмотрим, что мы можем сделать". Я избрал операцию невовлечения .

7. ОК-участок, личные изменения

Хотя мы постоянно перемещаемся по квадратам Участка, у каждого из нас есть "любимый" квадрат, в котором мы, действуя по сценарию, проводим большую часть времени. Он соответствует занятой нами в детстве основной жизненной позиции.

"Я ОК, ты ОК" - это здоровая позиция. При этом я участвую в жизни и разрешении жизненных проблем. Я действую с целью достижения желаемых для меня выигрышных результатов. Эта единственная из позиций, основанная на реальности. Если в детстве я встал на позицию "Я не-ОК, ты ОК", то скорее всего буду разыгрывать свой сценарий в основном из депрессивной позиции, чувствуя себя ниже других людей. Сам того не сознавая, я буду избирать неприятные мне чувства и поведенческие проявления, "подтверждающие", что свое место в мире я определил верно. Если у меня возникнут проблемы с душевным здоровьем, их скорее всего диагностируют как невроз или депрессию. Если я написал роковой сценарий, его развязкой вероятно будет самоубийство.

Детская позиция "Я ОК, ты не-ОК" означает, что я буду проживать свой сценарий главным образом из оборонительной позиции, пытаясь возвыситься над другими людьми. При этом они скорее всего будут воспринимать меня как подавляющего, бесчувственного и агрессивного человека. Хотя эта позиция нередко называется параноидальной , она также соответствует психиатрическому диагнозу расстройства характера. В проигрышном сценарии третьей степени моя финальная сцена может включать убийство или нанесение увечья другим людям.

Если я в младенчестве занял позицию "Я не-ОК, ты не-ОК", мой сценарий будет разыгрываться преимущественно из бесплодной позиции. Я буду считать, что этот мир и населяющие его люди плохи, равно как и я сам. Если я написал банальный сценарий, красной нитью по нему будет проходить мое халатное отношение к большинству жизненных начинаний. Если у меня роковой сценарий, развязка его, возможно, будет состоять в том, чтобы "обезуметь" и заработать психотический диагноз.

Как и все остальные составляющие сценария, жизненная позиция может быть изменена. Как правило, это происходит только в результате инсайта - внезапного непосредственно-интуитивного осознания своего сценария, - курса терапии или какого-то сильного жизненного потрясения.

Нередко процесс изменения жизненной позиции связан с определенной последовательностью продвижения по квадратам Участка. Если человек первоначально проводит большую часть времени в Я-Т-, его следующей остановкой будет скорее всего Я+Т-. Побыв некоторое время в этом основном теперь для себя квадрате, он перейдет в Я-Т+. Конечная цель состоит в том, чтобы все дольше задерживаться в квадрате Я+Т+, пока он не станет основным местом пребывания.

Может показаться странным, что для перехода из Я+Т- в Я+Т+ людям зачастую нужно пройти через Я-Т+. Но, как свидетельствует терапевтический опыт, Я+Т-нередко оказывается защитной реакцией против Я-Т+. Решая, что "Я ОК, а все остальные не-ОК", младенец утверждается в этой позиции, чтобы защитить себя от болезненного осознания своей приниженности и беспомощности перед лицом родителей. Чтобы действительно стать взрослым, человеку нужно прожить эту детскую боль и освободиться от нее.

Заключение

Человек вырабатывает свою позицию в течение жизни. Сначала он её формирует, затем укрепляет или изменяет. Жизненная позиция не может оставаться неизменной в течение жизни. Не каждый человек будет способен кардинально изменить свои прежние убеждения и выработать новую активную жизненную позицию, но непременно станет поддерживать или укреплять уже имеющуюся либо позитивную, либо негативную.

Важно помнить, что нет такого понятия как «идеальная» или «совершенная» жизненная позиция. Позицию необходимо корректировать при каждом происходящем в нашей жизни изменении. Ведь на пути каждого из нас встречаются различные ситуации, которые «выбивают из колеи» и только благодаря собственным усилиям, гибкости в подходе к пониманию происходящего, мы сможем добиться успешного решения, найти выход и справиться с ситуацией.

Жизненная позиция человека должна быть сформулирована, а дополнение к этим семи ключам таково: будьте добрым по отношению к себе. Немногие из нас смогут наполнить свое отношение к другим людям добротой, замешанной на сострадании, если для начала не проявят доброту к самим себе.

Эти ключи позволяют нам изменяться, и расти в творческом плане, менять свой образ мышления. Само собой разумеется, что, говоря кому-то «нет», не спрашивая ни у кого разрешения и всякими иными способами, проявляя собственную независимость, мы можем потерять старых друзей, но если дружба с ними базировалась на наших слабостях, комплексах, а не на сильных сторонах нашей личности, то насколько они для нас хорошие друзья? Зато теперь, рас­полагая новой силой, мы обзаведемся новыми друзьями, которые будут самостоятельными и сильными людьми.

А если мы находим необходимым травмировать кого-то из окружающих, чтобы придать собственной жизни ясность и определенность, то в действительности это означает лишь одно: мы больше не желаем, молча терпеть, если они травмируют нас, больше не желаем позволять им ставить нам препоны на пути к самореализации. Как только мы перестаем позволять другим людям душевно травмировать нас, у нас появляется возможность воспользоваться своей вновь обретенной силой и начать помогать им или кому-то еще, потому что мы становимся заботливыми по отношению к окружающим и готовы проявить к ним сочувствие.

Кроме того, нам тогда гораздо легче принимать, не чувствуя себя обиженными или отвергнутыми, такие ситуации, когда другие люди говорят нам «нет».

Список используемой литератур ы

1. В.В. Макаров. Лекции по психологии - 1999г.

2. Щедрова Г. «Цель общества - человек» 1995г.

3. Максимов С.Л. «Личность и общество» 1993г.

4. Лукашевич Ч.П. «Психология воспитания» 1996г.

5. Йен Стюарт, Венн Джойнс «Жизненный сценарий» 1987г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Концепции Э. Берна о запрограммированности человека "ранними решениями" в отношении жизненной позиции. Структура личности в концепции трансактного анализа; наличие трех эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Сущность понятия "жизненный сценарий".

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Разработка коррекционной программы, направленной на формирование адекватной самооценки подростка. Навыки выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности; формирование активной жизненной позиции. Осознание ценности собственной личности.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Доверие к инновациям как установка на изменение темпоральных характеристик образа жизни. Особенности формирующейся системы ценностей подростка на фоне развития его самосознания. Оценка влияния жизненной позиции на конструктивность личности в жизни.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2011

    Способность распознавать малейшее проявление лжи, фальши или неискренности. Эффективность восприятия. Качество взаимодействия с реальностью. Восприятие себя, других и природы. Спонтанность, простота и естественность. Нарушения адаптации и неврозы.

    реферат , добавлен 22.01.2009

    Понятие трудной жизненной ситуации в психологии. Разновидности трудных жизненных ситуаций. Феномен утраты как предмет изучения в психологии. Горе как эмоциональная реакция на утрату. Фазы переживания горя. Жизненные и профессиональные ценности личности.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2013

    Исследование психофизиологических особенностей подростков. Характеристика критериев и показателей способности к самоопределению. Выбор социальной роли и устойчивой жизненной позиции в подростковом возрасте. Ценностные ориентации современных подростков.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2016

    Проблемы изучения представлений о жизненных перспективах личности в психологии. Жизненные ценности как компонент планирования будущего. Особенности возрастных кризисов взрослости. Трансформация ценностных ориентаций личности в период кризиса взрослости.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2011

    Понятие самооценки как оценки личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выявление школьников с низким уровнем самооценки. Применение сказкотерапии для формирования активной жизненной позиции ребенка и позитивного отношения к себе.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2012

    Роль индивидуального сознания в личностном выборе будущей профессиональной карьеры (в формировании намерений человека). Модели становления профессиональной деятельности. Формирование эффективной жизненной ориентации, являющейся функцией самосознания.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Основные виды подросткового девиантного поведения. Характерологические черты несовершеннолетних преступников. Мотивы употребления спиртного. Факторы, увеличивающие риск самоубийства среди подростков. Воспитание личности с активной жизненной позицией.

Нельзя сказать, что жизненная позиция является неким врожденным фактором. Многие ее аспекты определяют условия, в которых человек провел детство, которые он встречал. Жизненная позиция приобретает конкретные формы точно так же, как и личность, которую человек осознает не сразу. Тем не менее, хотя характер влияет и на личность, и на жизненную позицию, сознательно можно изменить и то, и другое.

Активность в жизненной позиции определяет то, насколько человек успешен. Он смел и инициативен, не боится действовать и готов к активным свершениям. Неважно, лидер ли человек с такой позицией, или ведомый, он всегда имеет свою точку зрения, и не согласится нарушить свои принципы.

Противоположной по свойствам являете пассивная жизненная позиция. Она характерна для равнодушных и инертных людей. Такой человек, скорее, склонен избегать трудностей, недели разрешать их. Пассивность может проявляться не только в апатичном и подавленном состоянии, хотя чаще всего для таких людей и характерно отсутствие инициативы в решении проблем. Бывает, что человек просто следует чужим указаниям, не ставя их под сомнение. Некоторые пассивные люди создают видимость активности, они суетятся и шумят, но отсутствие вектора поведения выдает их инертность.

Некоторые люди становятся пассивными вследствие жизненных неурядиц. В этом случае часто пассивность связана с агрессией к более активным окружающим, человек проявляет желание урезонить и «воспитать правильным образом» тех, кто не смирился, подобно ему, с неудачами.

Проактивная жизненная позиция

Еще одним подтипом жизненной позиции является проактивность. Действительно, бывает, что обстоятельства складываются против человека, и он ничего не может в данный момент сделать. Даже активная натура порой сдается под напором проблем. Но проактивный человек никогда не сдается.

С проактивностью связано такое понятие, как сфера влияния. Есть вещи, на которые вы сейчас повлиять не в силах, но есть и другие, которые напрямую зависят от вас. Как бы ни была мала ваша сфера влияния, вы должны направлять усилия именно на нее и на ее расширение. Думать и тратить силы на то, что не зависит от вас, бессмысленно. Это выглядит очевидным, но большинство людей поступают иначе. Например, вспомните, как часто окружающие вас люди сетуют на правительство или ругают погоду. Если вы прямо сейчас не можете это изменить, не тратьте энергию на это. Совершенно точно, что есть вещи, которые вам по силам: делать как можно лучше то, что от вас зависит, то, чем вы сейчас занимаетесь.

Действуя в соответствии с этим правилом, проактивные люди выбираются из кризисов быстрее и с меньшими потерями.

Самое главное, что стоит понять: ваша жизненная позиция целиком зависит от вас. Даже если вы порой проявляли пассивность, вы все равно можете начать вести себя активно или проактивно прямо сейчас, и это решение никогда не будет слишком поздним.

Каковы внутренние, глубинные жизненные позиции человека , такова у него и жизнь. Факт неоспоримый. Многие люди неосознанно находят друг друга по этим позициям — закон магнита (об этом ниже).

И если человек в чем-то неудачлив, ему не везет в жизни , может в любви или в карьере, то причиной тому его жизненные позиции, заложенные в детстве и влияющие на сценарий , стиль и путь его жизни.

Однако, хоть жизненные установки, позиции и некоторые ориентиры и зафиксированы в раннем возрасте, все же любой человек их может изменить, а значит — может изменить и свою жизнь к лучшему.

Основные жизненные позиции человека

Рассмотрим, для начала, основные жизненные позиции человека — их всего четыре, они парные, и представляют собой суждение, отношение к себе, своему «Я» и отношение к другому человеку (своему ближнему) — «Ты».
  1. Я+ Ты+ , или, со мной все хорошо, и с тобой все хорошо — позиция удачливого по-жизни человека
  2. Суждение и установки этих людей направлены на здоровье, благополучие и процветание. Их поведение и действия направлены на сотрудничество и развитие. Их социальный статус — победитель, удачливый и везучий человек.

  3. Я+ Ты- , или, у меня, со мной все благополучно, а с тобой что-то не так, или ты плохой — позиция высокомерного человека
  4. Такие люди мыслят: «Меня это не заботит, это твои проблемы», или «Я лучше знаю, что тебе нужно»… Их поведение направлено на разрушение, например отношений, и избавление… Социальная роль: борец за правду, революционер, общественный деятель…

  5. Я- Ты+ , или, со мной что-то не так (плохо), а у тебя все замечательно — жизненная позиция подчиненного, завистливого человека
  6. Таким людям живется тяжело и грустно. Их мышление направлено на осуждение тех, у кого что-то получается, а у них нет. Стратегия поведения — уход в себя и депрессия. Социальная роль: пассивный созерцатель…

  7. Я- Ты- , или, у меня все плохо и у тебя все неблагополучно — позиция, часто депрессивная, неудачника…
  8. Эти люди мыслят примерно так: «Все бесполезно и бессмысленно в этом мире, и я ничего не могу с этим поделать». Действия направлены на длительное саморазрушение, либо на суицид. В социуме пассивен или подавлен (в депрессии).

Трехсторонние жизненные позиции человека

Проанализируем трехсторонние жизненные позиции человека: «Я» «Ты» «Они».
  1. Я+ Ты+ Они+ — удачливая позиция (Любовь ко всем)
  2. Я+ Ты+ Они- — позиция сноба и демагога (типа, Да кому они нужны…
  3. Я+ Ты- Они+ — позиция агитатора и недовольного (типа, Ты гораздо хуже, чем они)
  4. Я+ Ты- Они- — позиция одинокого «праведного» критика (высокомерие в чистом виде, типа Все должны склоняться и подражать мне…конечно, насколько это доступно этим ничтожествам)
  5. Я- Ты+ Они+ — «Каящийся святой, мазохист, «чистый» меланхолик (Я самый недостойный человек в мире)
  6. Я- Ты+ Они- — Подобострастный. сноб… (мышление: Я унижаюсь, а ты наградишь меня, а не тех ничтожеств)
  7. Я- Ты- Они+ — завистливый холоп (мышление: они нас ненавидят, потому что мы не так хороши, как они)
  8. Я- Ты- Они- — Пессимист, циник, фаталист, верующий в предначертанную судьбу (Никто из нас ни на что не годится…)

Кроме того, еще есть неопределенные жизненные позиции , например, Я+ Ты+ Они? — Мы с тобой в порядке, с нами все хорошо, а вот другие пока неясно…пусть предъявят доказательства… (позиция Евангелиста). Или, Я+ Ты? Они- — Большинство людей никуда не годятся, а что касается тебя…поживем увидим… (позиция Аристократа).

Первое , что люди чувствуют в друг друге при общении и взаимодействии — это жизненные позиции .

И главное в том, что зачастую подобное тянется к подобному …даже если мы этого не осознаем.
Например, человек с высокомерной позицией (Я+ Ты-) будет искать в партнеры, в «друзья» и любовники человека с подчиненной позицией (Я- Ты+). Соответственно, последний будет искать первого.

Т.к., например, два человека с одинаковыми позициями Я+ Ты- — просто не уживутся.

В то же время, два человека с плюсами во всех позициях — прекрасно сойдутся друг с другом, и смогут поддерживать хорошие отношения с людьми других жизненных позиций.

Мало того, люди с позитивной позицией по-жизни, могут преобразить, изменить негативные позиции других людей, которые с ними взаимодействуют.

Люди живущие в своем сценарии , созданным на основе жизненной позиции, часто живут по «Закону магнита» — знакомятся, заводят отношения, находят партнеров, даже женятся и выходят замуж — все на основе взаимного притяжения разных полярностей (плюс притягивает минус, и наоборот).

Это закон не относится к тем у кого нет сценария (свободные люди), и к тем у кого счастливый, удачливый сценарий победителя, с жизненной позицией (Я+ Ты+ Они+) — такие притягивают тоже плюсы.

Как определить и изменить свою жизненную позицию

Определить свою жизненную позицию можно с помощью наблюдения за собой в тех или иных стрессовых ситуациях и фиксирования, например на бумаге, своих эмоциональных и поведенческих реакций. Последние соответствую той или иной Я-позиции.

Свободных людей, т.е. без сценария жизни , очень мало. А остальные — имеют удачливый, средний (банальный), неудачливый, в том числе драматический, комический или трагический сценарии, а значит, они периодически бывают в одной из четырех основных Я-позиций (см. начало).

Та жизненная позиция, в которой человек пребывает большую часть своей жизни — и есть главная.

Также, при некоторой наблюдательности и тренировке, Вы легко сможете определить основную жизненную позицию Вашего партнера, друга, знакомого, любимого или любимой… Это даст Вам возможность осознанно подойти к серьезному выбору в жизни.

Например, девушка может определить, что ее основная позиция Я- Т+, а у молодого человека, с которым она как бы случайно познакомилась — позиция Я+ Т-. Это будет говорить о том, что они сошлись по «закону магнита», и скорее всего их отношения обречены. (если бы у нее были оба плюса. то она ни за что не стала бы общаться с человеком, у которого «Ты-«).

На рисунке выше схематически показан мини-сценарий жизни человека (мини-скрипт), т.е. пока нет стрессовой ситуации (или ситуации, которую человек воспринимает как стрессовую, например, оскорбление…) — человек находится в жизненной позиции Я+ Ты+… Но как только, например, Вы ему скажете (или покажете), что он сволочь, то, восприняв это как стресс («наезд»), Ваш собеседник переключится в другую Я-позицию — например, во вторую Я- Ты+ (т.е. почувствует себя…»не очень»). После этого (а это все происходит почти мгновенно) он может перейти в позицию обвинителя (Я+ Ты-), т.е. «наехать» на Вас…или в Я-позицию (4) Я- Ты-, обидеться на всех и уйти.

Мини-скрипт , т.е. смена жизненных позиций в определенный, стрессовый момент времени, происходит довольно быстро, почти мгновенно. И, по невербальным сигналам (выражение лица, жесты, поза , тон голоса…), а также по словам и проявлению эмоций, Вы сможете определить в какую позицию человек переключился.

А если Вы часто общаетесь, то Вы можете заметить некоторую закономерность этих переключений, и, стало быть, легко выясните основную жизненную позицию другого человека.

Можно выделить несколько оснований (или критериев) для понимания профессионального и личностного успеха человека.

Во-первых , успех может оцениваться по конкретным, результатам (заработанным деньгам, купленным и построенным благам, созданным шедеврам или сделанным открытиям, по полученным знаниям, премиям, наградам и т.д.).

Во-вторых , успех может оцениваться по затраченным усилиям, поскольку одни и те же результаты у разных людей имеют разную ценность. (Например, если парень из глухой деревни без связей и посторонней помощи стал кандидатом наук, то это стоит большего, чем стать доктором наук, имея высокопоставленных родителей, да еще с престижными связями и определенным влиянием в обществе).

Наконец, в-третьих , при оценке жизненного успеха бывает важно понять, чем пришлось заплатить данному человеку за свои достижения. Может оказаться, что за успех пришлось заплатить совестью, достоинством, благополучием близких людей, а средством для достижения успеха стали предательство, разрыв значимых социальных связей, подлость. Поэтому стоит обратить внимание на мысль Н.С. Пряжникова о том, что «искусство построения жизненного успеха не в том, чтобы как в супермаркете покупать этот успех, платя за него своим достоинством, превращенным в «валюту», а в том, чтобы, достигая намеченных целей, еще и приумножать свое внутреннее достоинство».

В качестве субъективного критерия успеха может выступать удовлетворенное желание от достижения цели, поставленной перед собой самим человеком. Но ощущение человеком своего успеха опять же связано с его системой отношений (к себе, к другим людям, к миру в целом). И порой, глядя на деструктивную активность человека, добившегося некоторого успеха, замечаешь, насколько справедливы слова, сказанные французским писателем Франсуа Ларошфуко (1613 — 1680 г.): «Нам мало добиться успеха. Надо еще, чтобы друзья наши потерпели крах».

Американский психолог Э. Берн (1910 — 1970 г.) первым предложил идею о том, что каждый человек имеет одну или несколько основных жизненных позиций или, как он назвал их, «жизненные сценарии». Эти жизненные позиции диктуют и наше поведение в целом, и наши отношения с другими людьми. Содержание жизненной позиции каждого человека уникально и неповторимо, как, например, радужная оболочка глаза или отпечатки пальцев. Но, несмотря на это многообразие, все их можно условно по самым основным параметрам разделить натри большие группы: «Победитель», «Побежденный» и «Непобедитель».

«Победитель» (или «Удачник»)-это человек,ставящий конкретную цель и достигающий ее. Цель необязательно может быть глобальной, и дело-то вовсе не в цели, как таковой. Здесь главное — чувство победы, чувство «я все могу», которое каждый раз возникает у «Победителя» и стало для него привычным и необходимым. По сути, к любому событию в своей жизни «Победитель» подходит именно так, с этими эмоциями, которые и создают для него ощущение жизненного комфорта.

К важнейшим характеристикам «удачников» можно отнести их способность отделять факты от мнений, адекватно реагировать на складывающуюся ситуацию, быть сами себе руководителями. «Удачники» избегают ссылок на ложные авторитеты, дорожат собственным временем, обычно живут «здесь и сейчас», изменяют свои планы, согласно складывающейся ситуации. Они умеют без ложной скромности радоваться собственным достижениям, умеют получать истинное удовольствие от общения, природы, секса, пищи. «Удачники» избегают попыток обеспечить собственную безопасность за счет контроля над другими людьми. Они относятся к числу тех людей, которые позволяют себе претендовать на положительный результат, на успех.

«Побежденный» (или «Неудачник»)-эточеловек, который не достигает своей цели. И опять дело заключается не в цели, как таковой, и не в победе или поражении, а в том, какие чувства человек при этом привычно испытывает: уверенность в том, что будет «все не так», «все как всегда», «может получится, а может и нет», и именно эти чувства определяют все его поступки, его ощущения комфорта или дискомфорта, его жизненные планы. Итак, можно сказать, что «удачники» живут для того, чтобы сделать мир лучше и самому достичь поставленных целей, причем достичь их без чрезмерных затрат и потерь. Поэтому, когда мы отмечаем, что тот или иной человек достиг многого, но при этом видим, что вместе со своими достижениями он приобрел себе стенокардию, язву желудка или другие хронические психосоматические расстройства, то этого человека мы вряд ли отнесем к категории «удачник».

В зависимости от трагичности финала, сценарий «Побежденного» можно разделить на три степени. Первая степень — это не слишком серьезные неудачи и потери, их можно обсудить с друзьями и знакомыми, можно поплакать им в «жилетку». Например, повторяющиеся ссоры с любимым, потерю кошелька с заначкой или двойку на вступительных экзаменах. «Побежденные» второй степени испытывают уже такие неприятные чувства, которые не принято обсуждать в обществе (ну разве что с очень близкими людьми). Причиной этих чувств могут быть, например, повторяющиеся увольнения с работы, постоянная, тяжелая депрессия, сомнения по поводу правильности жизни в целом и пр. И, наконец, финал сценария «Побежденного» третьей степени может быть уже и вовсе трагическим, вплоть до самоубийства. Формула взаимоотношений с окружающими у «Побежденного» звучит так: «Я — плохой, ты — плохой» и также, как и в случае «Победителя», усваивается с детства. Что послужило причиной недоверия к миру взрослых — вопрос сложный и неоднозначный. Сколько семей, столько и причин. Но при формуле «Ты — плохой, я — плохой» разочарованиям в течение всей жизни нет конца, человек чувствует себя приниженным и нелюбимым, все больше укрепляясь в мысли, что никто не может ему помочь и уж тем более полюбить, так как остальные тоже — «плохие».

Можно выделить и еще одну жизненную позицию человека, которая находится где-то между позициями «Удачника» («Победителя») и «Неудачника» («Побежденного»). Позицию такого человека можно охарактеризовать, по крайней мере, как позицию «Непобедителя». Такой человек изо дня в день терпеливо несет свою ношу, немного при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Он никогда не рискует, поэтому его жизненный сценарий часто называют «банальным».

Такой человек, вопреки первому впечатлению, совсем необязательно живет в ладу с самим собой. Ему с рождения может быть дан темперамент сильный, подвижный, готовый рискнуть. А его жизненная позиция, личный «сценарий» диктуют совсем другое. Отсюда почти постоянное чувство дискомфорта, недовольства собой и окружающими, ощущение «жизни в болоте», где все расписано как по нотам и ничего не происходит изо дня в день. Жизнь «как у всех», «ни хуже и не лучше…». Формула его взаимоотношений с окружением — «Я — хороший, ты — плохой» или «Я — плохой, ты — хороший».

С позиций трансактного подхода, разрабатываемая Эриком Берном и его последователями психологическая культура общения, обеспечивающая успешность межличностных коммуникаций, включает следующие основные положения: умение воспринимать себя со стороны партнера; обеспечение чувства собственного достоинства себе и своему партнеру; гибкость установок; не «занормированность», а умение варьировать. Для успешности человека в жизни очень важно знать не только то, как правильно делать, но и в каком диапазоне можно отступить от нормы. Непродуктивность, а порой и опасность действий по заранее и навсегда зафиксированным правилам, «привычным действиям» подтверждает и статистика дорожно-транспортных происшествий: сотрудники ГАИ говорят, что в большинство аварий попадают вовсе не те люди, которые только что сели за руль, а те, кто знает правила и бездумно им следует, не учитывая конкретную ситуацию.

В психологической литературе уделяется внимание и невротическим реакциям на успех. Карен Хорни отмечает, что «отсутствие успеха у невротика — его отставание от других в любом отношении, касается ли это карьеры или брака, безопасности или счастья, — делает его завистливым по отношению к другим ». К. Сельченок обращает внимание, что в самом слове успех заложена его суть — «Успеть!», что для невротика становится лозунгом всей его жизни. Невротики, пребывая в постоянной погоне за ложными целями и иллюзорными ценностями, все время куда-то опаздывают. Добежав к заветному финишу, задыхаясь и обливаясь потом (а то и слезами), они к своему неудовольствию узнают, что он является стартом нового забега. И так во всем, всю жизнь». Бегущие рядом воспринимаются как соперники или противники. Нет ни времени, ни сил на то, чтобы осмотреться, сделать необходимый выбор и принять осмысленное решение, тем более их нет на то, чтобы насладиться самим процессом движения. Мало кто из невротиков понимает, что истинная траектория их жизненного движения напоминает замкнутый круг.

Следует признать, что во многих случаях именно энергией, постоянным самоотверженным стремлением невротиков к эфемерному успеху двигается вперед цивилизация, вертится колесо прогресса, изобретаются новые технологии. Но сами они находятся вне жизненной реальности: главное для них — «Успеть!» И ломаются по пути ноги, и трещат по швам отношения с близкими людьми, и разбиваются человеческие судьбы. А ради чего? Подойдем к анализу жизненного успеха с точки зрения построения карьеры. Исследователи отмечают парадоксальность ситуации, отражающей сложившиеся в обществе представления о путях построения успешной карьеры и отношение людей к этим путям. С одной стороны, людям с детства внушают, что жизненный успех достигается усердием в учебе, упорным трудом, честностью и т.п. С другой

стороны, молодой человек достаточно быстро обнаруживает, что для «успеха» зачастую более полезными оказываются противоположные качества. Реально многие люди, зная о разных путях построения жизненного успеха (о «честном» и «нечестном», «порядочном» и «непорядочном»), все-таки надеются, что именно их собственный, индивидуальный путь окажется «более честным» и «более порядочным». К сожалению, жизнь заставляет признать, что «вообще без каких-либо компромиссов и моральных уступок ничего в жизни не добьешься». И тогда проблема достижения успеха в карьере сводится к тому, как свести эти компромиссы и уступки к минимуму.

Само понятие «успешная карьера» предполагает постоянное жесткое соревнование со своими конкурентами и соперниками. Немецкий исследователь В. Берг, обращаясь к этимологии слова «карьера», пишет, что у древних римлян это слово означало «построение в боевом порядке колесниц», а у французов «карьера» и сейчас означает «поводья, которыми лошадь пристегивается к повозке для того, чтобы она могла бежать в нужном направлении». Таким образом, уже в изначальных значениях слова «карьера» просматривается направленность не столько на соревнование, сколько на жесткое соперничество. Важен и второй аспект — наездник, который посредством поводьев («карьеры») управляет внешней энергией («лошадью»), направляя ее в нужном направлении.

Определившись с понятием успех, обратим свое внимание на другую его сторону, важную с точки зрения психологии выживания личности. Как писал Г. Селье, «Успех всегда способствует последующему успеху, крушение ведет к дальнейшим неудачам». В то же время «стресс рухнувших надежд» с большой вероятностью приводит к заболеваниям (язва желудка, мигрень, высокое артериальное давление и даже просто повышенная раздражительность).

Неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку вообще постичь всю глубину успеха. Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций. Успех может разложить личность, неуспех — формировать ее лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать.

Болезни успеха. Достаточно распространена ситуация, когда человек добился успеха — признания своего труда, высокого социального статуса, осуществления сокровенных желаний. И вдруг, когда, казалось бы, пришла пора пожинать плоды, наступает крах — отказ от любимой работы, потеря семьи, возникают разнообразные душевные и соматические заболевания, злоупотребление алкоголем. Да и снижение результативности деятельности специалиста, наблюдаемое после достижения им профессиональных вершин, заставляет задуматься над ролью успеха для человека. Таким образом, достижение человеком высоких успехов в определенном виде деятельности зачастую сопровождается неблагоприятными последствиями (на физиологическом, психологическом и социальном уровне), которые получили название болезней (после) успеха.

Есть основания причиной заболевания после успеха (болезни успеха) считать снижение активности после достижения цели и изменение системы ценностей для оправдания этого снижения. Отмечается высокая частота случаев депрессий и самоубийств после достижения цели, носящей характер сверхзадачи. При этом процесс достижения цели может удлиняться в зависимости от случайных причин (например, отсрочка защиты диссертации в связи с необходимостью сбора дополнительного материала), однако болезнь успеха наступает только после достижения цели и завершения борьбы. Если же после достижения цели человек переключается на другую высокомотивированную деятельность, необязательно сопровождаемую положительными эмоциями, то заболевания (либо душевного неблагополучия) не наступает. В частности, так называемый «постдиссертационный синдром» не отмечается у тех, кто «сразу после защиты включается в новые интересные исследования».

Можно выделить ряд психологических факторов, усугубляющих возможную негативную роль последствий успеха.

Конфликт с руководством . Успех, как правило, приводит к тому, что человеку повышают требования, ему поручают более сложную и ответственную работу. Однако после успеха сам человек в ряде случаев склонен несколько снижать свой уровень притязаний по сравнению с прежним, достигнутым (хотя и повышает его по сравнению с предшествующим ситуации успеха уровнем притязаний). Одновременно происходит некоторый объективный спад его результатов. Следствием возникновения противоречия между возросшимитребованиями руководителя и несколько сниженными достижениями данного работника может стать повышение тревожности и психическое напряжение.

Конфликт с коллегами по работе . Успех данного работника означает, что у него повышается социальный статус и самооценка. Он становится «одним из немногих». При этом, как подметил А. Камю: «Нам лишь тогда охотно прощают наши удачи и успехи, если мы согласны великодушно делиться ими. Но непременное условие счастья — не думать о других. А раз так, выхода нет. Счастливый и осужденный -или прощенный и несчастный».

Конфликт в семье . Если успех влечет за собой социальное признание человека как высокоодаренного, талантливого, то это может обострить соперничество в семье, привести к конфликтам даже с детьми. Родители, высоко оцениваемые социумом, как правило, предъявляютзавышенные (порой — неадекватно высокие) требования к своим детям. Однако их дети могут обладать более низкими способностями в силу закона «регрессии к среднему». Конфликт между возросшими после успеха требованиями родителей и возможностями их детей может приводить к невротизации как детей, так и родителей.

Таким образом, далеко не всем тем удачникам, которым «улыбнулась фортуна», удается безболезненно пережить их успех. Недаром говорят, что на пути жизненных испытаниях человеку приходится пройти и обжигающий огонь, и леденящую воду, но труднее всего дается ему третье испытание -«медные трубы», означающие испытание успехом, славой. То, как человек добивается успеха и как он его проходит через ситуацию личного успеха, проживает ее, позволяет судить о масштабности данной личности.

Есть воробей. С высот

А есть крупнее. Где облака клубятся,

При взлете Где крыльям

Надо понимать, И душе вольней,

Орлу с земли Спуститься вниз

Куда труднее И не разбиться -

Косые крылья Орлу усталому

Поднимать Трудней!

Всё то, о чем человек мыслит, думает, делает, представляет его жизненную позицию. На первый взгляд, кажется, что может быть общего между отношением к окружающему миру и нравственностью? Оказывается, всё в этой жизни взаимосвязано.

Жизненная позиция помогает нам преодолевать трудности жизни, взлёты и падения. Она выражается во всех областях деятельности: трудовой, этической, внутренней, общественной, политической.

Люди начинают формировать жизненную позицию с самого рождения. Как будет развиваться ребёнок, в большей степени зависит от близкого окружения. Это родители, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя. На данном этапе закладывается фундамент жизни в социальной сфере. От гармоничных отношений в семье, школе, на работе формируется личность.

В чём отличие жизненных позиций

Главным секретом самореализации личности является активная жизненная позиция. Смелость, инициатива – вот та небольшая толика, формирующая к намеченной цели. Такие люди часто становятся лидерами в коллективе и среди друзей. Пассивные личности только следуют за ними, хотя имеют свою точку зрения, но не желают ее отстаивать.

Видовые особенности активной жизненной позиции

Негативная
Люди с негативной жизненной позицией направляют энергию на отрицательные поступки. Они причиняют окружающим массу неприятностей. Их жизненное кредо – навязать обществу своё мнение, конкретные цели, которых наносят колоссальный вред, а не пользу. Зачастую такие люди являются главарями бандитских групп и формирований.

Позитивная
Высокая нравственность человека, позитивный образ жизни, неприемлемость ко злу.

Пассивные люди ведут инертный образ жизни. Они равнодушны к нашей действительности. Пессимисты никогда не участвуют в решении трудных вопросов, проблемы общества обходят стороной. За свои слова никогда не отвечают, пообещав что-то, часто обманывают. Поведение людей напоминает нам страуса со спрятанной головой. По их мнению, это наиболее удобный способ огородить себя от ненужных ему проблем.

Пассивность и отрицательные жизненные цели, практически, идентичные понятия. От бездействия и нежелания помочь в трудную минуту случается много различных преступлений и выплеска несправедливости.

Виды пассивной жизненной позиции

  • Покорность;
  • Полнейшая инертность;
  • Разрушительное поведение;
  • Возбуждение.

Покорный человек будет до конца своей жизни идти по «проторенной» кем-то дороге. Он четко соблюдает правила, не задумываясь об их потребности и соответствия.

Последняя категория пессимистов не менее серьезна для общества. Все свои беды, неудачи, злость они выплёскивают на посторонних, совершенно непричастных к их проблемам, людей. Например, море негатива выплёскивает мать на своих детей, неудачно вышедшая замуж. Ни в чём не повинные существа расплачиваются за нерадивых родителей. Подобных примеров можно привести массу.

Жизненная позиция начинает формироваться с раннего детства и продолжает укрепляться или ослабевать во время продолжения жизненного цикла. Посмотрите на себя со стороны, оцените свои поступки. Возможно, что-то вы делаете не так. Если результаты вас не впечатляют, то постарайтесь изменить себя. У вас ещё есть на это время!

Другие статьи по этой теме:

Как стать успешным человеком Как полюбить себя Как быть самим собой Как достичь желаемого Когда происходят изменения в жизни человека Потребность личности в самореализации Способы развить концентрацию Как стать добрее Как изменить самого себя?



Что еще почитать