А. с. пушкин «сказка о царе салтане». тема сказки. события сказочного текста. Чему учат сказки Пушкина

Блиц- опрос

Что стало причиной несчастий молодой царицы?(зависть)

Как звали сына царя Салтана? (князь Гвидон.)

От кого и как спас князь Гвидон Лебедь?

В кого превращался Гвидон, чтобы попасть в царство царя Салтана?(муха, шмель, комар)

Из чего царевич сделал тетиву для лука?(шнурок)

Какими словами Лебедь встречала Гвидона?

Как звали дядьку 33 богатырей? (Черномор.)

Кто был приставлен к белке, чтобы вести счет орехам? (Дьяк)

Что велел снарядить царь Салтан, чтобы отправиться в гости к князю Гвидону? (флот)

Игра «Верю-не верю»

Достаём карточку, читаем её, если верим, ставим +, если не верим -.

1) «Здравствуй, красная девица,-

Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу ноября (-) (сентября)

2) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Боян (-) (Буян)

3) Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку, прочитали закон. (-) (указ)

4) Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)

5) Гвидон превращался в муху, комара, стрекозу (-) (комар, муха, шмель)

6) Смотрит- видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Орёл носится над ней… (-) (коршун)

7) Ребёнок родился 71 см. (+) (аршин - старинная русская мера длины 71 см)

8) Гвидон сам построил город на острове. (-) (лебедь ему сделала подарок)

9) Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем (+)

10) Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла» (-) (Во саду ли в огороде)

11) Гвидон пять раз летал к Салтану. (-) (3)

12) Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

13) Царевна-лебедь встречала Гвидона у моря словами:

« Здравствуй, принц, ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный.. (-) (князь)

14) О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи (-) (От корабельщиков)

15) Каждая из героинь - ткачиха, повариха, Бабариха осталась без одного глаза. (-) (Гвидон пожалел свою бабушку)


«Рабочий лист по сказке»

Обобщающий урок по сказке

А.С. Пушкина

«

Отличие сказки А.С.Пушкина от фольклорных

Элементы

волшебных сказок

«Сказка о царе Салтане»

Работа в парах

Какими душевными качествами обладали главные герои сказки? Составьте мини- характеристики.

Имя персонажа

Какой он?

Что делает?

Пословица или поговорка

Сёстры и сватья

Царевна Лебедь

Князь Гвидон

Царица- мать

Отрицательные герои

Положительные герои

Подумай, как бы могла закончиться сказка, будь герои сказки другими по характеру?

Разгадай кроссворд

По горизонтали.

1. Насекомое, в которое в последний раз превратился князь Гвидон.

2. Дядька богатырей.

3. Бабушка князя Гвидона.

4. Дерево, под которым сидела белка.

5. Хозяин острова Буяна.

6. Сан Салтана.

По вертикали. 7. Жена князя Гвидона.

Восстанови последовательность событий в сказке

Подмена грамоты.

Избавление царевны от злого коршуна.

Царь Салтан выбирает жену.

Морское путешествие царицы и Гвидона.

Встреча Салтана с женой.

Приключения Гвидона.

Чему учит сказка А.С. Пушкина « Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»?___________________________________

Оцени свою работу на уроке:

Если урок был интересен и понятен, раскрась флажок зелёным карандашом.

Если урок был интересен, но возникали трудности, которые ты преодолел, раскрась флажок синим карандашом.

Если урок был непонятным и неинтересным, раскрась флажок красным карандашом.

Спасибо за работу на уроке!

Просмотр содержимого документа
«Тест»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

1. Куда после свадьбы уехал царь Салтан?

а ) К соседнему государю;
б
) на охоту;
в
) на войну .

2. Что подменили гонцу?

а ) Грамоту ;
б
) приказ;
в
) письмо.

3. В чем царицу с сыном пустили в окиян?

а ) В лодке;
б
) на плоту;
в
) в бочке .

4. К кому обращался маленький Гвидон, находясь в море?

а ) К ветру;
б
) к волне ;
в
) к морю.

5. От какой птицы спас Гвидон царевну Лебедь?

а ) От ястреба;
б
) от орла;
в
) от коршуна .

6. Чем не торговали корабельщики?

а ) Бобрами ;
б
) соболями;
в
) лисами.

7. Кто рассказал царю Салтану о чудесной белке?

а ) Ткачиха;
б
) повариха;
в
) сватья баба Бабариха.

8. Из какого камня были ядра волшебных орехов?

а ) Из алмаза;
б
) из сапфира;
в
) из изумруда.

9. В какое насекомое не превращался князь Гвидон?

а ) В комара;
б
) в муху;
в
) в пчелу.

10. Сколько раз Гвидон слал поклоны царю Салтану?

а ) Три раза;
б
) четыре раза ;
в
) пять раз.

Просмотр содержимого документа
«Я. конспект урока.»

Обобщающий урок по сказке

А.С. Пушкина

« Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель: учиться составлять характеристику героев по плану;

развивать речь, логическое мышление, умение находить необходимые отрывки в тексте;

развивать технику чтения;

воспитывать душевные качества, такие как умение прощать, благородство.

Оборудование : рабочие листы для учащихся, учебник литературного чтения, дополнительный материал к уроку.

Ход урока

    Орг. момент. Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Сегодня у нас заключительный урок по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Мы проведём его в необычной форме. От вас потребуется знание сказки, внимание и память.

    Постановка цели и задач урока.

Каковы цели художественных произведений?

Для чего они существуют в культуре человечества?

Сегодня мы попытаемся выявить замысел сказки А.С. Пушкина.

    Работа по теме урока

А). Сравнение сказок А.С.Пушкина с волшебными народными сказками.

Какие сказки А.С. Пушкина вам известны?

Что вы заметили в названии этих произведений?

К какому типу сказок относится «Сказка о царе Салтане…» (бытовой, о животных, волшебной?) Почему?

Разберём, чем же отличается сказка А.С.Пушкина от фольклорных?

(коллективная работа в рабочих листах, заполнение таблицы)

    Зачин - у А.С. Пушкина отсутствует

    Троекратный повтор событий - есть, три раза проезжали мимо острова Буяна купцы, три раза летал Князь Гвидон в царство своего отца, три раза царь Салтан собирался приехать на остров Буян.

    Волшебные события, герои, предметы - лебедь; рос не по дням, а по часам; волшебная белка; тридцать три богатыря; превращения князя Гвидона.

    Герои четко делятся на добрых и злых – сестры царицы, коршун – злые герои, царица, князь Гвидон, царь Салтан, царевна-лебедь – добрые.

    Сказочный язык

(Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобретательности. Постоянный эпитет – синее море, нелестный эпитет – Иванушка-дурачок.

Присказка – короткий рассказ, прибаутка в начале сказки.)

А.С.Пушкин использует в своей сказке фольклорные эпитеты и придумывает свои.

Фолк. - …добра коня…

неведому зверюшку

море синее...

дуб зеленый…

снурок шелковый…

клёв кровавый…

лебедь-белая…

князь ты мой прекрасный…

гости-господа…

Авт . – … для законного решенья…

не птичьим криком стонет…

могучий избавитель…

к царству славного Салтана

и желанная страна…

    Зло наказано - у А.С. Пушкина прощено

    Сказочная концовка – есть, (прочитать)

Какими душевными качествами обладали главные герои сказки, что привело к такой концовке?

Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим. Такие отношения складываются, благодаря мастерству автора в создании образов литературных героев.

Б). Составление мини-характеристик героев сказки.

Предлагаю вам составить мини-характеристики героев сказки.

(работа в парах по рабочему листу)

1.Имя персонажа

2.Какой он - 2 слова

3.Что делает?- 3 слова

4.Пословица или поговорка

Персонажи: Салтан, сестры и сватья, царевна Лебедь, князь Гвидон, царица-мать.

Подсказки:

2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.

3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,

удивляется, каются, благодарит, наказывает, заботится.

4.Семьей дорожить - счастливым быть. Вся семья вместе и душа на месте. На обмане счастья на построишь. Мудрость ценнее золота. При солнышке тепло, при матери добро.

Коллективное обсуждение составленных характеристик.

Каких героев вы отнесли в группу положительных?

(Князь Гвидон, царица, царь Салтан, царевна Лебедь.)

Каких героев вы отнесли в группу отрицательных героев?

(Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, коршун)

Как бы могла закончиться сказка, будь герои сказки другими по характеру?

Физминутка.

(прядем пряжу, изображаем движение волн, натягиваем тетиву лука, поднимаемся в небо лебедушкой, подгоняем кораблик, выходим витязями из моря)

В). Разгадывание кроссворда.

Г). Восстановление последовательности событий в сказке.

Д). Выявление замысла сказки.

4. Рефлексия.

Р.S . Если на уроке остаётся время, можно использовать дополнительный материал к уроку.

Рефлексия

Чем был интересен урок, что нового открыли для себя? Что, по-вашему, не удалось?

Что за прелесть эти сказки!
А.С. Пушкин

Все дети любят сказки! Я их тоже очень люблю! Потому что, во-первых, в сказках всегда побеждает добро и торжествует справедливость! А, во-вторых, в сказках можно встретиться с удивительными сказочными героями, с чудесами и волшебством!

Когда я была маленькой, мне читали и рассказывали сказки мама, папа или бабушка. Сказки учат детей тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано, смелый и честный победит, терпеливый дождётся, правда восторжествует. Лучше всего это выражено в народных сказках. Прожитые чувства вместе со сказочными персонажами делают нас добрее и милосерднее, смелее и сильнее. Сказки помогают нам справляться со страхом, перебороть свои слабости и поверить в собственные силы.

Мой папа утверждает, что самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее - самые могущественные волшебники. Я с ним, конечно, согласна и, думаю, что у меня всё ещё впереди.

Научившись читать, я прочитала много разных сказок: русские народные сказки, казахские народные сказки, сказки народов мира, сказки Бажова, сказки Андерсена, сказки братьев Гримм, сказки Шарля Перро. Но особенно дороги и близки моему сердцу сказки Александра Сергеевича Пушкина. Читая сказки Пушкина, ты погружаешься в удивительный и волшебный мир! И в этот мир тебя заводит твой любимый поэт-сказочник. Здорово, когда есть такие взрослые, которые понимают детей и могут сочинять такие замечательные сказки! Жизнь без сказок была бы очень скучной. К сожалению, многие взрослые забывают, что они тоже были когда-то детьми. По стихам и сказкам А.С. Пушкина видно, что он был очень весёлым и жизнерадостным человеком. Когда я узнала, как прошло его детство, я поняла, почему он стал всеми любимым поэтом.

Воспитанием Александра Сергеевича занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. Бабушка научила поэта читать и писать по-русски, а сказки маленькому Саше рассказывала Арина Родионовна. Она была крепостной крестьянкой, человеком из бедного и многострадального русского народа. Пушкин её очень любил и посвятил ей несколько стихотворений, наполненных любовью и благодарностью к этой простой русской женщине. Русские народные сказки, былины, предания, звучавшие из уст няни Арины Родионовны, раскрыли перед будущим поэтом красоту и величие русского языка и пробудили в нем любовь к русскому народу.

По-моему, главным секретом мастерства Пушкина-сказочника является особый певучий и мелодичный стихотворный язык поэта. Мне даже кажется, что мой любимый учёный кот - это на самом деле сам Александр Сергеевич, который когда своими мягкими и пушистыми лапками «идёт направо - песнь заводит», а когда - «налево - сказку говорит». Ученый кот протяжно «мурлычет» много сказок, в которых происходят чудеса и волшебство. В этих сказках «на неведомых дорожках» можно увидеть «следы невиданных зверей», избушку на курьих ножках; встретить знакомых нам с детства героев из русских народных сказок - лешего, русалку, тридцать прекрасных витязей, морского дядьку, королевича, царя, колдуна, богатыря, бурого волка, царевну, Бабу Ягу, Кащея! Сам Пушкин писал, что в этих сказочных местах обитает «русский дух…» и «там Русью пахнет!».

Мои любимые сказки Пушкина - это «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне». Особенно завораживает «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь». Мне кажется, что эта самая чудесная сказка. В этой сказке самая щедрая, самая загадочно-прекрасная из всех сказочных волшебниц - это царевна Лебедь. Какие только чудеса не происходят по велению царевны! Это чудо-остров, удивительная белочка, выход морского войска из пенной волны и, конечно, главное чудо - превращение птицы-Лебеди в царевну, князя Гвидона в комара, шмеля и муху. А какая она красавица - «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». В этой сказке побеждают любовь и добро.

Пушкин дал миру много поучительных произведений. Я тоже учусь на примерах сказочных героев А.С. Пушкина. Сказки А.С. Пушкина учат таким качествам, как: доверие, доброта, щедрость, смелость. Так, например, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» мы попадаем в мир царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Но и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Но чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.

А вот в «Сказке о рыбаке и рыбке» хорошо виден характер жадного человека. В нашей жизни тоже встречаются жадные люди, которые всегда желают чего-то большего, чем они имеют или могут иметь, не знают меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич показал, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут появилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у неё появились. В этой сказке олицетворением зла и жадности считается старуха. Добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает - рыбка посмеялась над старухой. А.С. Пушкин хотел показать, что люди ещё не поняли, что счастье не в богатстве. Как смешно выглядят люди в погоне за богатством. Рыбка в этой сказке выступает в роли добра, она олицетворяет добро. Рыбка готова была исполнить любые желания старухи, но не хотела служить оружием, с помощью которого старуха хотела добиться величия.

Почему же все так любят стихи и сказки Александра Сергеевича?! Да потому что они написаны простым и понятным языком. Его стихи запоминаются очень легко. Можно прочитать или услышать его стихотворение или сказку один раз, и многое запоминается дословно. А ещё его сказки очень добрые, и даже отрицательные герои не кажутся страшными монстрами. В сказках А.С. Пушкина показывается, как честный и добрый может преодолеть все испытания и трудности и в конце стать счастливым победителем. Сказки Пушкина хочется читать или слушать снова и снова…

В сказках А.С. Пушкина ощущаешь всю красоту и богатство русского языка и русской культуры.

Тюнина Анастасия

Сочинение на тему: Царь Салтан. Произведение: Сказка о царе Салтане


ЦАРЬ САЛТАН - герой сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтано-виче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831), написанной на основе сказки, поведанной поэту Ариной Родионовной. В передаче Арины Родионовны С. вовсе не имя, а как бы удвоение титула: царь-султан. Пушкин остроумно переделывает его в С. Получилось весьма колоритное, подлинно сказочное имя, сохраняющее славянскую окраску и намек на несметные «султанские» богатства. С.- царь идеальный, олицетворение мечты русского народа, отец-батюшка. Такой царь может запросто простоять весь вечер «позадь забора» и ненароком подслушать беседу трех девиц за пряжей. Царство С.- вполне домашнее, с хорошо протопленной печью в морозный крещенский вечер. Мысли царя самые простые. Три сестрицы пообещали ему разное и несбыточное, и он уверен, что стоит ему лишь пожелать, и все это сбудется. А главное, «к исходу сентября» у него будет сын-богатырь. Гвидон становится воплощением благополучной, подчиняющейся действительности. С. верит в чудеса. Идеальный образ С. разрушается под влиянием прозы жизни. Затягивается война, в которой С. «бьется долго и жестоко». Интригуют ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и добиваются изгнания любимой жены с младенцем. Но чем сильнее одурманивают они царя слухами о чудесах, тем слабее становится их власть над ним. Наконец чаша любопытства переполнена, и С. разрывает паутину своего безволия. Реальность, ожидающая его, оказывается богаче самых заманчивых снов. Царь С. обретает даже больше того, о чем мечтал. Главное же - семейное счастье восстановлено. Справедливость торжествует, недобрые чары развеяны. «Царь для радости такой» всех прощает и его, конечно, «уложили спать вполпьяна». На сюжет пушкинской сказки написана одноименная опера Н.А.Римского-Корсакова (соч. 1900).

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель :
    а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной; работать над навыками выразительной речи; учить работе с текстом; закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»
Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.Наглядность : иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане»Ход урока: Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)
    Есть волшебство Странствия, приключения героев Кто-то мешает или помогает Герой воюет с нечистой силой Эпизоды повторяются по 3раза Есть зачин, концовка Добро побеждает зло
А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)
    Повторы Общие места Строй сказки плавный, напевный Сказочник рисует словами образы, как красками
А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказкеЖанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» - литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин. Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость) Плачет у станка ткачиха, И завидуют оне Государевой жене (зависть) С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный) Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке - письменно) Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил
    Хищный
Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примерыКабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещенный мир Приготовила б я пир… Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, - Я б для батюшки царя Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке. (Отметить на листе под цифрой 2 - письменно) Век тебя я не забуду: Отплачу тебе добром, Сослужу тебе потом!
    Благодарность
Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь; Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость. Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры) Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…) Узнайте по костюму героя сказки и запишите на листе под цифрой 3 (письменно) Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце
    Салтан
Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет… А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят… Как вы понимаете эту шутку? А ткачиха с поварихой С сватьей бабой БабарихойОколо царя сидят –Четырьмя все три глядятДвух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых. А комар-то злится, злится И впился комар как раз Тетке прямо в правый глаз. Повариха побледнела, обмерла и окривела! Зажужжал он и как раз Тетке сел на левый глаз, И ткачиха побледнела: «Ай!» - и тут же окривела. Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются. Что вы можете сказать о времени и месте действия?Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо… Что общим является для сказки литературной и народной?
Мораль
Какую мораль можно извлечь из этих слов? А ткачиха с поварихой С сватьей бабой Бабарихой Разбежались по углам: Их нашли насилу там. Тут они во всем признались,Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости, добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». Что такое сюжет?Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын. В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет Помогаем приводить примерыГвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены. III. Рассмотрим план под названием «Композиция». Что такое композиция?Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… В сказке есть концовка: Я там был, мед, пиво пил Да усы лишь обмочил.

В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный. Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)IV. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.Перечислим их (см.план)
    Синонимы Сравнения Эпитеты Противопоставления Ондокоренные слова Сложные слова Славянизмы Определение после определяемого слова стоит Уменьшительно-ласкательные суффиксы Усилительные частицы, обращения и т.д.
Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениямиСловно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)? Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»
    Противопоставление
V. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста
1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?) Неведому зверушку
3. Царь велит своим боярам,Времени не тратя даром,И царицу, и приплод … (что сделать?) Тайно бросить в бездну вод
4. Какую песенку пела белка? Во саду ли, в огороде
5.Разом пушки запалили,В колокольнях зазвонили,К морю сам идет Гвидон…Кого он встречает? Царя Салтана
VI. Давайте подведем итоги. Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На доске написаны следующие цифры:Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.Подробная запись в Михайловском – в 1824г.14 стихов, остальное проза – 1828г.Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором. А теперь подведем итоги нашему уроку.Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

На этом урок закончен

Что еще почитать