Блиц- опрос
Что стало причиной несчастий молодой царицы?(зависть)
Как звали сына царя Салтана? (князь Гвидон.)
От кого и как спас князь Гвидон Лебедь?
В кого превращался Гвидон, чтобы попасть в царство царя Салтана?(муха, шмель, комар)
Из чего царевич сделал тетиву для лука?(шнурок)
Какими словами Лебедь встречала Гвидона?
Как звали дядьку 33 богатырей? (Черномор.)
Кто был приставлен к белке, чтобы вести счет орехам? (Дьяк)
Что велел снарядить царь Салтан, чтобы отправиться в гости к князю Гвидону? (флот)
Игра «Верю-не верю»
Достаём карточку, читаем её, если верим, ставим +, если не верим -.
1) «Здравствуй, красная девица,-
Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу ноября (-) (сентября)
2) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Боян (-) (Буян)
3) Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку, прочитали закон. (-) (указ)
4) Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
5) Гвидон превращался в муху, комара, стрекозу (-) (комар, муха, шмель)
6) Смотрит- видит дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей,
Орёл носится над ней… (-) (коршун)
7) Ребёнок родился 71 см. (+) (аршин - старинная русская мера длины 71 см)
8) Гвидон сам построил город на острове. (-) (лебедь ему сделала подарок)
9) Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем (+)
10) Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла» (-) (Во саду ли в огороде)
11) Гвидон пять раз летал к Салтану. (-) (3)
12) Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)
13) Царевна-лебедь встречала Гвидона у моря словами:
« Здравствуй, принц, ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный.. (-) (князь)
14) О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи (-) (От корабельщиков)
15) Каждая из героинь - ткачиха, повариха, Бабариха осталась без одного глаза. (-) (Гвидон пожалел свою бабушку)
Обобщающий урок по сказке
А.С. Пушкина
«
Отличие сказки А.С.Пушкина от фольклорных
Элементы | «Сказка о царе Салтане» |
Работа в парах
Какими душевными качествами обладали главные герои сказки? Составьте мини- характеристики.
Имя персонажа | Какой он? | Что делает? | Пословица или поговорка |
Сёстры и сватья | |||
Царевна Лебедь | |||
Князь Гвидон | |||
Царица- мать |
Отрицательные герои
Подумай, как бы могла закончиться сказка, будь герои сказки другими по характеру?
Разгадай кроссворд
По горизонтали.
1. Насекомое, в которое в последний раз превратился князь Гвидон.
2. Дядька богатырей.
3.
Бабушка князя Гвидона.
4. Дерево, под которым сидела белка.
5. Хозяин острова Буяна.
6. Сан Салтана.
По вертикали. 7. Жена князя Гвидона.
Восстанови последовательность событий в сказке
Подмена грамоты.
Избавление царевны от злого коршуна.
Царь Салтан выбирает жену.
Морское путешествие царицы и Гвидона.
Встреча Салтана с женой.
Приключения Гвидона.
Чему учит сказка А.С. Пушкина « Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»?___________________________________
Оцени свою работу на уроке:
Если урок был интересен и понятен, раскрась флажок зелёным карандашом.
Если урок был интересен, но возникали трудности, которые ты преодолел, раскрась флажок синим карандашом.
Если урок был непонятным и неинтересным, раскрась флажок красным карандашом.
Спасибо за работу на уроке!
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
1. Куда после свадьбы уехал царь Салтан?
а
) К соседнему государю;
б
) на охоту;
в
) на войну
.
2. Что подменили гонцу?
а
) Грамоту
;
б
) приказ;
в
) письмо.
3. В чем царицу с сыном пустили в окиян?
а
) В лодке;
б
) на плоту;
в
) в бочке
.
4. К кому обращался маленький Гвидон, находясь в море?
а
) К ветру;
б
) к волне
;
в
) к морю.
5. От какой птицы спас Гвидон царевну Лебедь?
а
) От ястреба;
б
) от орла;
в
) от коршуна
.
6. Чем не торговали корабельщики?
а
) Бобрами
;
б
) соболями;
в
) лисами.
7. Кто рассказал царю Салтану о чудесной белке?
а
) Ткачиха;
б
) повариха;
в
) сватья баба Бабариха.
8. Из какого камня были ядра волшебных орехов?
а
) Из алмаза;
б
) из сапфира;
в
) из изумруда.
9. В какое насекомое не превращался князь Гвидон?
а
) В комара;
б
) в муху;
в
) в пчелу.
10. Сколько раз Гвидон слал поклоны царю Салтану?
а
) Три раза;
б
) четыре раза
;
в
) пять раз.
Обобщающий урок по сказке
А.С. Пушкина
« Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель: учиться составлять характеристику героев по плану;
развивать речь, логическое мышление, умение находить необходимые отрывки в тексте;
развивать технику чтения;
воспитывать душевные качества, такие как умение прощать, благородство.
Оборудование : рабочие листы для учащихся, учебник литературного чтения, дополнительный материал к уроку.
Ход урока
Орг. момент. Мотивация учащихся к учебной деятельности.
Сегодня у нас заключительный урок по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Мы проведём его в необычной форме. От вас потребуется знание сказки, внимание и память.
Постановка цели и задач урока.
Каковы цели художественных произведений?
Для чего они существуют в культуре человечества?
Сегодня мы попытаемся выявить замысел сказки А.С. Пушкина.
Работа по теме урока
А). Сравнение сказок А.С.Пушкина с волшебными народными сказками.
Какие сказки А.С. Пушкина вам известны?
Что вы заметили в названии этих произведений?
К какому типу сказок относится «Сказка о царе Салтане…» (бытовой, о животных, волшебной?) Почему?
Разберём, чем же отличается сказка А.С.Пушкина от фольклорных?
(коллективная работа в рабочих листах, заполнение таблицы)
Зачин - у А.С. Пушкина отсутствует
Троекратный повтор событий - есть, три раза проезжали мимо острова Буяна купцы, три раза летал Князь Гвидон в царство своего отца, три раза царь Салтан собирался приехать на остров Буян.
Волшебные события, герои, предметы - лебедь; рос не по дням, а по часам; волшебная белка; тридцать три богатыря; превращения князя Гвидона.
Герои четко делятся на добрых и злых – сестры царицы, коршун – злые герои, царица, князь Гвидон, царь Салтан, царевна-лебедь – добрые.
Сказочный язык
(Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобретательности. Постоянный эпитет – синее море, нелестный эпитет – Иванушка-дурачок.
Присказка – короткий рассказ, прибаутка в начале сказки.)
А.С.Пушкин использует в своей сказке фольклорные эпитеты и придумывает свои.
Фолк. - …добра коня…
…неведому зверюшку
…море синее...
… дуб зеленый…
…снурок шелковый…
… клёв кровавый…
…лебедь-белая…
…князь ты мой прекрасный…
…гости-господа…
Авт . – … для законного решенья…
… не птичьим криком стонет…
…могучий избавитель…
…к царству славного Салтана…
… и желанная страна…
Зло наказано - у А.С. Пушкина прощено
Сказочная концовка – есть, (прочитать)
Какими душевными качествами обладали главные герои сказки, что привело к такой концовке?
Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим. Такие отношения складываются, благодаря мастерству автора в создании образов литературных героев.
Б). Составление мини-характеристик героев сказки.
Предлагаю вам составить мини-характеристики героев сказки.
(работа в парах по рабочему листу)
1.Имя персонажа
2.Какой он - 2 слова
3.Что делает?- 3 слова
4.Пословица или поговорка
Персонажи: Салтан, сестры и сватья, царевна Лебедь, князь Гвидон, царица-мать.
Подсказки:
2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.
3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,
удивляется, каются, благодарит, наказывает, заботится.
4.Семьей дорожить - счастливым быть. Вся семья вместе и душа на месте. На обмане счастья на построишь. Мудрость ценнее золота. При солнышке тепло, при матери добро.
Коллективное обсуждение составленных характеристик.
Каких героев вы отнесли в группу положительных?
(Князь Гвидон, царица, царь Салтан, царевна Лебедь.)
Каких героев вы отнесли в группу отрицательных героев?
(Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, коршун)
Как бы могла закончиться сказка, будь герои сказки другими по характеру?
Физминутка.
(прядем пряжу, изображаем движение волн, натягиваем тетиву лука, поднимаемся в небо лебедушкой, подгоняем кораблик, выходим витязями из моря)
В). Разгадывание кроссворда.
Г). Восстановление последовательности событий в сказке.
Д). Выявление замысла сказки.
4. Рефлексия.
Р.S . Если на уроке остаётся время, можно использовать дополнительный материал к уроку.
Рефлексия
Чем был интересен урок, что нового открыли для себя? Что, по-вашему, не удалось?
Что за прелесть эти сказки!
А.С. Пушкин
Все дети любят сказки! Я их тоже очень люблю! Потому что, во-первых, в сказках всегда побеждает добро и торжествует справедливость! А, во-вторых, в сказках можно встретиться с удивительными сказочными героями, с чудесами и волшебством!
Когда я была маленькой, мне читали и рассказывали сказки мама, папа или бабушка. Сказки учат детей тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано, смелый и честный победит, терпеливый дождётся, правда восторжествует. Лучше всего это выражено в народных сказках. Прожитые чувства вместе со сказочными персонажами делают нас добрее и милосерднее, смелее и сильнее. Сказки помогают нам справляться со страхом, перебороть свои слабости и поверить в собственные силы.
Мой папа утверждает, что самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее - самые могущественные волшебники. Я с ним, конечно, согласна и, думаю, что у меня всё ещё впереди.
Научившись читать, я прочитала много разных сказок: русские народные сказки, казахские народные сказки, сказки народов мира, сказки Бажова, сказки Андерсена, сказки братьев Гримм, сказки Шарля Перро. Но особенно дороги и близки моему сердцу сказки Александра Сергеевича Пушкина. Читая сказки Пушкина, ты погружаешься в удивительный и волшебный мир! И в этот мир тебя заводит твой любимый поэт-сказочник. Здорово, когда есть такие взрослые, которые понимают детей и могут сочинять такие замечательные сказки! Жизнь без сказок была бы очень скучной. К сожалению, многие взрослые забывают, что они тоже были когда-то детьми. По стихам и сказкам А.С. Пушкина видно, что он был очень весёлым и жизнерадостным человеком. Когда я узнала, как прошло его детство, я поняла, почему он стал всеми любимым поэтом.
Воспитанием Александра Сергеевича занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. Бабушка научила поэта читать и писать по-русски, а сказки маленькому Саше рассказывала Арина Родионовна. Она была крепостной крестьянкой, человеком из бедного и многострадального русского народа. Пушкин её очень любил и посвятил ей несколько стихотворений, наполненных любовью и благодарностью к этой простой русской женщине. Русские народные сказки, былины, предания, звучавшие из уст няни Арины Родионовны, раскрыли перед будущим поэтом красоту и величие русского языка и пробудили в нем любовь к русскому народу.
По-моему, главным секретом мастерства Пушкина-сказочника является особый певучий и мелодичный стихотворный язык поэта. Мне даже кажется, что мой любимый учёный кот - это на самом деле сам Александр Сергеевич, который когда своими мягкими и пушистыми лапками «идёт направо - песнь заводит», а когда - «налево - сказку говорит». Ученый кот протяжно «мурлычет» много сказок, в которых происходят чудеса и волшебство. В этих сказках «на неведомых дорожках» можно увидеть «следы невиданных зверей», избушку на курьих ножках; встретить знакомых нам с детства героев из русских народных сказок - лешего, русалку, тридцать прекрасных витязей, морского дядьку, королевича, царя, колдуна, богатыря, бурого волка, царевну, Бабу Ягу, Кащея! Сам Пушкин писал, что в этих сказочных местах обитает «русский дух…» и «там Русью пахнет!».
Мои любимые сказки Пушкина - это «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне». Особенно завораживает «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь». Мне кажется, что эта самая чудесная сказка. В этой сказке самая щедрая, самая загадочно-прекрасная из всех сказочных волшебниц - это царевна Лебедь. Какие только чудеса не происходят по велению царевны! Это чудо-остров, удивительная белочка, выход морского войска из пенной волны и, конечно, главное чудо - превращение птицы-Лебеди в царевну, князя Гвидона в комара, шмеля и муху. А какая она красавица - «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». В этой сказке побеждают любовь и добро.
Пушкин дал миру много поучительных произведений. Я тоже учусь на примерах сказочных героев А.С. Пушкина. Сказки А.С. Пушкина учат таким качествам, как: доверие, доброта, щедрость, смелость. Так, например, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» мы попадаем в мир царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Но и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Но чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.
А вот в «Сказке о рыбаке и рыбке» хорошо виден характер жадного человека. В нашей жизни тоже встречаются жадные люди, которые всегда желают чего-то большего, чем они имеют или могут иметь, не знают меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич показал, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут появилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у неё появились. В этой сказке олицетворением зла и жадности считается старуха. Добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает - рыбка посмеялась над старухой. А.С. Пушкин хотел показать, что люди ещё не поняли, что счастье не в богатстве. Как смешно выглядят люди в погоне за богатством. Рыбка в этой сказке выступает в роли добра, она олицетворяет добро. Рыбка готова была исполнить любые желания старухи, но не хотела служить оружием, с помощью которого старуха хотела добиться величия.
Почему же все так любят стихи и сказки Александра Сергеевича?! Да потому что они написаны простым и понятным языком. Его стихи запоминаются очень легко. Можно прочитать или услышать его стихотворение или сказку один раз, и многое запоминается дословно. А ещё его сказки очень добрые, и даже отрицательные герои не кажутся страшными монстрами. В сказках А.С. Пушкина показывается, как честный и добрый может преодолеть все испытания и трудности и в конце стать счастливым победителем. Сказки Пушкина хочется читать или слушать снова и снова…
В сказках А.С. Пушкина ощущаешь всю красоту и богатство русского языка и русской культуры.
Тюнина Анастасия
Сочинение на тему: Царь Салтан. Произведение: Сказка о царе Салтане
1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы? | В те поры война была |
2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?) | Неведому зверушку |
3. Царь велит своим боярам,Времени не тратя даром,И царицу, и приплод … (что сделать?) | Тайно бросить в бездну вод |
4. Какую песенку пела белка? | Во саду ли, в огороде |
5.Разом пушки запалили,В колокольнях зазвонили,К морю сам идет Гвидон…Кого он встречает? | Царя Салтана |
mstone.ru - Творчество, стихи, подготовка к школе