Что дает второе место в городской олимпиаде. Зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах


«Благословенны трудности, ибо ими растём», - сказал некогда Николай Константинович Рерих.

Олимпиада как вид состязания известна с ещё незапамятных времён. Причём не только её спортивное направление, но «умственные состязания». В чём же состоит польза таких интеллектуальных боёв, есть ли супер действенные способы подготовки и что в принципе влияет на результат?

Предметные олимпиады – это состязание учащихся (при этом не всегда только средне-образовательных учреждений), в котором участники демонстрируют свои навыки и знания по определённым дисциплинам. Началом современного олимпиадного движения в России принято считать олимпиаду по математике в 1934 году, организованную Ленинградским университетом.

Сегодня в России в среднем в год проводится около 70 олимпиад различных масштабов и уровней. Так что же даёт участие или победа в олимпиаде?

В первую очередь, развитие интеллектуальных способностей. Кроме того, участие в олимпиадах не только расширяет кругозор и улучшает абстрактное и логическое мышление, но и совершенствует творческие способности.

Всем известно, что олимпиадные задания не стандартны, следовательно, у участников ум приспосабливается к «гибкости», оригинальности разработки идей.

В будущем это поможет нынешним школьникам решать различные, в том числе и бытовые, жизненные, задачи намного лучше, так как уже с юных лет они научатся смотреть на задачи с разных сторон и рассматривать их под разным углом.

Ещё одним важным моментом является способность правильно применить знания. Ведь одно дело просто выучить материал, другое – понимать, как и где его можно использовать. Решение олимпиадных заданий отлично тренирует ту самую нестандартность мышления, гибкость ума, возможность применять полученные и усвоенные знания в самых разных сферах.

Помимо этого, участие в олимпиадах в некотором смысле развивает уверенность в себе, повышает стрессоустойчивость. Ведь как бы там ни было, олимпиада – это своего рода стресс, и способность перебороть его и страх также важна во «взрослой» жизни. Таким образом, участие в предметной олимпиаде – это не только проверка школьных знаний, но и отличная тренировка и саморазвитие.


Кроме того, победы в олимпиадах дают дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ. Самым крупным «бонусом» является поступление в любой ВУЗ страны без вступительных испытаний. Победители Всероссийской или международной олимпиады могут поступить в ВУЗы на специальность, соответствующую профилю предмета олимпиады, без вступительных экзаменов. Иные олимпиады могут включать другие льготы, к примеру, зачисление вне конкурса, 100 баллов по ЕГЭ или 100 баллов за дополнительные вступительные экзамены. Однако необходимо уточнять правила конкретного ВУЗа относительно «бонусов» и льгот при поступлении.

Следующий вопрос, как же подготовиться к олимпиаде и есть ли универсальный метод решения олимпиадных задач? Поскольку олимпиадные задания славятся своей оригинальностью и требуют креативности в решении, единственного способа их решения не существует. Однако часто на олимпиадах встречаются задания, составленные по аналогии с прошлогодними. Следовательно, действенным способом тренировки является решение, решение и ещё раз решение заданий олимпиад прошлых лет.

Немаловажным фактором при подготовке является и личность педагога, его взаимоотношения с учеником. Помимо широкого кругозора, увлечённостью своим предметом и стремления к высокому качеству работы, учитель должен быть немного психологом, чтобы найти индивидуальный подход к ребёнку.


Зачем нужна олимпиада? 1 - 1 из 1
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все

Известно, что само понятие «олимпиада» связывается у нас с представлением о спорте. И учебные школьные олимпиады не являются здесь исключением — это интеллектуальные соревнования. Оказывается, можно быть чемпионом мира по географии, астрономии, английскому языку и даже технологии!

Это красиво звучит, но что же дает участие в олимпиадах детям?


Перед родителями, которые задумались: нужно ли их ребенку участвовать в олимпиаде, обычно встает несколько вопросов. Давайте попробуем в них разобраться.

Существует расхожее мнение, что олимпиада — это такая тренировка мозгов, направленная на подготовку к экзамену, например, к ЕГЭ. Действительно, для того чтобы побеждать, нужно много тренироваться. Но сами по себе олимпиады — это интеллектуальные соревнования, на которых детям нужно показать, во-первых, знания по предмету, а во-вторых, способность применить эти знания на практике. Здесь важным качеством считается не столько умение решать задачи по заданным образцам-алгоритмам, сколько гибкость мышления и сообразительность.

Первые школьные олимпиады появились в 1930-х годах в Ленинграде. С самого начала они были созданы для выявления детской одаренности в той или иной предметной области и стали стартом для многих известных ученых. Среди них выдающиеся российские математики Григорий Перельман и Станислав Смирнов, лауреат Нобелевской премии по физике Константин Новоселов.

Да, олимпиада — это тренировка, стремление знать больше, лучше, глубже (качественнее). Это воля к победе, закалка характера. Здесь определяется, что ближе душе ребенка, интереснее, лучше получается, т.е. — в чем он, в конце концов, добьется большего совершенства. Эти особенности во многом и определят, в каких направлениях работая или занимаясь исследованиями, маленький человек будет наиболее успешен в будущем. Сегодня этот процесс называется поиском и развитием зоны интересов ребенка. На практике это происходит так: в 6-8 классах ребенок может попробовать себя в олимпиадах по разным предметам, а в старших — участие уже определяется формирующимся интересом, допустим, к физике или биологии.


Активно изучая учебный предмет, детям приходится интересоваться тем объемом знаний, который лежит за пределами школьной программы. Это занятие существенно расширяет их кругозор и позволяет получить в итоге основательные базовые знания по предмету.

Такой объем знаний…— можете сказать вы, — а не станет ли он просто обременительным багажом, который и в жизни-то негде применить? Вряд ли, ведь для решения олимпиадных заданий важным оказывается не только собственно эрудиция (проверка глубины и качества знаний), но и умение применить эти знания на практике. Давайте вместе немного поиграем в олимпиаду, разомнемся.

Это полезно и интересно!

Начнем, для начала, с расширения кругозора. Как вы думаете, как географические названия соотносятся с породами собак? Проверим:

«Существуют города, районы, исторические области и другие географические объекты, которые дали названия разным породам собак. Определите породу собаки по описанию одноименных или созвучных географических объектов:

  1. Этот город место основания крупнейшего университета Европы, который был основан в 1088 году. В нем учились Коперник, Данте, Эразм Роттердамский, Петрарка. Здесь было подписано соглашение о реформе европейского высшего образования. Этот город так же дал название соусу, для приготовления которого требуется мясо, томатная паста и различные овощи.
  2. Такое название имеют полуостров и холодное течение, проходящее рядом с ним. Одноименная порода собак лучший поводырь для слепых людей».

А вот краткое содержание задания из олимпиады по физике: «Записывая свои воспоминания, барон Мюнхаузен засиделся до поздней ночи при свечах, которые он зажег одновременно. Обе свечи были одинаковой длины, но вскоре он заметил, что тень от первой свечи на стене неподвижна, а тень второй укорачивается с определенной скоростью. Через какое время барон останется в темноте?»

или «Для того, чтобы дорожные знаки были хорошо видны ночью, в серебряную краску, которой они покрываются, добавляют стеклянные шарики. Каким должен быть коэффициент преломления стекла, чтобы такой знак был светоотражающим?»




На олимпиадах дети решают, как полученный объем знаний можно применить в жизни. Самое главное, что научный поиск, которым занимаются дети, — существует, но он направлен не на какие-то сверхновые прорывные открытия, а на «открытие» учебного, уже известного материала. Ведь доказательство самой простой теоремы можно и зазубрить … и забыть через какое-то время. А вот если самому превратиться в Пифагора и открыть это доказательство заново? Согласитесь, совсем другое дело! Вот и получается, что на олимпиадах дети осваивают именно эту методику научного поиска, учатся, как делать открытия.

Несмотря на то, что олимпиады по разным предметам сильно отличаются друг от друга, все они включают теоретический и практический тур. Теоретический, явно отличается от ЕГЭ: в его задачах предлагается выбрать ответ из предложенных вариантов, но задание построено таким образом, что ребенок сразу анализирует и понимает, почему один из вариантов не годится. Так в тестах теоретического тура могут быть предложены «правильные » и «неправильные» ответы, для решения которых нужно понимать их отличительные признаки. Например, в этом задании дети не просто ищут правильный ответ, но и объясняют, почему остальные не правильные:

«Предлагается объяснить слово. Из 4х предложенных вариантов только один является верным. В каждом из трех ложных вариантов определения заложено некоторое противоречие, несуразица, несоответствие:

ГНОМОН это…

А) низкорослые жители, проживающие в пустынях на юго-востоке Африки

Б) прибор для определения высоты солнца над горизонтом по отбрасываемой тени

В) широкий пролив между Южной Америкой и островом Огненная Земля

Г) остров в Северном Ледовитом океане, омываемый Белым и Карским морем».

По многим олимпиадным предметам предусмотрен практический (экспериментальный) тур (например, по физике и химии), и даже исследовательские работы (по биологии), где ребята учатся обозначать проблему, исследуют ее, обобщают и делают выводы.


Хочу быть олимпийским чемпионом!

Олимпиад очень много. Их проводят разные организации, они имеют разный уровень сложности и качества. Среди них можно выделить наиболее крупные, в которых участвуют дети, начиная с 7-8 класса. Это Всероссийские и РСОШевские (проводятся союзом ректоров вузов) олимпиады, которые дают школьникам дополнительные преимущества при поступлении в ВУЗы.

Наиболее значимые и популярные — Всероссийские олимпиады. Они проводятся в 4 этапа, каждый из которых служит отборочным для участия в более высоком уровне.

В первом, школьном этапе, участвуют все желающие. Для этого им достаточно сообщить об этом учителю или ответственному за проведение олимпиады в школе. Ребята, превысившие рейтинговую планку (количество баллов за решение задач), становятся участниками муниципального (в Санкт-Петербурге — районного) этапа, победители которого затем соревнуются в региональном, еще более сложном. Самые талантливые и подготовленные дети станут участниками заключительного этапа, а «самые-самые» — его победителями и призерами. Так, для сравнения, из 12 000 участников школьного этапа по одному из предметов школьной программы победителями и призерами заключительного этапа стали только трое. Можно предположить, каким уровнем знаний обладают эти чемпионы!

И, конечно, их рады видеть в любом ВУЗе. Поэтому ведущие учебные заведения страны очень заинтересованы в привлечении таких студентов на свои факультеты и готовы предложить им льготы при поступлении: победители и призеры заключительных этапов имеют право на зачисление в профильный вуз вне конкурса (профильные — это значит, что предмет олимпиады должен совпадать с направлением деятельности выбранного факультета).

По итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады, а также зимних и летних учебно-тренировочных сборов кандидатов в национальную команду России по некоторым предметам формируется состав команды Российской Федерации для участия в Международной олимпиаде.


Кто может стать «олимпиадником»?

Сначала нужно оговориться, что олимпиады проводятся не только для обычных школьников, но есть специально разработанные олимпиады для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Муниципальный (районный) этап олимпиады проводится для учащихся 7, 8, 9, 10 и 11 классов. Но принимать в нем участие могут ребята и младшего возраста, при условии, что они, предположим, в 6 классе выполняют задания 7-го.

Олимпиада — это интеллектуальный спорт. А, как и в любом виде спорта, чтобы достичь результатов, победить, нужно тренироваться. Каким образом? Для этого существуют не только дополнительная литература, книги, но и специальные кружки, где учатся применять приобретенные знания в решении практических задач, и тренировочные сборы в детских оздоровительных лагерях — в них ребята развивают и углубляют свои знания, учатся мыслить и искать решения.

Большая база знаний по предмету и льготы при поступлении в ВУЗ — результат этой серьезной и интересной работы. А подробнее о ней — в следующих статьях.

Текст: Олеся Фролова

Мало кто из родителей задает себе вопрос: зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах. Вроде и так все ясно. Интересно, полезно, престижно. Но есть и те, кто не понимает, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах, зачем отнимать у ребенка его детство?

Другая крайность, с которой мы сталкиваемся на практике – родители хотят, во что бы то ни стало сделать из ребенка победителя всевозможных олимпиад и конкурсов, его жизнь превращается в сплошную подготовку к конкурсным испытаниям, где нет места улице и праздному времяпровождению.

Рассмотрим с позиций : зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах.



Какая польза

Любой ребенок, участвуя в олимпиадах, конкурсах приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих способностей, шанс получить общественное признание своим талантам. Системное знание детской психологии, позволяет понять, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах в каждом конкретном случае.

Врожденные особенности детей уже изначально отличаются друг от друга, в течение жизни эти различия только увеличиваются, так развитие и реализация заданного природой потенциала зависит от социального окружения ребенка, от того что оно может ему дать.

Олимпиады и конкурсы, прежде всего, работают на развитие верхних, интеллектуальных векторов. Если ребенок проживает в таких условиях, когда главной задачей является выживание, то ему не до высоких материй. И здесь дело не в материальном обеспечении семьи, а в том насколько дома ребенок чувствует себя в безопасности, как на физическом, так и на психическом уровне.

Соответственно, если мы посмотрим на тех детей, которые добиваются успеха в олимпиадах, то увидим, что для них родители делают все возможное, чтобы им помочь вырасти умными, развитыми людьми.


Что хотели, что получили

Страшно становится за судьбу ребенка в том случае, когда для него с легкой руки родителей победа в конкурсах и олимпиадах – это главная жизненная цель. Когда родители используют ребенка, чтобы удовлетворить собственные потребности, осуществить свои мечты.

«Я бросила работу. Надо было возить сына к репетиторам в разные части города, потом делать вместе с ним задания. Его первые победы показали, что мои жертвы были не напрасны. Мы победили».

Хорошо, если у ребенка есть у самого желание побеждать, быть первым, быть лучшим, а не навязывается родителями сверху. Тогда поражение не воспринимается как катастрофа всей жизни, а как очередной барьер, через который надо перепрыгнуть. Речь идет, как догадались те, кто знаком с системно векторной психологией, о детях, наделенных кожным вектором.

Это им важно соревноваться, лидировать, побеждать. Школьные олимпиады и конкурсы помогают реализовать и развивать их способности. Спортивные состязания, конкурсы юных изобретателей, конкурсы, требующие быстрой реакции, логического мышления – это конек кожников.


Анальный же ребенок как раз весьма часто является жертвой родительских амбиций. Он послушный, покладистый, ему так важно слышать от окружающих, особенно от мамы, слова похвалы в свой адрес.

«Какой же ты хороший, Вася! Ты так много книжек прочитал, ты так много знаешь!»…И по головке погладить. Вот так можно что называется приручить анальника и вить из него веревки (до поры до времени), заставляя участвовать в олимпиадах и конкурсах. Сам анальный ребенок боится сделать первый шаг, он не решителен, помимо этого, все новое, неожиданное вызывает у него стресс. Поэтому порой анальный отличник пишет плохо олимпиады, так как впал в ступор от новой непривычной обстановки. А если еще и задания для него незнакомы, в образцах не было такого, по программе в школе этот материал не проходили – формируется обида и гнетущая установка, что жизнь несправедлива. Внутренний дисбаланс усиливается при родительских, учительских упреках: «Как же так, ты не оправдал наших надежд!».

Анального ребенка к олимпиаде надо готовить заранее, чтобы он знал примерные задания, мог выполнить их «по образцу». Применить креативность за ограниченное время, как-то выкрутиться – это не из его арсенала способностей.


Как замотивировать

Участие в олимпиадах и конкурсах – дело добровольное. По крайней мере, так написано в положениях об их проведении. Но мы понимаем, дети есть дети. Их необходимо развивать, а для этого требуется создавать им правильную мотивацию.

Кожные дети с удовольствием примут участие в конкурсах и олимпиадах, если победа принесет им ощутимые плоды – к примеру, хорошие ценные призы, денежное вознаграждение, поступление в желаемый вуз. Кожники могут на первых порах поучаствовать в состязаниях ради самого состязания, ради того, чтобы занять первую ступеньку пьедестала, но потом желание быть первым надо подкреплять материально. Кожники ценят свое время и умеют считать сколько оно стоит.

«Кто хочет новый айпад? Осталось дело за малым – поучаствовать и выиграть в конкурсе по математике!».

Анальные дети участвуют в олимпиадах по принципу «надо так надо», у них нет желания выделиться, быть лидером, они ждут, когда все заметят их труд и соразмерно ему их наградят. Грамота, благодарность, фотография на доске почета, простое человеческое спасибо – им этого достаточно.

«Вася, ты так хорошо учишься, так отлично разбираешься в предмете, что именно тебе нужно будет защищать честь школы на олимпиаде по истории»…

Зрительные дети участвуют в олимпиадах, конкурсах не столько для проверки своих знаний, сколько они ценят полученные там яркие впечатления, новое общение.

«Победители конкурса отправятся в сказочное путешествие в детский лагерь «Артек», где море, солнце, отличная возможность познакомиться с ребятами со всего мира»…

Уретральные дети будут участвовать в конкурсах и олимпиадах, если сами того захотят. Возложить на уретральника ответственность, показать насколько значимо для других его участие и победа в конкурсе под лозунгом «никто кроме тебя», «невозможно победить» — крючки, на который уретральник может клюнуть.

Следует отметить, что когда мы говорим о том, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах и называем в качестве причин создание ситуации успеха, самореализации, то должны кроме правильной мотивации ребенка просчитывать заранее, с учетом его векторальных, индивидуальных особенностей, окажется ли реально ребенок в этой ситуации успеха.

Негативный опыт – тоже опыт, который пригодится всем – утверждение, мягко говоря, не совсем справедливое, так как кожный ребенок быстро забудет неудачу, а вот анальный может получить серьезные комплексы на всю жизнь. Представьте себе, если бы вы отправили бы рыбку соревноваться в беге с зайцами, какой бы опыт она там приобрела…

Итак, в вопросе участия ребенка в олимпиадах и конкурсах необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Кому надо участие в конкурсе: родителям, педагогу или ребенку
2. Как правильно мотивировать ребенка
3. Что даст олимпиада ребенку, как она работает на раскрытие его природного потенциала


Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана



Что еще почитать