Стишок этот пальчик в лес пошел. Пальчиковые игры (много стишков)

Гимнастика пальчиков, которая заключается лишь в лёгком тактильном поглаживании ручек, начинается с самого рождения младенца.
С 3 месяцев, к поглаживанию ладоней и пальчиков, добавляется подтягивание с помощью кулачков рук малыша, удерживаясь за палец взрослого.
В 6-7 месяцев делается массаж кистей рук или начинаются пальчиковые потешки: игры типа «Мальчик- пальчик, где ты был?», « Ладушки».
С 10 месяцев начинается активная тренировка пальчиков малыша: энергичные движения, стишки и математика, катание шариков, игры во вкладыши, пирамидками, кубиками и бусами.

Важно помнить!
Занятия начинаются с нежного поглаживания
Проводить занятия нужно только при хорошем настроении малыша
Характер упражнений должен соответствовать развитию ребёнка
Упражнения должны приносить малышу радость
Для визуального запоминания, упражнения нужно показывать медленно
При проведении упражнений используйте речевое сопровождение
Игры подбираются с учётом возможностей малыша и постепенно усложняются.
Отечественные филологи подтверждают связь развития рук с развитием головного мозга.
В.М. Бехтерев в научных трудах, доказал, что движения рук снимают умственную усталость, улучшают произношение звуков, развивают речь.
Упражнения поддерживают естественное развитие малыша, положительно воздействуют на внутренние органы, развивают мелкую моторику рук, дают заряд позитивных эмоций.
Только задумайтесь: длительность упражнений занимает всего несколько минут, а сколько пользы приносит деткам!

«Ловись рыбка»



Ребёнок находится в положении лёжа на спине.
Просуньте в зажатые кулачки малыша указательные пальцы так, чтобы он крепко их обхватил.
Сначала сгибайте ручки в локтях, затем вытягивайте их вперед, завершая движения обхватыванием.
Упражнение выполняйте несколько раз, читая потешки:
Тяну, тяну,
Рыбу ловлю,
Ловись, ловись рыбка,
Маленькая и большая!

Завершая упражнение разведением рук малыша в стороны.

« Вьюшки»

От 3 до 8 месяцев ребёнок держит ручки сжатыми в кулачок, постепенно пытаясь скоординировать их движения.
В такт потешки вы будете слегка постукивать кулачками малыша друг о друга, совершенствуя движения рук:
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

«Белочка»

Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе, приговаривая:
Сидит белка на тележке,
Раздаёт она орешки:

Погладьте ладошку малыша круговыми движениями.
Мишке толстопятому,
Погладьте большой пальчик.
Заиньке усатому,
Погладьте указательный пальчик.
Лисичке- сестричке,
Погладьте средний пальчик.
Бойкому воробушке.
Погладьте безымянный пальчик.
Синичке желтогрудой.
Погладьте мизинчик.
Кому в роток,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Проведите большим пальцем по ладошке малыша и сожмите ручку в кулачок.
Такую гимнастику можно проводить со стопами малыша.

« Пальчики трудятся»

Массируя и загибая поочерёдно каждый пальчик, поглаживая от основания до кончиков, приговаривайте потешки:
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и потолстел.

Массируя пальчики, усиливается кровообращение, что способствует развитию интеллекта ребёнка.

«Птичка- невеличка»

Птичка- невеличка,
Вот тебе водичка.

Проводя указательным пальцем по ладошке малыша, потрясите ручкой, имитируя сбрасывание с неё водички.
Вот тебе крошки
На моей ладошке.

Совершая указательным пальцем волнообразные движения по ладошке малыша, пощипывая и покалывая.

«Мальчик- пальчик»

Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе.
Возьмите ручку или фломастер и нарисуйте на большом пальце малыша глазки, носик и ротик человечка.
Привлеките внимание крохи рисунком, загибая пальчики, поглаживая и массируя от основания до кончика, читайте потешки:
Мальчик- пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

« Из-за леса, из-за гор»


Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе.
Если его возраст более 7 месяцев, посадите на колени, головой опираясь на ваше плечо.
Раскрытую ладошку малыша положите на свою руку, читая потешки:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:

Поглаживая и пощипывая круговыми движениями ладошку, произносите:
Сам на лошадке,
Массируя и загибая большой пальчик.
Жена на коровке,
Массируя и загибая указательный пальчик.
Дети на телятках,
Массируя и загибая средний и безымянный пальчики.
Внуки на козлятках.
Массируя и загибая мизинчик.
Эти упражнения повторите на другой ручке.

« Тень- тень, потетень»

Соберите пальчики в кулачок, читайте потешку:
Тень- тень, потетень,
Выше города плетень.

Растопырьте пальчики в стороны
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.

Совершая указательным пальцем, круговые движения от центра ладошки к краю, продолжайте читать:
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!

Массируйте мизинчик:
Похвалился зайка:
-Поди, догоняй-ка!

Массируйте безымянный пальчик.
Похвалялися ежи:
-У нас шубки хороши!

Массируйте средний и указательный пальчики.
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Массируйте большой пальчик.
Повторите потешку с пальчиками другой ручки.

«Сорока - белобока»

С 5 месяцев детки становятся более активными и свободными.
Они какое- то время могут заниматься самостоятельно, осваивая новые движения.
Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе.
Совершая указательным пальцем, круговые движения по ладошке, загибайте пальчики, произнося слова известной потешки:
Сорока - белобока
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Ты дров не рубил,
Воды не носил.
Зачем дров не рубил?
Воды не носил?
Каши не варил?

Покачайте мизинчик.

«Ладушки»

В возрасте 8 месяцев детки сами начинают хлопать в ладошки, когда слышат известные слова.
Если эти движения ему не знакомы, то произнося слова потешки, покажите действия ладошками малыша.
- Ладушки- ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
-Бражку.
Кашка масленька,
Бабушка добренька.
Попили- поели,
Полетели- полетели!
На головку сели,
Сели- посидели,
Ладушки запели!

Игры с участием рук и пальцев поддерживают головной мозг в отличном состоянии, посылая импульсы в центральную нервную систему.

Литература:
Андрей Хвостовцев, 2-е изд, Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2010-174 с.Играем с пальчиками. развиваем мелкую моторику рук и устную речь.

вот, на Еве надыбала
1. Потираем пальчики по очереди, двигаясь от мизинца – к большому.
«Этот пальчик в лес пошел, (мизинец)
Этот пальчик гриб нашел, (безымянный)
Этот пальчик чистить стал, (средний)
Этот пальчик жарить стал, (указательный)
Ну а этот пальчик – съел, (большой)
Потому и потолстел!»
Затем то же самое со второй ладошкой.
Еще вариант:
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил,
С этим братцем - щи варил,
С этим братцем - кашу ел,
С этим братцем - песни пел.

«Десять птичек, стайка.»
Эта птичка - соловей
Эта птичка - воробей.
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.
Это - зяблик
Это - стриж
Это - развеселый чиж
Ну, а это - злой орлан (последний, толстый пальчик)
Птички, птички - по домам!!! (Пальчики прячутся в кулачки)

2. На расправленной ладошке загибаем пальцы по очереди, двигаясь в любом направлении.
«Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.» (просыпаться нам пора, умываться нам пора, уже кушать нам пора – любой вариант) – Расправляем все пальчики в исходное положение. В более старшем возрасте малыш все с удовольствием повторит все за вами, а в возрасте 7-8 месяцев пока все делает мама.
3. Можно петь (для тех, кто знает ноты – мелодия «две тетери»)
«На зеленом на лугу
Стоит миска творогу. – Ладошки малыша мама складывает «лодочкой» (как получится).
Прилетели две тетери – машем ручками, как крылышками
Поклевали, улетели.»– мама щепоткой «клюет» каждую ладошку.
4. Месим тесто. Мама разминает ладошки – по спирали, по кругу, точечно в разных местах, подушечками своих больших пальцев.
5. Сорока-ворона. Все знают, наверное.
6. Пальчики «здороваются». Мама прикасается к кончику каждого пальца малыша. Более старший ребенок повторяет за мамой (Сам соединяет поочередно большой и указательный, большой и средний и т. д.)
Пальчики «обнимаются». Принцип тот же, только пальцы не прикасаются друг к другу подушечками, а как бы скрещиваются на первом сгибе – обнимают друг друга.
Стихотворение:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро.
-Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!-
- Улыбчивым лицам.
- И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
7. Пальчики соединяются поочередно с каждым. Или берете и соединяете, например, большой пальчик правой руки с большим пальчиком левой, и т. д.
Комбинации м. Б. Самые разные.
- Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!
8.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
9.
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь-кусь- (щипаем ладошки и вообще любые места – под мышками деть хохочет всегда!)
Кусь-кусь-

Ни кого я не боюсь.
10. Потешки «на коленках».
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом... в яму!
Бух!
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам -
Бултых в ямку!
Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
В ямку бух!
От Tatachka;
Едем- едем на лошадке
По дорожке гладкой- гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят? Гав-гав!
Повторять, изменяя зверей у порога, пока ребенку не надоест.
(Два котенка – мяу-мяу!
Две собачки – гав-гав!
Два утенка – кря-кря!
Два цыпленка – пи-пи-пи!
Два теленка – Му! Му!
Две овечки – Бее! Бее!
Два козленка – Мее! Мее!
Две лягушки – ква-ква!)

Поехали с орехами
На бочке, на бочке
По ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам.
По оврагам, по оврагам,
По ухабам, по ухабам,
На высокую горку,
В ямку бух!

Пришел медведь к броду,
Влез на колоду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду…
Бултых в воду!
Можно менять животных
(Летел журавль, сел на колоду...
Летел ворон, сел на колоду...)

11. (Для игр, массажа и гимнастики)
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручкая пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног)

Потягунушки -
Порастунюшки,
Поаерек - толстунушки,
А в ножках - ходунушки,
А в ручках - хватунушки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок.

12. Вариант Ладушек.
Моем мылом ручки,(Трем рука об руку)
Моем мылом ножки. (Трем ладошками ножки)
Ах какие ладушки,

Наварили кашки,(Одна ладонь лодочкой)
Помешали ложкой.(Пальчиком другой руки мешаем)
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши)

Замесили тесто, (Ладошки друг на друге, круговые движения)
Испекли лепешки.(Дуем на ладошки)
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши)

Строили ладошки
Домик для матрешки.(Ручки домиком над головой)
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши)

Увлеклась темой пальчиковых игр, нашла на просторах интернета полезную статью, дублирую - может кому пригодиться.
Мы пока играем с Викусей в сороку - белобоку, мальчик с пальчик. А вы играете в такие игры? Делитесь в комментариях. Статья: Давно известно, что мелкая моторика у детей способствует формированию их головного мозга и развитию речи. Движение кистей рук помогает установить прочную взаимосвязь между левым и правым полушариями головного мозга и обеспечить их синхронную работу. А стимулировать развитие мелкой моторики, призваны пальчиковые игры. Ребенок начинает обращать внимание на свои руки примерно в три месяца и уже с этого возраста можно проводить пальчиковые игры для малышей. Начать можно с легкого поглаживания ладошек и пальцев ребенка в течение пары минут. Перебирая по очереди его пальчики и слегка массируя их, вы привлекаете внимание малыша и приучаете его шевелить пальцами по отдельности. Значение таких пальчиковых игр в жизни малыша трудно переоценить. Ребенок рано начинает тянуться ручками к маминому лицу и волосам. Если над кроваткой повесить яркие игрушки, то ребенок не только начинает следить за ними глазами, но и тянуться к ним руками, пытаясь потрогать эти игрушки.

Родители развивают тактильное восприятие ребенка, давая потрогать предметы с разной поверхностью, сделанные из различных материалов. Это и есть пальчиковые игры для самых маленьких. Желательно, чтобы игрушки и предметы, которые используют в пальчиковых играх для малышей, были изготовлены из натуральных материалов и имели приятную на ощупь поверхность, например, игрушки из дерева или натуральной шерсти. Проводить пальчиковые игры для самых маленьких надо ежедневно в течение двух-трех минут, при этом ласково разговаривая с ребёнком. Не забывайте важную деталь: поскольку ребенок все тянет в рот, игрушки всегда должны быть чистыми. Во время пальчиковых игр для малышей надо использовать игрушки разного размера, чтобы одни игрушки ребенок мог взять полностью ладонью, другие брать и удерживать всеми пальчиками, а некоторые игрушки - только двумя.

Играя в пальчиковые игры с ребёнком до года, можно научить его основным действиям и понятиям: дать, взять, положить и др. Детишек обычно с самого раннего детства учат играть в «ладушки», «идет коза рогатая» и в сороку, которая «кашку варила». Все эти игры представляют собой пальчиковые и жестовые игры, придуманные ещё на Руси.

Когда ребенок уже научился сидеть, можно запускать ручки ребенка в мешочек с фасолью или гречневой крупой или дать возможность перекладывать игрушки из одной коробки в другую. Предметы в пальчиковых играх для малышей следует использовать разной формы и размера. А как только ребенок начинает ходить, он обязательно хочет покопаться в песке или снегу, потрогать цветы, траву листья, проверить любые предметы на ощупь и не надо ему мешать. Эти детские пальчиковые игры представляют собой процесс познания окружающего мира, его тактильное восприятие. Хорошо, если взрослые дополняют этот процесс своими словами, поясняя все ощущения ребенка.

В пальчиковые игры для маленьких обязательно надо включать пирамидки с одеванием разноцветных колец, яркие кубики, из которых собирают машинки и домики, конструкторы с деталями простой формы.

Проводя пальчиковые игры в 2 - 3 года можно научить ребенка застегивать пуговицы, кнопки, крючки, завязывать шнурки. Делать это надо не торопясь, в форме игры, сопровождая ее похвалой ребенка за любые достижения. Широко используются развивающие пальчиковые игры в форме рисования и лепки. В 3 - 4 года пальчиковые игры ребенка могут включать создание поделок с помощью клея и ножниц.

Проводя пальчиковые игры с музыкой можно развить у ребенка чувство ритма, выявить его музыкальные способности, разнообразить форму игры. Любая песенка, сопровождаемая движениями, хлопками и жестами, активизирует малышей и дает толчок их развитию. Н забывайте, что все пальчиковые игры и упражнения надо проводить систематически, повторяя и закрепляя новые движения.

Сами игры:

Сорока-белобока.

Сорока-белобока кашку варила,
деток кормила.(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)Этому дала,(загибает мизинчик ребенка)этому дала,(загибает безымянный пальчик)этому дала,(загибает средний пальчик)этому дала,(загибает указательный пальчик)а этому не дала:(шевелит большой пальчик)ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим!(слегка щекочет ребенка)

Пальчики.

Этот пальчик хочет спать.
(взрослый разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке)Этот пальчик лег в кровать.(загибает безымянный пальчик)Этот пальчик чуть вздремнул.(загибает средний пальчик)Этот сразу же уснул.(загибает указательный пальчик)Этот крепко-крепко спити тихонечко сопит.(загибает большой пальчик)Солнце красное взойдет, утро ясное придет, Будут птички щебетать, будут пальчики вставать!(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)Повторить то же самое с правой рукой.

Пальчики в лесу.

Раз, два, три, четыре, пять,
вышли пальчики гулять.(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)Этот пальчик в лес пошел,(разгибает мизинчик)этот пальчик гриб нашел,(разгибает безымянный пальчик)этот резал,(разгибает средний пальчик)этот ел,(разгибает указательный пальчик)ну, а этот лишь глядел!(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

Кто приехал?

Кто приехал?
(ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)Мы, мы, мы!(теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)Мама, мама, это ты?(хлопает кончиками больших пальцев)Да, да, да!(хлопает кончиками указательных пальцев)Папа, папа, это ты?(хлопает кончиками больших пальцев)Да, да, да!(хлопает кончиками средних пальцев)Братец, братец, это ты? или: Ах, сестричка, это ты?(хлопает кончиками больших пальцев)Да, да, да!(хлопает кончиками безымянных пальцев)Дедушка, а это ты? или: Бабушка, а это ты?(хлопает кончиками больших пальцев)Да, да, да!(хлопает кончиками мизинцев)Все мы вместе, да, да, да!(хлопает в ладоши)

Моя семья.

(Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
Этот пальчик ДЕДУШКА.(загибает /разгибает/ большой пальчик)Этот пальчик БАБУШКА.(загибает /разгибает/ указательный пальчик)Этот пальчик ПАПОЧКА.(загибает /разгибает/ средний пальчик)Этот пальчик МАМОЧКА.(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)Этот пальчик Я.(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)Вот и вся моя семья! (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

Кроме игрового момента, в этой забаве очень много положительных черт: развивается моторика ручки – сгибаются и разгибаются пальчики; развивается память – нужно же запомнить кто есть кто и кто за кем; развивается речь – последние слова фраз ребенок может говорить сам.

Мальчик-пальчик.

(Пальцы сжаты в кулачок)
- Мальчик-пальчик, Где ты был? (разгибается большой палец) - С этим братцем в лес ходил, (разгибается указательный)С этим братцем щи варил, (разгибается средний)С этим братцем кашу ел,(разгибается безымянный)С этим братцем песни пел.(разгибается мизинец)

Стишок для запоминания названий пальчиков.

Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.(загибает /разгибает/ большой пальчик)Указательный с порогаУказал ему дорогу.(загибает /разгибает/ указательный пальчик)Палец Средний - самый меткий, Он снимает сливы с ветки.(загибает /разгибает/ средний пальчик)Безымянный поедает,(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)А Мизинчик-господинчикВ землю косточки сажает. (загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)

Шалун.

Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала,(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)А этому - не дала.Он много шалил, Свою тарелку разбил.(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

Белочка.

(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки; Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

По грибы.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать! Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл.Этот пальчик чистить стал.Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

Осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)Будем листья собирать.(сжимать и разжимать кулачки)Листья берёзы, листья рябины,(загибать пальчики, начиная с большого)Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём.

Есть игрушки у меня.

Есть игрушки у меня:
(хлопать в ладоши)Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, Подъёмный кран.(загибать поочерёдно пальчики)

Варим кашу.

(Чертим пальцем круги по ладошке. Имя можно заменить на имя вашего ребёнка)
Настя кашу варила, Деток кормила.(Загибаем пальцы по одному, начиная с мезинца)Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала,(Подёргать большой палец)А этому не дала.(Разгибаем пальцы по одному. Здесь можно придумывать свои причины, по которым последний пальчик не получил каши)Он сено не косил, Корову не доил, Тесто не месил, И печку не топил.

Прятки.

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках)
В прятки пальчики игралиИ головки убирали.Вот так, вот так, И головки убирали.

Улей.

(Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели)
Вот маленький улей, где пчелы спрятались, Никто их не увидит.Вот они показались из улья.Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!

Черепаха.

(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.)
Вот моя черепаха, она живет в панцире.Она очень любит свой дом.Когда она хочет есть, то высовывает голову.Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Мы рисовали.

(Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.)
Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали.Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.

Капустка.

(Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трём-трём, Мы капустку жмём-жмём.

Пять пальцев.

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.)
На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев.Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить.Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять!

Повстречались.

(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.)
Повстречались два котенка: «Мяумяу!», Два щенка: «Авав!», Два жеребенка: Игого!", Два тигренка: «Ррр!»Два быка: «Муу!».Смотри, какие рога.

Лодочка.

(На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.)
Две ладошки прижмуИ по морю поплыву.Две ладошки, друзья, -Это лодочка моя.Паруса подниму, Синим морем поплыву.А по бурным волнамПлывут рыбки тут и там.

Рыбки.

(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)
Рыбки весело резвятсяВ чистой тепленькой воде.То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.

Посуда.

(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.)
Раз, два, три, четыре,(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)Мы посуду перемыли:(Загибать пальчики по одному, начиная с большого.)Чайник, чашку, ковшик, ложкуИ большую поварёшку.(Одна ладонь скользит по другой.)Мы посуду перемыли,(Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился.Ложку мы чуть-чуть сломали.(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.)Так мы маме помогали.

Дружба.

(Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.)
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения.)Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.(Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.)Один, два, три, четыре, пять.Пять, четыре, три, два, один.

Зимняя прогулка.

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)Мы во двор пришли гулять.(«Лепим» комочек двумя ладонями)Бабу снежную лепили,(Крошащие движения всеми пальцами)Птичек крошками кормили,(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)С горки мы потом катались,(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)А ещё в снегу валялись.(Отряхиваем ладошки)Все в снегу домой пришли.(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)Съели суп и спать легли.

Паучок.

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)Дождик с неба вдруг полил,(Хлопок ладонями по столу/коленям.)Паучков на землю смыл.(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)Солнце стало пригревать,(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)Паучок ползёт опять,(«Паучки» ползают по голове.)А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

Берёза.

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.(То же, но левой рукой)Берёза моя кудрявая.(подъём рук вверх, вдох)Стоишь ты, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Посредь долинушки,(подъём рук, вдох)На тебе, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Листья зелёные,(Подъём рук, вдох)Под тобой, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Трава шёлковая,(Подъём рук, вдох)Вокруг тебя, берёзонька,(Опустить руки, длительный выдох)Девицы красныеВенки вьют, плетут…

Рыбки.

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)Лежало большое бревно на песке,(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)А третья сказала: «Мне хочется спать!»(Быстро качаем ладонями – дрожь.)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Шла кукушка.

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,(Ладони соединяются «ковшом» – корзинка.)У неё была корзинка,(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)А корзинка на пол - бух!(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)Полетело десять (девять, восемь) мух!

Пчёлки.

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке».)
Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки?(Заглядываем в «улей».)Надо в дом постучать,(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)Раз, два, три, четыре, пять.Я стучу, стучу по ёлке, Где же, Где же эти пчёлки?(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)Стали вдруг вылетать:(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)Раз два, три, четыре, пять!

На постой.

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы.
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)Солдаты: Тук-тук!(Указательные пальцы постукивают друг о друга.)Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы.)Солдаты: Два солдата пришли переночевать!(Постукивают указательные пальцы.)Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)Дети: Два солдата пришли переночевать!(Постукивают мизинцы.)Мама: Спросите у папы.(Постукивают безымянные.)Дети: Папа!(Постукивают мизинцы.)Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать!(Указательные пальцы «пляшут» совершая перекрестные движения.)Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)(Руки вытягиваются вперед.)

Медузы.

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузыПрилепились пузом к пузу.(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)Выгнем щупальца сильнее-Вот как гнуться мы умеем!

Ладушки ладошки.

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)

Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!

Наварили кашки
Помешали ложкой.Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Прилегли ладошкиОтдохнуть немножко.Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!

Новые кроссовки.

(Загибать на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших.)
Как у нашей кошкиНа ногах сапожки.Как у нашей свинкиНа ногах ботинки.А у пса на лапкахГолубые тапки.А козлёнок маленькийОбувает валенки.А сыночек ВовкаНовые кроссовки.(«Шагать» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.)Вот так, вот так, Новые кроссовки.

Веснянка.

(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)
Солнышко, солнышко(Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)Золотое донышко!(2 раза прыжки на двух ногах)Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!(Бег на месте)Побежал в саду ручей,(Взмахи руками, как крыльями)Прилетело сто грачей,(медленно приседаем)И сугробы тают, тают,(Ладошки разводим в стороны в форме цветка)И цветочки вырастают!

Маланья.

(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
У Маланьи у старушки(Сложить руки углом, показать избушку.)Жили в маленькой избушке(Показать семь пальцев.)Семь сыновей,(Очертить брови пальцами.)Все без бровей,(Растопыренные ладони поднести к ушам.)Вот с такими ушами,(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)Вот с такими носами(Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.)Вот с такими усами,(Очертить большой круг вокруг головы.)Вот с такой головой,(Показать руками большую окладистую бороду.)Вот с такой бородой!(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой - «ложку».)Они не пили, не ели,(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)На Маланью все глядели,(Дети показывают загаданные действия.)И все делали вот так...

Одежда.

(Поочерёдные хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга.)
Алёнушка шустра, Алёнушка быстра:(Поочерёдное загибание пальчиков по одному, начиная с большого. На обеих руках.)Сарафан дошила, Носок довязала, Постирала платок, Погладила поясок, Платье надела(Развести ладошки в стороны.)И песню запела.(Хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза.)Везде поспела, В охотку ей дело!

С добрым утром!.

(Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него)
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?(Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам «Чебурашка»)С добрым утром, ушки! Вы проснулись?(Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши)С добрым утром, ручки! Вы проснулись?(Поглаживание коленок. Потопать ногами)С добрым утром, ножки! Вы проснулись?(Поднять руки вверх, посмотреть на солнце/посмотреть вверх)С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (проснулась)

Братцы.

(Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.)
Засиделись в избушке братцы.(Отвести вбок мизинец строго в плоскости ладони и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.)Захотел меньшой прогуляться(Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.)Да скучно ему гулять одному.(Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.)Зовет он братца вдвоем прогуляться.(Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.)Да скучно им гулять двоим.(Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.)Зовут братца втроем прогуляться.(Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.)Грустно старшим сидеть в избе.(Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.)Зовут они братцев домой к себе.(При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.)

Зайцы.

(Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.)
Скачет зайка косойПод высокой сосной.Под другою соснойСкачет зайка другой.

Гости.

(Русская игра. Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.)
(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.) - Мама, мама!(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.) - Что, что, что?(Постукивают мизинцы.) - Гости едут!(Постукивают указательные пальцы.) - Ну и что?(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.) - Здрасьте, здрастье!(Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.) - Чмок, чмок, чмок!

Замок.

(Пальцы в замочек, слегка покачивать «замочком» вперед назад.)
На дверях висит замок.Кто его открыть бы смог?(Повертеть «замочком».)Мы замочком повертели,(Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.)Мы замочком покрутили,(Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.)Мы замочком постучали,(Показать ладошки.)Постучали, и открыли!

Пчела.

(Помахать руками.)
Прилетела к нам вчераПолосатая пчела(На каждое название насекомого загибать один пальчик.)А за нею шмель-шмелёкИ весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза.(Помахать ладошками и уронить ладони на стол.)Пожужжали, полетали, От усталости упали.

Мы писали.

(Ритмично сжимать и разжимать кулаки.)
Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали.(Пальчики «скачут» по столу.)Вы скачите, пальчики,(Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.)Как солнечные зайчики.(Пальчики «скачут» по столу.)Прыг скок, прыг скок, Прискакали на лужок.(Легкие движения кистями рук вправо влево)Ветер травушку качает, Влево вправо наклоняет.(Погрозить пальчиком.)Вы не бойтесь ветра, зайки,(На последнюю помахать пальцами обеих рук)Веселитесь на лужайке.

Апельсин.

Мы делили апельсин
(Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)Много нас – а он – один(Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой руке, начиная с мизинчика)Эта долька – для ежа Эта долька – для чижа Эта долька – для котятЭта долька - для утятЭта долька - для бобраА для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)

Счет.

(Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Один, два, три, четыре, пять- Вышли пальчики гулять.Один, два, три, четыре, пять- (Зажимаем пальчики в кулачок)В домик спрятались опять!

Сороконожки.

(Средний и указательный пальчики перемещаются)
Две сороконожки Бежали по дорожке.(Ладошки друг напротив друга)Встретились, (Ладошки переплелись)Обнялись, (Ладошки разжались)Насилу расстались - (Ладошки машут, прощаясь)И – попрощались!

Ладошки.

Ладошки вверх,
Ладошки вниз, А теперь их на бочокИ зажали в кулачок.

Котик.

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собираетсяВымыл носик.Вымыл ротик.Вымыл ухо.Вытер сухо.

Тесто.

(Сжимаем кисти рук)
Тесто мы месили (Ладошки «лепят»)Мы пирог лепили Шлеп, шлеп, Шлеп, шлеп(разводим руки)Слепим мы большой пирог!

Рыбка.

(Ладошки соединены и делают плавные движения)
Рыбка в озере живет Рыбка в озере плывет(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)Хвостиком ударит вдруг (Ладошки соединить у основания и так похлопать)И услышим мы – плюх, плюх!

Капуста.

(Ладошки движутся параллельно друг другу)
Мы капусту рубим, рубим (Кулачки трут друг друга)Мы морковку трем, трем («солим» щепоткой)Мы капусту солим, солим (Пальчики сжимаем и разжимаем)Мы капусту жмем, жмем В баночку кладем и пробуем.

«Вьюшки»

«Дом»

«На мельнице»

«Дарики - комарики»
– игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з-з-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились – в щечки (или куда-нибудь еще) вцепились – кусь-кусь-кусь-кусь!» Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь-кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их.

Дарики, дарики,
Ай да комарики! Вились, вились, Вились, вились, В носик вцепились! В ушко вцепились! В волоски вцепились! В коленки вцепились!-Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:-Кыш-кыш-кыш!

«Квасим капусту»
Это что еще за куст? Стоя, руки перед грудью в «замке»

Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!

Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.

Если я – капуста?

Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Взрослый за время произнесения этой строчки вполне может «порубить капусту» от одного края стола до другого и обратно, расстояние между краями примерно 60 см. Детям достаточно рубить на одном месте.

Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят». Если вы еще и разминаетесь, можете «посолить» большую поверхность (руки движутся вперед и назад).

Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки

А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой, это упражнение укрепляет грудь.

Пе-ре-ме-ши-ва-ем!
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

В бочки плотно набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти – тоже следите за грудными мышцами, если вы разминаетесь.

И в подвалы составляем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.

«Строим стенку»
(на основе разработок Екатерины Бурмистровой)1.Строим стенку,

Выше, выше,
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.

2.
Добрались уже до крыши! К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.

3.
Чья крыша выше?

Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)

4.
Прорубили мы окошко,

И дверку для кошки,

И дырочку для мышки:

Пи-пи-пи-пи–пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

«Вьюшки»
Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками.Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью! Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)Заколачиваю, приколачиваю! Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками.Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью! Колотушки колочу! Заколачиваю, приколачиваю!

«Дом»
Стук, стук, постук, раздается где-то стук.Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).Вот с такою крышей (ладошки над головой).Вот с такими стенами (ладошки около щечек).Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)И вот с таким замком (сцепили ручки).На двери висит замок.Кто его открыть бы мог? Повертели, Покрутили, Постучали, И – открыли! (расцепили ручки)

«На мельнице»
На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга), подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз), вот и сказочка вся (разводим руками).

«Пальчики»
Этот пальчик – бабушка.Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!

*
Этот пальчик - в лес пошёл.Этот пальчик - гриб нашёл.Этот пальчик - занял место.Этот пальчик - ляжет тесно.Этот пальчик - много ел, Оттого и растолстел.

*
(Загибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик уж заснул.Этот крепко, крепко спит.Тише! Тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт.Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать!(пальчики разгибаются)



Что еще почитать