Портреты монархов дома романовых 1613 1913 гг. Ночь искусств. Романовы. Портрет династии. Исторический музей. Генеалогическое древо царской династии Романовых полностью: с датами правления и фото

Эрмитаж - Портретная галерея Романовых!

В галерее, получившей существующую ныне отделку в 1880-е гг., помещены портреты представителей династии Романовых - от основателя Российской империи Петра I (1672-1725) до последнего российского императора Николая II (1868-1918). Начиная со времени правления Елизаветы Петровны (1709-1761) - заказчицы строительства Зимнего дворца, жизнь императорской семьи была неразрывно связана с историей зданий современного Государственного Эрмитажа. При Екатерине II (1729-1796), хозяйке Зимнего дворца с 1762 г., были возведены Малый и Большой Эрмитажи, Эрмитажный театр. Ее внук Николай I (1796-1855) повелел построить императорский музей - Новый Эрмитаж.

Портрет Михаила Федоровича Романова

Михаил Фёдорович Романов - первый царь из рода Романовых, так называемый богом избранный Царь, потому что не захватывал власть, не был наследником и даже не по собственной воле стал царём.Его отец Фёдор Никитич Романов был очень влиятельный человек в государстве, но он отказался взять скипетр правления у умирающего Ивана Грозного, что в дальнейшем не помешало, тогдашней знати и народу, поставить во главе Государства его сына Михаила, который сначала отказался...

Михаил Федорович (правил с 27 марта 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года. Сын боярина Фёдора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу.

Портрет царя Алексея Михайловича

Алексей Михайлович Тишайший (19 марта 1629 - 29 января 1676) — второй русский царь из династии Романовых (14 июля 1645 — 29 января 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.

Алексей Михайлович оказывал покровительство ревнителям православной веры, выступавшим за перемены в церковном обиходе. Новшеством в практике богослужений стали проповеди, с которыми священники обращались к прихожанам. Царь поддержал реформы нового патриарха Никона, считая объединение церковных обрядов русской и греческой церквей необходимой предпосылкой для роста международного авторитета Российского государства. Однако вскоре из-за притязаний Никона на верховную власть в государстве Алексей Михайлович разорвал отношения с ним и на церковном соборе в 1666 г. выступил одним из главных обвинителей патриарха. В царствование Алексея Михайловича произошел раскол Русской православной церкви. Противники церковной реформы - "староверы" не раз "бунтовали народ" против царя и патриарха. Оплотом старообрядцев стал Соловецкий монастырь. С 1668 по 1б7бгг. царские воеводы не могли привести монахов к покорности. Завершилось "Соловецкое сидение" уже после смерти царя.

Портрет царевны Софьи

После смерти бездетного Фёдора Алексеевича его братья — слабый физически 16-летний Иван и 10-летний Пётр — оба были провозглашены царями Патриархом Иоакимом и боярами. Бояре Милославские во главе с Софьей (полнородной сестрой Ивана, но единокровной сестрой Петра лишь по отцу) решили оспорить царское двоевластие. В мае 1682 г. Софье удалось инспирировать Стрелецкий бунт. Софья пришла к власти, опираясь на своего фаворита Василия Голицына и стрельцов. 15 сентября 1682 стала регентшей при малолетних братьях Иване и Петре.

В 1689 году, когда Петру исполнилось 17 лет, боярин Шакловитый тщетно пытался для поддержки правительницы Софьи поднять стрельцов. Молодой царь Пётр I казнил и сослал друзей своей сестры. Софья была отправлена в Новодевичий Монастырь.
В 1698 году Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны.

Умерла 3 (14) июля 1704, перед смертью постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Портрет Петра I.

Пётр II Алексе́евич (12 (23) октября 1715, Санкт-Петербург — 19 (30) января 1730, Москва) — российский император, сменивший на престоле Екатерину I.
Внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии.
Вступил на престол 6 (17) мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы.

Луи Токке - Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1758

Коронационный портрет императора Петра III Фёдоровича работы Л. К. Пфанцельта

Петр III Федорович (10.02.1728 - 6.07.1762х)
Родители: Карл Фридрих (1700-1739), герцог Шлезвиг Гольштейн-Готторпский, Анна Петровна (1708-1728) - дочь Петра I Екатерины I
Мать мальчика, названного при рождении Карл-Петер-Ульрих, умерла вскоре после его появления на свет, а в 11 лет он потерял и отца.В 1742 Петр был привезен в Россию и своей теткой императрицей Елизаветой Петровной провозглашен наследником престола. Его крестили по православному обычаю под именем Петра Федоровича, а в 1745 женили на принцессе Анхальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II.

Федор Степанович Рокотов - Портрет Екатерины II

После того, как отношения с мужем окончательно испортились и усилилось недовольство императором со стороны гвардии, Екатерина решилась участвовать в перевороте. Её соратники, основными из которых были братья Орловы, вахмистр Потёмкин и адъютант Фёдор Хитрово, занялись агитацией в гвардейских частях и склонили их на свою сторону.
Ранним утром 28 июня (9 июля) 1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме, Екатерина в сопровождении Алексея и Григория Орловых приехала из Петергофа в Санкт-Петербург, где ей присягнули на верность гвардейские части. Пётр III, видя безнадёжность сопротивления, на следующий день отрёкся от престола, был взят под стражу и погиб при невыясненных обстоятельствах. После отречения мужа Екатерина Алексеевна вступила на престол как царствующая императрица с именем Екатерины II, издав манифест, в котором основанием для смещения Петра указывались попытка изменить государственную религию и мир с Пруссией.
«Екатерина совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала её сыну, естественному наследнику отца».

Павел I Петрович - Митрохин А.Ф.
Русский император (1796-1801). Павел I вступил на престол с известным чувством горечи против своей матери, которая держала его все годы своего царствования вдалеке от дел. В бытность его наследником престола ему пришлось перенести много трудностей и в семейной жизни, так как его сыновья были отделены от него и воспитывались их бабушкой. Вокруг него, естественно, группировалось все, отрицательно относившееся к действиям правительства его матери.За короткое царствование Павла Петровича было сделано больше глубоких и важных перемен, чем за ряд других царствований, причем все эти перемены были весьма продуманными и полезными.
Важнейший государственный вопрос о престолонаследовании был разрешен особым законом, оставшимся в силе до самой революции. Бюджет расходов на поддержание Церкви и на миссионерскую деятельность был увеличен вдвое, но всякие “подарки” новокрестившимся были отменены. Крестьянский труд на помещиков, “барщина”, сокращен на 50%. Были построены казармы для войск, обмундирование и довольствие стало великолепным, дисциплина восстановилась. Была введена цензура на ввозимые из-за границы книги.

Рослин, Александр - Портрет великой княгини Марии Федоровны.

До восшествия на престол Павла I великая княгиня не играла роли ни в политике, ни в русской жизни вообще, что объясняется разладом между Екатериной II и её сыном. Она была устранена даже от воспитания своих детей (великих князей Александра и Константина), которых немедленно по их рождении Екатерина II взяла к себе и руководила их воспитанием. Свои будни она посвящала обустройству любимой резиденции в Павловске, где организовала первый в России литературный салон. Вслед за восшествием на престол Павла I Мария Фёдоровна, 12 ноября 1796 года, была поставлена «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц». Императрица проявила большую энергию и привлекла в пользу общества много пожертвований.

Главную свою миссию - обеспечение престолонаследия, Мария Федоровна выполнила более чем основательно, родив Павлу Петровичу десятерых детей (двойная «королевская норма»).
Ее заслуги по укреплению династии Романовых, свекровь-императрица отметила следующей фразой: «Право, сударыня, ты мастерица детей на свет производить».

Ричард Бромптон. Портрет великих князей Александра Павловича и Константина Павловича. 1781

Доу, Джордж - Портрет великой княгини Марии Павловны.

Доу, Джордж - Портрет Александра I

Александр I, Александр Павлович Романов (12.12.1777, Петербург — 19.11.1825, Таганрог), император и самодержец Всероссийский с 12 (24) марта 1801 года.При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 возглавил в 1813-14 антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-15 и организаторов Священного союза.

Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Императрица Елизавета Алексеевна - супруга Александра I

Франц Крюгер - Портрет императора Николая I.

Николай Павлович Романов - , император всероссийский (1825 - 1855). Третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти своего брата Александра I, разгромив восстание декабристов и начав царствование казнью его руководителей. Образование Н. I было ограничено военно-инженерными науками. По своему характеру Н. I был жесток, деспотичен. Политические воззрения Н. I были цельны — самодержавие представлялось ему незыблемым догматом, понятие о праве оставалось для него недоступным. Истиной в последней инстанции являлись его собственные представления. Отсюда основным качеством, которое он требовал от окружавших его людей, было послушание. Всё это обусловливало утверждение вокруг Николая I системы лжи, угодничества и лицемерия.

Вёл аскетический и здоровый образ жизни; никогда не пропускал воскресных богослужений. Не курил и не любил курящих, не употреблял крепких напитков, много ходил пешком, занимался строевыми упражнениями с оружием. Известно было его строгое следование распорядку дня: рабочий день начинался с 7 часов утра, ровно в 9 часов — приём докладов. Предпочитал одеваться в простую офицерскую шинель, спал на жёсткой кровати.
Отличался хорошей памятью и большой работоспособностью; рабочий день царя длился 16 — 18 часов.

В 1817 состоялось бракосочетание Николая с принцессой Прусской Шарлоттой, дочерью Фридриха Вильгельма III, получившей после перехода в православие имя Александра Фёдоровна. Супруги приходились друг другу четвероюродными братом и сестрой (имели общих прапрадеда и прапрабабку).

Всю жизнь императрица оставалась изрядной кокеткой, не задумываясь, сорила деньгами в модных магазинах Европы и на курортах, любила блистать на людях. Александра Федоровна обожала праздники и особенно балы, на которых она всегда была первой красавицей: никто лучше ее в России не танцевал и не одевался. Семейное счастье омрачали ее расстроенное здоровье (она родила 8 детей и так не привыкла к петербургскому климату: часто болела и была вынуждена уезжать лечиться на европейские курорты), а также измены мужа - кавалера необыкновенно привлекательного и неуемного в любовных утехах. Из семи оставшихся в живых детей императора особо выделялся своими данными первенец цесаревич Александр (будущий император Александр II) , великая княжна, потом королева Вюртемберга Ольга Николаевна (1822—1892), а также великая княжна Александра Николаевна (1825—1844) - необыкновенная красавица и талантливая певица, умершая от чахотки несколько месяцев спустя после своей свадьбы с наследником датского престола Фридрихом-Вильгельмом.

Кристина Робертсон - Портрет императрицы Александры Фёдоровны (супруга Николая I) 1840
Кристина Робертсон (1796-1854) - шотландская художница. Провела много лет в России при императорском дворе, где получила широкую известность. Кристина Робертсон считается одной из самых талантлевых художников середины 19-го века,а это значимое достижение для женщины и многодетной матери. В 1839г. Кристина Робертсон принимает участие в выставке при академии художеств в Санкт-Петербурге. Уже в 1840 ей заказали два портрета во весь рост: Императора Николая первого и императрицы Александры Фёдоровны. После этого Робертсон получила огромное количество заказов. Второе посещение России оказалось для художницы долгим (с 1847 по 1854г.). Здесь она пишет множество портретов. В 1953 её здоровье ухуджается и возможно у Кристины Робертсон появляються финансовые трудности (есть свидетельства, что часть заказчиков отказались платить за работы художницы). Кристина Робертсон умерла в Санкт-Петербурге в 1854 и была похоронена на Волковском кладбище.

Портрет княжны Ольги Николаевны и княжны Александры Николаевны. 1840
Ольга Николаевна (дочь Николая I), Александра Николаевна (дочь Николая I).

Крюгер, Франц - Портрет вел. кн. Александра Николаевича - (будующий император Александр II)

Великая княгиня была счастлива: счастливая жена, счастливая мать, счастливая невестка, обожаемая своим свекром Николаем I. В 1856 году, после смерти Николая I, Александр II стал императором, а Мария Александровна - императрицей.

После кончины вдовствующей императрицы Александры Федоровны в 1860 году Мария Александровна посвятила свою жизнь благотворительности и заботам о женском образовании и совершила много благотворительных дел.

Роскошь оставляла Марию Александровну равнодушной. Она имела огромное количество драгоценностей, но надевала их редко. Золотые и серебряные вещи она превращала в деньги и отдавала их на благотворительные цели. Она отказывалась от дорогих подарков, а принимала от государя только деньгами, которые также предназначались нуждающимся. Анархист Петр Алексеевич Кропоткин писал об императрице: «Из всей императорской фамилии, без сомнения, наиболее симпатичной была императрица Мария Александровна. Она отличалась искренностью, и когда говорила что-либо приятное кому, то чувствовала так». Мария Александровна положила начало новому периоду женского образования в России. По инициативе Марии Александровны были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища, которые содержались почти исключительно на общественные и частные средства.

Императрица также основала крупнейший в Санкт-Петербурге и всей России театр и балетную школу - знаменитое училище, которое возглавила Агриппина Ваганова. Театр и школа полностью содержались на средства императорской семьи, лично императрицы, и, по настоянию Александра II, носили ее имя.

Иван Николаевич Крамской - Портрет Александра III

Александр III (Александр Александрович Романов; 1845—1894 ) — предпоследний государь император и самодержец всероссийский из династии Романовых, царствовавший в 1881—1894 годах, сын и преемник Александра II. Удостоен особого эпитета в историографии — Александр Миротворец.

Великий князь Александр Александрович был в императорской семье вторым сыном. Наследовать престол готовился его старший брат Николай, который и получил соответствующее воспитание.Он скончался в ночь на 13 апреля 1864 года от туберкулёзного воспаления спинного мозга. Вскоре Александр был провозглашён цесаревичем и наследником престола.

Император Александр II Николаевич попытался в срочном порядке ликвидировать пробелы в образовании Александра, но его уже поздно было переучивать. Александру исполнилось 20 лет, и он сильно уступал способностями и прилежанием старшему брату. Внешностью, характером, привычками и самим складом ума Александр III мало походил на своего отца. Император отличался огромным ростом. В юности он обладал исключительной силой — пальцами гнул монеты и ломал подковы, с годами сделался тучным и громоздким, но и тогда, по свидетельству современников, в его фигуре было что-то грациозное. Он совершенно лишён был аристократизма, присущего его деду и отчасти отцу. Даже в манере одеваться было что-то нарочито непритязательное. Его, например, часто можно было видеть в солдатских сапогах с заправленными в них по-простецки штанами. В домашней обстановке он надевал русскую рубаху с вышитым на рукавах цветным узором. Отличаясь бережливостью, часто появлялся в поношенных брюках, тужурке, пальто или полушубке, сапогах.Основным местопребыванием императора стала Гатчина. Подолгу он живал в Петергофе и Царском Селе, а приезжая в Петербург, останавливался в Аничковом дворце. Зимний он не любил.

Придворный этикет и церемониал при Александре стали гораздо проще. Он сильно сократил штат министерства двора, уменьшил число слуг и ввёл строгий надзор за расходованием денег. Дорогие заграничные вина были заменены крымскими и кавказскими, а число балов ограничено четырьмя в год.Вместе с тем огромные деньги расходовались на приобретение предметов искусства. Император был страстным коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине II. Гатчинский замок превратился буквально в склад бесценных сокровищ.

Не в пример всем своим предшественникам на русском престоле Александр держался строгой семейной морали. Он был примерный семьянин — любящий муж и хороший отец, никогда нe имел любовниц или связей на стороне. При этом он был и одним из самых набожных русских государей, напоминая этим даже своего далёкого предка Алексея Михайловича. Простая и прямая душа Александра не знала ни религиозных сомнений, ни религиозного притворства, ни соблазнов мистицизма. Он твёрдо держался православных канонов, всегда до конца выстаивал службу, истово молился и наслаждался церковным пением. Государь охотно жертвовал на монастыри, на постройку новых храмов и восстановление древних. При нём заметно оживилась церковная жизнь.

Он был очень трудолюбивым государем. Каждое утро поднимался в 7 часов, умывался холодной водой, заваривал сам себе чашку кофе и садился за письменный стол. Нередко рабочий день заканчивался глубокой ночью.И все же, несмотря на сравнительно здоровый образ жизни, Александр скончался достаточно молодым, не дожив до 50 лет, совершенно неожиданно и для близких, и для подданных....

Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III. (матери Николая II)

Мария Федоровна (1847-1928), императрица, супруга императора Александра III, до бракосочетания принцесса Мария-София-Фридерика-Дагмара, дочь датского короля Христиана IX и Луизы Гессенской.

Она была едва ли не с младенческих лет обручена с Цесаревичем Николаем Александровичем, старшим сыном Александра II, но 12 апреля 1865 г. цесаревич скончался в Ницце. На смертном одре он просил своего брата Великого князя Александра и свою невесту после его смерти вступить в брак. После его смерти возникла привязанность между Дагмарой и великим князем Александром Александровичем, которые вместе ухаживали за умирающим цесаревичем.

13 октября 1866 года состоялось обручение, миропомазание и наречение новым именем — великой княгиней Марией Федоровной, а ещё через полмесяца, 28 октября 1866 года, был издан манифест о вступлении в брак наследника Российского престола Александра Александровича и Марии Федоровны. Ее почти 30-летний брак с Александром III был довольно счастливым, несмотря на несхожесть характеров супругов. В императорской семье родилось шестеро детей: Николай (император Николай II) (1868), Александр (1869) (умер в младенчестве), Георгий (1871), Ксения (1875), Михаил (1878), Ольга (1882).

Датскому происхождению Марии Фёдоровны приписывают её неприязнь к Германии, повлиявшую якобы на внешнюю политику Александра III.

Императрица Мария Феодоровна провела в России более 50 лет, пережила революцию, стоившую жизни двум ее сыновьям и пяти внукам.

Эрнест Липгарт. Николай II 1896г.

Серов Валентин.Портрет Николая II. 1900.

В Ливадийском дворце в Крыму 20 октября 1894 года скончался император Александр III. На российский трон взошел Николай II. С ним Россия открывала новое столетие. Предчувствия надвигающихся перемен, неясные ожидания и тревоги волновали русское общество. Но мало кто мог тогда предполагать, что Россия видит на российском престоле своего последнего царя.

В январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны. Первые, вначале умеренные шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: «Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы», «Закона об учреждении Государственной Думы» и «Положения о выборах в Государственную Думу». Однако этими актами устанавливался статус Государственной Думы как законосовещательного органа при монархе.

Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста. Подпись под Манифестом 17 октября далась императору нелегко. Он долго переживал, колебался, но в конце кондов принял то решение, которое не отвечало его собственным представлениям, но, как его убеждали со всех сторон, было необходимо стране, благу России. К этому последний царь всегда был очень чувствителен и мог переступить через личные взгляды во имя благополучия империи. Когда Николаи II подписывал манифест, то он не сомневался, что у власти достаточно сил для подавления «крамолы». Что бы там ни говорили и ни писали политически пристрастные современники и идеологически ангажированные исследователи, но возможности силового решения осенью 1905 г. существовали.

Говоря о мартовских событиях 1917 года, следует сказать, что они стали заключительным этапом заговора, который созрел против Императора Николая II в недрах «Прогрессивного блока» Государственной Думы, определенных кругов высшего генералитета и представителей правящих кругов стран Антанты. Заговор этот стал результатом долгих лет противостояния русских общественных, либеральных и революционных сил с Царской властью.

Император Николай II не знал, что верхушка армии, тоже предала его. Начальник штаба генерал-адъютант М. В. Алексеев - с конца 1916 года находился в тесном контакте с Гучковым и дал свое согласие содействовать перевороту. Генерал-адъютант Н. В. Рузский - уже давно выполнял задания Гучкова. Генерал Крымов - активный сторонник заговора. Генерал-адъютант А. А. Брусилов, герой наступления 1916 года, на стороне заговорщиков. Контр-адмирал А. В. Колчак, тот самый Колчак, который стал самым молодым адмиралом русского флота благодаря воле Императора, которому Николай II поручил планирование важнейшей Босфорской операции - знал о заговоре и сочувствовал ему. К февралю 1917 года верхушка армии была уже против Царя. Приказы Императора молча саботировались высшим генералитетом.Император твердо вел народ и армию к победе, он был преисполнен верой в победу и был убежден, что и его генералы преисполнены подобной же верой. Но на самом деле, высший генералитет был преисполнен политических амбиций. Это полностью устраивало заговорщиков, которые стремились к совершенно другой победе, нежели Николай II. При этом они хорошо понимали, что победа Царя на фронте приведет к поражению их заговора. Первым, что было необходимо сделать заговорщикам, это выманить Царя из столицы, так как в противном случае никакая революция бы не удалась.

22 февраля 1917 года Император Николай II простился с Императрицей Александрой Федоровной и отправился в Ставку. По существу он ехал в западню, расставленную ему его генерал-адъютантами.Именно в этих условиях происходят события ночи с 1-го на 2-е марта, в результате которого появился так называемый «манифест об отречении».

Самым интересным исследованием так называемого «манифеста об отречении» Николая II стало исследование А. Б. Разумова. Это исследование убедительно и достоверно доказало, что так называемый «манифест об отречении» Императора Николая II не боле, чем искусная фальшивка. Разумов пишет: «Поглядим внимательно на эту бумагу. Неспешный ее анализ поведает пытливому человеку многое. К примеру, всем исследователям бросается в глаза то, что подпись Государя сделана карандашом. Удивлённые историки пишут, что за 23 года правления то был единственный раз, когда Государь поставил на официальном документе карандашную подпись».

Кроме того, на бумаге отсутствует личная печать Николая II, а сама бумага не завизирована Правительствующим Сенатом, без чего никакой царский манифест не имел юридической силы.

Немало путаницы возникает при выяснении вопроса о том, как выглядела та самая бумага, которую подписал Государь. Таким образом, совершенно понятно, что ни с юридической, ни с моральной, ни с религиозной токи зрения никакого отречения от престола со стороны Царя не было. События в феврале-марте 1917 года были ничем иным, как свержением Императора Николая II с прародительского престола; незаконное, совершенное преступным путем, против воли и желания Самодержца, лишение его власти. 2-го (15) марта 1917 года в Пскове произошла чудовищная и немеющая примеров в истории измена, измена верхушки русского общества и генералитета своему Царю, Верховному Главнокомандующему в условиях страшной войны, в канун судьбоносного наступления русской армии.

Утром 9-го марта 1917 года царский поезд в последний раз доставил Государя в Царское Село.Часовые раскрыли ворота, автомобиль въехал и ворота захлопнулись. Царствование Императора Николая II кончилось - начался Крестный Путь Царя-Мученика.

Илья Галкин. Портрет императрицы Александры Федоровны

Портрет великой княжны Марии Николаевны. 1905.

Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич Алексей Николаевич

В 1856 году в Лондоне открылась Национальная портретная галерея, вдохновившая Павла Сергеевича Третьякова на создание портретной галереи великих людей России внутри своей уже существующей коллекции русского изобразительного искусства. В 2013 г. в России отмечается 400-летие восхождения на трон династии Романовых, и по этому случаю в Государственном историческом музее организована выставка, на которой представлены портреты членов семьи Романовых с 17-го по 20-й век. Значение выставки «Романовы. Портрет династии», на мой взгляд, можно сравнить со значением коллекции портретов знаменитых людей П. С. Третьякова.

До посещения этой выставки я не задумывалась о возможности создания галереи портретов русских царей, и на сколько интересна могла бы быть такая галерея. Несмотря на то, что мало чего нераскрытого осталось в области изучения этих портретов, тем не менее интересно проследить эволюцию царского портрета на одной выставке. С 18-го века в России начинает развиваться особый тип портретного жанра - «парадный» или «репрепрезентативный» портрет. Данный портретный жанр характеризуется своей спецификой, этапы развития этого направления не совсем совпадают с этапами развития как русской, так и европейской школы изобразительного искусства. Существует зависимость смены художественных стилей от смены правления. Еще рано говорить о формировании национального характера русской школы изобразительного искусства.

До 18-го века в России мы можем говорить только о прикладном искусстве. Изображать людей было не принято. Изображали только лики святых, то есть доминировала икона.

Первыми изображениями, наиболее приближенными по своей величине и статусу к святым, были образы царей и наследников престола. Царь являлся наместником Бога на земле. Церемония венчания на царство проходила в храме и носила помимо светского глубокий сакральный смысл.

Среди первых попыток изобразить царей стоит отметить работу Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская. Древо Московского государства» (1668 г.), которая хранится в Государственной Третьяковской галерее. Работу можно отнести к иконе с чертами светского мировоззрения. С одной стороны, в центре мы видим привычный образ Богоматери. С другой, икона изобилует деталями из реального мира - стена и башни Кремля, конкретные исторические личности, среди них - фигура царя Алексея Михайловича, а напротив него - его жены Марии Ильиничны и детей Ивана и Софии, генеалогического древа, патриархов, царей и юродивых. Парящая фигура Иисуса, передающего ризу архангелам, символизирует божественную волю избрания наместника царя небесного на земле.

На примере данной работы сложно говорить о каком то портретном сходстве, так как фигуры мелкие, весьма условные. Но само появление исторической личности помимо святого лика на иконе - это уже большой прорыв. Еще на протяжении длительного времени художники будут неохотно отходить от принятого стиля, и изображения царей будут похожи на изображения ликов святых. Нужно учитывать, что первых художников можно скорее охарактеризовать как людей с глубоким внутренним миром, нежели художников в полном смысле слова, так как они не изучали анатомию, особенности передачи света и тени, двухмерного пространства, что отразилось и на их работах.

Это еще не портрет, но и к иконам подобные работы тоже сложно отнести. Появился своеобразный мостик от икон к портретам, и этим переходным жанром становится парсуна, т. е. когда живописные средства, свойственные иконе, применялись в создании первых примитивных светских портретов. Это видно на портрете Алексея Михайловича 1670 г., представленном на выставке.

На картине неизвестного художника фигуры царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича уже носят индивидуальные черты, но все же весьма условные. Попытка изобразить царей верхом на коне скорее относит нас к образу святого Георгия Победоносца, нежели полководца или военачальника.

Конный портрет Николая I и цесаревича Александра Николаевича 1843 г. - это уже совершенно светские портреты полководцев. Но к такой манере изображения придут еще не скоро.

Выставка портретов династии позволяет совершенно иначе взглянуть и на личности монархов. Но для этого нам придется раскрыть несколько слоев изображения, а также вглядываться в детали и сравнивать несколько работ между собой. Как правило, парадный портрет самодержца - это идеальный образ, образ, увиденный даже не всегда глазами художника, а тот образ, который был наиболее мил самой модели. Существовал жесткий регламент, которому художник обязан был следовать.

Регламент или особый иконографический тип был необходим на тот момент, так как следование этому регламенту позволяло сделать образ монарха узнаваемым. Для обеспечения портретами императора присутственных мест, изображение монарха тиражировалось. Для этих целей выбирался особенно понравившийся модели иконографический образ.

Портреты принцесс писались для отправки заграницу с целью поиска подходящих женихов. С изменением моды, платье модели могло переписываться, отличительные знаки, характеризующие эпоху, добавлялись и исчезали. Например, при очередном нововведении Павлом I в военный мундир, все детали тут же находили отображение в новых копиях портрета императора.

Так поступали не только с портретами. Например, Екатерина II готовилась к своей коронации весьма основательно и при заказе придворному ювелиру И. Позье новой короны велела: «проверить казенные вещи и приказала разломать все, что окажется не в современном вкусе, употребив на новую корону, которую она желает иметь к коронации».

На женских портретах заметно, как менялось место женщины в обществе в разные эпохи. Портрет первой жены Петра I Евдокии Федоровны и матери Петра I Натальи Кирилловны первой половины XVIII в., представленные на выставке, разительно отличаются от портрета второй жены Петра I Екатерины I. Женщине не разрешалось показывать волосы, поэтому первая жена и мать Петра I изображены в головных уборах. Одежда полностью закрывает тело, позы, хотя и умиротворенные, но скованные. Таковой и была жизнь женщины, в буквальном смысле заключенной в стенах терема, бесправная и уязвимая, находящаяся в полной зависимости от воли ее семьи, затем мужа и ближайшего окружения. Реформы Петра I, касающиеся светской жизни, моды, дали больше свободы женщине. Екатерина I изображена в платье с глубоким декольте, волосы собраны в локоны, украшенные жемчужной нитью.

Портрет матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной и портрет Екатерины I (XVIII в.)

Мужской образ также менялся на протяжении веков. Например, во время правления Петра I монарх предстает перед нами непременно в латах и доспехах, хотя рыцарских турниров в России никогда не было. Но именно так виделся образ главы государства, таким он воспринимался. Во времена Александра I было принято представать в иностранном военном мундире на портретах, предназначенных для отсылки заграницу, дабы выказать уважение к этой стране и укрепить дружеские взаимоотношения. В то время, как в более поздний период - во время царствования Александра III и Николая II, напротив, уклон делался на национальный характер, что находило непосредственное отражение в портретах первых лиц.

Таким образом портрет монарха - это история в истории. Это не просто образ исторической фигуры, но и источник для исследователей.

Если внимательно рассматривать фрагментарную копию портрета Екатерины II А. Рослена 1776 г., сделанную неизвестным художником, внимание привлекает пряжка, скрепляющая горностаевую мантию на груди императрицы. Эта пряжка очень напоминает большую императорскую пряжку-аграф, хранящуюся в Алмазном фонде.

Описание пряжки из каталога, составленного в 1925 - 1926 г. г. под руководством А. С. Ферсмана при первой описи национализированных сокровищ Стр. 36 Выпуск 1.: «Пряжка-аграф, вернее целый пластрон из сплошного массивного серебра с 2 большими иголками для прикалывания и колечками для нашивки на платье. Общая компоновка рисунка из переплетающихся ветвей, поразительно умелое истолкование высоко неоднородного материала бриллиантов, гармоническое сочетание без порядка разбросанных белых и желтых бриллиантов - все это изобличает большого мастера ювелирного дела Елисаветинской эпохи; по мнению С. Н. Тройницкого, это мог быть знаменитый Позье. Размеры: общая длина - 25 см; ширина от 8 до 11 см. Бриллианты - старые камни самого различного качества и достоинств; наравне с первоклассными индийскими камнями много совершенно малоценных желтых или с пятнами камней Бразилии. Оправа массивная серебреная, бриллианты на туше в серебре. Работа около 1750 г.»

Необыкновенное ощущение возникает, когда хорошо знакомый предмет можно увидеть на его владельце. Это не сравнить с ощущениями, которые испытываешь, видя тот же самый предмет в витрине музея.

Или, посмотрим на портрет великого князя Александра Павловича неизвестного художника конца 1770-х г. г., повторившего иконографический тип Ж. Л. Вуаля.

В руках у младенца погремушка, которая также хранится в Алмазном фонде. Описание этой погремушки мы тоже найдем в описи Ферсмана: Золотая погремушка с ажурным рисунком в виде цветов и листиков с накладными украшениями также в виду цветов; бриллианты белые и желтые в серебре и высокопробном золоте. На одном конце кончик из слоновой кости, на другом - свисток и колесо для шнурка. Длина 17,7 см.; ширина шарика - 4,8 см. Оправа в стиле Людовика XV».

До того, как я увидела этот портрет, погремушка казалась мне лишь диковиной причудливой формы, непонятной и неправдоподобной безделушкой. В руках младенца она обрела свой смысл.

В портретах, как и в личной жизни русских монархов, можно запутаться. Образ придумывался, согласовывался с заказчиком, часто, как в случае с Екатериной II, голова бралась из иконографического образа одного художника, платье и детали - другого, потом все это переписывалось либо неизвестными художниками, либо известными, копии тиражировались и разлетались во все уголки России.

Портрет Екатерины II Лампи и повтор иконографического образа Лампи Левицким.

Пример тиражирования образа: резцовая гравюра Н. И. Уткина (представлена на выставке), выполненная с оригинала В. Л. Боровиковского (Государственная Третьяковская галерея).

Выставка «Портрет Династии» знакомит нас не только с работами хорошо нам известных художников, таких как Левицкий, Рокотов, Боровиковский, но и с малоизвестными именами западноевропейских художников, которые по заказу императорского двора работали в России в XVIII - 1-й пол. XIX в. Западноевропейские художники приезжали из разных стран Европы и привносили традиции различных национальных школ. К ним относятся Жан Луи Вуаль, Иоганн Лампи (Старший), Луи Каравак, Стефано Торелли и др.

Случалось, что многочисленные копии с портретов приводили к обесцениванию художественности, но так было не всегда. Каждый художник вольно или невольно вкладывал в очередную копию что-то от своего опыта или неопытности. Иногда копию сложно отличить от оригинала, а иногда при потере оригинала, только копия и могла служить единственным доказательством существования утерянного оригинала.

В случае потери художественности исполнения портрет больше свидетельствовал о материальном мире, чем об авторской манере, которая исчезала под кистями многочисленных копиистов. В случае неудачных или заурядных копий, копий, созданных непрославленными художниками, имена последних даже не дошли до наших дней. На таких работах мы видим вместо имени автора «неизвестный художник», в других случаях, как в работах Левицкого, повторение иконографического образа было не только не хуже, но и весьма достойной художественной интерпретацией первоначального варианта.

Несмотря на то, что на выставке представлены картины несомненного высокого художественного исполнения, она не преследует цель показать художественные качества портретистов.

Художественное мастерство портретистов, сдерживаемое регламентами и традициями, тем не менее не могло не совершенствоваться. И так появились камерные портреты, где материальный мир постепенно вытесняется внутренним миром героя. Потрет великой княжны Марии Павловны (1806 - 1808 г. г.).

Появляется детально прописанный интерьер и пейзаж, который делает место написания портрета значимым. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны на фоне Камероновой галереи в Царскосельском парке.

Появление животных на портретах.

С изобретением фотографии нам открывается еще более интимный мир монарха. Уже не надо тратить время на написание портрета и позирование. Вся семья может быть запечатлена в любой момент. Интерьер или пейзаж уже не условные, не придуманные художником, а вполне конкретные и реальные.

Национальный характер появлялся на портретах время от времени, если была необходимость поднять национальный дух в обществе. Этот прием оставался актуальным на протяжении всех веков. К таким приемам прибегает Екатерина II, когда предстает на портрете Торелли С. в русском национальном костюме, «отражающий национальную линию в ее политике».

Или Александр III и Николай II на фоне традиционной дачи - социально-культурного феномена русской жизни.

Фотографии способны передать еще больше - интерьер кабинета, мельчайшие детали, но это уже совершенно другая эпоха.

Фотография - это еще и огромная иллюзия. Вот, например, я была удивлена, на сколько маленькая по размеру фотография Николая II и Алекс в маскарадных костюмах, один из которых и сегодня можно увидеть в коллекции Государственной Оружейной палаты. А ведь именно это изображение использовано для каталога и постеров к выставке.

От глаз тех, кто интересуется фотографией, не ускользнет оттиск Чарльза Бергамаско - фотографа русской и английской аристократии. Чарльз Бергамаско приехал в Санкт-Петербург в 1840-х гг. Свою карьеру он начал во французской труппе Санкт-Петербургского театра, увлекся дагерротипией, отправился обучаться фотографии в Париж, а по возвращении открыл собственную студию в Санкт-Петербурге. Впоследствии Чарльз обрел известность как в России, так и в Европе, стал обладателем наград. В 1877 году он посетил Великобританию, где был приглашен сделать несколько снимков королевы Виктории и членов ее семьи. И эти снимки сегодня хранятся в Национальной галерее в Лондоне. Несколько снимков членов семьи Романовых представлены на выставке.

Есть и любимые портреты выставки. Меня совершенно поразили своей выразительностью исторический портрет брата Петра I Ивана V первой половины XVIII в. и портрет супруги Александра I императрицы Елизаветы Алексеевны (1820-е гг. (?))

Совершенно Шекспировские образы.

Очевидно, что в рамках небольшой статьи невозможно охватить все портреты и охарактеризовать их особенности. И представленный материал не претендует на глубокое и всестороннее исследование предмета, а лишь ограничивается описанием и общей характеристикой выставки, которая, непременно, достойна внимания и неоднократного посещения.

Одни источники говорят, что они родом из Пруссии, другие, что корни идут из Новгорода. Первым известным предком является московский боярин времен Ивана Калиты - Андрей Кобыла. Его сыновья стали основоположниками многих боярских и дворянских фамилий. Среди них такие, как Шереметевы, Коновницыны, Колычевы, Ладыгины, Яковлевы, Боборыкины и многие другие. Род Романовых пошел от сына Кобылы - Федора Кошки. Его потомки сначала называли себя Кошкиными, потом Кошкиными-Захарьиными, а затем просто Захарьиными.

Первой женой Ивана VI «Грозного» стала Анна Романова-Захарьина. Отсюда и прослеживается «родство» с Рюриковичами и, следовательно, права на престол.
В этой статье рассказывается, как обычные бояре при удачном стечении обстоятельств и хорошей деловой хватке стали самым значимым родом на протяжении более чем трех столетий, вплоть до Великой Октябрьской революции 1917-ого года.

Генеалогическое древо царской династии Романовых полностью: с датами правления и фото

Михаил Федорович (1613 - 1645)

После смерти Ивана «Грозного» не осталось ни одного кровного наследника рода Рюриковичей, но на свет появилась новая династия - Романовы. Свои права на трон потребовал двоюродный племянник жены Иоанна IV, Анастасии Захарьиной, Михаил. С поддержкой простого московского народа и казачества он взял бразды правления в свои руки и начал новую эпоху в истории России.

Алексей Михайлович «Тишайший» (1645 - 1676)

Следом за Михаилом на трон сел его сын - Алексей. Он имел мягкий характер, за что и получил свое прозвище. Сильное влияние на него оказывал боярин Борис Морозов. Следствием этого стали Соляной бунт, восстание Степана Разина и другие крупные беспорядки.

Федор III Алексеевич (1676 - 1682)

Старший сын царя Алексея. После кончины отца по закону занял престол. Первым делом возвысил своих приближенных - постельничего Языкова и комнатного стольника Лихачева. Они не были родом из знати, но на протяжении всей жизни помогали становлению Федора III.

При нем была совершена попытка смягчения наказаний за уголовные преступления и отменено ампутирование конечностей как казнь.

Важным в правлении царя стал указ 1862 года об уничтожении местничества.

Иван V (1682 - 1696)

На момент смерти старшего брата - Федора III - Ивану V было 15 лет. Его приближенные посчитали, что он не обладает навыками присущими царю и престол должен унаследовать младший брат, 10-летний Петр I. В итоге правление отдали сразу обоим, а старшую сестру Софью сделали их регентшей. Иван V был слаб, почти слеп и слабоумен. Во время своего правления он не принимал никаких решений. Его именем подписывали указы, а самого его использовали как выходного церемониального царя. На самом деле страной руководила царевна Софья.

Петр I «Великий» (1682 - 1725)

Как и старший брат, Петр занял место царя в 1682 году, но по своему малолетству не мог принимать какие-либо решения. Много времени он посвятил изучению военного дела, пока страной управляла его старшая сестра Софья. Но в 1689 году после того, как царевна решила единолично возглавить Россию, Петр I жестоко расправился с её сторонниками, а её саму заключил в Новодевичий монастырь. В его стенах она провела остаток своих дней и умерла в 1704 году.

На троне остались два царя - Иван V и Петр I. Но Иван сам отдал брату все полномочия и остался правителем лишь формально.

Получив власть, Петр провел ряд реформ: создание Сената, подчинение церкви государству, а также построил новую столицу - Санкт-Петербург. При нем Россия завоевала статус великой державы и признание стран Западной Европы. Также государство было переименовано в Российскую Империю, а царь стал первым императором.

Екатерина I (1725 - 1727)

После смерти мужа - Петра I, заручившись поддержкой гвардии, она заняла трон. Новая правительница не обладала навыками ведения внешней и внутренней политики, сама этого не хотела, поэтому фактически страной управлял её фаворит - граф Меншиков.

Петр II (1727 - 1730)

После смерти Екатерины I права на престол были переданы внуку Петра «Великого» - Петру II. Мальчику на тот момент было всего 11 лет. А уже спустя 3 года он скоропостижно умер от оспы.

Петр II уделял внимание не стране, а лишь охоте и удовольствиям. Все решения за него принимал все тот же Меншиков. После свержения графа молодой император оказался под влиянием рода Долгоруковых.

Анна Иоанновна (1730 - 1740)

После смерти Петра II Верховный тайный совет пригласил на трон дочь Ивана V Анну. Условием её восхождения на трон стало принятие ряда ограничений - «Кондиций». В них было указано, что новоиспеченная императрица не имеет права по единоличному решению объявлять войны, заключать мир, выходить замуж и назначать престолонаследника, а также некоторые другие предписания.

После получения власти Анна нашла поддержку у дворянства, уничтожила подготовленные правила и распустила Верховный тайный совет.

Императрица не отличалась ни умом, ни успехами в образовании. Огромное влияние на нее и на страну имел ее фаворит Эрнст Бирон. После ее смерти именно его назначили в регенты младенцу Ивану VI.

Правление Анны Иоанновны является темной страницей в истории Российской империи. При ней господствовал политический террор и пренебрежение русскими традициями.

Иван VI Антонович (1740 - 1741)

Согласно завещанию императрицы Анны на престол взошел Иван VI. Он был младенцем, а потому первый год «правления» прошел под руководством Эрнста Бирона. После власть перешла к матери Ивана - Анне Леопольдовне. Но фактически правление было в руках Кабинета министров.

Сам же император всю жизнь провел в заключении. А в возрасте 23 лет был убит тюремной охраной.

Елизавета Петровна (1741 - 1761)

В результате дворцового переворота при поддержке Преображенского полка к власти пришла внебрачная дочь Петра «Великого» и Екатерины. Она продолжила внешнюю политику своего отца и положила начало эпохе Просвещения, открыла Государственный Университет имени Ломоносова.

Петр III Федорович(1761 - 1762)

Елизавета Петровна не оставила прямых наследников по мужской линии. Но еще в 1742 году позаботилась о том, чтобы линия правления Романовых не закончилась, и назначила своим наследником племянника, сына своей сестры Анны - Петра III.

Новоиспеченный император управлял страной всего полгода, после чего был убит в результате заговора, возглавляемого его женой - Екатериной.

Екатерина II «Великая» (1762 - 1796)

После гибели своего мужа Петра III стала единолично управлять империей. Из нее не получилось ни любящей жены, ни матери. Все свои силы она отдала укреплению позиции самодержавия. При ней были расширены границы России. Также ее правление повлияло на развитие науки и образования. Екатерина провела реформы и поделила территорию страны на губернии. При ней в Сенате было учреждено шесть департаментов, а Российская империя получила гордое звание одной из самых развитых держав.

Павел I (1796 - 1801)

Нелюбовь матери оказала на нового императора сильное влияние. Вся его политика была направлена на то, чтобы зачеркнуть все, что она сделала за годы своего правления. Он пытался сосредоточить всю власть в своих руках и свести к минимуму самоуправление.

Важным шагом в его политике является указ о запрете престолонаследования женщинами. Такой порядок продлился вплоть до 1917 года, когда правление рода Романовых подошло к концу.

Политика Павла I способствовала небольшому улучшению жизни крестьян, но позиции дворянства были сильно снижены. В результате уже в первые годы правления против него начал готовиться заговор. Недовольство императором возрастало в самых разных слоях общества. Итогом стала смерть в собственной комнате во время государственного переворота.

Александр I (1801 - 1825)

Занял престол после гибели отца, Павла I. Именно он участвовал в заговоре, однако ничего не знал о готовящемся убийстве и всю жизнь мучился от чувства вины.

При его правлении увидели свет несколько важных законов:

  • Указ о «вольных хлебопашцах», по которому крестьяне получили право выкупить себя с землей по договоренности с помещиком.
  • Постановление о проведении реформы образования, после которой пройти обучение могли представители всех сословий.

Император обещал народу принятие конституции, но проект так и остался незавершенным. Несмотря на либеральную политику, масштабных изменений в жизни страны так и не произошло.

В 1825 Александр подхватил простуду и умер. Ходят легенды, что император инсценировал свою смерть и стал отшельником.

Николай I (1825 - 1855)

В результате смерти Александра I бразды правления должны были перейти в руки его младшего брата Константина, но он добровольно отказался от титула императора. Так престол занял третий сын Павла I Николай I.

Сильнейшее влияние на него оказало воспитание, основанное на жестком подавлении личности. Рассчитывать на престол он не мог. Ребенок рос в угнетении, терпел физические наказания.

Учебные путешествия во многом повлияли на взгляды будущего императора - консервативные, с ярко выраженной антилиберальной направленностью. После смерти Александра I Николай проявил всю свою решительность и политические способности и, несмотря на массу несогласных, взошел на престол.

Важным этапом в становлении личности правителя стало восстание декабристов. Оно было жестоко подавлено, порядок восстановлен, а Россия присягнула на верность новому монарху.

На протяжении всей жизни император считал своей целью подавление революционного движения. Политика Николая I привела к крупнейшему внешнеполитическому поражению в ходе Крымской войны 1853 - 1856 годов. Неудача подорвала здоровье императора. В 1955 году случайная простуда лишила его жизни.

Александр II (1855 - 1881)

Рождение Александра II привлекло к себе огромное внимание со стороны общества. В это время его отец даже не представлял его на месте правителя, однако юному Саше уже была уготована участь наследника, поскольку ни у кого из старших братьев Николая I не было детей мужского пола.

Юноша получил хорошее образование. Он овладел пятью языками, в совершенстве знал историю, географию, статистику, математику, естествознание, логику и философию. Для него проводились специальные курсы под руководством влиятельных деятелей и министров.

За время своего правления Александр провел много реформ:

  • университетскую;
  • судебную;
  • военную и другие.

Но самой важной по праву считается отмена крепостного права. За этот ход его прозвали царем-освободителем.

Тем не менее, несмотря на нововведения, император оставался верен самодержавию. Такая политика не способствовала принятию конституции. Нежелание императора выбрать новый путь развития вызвало активизацию революционной деятельности. В итоге ряд покушений привел к смерти государя.

Александр III (1881 - 1894)

Александр III был вторым сыном Александра II. Так как изначально он не был наследником престола, он не считал нужным получать должное образование. Лишь в сознательном возрасте будущий правитель в ускоренном темпе приступил к подготовке для царствования.

В результате трагической гибели отца власть перешла к новому императору - более жесткому, но справедливому.

Отличительной чертой царствования Александра III стало отсутствие войн. За это он был прозван «царем-миротворцем».

Умер он в 1894 году. Причиной смерти стал нефрит - воспаление почек. Причиной заболевания считается как крушение императорского поезда на станции Борки, так и пристрастие императора к спиртному.

Вот практически и все семейное генеалогическое древо рода Романовых с годами правления и портретами. Отдельное внимание стоит уделить последнему монарху.

Николай II (1894 - 1917)

Сын Александра III. На престол взошел в результате скоропостижной кончины отца.
Он получил хорошее образование, направленное на военное воспитание, учился под руководством действующего царя, а его преподавателями были выдающиеся русские ученые.

Николай II быстро освоился на троне и стал продвигать самостоятельную политику, чем и было вызвано недовольство части его окружения. Основной целью правления он сделал утверждение внутреннего единства империи.
Мнения о сыне Александра весьма разрознены и противоречивы. Многие считают его чересчур мягким и слабохарактерным. Но также отмечается его сильная привязанность к семье. Он не расставался с женой и детьми до последних секунд жизни.

Николай II сыграл большую роль в церковной жизни России. Частые паломничества сблизили его с коренным населением. Число храмов за время его царствования увеличилось с 774 до 1005. Позже последнего императора и его семью причислили к лику святых Русской Зарубежной Церковью (РПЦЗ).

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года после Октябрьской революции 1917 года царская семья была расстреляна в полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге. Считается, что приказ отдали Свердлов и Ленин.

На этой трагичной ноте заканчивается правление царского рода, которое продолжалось на протяжении более чем трех веков (с 1613 по 1917 года). Эта династия оставила огромный след в становлении России. Именно ей мы обязаны тем, что имеем сейчас. Только благодаря правлению представителей этой фамилии в нашей стране было ликвидировано крепостное право, запущены образовательная, судебная, военная и многие другие реформы.

Схема полного генеалогического древа с годами правления первых и последних монархов из семьи Романовых наглядно показывают, как из обычной боярской семьи получился великий род правителей, прославивших царскую династию. Но и сейчас можно проследить за становлением продолжателей род. На данный момент живы и здравствуют потомки императорской семьи, которые могли бы претендовать на престол. «Чистой крови» уже не осталось, но факт остается фактом. Если Россия снова перейдет к такой форме правления, как монархия, то новым царем может стать продолжатель древнего рода.

Стоит отметить, что большинство русских правителей прожили сравнительно недолго. После пятидесяти скончались только Петр I, Елизавета I Петровна, Николай I и Николай II. А порог в 60 лет преодолели Екатерина II и Александр II. Все остальные погибли в довольно раннем возрасте по причине болезни или государственного переворота.


Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший (19 (29) марта 1629 — 29 января (8 февраля) 1676) — второй русский царь из династии Романовых (14 июля 1645 — 29 января 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.


Со́фья Алексе́евна (17 сентября 1657 — 3 июля 1704) — царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване.


Фёдор III Алексеевич (30 мая (9 июня) 1661 — 27 апреля (7 мая) 1682) — русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный)


Иоа́нн (Ива́н) V Алексе́евич (27 августа (6 сентября) 1666, Москва — 29 января (8 февраля) 1696, там же) — русский царь в 1682—1696, из династии Романовых. Сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской. Отец Анны Иоанновны, Императрицы Всероссийской.


Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая 1672 год— 28 января 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Как представитель династии Романовых, Пётр был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году).


Екатери́на I (искусственное ретроспективно русифицированное имя Ма́рта Самуиловна Скавро́нская, в браке Крузе; после принятия православия Екатери́на Алексе́евна Миха́йлова; 5 апреля 1684 — 6 мая 1727) — российская императрица с 1721 года как супруга царствующего императора, с 1725 года как правящая государыня; вторая жена Петра I Великого, мать императрицы Елизаветы Петровны.


Пётр II Алексе́евич (12 октября 1715, Санкт-Петербург — 19 января 1730, Москва) — российский император, сменивший на престоле Екатерину I.
Внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии.
Вступил на престол 6 (17) мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы. Пётр не успел проявить интереса к государственным делам и самостоятельно фактически не правил. Реальная власть в государстве находилась в руках Верховного тайного совета и в особенности фаворитов юного императора, сначала А. Д. Меншикова, после его свержения — Долгоруковых.


А́нна Иоа́нновна (А́нна Ива́новна; 28 января (7 февраля) 1693 — 17 (28) октября 1740) — российская императрица из династии Романовых.
Четвертая дочь царя Ивана V (брата и соправителя царя Петра I) и царицы Прасковьи Фёдоровны. В 1710 году была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма; овдовев через 2,5 месяца после свадьбы, осталась в Курляндии. После смерти Петра II была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом, как монарх с ограниченными полномочиями в пользу аристократов — «верховников», но, при поддержке дворян, восстановила абсолютизм, распустив Верховный тайный совет. Время её правления позднее получило название «бироновщина» по имени её фаворита Эрнста Бирона.


Елизаве́та I Петро́вна (18 декабря 1709, Коломенское — 25 декабря 1761 , Санкт-Петербург) — российская императрица из династии Романовых с 25 ноября (6 декабря) 1741 года, младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак.


Пётр III Фёдорович (урождённый Карл Пе́тер У́льрих, нем. Karl Peter Ulrich); 21 февраля 1728, Киль — 17 июля 1762, Ропша) — российский император в 1762, первый представитель Гольштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле. C 1745 года — владетельный герцог Гольштейна.
После полугодового царствования свергнут в результате дворцового переворота, возведшего на престол его жену, Екатерину II, и вскоре лишился жизни.


Екатери́на II Алексе́евна Вели́кая (урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля 1729, Штеттин, Пруссия — 6 ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская с 1762 по 1796 год.
Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.


Па́вел Петро́вич (20 сентября 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург — 12 марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург) — Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.


Мари́я Фео́доровна; до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg; 14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.


Алекса́ндр I Павлович (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. В официальной дореволюционной историографии именовался Благословенный.


Елизавета Алексеевна (урождённая Луиза Мария Августа Баденская, нем. Louise Marie Auguste von Baden; 13 января 1779, Карлсруэ, Баден — 4 (16) мая 1826, Белёв, Тульская губерния) — российская императрица, супруга императора Александра I.


Великий князь Константи́н Па́влович (27 апреля (8 мая) 1779, Царское Село — 15 (27) июня 1831, Витебск) — российский цесаревич, второй сын Павла I и Марии Фёдоровны, считавшийся до самой смерти старшего брата Александра Павловича наследником русского престола. Генерал-адъютант (первым среди членов Российского императорского дома получил это свитское звание), командир Гвардейского корпуса, генерал-инспектор всей кавалерии.
На протяжении 16 дней, с 27 ноября (9 декабря) по 13 (25 декабря) 1825 г., официальные учреждения в Петербурге и Москве под присягой признавали его Императором и Самодержцем Всероссийским Константином I, хотя по сути он на престол не вступил и не царствовал (см. междуцарствие 1825 года).


А́нна Фёдоровна (урождённая принцесса Юлианна-Генриетта-Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельдская; 23 сентября[источник не указан 205 дней] 1781 (по другим данным — 11 (22) сентября 1781 года), Кобург — 15 августа[источник не указан 205 дней] 1860 (по другим данным — 12 (24) августа 1860 года), поместье Эльфенау (ныне в черте Берна), Швейцария) — великая княгиня, супруга цесаревича великого князя Константина Павловича. Была третьей дочерью Франца Фридриха Антона, герцога Саксен-Кобург-Заальфельдского и Августы Рейсс-Эберсдорфской. Леопольд I, король Бельгии был её братом, а королева Виктория и Фердинанд II Португальский — её племянниками.


Великая княжна Мария Павловна (4 (15) февраля 1786, Санкт-Петербург — 11 (23) июня 1859, дворец Бельведер под Веймаром, Тюрингия) — дочь императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, супруга великого герцога Карла Фридриха Саксен-Веймар-Эйзенахского.


Никола́й I Па́влович (25 июня 1796, Царское Село — 18 февраля 1855, Петербург) — император Всероссийский с 14 декабря 1825 по 18 февраля 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.


Алекса́ндра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, нем. Friederike Luise Charlotte Wilhelmine von Preußen; 13 июля 1798, Потсдам — 20 октября (1 ноября) 1860, Царское Село) — супруга российского императора Николая I, мать Александра II, императрица российская.


Великая княжна Екатерина Павловна (10 мая 1788 — 9 января 1819) — четвёртая дочь Павла I Петровича и Марии Фёдоровны.
Первый муж Екатерины Павловны (1809—1812) — Петр-Фридрих Ольденбургский, второй (1816—1819) — король Вильгельм Вюртембергский.


Анна Павловна (18 января 1795, Санкт-Петербург — 1 марта 1865, Гаага) — дочь Павла I Петровича и Марии Фёдоровны. Сестра Александра I и Николая I. Королева Нидерландов и великая герцогиня Люксембурга в 1840—1849 годах.


Великий князь Михаи́л Па́влович (28 января 1798, Санкт-Петербург — 28 августа 1849, Варшава) — четвёртый сын Павла I и Марии Фёдоровны, самый младший ребёнок, единственный порфирородный из сыновей Павла I (то есть родившийся в период его правления). Младший брат императоров Александра I и Николая I.

After Benner, Henri (1776-fl.1818) из Royal Collection Queen Elizabeth II.
Беннер, Жан Анри (Анри Беннер (фр. Jean Henri Benner) (1776—1836) — французский живописец-миниатюрист, автор хранящейся в Эрмитаже «Романовской сюиты» — «Собрания 24 портретов императорской фамилии, писанных живописцем Беннером».
Художник: Жан-Анри Беннер (Jean Henri Benner, 1776—1836) Франция. Россия
Гравёр: Андре-Жозеф Мeку (Andre Joseph Mecou, 1771—1837)
Год выпуска: 1817-24
Техника: гравюра на меди
Город: Санкт-Петербург
Издание: "Собрание двадцати четырех портретов Императорской фамилии, писанных живописцем Жаном-Анри Беннером, который получил от Его Императорского Величества позволение выгравировать сии портреты".

В альбом входит 24 портрета, начиная с основателя династии Романовых - царя Михаила Федоровича и, заканчивая портретом Великого князя, будущего императора Николая I.

Гравюры были созданы на основе портретов на эмали вскоре после победы Александра I над Наполеоном.
Они, возможно, являются самыми знаменитыми работами художника-портретиста Беннера, который провел много лет при дворе Александра I в Санкт-Петербурге, где служил придворным живописцем.

Идея создания «Романовской сюиты» принадлежит князю Алексею Борисовичу Лобанову-Ростовскому - бывшему адъютанту Александра I, а впоследствии известному коллекционеру, «пылающему к искусству». Он обратился к французскому художнику Жану Анри Беннеру (1770-1836) - одному из учеников известнейшего миниатюриста - Жана Батиста Изабе. В 1817-1825 годах Беннер работал в России, куда и принес традиции миниатюрного искусства учителя 1810-х годов, создавая преимущественно большие овальные миниатюры на бумаге с использованием техники пунктира. Однако его работы лишены живописного блеска и эффектных внешних атрибутов романтического портрета, свойственных миниатюрам Изабе. Они исполнены довольно сдержано, автор сосредоточен, прежде всего, на подчеркивании высокого социального статуса модели. Не имея звания, художник фактически стал придворным миниатюристом, создав в своих многократных повторениях типы официальных портретов Александра I и членов его семьи.

Беннер принял заказ князя А. Б. Лобанова-Ростовского на создание «Романовской сюиты». Августейшие портреты были выполнены в технике миниатюры на эмали, по оригиналам портретов из романовской галереи Эрмитажа. Это одна из двух галерей Малого Эрмитажа, расположенных по сторонам Висячего сада. После перестройки здания в 1840-е годы здесь разместили портреты представителей династии Романовых, и галерея получила название Романовской.

Затем серия была ещё раз повторена по заказу двора. Одна из них хранилась в «Галерее Петра I», другая - в Гатчинском дворце, в кабинете Александра III. Кроме того, художник получил разрешение на издание по своим оригиналам гравированной сюиты отдельным альбомом, который стал весьма популярным.

В 1817 году с этих эмалей издали гравюры. Над портретами данной «сюиты» в технике гравюры пунктиром работали такие французские мастера-граверы, как Жозеф Мекку (1771-1832), Шарль Жоанно (1733-1825), Ф. Йон, А. Купе. Сведения о граверах «Романовской сюиты» незначительны. Известно, что среди работ Шарля Жоанно отмечаются виньетки с рисунков Дезенна и большой эстамп «Раненый трубач» с картины О. Верне.

Первоначально собрание портретов выходило в издательской картонажной альбомной папке с тесёмками, на верхней крышке которой напечатан заглавный текст: «Собрание двадцати четырех портретов императорской фамилии, писанных живописцем Беннером, который получил от Его Императорского Величества позволение выгравировать с них Портреты. В Санкт-Петербурге у книготорговца С. Флорана. В Москве: в Косметическом магазине Розенштрауха». Известно, что: «При появлении цена этому изданию была объявлена 200 рублей ассигнациями, немного завышенная; распродавалось оно медленно».
Оригиналы, писанные знаменитым французским художником-миниатюристом достославной александровской эпохи Жаном-Анри Беннером (1776-1836) на эмали, находились ранее в галерее Петра I, а второй экземпляр - в Гатчинском дворце.

текст: Алексеева Вера Юрьевна, сотрудник сектора графики

Романовская галерея Зимнего Дворца (собрание портретов дома Романовых) размещалась в одной из галерей Малого Эрмитажа вокруг т.н. Висячего сада. Создана в конце 1840-х годов по указу императора Николая I.

План 2 этажа Эрмитажа. Залы Романовской галереи подчеркнуты красным (залы 259, 261, 262).

История ее создания изложена в статье: Ренне «Николай I и Романовская галерея» из сборника «250 историй про Эрмитаж» СПб 2014;.
«Особое место в истории портретных галерей императорского дворца занимает Романовская, творцом которой был сам император Николай I. Как и его старший брат Александр I, составляющий списки генералов, чьи портреты предполагалось поместить в Зале воинской славы 1812 года, Николай вникал во все подробности создававшейся по его указу в конце 1840-1850 гг. галереи портретов представителей Дома Романовых в здании Малого Эрмитажа. Для начала велено было составить реестр «всем портретам Высочайших Особ, находящимся в Эрмитаже и во всех императорских дворцах». Оказалось, в кладовой Эрмитажа 172 изображения; отправлено в Москву - 12; в Гатчину - 3; Английском дворце в Петергофе - 26; в старом дворце -18. 12 декабря 1844 г. «Государь Император…повелеть изволил находящиеся в Петергофе, как во дворце Английского Сада, так и в старом дворце, вверху, в большом зале между окон, так же овальные портреты, если они снимаются, привезти все в Санкт-Петербург, и потом выставить оные, вместе с хранящимися в кладовой Эрмитажа портретами, в Эрмитажных галереях, расположив их хронологически, по царствованиям, и поместив супруг возле супругов, а детей подле отцов». Многие картины требовали реставрации, некоторые копировались, и тогда оригиналы отправляли обратно, специально заказывались новые вещи. Один из первоначальных списков насчитывал 127 портретов, начиная от царя Михаила Федоровича, царицы Марфы Ивановны и патриарха Филарета и заканчивая всей большой императорской семьей, в которую входили мужья и жены уже выросших старших детей. Николай придирчиво относился к качеству произведений. Среди архивных дел, посвященных созданию Романовской галереи, есть курьезный документ с собственноручной припиской императора: «портреты, которые копированы со старых современных картин, должны быть подражанием сим портретам, со всевозможной точностью не глядя на несовершенство тогдашней живописи, иначе их историческая верность утратится; но другие портреты, списаны дурно, тогда как оригиналы хороши; все те портреты следует переписать за достаточную цену людьми, умеющими копировать, а не теми дураками, которые набраны были». Судя по документам, состав Романовской галереи незначительно менялся, особенно в первые годы ее существования. Некоторые портреты были сфотографированы и изданы в 1865 и в 1867 гг.»


Э. Гау "Северная часть Романовской галереи" 1861 год.

Э. Гау "Южная часть Романовской галереи" 1861 год.
Наиболее полное исследование Романовской галереи было сделано В. Кадочниковой в статье "К вопросу об авторстве копий Романовской галереи Императорского Эрмитажа.":
"Для первоначальной экспозиции были отобраны портреты из загородных дворцов, кладовых Эрмитажа, недостающие изображения специально копировались... Однако галерея не была застывшим, законсервированным собранием, ее состав вполне естественно корректировался не только с изменениями в царствующей фамилии, но и сообразно вкусам и желаниям правящих императоров. Николай Павлович очень взыскательно относился к качеству копий, поэтому заказы на их изготовление передавались разным художникам, пока желаемый результат не был достигнут. В этом смысле выявление круга копиистов и их работ представляется чрезвычайно важным, так как впоследствии многие полотна утратили имена своих создателей и в настоящее время входят в музейные собрания как произведения неизвестных художников или с другим авторством.
Наиболее кардинальным изменениям уже сложившаяся галерея подверглась в 1858 году, когда Александр II повелел "переписать и исправить 27 портретов, написать вновь недостающие 5 портретов, исключить 31 портрет, оставить в настоящем виде - 98 портретов". В дальнейшем фамильная галерея также неоднократно пополнялась и изменялась, но уже не столь значительно."

Сохранилось не так много картин и фотографий самой Романовской галереи:в 1861 году художник Гау нарисовал 2 акварели и еще мне удалось найти в Интернете 2 фотографии начала 20 века.

Романовская галерея. Открытка начала 20 века.


Романовская галерея. Фотографии начала 20 века.

Галерея просуществовала до 1918 года, когда пришедшие к власти большевики ее расформировали, а портреты были отправлены в различные музеи (в основном в Русский музей, при этом, часть была утеряна). В настоящее время в одном зале галереи располагается искусство Средних веков Европы, а в другом - живопись Нидерландов XV-XVI веков.
Удалось найти 2 описания картин галереи, первое - 1866 года издания, составленное бароном Кене, а второе 1889 года издания, составленное Д.А. Ровинским.
Со следующего поста постараюсь на основе этих описаний, исследований и каталогов различных музеев собрать информацию, какие именно портреты находились в этой галерее и историю каждого портрета, которого удалось идентифицировать. Но, к сожалению, у меня нет никаких сведений, о том, какие портреты помещались в галерею после 1889 года (и помещались ли). Есть информация, что при Александре III галерея почти не пополнялась и требовала реставрации(письмо директора Эрмитажа А.А. Васильчикова, процитированное в статье Кадочниковой). Буду рад любой помощи в этом вопросе.



Что еще почитать