Чтение художественной литературы в саду. Планирование чтения художественной литературы в младшей группе детского сада

Ольга Колыбельникова
Планирование чтения художественной литературы в младшей группе детского сада

Чтение художественной литературы

периода Месяц неделя Список художественной литературы

«Детский сад » Сентябрь 1 неделя Чтение

С. Черный «Приставалка» ;

Г Цыферов «Про друзей» ,

«Когда не хватает игрушек» (из книги );

«Два жадных медвежонка» (венг. ; обр. А. Краснова, В. Важдаева) ;

«Пальчик - мальчик…» , «Храбрецы» , англ., обр. С Маршака.

Чтение

«Кот петух и лиса» , обр. Боголюбской; К. Б. ;

К. Бальмонт «Осень» ;

А. Н. Толстой «Еж» ;

К. Д. Ушинский «Петушок с семьей» ;

«Заинька попляши…» ;

«Волк и козлята» .

Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой;

К. Чуковский. «Путаница» ,

Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад» (из книги «Что я видел» );

М. Зощенко. "Умная птичка"

П. Воронько. - Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;

Заучивание наизусть : Н. Саксонская. «Где мой пальчик?»

Чтение » Еду-еду к бабе, к деду.»,.

«Кот, петух и лиса» , обр. М. Боголюбской;

«Что за грохот» , пер. с латыш. С. Маршака;

К. Бальмонт. «Осень» ;

А. Майков. «Колыбельная песня» ,

С. Черный., «Про Катюшу» ;

А. Милн. «Три лисички» , пер. с англ. Н. Слепаковой;

Ч. Янчарский. «Игры» «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика» , пер. с польск. В. Приходько

Заучивание наизусть : «Огуречик, огуречик.»

периода Месяц неделя Список художественной литературы

«Я и моя семья» Сентябрь 4 неделя Чтение

«Заинька, попляши.»

«Упрямые козы» , узб., обр. Ш. Сагдуллы;

А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» , (из );

К. Чуковский» Краденое солнце»,

Т. Александрова. «Медвежонок Бурик» ;

К. Чуковский. «Так и не так» ;

Л. Муур. «Крошка Енот и. Тот, кто сидит в пруду» , пер. с англ. О. Образцовой;

«Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

Заучивание наизусть :

«Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки;

Октябрь 1 неделя Чтение

«Заинька, попляши.» ,

«Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

«Упрямые козы» , узб., обр. Ш.

С. Черный «Приставалка» ;

К. Чуковский. «Мойдодыр» ,

Б. Житков. «Зебра» , (из книги «Что я видел» );

М. Зощенко. "Умная птичка";

Е. Виеру. «Ежик и барабан» , пер. с молд. Я. Акима;

Заучивание наизусть :. А. Плещеев. «Сельская песня» ;

периода Месяц неделя Список художественной литературы

«Осень» Октябрь 2 неделя Чтение

«Колобок» , обр. К. Ушинского;

«Что за грохот» , пер. с латыш. С. Маршака;

С. Маршак. «Зоосад» , (из цикла «Детки в клетке» );

К. Чуковский., «Мойдодыр» ,

Б. Житков. «Как слон купался» (из книги «Что я видел» );. А. Милн. «Три лисички» , пер. с англ. Н. Слепаковой; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка» , пер. с болг. М. Маринова;

Заучивание наизусть :. В. Берестов. «Петушки» ;

3 неделя Чтение

«Сорока, сорока.,

«Колобок» , обр. К. Ушинского;

Песенки. «Кораблик» , англ., обр. С. Маршака;

А. Плещеев. «Осень наступила.» ,

С. Маршак. «Жираф» , «Зебры» , (из цикла «Детки в клетке» ); Б. Житков. "Слоны", (из книги «Что я видел» );

Ч. Янчарский. «Игры» , «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика» , пер. с польск. В. Приходько

4 неделя Чтение

А. Блок. «Зайчик» ;

«Тили-бом! Тили-бом.» ;

А. Плещеев. «Осень наступила.» ,

А. Майков. «Колыбельная песня» ,.» (из новогреческих песен) ;

С. Маршак «Белые медведи» , «Страусенок» , (из цикла «Детки в клетке» );

К. Чуковский. «Путаница» ,

М. Зощенко. "Умная птичка";

Д. Биссет. «Лягушка в зеркале» , пер, с англ. Н. Шерешевской; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая» ;

периода Месяц неделя Список художественной литературы

«Мой дом, мой аул» Ноябрь 2 неделя Чтение

«Сорока, сорока.,

«Кот, петух и лиса» , обр. М. Боголюбской;

А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» , «(из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );

С. Маршак. «Пингвин» , «Верблюд» , (из цикла «Детки в клетке» ); Г. Цыферов. «Про друзей» , из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка» );

К. Чуковский. «Так и не так» ;

Заучивание наизусть :. В. Берестов. «Петушки» ;

3 неделя Чтение

«Рукавичка» , укр., обр. Е. Благининой

С. Маршак. «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке» );

К. Чуковский. «Краденое солнце» ,. «Так и не так» ;

А. Милн. «Три лисички» , пер. с англ. Н. Слепаковой;

периода Месяц неделя Список художественной литературы

«Новый год» Ноябрь 4 неделя Чтение

«Ночь пришла,.» ,

«Два жадных медвежонка» , венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева;

К. Бальмонт. «Осень» ;

А. Блок. «Зайчик» ;

К. Чуковский «Так и не так» ;

Е. Виеру. «Ежик и барабан» , пер. с молд. Я. Акима;

Л. Муур. , пер. с англ. О. Образцовой

Заучивание наизусть : К. Чуковский. «Елка»

Декабрь 1 неделя Чтение

«Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова

«Как у нашего кота.» ,

«Лиса и заяц» , обр. В. Даля;

«У солнышка в гостях»

С. Гродецкий, «Кто это?» ;

Д. Мамин-Сибиряк. ;

Заучивание наизусть : А. Плещеев. «Сельская песня» ;

2 неделя Чтение

«Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова

«Сидит белка на тележке.» ,

«Маленькие феи» , англ., обр. С. Маршака;

«Лиса-нянька» , пер. с финск. Е. Сойни;

А, Пушкин. «Свет наш, солнышко!.» , (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, косые глаза, короткий хвост» ;

Н. Забила. «Карандаш»

3 неделя Чтение

«Ай, качи-качи-качи» .»,

«Гуси-лебеди» ;,обр. М. Булатова;

«Купите лук.» , пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Храбрец-молодец» , пер. с болг. Л. Грибовой;

А, Пушкин. «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );

Л. Воронкова. «Снег идет» (из книги «Снег идет» );

С. Капугикян. «Кто скорее допьет» , пер. с арм. Т. Спендиаровой

Е. Бехлерова. «Капустный лист» , пер. с польск. Г. Лукина;

А. Босев. «Трое» , пер, с болг. В. Викторова;

4 неделя Чтение

«Жили у бабуси.» ,

«Снегурочка и лиса» ; обр. М. Булатова

В. Берестов. «Курица с цыплятами» ,

Л. Воронкова. «Снег идет» (из книги «Снег идет» );

А. Босев. «Трое» , пер, с болг. В. Викторова

Заучивание наизусть : Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.) ;

периода Месяц неделя Список художественной литературы

«Зима» Январь 2 неделя Чтение

«Заря-заряница.» ;

«Гуси-лебеди» ; обр. М. Булатова;

«Маленькие феи» , англ., обр. С. Маршака;

С. Маршак. «Тихая сказка» ,

А. Н. Толстой. «Петушки» .

Й. Чапек. «Трудный день» , «(из книги , пер.. чешек. Г. Лукина;

3 неделя Чтение

«Чики-чики-чикалочки.» ,

«Гуси-лебеди» ; обр. М. Булатова;

В. Берестов. «Бычок» ;

Н. Носов «Ступеньки» ;

Б. Поттер. «Ухти-Тухти» , пер. с англ. О. Образцовой;

4 неделя Чтение

«Гуси-лебеди» ;

«Рукавичка» , укр., обр. Е. Благининой

«Кисонька-мурысенъка.» ,

«Лиса и заяц» , обр. В. Даля;

«Лиса-нянька» , пер. с финск. Е. Сойни;

Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали» ;

Д. Хармс. «Храбрый еж» ;

Заучивание наизусть : К. Чуковский. «Елка» (в сокр.) ;

периода Месяц неделя Список художественной литературы

«День защитника Отечества» Февраль 1 неделя Чтение

«Как у нашего кота.» ,

«Купите лук.» , пер. с шотл. Н. Токмаковой;

«У солнышка в гостях» , пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной;

К. Чуковский. ««Муха-цокотуха» ,

Й. Чапек. «В лесу» , (из книги «Приключения песика и кошечки» , пер.. чешек. Г. Лукина;

2 неделя Чтение

«Сидит белка на тележке.» ,

«Лиса и заяц» , обр. В. Даля;

К. Чуковский. ««Муха-цокотуха» ,

Й. Чапек. «Трудный день «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки» , пер.. чешек. Г. Лукина;

. Заучивание наизусть : Н. Саконская. «Где мой пальчик?»

3неделя Чтение

«Ай, качи-качи-качи» .»,

Д. Хармс. «Храбрый еж» ;

Н. Забила. «Карандаш» , пер. с укр. 3. Александровой;

«Как у нашего кота.» ,

Заучивание наизусть : К. Чуковский. «Елка»

периода Месяц неделя Список художественной литературы

В. Берестов. «Петушки» ;

«Жили у бабуси.» ,

А, Пушкин. «Свет наш, солнышко!.» , «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );

Е. Бехлерова. «Капустный лист» , пер. с польск. Г. Лукина;

Заучивание наизусть :. В. Берестов. «Петушки» ;

Март 1 неделя Чтение

«Храбрец-молодец» , пер. с болг. Л. Грибовой;

С. Маршак. «Тихая сказка»

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?» ,А. Н. Толстой. «Еж» , «Петушки» .

Б. Поттер. «Ухти-Тухти» , пер. с англ. О. Образцовой;

периода Месяц неделя Список художественной литературы

«Здоровье» Март 2 неделя Чтение

П. Косяков. «Все она» ;

«Травка-муравка. ,.» ,

, обр. М. Булатова;

«Пых» , белорус, обр. Н. Мялика;

К. Бальмонт, «Комарики-макарики» ;

Л. Толстой. «Птица свила гнездо.» ;

3 неделя Чтение

«На улице три курицы.»

«Бычок - черный бочок, белые копытца» , обр. М. Булатова;

«Три зверолова» англ., обр. С. Маршака;

«Лесной мишка и проказница мышка» , латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;

П. Косяков. «Все она» ;

К. Ушинский. «Васька» ,

4 неделя Чтение

«Тень, тень, потетень.» ,

«У страха глаза велики» , обр. М. Серовой;

Д. Хармс. «Храбрый еж» ;

А. Майков. «Ласточка примчалась.» (из новогреческих песен) ;

К. Чуковский «Айболит»

Л. Толстой. «Таня знала буквы.» ;

«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;

Заучивание наизусть :. «Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки;

периода Месяц неделя Список художественной литературы

«Весна» Апрель 1 неделя Чтение

«Дождик, дождик, пуще.» ,

«Теремок» , обр. Е. Чарушина

«Петух и лиса» , пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;

А. Плещеев. «Весна» (в сокр.) ;

К. Чуковский «Айболит»

Л. Толстой. «У Вари был чиж,.» ,

М. Карем. «Мой кот» , пер. с франц. М. Кудиновой.

2 неделя Чтение

А. Плещеев. «Весна» (в сокр.) ;

«Божья коровка. ,» ,

«Несговорчивый удод» , пер. с чеш. С. Маршака.

«Свинья и коршун» , сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова

А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая» ;

К. Ушинский. «Лиса-Патрикеевна» ;

«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;

С. Капугикян. «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой;

О. Альфаро. «Козлик-герой» , пер. с исп. Т. Давитьянц;

периода Месяц неделя Список художественной литературы

«День Победы» Апрель 5 неделя Чтение

«Радуга-дуга.» ,

«Петух и лиса» , пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;С. Маршак. «Сказка об умном мышонке» ;

К. Чуковский. «Черепаха» ;

Л. Толстой. «Пришла весна.» ;

О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!» , пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду »

Май 1 неделя Чтение

А. Плещеев. «Весна» (в сокр.) ;

«Курочка-рябушечка.»

«Разговор лягушек» , пер. с чеш. С. Маршака.

В. Маяковский «Что ни страница - то слон, то львица» ;В. Бианки. «Купание медвежат» ;

«Не только в детском саду » (в сокр., пер. с румын. Т. Ивановой.

периода Месяц неделя Список художественной литературы

«Безопасность» Май 2неделя Чтение

«Травка-муравка. ,.» ,

С. Михалков. «Песенка друзей» ;

Э. Мошковская. «Жадина» ;

Ю. Дмитриев. «Синий шалашик» ;

«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;

3 неделя Чтение

«Бычок - черный бочок, белые копытца» , обр. М. Булатова;

«Тень, тень, потетень.» ,

«Несговорчивый удод» , пер. с чеш. С. Маршака.

«Пых» , белорус, обр. Н. Мялика;

И. Токмакова. «Медведь» .

К. Чуковский. «Чудо-дерево» ,

С. Прокофьева. «Маша и Ойка» ,

А. Н. Толстой «Лиса» ,

«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;

4 неделя Чтение

«Курочка-рябушечка.» ,

Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» , пер. с англ. О. Образцовой

К. Бальмонт, «Комарики-макарики» ;

П. Косяков. «Все она» ;

С. Прокофьева. «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки» );

«Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки;

Пояснительная записка

«Основная задача взрослых –

Открыть в ребёнке талант читателя».

С.Я.Маршак.

Актуальность.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохини др.

Ребенок начинает знакомиться с литературой в . Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Как же ему помочь? Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.

В круг детского чтения должны входить издания, предназначенные непосредственно дошкольникам. Это разные дизайнерские типы детских книг, которые составляют библиотечку детского сада: книжки-малышки, игрушки, театр, панорамы, книжки-раскраски, а также оригинальные книги, например, озвученные с помощью технических средств.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения.

Данная программа актуальна для детей дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. По моему мнению, общение с книгой воздействует на ребенка, вызывают у него эмоциональный отклик. Поэтому роль книги и чтения как средство становления личности ребёнка очень велико. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.

Новизна данной программы в качественно измененном отношении к художественной литературе с целью формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству.

Цель программы: Формирование интереса и потребности в чтении у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Образовательные:

1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

2. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

3. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

4. Прививать интерес к положительным героям произведений.

5. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие:

1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.

Методическое обеспечение

Приемы:

Словесные:

  • Беседы;
  • Игры-беседы;
  • Рассказ;
  • Чтение художественной литературы;
  • Использование игровых ситуаций;
  • Игры — беседы с персонажами сказок;
  • Сочинение историй.

Наглядные:

  • Групповые выставки;
  • Рассматривание иллюстраций.

Практические:

  • Кукольные спектакли;
  • Игры – драматизации;
  • Игры – инсценировки;
  • Игры – забавы;
  • Подвижные игры;
  • Пальчиковые игры;
  • Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • Рисование;
  • Лепка.

Формы организации:

  • Занятие по художественной литературе по подгруппам;
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физкультминутки;
  • Драматизация.

Технические средства обучения:

1. Магнитофон;

2. CD и аудио материал.

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по восприятию художественной литературы , а именно:

  • На целенаправленное развитие внимания, памяти;
  • На запоминание героев произведений;
  • На развитие речи, мышления.

Наглядно – образный материал

1. Иллюстрации и репродукции;

2. Наглядно — дидактический материал;

3. Игровые атрибуты;

4. «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);

5. Стихи, загадки;

6. Открытки для рассматривания.

Методы ознакомления с художественной литературой.

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

6. Моделирование — предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста.

7. Театрализованные игры : игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой: чтение и рассказывание.

Структура программы: Программа ориентирована на детей дошкольного возраста с 3 до 6 лет. Срок реализации программы рассчитан на 1 год, по 1 занятию в неделю. Форма занятия – групповая. Всего 48 занятий, длительностью в зависимости от возраста. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 мин., для детей от 4 до 5 лет – не более 20 мин., для детей от 5 до 6 лет – не более 25 мин.

Ожидаемые результаты.

  • В результате реализации программы ребёнок должен уметь:
  • Слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи)
  • Запоминать считалки, скороговорки, загадки;
  • Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;
  • Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.
  • Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
  • Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, оценивать их;
  • Воспроизводить содержание произведения;
  • Читать наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм;
  • Передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (рисовании, игре, музыке и т.д.).
  • Назвать любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки;
  • С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
  • Знать содержание сказок; тексты выученных стихотворений.
  • Уметь отвечать на поставленные вопросы.
  • Уметь отличить стихотворение от загадки.

Способы проверки результативности работы:

В период реализации программы предполагаются следующие виды проверки:

  • Беседа, наблюдение.
  • Практическое занятие.
  • Драматизация, инсценировка сказок.

Из опыта работы в образовательной области

«Чтение художественной литературы» .

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором и мало кто из них знает авторов детских писателей. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Тем не менее, ФГОС в традиционной области « Чтение художественной литературы» говорят нам о том что – эта область одна из средств всестороннего развития личности дошкольника.

Содержание художественных произведений расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведения, воздействует и воспитывает чувства ребенка.

Для того, чтобы воспитать детей грамотными, необходимо подобрать подходящую художественную литературу, использовать разные формы работы по воспитанию, учить анализировать поведение детей в общении.

Для того чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо подобрать подходящую тематическому планированию художественную литературу, использовать разные формы работы по воспитанию, учить анализировать поведение детей в общении.

Для этого, в нашем детском саду в соответствии с ФГОС и годовыми задачами детского сада, а также в соответствии с единым тематическим планированием был создан проект: «Здравствуй книжка» (создание книжных уголков в каждой группе).

Таким образом, в нашем детском саду в соответствии с ФГОС и годовыми задачами детского сада был создан проект: «Здравствуй книжка» (создание книжных уголков в каждой группе).

Цель книжного уголка:

Углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или общественно важную тему (культура поведения или формирование моральных качеств) .

Педагогическая ценность такова, что ребенок в интересной и занимательной для него форме достигает ряд задач:

    Знакомить детей с художественными произведениями, рекомендованными программой по возрасту.

    Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, пре­доставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспро­изведения фразы.

    С помощью воспитателя учить инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

    Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.

Для повышения эффективности и качества работы данного проекта, были созданы памятки для воспитателей по созданию данного уголка для каждой возрастной группы. Приведем пример для младшего возраста.

Центр «Здравствуй, книжка»

Младшая группа

    Стеллаж для книг.

    Фланелеграф или магнитная доска.

    Детские книги по программе.

    Любимые книжки детей.

    Книжки-игрушки.

    Книжки-малышки.

    Книжки-самоделки.

    Аудиокассеты или диски с записями литературных произведений по программе.

Наполнения уголка

    Выставляется, как правило, немного 4-5 книги. Могут быть представлены два - три экземпляра одинаковых книг.

    Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями.

    Отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

    Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.

    Особое предпочтение книжкам - картинкам.

    Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения.

    Могут быть представлены книжки-вырубки, книжки - игрушки и др.

Иллюстрации по различным тематикам:

Труд людей

Родная природа

Игры детей

Предметные картинки и др. по программе

Педагогическая работа с детьми

Воспитатель учит:

Внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев,

их действия;

Побуждать пересказывать отдельные эпизоды;

Обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций (костюм

героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.)

В младшей и средней группах - 2-3иллюстрации.

Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством. Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.

В младшей группе воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой:

Знакомит с уголком книги, его устройством и назначением.

Приучает рассматривать книги и картинки только там, где это можно.

Сообщает правила, которые нужно соблюдать.

Правила общения с книгой:

    брать книги только чистыми руками;

    перелистывать осторожно, не рвать,

    не портить, не использовать для игр;

    после просмотра ставить на место.

Данные навыки закрепляются, потом это становятся привычкой. Детям показывают способы ухода за книгой, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ее создании.

При работе с детьми в книжном уголке,особое место уделяется книжным выставкам

Цель выставки - углубить литературные интересы детей, сделать дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно значимую тему.

Требования к организации выставки:

    Тематические выставки планируются за 1 месяц до ее оформления.

Младшие группы- 1-2 в конце года (после адаптационного периода).

    Тема выставки должна быть значимой, актуальной для детей:

Предстоящий праздник;

Юбилей писателя, художника -

иллюстратора;

Предстоящий утренник.

Особо тщательный подбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.

Выставка не должна быть длительной по времени. Продолжительность приблизительно 3-4 дня, т.к. далее интерес будет снижаться.

Основная тематика:

1. Важные события, даты:
-День города

День защитника Отечества

День космонавтики

День победы

Народные праздники «Масленица» и др.

2. Социокультурные связи:

Дни рождения, юбилеи писателей, поэтов.

Дни детской книги (в каникулярный период).

Педагогическая работа с детьми:

    Беседы с детьми, занятия;

    Подбор различных материалов:

Иллюстраций художников, открыток,

Значков,

Скульптуры малой формы, фотографий,

Детских рисунков

И др. экспонаты.

Оформление выставки вместе с детьми.

    Ребята привлекаются к расположению материалов, обращается умение на эстетику.

    Приглашение гостей (ребят соседней группы, родителей).

    Формирование диалогического общения: умения задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы.

    Формирование культуры поведения (этикет).

    Посещение выставок в других группах

Художественно – речевая деятельность с детьми:

    Совместное рассматривание иллюстраций к уже знакомым произведениям

Предшествующее рассматривание новой книги, прогнозирование содержания будущего чтения: « О ком эта сказка? Кто к кому в гости пришел?»и т.д.

Многократное чтение и прослушивание сказок в аудиозаписи.

Рассматривание книжек в различных условиях:

Сначала чтение, потом просмотр,

Чтение и одновременным просмотром,

Чтение и одновременное выполнение действий (причесывают лошадку,

жалеют игрушечного мишку)

Рассказывание и одновременно разыгрывание этого текста с игрушками

Рассказывание сказки с использованием разных видов театра (плоскостной,

настольный, би-ба-бо,

Рассказывание по опорным вопросам.

Наряду с созданием книжного уголка был разработан тематический план работы с детьми .

Перспективный план работы с детьми второй младшей группы

Основные задачи

месяц

Воспитание культуры поведения

Формирование моральных качеств

Чтение: русская народная сказка «Колобок»

Беседа: «Будь вежливым»

Игра: «Колобок» (Придумай вежливое слово).

Беседа: «Как можно пожалеть зайчика»

и/ упр. « Как утешить зайку»

Чтение: русская народная сказка « Теремок»

Беседа: « Ласковое слово всем приятно»

И/ упр. «К нам гости пришли»

Чтение: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Беседа: «Как помочь петушку»

Игра «Доктор Айболит»

Чтение: «Два жадных медвежонка»

Беседа: «Хорошо ли быть жадным»

Игра- драматизация

Чтение: русская народная сказка «Волк и козлята»

Беседа: «Можно ли верить чужому»

Игра: «Придумай добрый конец сказки»

Чтение: русская народная сказка «Мороз Иванович»

Беседа: «Будь отзывчивым»

Игра- лото «Сказки»

Чтение: русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Беседа: «Кто поможет зайчику»

и/ упр. « Как помочь зайке»

Чтение: русская народная сказка «Лисица и сестрица и серый волк»

Беседа: «Хорошо ли обманывать?»

Игра: «Верю- не верю»

Чтение: русская народная сказка «Лисица и журавль»

Беседа: «Можно ли верить лисе?»

Игра: «Придумай другой конец сказки»

Чтение: стихотворение Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо»

Беседа: «Что значит быть хорошим?»

Игра с мячом « Назови хорошие поступки»

Чтение: сказка В. Сутеев «Мешок яблок»

Беседа: « Друзья познаются в беде»

Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»

Чтение: русская народная сказка «У страха глаза велики»

Беседа: «Быть смелым?»

Спортивные игры: «Самый смелый»

Чтение: Русская народная сказка « Маша и медведь»

Беседа: «Что значит быть смелым?»

игра: « Придумай другой конец сказке»

В создании книжных уголков огромный вклад внесли родители воспитанников:

    Индивидуальные беседы на различные темы («Конверт дружеских вопросов», «Поделимся семейным опытом воспитания средствами игры»),

    Консультации «Использование художественной литературы в воспитании детей», «Ребенок и книга»

    «Книжная колыбель» (раннее литературное развитие детей).

    Создание папки – раскладушки «Давайте почитаем»

    Пополнение папки «Для вас родители» статьями о литературном чтении в семье: «Своеобразие литературного становления».

    Анкетирование родителей «Почитаем дома»,

    Выставка «Книжки - малышки»

    Создание стенгазеты « Мама поиграй со мной»

    Проведение родительского собрания «Во что играют наши дети».

    Памятка для родителей: «Мама почитай мне»

    Пополнение книжного уголка детской художественной литературой

    Создание атрибутов к сказкам (маски, шапочки)

    Изготовление книжек – самоделок, малышек, игрушек;

В процессе создания книги взрослый и ребенок учатся взаимодействовать друг с другом. Тематика книг может быть разной: домашние животные,

весенняя сказка, мои любимые стихи и песенки, загадки, музыкальные инструменты, мои любимые питомцы, любимые герои, мои увлечения.

Задачи книжек -самоделок:

Обобщить лексический материал по темам

Расширить словарный запас

Закрепить знания детей об окружающем мире

Развивать образное и логическое мышление,

память, воображение, умение сравнивать, анализировать

Совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам.

Совершенствовать развитию зрительной и слуховой чувственности.

Воспитывать бережное отношение к живой природе

Задания для детей 3 - 4 летнего возраста к теме « Домашнее животное»:

Расскажи, как выглядит это животное

Расскажи, где оно живет, как называется его дом

Расскажи, чем питается?

Расскажи, как называются детенышей этого животного?

Расскажи, какую пользу приносит человеку?

Согласно ФГОС образовательная область «Позновательно - речевое развитие» интегрируется как с образовательными областями «Физическая культура», «Художественно -Эстетическая», «Труд», так и с новыми появившимися образовательными облас­тями: «Социально -коммуникативное» (развитие свобод­ного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овла­дение нормами русской речи, формирование первичных представ­лений о себе, своих чувствах и эмоциях, ок­ружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений), «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей), «Художественное творче­ство» (развитие детского творчества).

Таким образом, использование средств образовательной области «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы) для организации и оптимизации образовательного процесса является основной в ходе реализации другой образовательной области общеобразовательной программы в целом.

Один из наиболее распространенных вариантов - это чтение (восприятие) художественных текстов не только для решения задач образовательной области «Речевое развитие», но и в качестве средства для обогащения образовательного процесса:

Образовательной области «Социально- комммуникативное развитие» (чтение стихов и рассказов о Родине для решения задачи по формированию патриотических чувств детей);

Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (чтение сказок «Золушка», «Морозко», стихотворений и рассказов В. Маяковского, Г Михалкова, А. Барто, С. Баруздина и др. для решения задачи по формированию первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека) и т.п. в соответствии с тематикой чтения художественных произведений и фольклора.

Несомненно, хочется сказать,что художественное чтение детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. И никакие разговоры не помогут, если мы сами будем негативно относиться к книгам, если мы не будем поддерживать у детей к ним интерес, не будем учить детей слушать, рассматривать и анализировать,если не будем поддерживать интерес практической деятельностью (выставки, экскурсии, театры и т.д.). Важно сделать так, чтобы встреча с книгой доставляла детям удовольствие.

И дома, чтобы поднять настроение, доставить детям радость, можно устраивать праздники. Не просто заставлять детей выполнять какое-то неинтересное поручение, а играть с ним, ведь игра – основной вид деятельности дошкольника. «Упражнения для добрых волшебников» – такие поручения дети выполняют намного охотнее и более тщательно.

В заключение разговора хочется пожелать вам успехов в воспитании детей.

Литература:

1 Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.

2 Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.

3 Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.

4 Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.

5 В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С.62-69.

6 О. Скоролупова, Н.Федина «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ» // Ж. Дошкольное воспитание, 2010., № 7, с. 4-11

7 Сайт в интернете http://ldv.metodcenter.edusite.ru/

Лабораторирия дошкольного образования

Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями

Литература:

1. Васильева Н. А., «Приобщение дошкольника к книге». Сайт в интернете http://festival.1september.ru/articles/584675/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

2. Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями.

Сайт в интернете ldv.metodcenter.edusite.ru Лабораторирия дошкольного образования г. Москвы.

3. Скоролупова О.,Федина Н. «Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их итеграция» // Ж. Дошкольное воспитание, 2010., № 7, с. 4-11



Что еще почитать