Чтение сказок в средней. Примерный список литературы для чтения детям средней группы версия для слабовидящих

Образовательная область

«Чтение художественной литературы»

Средняя группа

С 3 сентября по 1 4 сентября

« До свидань я лето, здравствуй детский сад!»

1.Тема: « Козлятки и волк » в обр.К.Ушинск ого (пересказ сказки )

Цель: учить детей согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги.

Развивать умение пересказывать знакомую короткую сказку.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Словарная работа: активизировать словарь – тоненький, толстый-претолстый.

31 )

2.Тема: « Что такое хорошо и что такое плохо » В.Маяковский

(чтение произведения )

Цель: познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, использовать в речи слова-антонимы.

Развивать внимание, мышление, память, связную речь.

Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении: в быту, играх.

Словарная работа: активизировать словарь – поступок, плохой, хороший.

Интеграция образовательных областей:

(7)

«Осень. Дары осени»

1.Тема: « Осень » К.Бальмонт (з аучивание стихотворения )

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Словарная работа: обогащать словарь – грустнее, блистают, благовонья.

Интеграция образовательных областей: «познание»,

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 26 )

2.Тема: « Осень в лесу » И.Соколов-Микитов (чтение рассказа )

Цель: познакомить детей с рассказами о природе. Учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать память, внимание, познавательные интересы детей.

Воспитывать любовь к родной природе.

Словарная работа: активизировать словарь – золотая осень, погожие деньки.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 30 )

3.Тема: « Колосок » (рассказывание украинской сказк и)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к сказкам других народов, трудолюбие.

Словарная работа: обогащать и активизировать словарь – мельница, колосок, трудолюбивый, лодыри.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «музыка».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 17 )

С 1 октября по 12 октября мониторинг

1.Тема: « Если добрый ты… » (беседа )

Цель: познакомить детей с русским народным творчеством (пословицами и поговорками) и скрытой в них смысловой окраской.

Развивать внимание, мышление, умение детей отвечать на вопросы.

Воспитывать положительные черты характера, побуждать к добрым делам и поступкам.

Словарная работа: обогащать словарь – аукнется, откликнется, недоброжелательный.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «познание».

(Е.Н. Арсенина « Мероприятия для детей старшего дошкольного возраста » — стр. 78 )

2.Тема: « Смоляной бычок » (рассказывание русской народной сказки )

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом.

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь – смоляной, деревянная, железная, бумажная.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 5 2)

3. Тема: « Про себя и про ребят » Г.Ладонщикова ,

«Солнце в доме» Е.Серова (чтение стихотворени й )

Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.

Развивать образность речи, умение слушать.

Воспитывать любовь к поэзии.

Словарная работа: обогащать словарь – мотыльки, растопятся льды, чехарда.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. 64 )

1.Тема: « Как собака друга искала » (рассказывание сказки )

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать память, воображение, умение использовать в речи однородные члены предложения.

Воспитывать интерес к сказкам разных народов, дружеские взаимоотношения.

Словарная работа: активизировать словарь – трусливый, неважный, дружные.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 99 )

2.Тема: « Утка с утятами ». Е.Чарушин (пересказ)

Цель: учить детей пересказывать произведение близко к тексту.

Развивать монологическую речь.

Воспитывать любовь к окружающей природе.

Словарная работа: обогащать словарь – тина, червяки, вёсла, загребайте.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «социализация».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 68)

1.Тема: « Три чудесных цвета » А. Северный , «Если бы…» О.Бедарев (чтение стихотворени й )

Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.

Развивать мышление, познавательные интересы у детей.

Воспитывать культуру поведения на дороге.

Словарная работа: активизировать словарь детей – транспорт, светофор, переход.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «безопасность».

1.Тема: « Загадки о овощах и фруктах » (ознакомление с малыми фольклорными формами )

Цель: расширять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – частушках и загадках, дать о них новые представления. Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

Развивать мышление, память.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об овощах и фруктах.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «здоровье», «познание», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 82)

1.Тема: « Береза » С.Есенин (заучивание стихотворения )

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

Словарная работа: обогащать словарь — принакрылась снегом, снежною каймой, заря, серебро.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 55)

2.Тема: « Большое путешествие маленького мышонка » (рассказывание сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой народов Севера, учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы.

Воспитывать интерес к сказкам разных народов.

Словарная работа: обогащать словарь – эскимосская сказка, север, тундра, океан.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 75)

1.Тема: « Хрюша на елке » Б.Заходер (чтение сказки )

Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения.

Развивать память, мышление, умение пользоваться приемами сравнения.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Словарная работа : активизировать словарь – ягнята, важный-преважный, пятачок.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 86)

2.Тема: « Елка » Е.Трутнева (заучивание стихотворения)

Цель: учить детей рассказывать стихотворение наизусть, эмоционально воспринимать произведение.

Развивать образность речи, творческое воображение.

Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно.

Словарная работа: активизировать словарь – ледышки, снежное пальтишко, стайка.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 87)

3 .Тема: «Лесная газета» В.Бианки (чтение рассказов)

Цель: продолжать учить детей отвечать на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Закрепить знания детей о жизни зверей зимой, как они готовятся к зиме.

Развивать мышление, память воображение, познавательные интересы.

Словарная работа: активизировать словарь – теплое жилье, холодные ветры, запасы на зиму.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 64)

1.Тема: « Пузырь, соломинка и лапоть» (чтение сказк и )

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями.

Развивать у детей зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки, искать выход из проблемных ситуаций.

Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору.

Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными – тонкий, толстый, смелая, лопнул, низкий.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(О.А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» занятие №1 )

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 07.05.2014 20:07 Просмотров: 35187

    Для работы с детьми средней группы детского сада предлагаем тексты произведений поэтов и писателей России и зарубежных стран.

    Примерный список литературы для чтения детям

    Русский фольклор

    Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»-; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!-», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..>, «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко-ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

    Сказки . «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

    Фольклор народов мира

    Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

    Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия . И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия. «Улицей гуляет...» (из лихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на све-:-», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень грашная история».

    Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

    Литературные сказки . М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

    Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

    Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

    Примерный список для заучивания наизусть

    «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

    Художественная литература.

    Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

    Для чтения детям

    Русский фольклор

    Песенки, потешки, заклички, считалки, скороговорки, загадки.

    «Наш козел...», «Ножки, ножки, где вы были?..»,

    «Дед хотел уху сварить...», «Зайчишка-трусишка...»,

    «Дон! Дон! Дон!..», «Барашеньки...»,

    «Лень-потягота...», «Сидит, сидит зайка...»,

    «Гуси вы, гуси...», «Кот на печку пошел...»,

    «Идет лисичка по мосту...», «Сегодня день целый...»,

    « Солнышко-колоколнышко...»,

    «Иди, весна, иди, красна».

    Русские народные сказки.

    «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;

    «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;

    «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова;

    «Привередница», обр. В. Даля;

    «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. A.Н. Толстого;

    «Лиса и козел», обр. О. Капицы;

    «Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова;

    «Жихарка», обр. И. Карнауховой;

    «Чудесные лапоточки», обр.Н. Колпаковой;

    «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы;

    «Лиса-лапотница», «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля.

    Фольклор народов мира

    Песенки.

    «Мешок», татарск., пер. Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина;

    «Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Чив-чив, воробей!», коми-пермяцк., пер. В. Климова;

    «Ласточка», арм., обр. И. Токмаковой;

    «Ястреб», груз., пер. B. Берестова;

    «Скрюченная песня», «Барабек», англ., обр. К. Чуковского;

    «Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака;

    «Рыбки», «Утята», франц., обр.Н. Гернет и С. Гиппиус;

    «Пальцы», нем., пер. Л. Яхнина.

    Сказки.

    «Хитрая лиса», корякск., пер. Г. Меновщикова,

    «Страшный гость», алтайск., пер. А. Гарф и П. Кучияка;

    «Пастушок с дудочкой», уйгурск., пер. Л. Кузьмина;

    «Три брата», хакасск., пер. В. Гурова;

    «Травкин хвостик», эскимосск., обр. В. Глоцера и Г. Снегирева;

    «Как собака друга искала», мордов-ск., обр. С. Фетисова;

    «Колосок», укр., обр. С. Могилевской;

    «Три поросенка», англ., пер. С. Михалкова;

    «Заяц и еж», «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, нем., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака;

    «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, франц., пер. Т. Габбе;

    «Врун», «Ивовый росток», япон., пер. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака.

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия.

    Я. Бжехва. «Клей», пер. с польск. Б. Заходера;

    Г. Виеру. «Я люблю», пер. с молд. Я. Акима;

    В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус, И. Токмаковой;

    Ф. Грубин. «Качели», пер. с чеш. М. Ландмана;

    «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича;

    Я. Райнис. «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова;

    Ю. Тувим. «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера,

    «Чудеса», пересказ с польск. В. Приходько,

    «Овощи», пер. с польск. С. Михалкова.

    Проза.

    Л. Берг. «Пит и воробей» (глава из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита»), пер. с англ. О. Образцовой;

    С. Вангели. «Подснежники» (глава из книги «Ругуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

    Литературные сказки.

    Х.К. Андерсен. «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», пер. с дат. А. Ганзен;

    «Про маленького поросенка Плюха», по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод;

    А. Балинт. «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина;

    Д. Биссет. «Про поросенка, который учился летать», «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;

    Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим», пер. с англ. Э. Паперной;

    А Милн. «Винни-Пух и все-все-все...» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера;

    Дж. Родари. «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

    произведения поэтов и писателей России

    Поэзия.

    Е. Баратынский. «Весна, весна!..» (в сокр.);

    И. Бунин. «Листопад» (отрывок);

    С. Дрожжин. «Улицей гуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»);

    С. Есенин. «Поет зима -аукает...»;

    А. Майков.«Осенние листья по ветру кружат...»;

    Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»);

    А. Плещеев. «Скучная картина!»;

    А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»);

    И. Суриков. «Зима»;

    А.К. Толстой. «По вешнему по складу» (из баллады «Сватовство»);

    А. Фет. «Мама! глянь-ка из окошка...»;

    С. Черный. «Кто?», «Когда никого нет дома».

    Я. Аким. «Первый снег»;

    3. Александрова. «Дождик»;

    А. Барто. «Уехали», «Я знаю, что надо придумать»;

    В. Берестов. «Кто чему научится», «Заячий след»;

    Е. Благинина. «Эхо»;

    А. Введенский. «Кто?»;

    Ю. Владимиров. «Чудаки»;

    Б. Заходер. «Никто»;

    Ю. Кушак. «Новость», «Сорок сорок»;

    С. Маршак. «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Мяч», «Про все на свете»;

    С. Михалков. «Дядя Степа»;

    Ю. Мориц. «Огромный собачий секрет», «Дом гнома, гном -дома!», «Песенка про сказку»;

    Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;

    Г. Сапгир. «Садовник»;

    Р. Сеф. «Чудо»;

    И. Токмакова. «Ветрено!», «Ива», «Сосны»;

    Э. Успенский. «Разгром»;

    Д. Хармс. «Игра», «Врун», «Очень страшная история».

    Басни .

    Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец», «Хотела галка пить...» (из Эзопа).

    Проза.

    В. Вересаев. «Братишка»;

    К. Ушинский. «Бодливая корова».

    В. Бианки. Подкидыш»; «Первая охота»

    А. Введенский. «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги);

    С. Воронин. «Воинственный Жако»;

    Л. Воронкова. «Как Аленка разбила зеркало» (глава из книги «Солнечный денек»);

    С. Георгиев. «Бабушкин садик»;

    В, Драгунский. «Тайное становится явным»;

    М. Зощенко. «Показательный ребенок»;

    Ю. Казаков. «Зачем мыши хвост»;

    Ю. Коваль. «Паша и бабочки», «Букет»;

    Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»;

    Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»);

    Е. Пермяк. «Торопливый ножик»;

    М. Пришвин. «Журка», «Ребята и утята»;

    Н. Романова. «Котька и птичка», «У меня дома пчела»;

    Я. Сегель. «Как я был обезьянкой»;

    Н. Сладков. «Неслух»;

    Е. Чарушин. «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Лисята», «Воробей».

    Литературные сказки.

    М. Горький. «Воробьишко»;

    Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу-Короткий Хвост»;

    М. Михайлов. «Думы».

    С. Козлов. «Как ослику приснился страшный сон», «Зимняя сказка»;

    М. Москвина. «Что случилось с крокодилом»;

    Э. Мошковская. «Вежливое слово»;

    Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги);

    В. Осеева. «Волшебная иголочка»;

    Г. Остер. «Одни неприятности», «Эхо», «Хорошо спрятанная котлета»;

    Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения;

    Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»;

    В. Степанов. «Лесные звезды»;

    Г. Цыферов. «В медвежачий час» (главы из книги);

    В. Чирков. «Что натворило «Р»;

    К. Чуковский. «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон».

    Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько;

    Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги) (в сокр.), пер. с норв. Л. Брауде.

    Для заучивания наизусть.

    «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки;

    А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);

    М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);

    3. Александрова. «Елочка»;

    А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»;

    Ю. Кушак. «Олененок»;

    Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»;

    В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя);

    Н. Пикулева. «Пять котят спать хотят...»;

    Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.


    Булычева Александра Валерьевна
  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 07.05.2014 20:07 Просмотров: 35187

    Для работы с детьми средней группы детского сада предлагаем тексты произведений поэтов и писателей России и зарубежных стран.

    Примерный список литературы для чтения детям

    Русский фольклор

    Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»-; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!-», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..>, «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко-ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

    Сказки . «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

    Фольклор народов мира

    Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

    Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия . И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия. «Улицей гуляет...» (из лихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на све-:-», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень грашная история».

    Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

    Литературные сказки . М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

    Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

    Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

    Примерный список для заучивания наизусть

    «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

    Галина Горбачева
    Перспективное планирование по чтению художественной литературы в средней группе

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

    ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

    НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Материал

    Литература

    Сентябрь

    День знаний (01.09-04.09)

    Беседа сдетьми на тему : «Надо ли учиться говорить» .

    Помочь детям понять что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

    Игрушки : Лиса, ткани разных расцветок

    В. В. Гербова стр. 27

    Моя малая Родина (07.09-24.09)

    «Мы любим играть» Агния Барто

    Познакомить детей со стихами А. Барто. Учить внимательно слушать, понимать характер стихов, эмоционально откликаться на них. Соотносить услышанное с собственным опытом.

    Детская книга со стихами «Игрушки» и другая более объемная книга

    Л. А. Парамонова стр. 29. «Развивающие занятия с детьми 3-4 лет

    Сентябрь-Октябрь (28.09-23.10)

    Я в мире человек

    Чтение сказки К . Чуковского «Телефон»

    Порадовать детей чтением веселой сказки , поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.

    Игрушечный телефон, сюжетные картинки с изображением героев произведения.

    В. В. Гербова стр. 31.

    Чтение сказки «Три поросенка»

    Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова, помочь понять ее смысл и выделить словпередающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.

    Домики, картинки с изображением трех поросят.

    В. В. Гербова. Стр. 35

    Октябрь-Ноябрь(26.10-13.11) Осень

    Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов- описание игрушек.

    Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по плану (по подражанию педагогу)

    Игрушки, две кошечки и собачки.

    В. В. Гербова стр. 34

    Сказки В. Сутеева

    Знакомить детей с литературным и художественным творчеством В . Сутеева. Учить их внимательно слушать чтение сказки ,эмоционально откликаться на события и поступки героев. Учить внимательно рассматривать иллюстрации в книгах.

    Несколько детских книжек с иллюстрациями В. Сутеева и одна книжка о животных с иллюстрациями другого художника , игрушечный заяц.

    Л. А. Парамонова стр. 91.

    ОБЖ (16.11.-11.12)

    «Дядя Степа-милиционер»

    С. Михалков

    Познакомить детей с произведением детского писателя С. Михалкова. Воспитывать интерес к художественной литературе . Приучать детей внимательно слушать,понимать содержание, соотносить услышанное с собственным опытом. Развивать способность к целостному восприятию произведения, эмоциональной отзывчивости на него.

    Книга с картинками С. Михалкова «дядя Степа»

    Л. А. Парамонова стр. 53

    Чтение русской народной сказки «Устраха глаза велики»

    Учить детей внимательно слушать сказку. Верно понимать смысл прочитанного, высказывать свои мысли и рассуждать. Сравнивать услышанную сказку с прочитаными ранее. Замечать похожесть сюжетов и главной мысли. Дать представления отом, чтоттакое поговорки.

    Игрушечный заяц.

    Л. А. Парамонова стр. 59

    Новый Год (14.12 -31.12.)

    «Стихи о елке»

    Познакомить детей с поэтическими произведениями разных авторов на одну тему. Учить понимать смысл, эмоционально откликаться на водержание стихов, проигрывать содержание на игрушках. Развивать поэтический слух, поддерживать эмоциональные переживания детей в предкушении праздника.

    Групповая елка с игрушками , мягкие игрушки : Обеьяна, мишка, заяц. Цыплята, матрешки. Элементы костюма для ребенка-«елочки» .

    Л. А. Парамонова стр. 273

    Заучивание стихотворения о зиме

    Приобщать детей к поэзии, помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

    Картинки на тему «Зима» , игрушка мишка.

    В. В. Гербова стр. 44

    Зима (11.01.-30.01.)

    Чтение сказки «Два жадных медвежонка

    Развивать у детей любовь и интерес к сказкам. Развивать желание услышать уже знакомую сказку. Учить вслушиваться в текст, понимать основной смысл.

    Детская цветная иллюстрированная книжка, игрушки : медвежата, мама-медведица, лиса, «головка сыра»

    Л. А. Парамонова стр. 291.

    День Защитника Отечества (01.02.-20.2.)

    Литературно - творческая гостинная «Есть такая профессия-Родину защищать

    Формировать удетей представления о ВОВ в городе Краснодаре. Воспитывать чувство благодарности и уважения к ветеранам и защитникам Родины.

    Фотографии Д. Т. Васюкова, медали и ордена, записи песен А. Александрова, иллюстрации с изображением памятника защитникам Родины

    В. А. Маркова «Кубань-ты наша Родина» стр. 56

    Готовимся встречать весну

    Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна» . Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником. Учить эмоционально реагировать,размышлять, высказывать свое мнение.

    Иллюстрации : весенний пейзаж, расссматривание открыток.

    В. В. Гербова «Занятия по развитию речи» средней группе детского сада ) . Стр. 59

    Русские сказки (мини-викторина) .Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» .

    Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Помочь детям вспомнить название и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» .

    Обложки (рисунки) сказок, с которыми дети познакомились в этом году.

    В. В. Гербова «Занятия по развитию речи» средней группе детского сада ) .Стр. 61

    Знакомство с народными традициями (09.03.-31.03.)

    «Колыбельная» .

    Закрепить представления детей о жанре «колыбельная» песня, его особенности. Расширять словырный запас детей, поясняя значение слов встречающихся в колыбельных («зыбка» , «люлька» , дремота» и др.) Учить читать колыбельные тихим напевным голосом с соответствующими интонациями.

    Русский платок, куклы девочка и мальчик, две кукольные кроватки. Игрушки собачка, котик, петушок.

    Л. А. Парамонова стр. 225

    Чтение сказки Д . Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича- длинный нос, и про мохнатого Мишу-короткий хвост

    Познакомить детей с авторской литературной сказкой . Помочь им понять почему так автор уважительно называет Комара. Учить детей эмоционально воспринимать произведение, замечать выразительные средства ; учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.

    Портрет писателя, игрушки зайка. Иллюстрации к сказке

    В. В. Гербова стр. 63.

    Весна (01.04.-23.04.)

    «Чудо-дерево» К. Чуковский.

    Продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского. Учить понимать юмор, пытаться интерпратировать его, придумывая аналогичные варианты.

    Игрушки -сороконожка. Двух стороннее дерево из картона с прорезями или дырочками для крепления картинок (изображения разных видов обуви,одежды, игрушек)

    Л. А. Парамонова стр. 205

    День Победы (25.04.-07.05.16г.)

    День Победы

    Учить слушать художественное произведение , формировать представление о героизме солдат-защитников Родины; воспитывать интерес к историческим событиям, связанным с родной страной. Помочь запомнить детям стихотворение Т. Белозеровой «Праздник Победы»

    Фотография «Памятника советскому солдату» .

    В. В. Гербова стр. 68

    Лето (11.05.-31.05.16г.)

    Публикации по теме:

    Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в средней группе. Рассказывание русской народной сказки «Зимовье» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Чебурашка" компексирующего вида г. Королёв. К о н с п е к т. Непосредственной.

    Программное содержание: 1. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений. Способствовать формированию у детей умение работать.

    Конспект театрализованного занятия по художественной литературе в средней группе по русской народной сказке «Теремок» КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК». Программное содержание: 1)Учить.

    Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина по сказкам» Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: Литературная викторина по сказкам. Цель: С помощью различных приемов.

    Перспективное планирование по художественной литературе в подготовительной группе Перспективное планирование по художественной литературе в подготовительной группе Дата Тема Мероприятия Февраль Знакомство с творчеством.

    Перспективное планирование на неделю в средней группе Понедельник 1. Изобразительная деятельность (аппликация) Тема: «Поспели яблоки в саду» (коллективная). Цель: Развивать умение правильно держать.

    Перспективное планирование в средней группе по противопожарной безопасности месяц Работа с детьми Работа с родителями Сентябрь Рассматривание плакатов, иллюстраций, альбомов, книг на противопожарную тематику..

    Планирование по художественной литературе Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого. Месяц Тема и цели занятий 1-й недели Тема и цели занятий 2-й недели.

    Приобщение к художественной литературе. Планирование на неделю «Домашние животные и птицы» (группа раннего возраста) Автор: Карачарова Надежда Павлиновна. Планирование. Приобщение к художественной литературе. Группа раннего возраста Тема недели: «Домашние.

    Тематическое планирование НОД по приобщению детей старшей группы к художественной литературе месяц неделя тема цель занятия источник,№ стр. сентябрь1 Малые формы русского и зарубежного фольклора Обогатить речь ребенка, показать напевность,.

    Библиотека изображений:



    Что еще почитать