Техника чтения в начальных классах. Положение о проверке техники чтения

Какими только словами не ругают технику чтения? Некоторые родители считают пережитком прошлого и совершенно ненужным «выравниванием всех детей под одну гребенку». Радует, что среди читателей блога таких родителей мало. Недавно проведенный показал, что большинство родителей понимают важность техники чтения и многие проверяют ее дома самостоятельно.

Часто ребенок показывает дома одни результаты техники чтения , а в школе совершенно другие, как правило, значительно ниже. Но это вовсе не означает, что в школе занижают результаты, придираются, а просто проверяют по-другому.

Сегодня, отвечая на вопросы читателей, расскажу, как ребенка дома.

Для проверки техники чтения вам понадобятся часы с секундной стрелкой или секундомер. Отлично подойдут песочные часы на 1-2 минуты, кстати, купить их можно в медтехнике, бывают в аптеке. Заранее надо подобрать текст, который ребенок будет читать. Для проверки техники чтения берется незнакомый ребенку текст. Надо обратить внимание на шрифт, размер букв и структуру текста. Предложения в тексте (для 1-2 класса) должны быть простые и короткие, без сложных оборотов и большого количества запятых. Слова должны быть знакомы ребенку. Не стоит брать текст, в котором много длинных прилагательных, редко употребимые слова, есть диалоги. Текст для проверки техники чтения не должен содержать лишних рисунков, так как это отвлекает внимание ребенка.

Перед чтением надо нацелить ребенка на быстрое чтение (не обязательно читать выразительно, главное - быстро).

В процессе чтения ребенку надо следить по тексту карандашом или указкой, чтобы не потерять строчку. Если ребенок ошибается, ставит ударение не там, где надо, неправильно произносит буквы, исправлять нельзя. Вы просто считаете слова, прочитанные с ошибкой, и потом вычитаете это количество из общего количества слов.

Отсчет времени начинается не со слова «начали», а с того момента, как ребенок начал читать. Вы говорите ему: «Читай», и ждете, пока ребенок начнет читать. С этого момента время и считается. Поэтому так удобно пользоваться песочными часами.

Некоторые дети очень медленно врабатываются, долго раскачиваются и к концу минуты они только начинают набирать скорость чтения. Таким детям лучше давать не 1 минуту, а 2. Потом результаты делим пополам и получаем скорость чтения.

После чтения задаем ребенку несколько вопросов по тексту, чтобы понять, как он усвоил содержание прочитанного. Хорошо задавать вопросы «Почему?» и «Зачем?». Так мы увидим, понял ли ребенок смысл текста, смог ли установить причинно-следственные отношения.

Не стоит ругать ребенка, если он ничего не понял или не смог вам рассказать. Этот результат показывает вам слабые места и говорит, что надо работать над пониманием текста.

А теперь приступим к подсчетам. Мы считаем все слова текста, и предлоги, и союзы. Если есть слова с переносом, то их считаем за 2 слова. Так же считаются слова с дефисом. Знаки препинания не считаются. Затем вычитаем количество слов с ошибкой, неправильно прочитанных и получаем результат проверки техники чтения .

Надо заметить, что результат может и должен колебаться. Это значит, что даже в один день ребенок может прочитать с разной скоростью. Это зависит от усталости ребенка, от его настроения, от качества текста и слов. Иногда бывает, что выбирая легкий текст, мы получаем результаты хуже, чем на другом, более трудном.

В таком случае, если вы сомневаетесь, вам не понравилось, как прочитал ребенок, дайте ему еще один текст после перерыва на 1 день и сравните результаты. Среднее арифметической этих чисел и будет более точным показателем техники чтения.

Надеюсь, я подробно рассказала о . Если остались еще вопросы, пишите в комментариях.

В этой статье мы узнаем как проверить технику чтения. Скорочтение - это не только быстрый прием информации , но и высокий темп образа жизни. Что можете сделать Вы для того, чтобы идти в ногу со временем?

Для того, чтобы проверить результат использования техник скорочтения нужно взять двух человек. Один из них будет читать в режиме скорочтения, а другой в обычном режиме. После чтения нужно, чтобы читатели обсудили только что прочитанный текст.

Все остальные тесты и методики проверки техники скорочтения дают недостоверную информацию. Человек может изображать деятельность, а на самом деле ни чего не читать и ни чего не запоминать. Проверить технику чтения можно только на практике. Если решая практические цели скорость потребления информации не увеличилась, то это значит, что были предприняты не верные техники чтения.

Чтение как процесс общения связан с необходимостью владеть: графической системой языка, приемами извлечения информации.

Психологами выделено 7 уровней понимания при чтении текста:

  1. понимаются лишь отдельные слова
  2. отдельные слова и словосочетания
  3. отдельные предложения, которые еще не дают возможности понять смысл текста
  4. восприятие в каждом абзаце теста отдельных предложений, составляющих смысловое ядро, выделение смысловых вех и синтаксических связей
  5. восприятие всех предложений и полное понимание содержания и смысла
  6. оценка и понимание эмоциональной окраски
  7. обобщение идейно-тематического содержания текста и связь его с общим направлением произведения писателя

Существует 2 вида чтения: чтение с непосредственным понимание и чтение с опосредованным пониманием.

Тренировка угла зрения для скорочтения

Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

Упражнения по обучению чтению делятся на задания и упражнения до чтения текста и упражнения, контролирующие понимание. До чтения текста могут быть даны задания для мобилизации внимания учащихся, для выделения наиболее важных моментов, например:

  1. прочитайте текст или часть текста и скажите, какие основные мысли содержатся в нем
  2. напишите, что вы узнали нового или просто интересного, прочитав этот текст
  3. прочитайте текст, чтобы потом рассказать о действующих лицах, их поступках, о событиях, описанных в тексте.

3 класс – 50- 60 слов в минуту в конце первого полугодия, 65-75 слов в минуту в конце второго полугодия.

4 класс – 70 - 80 слов в минуту в конце первого полугодия, 85-95 слов в минуту в конце второго полугодия.

Задача любой существующей техники быстрого чтения заключается в том, что мы охватываем не отдельные слова, а всю фразу целиком. Это своего рода беглый просмотр.

Как определить скорость (технику чтения) чтения ребенка

Для того, чтобы оценить скорость чтения ребенка следует воспользоваться метрономом и небольшой инструкцией.

1. Подготовьте незнакомый текст для его прочтения ребенком.

2. Включите метроном на небольшую скорость.

3. Пусть с каждым новым ударом метронома ребенок читает вслух одно слово.

4. Увеличивайте скорость ритма до тех пор, пока ребенок будет сбиваться. Это и есть предел скорости чтения.

Читателю на заметку простые вещи:

Каждый текст требует своей скорости чтения, своей методики обработки информации в соответствии с ранее полученным опытом воспринимающего информацию. Важно иметь в виду то, что скорость работы мозга определяет скорость понимания прочитанного.

Основные принципы динамического чтения:

  • Мысленно соединяйте полученные знания и сведенья с полученными ранее знаниями. Определяйте как можно чтетче, что потребуетя в дальнейшем. Прочитал - поразмышлял - решил что можно испольозвать в будущем. Продумал - решил как использовать.
  • Думайе над тем, что прочитали . Читайте с записной книжкой.
  • Перечитывайте дважды важные моменты текста до тех пор, пока они не станут полностью понятными.
  • Формулируйте вопросы автору книги . Пишите автору письма, пишите заметки.
  • Определяйте четкие цели перед чтением. Решите что вы планируете сделать с текстом. Какой метод чтения книги вы будете использовать внимательно прочитать,запомнить на изустьпросмотреть,найти какой либо факт, ...
  • Гибко определяйте скорость восприятия информации . Мусор фильруйте.
  • Если нет реализации прочитанного - значит, зря читал.
  • Работайте на пике своих сил . Скорочитать неинтересные тексты нельзя.
  • Устали? - отдохните, а вернее переключайтесь на другой вид деятельности . Чередуйте гуманитарные и технические тексты.

Рано или поздно, самостоятельно или с посторонней помощью, ребенок начинает читать. Есть дети, которые при поступлении в 1 класс читать уже умеют, но есть и такие, которые начинают обучаться этому только в школе. И вот с поступлением в школу в жизни каждого школьника появляется такое понятие как техника чтения.

Как проверить технику чтения?

Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:

  • осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
  • скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);
  • способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
  • выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
  • правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).

Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.

Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.

Как выбрать текст для проверки техники чтения?

  • Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.
  • Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
  • Текст должен быть размещен на одной странице.

Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать.

Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.

Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.

Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)

  • Техника чтения в 1 классе

В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.

1 полугодие

Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.

Темп чтения — 25-30 слов в минуту.

2 полугодие

Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.

Темп чтения — 30-40 слов в минуту.

  • Техника чтения во 2 классе

1 полугодие

Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.

Темп чтения — 40-50 слов в минуту.

2 полугодие

Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.

Темп чтения — 50-60 слов в минуту.

  • Техника чтения в 3 классе

1 полугодие

Темп чтения — 60-70 слов в минуту.

2 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.

Темп чтения — 70-80 слов в минуту.

  • Техника чтения в 4 классе

1 полугодие

Темп чтения — 80-90 слов в минуту.

2 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.

Темп чтения — 100-120 слов в минуту.

  • Техника чтения в 5 классе

Наблюдение за техникой чтения рекомендуется проводить и в 5 классе. Однако такая проверка уже не носит характер контроля, так как преследует совершенно иные цели обучения. В 5 классе при проверке техники чтения акцент необходимо делать не на скорость чтения, а на продуктивность (техника и осмысленность).

Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС

Какие ставить оценки за технику чтения?

Техника чтения в 1 классе по ФГОС

Техника чтения во 2 классе по ФГОС

Техника чтения в 3 классе по ФГОС

Техника чтения в 4 классе по ФГОС

Как тренировать технику чтения

Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.

Вот некоторые из них:

  • Жужжащее чтение.
  • Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
  • Чтение перед сном.
  • Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
  • Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
  • Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
  • На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.
  • Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
  • Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».

Работа по развитию техники чтения в начальной школе крайне важна. Ведь именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является залогом успешного учебного процесса.

  • Как проверить технику чтения?

    Главной задачей начальной школы является формирование умения читать тексты быстро, безошибочно и осмысленно. Это необходимо для успешного усвоения всех учебных предметов.

    Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:

    Осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);

    Скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);

    Способ чтения (читает ребенок по слогам, только трудные слова по слогам или весь текст целыми словами);

    Выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);

    Правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).

    В соответствии с новыми образовательными стандартами темп чтения не является основным критерием оценки навыка чтения. Скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.

    Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения - такова цель проверки техники чтения.

    Как выбрать текст для проверки техники чтения?

    Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.

    Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.

    Текст должен быть размещен на одной странице.

    Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать.

    Если задания выполнены ребенком неверно, то прочитайте текст вслух вместе с ним, чтобы раскрыть причины непонимания содержания. Их может быть несколько, например:

    В тексте встречаются незнакомые слова;

    Невнимательное чтение и слабое запоминание содержания;

    Недостаточная сформированность навыка чтения, ведущая к ошибкам и искажению понимания текста.

    В зависимости от выявленных причин необходимо организовать работу по обогащению словарного запаса ученика или дальнейшую отработку навыка беглого внимательного чтения вслух.

    Учителю необходимо использовать текстовой материал для организации индивидуальной работы или дифференцированного опроса. Учитывая разный уровень обученности чтению, сообразительности и других мыслительных процессов школьников, можно предложить каждому ученику индивидуально наиболее доступные для него задания. Таким образом, появится возможность создать ситуацию успешности при обучении, используя личностно-ориентированный подход, лежащий в основе психологической комфортности учащихся. При необходимости можно скорректировать задания или дополнить их по своему усмотрению. Устная беседа по вопросам разовьет монологическую речь младших школьников.

    Очень полезно использовать тренажеры по чтению. Систематическая работа с тренажером поможет ученику сформировать прочный навык беглого чтения про себя, который особенно актуален при дальнейшем обучении в средней и старшей школе, когда объем устных предметов и учебных статей ежегодно возрастает.

    Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.

    Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.

    Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)

    Техника чтения в 1 классе

    В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.

    1 полугодие

    Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.

    Темп чтения - 25-30 слов в минуту.

    2 полугодие

    Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.

    Темп чтения - 30-40 слов в минуту.

    Техника чтения во 2 классе

    1 полугодие

    Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.

    Темп чтения - 40-50 слов в минуту.

    2 полугодие

    Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.

    Темп чтения - 50-60 слов в минуту.

    Техника чтения в 3 классе

    1 полугодие

    Темп чтения - 60-70 слов в минуту.

    2 полугодие

    Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.

    Темп чтения - 70-80 слов в минуту.

    Техника чтения в 4 классе

    1 полугодие

    Темп чтения - 80-90 слов в минуту.

    2 полугодие

    Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.

    Темп чтения - 100-120 слов в минуту.

    Техника чтения в 5 классе.

    Наблюдение за техникой чтения рекомендуется проводить и в 5 классе. Однако такая проверка уже не носит характер контроля, так как преследует совершенно иные цели обучения. В 5 классе при проверке техники чтения акцент необходимо делать не на скорость чтения, а на продуктивность (техника и осмысленность).

    Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС

    Какие ставить оценки за технику чтения?

    Как тренировать технику чтения

    Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр. Вот некоторые из них:

    Жужжащее чтение.

    Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.

    Чтение перед сном.

    Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.

    Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.

    Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.

    На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.

    Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.

    Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».

    Работа по развитию техники чтения в начальной школе крайне важна. Ведь именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является залогом успешного учебного процесса.


    Мы определяем скорость чтения как количество знаков, прочитанных в единицу времени с учетом качества усвоения прочитанного. Ее можно подсчитать по формуле

    где V — скорость чтения, зн./мин.;

    Q — число знаков в тексте (объем );

    Т — время, затраченное на чтение текста, в мин.;

    К — коэффициент понимания.

    Под знаком понимается каждая буква и цифра текста (кроме знаков препинания). В некоторых пособиях скорость чтения измеряется в словах. От одной единицы измерения объема текста можно легко перейти к другой, только зная соотношение между ними.

    Известно, что в русском языке слова имеют в среднем по шесть букв. Если, например, скорость чтения в знаках равна 600/мин., то скорость чтения в словах будет 100/мин. (600 :6). Абсолютно точно время чтения замеряют секундомером, в крайнем случае часами с секундной стрелкой.

    А что такое коэффициент понимания? Нам уже известно, что быстрое чтение — это осмысленное чтение при глубоком усвоении прочитанного. В процессе обучения нужно постоянно измерять не только скорость чтения, но и качество усвоения. Как следует из приведенной формулы, скорость чтения неразрывно связана с пониманием прочитанного. Коэффициент понимания определяется анализом ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов К=1, на 8 вопросов — К=0,8 и т. д.



    Считаем целесообразным ограничиться одним показателем, характеризующим скорость чтения в соответствии с приведенной выше формулой. В самом деле, понятие «чтение » предполагает выполнение процесса, связанного не только с восприятием информации, но и непременно его смысловой обработкой. В связи с этим термин «скорость чтения», определяемый как «объем прочитанного текста за единицу времени», теряет всякий смысл. Отпадает необходимость также в других терминах — «гибкость », «продуктивность чтения» и т. п., которые только вводят в заблуждение неискушенных читателей. Следует постоянно помнить, что любое чтение всегда предполагает осмысление прочитанного, а раз так, то и измерение скорости чтения всегда должно быть связано с проверкой качества его усвоения.

    Каковы же нормативы скорости чтения? Что следует считать медленным и быстрым чтением? В табл. 1 показаны нормативы скорости чтения зарубежных источников для читающих тексты на своем родном языке. В США и некоторых других странах существует государственный стандарт скорости чтения. Прием на работу в некоторые конторы и фирмы непременно включает тестирование, предусматривающее измерение скорости чтения.

    Таблица 1

    Скорость чтения

    Скорость чтения

    Английский

    язык

    Немецкий

    язык

    Очень низкая

    170 — 200

    100 — 140

    Низкая

    200 — 230

    140 — 180

    Средняя

    230 — 250

    180 — 220

    Быстрая

    350 — 450

    400 — 500

    Сверхбыстрая

    550 — 650

    600 — 800

    В нашей стране установлен государственный норматив скорости чтения для школьников начальных классов ( табл. 2).

    Таблица 2

    Классы

    Скорость чтения,

    сл. / мин.

    Первый

    30 — 60

    Второй

    90 — 110

    Третий

    110 —140

    Школьная реформа включает как обязательный компонент совершенствование техники чтения школьников. Основные этапы формирования навыка чтения показаны в табл. 3 . Предполагается, что выпускник средней школы должен в полной мере владеть навыком быстрого чтения. Однако, как показывает опыт, этому надо учить специально, хотя бы в порядке факультатива. В новом школьном курсе «Основы информатики и вычислительной техники» методика обучения быстрому чтению должна найти свое отражение.

    Таблица 3

    Уровень навыка

    Классы

    Скорость чтения,

    сл. /мин.

    Начальный

    1 — 3

    80 — 130

    Развивающий

    4 — 6

    130 — 250

    Совершенствующий

    7 — 10

    250 — 330

    Многолетние наблюдения и опыт обучения позволяют установить нормативы чтения взрослых читателей ( табл. 4).

    Таблица 4

    Вид чтения

    Скорость чтения

    сл./мин.

    зн. /мин.

    Очень медленное

    150

    900

    Медленное

    250

    1500

    Быстрое

    500

    3000

    Сверхбыстрое

    500 — 1000

    3000 — 6000

    Панорамное быстрое

    1000 — 1500

    8000 — 10 000

    Предлагаемая методика обучения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в 3 раза по сравнению с первоначальной. Как правило, учащиеся достигают скорости в 3 тыс. знаков и более. При таком темпе за час можно прочитать около 100 страниц книги среднего формата.

    Какова максимально возможная скорость чтения? Исследования показали, что максимальная скорость, при которой возможно полноценное усвоение прочитанного, не может превышать 1500 сл./мин (10 тыс. зн./мин). Примеры более высоких скоростей, которые приводятся иногда в зарубежной печати, или носят рекламный характер, или имеют в виду чтение типа скольжения-сканирования на повышенных скоростях.

    Скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от множества факторов: активности и уровня нервно-психических процессов, темперамента, особенностей мышления и т. п. Поэтому правильнее повышать существующую скорость чтения. Наблюдения свидетельствуют, что практически любой здоровый человек сможет, овладев методом быстрого чтения по предлагаемой методике, увеличить скорость в 3 раза.



Что еще почитать