Особенности организации и методы проведения подвижных игр в разных возрастных группах и смешанных по возрасту группах, с детьми в норме и при различных заболеваниях. Особенности проведения подвижных игр в разных возрастных группах

Всеми педагогами и врачами, работающим с детьми, игра была признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника. При подборе игр в разновозрастной группе воспитатель должен учитывать некоторые физиологические особенности организма ребенка, т.е. возрастные особенности детей, хорошо знать состояние здоровья и уровень физической подготовки детей группы, чтобы предлагаемые игры соответствовали возможностям и индивидуальным особенностям каждого ребенка. При подборе и организации подвижных игр необходимо:

  1. Учитывать сложность игр в соответствии с уровнем подготовленности детей.
  2. Заботиться о соответствии игр времени года, состоянию погоды.
  3. Предусматривать разные приемы выбора детей на ответственные роли (использовать считалки, жребии и т.д.).
  4. Использовать разные способы организации детей.
  5. Заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды.
  6. Стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх, к проявлению активности, творческой инициативы.
  7. Во время проведения игр и упражнений на прогулке следует создать такие условия, что бы все дети могли бы быть самостоятельными, активными и чувствовали себя непринужденными.
  8. При планировании подвижных игр важно позаботиться о создании игровой среды (пространство достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий).

Выбирая для детей игру, воспитатель должен не только ставить задачи двигательного характера – закрепить навык того или иного движения, но и обязательно развивать чувства товарищества, взаимопомощи.

В нашей группе дети не только разновозрастные, но и с функциональными нарушениями зрения. Поэтому при проведении подвижных игр с такими детьми требуется соблюдение строгого назначения врача офтальмолога и педагогического контроля за их состоянием. Контроль осуществляется наблюдением за детьми непосредственно во время игры, а также в течение дня. С большой осторожностью следует проводить всевозможные эстафеты. Игра, на первый взгляд кажется простой, но она дезорганизует детей, они не понимают ее смысла: дети стоят в беспорядке, а не ровняясь в колонне. У детей нет такой выдержки, чтобы спокойно дождаться, пока другие пробегут, а младшие менее расторопные, задерживаются и тогда их подталкивают сзади стоящие; дети еще до окончания игры, начинают спорить, чья команда выигрывает, возбуждаются настолько, что по окончанию игры их долго не удается успокоить, организовать. Однако, игры с элементами соревнования давать можно и нужно.

Воспитатель должен помнить и о дозировке игры. Это очень ответственный момент. Дозировать нагрузку в игре трудно, нельзя спрашивать у детей устали ли они. Увлеченные игрой, если она интересна, дети не замечают усталости, между тем утомление может уже наступить. Поэтому воспитатель должен тщательно следить за внешними проявлениями утомления (учащенное дыхание, покраснение лица), за поведением детей (частое нарушение правил, грубость, вялость) и своевременно закончить игру.

Необходимо учитывать, что следующие подряд друг за другом игры, требующие длительного сосредоточения, внимания или направленные на воспитание только одного умения (например, метания) утомляют ребенка, поэтому игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали на организм разностороннее воздействие.

При организации игровой деятельности следует ориентироваться на следующие гигиенические рекомендации. В утренние часы предлагать играть индивидуально или маленькими группами. Например, подвижные игры «Хвостик», «Жмурки», «Быстро возьми и положи», «Я назвала, ты посмотри». Самостоятельные игры создают спокойное радостное настроение. Для снятия сонного торможения целесообразны игры с двигательным компонентом, с использованием мячей и скакалок, кольцебросов и других пособий. При проведении подвижных игр на прогулке нужно учитывать следующее. Если перед прогулкой были учебные занятия со статистическим напряжением, ее лучше начать с подвижной игры. Если предшествовали динамические занятия, игру целесообразнее организовать в середине прогулки. Не рекомендуется завершать ее подвижной игрой. Также надо учитывать время года и состояние погоды.

При проведении подвижных игр заметно, что более высокая работоспособность и стремление к дальнейшему овладению двигательными навыками проявляются у детей при использовании разнообразных предметов, игрушек, пособий. Действия с пособиями конкретны и понятны детям, облегчают усвоение ими различных двигательных умений. Уже 2-3 летнему ребенку интересно перешагнуть через кубик или палку, подлезть под натянутую веревку, и он прикладывает для выполнения этого свои усилия. Применение пособий вносит разнообразие в подвижные игры. Позволяют воспитателю шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения. Так, под палки, положенные на невысокие кубики, дети подлезают в положении лежа; если палки лежат на стульях – подлезают на четвереньках и т.п. Поэтому, чтобы повысить интерес детей к движению, мы, прежде всего пополнили набор оборудования и атрибутов: приобрели новые скакалки, мячи, обручи, кольцебросы; изготовили в необходимом количестве шапочки, ленты, султанчики, платочки. Особое внимание было уделено размещению оборудования. Оно не загромождает полезную площадь помещения, и дети могут свободно брать и ставить на место любой предмет.

При проведении подвижных игр в разновозрастной группе также нужно учитывать следующее:

1. Размеры снарядов и пособий должны соответствовать анатомо - физиологическим особенностям детей.

2. Одни и те же пособия и гимнастические снаряды нужно использовать для различных физических упражнений. Они должны сочетаться друг с другом: Например, гимнастическая стенка с лестницей или досками разной длины и ширины. Баскетбольный щит должен иметь приспособление при помощи которого легко можно изменить его высоту. Это очень удобно при различном росте детей.

3. Снаряды и пособия, используемые в помещении и на участке детского сада, должны соответствовать требованиям, гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей.

4. Они должны отвечать требованиям эстетики, привлекать детей формой, окраской, удачным их сочетанием.

Играя в зале или на участке нужно использовать не только крупные пособия (гимнастические стенки, скамейки и т.д.), но и малые, которые можно складывать, переставлять по мере необходимости, привлекая при этом старших детей. Например, «дуги» - старшие дети используют при проведении игр – эстафет «Кто скорее?», а младшие прокатывают в них мяч или подлезают под нее в подвижных играх «В воротца» или «Мыши в кладовой».

Мячи для детей тоже подбираются в зависимости от возраста. Например: мяч диаметром 20 – 25 сантиметров можно использовать во всех группах, а мяч диаметром 10 – 12 сантиметров только в старшей или подготовительной группе. Дети с трудом обучаются игре в мяч. Чтобы заинтересовать их, мы разбиваем детей на пары и даем задание: прокатить мячи так, чтобы они встретились или используем здесь игры – эстафеты, когда побеждает команда, которая правильно и быстро передала мяч и т.д.

Интерес детей увеличивается, когда у них появляется уверенность в своих силах. Для старших детей игры усложняются. Например в игре «У медведя во бору» медведь должен перед ловлей детей пролезть в обруч или перепрыгнуть через бревно. В игре «Лиса в курятнике» шнур натягивается с одной стороны выше, с другой – ниже. У ребенка есть выбор – пролезть там, где ниже, или там, где выше, а воспитатель может оценить действия и умения детей.

В старших возрастных группах на прогулках должны планироваться подвижные игры разной степени интенсивности. Так, в течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, при этом разучено 3 – 4 новые игры.

Так как наша группа не только разновозрастная, но и коррекционная по зрению, то при проведению подвижных игр нужно учитывать характер зрительных нарушений у детей.

В играх с использованием различных атрибутов дети учатся владеть этими предметами и в тоже время они упражняют зрение в прослеживании движения. В играх на метание, бросание, прокатывание у детей развивается глазомер и точность попадания, которые невозможны без участия зрения. Что бы облегчить ориентировку детям в пространстве в процессе бега, ходьбы нужно использовать цветные кубики, флажки, ограничивающие пространство и показывающие направление движения. Использование атрибутов для ориентировки заставляет детей активно упражнять зрение. Тем самым развивается зрительно - двигательные возможности детей. В играх спортивного характера тоже нельзя обойтись без участия зрения, поэтому и здесь идет тренировка глазных мышц.

Итак, мы поняли, что атрибутика необходима при проведении подвижных игр для полноценного физического развития ребенка, поэтому надо обновлять свои спортивные уголки в группе, приобретать более современное оборудование, а неоценимость подвижных игр для детей давно уже известна.

Екатерина Белоглазова
Подвижные игры в разновозрастной группе

«Горелки»

Цель : учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят :

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева0., стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

«Ловишки» (с ленточками)

Цель : учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Ход игры:

Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя : «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу : «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг» . После подсчета пойманных, игра повторяется.

2 вариант

Чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.

«Мороз – красный нос»

Цель : учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу . Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

Ход игры:

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит :

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором :

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

2 вариант.

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос) . Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят :

Мы два брата молодые, Я Мороз-Синий нос.

Два мороза удалые, Кто из вас решится

Я Мороз-Красный нос, В путь-дороженьку пуститься?

После ответа :

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

все дети перебегают в другой дом, а оба мороза стараются их заморозить.

«Коршун и наседка»

Цель : учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

Ход игры:

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант.

Если детей много можно играть двумя группами .

«Краски»

Цель : учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит :

Тук! Тук!

Покупатель.

Зачем пришёл?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит : «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например : скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант.

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

«Быстро возьми»

Цель : учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки, которых должно быть на один меньше. На следующий сигнал6 «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется

2 вариант.

Дети выполняют танцевальные движения, разные виды бега и ходьбы . Предметов может быть меньше на 3-4.

«Чья колонна скорее построится?»

Цель : учить детей двигаться по площадке в разных направлениях , по сигналу строится в три колонны в соответствии с предметами находящимися в руках. Развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.

Ход игры:

Дети распределяются на три группы с одинаковым числом игроков. Каждая подгруппа выбирает определённый предмет, например шишку или камешек и т. д. все дети одной группы имеют один и тот же предмет. В разных концах площадки выбирают места для этих подгрупп – пенёк , куст, дощечка, которые обозначаются таким же предметом. Под удары бубна все ходят или бегают в разных направлениях . По сигналу «На места» бегут и строятся у соответствующего предмета в колонну.

2 вариант.

Воспитатель даёт сигнал : «Стой!» . Дети останавливаются, закрывают глаза, а педагог в это время меняет места предметов, затем подаёт сигнал «На места!» . Дети открывают глаза, бегут к своим предметам и строятся.

«Совушка»

Цель : учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу . Развивать равновесие.

Ход игры:

Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно . Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день» , сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.

2 вариант.

Выбирается две совы. Принимать интересные позы.

«Пятнашки»

Цель : учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала : «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и осалить. Тот кого осалил водящий отходит в сторону. После 2-3 повторений Ловишка меняется.

2 вариант.

Нельзя пятнать того кто успел встать на одну ногу.

«Бег шеренгами»

Цель : учить детей ходить шеренгой с разными положениями рук : на плечах, сцепленные впереди, убегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, согласованно, ловкость, быстроту движений.

Ход игры:

Команды выстраиваются шеренгами (на расстоянии 15-20шагов, можно дать им названия «Ракета» и «Спутник» . По сигналу дети одной из команд, взявшись за руки идут вперёд, стараясь соблюдать равнение. Когда до другой шеренги участники которой сидят на земле, остаётся 2-3 шага, воспитатель даёт команду : «Беги!» . Дети первой шеренги расцепляют руки и бегут в свой дом, а ребята второй шеренги стараются их осалить. При повторе команды меняются ролями

2 вариант.

Каждый раз дети обеих команд должны принимать определённое исходное положение, например : те, кто наступает, могут брать друг друга под руги, класть руки на плечи, сцеплять их впереди; те, кто ожидает приближения соперников, могут стоять спиной или боком к ним.

«Догони соперника»

Цель : учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую быстро, чтобы не осалили другие дети. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Две шеренги детей располагаются перед стартовыми линиями на расстоянии 5 шагов одна от другой, в 15-20 шагах от стартовой линии очерчивается дом. По сигналу все одновременно начинают бег : дети, находящиеся сзади стараются осалить бегущих впереди. После подсчёта осаленных дети меняются ролями. При повторе шеренги меняются местами.

2 вариант.

Дети убегают разными видами бега .

«Перемена мест»

Цель : учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую шеренгой, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение строится в шеренгу ровно, действовать согласованно, по сигналу. Закреплять боковой галоп, бег с прямыми ногами.

Ход игры:

Две команды по 8-10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки за линиями городов (дистанция 10-12м, и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу бегут навстречу друг к другу, стараясь как можно быстрее оказаться за чертой противоположного города, затем поворачиваются лицом к центру площадки и строятся в шеренгу. Побеждает команда сделавшая это быстрее.

2 вариант.

Перебегать боковым галопом, с прямыми ногами.

«Собери флажки»

Цель : учить детей перебрасывать с одной стороны площадки на другую, стараясь быстро поднять флажок, держать флажки крепко, стараясь не уронить. Развивать у детей ловкость, быстроту движений, координацию, внимание.

Ход игры:

На поле, площадке расставлены флажки через каждые 8-10м. в первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем играющих, во втором ряду ещё на 2 меньше. Таким образом, если играют 10 детей то флажков должно быть в каждом ряду 8, 6, 4, 2, 1. по сигналу дети бегут, каждый старается завладеть флажком в первом ряду. Двое, не успевших это сделать, выбывают из игры . После второго этапа остаётся шесть участников, затем 4 и наконец двое сильнейших. Ребенок, овладевший последним флажком, становится победителем.

Усложнение : до флажков добраться прыжками с продвижением вперёд на двух ногах.

«Будь внимателен»

Цель : учить детей быстро бегать за предметами, слушая команду, какой из предметов нужно принести. Развивать внимание, ловкость, быстроту движений.

Ход игры:

На одной стороне площадки 5-6 играющих, на противоположной (дистанция 8-10м) напротив каждого лежат три предмета (кубик, погремушка, флажок) на сигнал «Беги!» дети устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трёх предметов нужно взять, например кубик. Дети берут названный предмет и бегут с ним на исходную линию, выигрывает тот , кто первым принёс предмет, если взят не тот предмет, нужно вернуться и заменить его.

2 вариант

Детям сразу сказать, какой предмет принести. Прибежать взять предмет и поднять его вверх.

«Салки – не попади в болото»

Цель : учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры:

На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать – болото (муравейник, огород) . Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить.

Осаленный ловишкой выходит из игры .

2 вариант.

Ловишка стоит в центре круга начерченного на земле или выложенного из шнура. Дети забегают в круг и выбегают из круга, а Ловишка пытается осалить того, кто не успевает выбежать из круга.

Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий. Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее. Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.

В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.


Порой, подсаживаясь к малышу, мы думаем «Так, надо бы позаниматься чем-нибудь полезным, развивающим» и принимаемся копаться в глубинах своей памяти, вспоминая, что же там интересного писали в книжках и на форумах. Но пока мы размышляем, ребенок уже уползает от нас и, забравшись куда-нибудь, подбрасывает нам новых хлопот. Так подходящий момент упускается, и мы снова откладываем «развивашки» до следующего раза. Чтобы избежать такой ситуации, просто необходимо иметь под рукой ПЛАН! План развивающих занятий всегда сможет быстро подсказать нам как интересно и с пользой развлечь малыша.


Представляю вашему вниманию продолжение нашего плана развивающих игр и занятий для детей. Сегодня на очереди возраст 1 год 3 месяца — 1,5 года. В этот период у малыша по-прежнему огромная тяга к изучению окружающих предметов и их свойств, ребенок с удовольствием щупает, складывает, перекладывает, проталкивает что-то, и в этом ему нельзя отказывать, а только наоборот предоставлять как можно больше разнообразных возможностей. Наряду с предметными играми не стоит забывать и про творческое развитие, сюжетно-ролевые игры, чтение книг и многое другое. И чтобы ничего не упустить, как раз и понадобится комплексная программа занятий или конспект, к которому можно быстро обратиться в нужный момент.


Последнее время мне на почту все чаще приходят вопросы о том, когда я уже наконец опубликую план развивающих игр для детей 2 — 3 лет. Признаюсь, затянула очень сильно Поэтому несмотря на то, что у меня готовы еще не все материалы, на которые хотелось бы сослаться в этой статье, я решила все-таки больше не откладывать и опубликовать нашу программу занятий.

Сразу скажу, что это не жесткий график занятий, это своеобразный ориентир, который подскажет вам, во что поиграть с малышом, когда у вас высвободится минутка. Для меня такой план был настоящей палочкой-выручалочкой, я без него, как без рук. Программу я составляла для своей дочери, когда ей было 2 года. Постаралась охватить в программе все основные сферы развития ребенка с учетом познавательных потребностей данного периода. Все проверено на практике, разумеется


Если вы еще не решили, во что поиграть с ребенком и у вас нет конкретного плана занятий, то вам точно сюда. Сегодня я хочу в очередной раз пополнить рубрику « » списком развивающих игр, наиболее актуальных в возрасте от 1,5 лет до 1 года 9 месяцев.

Что нового в этом возрасте? Для меня этот период у Таисии запомнились тем, что дочь стала гораздо более переборчива в плане выбора занятий. Если раньше она поддерживала практически любую затею, стоило ей только что-то предложить, то теперь у нее появились вполне конкретные собственные предпочтения, все чаще приходилось сталкиваться с "хочу — не хочу". Естественно, это нормальная стадия развития, но мне, как неугомонной маме, не всегда легко привыкнуть к тому, что ребенок становится самостоятельной личностью с собственным кругом интересов


Мне всегда очень интересно наблюдать за тем, как развивается дочь, как меняется круг ее интересов, совершенствуются навыки и познания о мире. Одни игры отходят на задний план, на их место приходят другие, более «продвинутые». Когда меня спрашивают, во что играла Таисия в возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет, то первое что приходит на ум — это прищепки и ножницы. Эти два занятия точно были безусловными фаворитами у нас в этом возрасте. Кажется, Таисия резала все, что плохо лежало. Конечно, вырезание, первое время, скорее, напоминало кромсание бумаги по периметру, но главное это ведь не результат, а неподдельный интерес ребенка! Прищепки тоже прицеплялись у нас дома во все возможные места, я уж не говорю про излюбленную сушку кукольной одежды на бельевой веревке с прищепками.

Наталья Диппель
Тематика сюжетно-ролевых игр по возрастам

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ТЕМАТИКА СЮЖЕТНО - ИГР ПО ВОЗРАСТАМ "

Творческая группа нашего детского сада делает разнообразные памятки для педагогов. Одна из них - это Сюжетно -ролевые игры в соответствии с возрастом .

Строчка плюсов отделяет те игры, которые остаются с предыдущей группы, а под этой строчкой, те игры, которые добавляются по данному возрасту и являются новыми сюжетами .

Младшие группы – бытовая, трудовая

Старшие группы – бытовая, трудовая, экономическая, социальная, осовременивание игр

1 младшая группа –

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

ВОЗРАСТАМ

Младший возраст :

1. Влиять на развитие сюжета

Обучать игровым действиям :

сюжет

Придумывать несложный сюжет

2 младшая группа :

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк» - ср. гр.

«Моряки» - ср. гр.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Младший возраст :

1. Влиять на развитие сюжета

Обучать игровым действиям :

Подражать трудовым и бытовым действиям

Взаимосвязывть 2-3 последовательных действия, строить несложный сюжет

Придумывать несложный сюжет , используя знания, полученные на занятиях и в процессе наблюдений.

2. Учить выбирать и брать на себя определенную роль. Называть ее словами

3. Поощрять самостоятельный подбор игрушек, использовать в играх заместители игрушек.

4. Учить организовывать самостоятельные совместные игры в 2-3 человека Формировать доброжелательные отношения.

Средняя группа

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк»

«Моряки»

++++++++++++++++++++

Парикмахерская

Детский сад

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Средний возраст :

1. Побуждать самостоятельно придумывать сюжеты , на основе полученных знаний из различных источников :

Отображать не только действия, но и простейшие отношения взрослых.

Использовать в играх несложный материал произведений см помощью воспитателя

Разнообразить игровые действия, отображающие труд и бытовую деятельность взрослых.

2. Поощрять самостоятельное распределение ролей, подчиняться установленным правилам

3. Поощрять самостоятельное изготовление атрибутов, использовать заместители

4. Поощрять самостоятельное объединение детей в 3-4 чел. (по симпатиям) Учить подчиняться интересам товарищей, уступать, помогать друг другу.

Старшая группа

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк»

«Моряки»

Парикмахерская

Детский сад

+++++++++++++++++++

Строители

Морское путешествие

Автозаправка

Поликлиника

Скорая помощь

Морские пограничники

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Старший дошкольный возраст :

сюжет игр

6. Самостоятельно объединять в игру 5-6 чел. по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой.

Подготовительная группа

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк»

«Моряки»

Парикмахерская

Детский сад

Строители

Морское путешествие

Автозаправка

Поликлиника

Скорая помощь

Морские пограничники

++++++++++++++++++++++

Библиотека

Пограничники

с/х труд (ферма)

Космонавты

Супермаркет

Туристическое агентство

Ветеринарная лечебница

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Старший дошкольный возраст :

1. Учить самостоятельно придумывать сюжет игр , отображать общественно-политические события, отношения взрослых.

2. Учить самостоятельно драматизировать сказки, вводить их в ролевые игры.

3. Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время.

4. Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих.

5. Самостоятельно подбирать и изготавливать атрибуты, подбирать заместители, поощрять использование воображаемых предметов.

6. Самостоятельно объединять в игру 5-6 чел. по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой

Оксана Васянина
Подвижные народные игры по экологическому воспитанию старших дошкольников

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ромашка» п. Молодёжный» Васянина О. П.

Воспитательное значение подвижных народных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К. Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

определяется движениями, которые входят в её состав - бег, прыжки и т. д. и включает сюжет (тема, идея, правила и двигательные действия.

исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры

определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила подвижных народных игр

Правила- обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, и инициатива играющих в рамках правил игры.

Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой.

В педагогическом процессе экологического воспитания и образования можно активно использовать подвижные народные игры. Народные игры с природоведческим содержанием можно включать в непосредственно-образовательную деятельность и другие формы экологического обучения и воспитания (например, использовать в процессе работы на экологической тропе, во время проведения экологических праздников, досугов, викторин, конкурсов и т. д.).

Подвижные игры природоведческого характера часто связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Во время игры дети закрепляют знания о живой и неживой природе; испытывают эмоциональный подъем, что способствует воспитанию у них доброжелательного отношения к природе и развитию интереса к ней.

Русская народная подвижная игра «Дедушка Мазай»

Правила: выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, какие движения будут показывать:

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были, мы не скажем,

А что делали - покажем.

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал - тот «Мазай».

Задачи: развивать пластику тела, чувство юмора.

Русская народная подвижная игр «Бег по стволу»

Правила: играющие собираются у поваленного ствола дерева (гимнастическая скамейка, залезают па него, передвигаются назад и вперед от одного края до другого.

Постепенно увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом говорят речитативом:

Белая береза,

Черная роза,

Ландыш душистый,

Одуванчик пушистый,

Колокольчик голубой,

Поворачивай!

Кто теряет равновесие и соскальзывает со ствола, тот из игры вы бывает. Кто дольше продержится - победитель.

Задачи: развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт.

Русская народная подвижная игра «Капуста»

Правила: на середину складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это «капуста»). Выбирается «хозяин», он изображает то, о чем говорит:

Я на камешке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и птицы,

Бобер и куницы,

Заинька ушастый,

Медведь толстопятый.

Дети пытаются забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унес больше «капусты», - победитель.

Русская народная подвижная игра «Заря-заряница»

Правила: Дети сидят в кругу на корточках. «Заря-заряница» ходит за ними, пряча за спиной «ключи» - платочек с завязанным узелком. Все вместе приговаривают:

Заря-заряница,

Красная девица,

По небу ходила,

Ключи обронила.

месяц видел,

Солнце скрало!

Водящий незаметно кладет кому-нибудь платочек сзади. (Детям нельзя оглядываться.) Тот, кому положили ключи, бежит за водящим. Пойманный водящий садится на его место, а ребенок, которого платочек, становится «зарею».

Татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Правила: играющие собираются в круг, в середине -

ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух).

Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное; если «вода» - назвать рыбу; «воздух» - птицу; «огонь» - помахать руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся - выбывает из игры.

Задачи: развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.

Татарская народная хороводная игра «Татарский плетень»

Правила: выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки, постепенно «заплетая» плетень. При этом поют:

Вейся,ты вейся,

Капуста моя!

Вейся,ты вейся,

Виловая моя!

Как мне, капустке,

не виться,

Как мне, видовой,

не свиться.

Вечор на капустке,

Вечор на виловой

Частый сильный дождик.

Повторяется несколько раз, главное - не расцепить руки. Задачи: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к татарским играм.

Чувашская народная подвижная игра «Солнце» или «Месяц»

Правила: проводится черта. Дети выбирают двух водящих, которые втайне от других договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «месяцем. «Ты чей?» - спрашивают ведущие у играющих, дети отвечают тихо, чтобы не услышали остальные. Водящие становятся друг перед другом по обе стороны черты и берутся за руки. За ними, положив руки на пояс впереди стоящего, выстраиваются дети из их команды. Они помогают «солнцу» и «месяцу», которые стараются перетянуть друг друга через черту.

Башкирская народная подвижная игра «Ласточки и ястребы»

Правила: игроки делятся на две команды, становятся в два ряда спиной друг к другу. Водном ряду -«ястребы», в другом -«ласточки». Выбирают ведущего. Он ходит и говорит начало слов (ЛА- или Я-, окончание не произносит. Тогда группа, чье название (начало) произнесено, разбегается в разные стороны, другая группа их догоняет. Пойманные считаются пленниками ловящих.

Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к башкирским играм.

Якутская народная подвижная игра «Ястреб и утки»

Правила: шнурами выкладываются два круга – два «озера». По считалке выбирают «ястреба», остальные – «дикие утки» - чирки, нырки и шилохвостики. Чирки и нырки плавают в одном озере, шилохвостики в другом. Затем утки меняются местами, перелетая из одного озера в другое. В это время ястреб, который находится на «суше» (между двумя «озерами», ловит уток. Пойманные выбывают из игры. В «озере» ловить нельзя.

Бурятская народная подвижная игра «Верблюд и верблюжонок»

Правила: выбираются «верблюд» и «верблюжонок». Дети становятся в круг и берутся за руки. «Верблюд» ловит верблюжонка, а тот уворачивается, бегая в кругу или за кругом. Дети помогают верблюжонку. Если он в кругу, они не пускают туда «верблюда», если «верблюду» удается попасть в круг, «верблюжонка» оттуда срочно выпускают.

Кабардинская народная подвижная игра «Гуси»

Правила: выбираются «пастух» и «лиса». Остальные дети – «гуси». Пастух приговаривает:

Я гусей в лесу пасу.

От лисы гусей спасу.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Это правда?

Да, да, да!

Кто вас слышит?

Кабарда!

После последнего слова «лиса» начинает ловить «гусей», а «пастух» старается помешать им (если пастух успевает схватить гуся за крыло раньше лисы, гусь спасен). Игра заканчивается, когда лиса переловит всех гусей.



Что еще почитать