Региональные олимпиады по химии. Всероссийская олимпиада школьников по химии это

Заключительный этап

В Архангельске 7 апреля завершился заключительный этап 47-й Всероссийской олимпиады школьников по химии. В течение целой недели в стенах Северного (Арктического) федерального университета 224 школьника из 65 регионов России боролись за победу. При подготовке комплектов задач Центральная методическая комиссия учитывала памятные даты Международного года химии: 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова и 100 лет со дня присуждения Нобелевской премии Марии Склодовской-Кюри. В честь празднования 300-летия Михаила Ломоносова на олимпиаде была введена номинация за лучшее решение задачи, придуманной великим помором. Победителем в этой номинации стал Виктор Кошевой, ученик 9 класса Брянской школы. Победителями и призёрами олимпиады стал 101 школьник.

Победители и призеры олимпиады

Главным призом для лучших юных химиков является возможность поступить без экзаменов в любой химический вуз России. Из числа победителей жюри олимпиады отобрало ребят для участия в 45-й Международной Менделеевской олимпиаде , которая пройдёт с 25 по 30 апреля в Москве на базе химического факультета МГУ. Из победителей и призеров также сформированы команды для летних и зимних сборов к Международной (Всемирной) олимпиаде.

Фоторепортаж

Цели олимпиады

Всероссийская химическая олимпиада школьников нацелена на выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одарённых детей, пропаганду научных знаний, создание условия для реализации возможностей лучших учащихся и педагогов, для плодотворного, творческого общения. Олимпиада направлена не на соревнование, а на творческое, плодотворное общение, получение новых знаний, закрепление их, фундаментализацию знаний. Общение является важнейшим воспитательным аспектом олимпиады.

История олимпиады

Первые химические олимпиады школьников состоялись в Москве и Ленинграде в / учебном году, однако основной их формой являлись заочные олимпиады. Основоположником химических олимпиад школьников был выдающийся химик-органик Александр Петрович Терентьев. Великая отечественная война приостановила развитие олимпиад, но уже с 1944 года по инициативе химического факультета МГУ они стали возрождаться. В том же году была проведена I Московская городская олимпиада. В 1960 году одновременно с Московской городской стала проводиться Московская областная олимпиада.

В 1964 году Министр просвещения РСФСР Михаил Алексеевич Прокофьев подписал приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников, официальный статус получила Всероссийская химическая олимпиада школьников по химии. В 1965 году в Москве прошла первая Всероссийская олимпиада школьников по химии. В центральный оргкомитет вошли выдающиеся учёные: профессор МГУ Альфред Феликсович Платэ и председатель секции «Юный химик» Центрального правления Всесоюзного химического общества им. Д. М. Менделеева Павел Васильевич Козлов. В 1967 году в связи с организацией Министерства просвещения СССР принято решение о проведении Всесоюзной олимпиады по химии. Проведение Всероссийской олимпиады было временно приостановлено, а методическая комиссия Всероссийской олимпиады была реорганизована в методическую комиссию Всесоюзной.

Первая Всесоюзная олимпиада школьников по химии состоялась в Днепропетровске в 1967 году . До 1991 года Всесоюзные олимпиады проводились в разных городах СССР . В -1976 годах было проведено разделение заданий на обязательные задачи и задачи по выбору.

Председателями методической комиссии Всероссийской и Всесоюзной олимпиад школьников были учёные химического факультета МГУ: А. Ф. Платэ, Е. М. Соколовская, Г. В. Лисичкин, В. В. Загорский, В. В. Сорокин, А. К. Гладилин. С 2002 года Центральную методическую комиссию по химии при Центральном оргкомитете Всероссийской олимпиады школьников возглавляет В. В. Лунин , а заместителем председателя методической комиссии является О. В. Архангельская.

С 1975 года во всех республиках СССР было введено в обязательном порядке проведение республиканского этапа, ставшего, таким образом, ещё одним раундом отбора. В итоге число участников заключительного этапа сократилось практически вчетверо (с более чем 500, до 150-170 человек), что привело к росту среднего уровня подготовки участников заключительного этапа. Из текстов заданий были исключены относительно несложные задачи и вопросы, повышен уровень сложности задач экспериментального тура. К 1975 году сложилась структура Всесоюзной олимпиады, включавшая пять этапов: I (школьный) - II (районный или городской) - III (областной или краевой) - IV (республиканский) - (V заключительный).

В 1992 году , уже после распада СССР, в Самаре состоялась последняя Всесоюзная олимпиада школьников по химии. С 1993 года она продолжила развиваться по двум направлениям: Всероссийская олимпиада и Международная Менделеевская олимпиада школьников. Всероссийская олимпиада сохранила пять этапов. До 2002 года четвёртый этап (зональный этап) проходил по четырём географическим зонам России, а с 2002 года - по Федеральным округам (федеральный окружной этап), причём заключительные этапы городских олимпиад Москвы и Санкт-Петербурга приравнивались по статусу к четвёртому (федеральному окружному) этапу. С 2009 года перестал проводиться федеральный окружной (бывший зональный) этап . Теперь олимпиада проводится в 4 этапа.

География проведения Всероссийских и Всесоюзных олимпиад (1965-2009 г.)

№ олимпиады Год Город Олимпиада
1. 1965 Москва Всероссийская
2. 1966 Казань Всероссийская
3. 1967 Днепропетровск Всесоюзная
4. 1968 Вильнюс Всесоюзная
5. 1969 Ростов-на-Дону Всесоюзная
6. 1970 Воронеж Всесоюзная
7. 1971 Минск Всесоюзная
8. 1972 Уфа Всесоюзная
9. 1973 Баку Всесоюзная
10. 1974 Донецк Всесоюзная
11. 1975 Вильнюс Всесоюзная
12. 1976 Киев Всесоюзная
13. 1977 Алма-Ата Всесоюзная
14. 1978 Казань Всесоюзная
15. 1979 Кишинёв Всесоюзная
16. 1980 Ереван Всесоюзная
17. 1981 Фрунзе Всесоюзная
18. 1982 Таллин Всесоюзная
19. 1983 Тбилиси Всесоюзная
20. 1984 Душанбе Всесоюзная
21. 1985 Рига Всесоюзная
22. 1986 Донецк Всесоюзная
23. 1987 Ташкент Всесоюзная
24. 1988 Вильнюс Всесоюзная
25. 1989 Пермь Всесоюзная
26. 1990 Минск Всесоюзная
27. 1991 Иваново Всесоюзная
28. 1992 Самара Всесоюзная
29. 1993 Липецк Всероссийская
30. 1994 Казань Всероссийская
31. 1995 Н.-Новгород Всероссийская
32. 1996 Самара Всероссийская
33. 1997 Казань Всероссийская
34. 1998 Белгород Всероссийская
35. 1999 Рязань Всероссийская
36. 2000 Владимир Всероссийская
37. 2001 Ульяновск Всероссийская
38. 2002 Великий Новгород Всероссийская
39. 2003 Чебоксары Всероссийская
40. 2004 Челябинск Всероссийская
41. 2005 Белгород Всероссийская
42. 2006 Уфа Всероссийская
43. 2007 Уфа Всероссийская
44. 2008 Уфа Всероссийская
45. 2009 Архангельск Всероссийская
46. 2010 Казань Всероссийская
47. 2011 Архангельск Всероссийская
48. 2012 Магнитогорск Всероссийская

В 2007 году был принят порядок проведения российских олимпиад школьников (Приказ № 285 об утверждении порядка проведения олимпиад школьников), и по инициативе Российского союза Ректоров и Министерства образования и науки РФ был учрежден Российский совет олимпиад школьников . Ежегодно выходит приказ с перечнем российских (т.н. федеральных)олимпиад, рекомендованных экспертными комиссиями РСОШ.

Этапы проведения олимпиады

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, Всероссийская химическая олимпиада проводится в 4 этапа:

  • школьный - организуется образовательными учреждениями; проводится в октябре; участие в нём могут принимать желающие учащиеся 5-11 классов образовательных учреждений; проводится по заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады;
  • муниципальный - организуется органами местного самоуправления в сфере образования; проводится в ноябре - декабре; участие в нём могут принимать учащиеся 7-11 классов образовательных учреждений, ставшие победителями и призёрами предыдущего этапа; проводится по заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады;
  • региональный - организуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования; проводится в январе - феврале; участие в нём могут принимать учащиеся 9-11 классов образовательных учреждений, ставшие победителями и призёрами предыдущего этапа; проводится по олимпиадным заданиям, разработанным центральной предметно-методической комиссией Олимпиады;
  • заключительный - организуется Федеральным агентством по образованию; проводится в апреле; помимо победителей и призёров предыдущего этапа олимпиады, в заключительном этапе принимают участие победители и призёры заключительного этапа прошлого года, если они по-прежнему обучаются в образовательных учреждениях.

Согласно Положению победители и призёры определяются на основании результатов участников соответствующих этапов олимпиады. Победители и призёры школьного этапа, набравшие больше половины максимальных баллов, допускаются к участию в муниципальном этапе, победители и призёры муниципального - в региональном, регионального - в заключительном.

Заочные олимпиады

Школьный, муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников иногда проводятся в несколько туров, один из которых заочный. Этот тур позволяет привлечь к участию в олимпиаде как можно большее число школьников и провести эффективный отбор участников для очного тура. Чаще всего заочный тур проводится посредством Интернет.

Темы заданий

Научная программа олимпиады включает следующие разделы:

Теоретический тур

  • Неорганическая химия
  • Аналитическая химия
  • Физическая химия
  • Органическая химия
  • Биохимия

Практический тур

Экспериментальные задачи, включающие экспериментальные навыки всех перечисленных разделов химии

Статистика

Сроки проведения и численность участников различных этапов Всероссийской олимпиады школьников по химии
Этап олимпиады Дата проведения Число участников Туры Разработчики заданий
Школьный Октябрь - ноябрь Около полумиллиона Предметно-методическая комиссия по химии муниципального этапа
Районный (городской) Ноябрь - декабрь Около 100 тысяч Теоретический и практический (желательно) Предметно-методическая комиссия по химии регионального этапа
Региональный Январь - февраль Около 5 тысяч Теоретический и практический
Заключительный Конец марта - середина апреля 150 - 250 Два теоретических и практический туры Центральная предметно-методическая комиссия по химии
Число участников, призеров и победителей заключительного этапа ВОШ
Класс Год Число участников Число победителей Число призеров
9 2007 57 6 26
9 2008 58 7 21
9 2009 44 5 21
9 2010 64 4 15
9 2011 60 6 19
10 2007 58 5 21
10 2008 66 4 21
10 2009 66 6 12
10 2010 74 3 17
10 2011 85 4 33
11 2007 72 7 23
11 2008 65 5 27
11 2009 73 3 25
11 2010 83 9 24
11 2011 79 6 33

Персоналии

  • Александр Петрович Терентьев - профессор, чл.-корр. АН СССР, заведующий лабораторией специального органического синтеза химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (1950-1970).
  • Михаил Алексеевич Прокофьев - министр просвещения РСФСР, основатель кафедры химии природных соединений химического факультета МГУ, чл.-корр. АН СССР.
  • Альфред Феликсович Платэ - профессор, д.х.н., заведующий кафедрой химии нефти и органического катализа химического факультета МГУ (1960-1983).
  • Павел Васильевич Козлов - председатель секции «Юный химик» Центрального правления Всесоюзного химического общества Д. И. Менделеева.
  • Евдокия Михайловна Соколовская - профессор, д.х.н., заведующая кафедрой общей химии химического факультета МГУ (1968-1992).
  • Георгий Васильевич Лисичкин - д.х.н., заведующий лабораторией органического катализа кафедры нефти и органического катализа химического факультета МГУ.
  • Вячеслав Викторович Загорский - д.п.н., доцент лаборатории методики обучения химии кафедры общей химии химического факультета МГУ.
  • Владимир Валентинович Сорокин - профессор, д.п.н., заведующий лабораторией методики обучения химии кафедры общей химии химического факультета МГУ (1993-1996).


Что еще почитать