План конспект занятия по иммунологии. Конспект урока:Иммунитет. Органы иммунной системы. Разработала: Куст И.В.– учитель биологии и химии

Елена Бабешко
Конспект урока «Иммунитет» биология 8 класс

Конспект урока биологии по теме "Иммунитет . ". 8-й класс

Бабешко Елена Владимировна, учитель биологии и химии

Цель урока : ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом .

Задачи :

Образовательные : раскрыть понятие иммунитет , познакомить с механизмом действия иммунитета , обосновать необходимость вакцинации.

Воспитательные : сформировать чувство гордости за достижения отечественной медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями.

Развивающие :Формировать умения : слайдами и схемами; извлекать нужную информацию.

Оборудование : компьютер, проектор, календарь прививок, слайдовая презентация.

Тип урока : изучение нового материала.

I. Организационный момент

Слайд №1.

Учитель : Ребята, посмотрите на экран. Это слова выдающего русского физиолога И. И. Мечникова.

Было много вопросов, на которые человечество не могло дать ответы. Люди не могли понять, почему два человека находятся в одинаковых условиях, где существует возможность заразиться инфекцией, но один из них заболевает, а другой нет. Как вы думаете почему?

Цель сегодня на уроке мы с вами попробует найти ответ на этот вопрос.

При изучении новой темы нам нужны знания о составе крови и о форменных элементах крови.

II. Проверка пройденного материала

Слайд №2.

Учитель проводит фронтальную беседу по пройденному материалу. В ходе, которой на экране проектируются вопросы.

III. Усвоение новых знаний

1. История открытий.

Учитель : Инфекционные заболевания известны давно. Слайд №3

Чтение отрывка из произведения А. С. Пушкина «Пир во время чумы» . Исторические данные.

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща темная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, –

Тихо все. Одно кладбище

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мертвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой.

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

(Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”) .

Учитель :

Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.

В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти» , унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100 млн. человек.

Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой» . Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры, последняя в 1992-93 годах в Индии, Бангладеш. Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-19 годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский» , «гонконгский» , а в наши дни – «свиной» грипп.

Многие десятилетия человечество пыталось бороться с этими болезнями. Вспышки инфекционных болезней называют эпидемиями. Причастность микробов к заразным заболеваниям была доказана французским ученым Луи Пастером.

Он высказал идею, что если заразить человека ослабленными микробами, которые вызовут легкое заболевание, то в дальнейшем этой болезнью человек не заболеет. У него выработается иммунитет . На эту мысль его натолкнули работы английского врача Эдварда Дженнера. Слайд № 4

Сообщение : в 1796 году английский врач Эдвард Дженнер обнаружил, что людям, переболевшим коровьей лихорадкой, оспа была не страшна. Тогда Дженнер решил ввести в организм человека жидкость из гнойничков больной коровы. Он брал немного жидкости из пузырьков на коровьем вымени и втирал ее в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Его первым пациентом стал мальчик, которому он привил жидкость из оспинок коров, а через некоторое время привил человеческую оспу. Мальчик не заболел. Привитые таким способом люди никогда не заболевали оспой. Свое изобретение он назвал вакциной (от латинского слова «vaca» - «корова» ). Научного объяснения своему успеху Дженнер не нашел, он просто догадался, что при введении ослабленного возбудителя организм сможет сам защититься от него.

Сообщение : с именем Луи Пастера Слайд №5 связано появление многих вакцин от различных болезней, например, вакцины против бешенства. Вирус бешенства поражает клетки нервной системы. У заболевшего животного или человека от воды возникают судороги глотки и гортани. Невозможно пить, хотя мучает жажда. От паралича дыхательных мышц или прекращения сердечной деятельности может наступить смерть. Поэтому сразу после укуса нужно срочно обратиться к врачу. Он проведет курс прививок против бешенства, которые предложил Луи Пастер.

Учитель : Ребята, вы видите портрет И. И. Мечникова. Почему его портрет находится рядом с портретами Джженера и Пастера?

Слайд №6.

Учитель : Пастера и Мечникова считают основоположниками науки иммунологии .

Иммунология – раздел медицинской науки о невосприимчивости организма к инфекционным заболеваниям, его защитных механизмах.

Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Проникнув в организм, они встречаются с его защитными силами – иммунитетом .

Учитель : тема нашего урока ИММУНИТЕТ .

Мы с вами рассмотрим виды иммунитета , выясним роль форменных элементов крови в формировании иммунитета .

Слайд №7.

Учитель : Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов.

(Слайд 1 Биология 8 . Дрофа)

Учитель : чужеродные вещества называются антигенами (это микроорганизмы, вирусы и любые клетки, состав которых отличается от состава собственных клеток организма.

Против антигенов вырабатываются антитела.

Антитела – синтезируются специальными клетками - лимфоцитами. (Слайд 2 Биология 8 . Дрофа)

В организме существует несколько видов лимфоцитов. Слайд 8.

Учитель : Каждый вид антитела способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т – лимфоцит. Когда антиген попадает в организм вторично, антитела вырабатываются быстрее. Это явление называют иммунная память . Говорят – выработался иммунитет .

2. Виды иммунитета . Слайды 3-5 Биология 8 . Дрофа

Слайд №9.

Иммунитет

Естественный Искусственный

врожденный приобретенный активный пассивный

вакцина лечебная сыворотка

Учитель : Чем искусственный иммунитет отличается от естественного иммунитета ?

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

Учитель : - Как вы думаете, что значит врожденный иммунитет ?

В крови есть антитела от некоторых болезней (чумка собак и т. д.) .

А что значит приобретенный?

В результате перенесенного заболевания или с молоком матери.

Учитель : Искусственный иммунитет вырабатывается двумя путями : введением вакцины и введением лечебной сыворотки.

Учитель : Вспомните, что вводил Э. Дженнер для предупреждения заболеваний оспой?

Жидкость из оспенных пузырьков, т. е. ослабленные микроорганизмы.

Вакцины – культура ослабленных микроорганизмов.

Учитель : Что же происходит, когда вводят вакцину?

Т – лимфоциты распознают, а Б – лимфоциты вырабатывают антитела. Активный иммунитет .

Когда человек уже болеет, то вводят лечебную сыворотку, которая содержит готовые антитела.

Это пассивный иммунитет .

3. Заболевания, связанные с ослаблением иммунитета . Слайды 11-15

Сообщение ученика “Аллергия”

Характеристика заболеваний, возникших вследствие ослабления или повреждения иммунитета : СПИД, грипп. Рассказ с элементами беседы о профилактике заболеваний.

С – синдром

П – приобретенного

И – иммуно

Д - дефицита

– Что вы знаете о СПИДе?

– Как уберечься от заражения СПИДом?

– Опасен ли грипп?

– Как вы думаете, существует ли иммунитет против гриппа , СПИДа?

IV. Проверка усвоения учащимися нового материала

Учитель : Ребята, давайте представим такой случай.

В больницу поступил ребенок, у него признали дифтерию. Ее возбудители поражают слизистую оболочку горла, а их яды разносятся кровью по всему организму, вызывая тяжелое отравление.

- Что нужно ввести ребенку

Учитель : в феврале – марте месяце наблюдается эпидемия гриппа. Как можно защитить себя от гриппа?Что нужно ввести : вакцину или лечебную сыворотку? Почему?

Учитель : в нашей стране существует система вакцинации. Посмотрите на карту вакцинации.

(рассматривается карта вакцинации) Слайд 16

Учитель : Ребята, мы с вами рассмотрели защитный механизм организма - иммунитет , виды иммунитета .

А как вы думаете, какие факторы укрепляют иммунитет , а какие ослабляют.

На столах учащихся таблица “Роль факторов, ослабляющих и укрепляющих иммунитет” .

Учитель организовывает фронтальную беседу, в ходе которой заполняется таблица.

Факторы, ослабляющие иммунитет Факторы , укрепляющие иммунитет

1. Вредные привычки 1. Здоровый образ жизни

2. Энергетическое истощение Учет энергетических затрат организма

3. Стрессовое напряжение разрушает лимфоциты 3.

4. Гиподинамия 4

На экране Слайд №16.

V. Подведение итогов урока .

Учитель подводит итоги урока ,сообщает домашнее задание : стр. 136-137, в. 1-9

Учитель : Сегодня на уроке мы с вами говорили о важном свойстве организма – его защитном механизме.

От проникновения бактерий и чужеродных веществ организм имеет внешние и внутренние защитные барьеры;

Внешние барьеры – это кожа и слизистые оболочки;

Внутренний механизм защиты – иммунитет ;

Главную роль в формировании иммунитета играют белые клетки крови – лейкоциты.

Класс: 8

Цель урока: ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом.

  • Образовательные : раскрыть понятие иммунитет, познакомить с механизмом действия иммунитета, обосновать необходимость вакцинации.
  • Воспитательные : сформировать чувство гордости за достижения отечественной медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями.
  • Развивающие : Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию.

Оборудование: портреты Л. Пастера, И.И. Мечникова, самодельная схема “Иммунитет”, календарь прививок, слайдовая презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент

Слайд №2.

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Это слова выдающего русского физиолога И.И. Мечникова.

Было много вопросов, на которые человечество не могло дать ответы. Люди не могли понять, почему два человека находятся одинаковых условиях, где существует возможность заразиться инфекцией, но один из них заболевает, а другой нет. Чем это можно объяснить?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попробует найти ответ на этот вопрос, и рассмотрим значение защитных механизмов нашего организма.

При изучении новой темы нам нужны знания о составе крови и о форменных элементах крови.

II. Проверка пройденного материала

Слайд №3.

Учитель проводит фронтальную беседу по пройденному материалу. В ходе, которой на экране проектируются вопросы.

III. Усвоение новых знаний

1. История открытий.

Учитель: Инфекционные заболевания известны давно. Многие десятилетия человечество пыталось бороться с этими болезнями. Один из первых, кому удалось это сделать, был ЭДУАРД ДЖЖЕНЕР.

Сообщение учащегося. Слайд №4

Эдвард Дженнер - английский врач и изобретатель вакцины от черной оспы.

Учитель: Дело Эдварда Дженнера продолжил Луи Пастер. Лиу Пастер первый понял, что возбудителями инфекционных заболеваний являются микробы и обратил внимание на то, что после перенесения болезни человек, как правило не болеет этой болезнью больше.

Сообщение учащегося. Слайд №5. Слайд №6

Луи Пастер - французский химик, величайший исследователь.

Учитель: Ребята, вы видите портрет И.И. Мечникова. Почему его портрет находится рядом с портретами Джженера и Пастера?

Слайд №7.

Учитель: Пастера и Мечникова считают основоположниками науки иммунологии.

Иммунология – раздел медицинской науки о невосприимчивости организма к инфекционным заболеваниям, его защитных механизмах.

Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Проникнув в организм, они встречаются с его защитными силами – иммунитетом.

Учитель: тема нашего урока ИММУНИТЕТ.

Вы с вами рассмотрим виды иммунитета, выясним роль форменных элементов крови в формировании иммунитета.

Слайд №8.

Учитель: Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов.

Мы с вами уже изучили явление фагоцитоза, но существует еще один путь защиты.

Суть его в том, что в ответ на появление чужеродных соединений в организме выделяются защитные вещества, которые ликвидируют чужеродные соединения.

Учитель: чужеродные вещества называются антигенами (это микроорганизмы, вирусы и любые клетки, состав которых отличаются от состава собственных клеток организма.

Против антигенов вырабатываются антитела.

Антитела – синтезируются специальными клетками - лимфоцитами.

В организме существует несколько видов лимфоцитов.

Учитель: Каждый вид антитела способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т – лимфоцит.

(на доске проектируется избирательность антитела)

Учитель: Когда антиген попадает в организм вторично, антитела вырабатываются быстрее. Это явление называют иммунная память. Говорят – выработался иммунитет.

2. Виды иммунитета.

Слайд №9.

Учитель: Чем искусственный иммунитет отличается от естественного иммунитета?

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

Учитель: - Как вы думаете, что значит врожденный иммунитет?

В крови есть антитела от некоторых болезней (чумка собак и т.д.).

А что значит приобретенный?

В результате перенесенного заболевания или с молоком матери.

Учитель: Искусственный иммунитет вырабатывается двумя путями: введением вакцины и введением лечебной сыворотки.

Учитель: Вспомните, что вводил Э.Джженер для предупреждения заболеваний оспой?

Жидкость из оспенных пузырьков, т.е. ослабленные микроорганизмы.

Вакцины – культура ослабленных микроорганизмов.

Учитель: Что же происходит когда вводят вакцину?

Т – лимфоциты распознают, а Б – лимфоциты вырабатывают антитела. Активный иммунитет.

Когда человек уже болеет, то вводят лечебную сыворотку, которая содержит готовые антитела.

Это пассивный иммунитет.

3. Заболевания, связанные с ослаблением иммунитета.

Сообщение ученика “Аллергия”

Характеристика заболеваний, возникших вследствие ослабления или повреждения иммунитета: СПИД, грипп.Рассказ с элементами беседы о профилактике заболеваний.

С – синдром

П – приобретенного

И – иммуно

Д - дефицита

– Что вы знаете о СПИДе?

– Как уберечься от заражения СПИДом?

– Опасен ли грипп?

– Как вы думаете, существует ли иммунитет против гриппа, СПИДа?

IV. Проверка усвоения учащимися нового материала

Учитель: Ребята, давайте представим такой случай.

В больницу поступил ребенок, у него признали дифтерию. Ее возбудители поражают слизистую оболочку горла, а их яды разносятся кровью по всему организму, вызывая тяжелое отравление.

Что нужно ввести ребенку: вакцину или лечебную сыворотку? Почему?

Учитель: В феврале – марте месяце наблюдается эпидемия гриппа. Как можно защитить себя от гриппа?Что нужно ввести: вакцину или лечебную сыворотку? Почему?

Учитель: В нашей стране существует система вакцинации. Посмотрите на карту вакцинации.

(рассматривается карта вакцинации)

Учитель: Ребята, мы с вами рассмотрели защитный механизм организма - иммунитет, виды иммунитета.

А как вы думаете, какие факторы укрепляют иммунитет, а какие ослабляют.

На столах учащихся таблица “Роль факторов, ослабляющих и укрепляющих иммунитет”.

Учитель организовывает фронтальную беседу, в ходе которой заполняется таблица.

Факторы ослабляющие иммунитет Факторы укрепляющие иммунитет
1. Вредные привычки 1. Здоровый образ жизни
а) а)
б) б)
2. Энергетическое истощение Учет энергетических затрат организма
а) а)
б) б)
в) в
3. Стрессовое напряжение разрушает лимфоциты 3.
4. Гиподинамия 4

На экране Слайд №9.

V. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги урока, сообщает домашнее задание: параграф 15, заполнить таблицу “История развития представлений об иммунитете”.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами говорили о важном свойстве организма – его защитном механизме.

От проникновения бактерий и чужеродных веществ организм имеет внешние и внутренние защитные барьеры

Организм человека имеет внешние и внутренние защитные барьеры;

Внутренний механизм защиты – иммунитет;

Главную роль в формировании иммунитета играют белые клетки крови – лейкоциты.

04.03.2016 2946 569 Стаховская Ольга Анатольевна

Урок биологии по теме " Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы.Иммунитет пассивный и активный, естественный и искусственный.Функции лейкоцитов. Иммунная реакция. Антигены и антитела.
Класс: 8

Цели: познакомить учащихся с определение и видами иммунитета, закрепить правила профилактики инфекционных заболеваний.

Оборудование:, компьютер, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Виды иммунитета”.

Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
4.Закрепление знаний
5.Домашнее задание

1. Орг. момент Постановка целей урока (слайд 2)

II. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос.

Какие жидкости образуют внутреннюю среду организма? (кровь, лимфа, тканевая жидкость)

К какому типу ткани относят кровь? (соединительная)

Из чего состоит плазма крови? (соли, вода, белки, углекислый газ, глюкоза и др. питательные вещества и продукты распада)

Что находится в осадке отстоявшейся крови? (форменные элементы)

Что выступает на коже в виде светлых капелек? (тканевая жидкость)

2. Самостоятельная работа – по тексту на интерактивной доске определить, о каких форменных элементах идёт речь.
(задания на интерактивной доске)
После выполнения работы – проверка вместе с учителем – закрепление знаний.

Проверка знаний.

Задание: Догадайтесь, о каких форменных элементах идёт речь.
1.Красные клетки, содержат белок гемоглобин.
2.Образуются в красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах.
3.Живут 3-4 месяца.
4.Крупные белые клетки с ядрами.
5.Живут 5-7 дней.
6.Отмирают в печени, селезёнке и почках.
7.Отмирают в печени, селезёнке и местах воспаления.
8.Содержание в 1 мл крови составляет 250 тысяч.
9.Содержание в 1 мл крови составляет 4-5 млн.
10.Основная функция – перенос кислорода.
11.Основная функция – защита.

Проверка

Ответы: эритроциты – 1, 3, 6, 9, 10; лейкоциты – 2, 4, 7, 11; тромбоциты – 5, 8.

III. Изучение нового материала

1)Ролевая игра “ Иммунология”.

Кабинет биологии.

В класс заходят Алеша и Миша, они очень взволнованы и чем-то огорчены.
Учитель с беспокойством спрашивает: “Что случилось, мальчики?”
Алеша: “Мы хотели записаться в школьную баскетбольную команду, а нас не
берут”.
Учитель: “Но почему же?”
Миша: “Посмотрев на наши медицинские справки, врачи сказали, что
мы очень часто болеем и у нас слабая защитная система”.
Алеша: “Какие же мы слабые? Вот Васю из 8б берут, хоть он и намного
нас меньше и ростом и весом”.

Учитель: “Не расстраивайтесь, ребята, я думаю мы сможем вам помочь. Для этого сначала необходимо раскрыть секреты защитной системы организма человека и мы отправимся в путешествие по Иммунологии.

Беседа (фронтальная)

А кто из вас в этом году уже переболел ОРЗ или гриппом? А у кого дома болели родные: мама, папа, братишки или сестренки? Оказывается многие болеют.
-А есть ли среди вас те, кто в этом году не болел?
-Интересно, а почему одни люди болеют часто, а другие, почти не болеют? (Иммунитет, защитные свойства организма, закаливание)
*А что такое иммунитет? Давайте разберемся, что же это такое иммунитет?

Иммунитет – способность организма защищать свою целостность от всего
генетически чужеродного (микроорганизмы, чужие клетки) (слайд 6)

2.запись определения в тетрадь
 А какая система органов защищает наш организм? (Кровеносная) Какие клетки крови защищают организм от всего чужеродного? (Лейкоциты) Каким образом они это делают? (Лейкоциты способны поглощать все чужеродное путем фагоцитоза).
Иммунная система – система органов, к которой относятся все органы, участвующие в образовании клеток, осуществляющих защиту организма. А какие клетки защищают наш организм? (Лейкоциты)

3.Рассказ учителя (показ презентации)

Действительно огромная роль в защите организма принадлежит фагоцитам, которые были
открыты русским ученым Ильей Ильичом Мечниковым, им же была развита теория фагоцитоза, (просмотр слайда 7), за которую в 1908г. он получил Нобелевскую премию.

Со времени создания Мечниковым теории иммунитета прошло более 100 лет. Иммунология обогатилась новыми открытиями. Было установлено, что в образовании иммунитета важную роль играют лимфоциты Т и В.

4. Работа в группах

Давайте исследуем каковы механизмы иммунитета, а для этого вы познакомитесь с заданием 1 на информационном листе. На это задание вам предлагаю не более 3 минут.

Задание 1.Основываясь на приведенных ниже сведениях, предложите возможный механизм иммунитета человека:
 Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), а также переродившиеся клетки организма.
 Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена.
 Каждое антитело распознает свой антиген.
 Антитела обладают удивительным свойством соединяться с тем микробом, в ответ на который они были созданы, причем только с тем, против которого они возникли, и ни с каким другим.
 Лимфоциты (Т и В) имеют на своей поверхности рецепторы, способные распознавать «врага».
-Выслушаем варианты ответов у каждой группы… Очень хорошо, молодцы все вы высказали свое мнение, а теперь проверим правильность ваших предположений,
А вот как объясняют механизм иммунитета ученые

5. Рассказ учителя с использованием слайдов 8,9):

1. Т-лимфоциты, образуются в костном мозге и созревают в тимусе (Вы знаете, где у вас расположен этот орган? Тимус, или вилочковая железа, располагается за грудиной, представляет собой лимфоидную ткань). Среди них выделяют три разновидности: Т-киллеры, Т-супрессоры, Т-хелперы.
 Т-киллеры соединяясь с чужими клетками, убивают их, обеспечивая, таким образом, клеточный иммунитет.
 Т-супрессоры блокируют чрезмерные реакции В-лимфоцитов, поддерживая гармоничное развитие иммунитета.
 Т-хелперы передают информацию об антигене, способствуя тем самым превращению В-лимфоцитов в плазматические клетки.
2. В-лимфоциты, получив информацию от Т-хелперов, превращаются в
 плазматические клетки, синтезирующие антитела. Антитела связывают антигены и т.о. дают возможность поглощать их фагоцитам, либо сами разрушают антигены – гуморальный иммунитет. Кроме того, одновременно с плазматическими клетками образуются
 клетки памяти, благодаря которым запоминается информация о данном антигене. И теперь в случае повторного проникновения в организм этого антигена иммунитет человека сработает незамедлительно.

Т.о. получается, что в организме любого человека защитная система – иммунитет. Это естественный иммунитет.

6.Запись в тетрадь.(эвристическая беседа)

Естественный иммунитет:
1. Врожденный (пассивный)
2. Приобретенный (активный)
–Как вы думаете, чем врожденный иммунитет отличается от приобретенного? (Тем, что врожденный передается по наследству от матери ребенку, а приобретенный появляется после болезни).
Причем на некоторые антигены у человека иммунитет есть с рождения, например к куриной холере или чуме крупного рогатого скота. А еще врожденный иммунитет есть у новорожденных детей сразу после рождения, если через плаценту или с грудным молоком в организм ребенка проникают антитела матери.
-А какие клетки участвуют в образовании в организме приобретенного иммунитета? (Клетки памяти, В-лимфоциты).
Естественный врожденный иммунитет называют еще пассивным, а естественный приобретенный - активным.
- Как вы думаете, почему? (потому что организм получает уже готовые антитела).
-Как вы думаете, а долго ли сохраняется у ребенка такой иммунитет? (Нет, не долго, т.к. антитела в организме ребенка постепенно начинают разрушаться под действие его собственной иммунной системы).
(Просмотр слайда 10)
Однако организму недостаточно только естественного иммунитета. И об этом свидетельствует история (просмотр слайда 11):

7.Интернет информация (выступления учащихся)

В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человеческих жизней.
От чумы в 14 веке в Европе погибла четверть населения - 10 млн. человек. Города и селения вымирали, на улицах можно было встретить только могильщиков.
Еще больше жизней унесла оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало не менее 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся, и из 8 человек 3 умирали. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались редко.
В начале 19 века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. В России за 8 холерных лет заболело 3 360 тыс. человек, из них умерло 1700 тыс.
Не менее страшной болезнью оказался грипп или «испанка», унесший всего за 2 года с 1918 по 1920 гг. 20 млн. человеческих жизней, причем по самым скромным подсчетам от20 до 40 % населения всего земного шара пострадала от осложнений.

А еще туберкулез, сибирская язва, коклюш, скарлатина, полиомиелит, грипп.… Как предотвратить эпидемии, уменьшить смертность людей?

Проблема нашла разрешение в 1796 г., когда английский врач Эдуард Дженнер случайно услыхал, что крестьяне, перенесшие коровью оспу, - широко распространенное в то время заболевание крупного рогатого скота, - не заболевали вновь и становились невосприимчивы к настоящей оспе. Э.Дженнер предложил проводить вакцинацию. 14 мая 1796 г. Э.Дженнер набрал из гнойничка коровьей оспы у одной доярки немного жидкости и ввел ее 8-летнему мальчику Джемсу Фиппсу, а затем через 1,5 месяца заразил его натуральной оспой. Мальчик не заболел. Через 5 месяцев Э.Дженнер повторно подверг его заражению, и вновь мальчик остался здоровым (демонстрация слайдов 12-13).

8. (Сценка)

 Лавочник: Дженнер настоящий безбожник, хоть он и сын священника. В прежние времена за такое богохульство поджарили бы на костре. Надо же так придумать, вводить человеку скотское начало.
 Дама: ужасно, ужасно… Мне сказал один знающий человек, что у несчастного мальчика Фиппсов вырастут рога, и не только. Я знаю, что дочь одной почтенной леди после того как ей привили эту скотскую болезнь, эту коровью оспу, обросла шерстью и стала мычать.

В 19 веке вакцинация проводилась во многих странах мира, в т.ч. и в России.
-А знаете ли вы, кто первым привился от оспы в России? Кстати, девочки, это была дама, ведь мужчины так боятся прививок.
Это была Екатерина 2, которая для этого специально из Англии пригласила специалиста. А вот массовая вакцинация началась с 1801 г., когда профессор медицинского факультета Московского университета Мухин Е.О., привил от оспы ребенка из воспитательного дома, в честь этого события ему дали фамилию Вакцинов.(слайд 14)

Большой вклад в развитие микробиологии и вакцинологии внес Луи Пастер, благодаря которому были созданы вакцины против сибирской язвы, бешенства, куриной чумы.(слайд 15)

Т.о. благодаря деятельности многих ученых, было установлено, что у человека, наряду с естественным, может вырабатываться и искусственный иммунитет при помощи вакцины (активный).

Однако, что делать, если человек все же заболел? Чем можно ему помочь? (Антибиотиками, антителами против данного возбудителя). Ученые и здесь нашли решение, они научились создавать лечебные сыворотки, при помощи которых у человека развивается искусственный пассивный иммунитет. Мы продолжим свое исследование и выясним, чем же вакцина отличается от сыворотки:

9.Работа в группах

Задание 2. Пользуясь следующими фактами, объясните, в чем разница между вакциной и лечебной сывороткой:

 В 1881г. Луи Пастер выращивал сибиреязвенных бацилл в инкубаторе, в котором постоянно поддерживалась температура тела животного. Однажды терморегулятор дал сбой. Температура поднялась, бациллы перегрелись. Хотя они и не погибли, однако были повреждены и больше не вызывали заболевания. Но Пастер все же заразил этими ослабленными бациллами подопытных животных. И оказалось, что животные стали после этого иммунными против сибирской язвы! Так была создана вакцина против сибирской язвы.
 Для получения дифтерийной сыворотки, лошади вводят дифтерийный яд через определенной количество дней, каждый раз увеличивая дозу. Когда в организме лошади выработается стойкий иммунитет, у нее берут часть крови. Ее тщательно очищают: удаляют кровяные клетки, фибриноген и часть ненужных белков. Введенный дифтерийный яд к этому времени полностью нейтрализуется. Из полученного препарата готовят лечебную противодифтерийную сыворотку.

Молодцы, все группы справились с заданием. Действительно
 Вакцина – препарат из ослабленных или мертвых возбудителей заболевания. Введение ее в организм вызывает заболевание в легкой форме, у человека вырабатываются антитела. Такой иммунитет может сохраняться многие годы.
 Лечебная сыворотка – препарат из готовых антител, взятых из плазмы крови животных. Такая сыворотка способствует формированию у человека пассивного искусственного иммунитета. Такой иммунитет вскоре исчезает (благодаря антидифтерийной сыворотке сохраняется жизнь многих детей, до ее создания 60-70% детей умирало).
Т.о. у человека кроме естественного иммунитета может вырабатываться и искусственный активный и пассивный.
-А почему иммунитет появляющийся после привития вакцины называется активным, а сывороточный иммунитет – пассивный? (потому что после вакцины антитела формируются клетками собственного организма, а при введении сыворотки, антитела получают готовые).

10.« Мозговой штурм»

Медицина смогла взять под контроль почти все эпидемические заболевания (слайды 17,18). Врачи одолели чуму, холеру, оспу, полиомиелит, малярию, сибирскую язву. Однако остались некоторые заболевания, которые до сих пор уносят жизни людей. Например, простудные заболевания – грипп и ОРЗ (острые респираторные заболевания) сегодня остаются наиболее распространенными заболеваниями. Грипп и ОРВИ известен еще со времен Гиппократа (в его работах сохранились описания заболевания). Эпидемии случаются каждый год в холодное время года и поражают до 15% населения земного шара. Грипп и ОРВИ занимают 1 место по количеству случаев в мире и составляют 95% всех инфекционных заболеваний. Еще грипп опасен тем, что ежегодно вирус незначительно изменяется и поэтому иммунитета, оставшегося от предыдущих контактов недостаточно. Пока что до нас волна гриппа не докатилась и у нас еще есть время подготовить свой организм к этому неприятному заболеванию. (Демонстрация слайда 19).

Что мы можем сделать для этого? (Чеснок, варенье, витамины, лук…). Посмотрите, что еще можно ввести в свой рацион для укрепления организма (демонстрация) –лимон, брусничное, морошковое, малиновое варенье, богатые витаминами; лук и чеснок – фитонциды; шиповник, сушеная малина, черника – кисели, компоты, поливитамины) Можно привиться от гриппа.
-Только когда это нужно делать? (Желательно не позднее середины октября, когда еще после лета организм достаточно силен, что бы выработать сильный иммунитет против вируса гриппа).

Вот какие рекомендации предлагаю вам на период зимы:
1. «Не впадаете в спячку»,
2. Ешьте поменьше жирного и сладкого,
3. Больше ешьте овощей и фруктов;
4. Рекомендуется употребление поливитаминов;
5. Спать ложитесь вовремя, а лучше на час раньше обычного (не позднее 22.00);
6. Не отказывайте себе в прогулках на свежем воздухе.

А почему плохо много, часто болеть? Ведь так приятно, поваляться дома на диване, когда за тобой все ухаживают? (Снижается, ослабляется иммунитет, организму приходится постоянно работать на износ, увеличивается опасность проникновения в организм возбудителей, с которыми ослабленный организм не сможет справиться).
Есть заболевание, которое именно тем и страшно, что организм совсем не способен сопротивляться инфекции, даже самой слабой.

11.Сценка « Врачи»

Это СПИД – чума 21 века – синдром приобретенного иммунодефицита (слайды 22-24).
Первые случаи СПИДа были отмечены в начале 80-х годов в США. Сейчас эпидемия охватила около 190 стран мира (с начала эпидемии 24 млн. чел уже умерло от СПИДа, более 42 млн. в настоящее время живут с ВИЧ).
Докатилась волна заболевания и до Казахстана, в настоящее время зарегистрировано 14 тысяч 812 ВИЧ-инфицированных, в том числе 334 ребенка до 14 лет,
и в нашем городе тоже уже есть несколько ВИЧ-инфицированных.
Возбудителем заболевания является – ВИЧ – вирус иммунодефицита человека.
Группы задают вопросы

А вы знаете чем он опасен?
Вирус поражает Т-лимфоциты (Т-хелперы), делая организм беззащитным перед инфекционными заболеваниями.

Существует 3 пути передачи инфекции: (слайд 25)
1. половой
2. от матери – ребенку (на 3-м месте по количеству заражений, вирус передается ребенку во время бременности, родов или с грудным молоком. Существует уникальный опыт наших врачей, благодаря которому риск заражения ребенка сводится до 2, а иногда даже до 0,5 %.
3. через кровь (первые больные СПИДом были наркоманы, и сейчас это очень распространенный способ передачи ВИЧ – инфекции. Однако не всегда носителями вируса являются люди из группы риска. В нашей стране есть печальный опыт заражения в г. Чимкенте новорожденных в роддоме. Заражение произошло по вине медперсонала, т.к. прививки детям были сделаны плохо простерилизованными шприцами. В результате сейчас эти дети, ни в чем не повинные являются изгоями общества. Хотя ученые доказали, что заразиться вирусом не так-то просто.

Нельзя заразиться через
 Слюну
 Мочу
 Пот
 Насекомых
 Через бытовые предметы
 Находясь в одном помещении или транспорте

IV. Закрепление знаний

1.Беседа: Согласны ли вы с формулой Гиппократа: «Любую болезнь легче предупредить, чем лечить»?

2.Самостоятельная работа.

Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом Способ приобретения

1) передается по наследству
2) возникает под действием вакцины
3) формируется после перенесенной болезни
4) врожденный
5) возникает при введении лечебной сыворотки Вид иммунитета

Естественный А

Искусственный В
1 2 3 4 5
А В А А В

V. Домашнее задание: § 35, повторить § 32.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

План-конспект урока по теме: Иммунитет

Цель: углубление знаний об иммунитете — важной составной части здоровья человека

Задачи урока.

Образовательные. Формировать понятия: «иммунитет», «иммунная система», «антитела», «антиген», «вакцина», «лечебная сыворотка»

Познакомить с видами иммунитета.

Воспитательные. Продолжить гигиеническое, физическое воспитание, убеждая в необходимости здорового образа жизни.

Воспитывать чувство патриотизма, убеждать в познаваемости и материальности физиологических процессов.

Развивающие. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, формировать коммуникативные умения.

Оборудование и материалы: телевизор, компьютер, презентация, комплект заданий для групп, тест для контроля знаний, тетрадь с печатной основой, портрет И.И. Мечникова.

Ход урока.

I этап. Обоснование цели урока, актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

На доске эпиграф «Наш организм — государство, а силы иммунитета — армия стоящая на страже его независимости». (Рем Петров)

Чтение эпиграфа.

Наша задача: выявить способы защиты человека от болезней, изучить способы сохранения и укрепления иммунитета.

Почему это важно?

Мы живем в агрессивном мире, испытываем стрессы и влияние неблагоприятного экологического окружения, наш организм постоянно окружают невидимые враги — бактерии, вирусы, патогенные грибки, вызывающие инфекционные заболевания.

Если бы человек не имел «армию защиты» ,он оказался бы бессилен в борьбе с «чужаками».

Вспомним пройденное.

1.Какие клетки крови участвуют в защитных реакциях?

2.Где образуются и созревают лейкоциты?

3.Какова форма лейкоцитов, какое это имеет значение?

Чужими могут быть не только микробы, но и белки другого организма, ведь каждый человек — индивидуальность, у каждого организма свой набор признаков.

Вспомним группы крови человека. Почему следует переливать кровь строго учитывая группы и резус фактор? Приведите примеры

Какой вывод напрашивается?

При попадании в кровь несвойственного человеку белка организм отторгает «чужое». Это тоже иммунитет, сохраняющий биологическую индивидуальность.

II этап. Изучение нового материала.

1. История открытия фагоцитоза: презентация или сообщение обучающихся о И.И. Мечникове, его работе и значении этой работы для человека. Демонстрация портрета учёного.

2. Демонстрация слайда о специфическом и неспецифическом иммунитете. Пояснения учителя.

3. Демонстрация слайда о взаимодействии «антиген — антитело». Пояснения учителя.

4. Демонстрация слайда о физиологической сущности иммунитета, об образовании Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, выработке антитела против узнанного антигена т. е.

о возникновении высокоспецифичного иммунитета. Записи терминов: иммунитет, антитело, антиген.

5. История создания вакцин и виды иммунитета.

а) Самостоятельная работа с текстом стр. 137.

б) Заполнение задания № 118 в рабочей тетради.

в) Проверка схемы, пояснения обучающихся.

г) Беседа с обучающимися:

Приведите примеры вакцинации в школе.

Каково ваше отношение к этому процессу?

Почему некоторые люди отказываются от вакцинации?

Проблемный вопрос:

Почему человеку при экстренной помощи вводят сыворотку, а не вакцину? (Обсуждение, выяснение, чем вакцина отличается от сыворотки). Запись в р/т.

6. Способы укрепления иммунитета, работа в группах. Задания для обсуждения.

I Группа. В результате чего может наступить энергетическое истощение?

Предположите, как это отразится на иммунитете?

II Группа. Как отразится стрессовое состояние (нервное напряжение) на сохранение иммунитета?

Предложите правила здорового образа жизни.

III Группа. Предположите, как скажется на иммунитете вредные привычки.

Предложите правила здорового образа жизни.

IV Группа. Предположите, почему меньше болеют дети, занимающиеся физкультурой.

Предложите правила здорового образа жизни.

V Группа: Предположите, какое влияние на иммунитет оказывает переохлаждение.

Предположите правила здорового образа жизни.

Отчёты групп. Сверка с ответами. Выводы. Запись общих правил укрепления иммунитета (приложение №1).

III этап. Закрепление знаний.

Вопросы базового уровня.

    Что такое иммунитет?

    Какую роль играют антитела?

    Какие клетки крови выполняют защитную функцию?

    Чем естественный иммунитет отличается от искусственного?

    Для чего делают предупредительные прививки?

Вопросы повышенного уровня.

    Чем обеспечивается иммунитет?

    Какова роль В- и Т-лимфоцитов, фагоцитов?

    Чем отличается действие вакцины от действия лечебной сыворотки?

    Какие виды иммунитета бывают?

    Почему увеличение лейкоцитов в крови может свидетельствовать о присутствии инфекции в организме?

IV этап. Итоги урока: оценивание, пояснение домашнего задания.

Стр. 136-137, вопросы 1-9. Сообщение о СПИДе.

Литература.

Учебник. Сонин Н.И., Сапин М.В. «Биология. Человек». Москва. Дрофа 2009 г.

В.З. Резникова, В.И. Сивоглазов. Биология. Раздел «Человек и его здоровье». Методические пособие для учителя. Москва 1998 г.

Методическое пособие к учебнику Сонина Н.И., Сапина М.В. «Билогия.Человек». Москва. Дрофа 2007г.

Тарасов В.В. «Иммунитет. История открытий». Москва. Дрофа 2004г.

Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. Твоё здоровье. Укрепление организма. Санкт-Петербург. 1997 г.

План конспект урока по биологии в 8 классе

Тема: « Иммунология на службе здоровья»

Цель: сформировать знания о механизме выработки иммунитета, видах иммунитета, отличия вакцины и прививки, условиях переливании крови, резус- факторе.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с наукой иммунологией; определить роль вакцин в профилактике болезней и лечебных сывороток в их предупреждении и лечении; познакомить с классификацией иммунитета;

Развивающие : продолжить развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах; формировать умения и навыки систематизировать и обобщать полученные знания;

Воспитательные: продолжать воспитывать у учащихся стремление сохранения и укрепления своего здоровья; ответственное отношение к выполнению заданий.

Тип урока: комбинированный

Методы урока : проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, творческие, словесные.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Универсальные учебные действия:

Предметные результаты обучения:

Знать значение иммунологии для решения проблемы сохранения здоровья человека;

Описывать применение вакцин и сывороток;

Сравнивать иммунитет: естественный и искусственный, пассивный и активный;

Воспроизводить определения понятий « аллергия», « аллерген», « тканевая совместимость», « донор», « реципиент»;

Знать группы крови человека и правила их переливания; объяснять механизм резус-конфликта.

Метапредметные результаты обучения:

Познавательные - использовать для решения по-ставленных задач различные источники информации, включая электронные; строить логическую цепочку рассуждений;

Регулятивные - контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить коррективы в их выполнение;

Коммуникативные - полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.

Личностные результаты обучения:

Осознавать практическую ценность знаний по им-мунологии;

Проявлять познавательный интерес, направленный на изучение механизмов иммунитета.

Оборудование: компьютер, презентация "Иммунология на службе здоровья", инструктивные карты учащихся, учебник Биология. Человек. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, и.Н.Беляев

Ход урока:

I. Организационный момент:

II.Актуализация знаний об иммунитете и инфекционных заболеваниях.

Фронтальный опрос:

Назовите защитные барьеры организма.

Что такое иммунитет?

Что значит неспецифический иммунитет?

Что такое антигены7

Укажите различие клеточного и гуморального иммунитета.

Назовите иммунные системы.

Что такое СПИД?

Назовите пути передачи ВИЧ-инфекции.

Перечислите инфекционные болезни.

III/ Целеполагание :"Ребята, буквально вчера, мы записали в дневники запись: « Будет проводиться вакцинация учащихся нашей школы против гриппа». Да и среди населения, тоже проводиться вакцинация.Для чего нам нужны прививки?

Как вы дмает, какая у нас тема урока?

I V . Изучение нового материала:

Слайд №1. Тема и цели урока.

История изобретения вакцины.

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

Почему в одних случаях применяют вакцины, а в других – сыворотки? ?

Что необходимо учитывать при переливании крови?

Что изучает наука иммунология?

Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами должны поработать с § №19.

Работать на уроке будем как индивидуально, так и в группах.

Откройте §№19, возьмите инструктивные карточки. (прилагаются).

Прочитайте и выполните задание №1.(индивидуальная работа).

Слайд №3 - Проверьте правильность выполнения задания. Можете исправить или дополнить.

Прочитайте задание №2. (индивидуальная работа). Ознакомьтесь с классификацией иммунитета, обратите внимание, на чем она основана.

Обратите внимание на связь данной классификации с понятиями «вакцина» и «сыворотка». (Все это связано с искусственным иммунитетом)

Проверяется работа учащихся по слайду №4.

Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Но вначале, я хочу задать вам вопрос, на который постарайтесь ответить после выполнения полученных заданий.

Слушайте внимательно:

Из донорской крови удаляют соли кальция путем добавления веществ, выводящие эти соли в осадок. Зачем это делают?

Работа по группам. (Задания одинаковые, но возможно, что группы выберут себе в качестве домашнего задания разный вид творческой работы). Учащимся предлагается сесть по группам. Координаторы, назначаются учителем заранее и они сами формируют группы.

Внимательно прочитайте задание №3. (прилагается).

Учащиеся знакомятся с понятиями «аллергия» и причинами тканевой несовместимости.

Группы получают разные задания.

Задание №4 для группы№1 . (прилагается)

Задание №5 для группы №2 . (прилагается)

Прочитайте задания.

Обратите внимание на правильность, точность выполнения задания.

Результаты на слайдах №5 и №6. Модели иммунологии обсуждаются фронтально и записываются в тетрадь.

Вернемся к вопросу, который я вам задала перед выполнением задания №3.

Если учащиеся не смогут ответить на поставленный вопрос, предложить им вспомнить: что влияет на свертываемость крови?

Слайд №7 . Ответ на вопрос: Донорскую кровь переливают людям, которые в этом нуждаются. В результате удаления кальция эта кровь не свертывается и ее можно хранить долгое время.

V. Закрепление:

Игра: «Крестики – нолики»

Группы выбирают либо «Х» Либо «О».

Вопросы для игры: 1. Что такое вакцина? 2. Назовите способ приобретения искусственного пассивного иммунитета. 3. Назовите способ приобретения естественного активного иммунитета. 4. Что такое аллерген? 5. Вещество, вызывающее иммунную реакцию. 6. Процесс пожирания чужеродного вещества. 7. Способность организма избавляться от чужеродных тел. 8. Человек, отдающий кровь. 9. Он создал первую вакцину.

VI. Рефлексия: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Как вы сегодня изучали материал, что вам понравилось в работе в группах?

Чем вам помогли слайды

V II . Задание на дом: § №19.

Работа по группам. Задание №3. Выполнить творческое задание.

Попробуйте представить понятия аллергия и тканевая совместимость в любой из предложенных форм:

  1. мини-сочинение;

    мини-сказка или стихотворение;

    плакат и др.

выбор.(прилагается)

VI II . Подведение итогов урока и выставление оценок.

Инструктивная карточка к уроку



Что еще почитать