Формирование красной армии. Презентация "Наступление Красной Армии (1944–1945)" Скачать презентацию на тему красная армия

Рождение Армии нового типа.В конце ноября 1917 года для защиты
социалистической революции в
кратчайший срок создается армия
нового типа. В конце ноября-декабря
1917 года Народный Комиссариат по
военным делам поручил Главному
Управлению Генерального штаба
разработать проект создания военной
милиции. 8 декабря записка
Генштаба обсуждалась на совещании
Коллегии Народного Комиссариата по
военным делам.

“Декрет о Красной армии”

Совещание приняло идею организации
армии на территориально-милиционной
основе. Первым законодательным актом
в деле формирования новой армии была
"Декларация прав трудящегося и
эксплуатируемого народа", утвержденная
III Всероссийским съездом Советов 12
января 1918 года, в которой говорилось о
вооружении трудящихся. Поздним
вечером 28 января 1918 года члены
Совнаркома Российской Республики
собрались, как обычно, в "Красной
комнате" Смольного. В.И.Ленин открыл
47-е заседание Совнаркома, объявил
повестку дня. Седьмой пункт в ней был
сформулирован так: "Декрет о Красной
Армии".11 февраля состоялось подписание Декрета об организации
Рабоче-крестьянского Красного Флота. Воспользовавшись военной
слабостью Советской Республики, нарушив заключенное с ней
перемирие, германские и австро-венгерские войска 18 февраля
1918 года перешли в наступление на широком фронте от Балтики
до Карпат.

Лев Давидович Троцкий.

Наркомом по военным и морским
делам был назначен Троцкий Л.Д.
Как показали последующие
события, это было едва ли не
самое удачное кадровое
назначение советских времен.
Понятно, что строительством
Рабоче-крестьянской Красной
Армии (РККА) занимался не один
Троцкий, а целая плеяда крупных
военных деятелей и
большевистских политиков. У
Красной Армии много родителей,
однако, главным, по мнению
военных историков, без сомнения
являлся Троцкий.

Заключение.

Наконец, Красная Армия сыграла важную роль не только
как защитник отечества или как инструмент большевистской
политики за пределами СССР. Армия, созданная Троцким,
стала едва ли не главной кузницей и воспитательницей
советских кадров. Именно в армии многочисленная
крестьянская масса России подвергалась первой, пусть и
примитивной, но эффективной социалистической
обработке. Крестьянина обучали, причем, не только
военной, но и общей грамоте, подкармливали, лечили,
готовили идеологически. Армия давала путевку в жизнь не
только крупным советским полководцам, но и ученым,
«красным директорам», артистам, литераторам.

Об организации Рабоче- Крестьянской Красной Армии Из декрета Совета Народных Комиссаров 15 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров постановляет: организовать новую армию под названием «Рабоче-крестьянская Красная Армия», на следующих основаниях: Рабоче-крестьянская Красная Армия создается из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс.


Доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет. В Красную Армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма. Для вступления в ряды Красной Армии необходимы рекомендации: войсковых комитетов или общественных демократических организаций, стоящих на платформе Советской власти, партийных или профессиональных организаций или, по крайней мере, двух членов этих организаций. При вступлении целыми частями требуется круговая порука всех и поименное голосование. Воины Рабоче-крестьянской Красной Армии состоят на полном государственном довольствии и сверх всего получают 50 руб. в месяц. Нетрудоспособные члены семей солдат Красной Армии, находившиеся ранее на их иждивении, обеспечиваются всем необходимым по местным потребительским нормам, согласно постановлениям местных органов Советской власти.




Присяга 93. Формула торжественного обещания Утверждена на заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов 22 апреля 1918 г. Я, сын трудового народа, гражданин Советской Респуб­ лики, принимаю на себя звание воина рабочей и крестьянс­ кой армии. Пред лицом трудящихся классов России и всего мира я обязуюсь носить это звание с честью, добросовестно изучать военное дело и, как зеницу ока, охранять народное и военное имущество от порчи и расхищения. Я обязуюсь воздерживаться сам и удерживать товари­ щей от всяких поступков, порочащих и унижающих досто­ инство гражданина Советской Республики, и все свои действия и мысли направлять к великой цели освобождения всех трудящихся. Я обязуюсь строго и неуклонно соблюдать революци­ онную дисциплину и беспрекословно выполнять все прика­ зы командиров, поставленных властью рабочего и крестьян­ ского правительства. Я обязуюсь по первому зову рабочего и крестьянского правительства выступить на защиту Советской Республики от всяких опасностей и покушений со стороны всех ее врагов, и в борьбе за Российскую Советскую Республику, за дело социализма и братство народов не щадить ни своих сил, ни самой жизни. 6.Если по злому умыслу отступлю от этого моего торжественного обещания, то да будет моим уделом всеоб­ щее презрение и да покарает меня суровая рука революци­ онного закона. По материалам Музея революции. 125





Состав Революционного Военного Совета Республики (РВСР) Председатель Л. Д. Троцкий () Зам. председателя Э. М. Склянский () Главнокомандующие: И. И. Вацетис (), С. С. Каменев () Члены РВСР: П. А. Кобозев () К. А. Мехоношин () Ф. Ф. Раскольников (1918) К. X. Данишевский () И. Н. Смирнов () С. И. Аралов () В. А. Антонов-Овсеенко () A.П. Розенгольц () B.И. Невский () Н. И. Подвойский () К. К. Юренев () И. В. Сталин (,) B.М. Альтфатер () А. И. Окулов (1919) И. Г. Смилга () C.И. Гусев (1919,) А. И. Рыков (1919) Д. И. Курский ()







Первые награды Красной Армии год. Личное оружие, одежда, часы, благодарность перед строем года – Орден Красного Знамени РСФСР – 1919г почетные наградные знаки отличия, почетные революционные Красные Знамена, почетное наградное огнестрельное оружие год – Орден Красного Знамени СССР.


Этапы создания красной Армии. 15 января 1918 г – декрет Совнаркома о создании РККА. 29 января образование Красного Флота г – демобилизация старой царской армии, набор в новую Красную армию всех желающих, и с привлечением военспецов царской армии. Апрель 1918 г декрет об обязательном военном обучении, принятие первой советской военной присяги. Май 1918 г – Постановление о всеобщей мобилизация рабочих и беднейших крестьян. Июль 1918г - Закон об обязательной военной службе – 1919 г открытие высших учебных заведений. Сентябрь 1918г создание РВСР. Ноябрь 1918г учреждение Совета Рабочей и Крестьянской Обороны. 1918г – Учреждение первых советских наград.

Тема: «Создание Красной Армии»

Работу выполнила: ученица 9Г класса Фахрутдинова Вера Сергеевна

Проверила работу: учитель истории Стеблюк Алёна Ивановна




  • Первые шаги большевиков говорили о том, то они действительно хотели
  • отказаться от прежней царской системы. 16 декабря 1917 года был принят декрет
  • об отмене офицерских званий. Командиры теперь избирались своими же
  • подчиненными. По замыслу партии, в день создания Красной Армии новое
  • войско должно было стать по-настоящему демократическим. Время показало,
  • что эти замыслы не смогли пережить испытания кровопролитной эпохи.





  • Несмотря на все изъяны, Красная Армия в первые месяцы гражданской войны смогла добиться важных успехов, ставших залогом ее будущей безоговорочной победы. Большевикам удалось удержать Москву и Екатеринодар. Локальные восстания подавлялись за счет заметного численного преимущества, а также широкой народной поддержки. Популистские декреты советской власти (особенно в 1917-1918 гг.) сделали свое дело.

  • Во время гражданской войны этапы создания Красной Армии быстро сменяли друг друга. 22 апреля 1918 года выборы командного состава были отменены. Теперь руководители частей, бригад и дивизий назначались в Наркомате по военным делам. Первым главой этого ведомства в ноябре 1917 года стал Николай Подвойский. В марте 1918-го его заменил Лев Троцкий.

  • Именно этот человек стоял у истоков Октябрьского переворота в Петрограде. Революционер руководил захватом городских
  • коммуникаций и Зимнего дворца из Смольного,
  • где находилась штаб-квартира большевиков. На
  • первом этапе Гражданской войны фигура Троцкого
  • по своим масштабам и важности принимаемых
  • решений ничуть не уступала фигуре Владимира
  • Ленина. Поэтому неудивительно, что Лев Давидович
  • был избран народным комиссаром по военным
  • делам. Его организаторский талант во всей своей
  • красе проявился именно на этом посту. У истоков
  • создания Красной Армии стояли те самые первые
  • два наркома.

  • Январь был месяцем начала Красной Армии. Февраль был месяцем ее боевого крещения.

  • 22 июня Германия начала войну против СССР. Была проведена мобилизация военнообязанных, родившихся в 1905–1918. С первых дней войны развернулась массовая запись добровольцев в Красную Армию







  • 1.1918 год. Личное оружие, одежда, часы, благодарность перед строем.
  • 2. 30.09.1918 года – Орден Красного Знамени РСФСР.
  • 3. 1918 – 1919г почетные наградные знаки отличия, почетные революционные Красные Знамена, почетное наградное огнестрельное оружие.
  • 4. 1924 год – Орден Красного Знамени СССР.

  • 15 января 1918 г – декрет Совнаркома о создании РККА.
  • 29 января образование Красного Флота.
  • 1918 г – демобилизация старой царской армии, набор в новую Красную армию всех желающих, и с привлечением военспецов царской армии.
  • Апрель 1918 г декрет об обязательном военном обучении, принятие первой советской военной присяги.
  • Май 1918 г – Постановление о всеобщей мобилизация рабочих и беднейших крестьян.
  • Июль 1918г - Закон об обязательной военной службе.
  • 1918 – 1919 г открытие высших учебных заведений.
  • Сентябрь 1918г создание РВСР.
  • Ноябрь 1918г учреждение Совета Рабочей и Крестьянской Обороны.
  • 1918г – Учреждение первых советских наград.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Презентацию на тему "Красная армия" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 16 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Урок истории 11 класс

Красная армия в 30-ые годы 20 века

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

К.Е. Ворошилов (1881-1969) В 1925-1934 гг. – нарком по военным и морским делам, председатель РВС СССР. 1934-1940 – нарком обороны СССР, с 1940 –заместитель председателя Совнаркома. В годы Великой Отечественной войны – член ГКО и представитель Ставки Верховного Главнокомандующего на ряде фронтов. В начале войны проявил полную неспособность руководить войсками. В 1953-1960 гг – Председатель Президиума, а с 1960 года – член Президиума Верховного Совета СССР

Слайд 5

С.М. Будённый (1883-1973) В Гражданскую войну командовал 1-й Конной Армии (1919-1923). Позже на командных должностях в Красной Армии, заместитель и первый заместитель наркома обороны. В 1941-1942 гг. – командовал войсками ряда фронтов и направлений, затем – кавалерией Красной Армии. С января 1943 командующий кавалерией Советской Армии и чл. Высшего военного совета Министерства Вооруженных Сил СССР, а в 1947-53 одновременно зам. министра сельского х-ва по коневодству. С мая 1953 по сентябрь 1954 инспектор кавалерии.

Слайд 6

А.И. Егоров (1883-1939) Окончил Юнкерское пехотное училище. Участник Первой мировой войны (полковник). После октябрьской революции перешёл на сторону советской власти. Участник Гражданской войны. Затем начальник Генерального штаба, заместитель наркома обороны СССР. Маршал Советского Союза. Расстрелян с группой военачальников. Реабилитирован посмертно.

Слайд 7

В.К. Блюхер (1890-1938) В1920-1922 гг. – военный министр и главнокомандующий Народно-революционной армией Дальневосточной республики. Первый кавалер ордена Красного Знамени. После Гражданской войны – на высших командных постах в армии. В 1929-1938 гг. – командующий Отдельной Дальневосточной армией. В 1938 г. арестован и расстрелян

Слайд 8

М.Н. Тухачевский (1893-1937) Из дворян. Окончил военное училище. Участник Первой мировой войны (гвардии подпоручик). Сначала 1918г. – в Красной Армии После Гражданской войны 1918-20 принимал деятельное участие в проведении Военной реформы 1924-25. С 1934 заместитель наркома обороны, с 1936 1-й заместитель наркома обороны и начальник управления боевой подготовки. Был расстрелян в 1937 году.

Слайд 9

Белов И.П. (1893-1938) командарм 1-го ранга (1935). Сын крестьянина-бедняка. Участник 1-й мировой войны, унтер-офицер. В 1919 главнокомандующий войсками Туркестанской республики. Успешно боролся с басмаческими отрядами, применяя против них их же террористические методы. В 1938 на посту командующего войсками Белорусского военного округа арестован. Приговорен к смертной казни. Расстрелян. В 1956 реабилитирован.

Слайд 10

Каменев С.С. (1881-1936) Командарм 1-го ранга (1935). Член КПСС с 1930. Родился в семье военного инженера. Окончил Александровское военное училище (1900) и Академию Генштаба (1907). Во время 1-й мировой войны 1914-18 на штабных должностях. В начале 1918 добровольно вступил в Красную Армию. С 1918 по 1919 успешно командовал войсками Восточного фронта, затем при обороне и наступлении против войск Колчака в 1919. С 1919 по 1924 - главнокомандующий вооруженными силами Республики. С 1934 начальник управления ПВО и одновременно член Военного совета при Наркомате обороны СССР. Скончался 25 августа 1936 года от сердечного приступа.

Слайд 11

Б.М. Шапошников (1882-1945) На военной службе с 1901 г. Участник Первой мировой войны (полковник), в Красной Армии с 1918 г. В годы Гражданской войны и после её окончания – на штабной и военно-преподавательской работе. Во время Великой Отечественной войны – начальник Генерального штаба, заместитель наркома обороны. Маршал Советского Союза. Внёс значительный вклад в теорию и практику строительства Вооружённых Сил СССР.

Слайд 12

И.Э. Якир (1896-1937) Участник Гражданской войны. В конце 1920-х гг. учился в немецкой военной академии. 12 лет командовал Украинским военным округом. В 1935-1936 гг. в Политбюро принимались решения о назначениях Якира и Уборевича, как наиболее талантливых командующих войсками двух ведущих военных округов, на высшие должности в центральном аппарате НКО. Якир отказался от должности начальника Генштаба. Репрессирован в 1937г

Слайд 13

И.П. Уборевич (1896-1937) В конце 1920-х гг. учился в немецкой военной академии. В 1930 г. был назначен 1-м заместителем наркома по военным и морским делам. Затем командующий Белорусским военным округом. В Белорусском округе под руководством Уборевича выросли талантливые командиры, ставшие видными полководцами Великой Отечественной войны: будущие маршалы Г.К.Жуков, И.С.Конев, К.А.Мерецков и др.

Слайд 14

Я.Б. Гамарник (1884-1937) В 1929-1937 гг. начальник Политуправления РККА. Возглавил чистку политического состава РККА от «бывших белых» В 1930-1934 гг. первый зам. наркома по военным и морским делам СССР Ворошилова и зам. председателя Реввоенсовета СССР. Оказывал всемерное содействие Тухачевскому в осуществлении технической реконструкции Красной Армии и сыграл большую роль в повышении боеготовности РККА.В 1934-1937 гг. первый зам. наркома обороны СССР. Гамарнику первым в Красной Армии в 1935 было присвоено звание армейского комиссара 1-го ранга, соответствующее званию командарма 1-го ранга. Застрелился накануне неизбежного ареста

Слайд 15

Слайд 16

В.М. Примаков (1897-1937) В 1914 вступил в РСДРП, большевик. Награжден двумя орденами Красного Знамени (1920, 1921). Поддерживал дисциплину с помощью карательных мер. Образование получил на Высших военно-академических курсах (1923). В 1933-1935 - зам. командующего Северо-Кавказским военным округом, зам. инспектора высших военно-учебных заведений. С 1935 зам. командующего Ленинградским военным округом. В1937 приговорен к смертной казни. Расстрелян. В 1957 реабилитирован.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации, ее закрепления, применения и проверки уровня усвоения средствами технологии самостоятельного группового обучения.

    Тип урока: комбинированный.

    Образовательная: изучить причины создания Красной Армии, обеспечить повторение и углубленное изучение ранее изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны.

    Развивающая: продолжить развитие и формирование умений: излагать главные вопросы темы, готовить и выступать с сообщениями, работать с исторической картой и документами, дополнительной литературой, анализировать их, делать выводы, записывать главное в тетрадь.

    Воспитательная: воспитание гражданских и патриотических чувств.

    Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, парная.

    Методы: частично – поисковый, исследовательский

    Оборудование: учебник История России 9 класс (под редакцией Данилова А.А, Косулиной Л.Г), История Отечества 10 класс (под редакцией Жаровой Л.Н, Мишиной И.А), настенная карта «Гражданская война и интервенция в России», видеофильм из серии «Россия XXв», аудиозапись с музыкой группы «Любэ» - «Конь», сообщения учащихся о Блюхере В.К; Вацетисе И.И; Тухачевском М.М; Троцком Л.Д, исторические документы, портреты, форма, мультимедиа.

    Учитель: Сообщается тема урока и цель.

    Звучит музыка: «Проводы» (как родная меня мать провожала).

    Учитель: В ходе урока необходимо записать этапы создания Красной Армии. Приложение 1

    Мультимедиа. 1 кадр о революции.

    Учитель: В октябре 1917 года произошла Октябрьская революция, к власти в стране пришли большевики, с октября и по март 1918 года по всей стране шло становление власти советов, где мирным путем, а где вооруженным, и первые выступления против большевиков были стихийными и разрозненными, не пользовались массовой поддержкой населения и проходили на фоне относительного быстрого и мирного установления власти советов это время назвали «Триумфальным шествием советской власти в стране». Однако уже в самом начале противостояния сложилось два основных центра сопротивления власти большевиков: к востоку от Волги, в Сибири, где преобладали зажиточные крестьяне, находившиеся под влиянием эсеров, а также на юге – на территориях, заселенных казачеством, известным своим свободолюбием и особым укладом жизни. Главными фронтами гражданской войны становятся Восточный и Южный.

    Ленин был приверженцем марксистского положения о том, что после победы социалистической революции регулярная армия, как один из главных атрибутов буржуазного общества, должна быть заменена народным ополчением, которое будет созываться лишь в случае военной опасности. Однако размах антибольшевистских выступлений потребовал иного подхода.

    1.15 января 1918 года декретом Совнаркома провозглашено создание Рабоче–Крестьянской Красной Армии (РККА). В числе первых добровольцев, вступивших в РККА, были питерские рабочие – красногвардейцы. 29 января 1918 года был образован Красный Флот.

    Учитель: На партах у всех лежат документы о создании РККА.

    Учитель: Ответьте, пожалуйста, на вопрос, на каких принципах шел процесс формирования Красной Армии?

    Ответы учащихся: армия создается из сознательных и организованных элементов трудящихся, доступ в нее открыт для всех, кто готов отдать свои силы, жизнь для защиты завоеваний революции, необходимы рекомендации: войсковых комитетов или демократических организаций.

    Учитель: Сейчас мы посмотрим с вами фрагмент видеофильма о создании РККА. Хочу обратить ваше внимание на то, чтобы вы внимательно посмотрели фильм и ответили на вопрос.

    Учитель: О чем свидетельствует документальная кинохроника? Какова их подготовка? Кто были первыми красноармейцами?

    Ответы: очень плохо одеты, у многих нет соответствующей формы, многие не умеют стрелять, нет дисциплины.

    Учитель: ответы правильные.

    2.Учитель: Осенью 1917 года – весной 1918 года шел процесс демобилизации старой царской армии. Упразднялись все старые чины и звания, сословия, вводилась выборность командного состава.

    Вопрос. Что такое демобилизация (вспомнить определение).

    Ответы: разоружение старой армии, роспуск солдат по домам, упразднялись все военные чины.

    Учитель: Многие солдаты и офицеры старой царской армии не согласные с новой властью, властью большевиков, уходили служить на Дон к атаманам Каледину, Деникину, Алексееву и другим генералам и атаманам. На Дону формируется Добровольческая армия под командованием генерала Лавра Корнилова, которая положила начало белому движению, названному так по контрасту с красным – революционным. Белый цвет символизировал законность и порядок. Участники белого движения считали себя выразителями идеи восстановления былой мощи и могущества Российской державы и беспощадной борьбы с теми силами, которые, по их мнению, ввергли Россию в хаос и анархию, - с большевиками.

    Применявшийся поначалу добровольческий принцип комплектования приводил к организационной разобщенности, децентрализации в управлении войсками, что пагубным образом отражалось на боеспособности и дисциплине Красной Армии. Она потерпела ряд серьезных поражений.

    Вот почему, ради достижения высшей стратегической цели – сохранения власти большевиков, Ленин счел возможным отказаться от своих воззрений в области военного строительства и вернуться к традиционным, «буржуазным», как он говорил принципам, т.е. к всеобщей воинской повинности и единоначалию.

    3. Учитель: Еще весной 1918 года был издан декрет об обязательном военном обучении. Женщины могли обучаться военному делу добровольно.

    4. 22 апреля 1918 года – была отменена выборность командиров и введена первая советская военная присяга, текст которой был составлен Л.Д.Троцким.

    В тот же день был сделан важный шаг к переходу от добровольного принципа формирования армии к всеобщей воинской обязанности: каждый вступивший в ряды РККА, должен был принять присягу и прослужить в ней не менее шести месяцев.

    Красноармеец в форме, читает Военную присягу (документ – история Отечества).

    Учитель: Ответьте на вопрос, что являлось самым главным, самым важным для вступивших в ряды РККА?

    Ответы учащихся.

    Учитель: Вопрос первый. Каков был срок службы в рядах Красной Армии?

    Учитель: Вспомните, сколько служат в современной Российской армии?

    У: А теперь посмотрим фрагменты фильма, обратите внимание на первую форму красноармейцев, что в ней особенного, что ее отличает от современной формы?

    Кадры мультимедиа о форме (3,4,5).

    Ответы учащихся: длинные шинели, гимнастерки, нет знаков отличия, непривычные головные уборы, у многих нет сапог, ноги обмотаны портянками.

    Учитель: абсолютно верно, формы на всех не хватало, одевались, у кого что было.

    Учитель: На 20 мая 1918 года в армии Советской республики насчитывалось чуть более 322 тысяч бойцов. Из них вооруженных было около 200 тысяч, обученных – около 31 тысячи. Такими силами невозможно было противостоять войскам белогвардейцев и интервентов.

    «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться», - говорил Ленин осенью 1918 года.

    5. В мае 1918 г. ВЦИК издает постановление «О переходе к всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян».

    В июле 1918 г – закон был опубликован, в нем говорилось: «лица от 18 до 40 лет мужского пола обязаны проходить военную службу». В течение лета – осени 1918 г в ряды РККА было мобилизовано 300 тыс.ч. В постановлении также говорилось, что лица, недостойные служить в армии по своим нравственным качествам, не допускались в ее ряды (впоследствии издан декрет «об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям»). Для них вводилась альтернативная служба.

    Костяком армии были члены РКП (б). К концу гражданской войны Красная армия насчитывала 5,5 млн. бойцов, из них свыше 700 тысяч, рабочих, 4 млн. крестьян. В нее было призвано около 50 тыс. офицеров и генералов старой армии, 10 тысяч военных чиновников, 40 тыс. врачей и медперсонала в основном старой царской армии. Старые военные специалисты составляли 35% всего командного состава Красной армии. К 1 января 1919 г ряды красной армии составляли примерно 165 тысяч бывших царских офицеров и солдат. Привлечение военспецов сопровождалось строгим «классовым» контролем над их деятельностью. А поручено было принимать офицеров старой армии Тухачевскому Михаилу Николаевичу.

    Сообщение учащегося. Портрет. Тухачевский Михаил Николаевич, человек исключительных способностей, учась в кадетском корпусе, он собственноручно изготовил скрипку, про него всегда говорили, что у него золотые руки, так как он все всегда предпочитал делать сам. С отличием закончил кадетский корпус и был принят в Александровское военное училище, окончание училища совпало с началом первой мировой войны. Тухачевский был в звании подпоручика лейб – гвардии Семеновского полка. Весной 1918 года был принят на работу в военный отдел Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), в апреле вступил в партию большевиков. Он лично принимал бывших офицеров, его беседы отличались исключительным тактом. Новый командарм производил на своих собеседников огромное впечатление, и не одна сотня офицеров, благодаря ему, перешла тогда на сторону Советской власти. Это позволило быстро создать полевое управление 1-й армии, штабы дивизий и бригад, наладить штабную работу.

    Учитель: Большое внимание уделялось формированию новых командных кадров.

    6. В 1917 – 1919 гг помимо краткосрочных курсов и военных школ для подготовки среднего командного звена из наиболее отличившихся красноармейцев были открыты высшие военные учебные заведения. Привлечение в армию военных специалистов осуществлялось одновременно с введением должности военных комиссаров, которые должны были контролировать действия командира, отвечали за боеспособность и стойкость частей, осуществляли политическое воспитание матросов и красноармейцев.

    7. В сентябре 1918 г для общего руководства военными действиями на фронтах был создан Реввоенсовет Республики (РВСР), состоявший из командующего фронтом (армией) и двух комиссаров. В его состав вошли Л.Д. Троцкий (председатель), Э.М. Склянский, К.Х Данишевский, П.А. Кобозев, И.И. Вацетис и другие.

    Л.Д.Троцкий рассказывает учитель.

    Троцкий Л.Д, оставаясь наркомом по военным и морским делам, в должности председателя РВСР очень много сделал для превращения Красной Армии в революционную, регулярную армию. Он активно боролся с так называемой оппозицией, которая сопротивлялась введению воинской повинности и привлечению военных специалистов. Он принимал участие в разработке операций по разгрому Колчака, Деникина, Юденича, белополяков. Он работал в тесном контакте с Лениным, который всецело доверял ему. Троцкий проявил склонности к администрированию и силовому давлению. Члены РВСР были наделены чрезвычайными полномочиями (вплоть до расстрела изменников и трусов без суда и следствия), выезжали на самые опасные участки фронта.

    8.Учитель: 2 сентября 1918 г была учреждена должность Главнокомандующего Вооруженными силами. Первым главкомом республики стал Вацетис И.И

    Выступление учащегося. – портрет на мультимедиа.

    Вацетис И.И окончил академию Генерального штаба, и в звании полковника участвовал в первой мировой войне. Со своим полком перешел на сторону Советской власти. Подавлял

    Учитель: самостоятельно изучите документ и ответьте на вопрос, С какой целью принят этот документ?

    Ответы учащихся: Республика была в опасности, белые части наступали, нужно было защищать дело революции, власть большевиков.

    Учитель: Все верно, республика Советов была в опасности.

    10.Для координации действий фронта и тыла в конце ноября 1918 был учрежден Совет рабочей и Крестьянской Обороны.

    Учитель: прочитайте документ об образовании Совета Рабочей и Крестьянской Обороны и ответьте на вопрос: Какие функции возлагались на Совет?

    Ответы учащихся: мобилизация всех сил и средств в интересах обороны.

    Учитель: Он должен был мобилизовать все ресурсы страны на защиту Социалистического Отечества. Совет обороны возглавлял Ленин. Совету обороны подчинялись все наркоматы и РВСР. Дважды в неделю на заседаниях совета обороны рассматривались вопросы о производстве оружия, боеприпасов, снабжении фронта и тыла, распределение людских ресурсов.

    Самая большая опасность власти большевиков грозила с востока. Для отпора – сформирован Восточный фронт. Бои на восточном фронте были тяжелыми и кровопролитными.

    Большую помощь войскам восточного фронта оказал 10 тысячный партизанский отряд под командованием В.К.Блюхера.

    Выступление учащегося. Портрет.

    Блюхер В.К. был родом из крестьян. Его деда помещик за расторопность и смекалку прозвал Блюхером по имени Прусского фельдмаршала Блюхера. Кличка превратилась в фамилию. Молодой Василий работал на заводе, где сблизился с большевиками. В годы первой мировой войны получил два Георгиевских креста, Георгиевскую медаль, получил звание унтер офицера. В 1915 г ранен. Затем с отрядом красногвардейцев устанавливал Советскую власть в Челябинске. Организовал отпор атаману Дутову под Оренбургом и был отрезан от основных сил Красной армии. В невероятно трудных условиях Блюхеру удалось провести свой отряд по тылам белых. Блюхер первым был награжден орденом Красного Знамени (так как его переход в течение сорока дней в полторы тысячи километров приравнивали к переходу Суворова через Альпы).

    Учитель: Но давайте вернемся назад. Когда одним из первых декретов советсткая власть упразднила все старые звания, чины, сословия упразднила и царскую наградную систему. В первые годы советской власти как таковой системы поощрения в течение года не было, Красные герои довольствовались скромными подарками. Например: «за преданность революции и умелое командование батареей красному командиру – артиллеристу товарищу Наливайко преподносятся красные шаровары».

    У: Вспомним фильм «Офицеры» (где командир тоже был награжден красными шароварами)

    Награды в виде одежды были часто, еще и потому, что ее просто не хватало. Желанной наградой были часы, личное оружие, или просто благодарность перед строем бойцов.

    Первый орден появился в наградной системе советской власти в 1918г. Им стал орден Красного Знамени РСФСР. Орден на мультимедиа. Приложение 1

    30 сентября 1918г за №1 орден вручен В.К. Блюхеру (впоследствии за годы гражданской войны получил четыре ордена, и пятый в середине 20 годов за работу в качестве военного советника при революционном правительстве Китая).

    Четыре ордена Красного Знамени получили еще три героя Гражданской войны С.С Вострецов, И.Ф. Федько, Я.Ф. Фабрициус. Более тридцати человек награждены этим орденом трижды, а около трехсот человек – дважды. Всего кавалерами ордена Красного Знамени стали около 15 тысяч человек.

    В 1924 году был учрежден орден Красного Знамени СССР.

    Кроме орденов, появились почетные боевые нагрудные знаки отличия, почетные революционные красные знамена, почетное наградное огнестрельное оружие.

    В боях с интервенцией и гражданской войны строилась и формировалась Красная армия, молодые бойцы обучались военному делу, изучали Устав, различные военные дисциплины. И не раз еще испытывали нашу Красную армию захватчики – милитаристы. Суровым испытанием для народа и его вооруженных сил была Отечественная война с фашизмом.

    Учитель: Мы рассмотрели историю создания Красной армии. Как вы считаете, какой этап был самым сложным и почему?

    Ответы учащихся: наверное, первый, так как время было очень сложное, неопределенное, только что прошла демобилизация царской армии, и тут набор в новую армию Красную, над страной нависла опасность интервенции, укрепление новой власти большевиков, народ был в раздумье, куда идти в белую или красную, что из них лучше.

    Учитель: подводит итог.

    С полным основанием можно считать, что нынешняя российская армия – прямая наследница боевой славы, опыта, традиций Советских Вооруженных сил и Красной армии. В тоже время – она наследница замечательных традиций и блистательных побед русской армии дореволюционного времени. Она наследница тех, кто прославил себя на льду Чудского озера, Куликовом поле, под Полтавой, и Бородино, в знаменитом Брусиловском прорыве и победах Великой Отечественной войны.

    Звучит музыка. Преображенский марш. Музыка «Проводы».



    Что еще почитать