Использование возможностей интернета для дистанционного образования. Возможности дистанционного обучения. Возможные случаи мошенничества

Кабина Боинга 777

Скандально-известный гражданский журналист , который ранее публиковал результаты собственных расследований гибели самолетов кампании Malaysia Airlines, пишет о скрытых возможностях по дистанционному управлению самолетами американской корпорации Boeing...

Что известно о самолетах серии Боинг 777? Дело в том, что самолеты эти уникальные. Их спроектировали по электронной схеме, без использования бумажных чертежей. Поэтому ещё на стадии проекта были сделаны существенные модернизации. Так Кабина экипажа оснащена новейшей системой Electronic Flight Bag (EFB), созданной компанией «Боинг».

Система EFB содержит данные, переведенные в электронную форму, которые необходимы пилотам для управления самолетом. Управление механизмами крыла, двигателями и шасси самолета полностью электромеханическое. Управление содержит электронные блоки, каждый из которых обслуживает группу модулей приводов самолета (В-777), в которую могут входить модули приводов различных каналов управления (тангаж, крен, курс). В другом варианте структуры каждый модуль привода имеет свой блок управления и контроля. Для сокращения числа электронных блоков модулей привода, возможно их объединение в единый электронный блок, обслуживающий все модули привода конкретного органа управления (например, элерона или интерцепторов).

То есть поясняю. Этот самолет не имеет механических приводов. Для изменения высоты полета, угла наклона машину (крен) и направления полета (курса) используется компьютер. Данные о маневрах пилотов поступают с органов управления самолета непосредственно на память бортовой ЭВМ. То есть штурвал самолета на самом деле это джойстик компьютера. Он связан только с бортовой вычислительной машиной. Сигнал обработанный ЭВМ виде электрического импульса передается непосредственно на механизмы самолета. Поэтому для управления полетом пилоты, в общем и целом, не нужны абсолютно.

Самолет по заданной программе может самостоятельно взлетать, следовать курсом, менять высоту и скорость полета, садится на посадку. При этом все данные полученные от диспетчеров направления, от датчиков самого самолета, поступают и обрабатываются все тем же компьютером. Поэтому машина может реагировать на все изменения полета. На этом принципе работают автопилоты самолетов серии Боинг 777−200. Напомню, что автопилот устаревших моделей самолета раньше был способен только держать курс и заданную высоту полета. Работал этот прибор по принципу гироскопа.

Гироскоп (от гиро… и…скоп), быстро вращающееся твёрдое тело, ось вращения которого может изменять своё направление в пространстве. Г. обладает рядом интересных свойств, наблюдаемых у вращающихся небесных тел, у артиллерийских снарядов, у детского волчка, у роторов турбин, установленных на судах, и др. На свойствах Г. основаны разнообразные устройства или приборы, широко применяемые в современной технике для автоматического управления движением самолётов, морских судов, ракет, торпед и др. объектов, для определения горизонта или географического меридиана, для измерения поступательных или угловых скоростей движущихся объектов (например, ракет) и многое др.

Но функциональные способности автопилота Боинга 777 намного выше. Поэтому можно сказать, что самолет может управляться роботом. Полетная информация поступает по спутниковым каналам, или получается с датчиков самолета. Она выводится в обработанном и проанализированном виде на специальный планшетный компьютер iPad. Связь с оборудованием самолета можно поддерживать по интерфейсу Bluetooth или Wi-Fi. Bluetooth обеспечивает обмен информацией между такими устройствами как персональные компьютеры (настольные, карманные, ноутбуки), мобильные телефоны, принтеры, цифровые фотоаппараты, мышки, клавиатуры, джойстики, наушники, гарнитуры на надёжной, бесплатной, повсеместно доступной радиочастоте для ближней связи. Это беспроводная сеть с ограниченным радиусом действия.

Wi-Fi - то же беспроводная сеть. Но ограниченная небольшим радиусом действия. Все эти интерфейсы в самолете Боинг 777 защищены паролем. Для того, что бы избежать преднамеренного вмешательства в управление самолетом. На этом и была основана теория пропажи самолета Боинг 777 в марте 2014 года. По словам экспертов кто - то вмешался в систему управления. Отключил приборы слежения и радиосвязи. А затем управляемый извне самолет взял курс на остров Диего-Гарсия. Ну или в Афганистан, это как кто придумает. Главное никто из пишущих не знает, что дистанционное управление было в этом самолете всегда. Оно было предусмотрено ещё на стадии проекта. Обычно пишут про то, что после 2001 года США внедрили систему дистанционного управления (которая активируется с земли по команде диспетчеров). Но все гораздо сложнее чем кажется…

Напомню, самолет управляется компьютером. Именно связка «компьютер-человек» позволяет самолету находиться в воздухе. Для работы компьютера нужны разнообразные программы. Но не все программы безопасны для компьютера. Ряд программ направлены именно на уничтожение самого компьютера, или его памяти или аппаратной среды. Среди подобных программ, в первую очередь, следует упомянуть компьютерные вирусы. Однако имеются вредоносные программы еще одного класса. От них, как и от вирусов, следует с особой тщательностью очищать свои компьютерные системы. Это так называемые программные закладки, которые могут выполнять хотя бы одно из перечисленных ниже действий:

  • вносить произвольные искажения в коды программ, находящихся и оперативной памяти компьютера (программная закладка первого типа);
  • переносить фрагменты информации из одних областей оперативной или внешней памяти компьютера в другие (программная закладка второго типа);
  • искажать выводимую на внешние компьютерные устройства или в канал связи информацию, полученную в результате работы других программ (программная закладка третьего типа).

Программные закладки можно классифицировать и по методу их внедрения в компьютерную систему:

  • программно-аппаратные закладки, ассоциированные с аппаратными средствами компьютера (их средой обитания, как правило, является BIOS - набор программ, записанных в виде машинного кода в постоянном запоминающем устройстве - ПЗУ);
  • загрузочные закладки, ассоциированные с программами начальной загрузки, которые располагаются в загрузочных секторах (из этих секторов в процессе выполнения начальной загрузки компьютер считывает программу, берущую на себя управление для последующей загрузки самой операционной системы).
  • программные закладки (иногда их называют вирусами) могут изменить всю информацию о полете. Активировать включение автопилота (который пилоты выключить не смогут никогда). Набрать высоту и задать курс полета. По видам закладок очень интересны так называемые исполняемые закладки, ассоциированные с исполняемыми программными модулями, содержащими код этой закладки (чаше всего эти модули представляют собой пакетные файлы, т. е. файлы, которые состоят из команд операционной системы, выполняемых одна за одной, как если бы их набирали на клавиатуре компьютера);
  • закладки-имитаторы, интерфейс которых совпадает с интерфейсом некоторых служебных программ, требующих ввод конфиденциальной информации (паролей, криптографических ключей, номеров кредитных карточек);
  • замаскированные закладки, которые маскируются под программные средства оптимизации работы компьютера (файловые архиваторы, дисковые дефрагментаторы) или под программы игрового и развлекательного назначения.
С учетом замечания о том, что программная закладка должна быть обязательно загружена в оперативную память компьютера, можно выделить резидентные закладки (они находятся в оперативной памяти постоянно, начиная с некоторого момента и до окончания сеанса работы компьютера, т. с. до его перезагрузки или до выключения питания) и нерезидентные (такие закладки попадают в оперативную память компьютера аналогично резидентным, однако, в отличие от последних, выгружаются по истечении некоторого времени или при выполнении особых условий).

Понятно, что без помощи пилота сделать это было бы невозможно. Мне кажется, что это мог сделать тот пилот, что долго тренировался на тренажере дома, отрабатывая посадку на острова Индонезии. А именно Захари Ахмед Шах. При этом мне понятно, что «отрабатывал» Захари на своем дорогом авиационном тренажере. По результатам компьютерных «полетов» Захари Ахмад Шаха и была «написана» эта программа. Именно Захари отключил транспондеры в кабине и трюме самолета. А потом принудительно активировал программную закладку изменившую курс полета Боинга. Мне кажется, что ювелирно проделать многократно отработанную на тренажере посадку Захари побоялся. Доверился техническому прогрессу. Думаю этот шаг и привел самолет к катастрофе. Потеряв управление над самолетом, пилоты вынужденно взирали на то, как неисправный Боинг вместо полета по курсу начинает терять высоту. Падая в воды Индийского океана (ну или куда там ещё он мог упасть).

Не учел Захари Ахмед Шах ещё одного. У всех программных закладок (независимо от метода их внедрения в компьютерную систему, срока их пребывания в оперативной памяти и назначения) имеется одна важная общая черта: они обязательно выполняют операцию записи в оперативную или внешнюю память системы. При отсутствии данной операции никакого негативного влияния программная закладка оказать не может. Ясно, что для целенаправленного воздействия она должна выполнять и операцию чтения, иначе в ней может быть реализована только функция разрушения (например, удаление или замена информации в определенных секторах жесткого диска). То есть если найти самолет, или его черные ящики, то можно будет найти записи о преднамеренном изменение курса. Кроме того, думаю, речевой самописец так же зафиксировал попытки экипажа вернуть управления самолетом себе. Так, что доказательства есть обязательно. Ну, а кто, или для чего это сделал, узнать будет несложно. Думаю все дело в страховке. Так как самолет застрахован на огромную сумму денег, то желающие получить свою долю найдутся обязательно. Ну, или, как вариант, месть одного из программистов или инженеров авиакомпании. Так, что загадок будет ещё очень много. Найти бы сам самолет…

Схема управления самолетом.


Схема управления Боингом 777.

Использование возможностей дистанционного обучения

В информационном обществе в роли ведущих требований при оценке уровня подготовки выпускников выступают ключевые компетентности. Под компетентностью понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению. Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести:

    Мультимедийная технология.

    Дистанционные образовательные технологии.

Формированию информационно-коммуникативных компетентностей способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.

Модернизация общего образования требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения. В условиях вариативности и разноуровневости образования умение применять инновационные технологии и их элементы помогают преподавателю добиваться высокого качества обучения. Они способствуют рациональному проектированию учебного процесса и эффективной реализации намеченных целей и задач обучения.

Использование ЦОР и ЭОР предоставляет учащимся: доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, способствуют повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и преподавателя.

ИКТ интересны и тем, что данные технологии постоянно развиваются. Познакомилась и внедряю на практике методику web – квестов. Данная методика универсальна и очень проста, для ее применения необходим лишь компьютер с выходом в Интернет.

Web – квесты представляют собой мини – проекты, основанные на поиске информации в сети Интернет.

Алгоритм работы с web – квестом отражает последовательность мыслительных операций в процессе исследовательско–ориентированной деятельности: постановка проблемы, ознакомление с заданиями web – квестов, выполнение задания на основе ресурсов сети Интернет, оформление работы, обсуждение результатов деятельности.

Задания web – квестов представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов сайтов в Интернете, где можно получить необходимую информацию.

Учащиеся знакомятся с заданиями web – квестов, выполняют задания на основе ресурсов Интернета, оформляют результаты деятельности в виде презентации Power Point.

Вопросы web – квестов подбираются учителем так, чтобы на них не было прямого ответа в учебнике, чтобы при посещении сайта ученик был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит. Работа над вопросами должна углублять знания учащихся, расширять их кругозор и развивать эрудицию.

В ходе выполнения задания ученики по согласованию с учителем могут расширить рамки своей работы. Весь накопленный материал (в том числе необходимые для презентации рисунки, схемы, уравнения реакций) учащиеся помещают в созданные ими папки.

На этапе оформления работы ученики отбирают из накопленного материала самую значимую информацию и представляют её в виде презентации Power Point.

Учитель выполняет роль консультанта, поскольку надо научить каждого правильно и достойно представить результаты своей деятельности. Это конструктивный подход к обучению. Ученики не только собирают и систематизируют информацию, полученную не от учителя, а из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу. Интернет здесь является средством, которое делает урок более продуктивным, а работа учащихся превращается в творчество.

Например: домашнее задание по теме «Соли серной кислоты», 9 класс: выполните задание по web-квесту:

Это интересно

в заливе Кара-Богаз-Гол в воде содержится 30% глауберовой соли при температуре +5°С эта соль выпадает в виде белого осадка, как снег, а с наступлением тёплого времени соль снова растворяется. Так как в этом заливе глауберова соль то появляется, то исчезает, она была названа мирабилитом, что означает «удивительная соль». Какая формула мирабилита?

Почему можно перевозить концентрированную серную кислоту в стальных цистернах?

Реагирует ли концентрированная серная кислота с неметаллами? Докажите.

Что такое олеум?

Как образуются «кислотные дожди»?

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал основной формой итоговой государственной аттестации всех выпускников школ Российской Федерации, инструментом, с помощью которого можно оценить знания обучающихся. По результатам ЕГЭ осуществляется приём абитуриентов во все российские ВУЗы.

Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ЕГЭ?

Я работаю в общеобразовательных классах. Изучение химии в нашей школе идет на базовом уровне. Известно, что заниматься учащийся начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Бывают даже случаи, что, к сожалению, не редкость, когда родители ребенка «хватаются за голову» за несколько месяцев до экзамена. Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ использую возможности дистанционного обучения .

У дистанционного обучения есть свои положительные стороны. Обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию более яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика и учителя. Доступность и открытость обучения - возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любом месте в любое время позволяет выработать индивидуальный график обучения.

Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер, оно более гибкое, так как обучающийся сам определяет темп обучения, может по несколько раз возвращаться к отдельным урокам, тестам, заданиям. Такая система обучения заставляет заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования и самоконтроля.

Направления дистанционного обучения школьников:

    углубленное изучение тем, разделов школьной программы или вне школьного курса;

    ликвидация пробелов в знаниях, умениях учащихся по определенным темам;

    подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать школу в течение какого-то периода времени;

    дополнительное образование по интересам;

    подготовка учащихся к экзаменам.

Для создания и функционирования информационно-образовательной среды использую платформу АИС «Сетевой город. Образование» и образовательный портал для подготовке к экзаменам "Решу ЕГЭ". Эти системы имеют все необходимые средства для реализации дистанционного обучения, включая:

    средства коммуникации, в том числе личные сообщения и форумы;

    базы данных преподавателей, обучающихся, информационных и учебных материалов;

    средства размещения информационных и учебных материалов;

    электронные журналы успеваемости обучающихся;

    средства совместной проектной деятельности обучающихся, например, сервис Wiki (вики), портфолио проектов;

    средства контроля выполнения заданий обучающимися, в том числе тестирование.

Кроме АИС и "Решу ЕГЭ". при использовании ДОТ используем вспомогательные технологии и средства:

    видеоконференцсвязь, например, систему TrueConf или Skype;

    сайт школы или учителя.

Механизм организации дистанционного обучения на сайте "Решу ЕГЭ":

    Учитель составляет тест из необходимого количества случайно выбранных системой заданий по той или иной теме. Можно так же создать тест из подобранных заданий, указав их номера по каталогу или добавив в систему свои собственные задания.

    Для каждой работы система выдает индивидуальную ссылку, содержащую номер варианта, который учитель сообщает учащимся. Учащиеся (дома или в школе) вводят полученную ссылку, проходят тестирование и сохраняют результаты.

    Можно заранее создать группу учащихся и добавить в них учащихся, зная их логины (электронные адреса) в системе. Но необходимости предварительно вводить в систему фамилии и имена учащихся нет: их результаты появятся в системе автоматически, как только они выполнят и сохранят составленную учителем работу.

    Система автоматически проверяет решения заданий частей А и В, а также выводит на экран учителю загруженные учащимися решения заданий части С. Учитель может просмотреть, оценить и прокомментировать их.

    Сводные результаты выполнения работ по каждой созданной учителем группе учащихся автоматически заносятся в классный журнал. Если учащиеся несколько раз выполнят одну и ту же работу, в журнал будут внесены все их результаты. Результаты можно экспортировать в электронные таблицы Эксель.

Результативность и эффективность дистанционного обучения при подготовке к ЕГЭ:

    Повышение среднего балла ЕГЭ по химии с 52,8 (2014г) до 61,86 (2015г.).

    Совершенствование информационно-коммуникативных компетентностей учащихся и педагогов.

    Развитие самостоятельности и самосовершенствования.

Зам. по УВР: _____________________/ Батыршина А.М./

С развитием интернет-технологий каждый человек любого возраста и рода деятельности получил сотни путей для саморазвития. Окончить зарубежный университет, не выезжая из страны, подготовиться к экзамену, послушать лекцию профессора, не выходя из дома, – возможности дистанционного образования кажутся безграничными. Образовательное разобралось, кому лучше всего подходит удаленное обучение и чему можно научиться в онлайн-режиме.

Дистанционное образование появилось задолго до того момента, как в дома и офисы проник вирус интернета. Его ранние вариации существовали еще в 19-м веке и помогали в отработке определенных навыков и предметов. Например, учитель стенографии Исаак Питман преподавал своим студентам методы скоростного письма, общаясь с ними исключительно посредством почтовой переписки.

С введением компьютера инструменты работы и способы доставки информации значительно усовершенствовались. А в 1999 году появился и официальный термин «электронное обучение». В последующие десятилетия виртуальная академическая среда стала новой образовательной тенденцией.

Онлайн-образование для всех

За границей этот сектор развивается гигантскими шагами. Созданы целые сетевые университеты, уроки в которых обновляются ежедневно, а доступ предоставляется любому пользователю, умеющему пользоваться интернетом. Пройденный материал легко подтвердить платным или бесплатным дипломом.

Помимо известных Coursera и KhanAcademy, есть еще edX, University Of the People, TED и сотни образовательных каналов на YouTube. Микролекции или полноценные модули на данных ресурсах, как правило, требуют владения английским языком, но иногда сопровождаются русскими субтитрами.

Обратите внимание

Практически каждый крупный университет Великобритании, Канады, Штатов и стран Европы имеет собственное отделение удаленного обучения. Онлайн-программы разработаны для бакалавриата, магистратуры и курсов повышения квалификации в различных областях знаний.

Поступление на такие факультеты и требования к документам ничем не отличаются от очных вариантов и зависят только от страны нахождения вуза. В некоторых учреждениях действует услуга «тестового периода», по истечении которого можно вернуть деньги за учебу, если она по объективным причинам не подошла ученику.

В английском университете Essex University, который славится своими научными исследованиями, можно заниматься удаленно на программах продолжительностью от 8 до 48 месяцев. Куратор остается на связи 24 часа, а студенты получают доступ к электронной библиотеке и 21 день пробного периода. Оценка учащегося происходит через письменные работы и активность в дискуссиях и на форумах. В дипломе не упоминается, в какой форме проходили занятия.

Обратите внимание

Чаще всего для обучения удаленно выбирают программы магистратуры. Наибольшей популярностью пользуются такие специальности, как экономика, менеджмент, социология и бизнес. Онлайн-степень MBA, или Master of Business Administration, сочетает теорию с практическим управлением бизнесом и открывает новые пути для карьерного развития.

При поиске подходящей программы в этом сегменте стоит обратить внимание на аккредитацию заведения, содержание и расписание активностей, отчет о трудоустройстве выпускников.

Учебные заведения с лучшими онлайн-программами MBA (по версии бизнес-журнала CEO Magazine, 2017)

  1. EU Business School, Испания, Германия, Швейцария
  2. SBS Swiss Business School, Швейцария
  3. IE Business School, Испания
  4. University of Otago Business School, Новая Зеландия
  5. University of Utah: Eccles, США
  6. Nebrija Business School, Испания
  7. Temple University: Fox, США
  8. The Open University, Великобритания
  9. Rochester Institute of Technology: Saunders, США
  10. MIP Politecnico di Milano, Италия

Удаленное бизнес-образование движется в сторону конкретизации специальности и получению более узких знаний. Помимо MBA General, многие университеты уже предлагают программы, заточенные на определенную отрасль или функционал, например, «MBA в сфере финансовых услуг», «MBA в промышленности», «MBA – управление маркетингом и продажами». В их учебных планах содержится больше дополнительного материала для изучения специфических аспектов конкретного сектора.

Бизнес-школа Aberdeen Business School на базе британского Robert Gordon University аккредитована международной организацией AMBA и считается одной из лучших в сфере энергетики. Степень MBA «Управление нефтегазовым бизнесом» (Оnline) даст понимание процессов разработки и эксплуатации месторождений нефти и газа, типовых проблем при реализации крупных объектов и поможет в развитии управленческих компетенций для их решения.

Образование за рубежом

Онлайн-образование для школьников и абитуриентов

Кроме краткосрочных и долгосрочных программ, в современных реалиях оказались востребованными услуги подготовки к международным экзаменам : IELTS, TOEFL, SAT, ACT, GMAT и другим. Школьники параллельно с занятиями в российской средней школе могут также виртуально обучаться в учреждениях других стран. Эта опция позволяет получить зарубежный аттестат и подготовиться к поступлению в иностранный вуз, не выезжая из родного города.

По такой схеме, например, работает американская Franklin Virtual High School, где для каждого учащегося формируется индивидуальный учебный план. Зачисление проходит без вступительных испытаний, только на основании пройденных ранее предметов.

Программа состоит из модулей, скорость прохождения которых контролирует сам ученик. От этого же и зависит конечная стоимость, так как оплата проходит ежемесячно. В любом случае она получается в несколько раз меньше, чем при очном присутствии в американской школе. Результаты выпускных экзаменов Franklin Virtual High School признаются вузами Англии, Америки и Канады.

Плюсы и минусы дистанционного образования

Интернет переполнен положительной информацией и удачными примерами из жизни. Остановимся подробнее на очевидных и скрытых преимуществах виртуальных классов.

Гибкий график и удобная обстановка

Онлайн-обучение предлагает более гибкие условия занятий, чем традиционные программы на базе университетов и колледжей. Не нужно ехать к 9 утра на другой конец города. Можно заниматься в любое время и выбрать то место, которое мотивирует больше всего: собственная спальня, кафе, рабочий стол или даже беговая дорожка. Доступ к личному кабинету, электронной почте учителей и студенческим форумам осуществляется в режиме 24/7. Это особенно актуально, если уже есть основная занятость, с которой нужно выстроить график совмещения.

Снижение расходов

Финансовые трудности, связанные с посещением вуза или школы, – самое распространенное препятствие для получения первого или дополнительного образования. Онлайн-курсы более доступны в этом плане, даже при платной учебе в канадском или американском вузе учащийся не берет на себя расходы на жилье, студенческие сборы, транспорт и учебники.

Большой охват курсов

Вопрос «где учиться?» прозвучит одним из первых, и он значительно ограничивает свободу выбора. Обучаясь дистанционно, можно не беспокоиться о местонахождении аудиторий и выбрать из множества онлайн-предложений именно то, что подходит больше всего.

Разнообразие используемых материалов

Вместо общепринятых лекций и семинаров – разносторонний качественный контент, от мультимедийных тренажеров и цифровых путеводителей до дискуссионных форумов, инфографики и вебинаров. К тому же материал всегда доступен для повторного просмотра или прослушивания, если с первого раза он не усвоился.

Несмотря на возможные подводные камни, большинство людей довольны своим онлайн-обучением и бонусами, которое оно дает. Однако важно знать и отрицательные стороны, чтобы принять обоснованное решение и подобрать оптимальный вариант.

Нужны навыки самодисциплины

В традиционной и привычной для большинства людей форме обучения существует набор правил и принципов, которым каждый должен следовать. Это важный момент, потому что он дает чувство дисциплинированности и целеустремленности. В дистанционном варианте ситуация немного другая. Учащийся свободен в своем расписании, но при этом ограничен рамками дедлайнов для выполнения заданий и сдачи проверочных работ. Если он не умеет грамотно управлять своим временем, распределяя его между учебой и другими занятиями, откладывает все на потом, то это приводит к проблемам с успеваемостью. Прокачанные навыки самоконтроля здесь обязательны.

Отсутствие прямого контакта с учителем и сокурсниками

Живое общение с преподавателем и единомышленниками стимулирует интерес к предмету и помогает наладить социальные и деловые связи. Так формируется среда, которая подталкивает к достижению поставленной образовательной цели и пригодится в будущей карьере. Не стесняйтесь объединяться в группы по интересам и находить одноклассников в социальных сетях, это компенсирует потребность в общении и развивает навыки нетворкинга.

Большая рабочая нагрузка

Учреждения, предлагающие онлайн-программы, понимают, что не могут эффективно контролировать повседневную деятельность своих учеников. Это серьезная проблема, которая влияет на качество полученного образования. Чтобы решить ее и быть уверенными, что ученик освоил весь объем материала, – они в конечном итоге дают больше заданий и ежедневной нагрузки. Каждый курс дает информацию о предполагаемой занятости в неделю. Изучите ее подробно и не ожидайте, что справитесь быстрее. Скорее, наоборот.

Возможные случаи мошенничества

Онлайн-курсов так много, что сложно отследить, какие из них действительно аккредитованы и предлагают обучение, дипломы и сертификаты, имеющие ценность. Обращайтесь только к проверенному учреждению или проконсультируйтесь со специалистом в сфере образования, прежде чем браться за учебу и оплачивать ее.

При четкой мотивации и соблюдении нехитрых правил предосторожности интернет-пространство превращается не только в развлечение и место для залипания, но и эффективную площадку для «прокачки» практически любого навыка. А с современными ресурсами пользоваться этим источником удобно, доступно и недорого.

Материал подготовлен Надеждой Озонюк совместно со специально для сайт.

Широкое применение в системе образования информационных и телекоммуникационных технологий создало предпосылки для активного использования в учебном процессе дистанционного обучения (ДО). Этот термин, появившийся в отечествен ном педагогическом контексте сравнительно недавно, имеет англоязычные корни. До начала 90-х годов XX в. в литературе использовалась русская «калька» словосочетания «distant learning» - «дистантное обучение». Позднее стала употребляться более характерная для нашего языка форма «дистанционное обучение», т.е. обучение на расстоянии.

Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. ДО представляет собой:

Обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно (Е.С.Полат);

Комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования (Ю.А.Первин);

Новую ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники (Л. П. Давыдов);

Синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению (А. А. Андреев).

ДО сохраняет преимущества, присущие традиционным фор-Мам обучения: контакты с преподавателями и слушателями, контроль за правильностью усвоения материала. Кроме того, оно обладает рядом достоинств: свободный график обучения; независимость от места расположения; экономия транспортных расходов; Удобный вид представления материалов; индивидуальный темп обучения; отсутствие ограничений на возраст, коммуникабельность, здоровье.

Долговременная цель развития ДО в мире - дать возможность обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого колледжа или университета. В 1994 г. в России была принята Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования, созданы Евразийская Ассоциация дистанционного обучения, Ассоциация международного образования, разработана Концепция создания и развития системы дистанционного обучения в Российской Федерации.

Дистанционное обучение открывает новые перспективы профессионально-личностного развития для лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, но не имеющих возможность получить их традиционным,способом:

Абитуриентов, готовящихся к поступлению в вузы;

Молодежи, вынужденной совмещать учебу с работой в силу ограниченной пропускной способности вузовской системы или по семейным обстоятельствам;

Лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях;

Военнослужащих, офицеров, увольняющихся в запас, и членов их семей; офицеров и солдат срочной службы МВД и погранвойск;

Высвобождающихся специалистов конверсионных предприятий ВПК;

Лиц всех возрастов, проживающих в отдаленных регионах страны.

Можно выделить следующие принципы организации дистанционного обучения:

гибкость, проявляющуюся в отсутствии регулярных занятий в виде лекций, семинаров и свободном выборе времени, необходимого для освоения курса; модульность, выражающуюся в том, что каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области; параллельность, связанную с тем, что обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью;

дальнодействие, заключающееся в отсутствии препятствий в виде расстояния от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения;

асинхронность, подразумевающую возможность реализации технологий обучения и учения независимо во времени;

массовость, означающую некритичность параметра «количество обучающихся»;

рентабельность, предполагающую экономическую эффективность ДО1;

широкое применение новых информационных технологий. Существует множество организационных моделей ДО: по принципу экстерната, университетское, на основе автономных обучающих систем, интегрированное обучение с использованием мультимедийных программ, неформальное и др. Преподавателя в системе ди станционного обучения называют тьютором, а процесс педагогической деятельности - тьюториалом. Появление в современной практике электронных тьюторов (интеллектуальных обучающих программ) позволяет говорить о возможности выполнения андрагогических функций не только человеком, но и компьютером.

В дистанционных формах обучения применяются такие методы, как информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся: самостоятельную познавательную деятельность студентов с различными источниками информации, учебными материалами курса; оперативное и систематическое взаимодействие обучаемых с ведущим преподавателем и куратором курса; групповую работу с использованием различных методов работы над соответствующими модулями изучаемого курса; совместные проекты студентов с иногородними и зарубежными партнерами.

Интерес представляет организация компьютерных лабораторных практикумов, где обучающемуся предлагается в интерактивном режиме «собрать» на экране монитора соответствующую лабораторную установку. Процесс правильности стыковки элементов контролируется автоматически. На созданной таким образом виртуальной лабораторной установке выполняется эксперимент. При этом реальный физический процесс воспроизводится на экране монитора с помощью методов математического моделирования. Подобная визуализация реальных физических процессов особенно важна в ходе профессиональной подготовки. В системе ДО для совершенствования взрослым человеком профессиональных качеств используются также электронные тренажеры. Оттачивая на них свое мастерство, участник виртуального тренинга готовится к достижению максимальной эффективности в реальной деятельности, что сводит в минимуму возможность человеческих ошибок.

В системе дистанционного обучения широко используются разнообразные средства: печатные и электронные издания; компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения; учебные аудио- и видеоматериалы; компьютерные сети. Печатные издания, представляющие собой традиционные учебники, учебно-методические пособия, широко используются в системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок. Как правило, печатные издания для системы дистанционного обучения имеют блочно-модульную структуру, снабжены инструкциями по изучению материала и организации самостоятельной работы; обязательными элементами в них являются контрольные задания, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания, толковые словари.

Электронные издания представляют собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают компактностью хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможностью оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте; при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию.

Компьютерные обучающие системы (программно-методические комплексы, программные средства учебного назначения, конт-ролирующе-обучающие программы) заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-х годов, когда появились персональные компьютеры. В этих системах сосредоточены средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Компьютерные обучающие системы позволяют:

Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

Осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

Осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

Высвобождать учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

Визуализировать учебную информацию;

Моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

Проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

Формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

Развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

Усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

Формировать культуру познавательной деятельности и др. Компьютерные обучающие системы на современном этапе

включают электронные (компьютеризированные) учебники; контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Разновидностью компьютерной обучающей системы можно считать электронный учебник, который является компьютерным приложением бумажного учебника. Электронный учебник аккумулирует в себе все основные дидактические, методические, научные и информационно-справочные материалы, необходимые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а также слушателям для самостоятельного изучения учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных информационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность слушателям качественно решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учебной дисциплине, а преподавателям - объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью слушателей и курсантов.

Электронный учебник позволяет решать следующие задачи:

Получать сведения об учебной программе и тематическом плане учебной дисциплины, последовательности занятий и логике изучения тем;

Индивидуально просматривать, изучать или повторять учебный, методический и информационно-справочный материал;

Наглядно представлять на дисплее компьютера весь дидактический материал и наглядные пособия (схемы, рисунки, таблицы, графики, текст и т.д.);

Осуществлять самоконтроль (с автоматизированным выставлением оценок) усвоения содержания учебных тем и всей дисциплины в целом, а также получать рекомендации по дополнительному изучению недостаточно усвоенных учебных тем; получать информацию о рекомендованной учебной, научной и методической литературе;

Распечатывать образцы планов проведения занятий и методические разработки по всем темам;

Размножать раздаточные материалы (планы, таблицы, задания и т.д.), необходимые для проведения занятий со слушателями и курсантами;

Иметь доступ к базе данных по законодательным актам и руководящим документам, регламентирующим информационную деятельность в стране и в Вооруженных Силах, а также учебно-воспитательный процесс в вузах Министерства обороны Российской Федерации;

Узнавать сведения о некоторых технологиях, применяемых в информационной деятельности.

Дидактические аудио и видео учебные материалы в настоящее время в основном записываются на магнитные носители, аудио-и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона или видеомагнитофона. Учебные аудиоматериалы используются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующему графических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам, что наиболее распространено. В видеоформе могут быть представлены лекции, инструктивные занятия, иллюстративный материал к печатным изданиям, учебным ситуационным задачам.

Компьютерные сети - это специфическое средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Компьютерные сети используются в дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том числе Интернета, электронной почты и электронной конференции.

В России наиболее широко дистанционное обучение применяется в учебных центрах при университетах. В Московском государственном авиационном технологическом университете (МАТИ) проводится дистанционная подготовка абитуриентов для поступления в это учебное заведение из числа школь ников, проживающих в удаленных районах России. При Астраханском государственном техническом университете (АГТУ) функционирует центр дистанционной подготовки для учащихся выпускных классов, военнослужащих, инвалидов и всех желающих повысить уровень знаний и подготовиться к поступлению в высшие учебных заведения, не прибегая к посещению подготовительных курсов. В Московском государственном индустриальном университете дистанционное обучение используется для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы МВД России и осужденных исправительных колоний.

Среди вузов, имеющих активно действующие центры дистанционного обучения, широко известны Московский государственный университет электроники и математики (МИЭМ), имеющий множество филиалов по всей стране, МГУ им. М. В.Ломоносова, Московский государственный авиационный институт (МАИ), Московский государственный университет экономики, информатики и статистики (МЭСИ), Пензенский государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Рязанский государственный педагогический университет, Челябинский государственный технический университет, Самарский государственный авиационный университет, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, Тамбовский государственный технический университет, Томская государственная академия управляющих систем и радиоэлектроники, Томский политехнический университет, Уральский государственный технический университет, Ухтинский индустриальный институт и др.

Для деятельности учебно-дистанционных вузовских центров характерны следующие направления:

Совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ);

Применение новейших ИТТ в дистанционном обучении;

Развитие форм культурного обмена и делового сотрудничества со всеми заинтересованными российскими и зарубежными организациями;

Корпоративное (фирменное) дистанционное обучение, осуществляющееся на базе и в интересах подготовки кадров для какой-либо определенной фирмы (корпорации).

ДО развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в сфере бизнеса.

Тенденция развития корпоративного (фирменного) дистанционного обучения отмечается в банковских системах, системах РАО «Газпром», Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы превосходят системы дистанционного обучения вузов.

Например, дистанционное обучение в интересах «Газпрома» обеспечивает первичное обучение для лиц, впервые принятых на работу; ежегодное повышение квалификации руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих по актуальным направлениям профессиональной деятельности; обучение лиц, готовящихся к освоению второй профессии или должностному перемещению.

Дистанционное обучение в интересах «Газпрома» обеспечивает:

Первичное обучение для лиц, впервые принятых на работу на предприятия и в организации РАО «Газпром»;

Ежегодное повышение квалификации по актуальным направлениям профессиональной деятельности руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих;

Периодическое обучение по специальным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента руководителей и специалистов на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей;

Обучение лиц, готовящихся к должностным перемещениям;

Обучение лиц, готовящихся освоить вторую профессию или перейти на работу по другой профессии.

Задание для самоконтроля

Подготовьте реферат на одну из тем:

1. Опыт зарубежных корпораций в организации дистанционного обучения населения.

2. Дистанционное образование взрослых в различных регионах России: проблемы и перспективы.

3. Модели дистанционного обучения для педагогов.

4. Центры дистанционного обучения взрослых на современном этапе.

5. Дидактические особенности электронных учебных средств.

Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: Учеб.-метод, пособие. - М., 1997.

Богданова А. И., Деренжи Н.Д., Стефанова В. С. Информация и образование в XXI в. // Открытое образование.- 2001. - № 1.

Глейзер Г. Д. Новая Россия: Общее образование и образующееся общество // Педагогика. - 2000. - № 6.

Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. - М 2000.

Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - № 7.

Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России. - М., 1995.

Моисеева М. В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения // Открытое образование. - 2001. - № 1.

Полат Е. С. Дистанционное обучение. - М., 1998.

Понятия и Пр"инципы дистанционной педагогики // Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И.Дика, А. В. Хуторского. - М., 1999.

Рейман Л. Д. Формирование образовательного пространства на основе взаимоувязанной сети связей России // Открытое образование. - 2001 - № 1.

Слуцкий Л. Э. Открытое образование в системе подготовки кадров для малого бизнеса // Открытое образование.- 2001. - № 1.

Суворинов А. В., Осин А. В. Мультимедиа-среда образования в эпохе глобальных компьютерных технологий // Проблемы информатизации высшей школы. - 1998. - № 1 -2; (11 -12).

Турищева М. С, Курышев А. С. Использование дистанционных технологий для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям // Открытое образование. - 2001. - № 1.

Фейгенберг И.М., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего |как программа развития // Вопросы философии. - 2000. - № 5. | Хуторской А. В. Дистанционные формы творчества // Информатика и \ образование. - 1998. - № 6.

Хуторской А. Б. Основы дистанционного обучения: Программа спецкурса для студентов педагогических учебных заведений. - М., 1999.

Дистанционное обучение получает все большее распространение. Это обусловлено рядом факторов, в том числе, более низкой стоимостью по сравнению с традиционным очным обучением. Однако не только стоимостью определено широкое распространение дистанционного обучение. В настоящее время дистанционное обучение предоставляет гораздо больше возможностей по сравнению с другими формами обучения По нашему мнению, ключевые возможности дистанционное обучение следующие:

1. Удаленное прохождение обучения.

Одной из главных возможностей дистанционного обучения, которая является его главным достоинством, является возможность удаленного прохождения обучения. Предоставление удаленного доступа к обучению является основной задачей дистанционного обучения, что отражено в его названии. Благодаря возможности удаленного доступа к обучению, возможность пройти качественное обучение получают лица, которые раньше такой возможности не имели: лица с ограниченными возможностями, лица в месте проживания которых отсутствуют качественные учебные заведения, лица постоянно находящиеся в командировках и т.д.

2. Самостоятельное обучение.

Возможность проходить обучение самостоятельно (наряду с возможностью удаленного обучения) также является ключевой возможностью дистанционного обучения. Дистанционное обучение сегодня в первую очередь ориентировано на организацию корпоративного обучения. При прохождении дистанционного обучения большинство слушателей дистанционного обучения должны одновременно выполнять свои должностные обязанности. В результате для них трудно составить график обучения для прохождения ими традиционного очного обучения. Возможность самостоятельно проходить обучение, когда им удобно, является ключевой для этой категории учащихся.

3. Персонифицированное обучение.

Дистанционное обучение обладает еще одной уникальной возможностью - обеспечение персонифицированного обучения. Слушатель дистанционного обучения может сам определить: когда, и в каком объеме, ему проходить обучение. Но что гораздо более важно, дистанционное обучение позволяет адаптировать траекторию обучения под каждого слушателя. Можно предоставить возможность самому учащемуся определить, что ему нужно изучить. А можно сделать так, чтобы дистанционное обучение само адаптировалось под результаты, которые показывает слушатель дистанционного обучения, что практически невозможно сделать, когда проводится традиционное очное обучение.

4. Удаленное взаимодействие участников обучения.

При проведении дистанционного обучения большинство его участников удалены друг от друга. Проведение такого обучения требует наличия широкого набора возможностей, позволяющих организовать взаимодействие слушателей. К таким возможностям можно отнести видеоконференции, аудиоконференции, чаты, форумы, IP телефония.

5. Широкое использование информационных технологий.

Дистанционное обучение тесно связано с информационными технологиями, по сути являясь в некотором смысле их частью. По этой причине большинство появляющихся новых возможностей в сфере информационных технологий быстро находят свое применение в дистанционном обучении, которое намного быстрее принимает их на вооружение по сравнению с другими формами обучения.

6. Расширенный доступ к дополнительной информации.

Дистанционное обучение большинство слушателей проходят самостоятельно. Безусловно в рамках дистанционного обучения слушателям предоставляется методическая поддержки. В том числе они имеют возможность периодического on-line общения с преподавателем. Однако, во время обучения слушатели часто сталкиваются с необходимостью получения дополнительной информации. Дистанционное обучение, в отличие от других форм обучения, предоставляет возможность дать слушателю доступ к большому количеству дополнительного материала, которым он может воспользоваться непосредственно во время обучения.

7. Широкая интеграция в бизнес-процессы.

Дистанционное обучение значительно дешевле других форм обучения. Более того, дистанционное обучение пользователей, после того, как осуществлены инвестиции в разработку учебного контента, очень дешево. Поэтому дистанционное обучение легко привязать ко всем бизнес-процессам. Большое количество стандартов, связанных с управлением предприятием, предполагает широкое внедрение дистанционного обучения в рамках построения бизнес-процессов. Достигнуть уровня зрелости бизнес-процессов выше третьего не возможно без широкого внедрения в бизнес-процессы дистанционного обучения.

8. Мобильный доступ к обучению.

Сегодня люди пользуются огромным количеством разнообразных гаджетов (мобильных устройств). В том числе сотовые телефоны, смартфоны, коммуникаторы, web-планшеты.

Использование при проведении дистанционного обучения мобильных устройств позволяет предоставить слушателям дистанционного обучения доступ к обучению практически из любого места. Расширение использования мобильных устройств при проведении дистанционного обучения привело к появлению нового термина - m-Learning.

9. Предоставление большого диапазона показателей результатов обучения .

Анализ показал, что важным аспектом обучения является получение информации о полученных слушателями в результате обучения знаниях и приобретенных ими навыках и умениях. Дистанционное обучение позволяет получить значительно больше информации о результатах обучения по сравнению с традиционным очным обучением.

Например, при проведении традиционного очного обучения, затруднительно получить информацию, сколько времени слушатель тратит на решение той или иной задачи, сколько неудачных попыток он делает, какие именно вопросы вызвали наибольшее затруднение. Кроме того, есть показатели, получить которые при проведении традиционного очного обучения крайне трудно. Например, определить количество времени, необходимое слушателю, чтобы понять, что он решает задачу не правильно.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:

Чат-занятия -- учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия -- дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы -- форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции -- проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner).

Для вузовского дистанционного обучения характерно использование следующих технологий: кейс-технология, телевизионная технология и сетевая (он-лайн) технология (интернет образование):

1. кейс-технология - наиболее распространённый вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов традиционным или дистанционным способом;

2. ТВ-технология - редко применяемый вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов;

3. сетевая технология, или интернет-образование - дистанционное обучение, средством телекоммуникации которого является сеть Интернет .

Рассмотренные технологии можно представить в сводной таблице, где отражены характерные особенности каждой модели с точки зрения доставки учебно-методических материалов, средств обучения, средств взаимодействия между преподавателем и учащимся и форм обучения (Приложение 1).

Выделим ряд отличий рассматриваемой сетевой (он-лайн) технологии (интернет-образования) обучения от других форм обучения:

Студентам не нужно будет приезжать в университет на регулярные занятия и на сессию. Весь процесс проходит через Интернет. Поэтому расстояние от места нахождения студента до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса. Студенты учатся в удобном для себя месте, по удобному графику и в удобном для себя темпе. Единственное посещение - это сдача государственных аттестационных экзаменов и получение диплома. По нормативным документам, аттестация будущего специалиста возможна только очно.

Так как мотивом выбора для студента определенного учебного курса служит его реальная потребность в конкретных знаниях, умениях и навыках, которые он будет применять на практике, продуктивность и эффективность обучения несравненно возрастёт по сравнению с другими формами обучения.

Студенты занимаются по индивидуальному плану, составленному с учётом уровня их базовой подготовки и их потребностей. Для них вполне возможно совмещение обучения с другой учебой или с основной профессиональной деятельностью.

Данная форма обучения проходит вдали от учебного заведения, вдали от преподавателей и не предполагает визуального контроля преподавателей за действиями обучающихся, она потребует от ребят исключительной мотивированности, самоорганизации, трудолюбия, умения и желания работать самостоятельно. Также им, как и всем участникам ДСО, необходимо обладать определённым стартовым уровнем владения компьютерной грамотностью. Но, если студентам что-то непонятно или они испытывают какие-либо затруднения в учебе, через форум в любой момент, на любом этапе обучения они могут обратиться за разъяснением к администратору, преподавателям-тьюторам и своим однокурсникам. Это очень важный момент, который коренным образом отличает сетевое обучение от заочного: студент не остается один на один с непонятным материалом, а, как и при очном обучении, может всегда оперативно прояснить все вопросы.

Программа дистанционного сетевого обучения традиционно состоит из отдельных курсов (модулей). Общие дисциплины студенты изучают по материалам, выложенным в оболочке (после чего выполняют контрольную работу - это может быть выполнение теста, решение задач, составление и защита проекта и т.д. Профильные дисциплины вначале также изучаются студентами по электронным учебникам и программам, но наиболее важные вопросы профильных дисциплин после общего самостоятельного ознакомления разбираются вместе с преподавателем-тьютором на консультациях и видеоконференциях. В качестве контроля будут использоваться компьютерные тестирующие системы, защита разработанных проектов и также традиционные формы: экзамены, собеседования, защита курсовых работ, проводимые в режиме видеоконференции .

Под виртуальным образованием понимается процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты. Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации преподавателей и обучающихся невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создается только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не техническими или различными пособиями. Виртуальное образование тесно связано с дистанционным обучением, но не сводится только к нему. Оно происходит также и в очном взаимодействии преподавателей, учащихся и изучаемых объектов. Дистанционные учебные технологии позволяют расширить возможности образования, увеличив взаимную доступность удаленных друг от друга обучающихся, преподавателей, специалистов, а также информационных массивов.

Отличием дистанционного обучения от традиционного является удалённость преподавателя от учащихся, отсутствие возможности живого диалога участников (в этом отношении традиционная форма всегда будет иметь преимущество, какой бы совершенной ни была техническая система передачи информации), но процесс обучения в дистанционном режиме проходит интерактивно в своей организации, при постоянном опосредованном взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие дистанционного обучения от программ самообразования, по которым может заниматься учащийся: учебных компьютерных программ, программ на компакт-дисках, курсов на видеокассетах, телевизионных и радио-курсов. Дистанционное обучение также нельзя смешивать с заочным потому, что при дистанционном обеспечивается систематическое и эффективное взаимодействие на основе компьютерных телекоммуникаций. В дистанционном обучении, особенно при онлайновом режиме, все признаки учебно-воспитательного процесса (учитель, ученик, средства обучения, соответствующие методы обучения и организационные формы).

Основными отличиями дистанционного образования от очной формы обучения являются:

обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;

гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо быть привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (сдаче экзаменов, on-line сеансам с преподавателем), либо к групповым занятиям, а также к выполнению лабораторных работ на обору­довании (возможно, удаленном);

контакты с преподавателем (тьютором), в основном, осуществляемые посредством телекоммуникаций.

Основными отличиями дистанционного образования от заочной формы обучения являются:

постоянный контакт с преподавателем (тьютором), возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;

возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может состоять как из компактно проживающих в одной местности студентов, так и быть распределенной). В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;

передача теоретических материалов учащимся в виде печатных или электронных учебных пособий, что позволяет либо полностью отказаться от установочных сессий с приездом в высшее, либо значительно сократить их число и длительность .

Анализ показал, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение обучающихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.



Что еще почитать