Роль науки в развитии инновационной деятельности. Роль науки в осуществлении инноваций Роль науки в инновационном развитии

Раздел 1.Роль науки в инновационном процессе.

Тема 1. Основные понятия. Наука как производительная сила общества и средство обеспечения конкурентоспособности государства и организации.

Научная деятельность впервые зародилась на рубеже VII-VI вв. до н.э. в приморских городах малоазийской Ионии. Она получила название "наука о природе". Как по своему содержанию, так и по своим методам эта дисциплина не имела ничего общего с естественными науками Нового времени. Истоками ранней греческой науки служат: мифология, данные непосредственных наблюдений и опыт многовековой человеческой практики. Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в VI в. до н.э. В древнегреческом обществе произошли такие сдвиги в материальной и духовной жизни, которые обусловили разрушение традиционной организации производства и возникновение науки.

Истинная наука, где главным критерием научности выступает эксперимент, появилась в Европе. Особое значение в формировании науки сыграли средневековые университеты. Первый университет был создан в Каире в 950 г. В Европе они возникли позже. В XI в. открылся Болонский университет, в XII в. образовались Парижский и Оксфордский университеты. К концу XV в. в Европе насчитывалось более 40 университетов. Они явились первой организационной формой для проведения научных исследований. Университеты возникали в столицах, крупных городах раздробленной Европы. К началу XVIII в. наука стала полноправным социальным институтом во многих европейских странах. В Англии, Франции, Германии учреждаются национальные академии наук, формируются различные научные общества, начинают выходить первые научные журналы.

Наука в России - как вид человеческой деятельности, направленный на получение новых знаний, возникла более 270 лет тому назад с момента образования Российской Академии наук. Однако уже первые крупные историки XVIII-XIX в. - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский в своих исследованиях пытались в допетровское время найти зачатки науки и научных знаний в России.

Постепенно с развитием сети научных учреждений Академии наук, а также, в связи с появлением университетской науки функции и характер работ Академии изменяются. От неё отходят учебные, переводческие и другие функции, прекращает свою деятельность академический университет и возрастает её роль в проведении чисто научных, изыскательских работ.

В конце XVIII и начале XIX вв. важную роль в проведении научных исследований начинают играть вузы, которые со второй половины XIX в. становятся главными центрами науки в России. Основание высших школ в России происходило при активном участие первых академиков: Ломоносова, Ададурова, Фусса, Палласа, Румовского и др. Так, в 1755 г по инициативе М.В. Ломоносова был основан Московский университет.

Все же к началу XX в. абсолютным лидером в мировой науке оставалась Западная Европа. К 1900 г. численность занятых в науке мира составляла 100 тыс. человек. По количеству открытий и изобретений за период 1600-1900 гг. на Западную Европу приходилось 80% открытий, 12% на американцев, 8% на русских.

В первые десятилетия Советской власти были заложены основы советской науки, создана сеть научных учреждений, центры подготовки научных кадров. В ряде научных направлений были достигнуты выдающиеся достижения.

В период конца 20-х до середины 50-х гг. происходит активное включение науки в народнохозяйственную систему и подчинение её нуждам индустриализации, а в военное время - нуждам фронта. Произошел невиданный рост темпов научно-технической деятельности, численности научных кадров и научно-исследовательских учреждений. На первый план в структуре НИОКР выдвигаются прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, а среди секторов лидерство по всем показателям переходит к отраслевой науки. Именно расцвет, а затем и полное доминирование отраслевой науки является характерным признаком данного периода.

Период с середины 50-х до середины 80-х гг. - этап послевоенного подъема народного хозяйства и дальнейшего развития производства. Эта была стадия превращения науки в непосредственную производительную силу, на которой она начала оказывать решающее значение на промышленное производство. Наука и техника слились в единое течение - научно-технический прогресс. Грандиозные научно-технические достижения Советского Союза в этот период сделали его одной из сильнейших научных держав мира, показав, что государственные приоритеты в образовании и науке оборачиваются открытиями и успехами в технологии и производстве. Среди наиболее ярких достижений: строительство первой в мире атомной электростанции в Обнинске и первого ледокола с атомной силовой установкой; запуск первого искусственного спутника земли и первого человека в космос, ознаменовавшие начало нового периода в жизни человеческой цивилизации и многие др. Начали развиваться новые отрасли промышленности - электронная и микроэлектронная (СССР в 1951 г. имел одну из самых передовых, в то время, ЭВМ в мире), атомная промышленность, производство синтетической продукции, биотехнология и др.

Советский Союз по показателям финансирования науки, по количеству научных публикаций, по подаваемым заявкам на изобретения прочно удерживал второе и третье место в мире, а по количеству занятых в НИОКР - первое.

В 1985 г. начало "Перестройки" повлекло за собой существенное изменение в развитии всей социально-экономической жизни общества.

Эти изменения глубоко затронули и научную деятельность, проводимую в стране. Одной из приоритетнейших задач стало, прежде всего, научно-техническое обновление производства и достижение высшего мирового уровня производительности труда. Интенсификация научной деятельности была направлена на достижение определенных экономических результатов.

Значительно усилились тенденции объединения науки и производства. Было проведено организационное слияние значительной части отраслевых НИИ с предприятиями и образование различных типов научно-производственных объединений (НПО). В машиностроительный комплекс, например, в состав НПО было включено более 80% НИИ и опытно-конструкторских организаций.

Получили также распространение территориально-отраслевые научно-технические программы, направленные на использование всех имеющихся предпосылок и факторов для успешного экономического роста. Первой из таких программ стала "Интенсификация-90", одной из задач которой было содействие повышение роли мелких и средних предприятий в ускорении экономического роста. И, как следствие, образование этих предприятий в различных областях экономики, в том числе и в научной отрасли.

Важной особенностью финансирования науки в СССР является не прекращавшейся более 40 лет гонкой вооружений было резкое преобладание расходов на научные исследования в области военных НИОКР над затратами в гражданском секторе. В середине 80-х гг. военно-промышленный комплекс поглощал в среднем около 71% всех ассигнований на науку. Такая вынужденная диспропорция в финансировании гражданских и оборонных НИОКР углубляла разрыв между уровнем проводимых исследований, техническим уровнем производства, материально-технической базой и квалификацией кадров, а, следовательно, и научными достижениями, сделанными в ВПК и гражданском секторе.

В США в тот же период наблюдалась практически схожая диспропорция в финансировании государством военных и гражданских НИОКР. В послевоенный период, до 1990 гг., финансирование военного сектора преобладало над другими областями исследований. В 1960-х годах военные исследования составляли 80% всех государственных инвестиций, затем эта доля сократилась до 50% в 1965 году и оставалась на этом же уровне до 1980 года, а потом снова увеличилась до 65% в 1990 году.

Однако в США, в отличие от СССР, был хорошо налажен механизм передачи результатов исследований из военного сектора в гражданский, посредством многочисленных правительственных программ, направленных на сближение этих секторов. В 1960-х годах в США началось внедрение военных технологий в гражданских целях, реактивный двигатель явился главным примером этого. Также примерами благоприятного взаимодействия секторов в США может служить передача новейших компьютерных технологий, производства чипов для компьютеров и биотехнологий из оборонных лабораторий в гражданские промышленные предприятия и последующим массовым производством данной продукции.

Согласно Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одной из приоритетных задач становится развитие «новой экономики» (или «экономики, основанной на знаниях»), строительство которой может осуществляться за счет изменения экономической структуры в пользу перерабатывающих и особенно высокотехнологичных отраслей. В отношении сферы науки впервые достаточно ясно сказано о том, что необходимо «оптимизировать масштабы и структуру научно-технической сферы, значительно повысить ее эффективность и направленность на достижение конкретных результатов», т.е. сделать ее компонентом национальной инновационной системы (НИС).

На сегодняшний день, с точки зрения построения экономики, основанной на знаниях, по всем формальным показателям страна находится в самом начале пути. Принятые измерители уровня развития новой экономики – это объем инвестиций в сектор знаний, динамика создания малых инновационных предприятий, показатели патентования изобретений, число занятых в высокотехнологичном секторе экономики и др. По совокупному показателю Россия сегодня в 2– раза уступает среднемировому уровню поддержки экономики знаний.

В настоящее время существуют различные трактовки так называемой «новой» экономики. Согласно широко распространенной трактовке, к «новой» экономике относится производство продукции и услуги отраслей высоких технологий, включая информационные. Однако предпочтительной представляется другая, расширенная трактовка, согласно которой для «новой» экономики, помимо указанных технологий, характерно повышенное качество труда, существенное развитие образования, а также наукоемких отраслей и производств.

^ Черты экономики знаний

Известный российский экономист Д. С. Львов приводит следующие характерные черты экономики знания:


  1. бурное развитие знаний, которые все более проявляют себя в виде непосредственной
    производительной силы; постоянно возрастающая роль наукоемкого сектора, роста
    объемов производства и сбыта современных наукоемких технологий; ускоряющиеся
    процессы компьютеризации информационного пространства экономики и всей
    общественной жизни;

  2. стремительный рост капитализации рыночной стоимости компаний, осуществляющих
    прорывные исследования и разработки в новейших областях науки и техники;

  3. направление системы государственных приоритетов в развитии науки и техники,
    прежде всего, на капитализацию затрат в человека;

  4. высокие темпы обновления основного капитала в жизнеобеспечивающих секторах
    материального производства и обслуживающей инфраструктуры;

  5. обеспечение примерно равных условий для каждого гражданина страны, вне зависимости от места проживания, для нормальной его жизнедеятельности: заработка, жилья, работы, доступа к информационному и транспортному обслуживанию и т. п.

^ Таблица 1 - Различия между моделями производства знаний


Mode 1 – Модель 1

(индустриальная экономика


Mode 2 – Модель 2

(экономика знаний)


Планы формируются в академической среде

Планы формируются в более широком контексте

Проблемы решаются в академическом секторе

Знания производятся в контексте их дальнейшего приложения

Организационные структуры иерархичные

Горизонтальные, гибкие организационные

структуры


Система основана на постоянно действую-

щих институтах


Основа системы – временные сети

Производство знаний осуществляется в

специальных институтах


Производство знаний происходит в разных

секторах экономики


Низкий уровень ответственности производителей знания

Высокий уровень ответственности и рефлесии

Система peer review (рецензирования) включает только представителей академического сообщества

Система peer review включает разнообразных клиентов


Источник : Gibbons М., Nowotny H., Limoges C., Trow M., Schwartzman S., Scott P.

The New Production of Knowledge: The Dynamics of Science and Research in Contemporary

Societies. London: SAGE Publications, 1994.

^ Понятие науки

наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления (Толковый словарь русского языка).

Термины и их определения даются в соответствии с федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»:

^ Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее -

научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и

применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования - экспериментальная или

теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний

об основных закономерностях строения, функционирования и развития

человека, общества, окружающей природной среды;

прикладные научные исследования - исследования, направленные

преимущественно на применение новых знаний для достижения

практических целей и решения конкретных задач.

^ Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная

на получение, применение новых знаний для решения технологических,

инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем,

обеспечения функционирования науки, техники и производства как

единой системы.

^ Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана

на знаниях, приобретенных в результате проведения научных

исследований или на основе практического опыта, и направлена на

сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов,

продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их

дальнейшее совершенствование.

^ Государственная научно-техническая политика - составная часть

социально-экономической политики, которая выражает отношение

государства к научной и научно-технической деятельности, определяет

цели, направления, формы деятельности органов государственной

власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации

достижений науки и техники.

^ Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной

и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания

или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

^ Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или)

научно-технический результат, в том числе результат

интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и

безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе

иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также

международными организациями, получившими право на предоставление

грантов на территории Российской Федерации в установленном

Правительством Российской Федерации порядке, на проведение

конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

^ Социально-экономическая роль наукоемких отраслей и высоких технологий

Наукоемкость определяется как расходы на НИОКР в расчете на единицу валовой, товарной или отгруженной продукции , а также добавленной стоимости или величину основных факторов производства.

Для характеристики наукоемкости используются также такие показатели, как


  • численность занятых в сфере НИОКР на одного работающего в отрасли;

  • расходы на НИОКР в расчете на одного работающего;

  • расходы на НИОКР в расчете на единицу объема ОПФ отрасли и т.п.
Поскольку наукоемкость зависит от двух факторов – затрат на НИОКР и объемов производства продукции, то ее изменение носит циклический характер , соответствующий этапам ЖЦП. Понятно, что этап разработки и освоения новой техники и технологии, отличающийся высоким уровнем расходов на НИОКР, сменяется этапом структурной перестройки и последующим этапом расширения масштаба производства, что, как правило, отражается в тенденции показателя наукоемкости. Данный процесс характерен как для макроуровня, так и для уровня отдельных организаций.

К примеру, IBM. Наукоемкость в этой компании рассчитывается, как отношение затрат на НИОКР к объему реализованной продукции.

^ Рисунок 1 – Динамика наукоемкости компании IBM в течение 20 лет

Изменение показателя наукоемкости для IBM связано с уменьшением затрат на НИОКР на 36,7% и ростом доходов от реализации продукции на 14,4%.

^ Наибольшие значения наукоемкости в США (исчисленной по совокупным ассигнованиям на НИОКР = федеральные ассигнования + расходы фирм + др. источники) имели:


  • авиаракетная промышленность 12,9%;

  • научное приборостроение 12,4%;

  • услуги по обработке информации 11,8%

  • производство медикаментов 10,4%

  • производство компьютеров 7,9%;
Для сравнения : нефтяная и нефтеперерабатывающая пром-ть 0,7%; пищевая и легкая пром-ть 0,5%. Такие различия связаны, в том числе, и со структурой расходов на производство продукции. Для производств с высокой долей материальных затрат (ок 80%), например, легкая и пищевая, типична более низкая величина наукоемкости.

Если же рассматривать абсолютные значения затрат на НИОКР, то наибольшие затраты характерны для фирм автомобильной промышленности . General Motors - ок. 8 млрд. долл, Ford – ок. 6 млрд долл.

Тенденция к повышению наукоемкости в последнее время имеет место и в российской промышленности. Так, наукоемкость в 2000 г. по сравнению с 1999 г. с учетом инфляции увеличилась с 4,96 до 8,46%.

Заметим, что повышение наукоемкости высоких технологий может как сопровождаться сокращением времени создания нового продукта (например, в основанной на химической переработке сырья фармацевтике), так и не сопровождаться им (например, в области биотехнологии). Для высоких технологий характерна и неявная связь между исследованиями и производственным внедрением, а также опора на неформальные организационные структуры. Например, согласно проведенным в Гарвардском университете исследованиям, эффективно работающая компания может опираться как на собственные исследовательские группы, так и на «внедренческие» группы, функционирующие в США и Европе.

На основе анализа затрат на НИОКР и производства продукции в странах ОЭСР было предложено относить к наукоемким производствам те, показатель наукоемкости которых превышает 3,5%.

В начале 90-х гг. среди наукоемких или высокотехнологичных отраслей стали дополнительно выделять ведущие наукоемкие технологии (leading-edge) и технологии высокого уровня (high level). При уровне 3,5 – 8,5% соответствующие продукты и производства относят к категории «высоких технологий », а если он превышает 8,5% - к ведущим наукоемким технологиям.

Таким образом, в настоящее время выделяют следующие высокотехнологичные отрасли промышленности:


  1. авиакосмическая промышленность;

  2. пр-во компьютеров и офисного оборудования;

  3. электронная промышленность и пр-во коммуникационого оборудования;

  4. фармацевтическая промышленность.
Для справки : Бюро цензов США выделяет 10 направлений наиболее передовых технологий:

  • биотехнология;

  • технологии на основе достижений наук о жизни;

  • оптоэлектроника;

  • компьютеры и телекоммуникации;

  • электроника;

  • компьютеризированные производства;

  • новые материалы;

  • авиакосмические технологии;

  • вооружение;

  • ядерная технология.

Определяющими признаками высоких технологий являются:


  • производство принципиально новых товаров и услуг, включая информационные технологии и Интернет;

  • высокая доля затрат на НИОКР в производстве этих товаров и услуг, быстрая сменяемость моделей;

  • длительный период осуществления затрат и высокий риск;

  • изменение социальной среды.
Производство принципиально новых товаров и услуг предопределяется фактически складывающимся составом высоких технологий.

Помимо указанных выше, важные области высоких технологий - макро- и нанотехнологии .

Под макротехнологией следует понимать совокупность всех видов инновационной деятельности по созданию принципиально новых видов продукции и услуг в отраслях, определяющих передовой технологический уровень страны.

В СССР некоторые такие отрасли были созданы: авиация, космическая промышленность, ядерная энергетика, энергетическое машиностроение и т.д. Однако в годы кризиса (1991 - 1999 гг.) имело место значительное технологическое отставание в связи с известными причинами: отсутствием заказов, резким спадом НИОКР, износом оборудования. В настоящее время США уже освоили 22 макротехнологии. По имеющимся оценкам, при благоприятных условиях Россия до 2010 г. могла бы освоить 6 - 7 макротехнологий и до 2025 г. - 12 - 16.

Внутри макротехнологий следует выделять критические технологии , т.е. такие технологии, отсутствие которых не дает возможности освоить макротехнологию.

Например, в ядерной энергетике к критическим технологиям относятся технологии регенерации отработанного ядерного топлива, утилизации и захоронения радиоактивных отходов , в биотехнологии - биоинженерия, создание белковых препаратов и композитов с заданными функциональными свойствами . О значимости критических технологий можно судить, в частности, по следующему факту: при смене поколения современного самолета требуется создать от 80 - 90 до 170 новых технологий, а также модернизировать еще почти 400 . В то же время, по данным Р.П. Вчерашнего и О.С. Сухарева, доля лучших критических технологий в России не достигает даже 20% от общего их числа в мире.

Помимо указанного выше, к высоким технологиям относится и нанотехнология. Ее предметом являются структуры величиной до нанометра (одной миллионной части миллиметра). Нанотехнология основывается на bottom-up-принципе, принципе самоорганизации молекул и др. Bottom-up-принцип заключается в создании нужных структур путем композиции отдельных молекул, атомов, мельчайших частиц. Принцип самоорганизации молекул означает способность различных молекул формировать определенные структуры .

Нанотехнологии позволяют строить вещество по заранее разработанному плану - взять отдельный атом и поместить его в нужное место. Физические свойства нанообъектов, измеряемых в миллиардных долях метра, значительно отличаются от характеристик привычных материалов. Разница иногда принципиальная, ведь в нановеществе активной является практически вся поверхность , в то время как в обычном веществе активная, внешняя поверхность составляет незначительную часть. Отсюда удивительные свойства наноматериалов.

Примеры нанопродуктов - линзы для очков, неуязвимые для царапин, крошечные элементы для микрочипов, более эффективные катализаторы, нанопокрытия и др. Футурологи Института системной техники и исследования инноваций им. Фрауэнгофера в г. Карлсруэ считают нанометод технологией будущего, имеющей эпохальное значение. «Нанотехнология приведет к инновационному взрыву», - считает профессор Х. Курц из Центра микроэлектроники Рейнско-вестфальской высшей технической школы в г. Ахене.

^ Сегодня уже существуют наноматериалы, вышедшие за пределы научных лабораторий! . Лидируют среди них наноалмазы: они изготавливаются в промышленном масштабе - тоннами. Эти частицы углерода размером около четырех нанометров имеют структуру алмазной решетки, а значит, являются прекрасными абразивами. Используемые для полировки, они дают недостижимую прежде гладкую поверхность (в десятки раз выше самого высокого, 14-го класса чистоты обработки). Добавленные в смазочное масло, они продлевают жизнь трущихся деталей в сотни раз, поскольку полировка и “заделка” микротрещин происходит на уровне отдельных атомов.
Казалось бы, алмазы должны быть очень дороги, но, как пояснил профессор В.Косушкин, сегодня самое дорогостоящее в производстве наноматериалов - создание особо чистых условий рабочей зоны. Оборудование и исходное сырье для новых технологий используются не слишком дорогие, а энергозатраты минимальны.

Интересную работу представил коллектив авторов из московского Государственного НИИ генетики и селекции промышленных микроорганизмов. Биологи занялись изучением галобактерий (Halobacterium salinarum), живущих в соленых озерах. Белок, образующий их внешнюю мембрану, - бактериородопсин - сохраняет свои свойства в самых экстремальных условиях: при действии многих растворителей, повышении температуры до 140 градусов, понижении содержания кислорода. Биосинтез при этом продолжается, поскольку бактериородопсин является фоточувствительным белком и для нормального функционирования в клетке ему хватает солнечных лучей. Используя фоточувствительный белок галобактерий, ученые России и других стран планируют получать “мясо без коровы” - синтезировать под действием света животный белок без участия живого организма .

Cледует отметить сообщение профессора Государственного технического университета атомной энергетики (Обнинск) Виты Хмелевской. Она занимается изучением свойств наноструктурированных материалов при тепловом и радиационном облучении. Под их одновременным воздействием в аморфном сплаве на основе кобальта возникают центры кристаллизации - происходит фазовый переход. Если нагрев отключить, вещество возвращается в первоначальное аморфное состояние. Такое явление назвали самоорганизацией материи . По принципу самоорганизации получают многие современные композиционные материалы, например, кевлар - сверхпрочную ткань для бронежилетов. Внешне обычные тонкие майки непробиваемы для пули или ножа, и делают такие в МГТУ им. Н.Э.Баумана. На основе исследований ученых из Обнинска можно прогнозировать изменение прочности оболочки работающего атомного реактора. Точный расчет покажет, как под действием радиации перегруппируются атомы, вызывая ухудшение качества стали

Очевидно, что по мере развития науки и техники перечень высоких технологий будет расширяться, а структура - видоизменяться.

С учетом факторов глобализации и информатизации современного мирового сообщества особую роль призваны играть информационные технологии (ИТ). Суть их отражает следующее определение: «ИТ - это технология, позволяющая обрабатывать значительные объемы информации, сокращающая время, необходимое для разработки новой продукции, а также способствующая ускорению инновационного процесса».

Известно, что в США доля капитала, вложенного в информационные технологии, с 1960 г. утроилась. В составе высоких технологий могут быть выделены производство и применение компьютеров, программное обеспечение, телекоммуникации, а также Интернет. В 2002 г. объем рынка информационных технологий превысил 1 трлн. долл ., в 2008 г. должен составить 2 трлн. долл. При этом более половины рынка составят программное обеспечение и информационные услуги.

По оценкам экспертов “International Data Corporation”, с 1998 г. по 2003 г. оборот мировой интернет-индустрии увеличился в 26 раз , достигнув 1317 млрд. долл.

Согласно опросам руководителей крупнейших компаний, прогнозируется увеличение производства персональных компьютеров в России, при этом в 2001 г. увеличение составило 15 - 25%.

Влияние развития информационных технологий на экономику может быть охарактеризовано, например, тем, что начиная с 1995 г. ИТ-индустрия обеспечивает США 21 - 31% прироста ВВП ; 98% заказов фирмам поступает исключительно в электронном виде, за счет чего только на оперативных издержках американская промышленность экономит более 300 млн. долл . ежегодно.

Необходимо также учитывать, что информационные технологии существенно влияют на условия работы и поведения человека, т.е. изменяют качество труда и социум. Значительно меняется организация НИОКР : в работе над одним проектом или научной программой могут участвовать ученые, конструкторы различных стран и регионов, не выходя из дома. При этом отпадает необходимость в создании макетов и стендов, строительстве ряда научных установок.

Важное практическое значение имеет электронная система непрерывной интегрированной поддержки жизненного цикла продукта (CALS - Continuous acquisition and life cycle support), включающая поддержку всех элементов жизненного цикла продукта (замысла, проектирования, производства, транспортировки, хранения, продажи, утилизации). При этом используются CALS-технологии - методы работы с информацией о продуктах, процессах и среде, основанные на электронном представлении документации в формате, определенном международными CALS-стандартами. Значительно повышается кпд активных ученых, изобретателей, конструкторов, так как они затрачивают меньше времени на поиск информации, верификацию результатов исследований, анализируют больше информации..

Информационные технологии приводят к созданию «виртуальных» предприятий , т.е. группы производств, объединенных единой информационной системой.

Создание «виртуальных» предприятий сопутствует развитию электронной коммерции - продаже товаров, услуг, валюты, ценных бумаг через Интернет, расчетам электронными деньгами и т.п. Все это находит отражение в новом деловом и психологическом облике работающих - трейдеров, маркетологов и т.п., в появлении новых профессий и видов деятельности.

С развитием информационных технологий будет строиться все больше «умных», «информатизированных» зданий (интеллектуальные здания ), оснащенных современными средствами связи и телекоммуникациями, регулирования температуры и влажности воздуха, шума и т.п.

^ Высокотехнологичные товары

Делятся на «технику высокого уровня» и «технику высшего уровня». В стоимости «техники высокого уровня» доля затрат на НИОКР равна 3,5 - 8,5%, а в стоимости «техники высшего уровня» - более 8,5%.

Проведенные исследования показывают, что в области продаж высокотехнологичных товаров наибольшие успехи, в порядке убывания, достигнуты США, Японией и Германией, в том числе в области продаж техники высокого уровня - Германией и Японией, США, техники высшего уровня - Японией, Германией.

Что же касается России, то ее положение пока еще несопоставимо с развитыми странами. Так, в ^ России в области высоких технологий задействовано лишь 0,1% национальной промышленности, тогда как в США аналогичный показатель - 40%. Доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции - 0,22-0,24 процента, и это притом, что в стране 854 тысячи занятых в науке работников, одна из лучших высших школ и разветвленная сеть научных организаций (почти 3300), часто с уникальной стендовой базой (данные ЦИСН), кроме того, в России сосредоточено 12% ученых мира.

В мировой практике уровень расходов на НИОКР наиболее активных компаний, функционирующих в области информационных технологий и телекоммуникаций, таких как “Microsoft”, “Pfizer”, “Ericsson Telefone”, “Glaxo Wellcome”, “Lucent Technologies”, “Motorola”, “Bell Canada Enterprise” находится на уровне 8,5 - 17% от объема продаж, а крупнейших нефтяных компаний, пользующихся традиционными технологиями - менее 1%.

Помимо указанного выше, высокие технологии характеризуются быстрой сменой взаимозаменяемых направлений разработок отдельных видов продукции и моделей, характеризующихся гораздо большей производительностью, скоростью передачи информации и услуг, а также меньшей стоимостью и снижением цены оказываемых услуг .

Например, оптоволоконная связь дает возможность увеличить в 200 раз число разговоров по сравнению с обычной связью (медный провод). Число транзисторов в расчете на микропроцессор увеличилось с 1 тыс. в 1973 г. до 1 млн. в 2000 г. Соответственно росла производительность и снижалась цена мощности и скорости компьютеров. Так, цена 1 МГц процессинговой мощности уменьшилась с 7681 долл. в 1978 г. до 0,17 долл. - в 1999 г., соответственно цена 1 Мб памяти с 5257 до 0,17, цена пересылки 1 трлн. бит - с 150000 до 0,12.

Вместе с тем, возможности компьютеров на кремниевых транзисторах со временем будут исчерпаны. На смену им придут значительно более производительные компьютеры на квантовых транзисторах и на биочипах.

Высокие технологии отличаются также сравнительно длительным затратным периодом и высоким риском. Это обстоятельство определяет специфику финансирования и стимулирования деятельности нарождающихся компаний. Все это – характерные черты так называемой «новой экономики».

«Новая» экономика - это экономика, базирующаяся на знаниях (Knowledge based economy). Она представляет собой сплав высоких технологий, образования и человеческого капитала. Отсюда следует, что в «новую» экономику целесообразно включать наукоемкое здравоохранение и образование.

Неслучайно в научном бюджете США на 2001 г. доля расходов на развитие национальных институтов здоровья составляла 22%, занимая второе место после расходов на оборону. По некоторым данным, эффект от вложений в медицинские исследования и человеческий капитал, способствующих увеличению активности и долголетия, намного превосходит выгоды, обусловленные информационными технологиями.

Значительны усилия предпринимателей и мирового сообщества для информатизации и «интернетизации» образования. В США в 2001 г. в развитие дистанционного образования был вложен 21 млрд. долл.

В России намечена программа информатизации образования стоимостью 56 млрд. руб., а в качестве первого этапа реализации проекта - компьютеризация сельских школ и создание единой информационной базы стоимостью 1 млрд. руб. Разумеется, это несопоставимо с мировыми масштабами, но, тем не менее, - важный шаг вперед.

Функции высоких технологий


Функция

Реализация функции

1. Рыночная

Обеспечивает лидерство на рынке, преимущества перед конкурентами

2. Связующая

Исполняет роль связующего звена между научным знанием и его использованием

3.Интегрирующая

Координация отдельных производственных процессов

4.Стимулирующая

Совершенствование существующей и создание качественно новой техники и производственных процессов

5.Экономическая

Обеспечение необходимого соответствия между психофизиологическими и технологическими ритмами труда

6.Экологическая

Охрана окружающей среды за счет обеспечения безотходности производства, замкнутого цикла переработки ресурсов

7. Эвристическая

Исследование различных фаз производственных процессов, использование кибернетики, выбор оптимальных вариантов организации производства

8.Прогностическая

Прогнозирование развития науки, техники, производства и их ограничивающих факторов

9. Социальная

Придание труду нового содержания, развивающего работников, требующего от них более высокого уровня знаний, повышающего заинтересованность трудом

10. Политическая

Обладание новыми современными технологиями позволяет стране завоевывать авторитет на мировой политической арене*

*В качестве интегральных показателей сравнения стран используют:


  • технологические возможности страны (technological capability) – характеризует вклад отдельного государства в совокупное промышленное производство;

  • потенциал развития технологии (technology developing potential) – характеризует способность его к созданию новых видов продукции и технологий

        • технические возможности

          • кол-во зарегистрированных патентов;

          • объем торговли технологиями;

          • объем экспорта наукоемкой продукции

        • способность реализовать возможности

          • объем добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности

        • научно-технический потенциал

          • расходы на исследования и разработки;

          • численность исследовательского персонала

        • результативность

          • число патентов, зарегистрированных за рубежом;

          • объем экспорта технологии.

Анализ опыта японских компаний показывает, что именно комплексная реализация всех функций высоких технологий позволяет достичь также и коммерческих высот. К примеру, реализации именно социальной функции высоких технологий приписывается достижение японскими компаниями высокой конкурентоспособности своей продукции за счет обеспечения высокого уровня качества (концепция TQM).

Широкое распространение в мировых масштабах получил бизнес, основанный на продаже технологий. Новые технологии стали товаром, причем очень выгодным. Фирмы, вкладывающие большие средства в развитие техники и технологии, оказываются вовлеченными в два вида деятельности ("два бизнеса "):


  1. основную деятельность, определенную целями своей организации;

  2. не основную научно-техническую деятельность, результатом которой является новая техника и технология, имеющие коммерческую ценность, но часто не связанные с целями организации.
В любом из случаев может быть получена ощутимая прибыль: в первом - от получения преимуществ над конкурентами за счет внедрения новой техники и технологий; во втором - от ее продажи.

Спрос на новые технологии на международном рынке чрезвычайно высок. Доля импорта высоких технологий в общем объеме импортируемой США продукции увеличилась с 9,8% в 1980 году до 23,3% в 1995 году, а доля экспорта продукции высоких технологий увеличилась соответственно с 17,3 до 27,5%.

Существенно возрос и объем ежегодных лицензионных операций, что свидетельствует о растущей экономической роли этого вида деятельности. Причины, побуждающие компании продавать свои технологии, многочисленны и разнообразны. Среди основных журнал "Harvard Business Review" (США) называет следующие:


  • возрастающие издержки на НИОКР и постоянный риск неудачи в исследованиях требуют максимального использования результатов разработок. Иногда полученные результаты не соответствуют профилю фирмы, поэтому лучше их продать, чем осваивать в производстве. Так, например, поступила фирма "Дженерал Электрик", открывшая микроорганизм, "съедающий" нефть;

  • некоторые технологии со временем теряют для фирмы интерес; меняется профиль деятельности, сокращается рынок; хотя производимая продукция защищена патентами, эта защита бывает иллюзорна и гарантий не дает. Пример - торговая война между фирмами "Кодак" и "Поляроид" относительно способа моментального получения фотоснимков;

  • нежелание продавать технологию из-за конкуренции перекрывается боязнью, что кто-то другой продает иную технологию ,и конкуренция все равно возрастет;

  • фирма не располагает средствами для капитальных затрат на новую технологию;

  • компания не может проникнуть на рынок какой-либо страны из-за ограничений импорта;

  • монополии препятствует антитрестовское законодательство . Так, фирма "Xerox" по решению суда вынуждена продавать лицензии на производство копировальной техники.
Однако, продавая свои технологии по тем или иным причинам, компании стараются и в дальнейшем соблюдать свои экономические интересы с помощью целого ряда ухищрений. Так, в практике лицензионных договоров используются разнообразные ограничительные условия. В целом же важнейшие виды "оговорок" можно сгруппировать следующим образом:

  • ограничения на процесс использования предоставленной технологии;

  • ограничения свободы коммерческой деятельности;

  • ограничения в режиме платежей;

  • ограничения на техническую политику реципиента технологии.

Взаимопроникновение «новой» и «старой» экономики, высоких и традиционных технологий подразумевает ускоренное развитие первых. Так, согласно проекту федеральной программы на 2002 - 2010 гг. «Электронная Россия» российский рынок информационных услуг увеличится к 2005 г. в 2 - 3 раза, а к 2010 г. - в 5 - 6 раз. При этом гарантированный заказ на 2002 г. составил 200 млн. долл.

Следует также учитывать, что, несмотря на большие потери в отраслях высоких технологий, в мировых компаниях, характеризующихся высоким уровнем капитализации, на 2000 - 2001 гг. прогнозировался значительный рост прибыли: например, в области беспроводных телекоммуникаций - на 45%, Интернета - на 37%. Эти показатели опережают аналогичные «передовые» показатели компаний таких отраслей «новой» экономики, как производство компьютеров - на 23%, программного обеспечения - на 20%, компьютерного обслуживания - на 17%, а также вырвавшихся вперед отраслей «старой» экономики, в частности бумажной промышленности - на 28%, металлургии - на 24%.

В формировании и развитии высоких технологий важная роль предназначена венчурному капиталу . Широко известные ныне высокотехнологичные компании “Microsoft”, “Intel”, “Apple”, “Computers Compaq” и др. многим обязаны венчурным фондам, так как использовали их капиталы на ранних стадиях развития. Как известно, венчурные фонды инвестируют сформированный ими венчурный капитал путем приобретения акций новых, еще неизвестных компаний, намечающих осуществить рискованные инновационные проекты без гарантированного обеспечения имуществом, сбережениями и прочими активами. Инвестирование венчурного капитала сопровождается как значительным риском и возможными потерями, так и порой невероятным ростом курса акций компаний-эмитентов.

По оценке американских экономистов, в 15% случаев авансированный в рисковые проекты капитал полностью терялся, 25% рисковых фирм несут убытки в течение более длительного времени, чем предполагалось, 30% таких фирм дают весьма скромную прибыль, и лишь в 30% случаев рисковые проекты приносят высокую прибыль , позволяющую в течение срока реализации проекта (3 - 7 лет) многократно перекрыть затраты. Эти же проекты могут дать резкий рост стоимости техноакций за более короткий период.

Справочно :В России венчурный бизнес получил известное развитие. Так, сейчас в стране более 40 венчурных фондов с суммарными активами более 4,3 млрд. долл. В их числе 11 территориальных венчурных фондов, созданных за счет средств ЕБРР. Размер инвестиций этих фондов - от 0,5 до 4,5 млн. долл. (в среднем 2 млн. долл.). Несколько венчурных фондов образовано за счет средств правительств иностранных государств. Так «Американско-российский инвестиционный фонд» “TUSRIF” (The United States - Russia Jnvestment Fund) образован из средств правительства США, деятельность «Инвестиционного фонда Центральной и Восточной Европы» (Jnvestment Fund for Central and Easten Europe) поддерживается правительством Дании.

Другие венчурные фонды сформированы иностранными негосударственными корпорациями и частными инвесторами: “Morgan Stanley Global Emerging Markets”, “Commercial Capital”. Деятельность некоторых венчурных фондов имеет свою специфику: часть средств они вкладывают в обычные, а не рисковые инновационные проекты; часть фондов создана для продвижения иностранных товаров на российский рынок; некоторые фонды созданы для заимствования российских технологий. Тем не менее, в России не следует ожидать быстрого увеличения объемов венчурного финансирования. Это связано с тем, что в стране не развит рынок техноакций, отсутствует слой рисковых инвесторов.

Источники

1 Наука и высокие технологии в России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. коллектива В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. – М.: Наука, 2001. – 636 с.

2 Экономика знаний / В.В. Глухов, С.Б. Коробко,Т.В. Маринина. - СПб.: Питер, 2003. – 528 с.

3 Остапенко В., Витин А. Высокие технологии: перспективы, инвестиции, стимулы //

4 Дмитриев В. Выйти в мир, не пойдя по миру [Электронный ресурс] // - Электронная газета «Поиск» от 10.09.2004 – Режим доступа по адресу www.poisknews.ru – Загл. с экрана.

5 Кулакова Т. Алмазы в масле // газета «Поиск»

Приложение А
^

Номенклатура специальностей научных работников


(по состоянию на 1 июля 2002 года )



Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия. Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале.

Политические и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли научному комплексу огромный, а некоторой части и непоправимый ущерб. Масштаб и глубина кризиса этого сектора превосходят показатели общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, по сравнению с 1991 годом численность занятых исследованиями и разработками уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения в развитие материально-технической базы науки сократились в десятки раз.

Роль и место науки в обществе существенно зависят от уровня развития общественного сознания, информированности населения о возможностях применения результатов научно-технической деятельности для решения социально-экономических задач, а также реально полученных практических результатов такого применения.

Практически по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду не только резкое изменение уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и необходимость изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.

Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в том, что избранный вариант начального этапа реформирования (энергичное перераспределение прав собственности за короткий период – 2-3 года) не опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и технологической поддержки, постоянно отодвигается.

Диапазоном возможной ориентации отечественной науки может изменяться от активной роли науки и инновационной сферы в реформировании экономики до модели локального сопровождения импортируемых технологий образовательного ценза населения. Этот выбор определяется как позицией руководства страны, так и самоопределением научного сообщества в социальном пространстве, а также отношением населения к роли науки, к ученым и их научной деятельности. Промедление с выбором национальной модели науки неуклонно сужает поле возможных решений, прежде всего, за счет исключения из их числа наиболее позитивных, активных и конструктивных вариантов. Если научная общественность ее не построит, а руководство страны своевременно не поддержит, то время и конкуренты на мировых рынках оставят для конструирования отечественной модели экономики и науки лишь менее благоприятные варианты.

Все промышленно развитые страны создали соответствующие их национальных интересам инновационные сферы, позволяющие прежде всего быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии. Фирмы и компании развитых стран получают значительные налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение и начальное тиражирование новшеств (на период до 3-х лет). Это позволяет развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и роста благосостояния своих стран, содействовать гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии.

Алексеева С.Г., Иванова И.Л.

Сегодня принимается как аксиома, что экономическое развитие России уже немыслимо без создания эффективной национальной инновационной системы. Предметом дискуссии являются лишь возможные пути перевода экономики на инновационный путь развития. В сентябре 2011 года президиумом Правительства РФ был одобрен проект Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года «Инновационная Россия 2020». Одни из основных направлений инновационного развития РФ - это образование и наука. Стратегия «Инновационная Россия 2020» - это продолжение проводившейся на протяжении последнего десятилетия политики стимулирования инновационной активности. В рамках реализации этих стратегии заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций. В целом, на сегодняшний день не удалость переломить ряд значимых для инновационного развития тенденций. Не удалость кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций.

Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно. Не удалось решить проблему старения научных кадров, хотя для улучшения ситуация государство предприняло значительные усилия. Ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. Расходы на НИОКР в 2010 году в России оцениваются в 1,04% ВВП, против 1,43% ВВП в Китае, и 2,3% в странах ОЭСР, 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии.

С точки зрения инновационного развития человеческий капитал - одно из важнейших сохраняющихся конкурентных преимуществ у России. Охват всего населения базовым образованием, одно из первых мест в мире по доле населения с высшим образованием (23,4% от численности занятых в экономике, что соответствует уровню ряда ведущих зарубежных стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает уровень таких стран, как Германия, Италия, Франция), высокий уровень высшего образования по естественно-научным и инженерно-техническим специальностям – все это создает основу для выстраивания эффективной инновационной системы. В то же время, ситуация в этой сфере характеризуется рядом негативных тенденций, которые в перспективе могут фактически девальвировать это конкурентное преимущество. В рамках реализации поставленных задач стратегии «Инновационная Россия 2020» планируется значительно повысить ряд показателей инновационного развития в области образования.

Н есомненно, наука является наиболее активным элементом общества, основанного на знании. Науку можно определить как специализированную когнитивную (познавательную) деятельность учёных, которая направлена на получение новых научных знаний о различного рода объектах, их свойствах и отношениях . Однако это не единственное определение науки.

Современные учёные рассматривают науку с точки зрения её трёх основных аспектов:

  • как специфический тип знания;
  • как особый вид деятельности;
  • как социальный институт.

При рассмотрении науки как особого типа знания главным вопросом становится проблема выявления отличительных признаков, необходимых и достаточных для выделения научного знания от результатов иных видов познания, доступных человеку (обыденное знание, искусство, религия, философия, интуиция и т.д.). Зачастую при таком подходе научное знание отождествляется с объективно-истинным знанием, так как научное знание имеет следующие отличительные признаки: определённость, однозначность, системность, точность, предметность, проверяемость, логическая доказательность, теоретическая и/или эмпирическая обоснованность, а также практическая применимость .

Из общего определения науки видно, что она также может рассматриваться как особый вид познавательной деятельности человека. Важно понимать, что у любой деятельности есть цель, предмет и её средства. При рассмотрении науки как специфического вида деятельности, её целью является получение нового научного знания (здесь некоторые авторы отмечают, что новым признаётся знание ранее не известное исследователю, даже если оно известно другим учёным), а предметом становится информация, которая изучается в ходе исследования (как эмпирическая, так и теоретическая) . При этом средствами научной деятельности выступают существующие методы анализа и коммуникации в научном сообществе, которые могут стать инструментами научного исследования.

Процесс научного познания может рассматриваться с точки зрения эмпиризма, теоретизма и проблематизма. Эмпиризм говорит о том, что началом любой научно-познавательной деятельности является фиксация эмпирических данных о происходящих явлениях и существующих объектах . На основе таких данных происходит формирование научных гипотез. Фактически, эмпиризм представляет собой индуктивистскую модель научного познания, которая была практически отвергнута современными философами как несостоятельная. Теоретизм видит начало научной деятельности в общей идее, которая возникает в рамках научного мышления . В рамках этой модели эмпирический опыт выступает как один из способов доказательства теоретических суждений или конкретизации исходной теоретической идеи. Наконец, проблематизм, который получил широкое распространение в современной философии науки, считает научную проблему отправной точкой научной деятельности . При этом научной проблемой может быть и эмпирический, и теоретический вопрос, ответ на который может дать только новая информация.

Наконец, наука может быть рассмотрена как особый социальный институт. Главными проблемами, связанными с функционированием научного общества, являются эффективность регулирования взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством. Обеспечение эффективности этих связей происходит посредством различных инструментов: система законодательных норм, правил и обычаев, система внутренних ценностей и так далее. Система внутренних ценностей научного сообщества получила название «научный этос» . Р. Мертон, например, считал основными ценностями науки универсализм, бескорыстность, коллективизм и организованный скептицизм. Позднее Б. Барбер расширил список этих императивов, добавив эмоциональную нейтральность и рационализм в качестве ключевых особенностей и ценностей науки .

Наука как социальный институт не столько является обособленной системой, сколько представляет собой некую конкурентную среду, которая состоит из многочисленных научных сообществ. При этом интересы этих сообществ могут как совпадать, так и быть диаметрально противоположными. Современная наука представляет собой сложную сеть взаимодействующих друг с другом как государственных, так и частных, как научных, так и коммерческих организаций, и коллективов. Современная наука не только даёт развитие другим сферам общества, но и нуждается в их постоянной поддержке. Такая взаимосвязь обеспечивает эффективное развитие общества в целом.

По аналогии с рассмотрением науки через призму трёх аспектов: знания, деятельности и социального института, рассмотрим взаимосвязь науки и инновационной экономики.

Инновационную экономику зачастую также называют «экономикой знаний». В этом смысле уже из определения этого понятия, очевидно, что этот вид экономики зависит от знаний, а, следовательно, от развития и функционирования науки. В этом случае наука рассматривается как специфический тип знания.

Казалось бы, инновации, как результат научной деятельности человека, должны зарождаться только в научно-исследовательских институтах, но, как известно из эмпирических исследований инновационной деятельности, они берут своё начало и во время производства (усовершенствование технологических процессов), и во время принятия управленческих решений (инновационный менеджмент) и так далее. Следовательно, инновационная экономика не является целиком последствием научной деятельности. Однако научные инновации являются основной, значительной частью наукоёмкой экономики. Рассматривая научную деятельность как часть инновационной деятельности, можно отметить следующие её составные элементы: фундаментальные исследования, прикладные исследования, полезные модели, опытно-конструкторские разработки . При этом, по оценкам экономистов, на фундаментальные исследования приходится около 10% всего объёма научных исследований.

Уже с конца XIX века можно говорить о существовании системы «наука – техника», которая характеризуется связью науки и практической деятельности человека. Инструментами или связующими элементами этого явления являются многочисленные экономические, технологические и институциональные факторы. В современном мире развитие и функционирование науки определяется в первую очередь потребностями общества. В этом смысле наука может рассматриваться и как особый вид деятельности, и как некий социальный институт, входящий в более масштабную систему общества (инновационную, экономическую и т.д.). Наука в современном мире призвана создавать инновации, которые будут максимально эффективно и полно удовлетворять потребности общества.

Одна из особенностей инноваций, упомянутых выше, заключается в том, что они осуществляют мультипликативный эффект на экономику в целом. Сам инновационный процесс можно разделить на две части: научный исследования и разработки и инновационная деятельность. Инновационный процесс представляет собой замкнутый процесс взаимозависимых элементов. При проведении фундаментальных или прикладных исследований происходит развитие инновационной деятельности. И, наоборот, при развитии инвестиционной деятельности при помощи различных инструментов, развиваются (качественно и количественно) и научные исследования. При этом происходит накопление научно-технических знаний, которые, в свою очередь, могут служить основой для дальнейшего развития как научных исследований, так и инновационной деятельности.

Таким образом, не только подчёркивается значительная роль науки в инновационной экономике, но и обратная зависимость этих сфер человеческой деятельности – влияние развития инноваций на науку.

Особенность строения и взаимодействия научных исследований и инновационной деятельности говорит о возможности использования особого механизма стимулирования науки и инноваций. Вложение только в одну из этих сфер приведёт к развитию другой.

Кроме того, можно заметить ещё одну особенность взаимодействия науки и инновационной экономики: этот процесс является двусторонним. С одной стороны, выступают люди и организации, занимающиеся наукой, а с другой – представители производства, в том числе предприниматели. В современном мире стало очевидна необходимость сотрудничества представителей науки и бизнеса. Именно поэтому во многих фирмах есть отделы исследований (НИОКР или R&D), деятельность которых направлена на постоянное совершенствование фирмы. Многие фирмы на конкурсной основе предоставляют гранты на проведение тех или иных исследований в рамках интересующих их тем. В результате этого процесса люди «проникаются» технологическим мировоззрением.

Ещё одной точкой пересечения науки и инновационной экономики является образование. Развитие новых научных методов и технологий ведут к пересмотру образовательных программ: как полном, так и частичном. При этом речь идёт не только о высшем или среднем специальном образовании, но и, в том числе, о курсах повышения квалификации, обучающих кратковременных курсах и семинарах и так далее. Инновационная экономика постоянно нуждается в рабочих кадрах особой, инновационной подготовки. Это подразумевает не только владение специфическими знаниями, но и несколько иное – инновационное мышление. В этом вопросе важно заранее предсказать, какие именно рабочие силы будут необходимы экономике через 4-6 лет (средний срок получения образования). И вновь в этом вопросе встречаются как представители бизнеса, задавая необходимые требования и параметры к компетенциям будущих специалистов, так и представители научной сферы, задача которых состоит не только в создании чего-то нового, но и в подготовке материала курсов и дисциплин с целью обучения будущих поколений.

«Сотрудничество» науки и инновационной экономики происходит и на государственном уровне. Правительства стран управляют денежными потоками внутри страны, а также направляют свои действия на привлечение денег внутрь страны. Инновации – один из способов не только продемонстрировать мощное развитие собственной экономики, но и привлечь инвестиции. Государство вместе с тем выступает гарантом защиты отношений науки и инновационной экономики. Создание законодательства по защите интеллектуальной собственности, выдача патентов и лицензий, защита прав потребителей – всё это гарантирует честную и открытую конкуренцию.

Изучив различные статьи и монографии на тему взаимодействия науки и инновационной экономики, можно прийти к выводу, что понятие «наука» неразделимо связано с понятием «инновации». Первоначально инновации создавались именно в научных лабораториях и институтах. Постепенно с развитием общества и экономики и переходом от индустриального к постиндустриальному периоду развития изменился и характер инноваций. Если раньше с инновациями ассоциировались только коренные изменения в технологии производства продукции, то в наши дни инновационным считаются и новые, ранее неизвестные, услуги, способы и методы управления экономикой, бизнесом или персоналом.

Важно понимать, что инновация – это не любое нововведение, только что придуманное или изобретённое. Это нечто новое (процесс, товар, услуга, инструмент), которое прошло проверку временем и испытание бизнесом – начало приносить прибыль. Например, многие крупные фирмы приветствуют и иногда даже денежно поощряют так называемую программу «кайдзен» – японский принцип работы, заключающийся в постоянном самоанализе и самосовершенствовании.

Взаимодействие инноваций и бизнеса, а также бизнеса и науки часто рассматривается как два отдельных вопроса. Но их можно рассматривать и как единый процесс. Происходит взаимное влияние науки и инноваций, а бизнес в этой структуре является векторной и в то же время движущей силой: задаёт направление развития и финансирует исследования. Для предпринимателей важно сократить свои расходы с целью многократного увеличения прибыли. Поэтому они готовы финансировать некоторые действительно важные для них проекты в области изучения (создания или исследования) инноваций. Такие проекты могут проводиться как в рамках структурных подразделений компаний, так и путём проведения конкурсов на финансирование научных исследований (выдача грантов). Аналогичным образом государство может стимулировать развитие науки и инноваций для повышения конкурентоспособности страны в целом.

Характерной чертой инноваций является их огромнейший мультипликативный эффект не только на экономику, но и на другие сферы общества. Введение, каких бы то ни было, инноваций – будь то экономических, технологических или социокультурных – ведёт к появлению инноваций и в других сферах. Например, создание новых технологий по очищению продуктов сгорания приведёт к улучшению экологической ситуации, созданию новых рабочих мест – заводов, производящих очищающие приборы, созданию курсов повышения квалификации по обучению навыков пользования новым оборудованием и так далее.

Что же касается роли науки в инновационной экономике, то здесь нужно оценить степень влияния науки на развитие каждого из видов инноваций. К сожалению, в настоящее время нет статистики, позволяющей говорить о том, сколько инноваций буквально «вышло» из научных институтов и лабораторий, а сколько – были придуманы и введены на практике во время технологического процесса производства товаров и услуг. В настоящее время статистика инновационного развития стран в основном оценивается количеством выданных и полученных патентов.

Однако на теоретическом уровне можно предположить следующую степень влияния науки на инновационную экономику:

  1. Технологические инновации. Около 60% таких инноваций разрабатывается учёными, затем проверяется на практике. Первоначально здесь можно говорить о создании изобретений или новаций. После внедрения их непосредственно в производственный процесс, они становятся инновациями.
  2. Экономические инновации. В большинстве своём (около 90-95%) разрабатываются учёными на теоретическом уровне. Экономическая наука отличается тем, что экономические теории основаны на наблюдении и изучении экономических процессов, происходящих на практике. Остальная доля экономических инноваций приходится на введение инноваций первоначально на практике.
  3. Социокультурные инновации. В основном полностью зависят от появления инноваций в других сферах хозяйственной деятельности человека. Разрабатываются в большинстве своём (80-90%) на теоретическом уровне, особенно если говорить о создании новых нормативно-правовых актов, образовательных программ и т.п. С точки зрения появления социокультурных инноваций на практике можно говорить об изменении традиций и обычаев, начиная с исторического развития общества, заканчивая недавними нововведениями (например, изменениями в деловом этикете и т.д.).

В рамках изучения многочисленных исследований в области науки и инновационной экономики, можно прийти к выводу, что развитие науки должно соответствовать требованиям общества. Как было отмечено ранее, в экономике знаний векторной силой экономического развития в первую очередь является спрос: информация, знания или нововведения должны быть востребованы обществом, иначе они являются бесполезными и экономическими неэффективными . В связи с этим очевидно, что неверная структура научного сообщества или национальной инновационной системы может серьёзно повредить экономическому росту как отдельно взятой организации, так и страны в целом. Поэтому важно не только эффективно стимулировать и финансировать научно-исследовательскую деятельность, но и использовать механизмы и инструменты, позволяющие быстро перестраивать направленность научных исследований под нужды общества.

Важно понимать, что предпринимательство ориентировано на производство сегодняшних товаров и услуг, прикладные исследования – на создание новых технологий, с помощью которых возникнут новые продукты только «завтра», а фундаментальная наука создаёт знания, на основе которых «завтра» прикладная наука создаст технологии, а «послезавтра» бизнес произведёт новый товар или услугу . Фундаментальные научные исследования в масштабах страны обычно регулируют государство и национальная академия наук. Коммерческие фирмы часто регулируют прикладные исследования, которые проводятся как внутри фирмы (в рамках подразделений НИОКР), так и путём заказа необходимых разработок в научно-исследовательских институтах. Главная цель этих регулирующих органов заключается в правильном прогнозировании и предвидении «послезавтрашних» нужд экономики и общества. Ошибка в прогнозе или задержка в переключении вектора научных исследований может сильно тормозить экономическое развитие, особенно в экономике, основанной на знаниях.

1. В наше время наука уже не только дисциплинарно упорядочена, но и социально организована. Она приобрела статус социально-значимого института как системы, упорядочивающей познавательно-исследовательскую и прогностическую деятельность ученых. А это означает что она, став социальным институтом со сложной иерархической структурой, определяет совокупную творческую деятельность научных союзов и объединений ученых, государственных органов и учреждений, общественных организаций и фондов. В них и через них осуществляется целенаправленная исследовательская и прогностическая деятельность научных кадров в целях получения нового достоверного знания о саморазвитии мира, общества и самого человека. Одновременно наука, как социальный институт решает и такие задачи, которые воздействуют на культурные, политические, социально-экономические, юридические и иные процессы в общественной жизни.

Роль и значение современной науки, как особо уникального социального института заключается в организации системного познания разных объектов вселенной: процессов и явлений природы, общества и человека. Их уникальных свойств, многообразных связей и отношений, законов и закономерностей в интересах социально-культурной жизнедеятельности людей. Таким образом, современная наука, будучи реальным фактором общественного саморазвития, добивается укрепления функции ведущей производительной силы общества.

2. Развитие науки, как строго познавательной, просветительно-образовательной деятельности исследователей сопровождалось появлением новых форм и видов её социально-культурной институционализации, связанный с возникновением международных организаций научных исследований и новейшими способами коллективного распространения новых знаний среди широкой общественности. Именно тогда стали динамично складываться первые научные общества, академии, университеты, школы и союзы ученых как структурные единицы социально-культурного института.

В 973г.в Каире был основан первый университет берущий начало от платоновской Академии и аристотелевского Ликея. Спустя некоторое время и в Европе открылись первые университеты: Болонии (1088), Оксфорде (1168), Париже (1200), Кембридже (1209) , Падуе (1222), Тулузе (1229).

В середине XVII века идеи научного общества получают широкое распространение. В 1660 г. было создано Лондонское королевское общество, 1666г – Парижская академия наук, в 1700г. – Берлинская академия наук, в 1724 г. – Петербургская академия и др.



В наше время наука объединила ученых мира в профессиональные союзы, объединения и общества, в исследовательские труппы, лаборатории, институты и университеты. При этом они свою научно-исследовательскую деятельность проводят и на национальном, и на международном уровне. Наука сегодня стала представлять собой мощную интернациональную отрасль по целенаправленному изучению мира и жизни на Земле, по производству новых знаний о них, обладая огромной материально-технической базой с высокоразвитой системой связей и коммуникаций.

Сегодня наука, превращаясь в один важнейших социальных институтов созидательной жизнедеятельности всего человечества, представляет ему все необходимое для культурно-интеллектуального развития людей. Она занимает теперь первостепенное место и среди других социальных институтов культуры. Что касается видов и форм взаимосвязи с ними, то они настоятельно требуют скрупулезного изучения, критического переосмысления и недооценки роли и значения науки в общественной структуре жизни. Потребность в комплексном исследовании её как нынешнего, так и будущего состояния. Причем, важнейшее значение в оценке роли и значении науки в современном обществе имеют культурологические цели и новые технологии научно-познавательной и прогностической деятельности, посредством которых реализуется её преобразовательное назначение в истории человечества.

Научная коммуникация - совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов. Массированное изучение научных коммуникаций социологами, психологами, специалистами по информатике и др. в конце 1950-х - начале 1960-х гг. было связано с поиском возможности интенсифицировать исследовательскую деятельность, справиться с так называемым «информационным взрывом», удовлетворить отчетливую потребность в организационной перестройке американской науки в послевоенных условиях.
При этом коммуникационную интерпретацию получили практически все информационные процессы, происходящие в современной науке, начиная с массива дисциплинарных публикаций и важнейших информационных собраний и кончая личными контактами ученых.



Изучение коммуникаций в науке имело большое методологическое значение, так как в них удалось свести в единую картину данные, полученные в ходе эпистемологических, социологических, информационных и социально-психологических исследований.

3. Анализ современной научно-технической политики наиболее развитых в экономическом отношении стран убедительно свидетельствуют о том, что всемирное укрепление взаимосвязи между наукой, производством, и социальной жизнью является не просто одной из главных задач государственной политики этих стран, но составляет сущность функционирования нового типа экономики, созданной в этих странах за последние 20 лет инновационной эпистемологии. Инновационная экономика это не просто экономика, использующая достижение науки в своем развитии, а такая экономика, в которой интеллектуальный капитал составляет основную долю стоимости фирм, подавляющего большинства отраслей национальных экономик. В инновационной экономике именно научные знания обеспечивают основной прирост национального валового продукта. Структура интеллектуального потенциала фирм включает в себя следующие основные компоненты: 1) Вложение в НИОКР; 2) вложение в человеческие ресурсы; 3) торговая марка, лицензии, патенты, ноу-хау, 4) квалификация менеджмента; 5) корпоративная архитектура; 6) корпоративная культура; 7) корпоративная этика.

Эти многообразные составляющие интеллектуального потенциала получают соответствующие рыночные признания и оценку. Об этом убедительно свидетельствует изменение структуры биржевого индекса Доу-Джонса.

Роберт Солоу, профессор Массачусетского технологического института - одного из ведущих исследовательских университетов США, лауреат Нобелевской премии по экономике (1987г.) в своих работах доказал
что экономический рост Америки, по меньшей мере, на 50 % обеспечивается не наращиванием таких традиционных факторов, как труд и капитал, а достижениями НТП. Инновации обрели характер каскадов. Инновационный цикл начинается не с производственных технологий и рыночных товаров, а с фундаментальных исследований. Исходным этапом инновационного цикла является фундаментальное открытие.

Второй этап цикла нововведений - прикладная наука. На этом этапе выполняется возможность и целесообразность использования фундаментального результата в практической сфере, выполняются разработки макетов, опытных образцов, проводятся их испытания, коррекция, новые испытания и в конце концов возникает прототип изделия, с помощью которого уже можно оценить его рыночные перспективы.

Далее следует третий этап – конструирование, конструктивная доработка прототипа, превращение его в товарный образец, параллельно с этим идут маркетинговые исследования – и в итоге изделие поступает на рынок. Под изделием в данном случае имеется в виду любой вид товара – промышленный, сельскохозяйственный, сферы услуг.

Сегодня на характер инновационного цикла значительное влияние оказывают глобализация науки, экономики, информационных процессов, функционирование сети Интернет, транснациональный характер многих явлений. С учетом этих обстоятельств, страны и фирмы занимают свои ниши в соответствии со своими возможностями. При наличии собственной сильной фундаментальной и прикладной научной базы гарантия конкурентоспособных идей и разработок неоспорима, что является необходимым условием восприятия идей, появившихся во внешнем мире.

Сравнение научно-технической политики современных развитых стран показывает, что, несмотря на имеющиеся национальные особенности, существует целый ряд общих, универсальных закономерностей её эффективного существования. К их числу относятся:


См. «Национальная философская энциклопедия» http://www.terme.ru/

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

Основы философии науки / под ред. проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. -М.: 2005, С. 40

К. Маркс, Энгельс Ф. Соч. Т.46 ч II/ c.212

Философия науки/под.ред. С. А. Лебедева - М.: Академический проект, 2006 -736 с. С.8.

Основы философии науки/ В. П. Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс.2010-с.25

Попович М. В. , Садовский В. Н. Теория: Философская энциклопедия. 1970. Т.5.с.205



Что еще почитать