Титульный лист на проект скороговорки. Презентация на тему Скороговорки с шипящими согласными (1 класс). Сборник скороговорок "Веселые скороговорки"

Эльвира Лукьяненко
Педагогический проект «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь»

Вид проекта : познавательный, коррекционный.

Продолжительность : долгосрочный (1 месяц) .

Выявление проблемы : недостатки в развитии дикции старших дошкольников, которые снижают уровень развития коммуникативной компетентности.

Цель : развивать коммуникативные способности детей, дикцию, воспитывать уважение к великому культурному наследию России.

Задачи :

1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков, воспитывать красивую и правильную дикцию.

2 .Развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами .

3. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Интеграции областей : «Социально-личностное» , «Художественно-эстетическое» , «Познавательное» , «Речевое» .

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Актуальность темы :

Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.

В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речевого аппарата.

В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших и подготовительных группах используют специальные и методы и приемы. Один из них – работа со скороговоркой .

Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка. Он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка.

В последнее время идет спад заинтересованности к устному народному творчеству. У детей неполное представление о многообразии жанров русского творчества. Увлечение детьми просмотров зарубежных мультфильмов, комиксов оказывает негативное влияние на его эмоциональную сферу, на поведение, забываются народные традиции, снижается читательский интерес.

Этапы реализации проекта

1 этап : подготовительный :

- опрос детей на тему : «Какие скороговорки вы знаете

Анкета для родителей «Зачем нужна скороговорка ;

Беседа с родителями об актуальности создания проекта .

2 этап : основной (реализация проекта ) .

Для родителей :

Совместно детско-родительский конкурс рисунков «Моя любимая скороговорка » ;

Семинар-практикум для родителей «Веселые скороговорки » (творческая работа по скороговорке ) .

Подборка скороговорок для родителей ;

Информационный лист для родителей «Вместе учим скороговорки » ;

Для педагогов детского сада :

Памятка «Методика работы со скороговорками » ;

Создание картотеки скороговорок ;

Для детей :

1. Заучивание скороговорок .

2. Посещение школьной библиотеки, беседа о скороговорках .

3. Экскурсия в мини-музей детского сада (знакомство с предметами русского быта) .

4. Придумывание рассказов по скороговорке .

5. НОД «Путешествие по русской ярмарке» .

6. Конкурс : «Быстрое чтение скороговорки » .

7. КВН «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь ».

4. Заключительный этап.

Ожидаемый результат проекта :

Улучшение состояния дикции у детей;

Повышение интереса к устному народному творчеству;

Активное участие родителей в развитии творческих и познавательных способностей детей;

Укрепление сотрудничества педагога и семей в нравственном воспитании дошкольников, базирующихся на исторически сложившихся народных традициях.

Продукты проекта :

проектная папка : конспект НОД, сценарий КВН, план семинара – практикума, план конкурса «Быстрое чтение скороговорки » .

Картотека скороговорок .

Памятка для педагогов «Методика работы со скороговорками » ;

Альбом «Любимые скороговорки » (рисунки детей и родителей, тексты скороговорок , детские рассказы по скороговорке ).

Информационный лист для родителей «Вместе учим скороговорки » .

Анкета для родителей «Зачем нужна скороговорка

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Мини-музей детского сада «Русская народная изба» .

2. Уголок развития речи группы.

3. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» .

Литература :

1. Куликовская Т. Л. Скороговорки и Чистоговорки . М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство «ГНОМ – ПРЕСС» , 1997.

2. Смирнова М. В. Скороговорки для развития речи . – СПб.: Издательский дом «Литера» ,2013.-64с.:ил. -(Серия-«Радуга» ).

3. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М.: АСТ : Астрель : профиздат, 2007.

4. Мазнин Н. А. 500 скороговорок , пословиц, поговорок. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков» . – Ярославль : Академия развития, 2006.

6. Гридина В. Т. Читай, играй, веселись. – М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС» , 2005.

7. Ресурсы сети Интернет.

Елена Устинова
Краткосрочный проект «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь» в подготовительной группе

Вид проекта : коррекционно-познавательный, детский с участием родителей.

Выявление проблемы : недостатки в развитии дикции старших дошкольников, которые снижают уровень развития коммуникативной компетентности; человек не должен быть «Иваном, родства не помнящим» .

Цель : развивать коммуникативные способности детей с речевыми дефектами, воспитывать уважение к великому культурному наследию России;

Задачи :

1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков, воспитывать красивую и правильную дикцию.

Совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей;

Продолжать работу по формированию выразительности речи;

Развивать слуховое внимание и память;

Развивать артистические способности;

2. Осуществлять взаимодействие семьи и детского сада развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.

3. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Развивать умение детей работать в группе .

Интеграция ОО «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Познание» , «Чтение художественной литературы» .

Продолжительность : краткосрочный – 2 недели

Участники проекта : учитель-логопед, дети и воспитатели подготовительных групп , родители.

Актуальность темы :

Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.

В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.

В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших группах используют специальные методы и приемы.

Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка : он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка.

В последнее время идет спад заинтересованности к устному народному творчеству. У детей неполное представление о многообразии жанров русского творчества. Увлечение детьми просмотров зарубежных мультфильмов, комиксов негативно сказывается на его эмоциональную сферу, оказывает влияние на поведение, забываются народные традиции, снижается читательский интерес.

Этапы реализации проекта

1 этап : подготовительный

Опрос детей;

Анкета для родителей «Зачем нужна скороговорка

Беседы с родителями об актуальности создания проекта

2 этап : пути решения проблемы и обсуждение идей реализации :

- внутригрупповые конкурсы «Лучший чтец скороговорки » , «Нарисуй иллюстрацию к любимой скороговорке » ;

Совместно детско-родительский конкурс на придумывание скороговорки с определенным звуком;

Мастер – класс для родителей «Веселые скороговорки » ;

Подборка скороговорок для родителей ;

Информационный лист для родителей «Вместе учим скороговорки » ;

Памятка для педагогов «Методика работы со скороговорками » ;

Картотека скороговорок для педагогов ;

Стенд «Семейное чтение» ;

Выставка литературы по теме для педагогов.

3 этап : реализация проекта

Формы работы с детьми : беседа о видах устного народного творчества, заучивание скороговорок , посещение библиотеки, оформление мини книг «Любимые скороговорки » , проведение коррекционных интегрированных занятий по теме, логоритмика «Покажем скороговорку » , викторина, разгадывание кроссвордов, придумывание рассказов по скороговорке , сочинение скороговорок .

4 этап : заключительный

Организация выставки победителей в конкурсе «Домашняя скороговорка » .

КВН «Всех скороговорок не перескороговоришь не перевыскороговоришь ».

Ожидаемый результат проекта :

Улучшение состояния дикции у детей с речевыми нарушениями, повышение интереса к устному народному творчеству.

Повышение активности, заинтересованности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей в нравственном воспитании дошкольников базирующихся на исторически сложившихся народных принципах.

Продукты проекта :

Фотоматериалы;

Видеоматериалы;

Стенд «Домашняя скороговорка » ;

проектная папка : сценарий развлечения, конспект интегрированного занятия, картотека скороговорок для родителей ;

Памятка для педагогов «Методика работы со скороговорками » ;

Две книги со скороговорками , изготовленные с детьми;

Информационный лист для родителей;

Разработанная анкета для родителей «Зачем нужна скороговорка

Литература :

1. Куликовская Т. Л. 40 новых скороговорок . – М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2005.

2. Куликовская Т. Л. Скороговорки и Чистоговорки . М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство «ГНОМ – ПРЕСС» , 1997.

3. Куликовская Т. Л. Птичьи скороговорки . М.: Издательство «ГНОМ и Д» , 2004.

4. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М.: АСТ : Астрель : профиздат, 2007.

5. Мазнин Н. А. 500 скороговорок , пословиц, поговорок. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков» . – Ярославль : Академия развития, 2006.

7. Шанина С. А., Серова Е. Д. 100 скороговорок для развития речи – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги» , 2008.

8. Гридина В. Т. Читай, играй, веселись. – М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС» , 2005.

9. Семеренко Н. В., Семеренко И. Г. Программа развития и обучения дошкольника. – М. 2007 г.

Слайд 1

СКОРОГОВОРКИ С ШИПЯЩИМИ СОГЛАСНЫМИ

Проект по русскому языку ученика 1 «А» класса ГБОУ СОШ № 49 Смирнова Ильи

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ СКОРОГОВОРКИ?

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Их еще называли «чистоговорками» или даже «языковертками».

Слайд 3

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ СКОРОГОВОРКИ?

Скороговорки помогают развивать речь, правильно произносить слова не только детей, но и взрослых. Например, дикторы на радио и телевидении, многократно повторяют разные скороговорки, чтобы говорить красиво и без ошибок.

Слайд 4

Шипящие звуки нелегко даются многим – и детям и взрослым. Поэтому для тренировки их произношения придумано множество скороговорок. Скороговорки бывают простые и сложные, в стихах и в прозе: У гуся усов ищи не ищи - не сыщешь. Ёж, ёж, где живешь? Ёж, ёж, что несешь? Из-под кислого молока, Из-под простокваши У Маши сыворотка в каше.

Слайд 5

МОИ ЛЮБИМЫЕ СКОРОГОВОРКИ

Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.

Мышонку шепчет мышь: "Ты все шуршишь, не спишь". Мышонок шепчет мыши: "Шуршать я буду тише".

В луже, посредине рощи, Есть у жаб своя жилплощадь. Здесь живет ещё жилец - Водяной жук-плавунец.

Слайд 6

МОЯ СКОРОГОВОРКА

Хороша наша Шура: шапочка шерстяная, шарф шелковый

Слайд 7

СОРЕВНОВАНИЕ СКОРОГОВОРОК

ОПРЕДЕЛИ СКОРОГОВОРКУ-ПОБЕДИТЕЛЯ! В КАКОЙ СКОРОГОВОРКЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ?

Слайд 8

На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки. Этой щеткой чищу зубы, Этой щеткой башмаки, Этой щеткой чищу брюки, Все три щетки мне нужны.

Жук жужжит над абажуром, Жужжит жужелица, Жужжит, кружится.

Слайд 9

СКОРОГОВОРКА-РЕКОРДСМЕН

На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

КОЛИЧЕСТВО ШИПЯЩИХ - 16!

  • Разработки уроков
  • Русский язык
  • 1 кл.
  • 04.02.2017

Цель: формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект. Планируемые результаты: Личностные: 1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; 4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова; стремление к аккуратному, красивому письму. Регулятивные (способность организовать свою деятельность): 1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 2.Действовать по плану и планировать свои действия; 3.Адекватно оценивать свои достижения; 4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; Познавательные (искать, получать и использовать информацию): 1.Осознавать познавательную информацию; 3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами; 4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; 7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; Коммуникативные: 2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; 4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха). Ресурсы: методическое пособие; учебник; альбом, цветные карандаши. Организация пространства: работа в парах.

Учащиеся 1 - А класса Донецкой общеобразовательной школы № 57

Детство каждого из нас неповторимо и уникально, но общие воспоминания есть у многих – игры, утренники, и, конечно же, скороговорки.

Скороговорки (в просторечии чистоговорки) были известны задолго до появления колеса. С их помощью дети учились постигать родную речь в увлекательной шутливой форме. Сегодня логопеды специально составляют скороговорки для детей из трудно произносимых последовательностей букв и слов, быстрое произношение которых вслух устраняет большинство дефектов речи. И дети решили сами создать проект "Весёлые скороговорки".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Весёлые скороговорки» Подготовили учащиеся 1-А класса ДОШ № 57

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

У ежа ежата, а у ужа ужата. Смешные шутки у Саши и Мишутки.

У Сашки в кармашке шишки и шашки. Шесть мышат в камышах шуршат.

Жутко жуку жить на суку. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей. Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.

Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб. Щипцы да клещи - вот наши вещи.

У Маши на кармашке маки и ромашки. Шорох шорохом из шалаша не вышуршишь.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

НаделиПаше галоши и калоши. Тише мыши! Кот на крыше! Зашумите он услышит!

Шили шубку - сшили юбку! Шили шапку - сшили тапки! Хороша швея Наташа! Саше малышу - купили шубку, а Шуре сшили - шуршащую шапку.



Что еще почитать