Образовательная область
«Чтение художественной литературы»
Средняя группа
С 3 сентября по 1 4 сентября
« До свидань я лето, здравствуй детский сад!»
1.Тема: « Козлятки и волк » в обр.К.Ушинск ого (пересказ сказки )
Цель: учить детей согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги.
Развивать умение пересказывать знакомую короткую сказку.
Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Словарная работа: активизировать словарь – тоненький, толстый-претолстый.
31 )
2.Тема: « Что такое хорошо и что такое плохо » В.Маяковский
(чтение произведения )
Цель: познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, использовать в речи слова-антонимы.
Развивать внимание, мышление, память, связную речь.
Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении: в быту, играх.
Словарная работа: активизировать словарь – поступок, плохой, хороший.
Интеграция образовательных областей:
(7)
«Осень. Дары осени»
1.Тема: « Осень » К.Бальмонт (з аучивание стихотворения )
Цель: познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.
Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.
Словарная работа: обогащать словарь – грустнее, блистают, благовонья.
Интеграция образовательных областей: «познание»,
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 26 )
2.Тема: « Осень в лесу » И.Соколов-Микитов (чтение рассказа )
Цель: познакомить детей с рассказами о природе. Учить отвечать на вопросы по содержанию.
Развивать память, внимание, познавательные интересы детей.
Воспитывать любовь к родной природе.
Словарная работа: активизировать словарь – золотая осень, погожие деньки.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 30 )
3.Тема: « Колосок » (рассказывание украинской сказк и)
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к сказкам других народов, трудолюбие.
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь – мельница, колосок, трудолюбивый, лодыри.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 17 )
С 1 октября по 12 октября мониторинг
1.Тема: « Если добрый ты… » (беседа )
Цель: познакомить детей с русским народным творчеством (пословицами и поговорками) и скрытой в них смысловой окраской.
Развивать внимание, мышление, умение детей отвечать на вопросы.
Воспитывать положительные черты характера, побуждать к добрым делам и поступкам.
Словарная работа: обогащать словарь – аукнется, откликнется, недоброжелательный.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «познание».
(Е.Н. Арсенина « Мероприятия для детей старшего дошкольного возраста » — стр. 78 )
2.Тема: « Смоляной бычок » (рассказывание русской народной сказки )
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом.
Развивать внимание, память.
Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь – смоляной, деревянная, железная, бумажная.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 5 2)
3. Тема: « Про себя и про ребят » Г.Ладонщикова ,
«Солнце в доме» Е.Серова (чтение стихотворени й )
Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.
Развивать образность речи, умение слушать.
Воспитывать любовь к поэзии.
Словарная работа: обогащать словарь – мотыльки, растопятся льды, чехарда.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. 64 )
1.Тема: « Как собака друга искала » (рассказывание сказки )
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию.
Развивать память, воображение, умение использовать в речи однородные члены предложения.
Воспитывать интерес к сказкам разных народов, дружеские взаимоотношения.
Словарная работа: активизировать словарь – трусливый, неважный, дружные.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 99 )
2.Тема: « Утка с утятами ». Е.Чарушин (пересказ)
Цель: учить детей пересказывать произведение близко к тексту.
Развивать монологическую речь.
Воспитывать любовь к окружающей природе.
Словарная работа: обогащать словарь – тина, червяки, вёсла, загребайте.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «социализация».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 68)
1.Тема: « Три чудесных цвета » А. Северный , «Если бы…» О.Бедарев (чтение стихотворени й )
Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.
Развивать мышление, познавательные интересы у детей.
Воспитывать культуру поведения на дороге.
Словарная работа: активизировать словарь детей – транспорт, светофор, переход.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «безопасность».
1.Тема: « Загадки о овощах и фруктах » (ознакомление с малыми фольклорными формами )
Цель: расширять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – частушках и загадках, дать о них новые представления. Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
Развивать мышление, память.
Воспитывать интерес к народному творчеству.
Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об овощах и фруктах.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «здоровье», «познание», «музыка».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 82)
1.Тема: « Береза » С.Есенин (заучивание стихотворения )
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.
Словарная работа: обогащать словарь — принакрылась снегом, снежною каймой, заря, серебро.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 55)
2.Тема: « Большое путешествие маленького мышонка » (рассказывание сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой народов Севера, учить отвечать на вопросы по содержанию.
Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы.
Воспитывать интерес к сказкам разных народов.
Словарная работа: обогащать словарь – эскимосская сказка, север, тундра, океан.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 75)
1.Тема: « Хрюша на елке » Б.Заходер (чтение сказки )
Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения.
Развивать память, мышление, умение пользоваться приемами сравнения.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Словарная работа : активизировать словарь – ягнята, важный-преважный, пятачок.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 86)
2.Тема: « Елка » Е.Трутнева (заучивание стихотворения)
Цель: учить детей рассказывать стихотворение наизусть, эмоционально воспринимать произведение.
Развивать образность речи, творческое воображение.
Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно.
Словарная работа: активизировать словарь – ледышки, снежное пальтишко, стайка.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 87)
3 .Тема: «Лесная газета» В.Бианки (чтение рассказов)
Цель: продолжать учить детей отвечать на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Закрепить знания детей о жизни зверей зимой, как они готовятся к зиме.
Развивать мышление, память воображение, познавательные интересы.
Словарная работа: активизировать словарь – теплое жилье, холодные ветры, запасы на зиму.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» — стр. 64)
1.Тема: « Пузырь, соломинка и лапоть» (чтение сказк и )
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями.
Развивать у детей зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки, искать выход из проблемных ситуаций.
Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору.
Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными – тонкий, толстый, смелая, лопнул, низкий.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».
(О.А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» — занятие №1 )
Для работы с детьми средней группы детского сада предлагаем тексты произведений поэтов и писателей России и зарубежных стран.
Примерный список литературы для чтения детям
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»-; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!-», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..>, «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко-ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».
Сказки . «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.
Фольклор народов мира
Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.
Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия . И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия. «Улицей гуляет...» (из лихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на све-:-», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень грашная история».
Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки . М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.
Примерный список для заучивания наизусть
«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.
Художественная литература.
Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Для чтения детям
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички, считалки, скороговорки, загадки.
«Наш козел...», «Ножки, ножки, где вы были?..»,
«Дед хотел уху сварить...», «Зайчишка-трусишка...»,
«Дон! Дон! Дон!..», «Барашеньки...»,
«Лень-потягота...», «Сидит, сидит зайка...»,
«Гуси вы, гуси...», «Кот на печку пошел...»,
«Идет лисичка по мосту...», «Сегодня день целый...»,
« Солнышко-колоколнышко...»,
«Иди, весна, иди, красна».
Русские народные сказки.
«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;
«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;
«Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова;
«Привередница», обр. В. Даля;
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. A.Н. Толстого;
«Лиса и козел», обр. О. Капицы;
«Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова;
«Жихарка», обр. И. Карнауховой;
«Чудесные лапоточки», обр.Н. Колпаковой;
«Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы;
«Лиса-лапотница», «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля.
Фольклор народов мира
Песенки.
«Мешок», татарск., пер. Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина;
«Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Чив-чив, воробей!», коми-пермяцк., пер. В. Климова;
«Ласточка», арм., обр. И. Токмаковой;
«Ястреб», груз., пер. B. Берестова;
«Скрюченная песня», «Барабек», англ., обр. К. Чуковского;
«Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака;
«Рыбки», «Утята», франц., обр.Н. Гернет и С. Гиппиус;
«Пальцы», нем., пер. Л. Яхнина.
Сказки.
«Хитрая лиса», корякск., пер. Г. Меновщикова,
«Страшный гость», алтайск., пер. А. Гарф и П. Кучияка;
«Пастушок с дудочкой», уйгурск., пер. Л. Кузьмина;
«Три брата», хакасск., пер. В. Гурова;
«Травкин хвостик», эскимосск., обр. В. Глоцера и Г. Снегирева;
«Как собака друга искала», мордов-ск., обр. С. Фетисова;
«Колосок», укр., обр. С. Могилевской;
«Три поросенка», англ., пер. С. Михалкова;
«Заяц и еж», «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, нем., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака;
«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, франц., пер. Т. Габбе;
«Врун», «Ивовый росток», япон., пер. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Я. Бжехва. «Клей», пер. с польск. Б. Заходера;
Г. Виеру. «Я люблю», пер. с молд. Я. Акима;
В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус, И. Токмаковой;
Ф. Грубин. «Качели», пер. с чеш. М. Ландмана;
«Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича;
Я. Райнис. «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова;
Ю. Тувим. «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера,
«Чудеса», пересказ с польск. В. Приходько,
«Овощи», пер. с польск. С. Михалкова.
Проза.
Л. Берг. «Пит и воробей» (глава из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита»), пер. с англ. О. Образцовой;
С. Вангели. «Подснежники» (глава из книги «Ругуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки.
Х.К. Андерсен. «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», пер. с дат. А. Ганзен;
«Про маленького поросенка Плюха», по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод;
А. Балинт. «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина;
Д. Биссет. «Про поросенка, который учился летать», «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;
Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим», пер. с англ. Э. Паперной;
А Милн. «Винни-Пух и все-все-все...» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера;
Дж. Родари. «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;
произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
Е. Баратынский. «Весна, весна!..» (в сокр.);
И. Бунин. «Листопад» (отрывок);
С. Дрожжин. «Улицей гуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»);
С. Есенин. «Поет зима -аукает...»;
А. Майков.«Осенние листья по ветру кружат...»;
Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»);
А. Плещеев. «Скучная картина!»;
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»);
И. Суриков. «Зима»;
А.К. Толстой. «По вешнему по складу» (из баллады «Сватовство»);
А. Фет. «Мама! глянь-ка из окошка...»;
С. Черный. «Кто?», «Когда никого нет дома».
Я. Аким. «Первый снег»;
3. Александрова. «Дождик»;
А. Барто. «Уехали», «Я знаю, что надо придумать»;
В. Берестов. «Кто чему научится», «Заячий след»;
Е. Благинина. «Эхо»;
А. Введенский. «Кто?»;
Ю. Владимиров. «Чудаки»;
Б. Заходер. «Никто»;
Ю. Кушак. «Новость», «Сорок сорок»;
С. Маршак. «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Мяч», «Про все на свете»;
С. Михалков. «Дядя Степа»;
Ю. Мориц. «Огромный собачий секрет», «Дом гнома, гном -дома!», «Песенка про сказку»;
Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;
Г. Сапгир. «Садовник»;
Р. Сеф. «Чудо»;
И. Токмакова. «Ветрено!», «Ива», «Сосны»;
Э. Успенский. «Разгром»;
Д. Хармс. «Игра», «Врун», «Очень страшная история».
Басни .
Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец», «Хотела галка пить...» (из Эзопа).
Проза.
В. Вересаев. «Братишка»;
К. Ушинский. «Бодливая корова».
В. Бианки. Подкидыш»; «Первая охота»
А. Введенский. «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги);
С. Воронин. «Воинственный Жако»;
Л. Воронкова. «Как Аленка разбила зеркало» (глава из книги «Солнечный денек»);
С. Георгиев. «Бабушкин садик»;
В, Драгунский. «Тайное становится явным»;
М. Зощенко. «Показательный ребенок»;
Ю. Казаков. «Зачем мыши хвост»;
Ю. Коваль. «Паша и бабочки», «Букет»;
Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»;
Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»);
Е. Пермяк. «Торопливый ножик»;
М. Пришвин. «Журка», «Ребята и утята»;
Н. Романова. «Котька и птичка», «У меня дома пчела»;
Я. Сегель. «Как я был обезьянкой»;
Н. Сладков. «Неслух»;
Е. Чарушин. «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Лисята», «Воробей».
Литературные сказки.
М. Горький. «Воробьишко»;
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу-Короткий Хвост»;
М. Михайлов. «Думы».
С. Козлов. «Как ослику приснился страшный сон», «Зимняя сказка»;
М. Москвина. «Что случилось с крокодилом»;
Э. Мошковская. «Вежливое слово»;
Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги);
В. Осеева. «Волшебная иголочка»;
Г. Остер. «Одни неприятности», «Эхо», «Хорошо спрятанная котлета»;
Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения;
Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»;
В. Степанов. «Лесные звезды»;
Г. Цыферов. «В медвежачий час» (главы из книги);
В. Чирков. «Что натворило «Р»;
К. Чуковский. «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон».
Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько;
Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги) (в сокр.), пер. с норв. Л. Брауде.
Для заучивания наизусть.
«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки;
А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);
М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);
3. Александрова. «Елочка»;
А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»;
Ю. Кушак. «Олененок»;
Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»;
В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя);
Н. Пикулева. «Пять котят спать хотят...»;
Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.
Для работы с детьми средней группы детского сада предлагаем тексты произведений поэтов и писателей России и зарубежных стран.
Примерный список литературы для чтения детям
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»-; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!-», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..>, «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко-ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».
Сказки . «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.
Фольклор народов мира
Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.
Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия . И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия. «Улицей гуляет...» (из лихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на све-:-», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень грашная история».
Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки . М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.
Примерный список для заучивания наизусть
«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.
Галина Горбачева
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в средней группе
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Материал
Литература
Сентябрь
День знаний (01.09-04.09)
Беседа сдетьми на тему : «Надо ли учиться говорить» .
Помочь детям понять что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.
Игрушки : Лиса, ткани разных расцветок
В. В. Гербова стр. 27
Моя малая Родина (07.09-24.09)
«Мы любим играть» Агния Барто
Познакомить детей со стихами А. Барто. Учить внимательно слушать, понимать характер стихов, эмоционально откликаться на них. Соотносить услышанное с собственным опытом.
Детская книга со стихами «Игрушки» и другая более объемная книга
Л. А. Парамонова стр. 29. «Развивающие занятия с детьми 3-4 лет
Сентябрь-Октябрь (28.09-23.10)
Я в мире человек
Чтение сказки К . Чуковского «Телефон»
Порадовать детей чтением веселой сказки , поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.
Игрушечный телефон, сюжетные картинки с изображением героев произведения.
В. В. Гербова стр. 31.
Чтение сказки «Три поросенка»
Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова, помочь понять ее смысл и выделить словпередающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.
Домики, картинки с изображением трех поросят.
В. В. Гербова. Стр. 35
Октябрь-Ноябрь(26.10-13.11) Осень
Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов- описание игрушек.
Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по плану (по подражанию педагогу)
Игрушки, две кошечки и собачки.
В. В. Гербова стр. 34
Сказки В. Сутеева
Знакомить детей с литературным и художественным творчеством В . Сутеева. Учить их внимательно слушать чтение сказки ,эмоционально откликаться на события и поступки героев. Учить внимательно рассматривать иллюстрации в книгах.
Несколько детских книжек с иллюстрациями В. Сутеева и одна книжка о животных с иллюстрациями другого художника , игрушечный заяц.
Л. А. Парамонова стр. 91.
ОБЖ (16.11.-11.12)
«Дядя Степа-милиционер»
С. Михалков
Познакомить детей с произведением детского писателя С. Михалкова. Воспитывать интерес к художественной литературе . Приучать детей внимательно слушать,понимать содержание, соотносить услышанное с собственным опытом. Развивать способность к целостному восприятию произведения, эмоциональной отзывчивости на него.
Книга с картинками С. Михалкова «дядя Степа»
Л. А. Парамонова стр. 53
Чтение русской народной сказки «Устраха глаза велики»
Учить детей внимательно слушать сказку. Верно понимать смысл прочитанного, высказывать свои мысли и рассуждать. Сравнивать услышанную сказку с прочитаными ранее. Замечать похожесть сюжетов и главной мысли. Дать представления отом, чтоттакое поговорки.
Игрушечный заяц.
Л. А. Парамонова стр. 59
Новый Год (14.12 -31.12.)
«Стихи о елке»
Познакомить детей с поэтическими произведениями разных авторов на одну тему. Учить понимать смысл, эмоционально откликаться на водержание стихов, проигрывать содержание на игрушках. Развивать поэтический слух, поддерживать эмоциональные переживания детей в предкушении праздника.
Групповая елка с игрушками , мягкие игрушки : Обеьяна, мишка, заяц. Цыплята, матрешки. Элементы костюма для ребенка-«елочки» .
Л. А. Парамонова стр. 273
Заучивание стихотворения о зиме
Приобщать детей к поэзии, помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.
Картинки на тему «Зима» , игрушка мишка.
В. В. Гербова стр. 44
Зима (11.01.-30.01.)
Чтение сказки «Два жадных медвежонка
Развивать у детей любовь и интерес к сказкам. Развивать желание услышать уже знакомую сказку. Учить вслушиваться в текст, понимать основной смысл.
Детская цветная иллюстрированная книжка, игрушки : медвежата, мама-медведица, лиса, «головка сыра»
Л. А. Парамонова стр. 291.
День Защитника Отечества (01.02.-20.2.)
Литературно - творческая гостинная «Есть такая профессия-Родину защищать
Формировать удетей представления о ВОВ в городе Краснодаре. Воспитывать чувство благодарности и уважения к ветеранам и защитникам Родины.
Фотографии Д. Т. Васюкова, медали и ордена, записи песен А. Александрова, иллюстрации с изображением памятника защитникам Родины
В. А. Маркова «Кубань-ты наша Родина» стр. 56
Готовимся встречать весну
Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна» . Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником. Учить эмоционально реагировать,размышлять, высказывать свое мнение.
Иллюстрации : весенний пейзаж, расссматривание открыток.
В. В. Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе детского сада ) . Стр. 59
Русские сказки (мини-викторина) .Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» .
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Помочь детям вспомнить название и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» .
Обложки (рисунки) сказок, с которыми дети познакомились в этом году.
В. В. Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе детского сада ) .Стр. 61
Знакомство с народными традициями (09.03.-31.03.)
«Колыбельная» .
Закрепить представления детей о жанре «колыбельная» песня, его особенности. Расширять словырный запас детей, поясняя значение слов встречающихся в колыбельных («зыбка» , «люлька» , дремота» и др.) Учить читать колыбельные тихим напевным голосом с соответствующими интонациями.
Русский платок, куклы девочка и мальчик, две кукольные кроватки. Игрушки собачка, котик, петушок.
Л. А. Парамонова стр. 225
Чтение сказки Д . Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича- длинный нос, и про мохнатого Мишу-короткий хвост
Познакомить детей с авторской литературной сказкой . Помочь им понять почему так автор уважительно называет Комара. Учить детей эмоционально воспринимать произведение, замечать выразительные средства ; учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.
Портрет писателя, игрушки зайка. Иллюстрации к сказке
В. В. Гербова стр. 63.
Весна (01.04.-23.04.)
«Чудо-дерево» К. Чуковский.
Продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского. Учить понимать юмор, пытаться интерпратировать его, придумывая аналогичные варианты.
Игрушки -сороконожка. Двух стороннее дерево из картона с прорезями или дырочками для крепления картинок (изображения разных видов обуви,одежды, игрушек)
Л. А. Парамонова стр. 205
День Победы (25.04.-07.05.16г.)
День Победы
Учить слушать художественное произведение , формировать представление о героизме солдат-защитников Родины; воспитывать интерес к историческим событиям, связанным с родной страной. Помочь запомнить детям стихотворение Т. Белозеровой «Праздник Победы»
Фотография «Памятника советскому солдату» .
В. В. Гербова стр. 68
Лето (11.05.-31.05.16г.)
Публикации по теме:
Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в средней группе. Рассказывание русской народной сказки «Зимовье» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Чебурашка" компексирующего вида г. Королёв. К о н с п е к т. Непосредственной.
Программное содержание: 1. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений. Способствовать формированию у детей умение работать.
Конспект театрализованного занятия по художественной литературе в средней группе по русской народной сказке «Теремок» КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК». Программное содержание: 1)Учить.
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина по сказкам» Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: Литературная викторина по сказкам. Цель: С помощью различных приемов.
Перспективное планирование по художественной литературе в подготовительной группе Перспективное планирование по художественной литературе в подготовительной группе Дата Тема Мероприятия Февраль Знакомство с творчеством.
Перспективное планирование на неделю в средней группе Понедельник 1. Изобразительная деятельность (аппликация) Тема: «Поспели яблоки в саду» (коллективная). Цель: Развивать умение правильно держать.
Перспективное планирование в средней группе по противопожарной безопасности месяц Работа с детьми Работа с родителями Сентябрь Рассматривание плакатов, иллюстраций, альбомов, книг на противопожарную тематику..
Планирование по художественной литературе Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого. Месяц Тема и цели занятий 1-й недели Тема и цели занятий 2-й недели.
Приобщение к художественной литературе. Планирование на неделю «Домашние животные и птицы» (группа раннего возраста) Автор: Карачарова Надежда Павлиновна. Планирование. Приобщение к художественной литературе. Группа раннего возраста Тема недели: «Домашние.
Тематическое планирование НОД по приобщению детей старшей группы к художественной литературе месяц неделя тема цель занятия источник,№ стр. сентябрь1 Малые формы русского и зарубежного фольклора Обогатить речь ребенка, показать напевность,.
Библиотека изображений:
mstone.ru - Творчество, стихи, подготовка к школе