Критерий простым языком как понять. Что такое критерий? Виды критериев оценки деятельности

Чтобы изучать многообразие жизни, человеку необходимо было разработать систему классификации организмов для разделения их на группы. Как вы уже знаете, наименьшей структурной единицей в систематике живых организмов является вид.

Вид — исторически сложившаяся совокупность особей, которые сходны по морфологическим, физиологическим и биохимическим признакам, свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство, приспособлены к определенным условиям среды и занимают в природе общую территорию — ареал.

Для того чтобы отнести особей к одному и тому же или к разным видам, их сравнивают между собой по ряду определенных характерных признаков — критериев.

Критерии вида

Совокупность характерных однотипных признаков, по которым особи одного вида схожи, а особи разных видов различаются между собой, называют критерием вида. В современной биологии выделяют следующие основные критерии вида: морфологический, физиологический, биохимический, генетический, экологический, географический.

Морфологический критерий отражает совокупность характерных признаков внешнего строения. Например, виды клевера различаются по окраске соцветий, форме и окраске листьев. Этот критерий относительный. В пределах вида особи могут заметно различаться по строению. Эти различия зависят от пола (половой диморфизм ), стадии развития, стадии в цикле размножения, условий среды обитания, принадлежности к сортам или породам.

Например, у кряквы самец ярко окрашен, а самка темно-бурая, у благородного оленя самцы имеют рога, а у самок их нет. У бабочки капустной белянки гусеница отличается от взрослой особи внешними признаками. У папоротника щитовника мужского спорофит имеет листья и корни, а гаметофит представлен зеленой пластинкой с ризоидами. В то же время некоторые виды настолько схожи по морфологическим признакам, что их называют видами-двойниками. Например, некоторые виды малярийных комаров, дрозофил, североамериканских сверчков внешне не различаются, но не скрещиваются между собой.

Таким образом, на основании одного морфологического критерия нельзя судить о принадлежности особи к тому или иному виду.

Физиологический критерий — совокупность характерных особенностей процессов жизнедеятельности (размножение, пищеварение, выделение и др.). Одним из важных признаков является способность особей скрещиваться. Особи разных видов не могут скрещиваться из-за несовместимости половых клеток, несоответствия половых органов. Этот критерий относительный, поскольку и особи одного вида иногда не могут скрещиваться. У мух дрозофил невозможность спаривания может быть обусловлена различием в строении полового аппарата. Это приводит к нарушению процессов размножения. И наоборот, известны такие виды, представители которых могут скрещиваться между собой. Например, лошадь и осел, представители некоторых видов ив, тополей, зайцев, канареек. Из этого следует, что для определения видовой принадлежности особей недостаточно сравнивать их только по физиологическому критерию.

Биохимический критерий отражает характерный химический состав тела и обмен веществ. Это самый ненадежный критерий. Нет веществ или биохимических реакций, характерных только для определенного вида. Особи одного вида могут значительно различаться по этим показателям. Тогда как у особей разных видов синтез белков и нуклеиновых кислот происходит одинаково. Ряд биологически активных веществ играют аналогичную роль в обмене веществ у разных видов. Например, хлорофилл у всех зеленых растений участвует в фотосинтезе. Значит, определение видовой принадлежности особей на основании одного биохимического критерия тоже невозможно.

Генетический критерий характеризуется определенным набором хромосом, сходных по размерам, форме и составу. Это самый надежный критерий, так как он является фактором репродуктивной изоляции, поддерживающей генетическую целостность вида. Однако и этот критерий не является абсолютным. У особей одного вида число, размеры, форма и состав хромосом могут различаться в результате геномных, хромосомных и генных мутаций. В то же время при скрещивании некоторых видов иногда появляются жизнеспособные плодовитые межвидовые гибриды. Например, собака и волк, тополь и ива, канарейка и зяблик при скрещивании дают плодовитое потомство. Таким образом, сходства по данному критерию также недостаточно, чтобы отнести особей к одному виду.

Экологический критерий — это совокупность характерных факторов среды, необходимых для существования вида. Каждый вид может обитать в той среде, где климатические условия, особенности почвы, характер рельефа и источники пищи соответствуют его пределам толерантности. Но в этих же условиях среды могут обитать и организмы других видов. Выведение человеком новых пород животных и сортов растений показало, что особи одного вида (дикие и окультуренные) могут жить в сильно различающихся условиях среды. Это доказывает относительный характер экологического критерия. Следовательно, есть необходимость использования других критериев при определении принадлежности особей к определенному виду.

Географический критерий характеризует способность особей одного вида населять в природе определенную часть земной поверхности (ареал).

Например, лиственница сибирская распространена в Сибири (Зауралье), а лиственница даурская — в Приморском крае (Дальний Восток), морошка — в тундре, а черника — в умеренной зоне.

Этот критерий указывает на приуроченность вида к определенному местообитанию. Но есть виды, не имеющие четких границ расселения, а обитающие практически повсеместно (лишайники, бактерии). У некоторых видов ареал совпадает с ареалом человека. Такие виды называются синантропными (комнатная муха, постельный клоп, домовая мышь, серая крыса). У разных видов могут быть совпадающие местообитания. Значит, и этот критерий имеет относительный характер. Он не может использоваться в качестве единственного для определения видовой принадлежности особей.

Таким образом, ни один из описанных критериев не является абсолютным и универсальным. Поэтому при определении принадлежности особи к определенному виду следует учитывать все его критерии.

Ареал вида. Понятие об эндемиках и космополитах

Согласно географическому критерию, каждый вид в природе занимает определенную территорию — ареал.

Ареал (от лат. area — площадь, пространство) — часть земной поверхности, в пределах которой распространены и проходят полный цикл своего развития особи данного вида.

Ареал может быть сплошным или прерывистым , обширным или ограниченным . Виды, имеющие обширный ареал в пределах разных континентов, называются видами-космополитами (некоторые виды протистов, бактерий, грибов, лишайников). Когда ареал распространения очень узкий и находится в пределах небольшого региона, то населяющий его вид называется эндемиком (от греч. endemos — местный).

Например, кенгуру, ехидна и утконос обитают только в Австралии. Гинкго в естественных условиях произрастает только в Китае, рододендрон остроконечный и лилия даурская — только на Дальнем Востоке.

Вид — совокупность особей, которые сходны по морфологическим, физиологическим и биохимическим признакам, свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство, приспособлены к определенным условиям среды и занимают в природе общую территорию — ареал. Для каждого вида характерны следующие критерии: морфологический, физиологический, биохимический, генетический, экологический, географический. Все они носят относительный характер, поэтому при определении видовой принадлежности особей используются все возможные критерии.

КРИТЕРИЙ

КРИТЕРИЙ

(от греч. kriterion средство для суждения)

признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, -мерило оценки; в теории познания – признак истинности или ложности положения.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

КРИТЕРИЙ

(от греч. criterion - признак, служащий основой оценки) - англ. criterion; нем. Kriterium. Мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой классификации.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

критерия, м. (греч. kriterion - средство для решения) (книжн.). признак, на основании к-рого производится оценка, определение, классификация чего-н., мерило. Верный критерий. Критерий истины. Этот признак служит критерием (чего-н. или для чего-н.).

Критерий

(от греч. kriterion средство для суждения)

признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Политическая наука: Словарь-справочник сост. проф пол наук Санжаревский И.И. 2010

критерий

См. мера...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999

Критерий

(от греч. kriterion ) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Начала современного естествознания. Тезаурус. - Ростов-на-Дону В.Н. Савченко, В.П. Смагин 2006

[гр. kriterion ] - существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л.

(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)

или критериум, лат. criterium , от греч. kriterion , от krino , сужу. Признак для распознания истины, которым руководствуется разум в составлении о ней суждения.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)

(лат. criterium ). Верный признак для распознавания истины, которым руководствуется разум в составлении о ней суждения.

Критерий

крит\"ерий, -я


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

КРИТЕРИЙ (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Критерий (от греч. kritērion - средство для суждения)

признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 1969-1978

Критерий крите́ рий, -я [тэ] (мерило)

Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

(гр. kriterion средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л., мерило оценки.

крите́рий

сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? крите́рия , чему? крите́рию , (вижу) что? крите́рий , чем? крите́рием , о чём? о крите́рии ; мн. что? крите́рии , (нет) чего? крите́риев , чему? крите́риям , (вижу) что? крите́рии , чем? крите́риями , о чём? о крите́риях

Критерий - это фактор, на основании которого вы судите о чём-либо или принимаете решение.

Критерий истин...

критерий

КРИТЕ́РИЙ [тэ́], -я; м. [от греч. kritērion - средство для суждения, решения] Книжн. Признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л.; мерило. Выработать критерии оценки знаний учащихся. К. ценности литературного произведения. К. истины.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

1. Вообще – стандарт, исходя из которого могут приниматься решения, делаться оценки или классификация. Более специальное значение: 2. Уровень достижений, который определяется целью, по степени приближения к которой оценивается прогресс. Это значение часто встречается в исследованиях научения, где устанавливается некоторый критерий, который принимается за свидетельство научения; например, в исследованиях памяти это одно полное безошибочное выполнение всего задания. 3. В теории распознавания сигнала – внутренняя точка в измерении нервной активности, ниже которой появляется реакция "нет сигнала" и выше которой – реакция "сигнал". Подробнее см. теория распознавания сигналов. 4. В статистике, зависимая переменная.

признак, на основании которого производятся оценка, классификация.

Критерий

(философ.) - мерило для оценки истинности суждения или факта. К. называется такое положение или признак, по которому можно определить истинность или ложность суждения. Формальным К. истины служат логические законы: все, что не заключает в себе внутреннего противоречия, логически возможно, но для того, чтобы быть истинным, оно должно соответствовать и материальному К., т. е. и фактическому содержанию мысли. Вопросом о К. истины, выставляемых разными философскими школами, занимается теория познания или гносеология. См. Теория познания.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890-1907

[тэ], -я, м. (книжн.). Мерило оценки, суждения. К. истины. Верный к.

критерий Заимств. в первой трети XIX в. из франц. яз., где critérium < лат. criterium , восходящего к греч. kriterion , суф. производному от krinō «разделяю». См. кризис . Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

(от греч. criterion - признак, служащий основой оценки) - англ. criterion; нем. Kriterium. Мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой классификации.

Для начала выясним, что такое критерий. Зачем данный термин применяется в образовательных учреждениях? Все очень просто. Для того чтобы определить результативность работы, нужны некоторые индикаторы. Эти переменные величины признаются нормами. Согласно с ними, и выполняется оценка работ школьников. Именно они и представляют собой критерии, по которым осуществляется комплексная проверка знаний выпускников современных образовательных учреждений.

Особенности проверки экзамена по русскому языку

Пребывая на старшей ступени обучения, школьники изучают критерии ЕГЭ, чтобы на выпускных испытаниях получить максимальное количество баллов. Для каждого предмета, включенного в Федеральный учебный план, есть свои кодификаторы. Ориентируясь на них, педагоги оценивают знания школьников.

Особенности критериев по другим предметам

Химию и биологию в последнее время выбирает все большее количество ребят. Причиной популярности является повышение престижа профессии медицинского работника, фармацевта. Экзаменационный материал предлагается в трех частях: А, В, С. Критерии ЕГЭ по каждому блоку разные. Отличается и первичный балл.

В первой части подразумевается только один правильный ответ. Во второй нужно найти несколько вариантов. Третья не предполагает готовых ответов. С ней ученик справляется самостоятельно. Максимальное число баллов школьник получает за часть «С». Именно к ней разработаны специальные критерии. Например, выполняя задание С1, за каждое действие ученик получает 1-2 балла. В конечном итоге (при правильном решении) можно получить 3 балла.

Критерии оценки заданий ЕГЭ по русскому языку

Основой теста является критерий. Определение его зависит от области применения термина. В педагогике идет речь о признаках, по которым оцениваются тестовые работы школьников. Само задание состоит из «клеточек» (единиц), в которых умещается содержание данной учебной дисциплины. Эксперты определяют содержательную совместимость тестов. При отборе заданий по русскому языку применяется система критериев:

  • Учитывают меры сложности вопросов для испытуемых. Бессмысленно включать в один тест 2-3 задания аналогичного уровня трудности.
  • Меры коррелируемости ответов школьников на отдельное задание с суммами баллов испытуемых по всем тестам. Именно по этому показателю определяют пригодность вопросов.

При разработке тестов используются и такие критерии оценивания по русскому языку, как множественный регрессионный и факторный анализ.

Алгоритм составления экзаменационных тестов

До того как тестовые задания окажутся в экзаменационных бланках, их предлагают решить группе добровольцев. Затем осуществляется статистическая обработка полученных результатов. Эксперты делают вывод о целесообразности включения таких заданий в итоговые работы ЕГЭ для выпускников общеобразовательных школ. При необходимости в вопросы и ответы вносят корректировки. И только после этого включают их в выпускные тесты.

Критерии качества заданий

Так что такое критерий? У каждого задания есть дифференцирующая способность. Это свойство, по которому определяют уровень знаний испытуемых. При повышении дифференцирующей способности заданий по русскому языку осуществляется максимальное подразделение выпускников на хорошо и слабо подготовленных. Приемлемыми результатами тестирования считают такие, что получены на определенной целевой группе и отвечают классическим критериям эффективности и качества:

  • Правильный профиль ответов всех испытуемых.
  • Известные стандартные ошибки измерения.
  • Устойчивость параметров вопросов теста в разных выборках испытуемых.

Особенности тестовой части ЕГЭ по русскому языку

Создателями тестов были придуманы определенные критерии языка. Ни о каком элементе творчества речь не идет. Тестовую часть, состоящую из задач и примеров, нужно решить качественно и быстро. Делается это для того, чтобы осталось время на выполнение творческих заданий. Когда разработчики нововведений придумывали критерии ЕГЭ по русскому языку, они ориентировались на среднестатистического школьника. А для талантливых и одаренных выпускников первую часть выпускного экзамена сложно назвать интересной. С помощью тестирования трудно выявить интеллектуальные способности, умение ребенка мыслить нестандартно.

Сочинение в ЕГЭ

Данная часть бы придумана для оценивания творческого потенциала выпускников. Это очень важная составляющая. Что такое критерий оценки сочинения? На этот вопрос пытаются найти ответ и ученики, и их наставники, но пока безуспешно. Проверка сочинений осуществляется педагогами, поэтому исключить субъективность сложно. Успешность написания зависит от сложности текста, выбранного для работы. Ребята в ходе изучения русского языка учатся понимать структуру написанного, погружаться в него, обыгрывать ситуацию, описанную автором. Учителя жалуются на то, что за часть «С» можно получить неоправданно маленькое количество баллов, которое явно недостаточно для того, чтобы определить творческий потенциал выпускников.

Что такое критерий оценки сочинения? При его написании ученик может допускать некие ошибки. По критериям ЕГЭ, при допуске одной речевой погрешности и 5-6 орфографических, выпускник получает 18 баллов из максимально возможных 20. Для того чтобы справиться на «отлично» с частью «А», допускается 1-2 ошибки. После того как баллы, которые были получены выпускниками на едином государственном экзамене, перестали переводить в оценки, изменились и критерии проверки работ по русскому языку. Раньше в «группе риска» были медалисты. Они должны были получить отметку «отлично». Теперь же им достаточно набрать минимальное количество баллов, установленных Министерством образования РФ, то есть пройти «порог». Учителя сетуют на то, что подобный подход привел к появлению «липовых медалистов», демонстрирующих на ЕГЭ от 36 до 42 баллов по русскому языку.

Заключение

Многочисленные критерии, созданные для оценки экзаменационных работ по предметам, включенным в обязательный программный минимум, для каждой учебной дисциплины установлены отдельно. Их разработчики учитывали сложность курса, теоретическую и практическую часть, необходимость проверки различных умений и навыков. При этом отметим, что ни одна образовательная программа, используемая в современных школах, не подходит для подготовки ребят к успешной сдаче выпускного экзамена в форме ЕГЭ. Тест по русскому языку подходит для проверки знаний ребят физико-математического направления. Но он не является приемлимым для школьников гуманитарной направленности, так как не в полной мере выявляет их одаренность и творческий потенциал.

1

В статье представлено теоретическое обоснование критериев и показателей эффективности функционирования и развития воспитательной системы вуза. Даны определения критерия с философской, социо­логической и педагогической точек зрения. Рассмотрены различные подходы к определению критериев и показателей. Сформулированы положения, позволяющие произвести наиболее объективную оценку эффективности воспитательной системы вуза. Установлено соотношение понятий «критерий» и «показатель», при котором интегративный критерий выполняет методологическую функцию по отношению к показателю. Отмечается, что критерий в совокупности с показателем является средством, позволяющим оптимизировать решения практических задач в реальных конкретных условиях воспитательного пространства высшего учебного заведения. Подчёркивается необходимость создания критериальной оценочной базы для методически корректной оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза, охватывающей все её компоненты, связи, факторы и механизмы.

воспитательная система вуза

критерий

показатель

критериальная оценочная база

формирование и развитие личности

1. Большая советская энциклопедия. – М.: Сов. Энциклопедия, 1970. – С. 450; Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. – М.: Наука, 1986. – С. 123. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус.яз. 1979. – Т.2. – С. 195; Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1978. – С. 504.

2. Большая советская энциклопедия. – Т. 23. – С. 430.

3. Боровский М.И. О критериях нравственности. – Минск, 1980. – С. 100–122.

4. Иванова Г.П. Критериальная база современного воспитания. – http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id = 368&p = 12673.

5. Любавская Л.И., Колесников Л.Ф. Эффективность воспитательных систем. – http://slavzso.narod.ru/3/lub.htm.

6. Маврина И.А, Мотышева А.А. Проектирование системы критериальных оценок эффективности деятельности профессиональных объединений педагогов как субъектов развития образовательного учреждения // Прикладная психология и психоанализ. – № . – 2006. – С. 30–31.

7. Методы системного педагогического исследования. – Л.. 1980. – С. 28.

8. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. – М.. 2000. –C. 150.

9. Философский энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. – М.. 2006. – С. 584.

10. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика,1992. – С. 12.

11. Яковлев А.И. Критерии эффективности идейно-воспитательной работы // Эффективность идейно-воспитательной работы. – М.: Мысль, 1975. – С. 85.БСЭ. – 3-е изд. – Т.13. – М., 1973. –С. 450.

В педагогических исследованиях, посвящённых оценке эффективности функционирования воспитательной системы вуза, проблема обоснования критериев и показателей воспитанности и уровня сформированности определённых качеств у обучающихся занимает особое место. Данная тематика представлена достаточно широко.

Теоретическое обоснование вышеупомянутых критериев нашло должное отражение в работах Алёхина И.А., Барабанщикова А.В., Вдовюка В.И., Давыдова В.П., Городова П.Н., Быкова А.К., Зимней И.А., Лямзина М.А., Познанского Д.П. и др.

Однако в настоящее время продолжается поиск более точных и конкретных определений критериев эффективности функционирования воспитательной системы вуза.

Как показал анализ проблемы, большинство научных исследований сосредоточено на изучении отдельных аспектов определения и обоснования критериев и оценки результатов воспитательного процесса в вузе. В то же время рассмотрение их в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этой проблемы. Тем не менее вопрос о критериях довольно подробно рассмотрен психологами и педагогами .

В современной справочной литературе понятие «критерий» определяется как «признак, на основе которого производится оценка, определение, классификация чего-либо» . Он рассматривается как эталон, на основе которого осуществляется оценка, сравнение результатов. В научной литературе существуют следующие подходы к определению его содержания. Так, в педагогической литературе критерий выступает как основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных . В частности, М.И. Шилова считает, что критерий - «это мерило, признак для оценки, классификации; суждение, признак, позволяющий из множества возможных решений выбрать одно . И.А. Маврина понятие «критерий» характеризует как средство, с помощью которого измеряются уровни, степени проявления того или иного явления, трактуется как мерило оценки суждений. Посредством применения критерия выделяется преимущество какого-либо выбора по сравнению с остальными; проверяется соответствие результата поставленной цели или дается оценка степени её реализации .

С философской точки зрения критерии как определенные нормы и правила позволяют решить, является ли правильным каждый отдельный шаг, говоря о том, правильна, то есть рациональна ли «игра» в целом. Критерии не фиксируют наиболее перспективные и продуктивные принципы и способы действия, а только выражают объективные законы и логику развития явления .

В социологической литературе данное понятие выступает как мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой классификации .

В практике педагогических исследований рассматриваются несколько подходов к определению критериев и показателей.

В частности, критерий может быть интерпретирован как показатель, на основании которого можно судить об эффективности какого-либо процесса. При этом подходе критерий есть совокупность основных показателей, раскрывающих определенный уровень какого-либо явления. Данный подход характеризуется тем, что степень сформированности показателя определяется путем фиксации его критериев на различных уровнях.

При обосновании критериев и показателей, необходимых для комплексной оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза, мы исходили из рассмотренных методологических положений в трактовке понятий «критерий» и «показатель» в энциклопедической, а также специальной литературе .

Само понятие «критерий» в современной научной литературе трактуется неоднозначно. Особенно это явно наблюдается при соотношении понятий «критерий» и «показатель», иногда допускается смешение этих неоднозначных категорий. Критерий - это мерило, с помощью которого осуществляется оценка явлений, процессов, состояний, формирования и развития личности в воспитании. В целом же критерий означает точку зрения, являющуюся мерилом для определения, оценки предмета, явления; признак, положенный в основу классификации предметов, явлений, понятий .

Здесь наблюдается связь понятий «критерий» и «мера». Эта связь очень важна, так как выражает качественно-количественную определенность. Критерий - это признак, по которому можно судить об отличии состояния одного явления от другого. Критерий шире показателя, который является составным элементом критерия и характеризует содержание его. Следовательно, критерий выражает наиболее общий признак, по которому происходит оценка, сравнение реальных педагогических явлений, качеств, процессов. А степень проявления, качественная сформированность, определенность критериев выражается в конкретных показателях.

Выбор критериев оценки эффективности воспитательной системы вуза является важнейшим условием её функциональности. Поэтому при разработке данных критериев мы учитывали, с одной стороны, традиционные требования, которым должны удовлетворять критерии, основные подходы в типизации показателей, в классификации критериев, а с другой стороны, нами были использованы апробированные методики формирования критериев и показателей.

При обосновании системы критериев и показателей эффективности воспитательной системы вуза целесообразно исходить из учёта следующих положений:

Сущность воспитательной системы, её качественная специфика, присущие ей сис-темные, интегративные качества;

Системные, интегративные качества, присущие воспитательной системе, её специ-фика;

Состав, количественная и качественная характеристика отдельных частей;

Структура, то есть внутренняя организация, взаимосвязь компонентов, их сочетание и взаимодействие;

Функции воспитательной системы, её активность, жизнедеятельность, а также функции её отдельных частей;

Механизмы, обеспечивающие её целостность, взаимодействие, совершенствование и развитие;

Осуществление связи с внешней средой.

Таким образом, выбор и обоснование критериев и показателей эффективности воспитательной системы вуза является важной научной задачей, решение которой в определённой степени позволит как повышать функциональность воспитательной системы, так и динамично развивать её.

Необходимо подчеркнуть, что при исследовании критериев возникают определённые сложности. Первая состоит в том, что наряду с внутренним содержанием предмета, отражающим его сущность, проявляются и некоторые случайные элементы, отношения, которые носят второстепенный характер, но могут быть ошибочно приняты за сущностные проявления. Вторая сложность заключается в том, что исследуемая форма предмета не всегда отражает истинное его содержание. Поэтому случаются ошибки при определении критерия, субъективное его определение. Следовательно, критерии и показатели целесообразно рассматривать как самостоятельные составляющие единого оценочного блока.

Необходимо отметить, что критерий представляет собой средство, необходимый инструмент оценки, но сам оценкой не является. Функциональная роль критерия - в определении или не определении сущностных признаков предмета. Критерий - не только средство обнаружения предмета, но и средство основания для классификации, группировки предметов их оценки.

При этом важно правильно установить соотношение понятий «критерий» и «показатель». Роль и значение критерия были подробно рассмотрены выше. Что касается показателя, то он выступает по отношению к критерию как частное к общему.

По мнению Г.П. Ивановой, значение показателя вместе с критерием рассматривается как средство, с помощью которого измеряются или одобряются альтернативы наиболее оптимального решения практических задач в существующих или заданных конкретных условиях.

Вычленение конкретных показателей вызвано необходимостью содержательного и глубокого анализа феномена деятельности. Показатель есть конкретный измеритель критерия, делающий его доступным для измерения и наблюдения.

Показатель не включает в себя всеобщее измерение, так как существует достаточно свойств для полноты характеристики того или иного явления. Он отражает отдельные свойства и признаки познаваемого объекта и служит средством накопления количественных и качественных данных для критериального обобщения. Главными характеристиками понятия «показатель» являются конкретность и диагностичность, что предполагает доступность его для наблюдения, учета и фиксации, а также позволяет рассматривать показатель как более частное по отношению к критерию, а значит, измерителя последнего.

В общем смысле под показателем Г.П. Иванова понимает основание, позволяющее судить о наличии того или иного признака. Число показателей, как и парамет-ров, должно быть сведено до минимума, потому что процедура оценивания должна быть простой. Это, в первую очередь, накладывает на систему показателей одно из наиболее важных требований- показатели должны быть понятными, конкретными, доступными для измерения. Кроме того, каждый из показателей должен быть достаточно емким, с тем, чтобы отражать основные области деятельности .

Каждый критерий включает в себя группу показателей, качественно и количественно характеризующих его. Критерий более стабилен, хотя и отражает развитие сущности. Показатели более динамичны. На определенном этапе развития сущности предмета (например, переход от сущности первого порядка к сущности второго порядка) используются одни показатели, но на очередном этапе ее развития некоторые или большинство из них могут быть неприемлемы, так как обнаруженная сущность (критерий) претерпела изменение свойств, признаков. Критерии оценки эффективности воспитательной системы тесно взаимосвязаны и непосредственно определяют выбор необходимых показателей.

Интегративный критерий выполняет методологическую функцию по отношению к показателям. Научно обоснованные критерии обязательно должны отвечать таким требованиям, как высокая надежность, адекватность объективных и субъективных оценок, конкретность, точность, интегративность.

Разработка научно обоснованных критериев и показателей оценки эффективности функционирования воспитательной системы позволяет, с одной стороны, определить ее реальный уровень, а с другой стороны, определить конкретные направления, пути, условия развития воспитательной системы. С их помощью также представляется возможность оценить результативность всего воспитательного процесса, личный вклад в достижение целей воспитания и собственного развития каждого студента.

Немаловажно при оценке эффективности воспитательной системы учитывать затраты усилий и средств, привлекаемых для её проведения. Они складываются из количества активных участников воспитательного процесса; временных, материальных, финансовых, организационных и иных затрат; включения социально-психологических факторов и др. Соотнесение результатов функционирования воспитательной системы, выявленных с помощью критериев и показателей с истинными затратами усилий и средств позволяет определить реальную эффективность воспитательной системы вуза.

При анализе эффективности любой воспитательной системы необходимо исследовать эффективность исполнения ею основных функций, оптимальность затрат, способность к воспроизводству, адекватность педагогических технологий социальному заказу общества, совершенство структуры, организации и управления. Ярким примером эффективности вложения средств в воспитательную систему может служить государственный подход к организации воспитания населения Китая. В 90-е годы в КНР на цели патриотического воспитания молодёжи были вложены сотни миллионов долларов, которые были учтены в бюджетных расходах. Прямыми и опосредованными результатами такого воздействия стали надежность национальной обороны, общественная стабильность и рост валового внутреннего продукта, измеряемый сотнями миллиардов долларов .

Разработка критериев эффективности воспитательной системы является важным этапом при оценке её эффективности. В связи с этим необходимо наполнить каждый из показателей разработанных критериев конкретным содержанием. Создание критериальной оценочной базы позволяет в последующем методически правильно осуществлять непосредственную оценку эффективности данной работы.

В заключение отметим, что при обосновании системы критериев оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза мы исходили из необходимости оценки не отдельных элементов или аспектов воспитательной системы, а осуществления комплексной оценки воспитательной системы, охватывающей все её структурные элементы и компоненты, системообразующие связи, факторы и механизмы.

Рецензенты:

Уткин В.Е., д.п.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Казанского высшего военного командного училища (военного института), Минобороны РФ, г. Казань;

Солнышкина М.И., д.филол.н., профессор кафедры контрастивной лингвистики и лингводидактики Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Работа поступила в редакцию 03.12.2012.

Библиографическая ссылка

Макарова О.Ю. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-2. – С. 348-351;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30949 (дата обращения: 23.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

КРИТЕРИЙ

КРИТЕРИЙ

[гр. kriterion ] - существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

КРИТЕРИЙ

или критериум, лат. criterium , от греч. kriterion , от krino , сужу. Признак для распознания истины, которым руководствуется разум в составлении о ней суждения.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

КРИТЕРИЙ или КРИТЕРИУМ

(лат. criterium ). Верный признак для распознавания истины, которым руководствуется разум в составлении о ней суждения.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Крите́рий

(гр. kriterion) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л., мерило; к. истины - то, что удостоверяет объективную истинность познания (см. объективная истина); марксизм признает высшим критерием истины общественную практику.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Критерий

критерия, м. [греч. kriterion – средство для решения ] (книжн.). Признак, на основании которого производится оценка, определение, классификация чего-н., мерило. Верный критерий. Критерий истины. Этот признак служит критерием (чего-н. или для чего-н.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Критерий

(тэ ), я, м. (нем. Kriterium греч. kritērion мерило, средство суждения, способность различения).
Мерило оценки, суждения. Верный к . Практика - к . истины .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КРИТЕРИЙ" в других словарях:

    Критерий - признак, на основе которого производится оценка состояния ядерной и радиационной безопасности ядерных установок судов и иных плавсредств. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    См … Словарь синонимов

    КРИТЕРИЙ, критерия, муж. (греч. kriterion средство для решения) (книжн.). Признак, на основании которого производится оценка, определение, классификация чего нибудь, мерило. Верный критерий. Критерий истины. Этот признак служит критерием (чего… … Толковый словарь Ушакова

    - (греч. criterion) показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта, процесса, мерило такой оценки. Например, критерий эффективности характеризует уровень эффективности системы, а критерий оптимальности … Экономический словарь

    критерий - Правило или условие, позволяющее разделять множество объектов на интересующие исследователя подмножества. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 107. Теория управления. Академия наук СССР. Комитет научно технической терминологии. 1984 г.]… … Справочник технического переводчика

    F критерий значимости для проверки гипотезы равенства стандартных отклонений σ1 = σ2 двух независимых выборок из нормальной совокупности соответственно объема n1 и n2. Если s21 и s22 выборочные оценки соответственно σ21, σ22,… … Геологическая энциклопедия

    - ·χ2 критерий значимости для проверки по наблюденным частотам гипотезы относительно вероятностей. Напр.: 1. Для проверки гипотезы о том, что вероятности некоторых т событии равны соответственно заданным числам р1, p2,..., рm , вводится мера … Геологическая энциклопедия

    Критерий - признак, на основании которого производится оценка (например, оценка качества системы, ее функционирования), сравнение альтернатив (т.е. эффективности различных решений, например, инвестиционных проектов), классификация объектов и… … Экономико-математический словарь

    критерий - критерий. Произносится [критэрий] и [критерий] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    критерий - То, что является важным для вас в конкретном контексте. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. критерий … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Критерий эффективности социалистического воспроизводства , П. А. Малышев, И. Г. Шилин. Работа посвящена одной из коренных и актуальных проблем социалистического хозяйствования. Авторы по-новому раскрывают содержание критерия эффективности социалистического воспроизводства. В…


Что еще почитать