Работа социального педагога в школе, микрорайоне, современный опыт. Опыт работы социального педагога в школе Примеры опыта работы социального педагога в школе


Сравнительные данные соц. паспорта школы Содержание уч.год уч.год уч.год Обучается в школе Неполные Малообеспеченные семьи Дети, оставшиеся без попечения родителей Многодетные семьи Дети-инвалиды942 Состоят на ВШУ Состоят в КДН655 Состоят в ИДН435 Неблагополучные181615








Диагностика семейного неблагополучия Мини-консилиумТренинги Анализ документации Изучение протоколов КДН Интервью специалистов Оформление новых паспортов Сбор списков НБС Заполнение учетных карточек семей Наблюдение специалистов Опросы АнкетированиеТестирование






Профилактика семейного неблагополучия Ознакомление с психолого- педагогической литературой Лектории для подростков Публикации в печати Устройство на работу Детское бюро добрых услуг Постановка на учет ВШУ, КДН, к наркологу, к психиатру Дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе СКЦ Библиотека семейного чтения Комплексные выезды Программы и проекты дополнительного образования Летний лагерь Родительский всеобуч


Программа «Семейное благополучие» Цель: оказание комплексной социально-педагогической помощи неблагополучным семьям Задачи: 1.Изучение и диагностика семейного неблагополучия 2.Формирование социальных навыков 3.Оказание социальных услуг 4.Активизация эффективности социально-ролевого поведения в процессе построения детско-родительских отношений 5.Формирование установок на ведение здорового образа жизни 6.Обеспечение отдыха, оздоровление и медицинского обслуживания 7.Оказание психолого-педагогической помощи




Социально-правовой блок «Мы и наше общество» Цель: восстановление неблагополучной семьи в ее правах и обязанностях. Действия: -сбор информации и ее анализ, определение социального статуса семьи, диагностика наличия форм девиантного поведения у членов; -работа с почтовым ящиком « Ваши вопросы» -беседа юридического консультанта « Семья и закон» -библиотечная выставка « Негативное влияние неблагополучной семьи на воспитание детей» -консультация специалиста по социальной работе « Социальные гарантии семье» -викторина для подростков « Поступки и проступки»


Социально-медицинский блок «Мы и наше здоровье» Цель: создание благоприятной обстановки в неблагополучной семье через оздоровление каждого ее члена. Действия: -анализ сопровождающих документов, первичный медицинский осмотр; -ежедневная консультация школьного врача; -курс занятий в зале лечебной физкультуры «В здоровом теле»; -медицинский всеобуч для родителей « Здоровье всей семьи»; -сказки для самых маленьких о здоровом образе жизни.


Социально-психологический блок «Семейные отношения» Цель: гармонизация семейных отношений в неблагополучной семье. Действия: -диагностика характера внутрисемейных отношений; -психологическая консультация по проблемам семейных отношений; -курс «тренинг личностного роста» -семейный клуб (помощь в укреплении внутрисемейных отношений); -беседа семейного консультанта « Азбука семейных отношений»; -выступление агитбригады.


Социально-педагогический блок «Мы и наши дети» Цель: восстановление воспитательного потенциала неблагополучной семьи как важного условия гармоничного развития личности ребенка. Действия: -психолого-педагогическая диагностика детско- родительских отношений; -лекции для родителей «Я и мой ребенок-поиск взаимоотношений»; -посиделки для мам; -творческая выставка семейных работ; -конкурсная программа «Дочки-матери».


Социально-трудовой блок «Мы и наша работа» Цель: полноценная профессиональная реализация личности. Действия: -экскурсия по комплексу для детей «В мире профессий». -викторина для школьников «Люди труда»; -библиотечная выставка «Кем быть?»; круглый стол «Как добиться успеха?».


Социально-досуговый блок «Мы и наше свободное время» Цель: организация семейного отдыха. Действия: -работа кружков по интересам; -музыкально-развлекательная программа «Таланты и поклонники»; -конкурсная программа «Семейный праздник»; -музыкальный круглый стол «Застолье»; -беседа «Бытовые обрядовые праздники».


Ожидаемые результаты: -оказать комплексную социально-педагогическую помощь неблагополучным семьям; -повысить уровень социальной защищенности; -снизить численность неблагополучных семей; -актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неблагополучной семьи с другими социальными институтами; - присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций; - улучшить психологическое здоровье детей и взрослых из неблагополучных семей; - повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры; - проверить эффективность используемых методов и форм в социально-педагогической работе с неблагополучными семьями.

Ольга Плешивина
Из опыта работы социального педагога

В 2010 году на базе Центра в отделении психолого-педагогической помощи создана группа поддержки родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями «Солнечный лучик» . В состав группы изначально входило 20 семей, на декабрь 2016 г. группу поддержки посещает 36 семей, в которых 37 детей с ограниченными возможностями (дети с синдромом Дауна, что составляет 34,5% от общего числа детей с ограниченными возможностями, состоящих на социальном обслуживании в Центре.

Группа поддержки «Солнечный лучик» предусматривает проведение регулярных встреч родителей с целью психологической поддержки и психолого-педагогического сопровождения семей , имеющих детей-инвалидов, а также организацию и сплочение родителей со схожими жизненными трудностями.

План работы группы поддержки составляется на год. На встречу группы приглашаются родители вместе с детьми. Дети разного возраста от 1 года до 16 лет. Родителям предоставляются социально- педагогические консультации по вопросам воспитания и взаимодействия с детьми, по формированию у детей коммуникативных навыков, помощь в организации совместной игровой деятельности, помощь по вопросам подбора развивающих игр для детей. В работе группы поддержки принимают активное участие волонтеры, обеспечивающие совместно с социальным педагогом временный присмотр , игровое и развивающее взаимодействие с детьми в период участия родителей в тренинговых занятиях с психологом.

В результате проведенной работы наблюдаются изменения качества жизни семьи. У родителей появились позитивные изменения в эмоциональном состоянии, приобрели уверенность в себе, изменяется отношение к ситуации болезни детей. Повысилась родительская компетентность, расширились навыки игрового и развивающего взаимодействия с детьми.

Прослеживается динамика достижений детей. Дети стали более четко распознавать цвета, улучшились навыки работы с пластилином , конструктором. Так же дети частично освоили навыки социального взаимодействия . Улучшаются социально-бытовые навыки , у некоторых детей снизилась межличностная агрессивность, эмоциональное напряжение, повысилась способность к игровому взаимодействию с другими людьми.

В летний период социальным педагогом постоянно ведется работа по организации культурно-досуговых мероприятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и членами их семей. Таким образом, семьи в летний период посетили Лимонарий, экологический детский центр, в зимние каникулы – нерпинарий.

Публикации по теме:

Циклограмма деятельности социального педагога МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №17 «АЛЁНУШКА» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Заведующий.

Опыт работы «Взаимодействие педагога с семьями воспитанников как условие социализации дошкольников» 1В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей,.

Годовая циклограмма деятельности социального педагога МДОУ Годовая циклограмма деятельности социального педагога МДОУ Ежедневно - индивидуальная работа с детьми из семей «группы риска» и СОП; -беседы.

Из опыта работы педагога-психолога «Неделя здоровья в детском саду» г. Смоленск «Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дают ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые.

Из опыта работы «Роль педагога в работе с родителями» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Роль педагога в работе с родителями». Воспитатель первой категории Сердюк Татьяна Геннадьевна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитать.

Методическая разработка для педагогов «Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ» Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ Педагог-психолог МБДОУ ЦРР детского сада №179 «Алиса» г. Ульяновска.

Совместная работа педагога и ребенка в обучении грамоте и письму (из опыта работы) Совместная работа педагога и ребенка в обучении грамоте и письму (из опыта работ К. Д. Ушинский:Сделать серьезное занятие для детей занимательным.


Из опыта работы социального педагога Покидовой О, Н.

МОУ СОШ с. Большой Хомутец Добровского района Липецкой области

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.

Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20 - 30 годы прошлого столетия. В 60-е годы появились работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т. д.).

На рубеже 70 – 80 годов общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Получили распространение социально-педагогические комплексы (Свердловская область, Татарстан, Москва, Ленинград и др.). В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить её лучший опыт.

Я работаю в должности социального педагога с 01.09.2004 года. Есть вечные темы, будто обречённые на неизменную актуальность и привлекательность. Среди таких тем – сотрудничество, взаимодействие школы и семьи. Интерес понятен: каждая по-своему, они учат и воспитывают, причём не только детей, но и друг друга, и своё окружение. В последнюю пару десятилетий её традиционное сотрудничество с родителями ребят существенно обогатилось социальной работой. Работа эта становится и всё более востребованной, и всё более содержательной и разнообразной. Накоплен огромный опыт, добытый силами и трудом школьных педагогов всех регионов России. Поэтому главным направлением в своей деятельности я выбрала работу с семьёй и детьми «группы риска», а также оказание социальной поддержки детям и семьям, требующим особого внимания.

Известно, что под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, и что личность есть продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Все учащиеся выше перечисленных категорий обеспечены льготным питанием, учебниками. Учащиеся из многодетных семей обеспечены бесплатными школьной (спортивной) одеждой и обувью, зимними куртками. Ежегодно я организую и провожу акцию «Семья-семье», а на общешкольных родительских собраниях предлагаю родителям из других семей принять участие в этой акции и оказать посильную гуманитарную помощь многодетным и малообеспеченным семьям. В ответ школа получает очень горячую поддержку не только со стороны родителей, но и со стороны наших учащихся.

Через отдел социальной защиты организую бесплатный отдых детей в загородных лагерях и санаториях. Все дети из семей разных категорий, а так же состоящие на ВШК, отдыхают в школьном оздоровительном лагере и находятся под бдительным наблюдением педагогов.

Под моим постоянным контролем находятся неблагополучные семьи. Важным показателем успешной работы с данными семьями является тот факт, что за время моей работы ни один родитель не был лишен родительских прав, дети остались в своих семьях.

^ Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества.

Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, её характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.

^ Понимание того факта, что семья играет важнейшую роль в становлении личности, воспитании детей, можно найти уже в древнейших произведениях человечества.

Так, уже в Библии, священной книги христиан, говорится: «Почитай отца твоего и матерь твою… чтобы продлились дни твои,… чтобы хорошо тебе было» и «…Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти».

В Новом завете сказано следующее: «Дети, повинуйтесь своим родителям. …Почитайте отца своего и мать, …И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, а воспитывайте их…». В наше время власть активно поддерживает институт семьи и как следствие повысился престиж многодетных семей. Количество многодетных семей значительно увеличилось. Все учащиеся из этих семей получают пособия, одежду и обувь, обеспечены бесплатными учебниками и питанием. По ходатайству школы в органы соц. защиты многодетные семьи получили адресную помощь. В школе ежегодно я организую совместно с классными руководителями и провожу «День Матери», на котором чествуются мамы из многодетных семей и награждаются грамотами за хорошее воспитание детей.

В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. В своей работе на основе полученных в ходе проведённой диагностики и широкого изучения данных семьи, мы подразделяли семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные.

^ Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делились на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.

Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социальными требованиями общества я подразделила на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные. В качестве критериев такого деления мною были взяты конфликты членов семьи друг с другом, с педагогическими нормами и методами воспитания нашего общества, с общественными моральными и нравственными нормами поведения.

Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешённый конфликт порождает ещё большее недовольство. Идёт нарастание конфликтов в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений. Разрушается чувство любви, уважения, долга, ответственности друг за друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает её и создаёт потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах.

^ Педагогически несостоятельная семья.

В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребёнка против учителя, предъявляющего определённые требования. Такие конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем от семьи. Всё это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, усвоившие стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей. Сверстников и т.д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Невозможность достижения статуса, соответствующего этим притязаниям в классе, ведёт к тому, что они становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

^ Диагностирование межсемейных взаимоотношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик.

Для определения наличия в семье конфликтных ситуаций проводится диагностика семейных взаимоотношений.

Особое внимание уделяю детям «группы риска». Все учащиеся посещались на дому, обследовались условия их жизни и воспитания, оказывалась необходимая социально-педагогическая помощь. Все дети посещают кружки.

^ Под пристальным контролем находятся подопечные семьи. Дети посещаются на дому с целью контроля выполнения прав и обязанностей опекуна и подопечного.

Ежегодно с учащимися 9-х, 11-х классов проводится работа по профориентации. Под контролем социального педагога находятся 7 детей-инвалидов, 3 из них на индивидуальном обучении.

^ За истекший учебный год снижено количество правонарушений среди учащихся.

Моя основная заповедь, как социального педагога – спешить делать добро.

«А добро воспитывается добротою, любовь – любовью, радость – радостью, терпенье – терпеньем, благородство – благородством, а сердце воспитывается сердцем: добрым, любящим, понимающим, горячим, щедрым и творящим, зорким, пламенным, светлым, чистым и непорочным.

Удивительно, что может сделать один лучик моего доброго сердца с душой человека! Я устремлена к Свету, Сердцу, Любви и Доброте, их-то я ищу и взращиваю в себе и детях.

^ Я живу на этом свете, учусь у жизни, приобретая знания, умения и навыки, поэтому знаю, умею, хочу, могу, созидаю, реализую, верю, надеюсь и люблю.

Люблю жизнь, родной край и Родину свою.

^ Детей, которых я учу,

Людей, которых всегда понимаю

И по возможности всем помогаю.»

Раскрываю индивидуальность – признаю, что каждый имеет право быть таким, какой он есть; стараюсь поставить ребёнка на ту жизненную дорожку, идя по которой он засверкает своим неповторимым блеском.

^ Воспитываю человечность – всегда, со всеми и во всём стремиться открыть хоть однажды звезду человечности в каждом.

Формирую нравственность – ведь человек должен научиться поступать нравственно сам с собой, без всяких проверок и контроля, он должен чувствовать нужные вещи: можно, нельзя, надо.

^ Вселяю оптимизм – веря в человека, в людей, в доброе начало жизни.

Верю в счастье – потому что это моё душевное равновесие, «атмосфера моей души», радость, доверие, ответственность. Более того, мне хочется, чтобы и другие были счастливы.

^ Имею терпение – которое никогда нельзя терять, ведь это последний ключ, открывающий двери.

Умею смягчить – твёрдость и грубость людей, от которых день ото дня становится слабей душа ребёнка.

Поэтому, работая с детьми, знаю, не забывая: «над небом есть Небо, над миром есть Мир, над жизнью есть Жизнь, над Сердцем ученика есть Сердце учителя, над Сердцем ребёнка есть Сердце родителей.»

^ Проблема, над которой я работаю – формирование нравственности учащихся.

Данная проблема, несомненно, является как философской, так и психолого-педагогической. Научить искусству жить невозможно, но выбирать для себя жизненно – важные ценности, размышлять о многообразии и опыте предыдущих поколений, о будущем – необходимо. Но как воспитать у ребёнка способность видеть себя как бы со стороны, глазами других людей, видеть другого человека, чувствовать и принимать близко к сердцу его радости и огорчения, вовремя ему помочь, увести от одиночества, сделать его счастливым?

В. А. Сухомлинский видел высокую силу воспитания в этичном поучении, когда «воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека или теряет опору и путеводный огонёк».

Для этого воспитателю надо самому быть истинным Человеком жить правильно, любить людей, высоко хранить своё достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца.

Как известно, в процессе нравственного развития происходит усвоение и освоение нравственных знаний (нравственных норм, правил поведения и общения, сущности нравственных качеств);

Развитие нравственных чувств (чувства собственного достоинств, самоуважения, сострадания, сопереживания, чувств любви и заботы об окружающем мире, людях) и нравственного поведения.

Нравственное воспитание стимулирует нравственное развитие и самоопределение ребёнка, формирование его культуры. Главная цель нравственного воспитания – развитие духовности как высшего уровня нравственно – эмоционального развития человека, достижения гармонии его идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе которой лежит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.

^ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ.

Объект воздействия – ребенок, члены семьи, семья.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ.

Образовательная Психологическая Посредническая

^ Обучение Поддержка Коррекция Организация Координация

Воспитание Информирование

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ – помощь в воспитании проводится с родителями (консультирование) и с детьми.

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы любви, родительского долга и интереса.

^ МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ


  1. Методы повседневного общения: делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия (метод уважения, убеждения).

  2. Приемы: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, критика, предостережение.

  3. Методы психологического и педагогического воздействия (метод обра-
щения к сознанию, к чувству, к воле и поступку).

Приемы: пример, разъяснение, актуализация мечты, снятие напряжения, возбуждение психического состояния радости, обращение

к совести, чувству справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию,

отвращению и брезгливости, внушение, поощрение, наказание.

^ ПОМОЩЬ В ОБРАЗОВАНИИ- просвещение родителей по следующим вопросам:

- роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношениях к сверстникам, к взрослым;

атрибуты роли отца и матери;

- взаимоотношение различных поколений в семье, методы педагогического

воздействия на ребенка;

- воспитание ребенка в семье с учетом пола и возраста;

Социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;

- сущность самовоспитания (самоорганизации); роль семьи;

- наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании;

- поощрение и наказание детей в семье;

- особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;

- трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии;

- организация режима труда, учебы, отдыха, досуга детей в семье;

- подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;

- нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей;

- развитие представлений об общении в детском возрасте;

Причины и последствия детского алкоголя, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ: лекции, практические занятия по развитию социальных умений.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ.


  1. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса.

  2. Коррекция вскрывает конфликты внутрисемейных отношений. Цель- диагностика взаимоотношений в семье, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимоотношения более конструктивными.

  3. Методы и меры. Уважение человеческого достоинства ребенка.
^ ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ.

  1. Помощь в организации семейного досуга: выставок-продаж, ярмарок, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха.

  2. ^ Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и ребенка.

  3. Помощь в информации (консультирование по вопросам: правовым, социальным и др.)
ОСНОВНЫЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.

1.Советник – дает советы по воспитанию

2.Консультант – по вопросам

3.Защитник – прав ребенка

Социальный педагог активизирует семью на решение её проблемы, помогает создать условия для её успешного решения (но не решает все за семью)


Опыт работы социального педагога

Матовниковой Юлии Александровны

Современное развитие российского общества напрямую связано с обновлением образования. Поиски новых форм в обучении и воспитании обучающихся связаны сегодня с процессом модернизации содержания образования, созданием оптимальных условий для позитивной социализации ребёнка.

В современной педагогике среда рассматривается как условия, в которых протекает жизнь человека, его окружение, совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Педагогическая (образовательная) среда понимается как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Субъектом в образовательном пространстве является отдельный обучающийся, коллектив обучающихся (группа, класс, классы, весь контингент обучающихся образовательного учреждения), педагог, педагогический коллектив, родители, образовательное учреждение в целом.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, формирование личности во многом определяются средой, в которой он живет. Школа – это особое воспитательное пространство, это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, значит, жизненно важной необходимостью в социально-педагогической деятельности становится создание условий, благоприятного климата для ребенка и его микросреды, обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности.

В начале каждого учебного года проводится работа по изучению социальной среды, условий жизни обучающихся. Составляется социальный паспорт класса и образовательного учреждения .

Социальный паспорт содержит информацию, дающую основания для анализа и оценки социальной ситуации в школе. П омогает выстроить целенаправленную и эффективную работу с обучающимися и семьей.

Контингент детей в школе неоднороден.

п/п

Критерии

2014-2015

учебный год

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

1

Всего детей

1020

1065

1110

2

Многодетные семьи

70

83

100

3

Дети- инвалиды

10

13

16

4

Семьи-беженцы

4

2

0

6

Малообеспеченные семьи

53

98

128

7

Дети, находящиеся под опекой (попечительством)

10

13

9

8

Число обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях, из них:

225

235

257

воспитывает детей отец

14

14

воспитывает детей мать

211

261

9

Матери - одиночки

19

30

30

10

Семьи, состоящие на профилактическом учете в КПДН и ЗП

0

2

2

11

Количество детей, состоящих на профилактическом учете:

5

4

5

состоят на учёте в органах внутренних дел

0

3

3

состоят на учёте в школе

2

1

Мониторинг исследования социальной среды школы как усло вия её жизнедеятельности и развития показывает, что у величилось число детей, воспитывающихся в неполных семьях. В основном, связанных с разводами родителей. Наблюдается рост многодетных семей, детей-инвалидов и детей, находящихся под опекой (попечительством). Все эти семьи находятся в «зоне риска» и нуждаются в особом внимании, контроле, социальной поддержке и защите. На стабильном уровне остаются показатели правонарушений среди несовершеннолетних.

Учитывая все эти факты, приоритетным в социально-педагогической работе остается личностно–ориентированный подход по отношению к обучающимся и родителям.

В целях оказания комплексной социально-педагогической поддержки и помощи обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации, организации свободного времени детей, требующих педагогического внимания, повышения качества и уровня жизни детей и семей с детьми, профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми, в школе работает «Социальная гостиная для детей группы риска».

В 2016-2017 учебном году начала работу «Социальная гостиная» для детей начальной школы, так как ранее ее посещали обучающиеся среднего звена. Считаем, что целесообразно начинать профилактическую и реабилитационную работу в школе уже в начальных классах, а не ждать, когда накопившиеся проблемы приведут ребёнка к серьёзным правонарушениям или, когда вытесненный из семьи и школы, он окончательно окажется на улице. Однако, подростки с девиантным поведением не остаются без внимания педагогов. Они являются помощниками, организаторами и порой наставниками для детей, посещающих не только социальную гостиную.

Сейчас в «Социальной гостиной» насчитывается 25 обучающихся, 20% – это дети, находящиеся в социально-опасном положении. Такие дети систематически опаздывают в школу или беспричинно пропускают занятия, имеют трудности в обучении, агрессивны, имеют неопрятный внешний вид, плохие взаимоотношения со сверстниками и родителями.

На каждого обучающегося социальной гостиной составлена индивидуальная карта с личными данными, социально-психологической характеристикой и результатами проведенных исследований, разработан индивидуальный план работы с ребенком (Приложение 1).

В социальной гостиной педагогом-психологом проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на устранение имеющихся трудностей в обучении. На занятиях решаются задачи по развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), развитию психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Опыт педагога-психолога прошлых лет показывает, что работа по формированию коммуникативных навыков способствовала уменьшению конфликтных ситуаций в отношении со сверстниками и улучшению межличностных отношений с родителями и сверстниками. Коррекция нарушений личностной сферы позволила обучающимся стать более уверенными, уравновешенными, самостоятельно справляться с различными трудностями.

Учителя-предметники оказывают помощь в подготовке домашнего задания, ведут работу по преодолению пробелов в знаниях.
Результатом данной работы стало повышение успеваемости обучающихся по учебным предметам.

Особое внимание уделяется организации занятости и досугу детей, вовлечению их в кружки и секции с учетом интересов и способностей.

Педагог дополнительного образования организует досуг детей. Ребята осваивают техники и изучают методики декоративно-прикладного творчества. Регулярно организуются выставки работ обучающихся, где каждый рассказывает о своей работе.

Социальный педагог особое внимание уделяет правовой грамотности детей, формированию здорового образа жизни, используя в работе инновационные технологии:

Информационные технологии - презентации, видеофильмы, видеоролики, готовые или сделанные совместно с детьми.

Технологии исследовательской (проектной) деятельности.

В декабре 2015 года обучающаяся 8 класса Рая К. заняла 3 место в муниципальном конкурсе детских творческих работ «ВИЧ/СПИД. Сохрани себя и свое будущее» в номинации «Простые правила против СПИД».

В пошлом учебном году ребята социальной гостиной посещали занятия школы актива «Академия успеха» по образовательному модулю «Затейник» и сегодня продолжают обучение.

В процессе работы налажена тесная связь с родителями воспитанников социальной гостиной. Родители привлекаются к участию в различных мероприятиях. Традиционно проводится «Семейное чаепитие».

Открытие социальной гостиной позволило организовать в школе особое пространство для детей, где они, во-первых, чувствуют себя в безопасности, а во-вторых, не испытывают давления со стороны взрослых.

Мониторинг качества реабилитационного процесса

в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная СЕМЬ-Я»

в 2015-2016 учебном году

п/п

Показатели

реабилитационного процесса

На

начальном

этапе

(кол-во)

На

промежуточном этапе

(кол-во)

На

итоговом

(кол-во)

Динамика реабилитационного процесса

На

начало %

За

полугодие %

За год%

Слабая мотивация к учению

62%

50%

31%

Пропуски учебных занятий

37%

25%

Занятия в кружках

31%

87%

87%

Тревожность

68%

31%

25%

Агрессивность

25%

12%

Проблемы с самооценкой

81%

50%

31%

Проблемы в отношениях с родителями

37%

12%

Проблемы в отношениях с педагогами

12%

Проблемы в отношениях со сверстниками

43%

18%

Вредные привычки

25%

12%

По результатам деятельности социальной гостиной можно сделать вывод, что используемые направления, формы и методы выбраны верно и принесли положительную динамику в решении имеющихся проблем у обучающихся. А именно, уклонения некоторых родителей от общения со специалистами перешло в тесное сотрудничество, выросло количество детей, посещающих объединения дополнительного образования, наблюдается положительная динамика в изменении взаимоотношений со сверстниками, педагогами и родителями, сократились пропуски занятий по неуважительной причине, произошло повышение адаптации к условиям школы, повышение учебной мотивации, наблюдается понижение уровня тревожности, повышение самооценки, развитие навыков общения в коллективе сверстников.

Конечно, в реализации профилактической услуги есть свои трудности. Это отсутствие бесплатного горячего питания для детей, специально оборудованного помещения для игр и релаксации.

Как уже упоминалось, среда оказывает решающее воздействие на формирование личности ребенка. Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизненно важных социальных потребностей. Для ребенка же семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Бывают ситуации, когда семья переживает внешний или внутренний кризис – изменение состава семьи, развод, болезнь, смерть какого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья и т.д. И конечно в таких случаях снижается уровень и качество жизни, и семья из благополучной и стабильной семьи переходит в статус проблемной, кризисной. Многие семьи адаптируются к трудностям и пытаются найти выход из создавшейся ситуации, другие же не могут справиться с нарастающим потоком проблем, впадают в депрессию, снижается их социальная активность, начинают злоупотреблять алкоголем, как последствие появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе своих детей. И именно в этот момент необходимы профилактические и реабилитационные меры поддержки, когда есть шансы на восстановление и сохранение семьи. Но, как правило, многие семьи считают, что «выносить сор из избы не стоит» и порой сами со своими проблемами справиться не могут.

В рамках программы «Право ребенка на семью» в МБОУ «Цнинская СОШ №1» ведется работа по развитию инновационных услуг, технологий и моделей профилактики социального сиротства. Сформирована нормативно-правовая документация по профилактике раннего выявления семейного неблагополучия. Ежегодно разрабатывается план работы по профилактике семейного неблагополучия. В случае обнаружения признаков пренебрежения нуждами ребенка на семью открывается случай, разрабатывается реабилитационный план с семьей (Приложение 2).

Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей школы. Во взаимодействии классного руководителя -социального педагога - педагога-психолога, заполняются социальные карты обучающихся. Изучаются социально-бытовые условия проживания детей, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и занятость. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. В работе с семьей используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает классный руководитель, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка, и по его поведению выявляет признаки неблагополучия, составляет мониторинг по обнаружению признаков возможного пренебрежения нуждами детей со стороны родителей (Приложение 3).

Алгоритм работы с семьей на ранней стадии.

1 этап: Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей), педагогов и т.д.

2 этап: Первичное обследование жилищно-бытовых условий семьи.

3 этап: Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни. Комплексная диагностика семьи.

4 этап: Изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентации.

5 этап: Изучение личностных особенностей семьи

6 этап: Составление карты семьи.

7этап: Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.

8 этап: Составление плана реабилитации семьи.

9 этап: Текущие и контрольные посещения семьи.

10 этап: Выводы о результатах работы с семьей.

Успех социально - педагогической работы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны её контакты с другими воспитательными учреждениями. Сегодня развиты партнёрские отношений школы с субъектами системы профилактики (Приложение 4).

В школе реализуется программа «Родительская школа», которая направлена на повышение родительской компетентности. В основу данной программы положен принцип интеграции теоретического обучения и процессов практической, самостоятельной и поисковой деятельности, что делает программу актуальной. Родительскую школу посещают 13 родителей, из которых 30% контингента, родители, находящиеся в социально опасном положении. Занятия проводятся в последнюю субботу месяца.

Вся совместная деятельность педагога и родителей строится с учётом индивидуальных особенностей каждого родителя. Доминирующие формы обучения: индивидуальные и дифференцированные задания, лекции, беседы, ролевые игры, практикумы, дискуссии.

Приложение 1

МБОУ «Цнинская СОШ №1»

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПЛАН

ученика 8 класса, ________________, 14 лет

Здравоохранение

Описание проблемы

Задачи, действия

Ответственный, срок

Ожидаемый результат

Имеет вредные привычки (курит).

Слабо развиты гигиенические навыки. Ребенок неопрятен, неряшлив.

Задачи

Сформировать гигиенические навыки, положительное отношение к ЗОЖ

Отказ от вредных привычек. Ребенок следит за внешним видом.

Действия

Установить доверительные отношения с ребенком и родителями. Помочь осознать необходимость чистой одежды, обуви, хороших школьных принадлежностей для повышения самооценки и статуса ребенка в классе, в коллективе сверстников.

сентябрь-октябрь 2016г

(тьютор Матовникова Ю. А.,

классный руководитель Попова Т.А.)

Принять участие в Дне здоровья

сентябрь 2016

(тьютор Матовникова Ю. А.)

Провести тренинговые занятия и упражнения на развитие умения сказать «нет»

октябрь 2016г

1 раз в неделю

(педагог-психолог

Сушкова О.А.)

Принять участие в конкурсе видеороликов «В ритме жизни» (профилактика СПИД/ВИЧ)

Апрель 2016

Привлечь к участию в спортивных мероприятиях

сентябрь-февраль 2016г

(классный руководитель Попова Т.А.)

Поощрить обучающегося за хорошую работу грамотой

февраль 2016г

(классный руководитель Попова Т.А.)

Образование и познавательное развитие

Низкая мотивация к учению

Задачи

Повысить мотивацию к учению.

Действия

Организовать дополнительные занятия с учителями-предметниками

по отстающим предметам.

_______________________

Контроль за успеваемостью и посещаемостью ребенка в школе. Контакт с учителями школы.

Повысить самооценку ребенка через индивидуальную работу

_______________________

Вовлечь в систему дополнительного образования, осуществлять контроль за посещаемостью занятий

Провести беседу о нравственности:

«Пойми, как ты взрослеешь»

сентябрь-февраль 2016г

(классный руководитель Попова Т.А.,

учителя-предметники)

________________________

в течение всего периода

(тьютор Матовникова Ю. А.,

классный руководитель

Т.А. Попова)

_________________________

сентябрь 2016

(тьютор Матовникова Ю. А.,

классный руководитель

Т.А. Попова)

ноябрь 2016г

(тьютор Матовникова Ю. А.)

Мотивация к учению повышена. Ребенок учится в меру своих интеллектуальных способностей. Дополнительные индивидуальные занятия пошли ему на пользу. Почувствовав успех, он стал проявлять старание в учебной деятельности.

Занятия в объединении дополнительного образования интересны. Педагог стал для ребенка значимым взрослым. Полученные знания позволили сформировать нормативность поведения.

Эмоциональное и поведенческое развитие

Выявлены гиперактивность, импульсивность. Склонность к риску, выраженной потребности в острых ощущениях.

Низкий уровень социального контроля.

Задачи

Снизить гиперактивность и импульсивность.

Развить саморегуляцию.

Действия

Проводить тренинговые занятия по преодолению эмоциональной расторможенности. Учить управлять эмоциями, гневом.

Подготовить совместно с педагогом-психологом компьютерную презентацию «Я и мои эмоции».

____________________

Регулярно привлекать к ответственным поручениям. Строго требовать выполнения поручений.

октябрь-декабрь 2016г

1 раза в неделю

(педагог-психолог

Сушкова О.А.)

_____________________________________

В течение всего периода

(тьютор Матовникова Ю. А., классный руководитель Попова Т.А.)

Гиперактивность и

импульсивность снижены.

Снижены тревожность и агрессивность.

Навыки самоконтроля сформированы.

Формирование личности

Легкомыслен, повышена самооценка, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Конфликтен.

Задача

Снизить конфликтность, самооценку привести в норму,

Действия

Провести занятия по коррекции социальных отношений (взаимоотношения в семье, школе, с друзьями). Развивать терпимость к правам других и своим обязанностям.

Формировать умение объективно оценивать свои возможности.

Изучать окружение подростка, выявлять лиц, оказывающих положительное о отрицательное влияние, принимать соответствующие меры.

январь - февраль 2016г

Взаимоотношения в семье

Отсутствует эмоциональный контакт с родителями. Не удовлетворены потребности: в принадлежности и любви, понимании и признании. Родители не являются для ребенка авторитетов.

Задача

Содействовать налаживанию внутрисемейных коммуникаций.

Действия

Привлечь родителей к занятиям «Родительская школа»

сентябрь - февраль 2016г

1 раз в месяц

(педагог-психолог Сушкова О.А., тьютор Матовникова Ю. А.)

Эмоциональный контакт с матерью восстанавливается.

Занятия в «Родительской школе», по словам матери,

ей очень помогли в отношениях с сыном. Дали необходимые педагогические и психологические знания.

Практические занятия (игры, упражнения, тренинги) были полезны ей как человеку, женщине, матери.

Классный руководитель (Попова Т.А.)

Тьютор (Матовникова Ю. А.)

Педагог-психолог (Сушкова О.А.)

Приложение 2

УТВЕРЖДЕН

Председатель консилиума специалистов

Т.А. Бурашникова

ПЛАН РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА И СЕМЬИ

на 6 месяцев в МБОУ «Цнгинская СОШ №1»

  1. Сведения о ребенке (ФИО ребенка, дата рождения): ___________________________, 25.08.2005 г.р.

    Сведения о родителях (законных представителей) и иных членах его семьи (ФИО, год рождения, родственная связь, род занятий):

Мать: ______________________________, 1987 г.р., продавец магазина «Конфетный рай, г. Тамбов

    Адрес: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель, мкр. Центральный,

д. _____, кв. ___

    Основания для проведения работы с ребенком и семьей (номер и дата правового акта об открытии «случая») приказ управления образования администрации Тамбовского района от 29.09.2016г. № 320 «Об открытии случая пренебрежения нуждами ребенка в семье _______________________________, проживающей по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель, мкр. Центральный, д. ____, кв._____.

    Организация, ответственная за ведение «случая»: МБОУ «Цнинская СОШ №1», Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель, мкр. Северный, д. 19,

    Основная проблема в семье, из-за которой открыт «случай»: пренебрежение нуждами ребенка.

    Природа проблемы: (причины, приведшие к возникновению «случая»): неправильно сформирована модель родительского поведения, низкий материальный доход семьи.

    Основная цель работы : мать самостоятельно воспитывает сына и способна создать условия для удовлетворения основных потребностей ребенка.

    Промежуточные цели работы (в соответствии с причинами)

    Повышение родительской компетенции.

    Стабильный доход и право на получение льгот.

    План совместных действий по достижению цели

п/п

Действия родителей

Действия специалистов

Срок исполнения

Ответственные

Подпись родителей

Подпись специалистов

Промежуточная цель №1: Родительская компетентность

1.1

Посещение консультации социального педагога

Беседа куратора «Административная ответственность родителя за уклонение от воспитания и содержания ребенка»

октябрь

1.2.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью ребенка в школе.

Контакт с педагогами школы

еженедельно

1.3.

Посещение консультации школьного педагога –психолога

Проведение педагогом-психологом психологического консультирования и диагностики семьи: Тест «Какой я родитель?»

Беседа «Что нужно знать взрослым об особенностях развития подростка?»

октябрь

1.4.

Посещение занятий «Родительская школа»

Обеспечение явки

ежемесячно

Промежуточная цель №2: В семье стабильный доход и право на получение льгот

2.1.

Трудоустройство

Содействие в трудоустройстве.

Установка контактов с Центром занятости населения по месту жительства матери

октябрь-ноябрь

2.2.

Сбор документы для оформления детского пособия и льгот

Организация помощи в оформлении детского пособия. Установка контактов с соц. защитой по месту жительства матери

февраль

Промежуточная цель №3: Мать ведет здоровый образ жизни.

3.1

Мать избегает шумных компаний с употреблением алкогольных напитков

Профилактическая беседа о вреде алкоголя.

Контроль куратора

октябрь

постоянно

Промежуточная цель №4: Соблюдение санитарно-гигиенических норм в быту, создание благоприятных условий для проживания ребенка

4.1.

Организация места для подготовки уроков и отдельного спального места для ребенка

Контроль куратора

1-2 недели

4.2.

Приобретение бытовой техники (холодильник)

Контроль куратора

до января 2016

Куратор _____________ Матовникова Ю.А.

Приложение 3

Мониторинг по обнаружению признаков возможного пренебрежения нуждами детей со стороны родителей

Признаки возможного пренебрежения нуждами ребенка у родителей

1А класс

Носит одежду несоответствующего размера, грязную, порванную;

или одежда не соответствует сезону

Иногда голоден, просит, крадет или запасает еду.

Часто выглядит вялым,

уставшим, не выспавшимся, ослабленным

Часто занят с младшими братьями или сестрами, выполняя родительские функции

Выглядит запущенным, неряшливым, не соблюдающим правила личной гигиены

Не проходил медицинского осмотра, не проводятся профилактические прививки.

Часто говорит о том, что у него нет дома или о нем никто не заботится

Родители или опекуны злоупотребляют алкоголем, наркотиками

С кем постоянно проживает

Классный руководитель _____________________

Приложение 3

Социальные партнеры



Что еще почитать