Эффект возникающий при покушении на вашу самооценку. Снижение самооценки: причины и пути решения проблемы. Постоянные сравнения губительны для самооценки

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду расскажи,

Кто на свете всех милее...

Кто, глядя на себя в зеркало, не задавал себе подобный вопрос? Только вот ответы на него у всех разные. Они, как правило, показывают уровень нашей самооценки.

Самооценка - это комплекс установок человека, относительно своих внутренних качеств, внешности, достоинств и недостатков. Проще говоря, самооценка - это то, как человек относится к самому себе. Не секрет, что уровень самооценки сильно влияет на жизнь человека. От этого в большой степени зависит его социальный статус, уровень материального достатка, личная жизнь, отношения с друзьями.

Самооценка может быть:

  • заниженная;
  • нормальная;
  • завышенная.

Сегодня мы поговорим о первом варианте - снижении самооценки - как факторе, который встречается в социуме намного чаще, чем следующие два. И негативно влияет на жизнь человека.

Человек с заниженной самооценкой проявляет лишнюю самокритику и чувствителен к критике окружающих, нерешителен, хочет всем угодить, склонен к чувству вины.

Как формируется самооценка

С раннего детства мы учимся воспринимать мир и себя в нем. В этом нам помогает личный опыт - тактильные ощущения, вкусовые, то, что мы видим или слышим. Но оценку всему происходящему дают наши близкие - родители, бабушки, дедушки. Именно от них ребенок узнает, что такое «хорошо» и «плохо». И в каких ситуациях он «хороший» или «плохой». Именно отсюда, с детства и берет свое начало множество взрослых комплексов.

На приеме - молодая красивая девушка 25 лет. Рассказывает, что у нее не складываются отношения с мужчинами. Ей ни с кем не удается познакомиться, а если и знакомится, то в серьезные отношения это не переходит. Из поведения девушки видно, что она очень застенчива, не верит в себя и считает себя непривлекательной.

В ходе работы выяснилось, что в детстве отец ее очень сильно критиковал и поучал на каждом шагу - за плохие отметки, за юбку, которая, по его мнению, была некрасива и т.д.. Таким образом, он приучил дочь к мысли, что она не может выглядеть красивой в глазах мужчины.

Вместо того, чтобы говорить ребенку: «твой поступок нехороший», родители, не задумываясь, говорят: «ты не хороший», или «плохой», «невоспитанный», «некрасивый». Веря своим родителям, ребенок принимает данные установки и проецирует их на другие жизненные ситуации. В результате становится замкнутым, необщительным, скованным, неуверенным в себе.

Но, кроме детских комплексов, существуют и другие факторы, способные снизить самооценку человека.

Самооценка мужчины

Ее могут понижать такие факторы, как отсутствие престижной работы или собственного бизнеса, маленькая зарплата. То есть, материальная нестабильность. Мужчине, кажется, что из-за этого он не может быть полноценной опорой для семьи.

Дела интимные. Количество партнерш, умение их удовлетворить в постели, продолжительность полового акта, - еще один очень весомый пункт, который может влиять на мужскую самооценку.

Критика со стороны жены. Мужчины хотят чувствовать от своей половинки поддержку, соучастие, слышать похвалу, быть понятым и принятым. Но часто им приходится слышать упреки в свой адрес, критику, сталкиваться с агрессией, беспочвенной обидой и, как следствие, - скандалами в семье. Это все очень сильно бьет по мужской самооценке и снижает ее.

Низкая самооценка мужчины может вылиться в депрессию и тревогу. Которые, в свою очередь, приводят к страху и гневу. Из-за этого мужчина может пристраститься к принятию алкоголя или наркотиков.

Самооценка женщины

Как известно, у абсолютного большинства женщин на первом месте стоит внешность. Именно критические оценки своего внешнего вида - один из верных признаков снижения самооценки. Довольная собой и уверенная в себе женщина знает: она прекрасна всегда. А если есть что-то лишнее, она его уберет в спортзале или косметологическом кабинете. Но совершенно спокойно.

Этот комплекс могут провоцировать или усиливать социальные сети. Так, английские ученые установили, что социальные сети негативно влияют на женскую самооценку. Некоторые представительницы прекрасного пола проводят в них очень много времени. Листая френдленту, они сравнивают себя и свою жизнь с другими женщинами и делают позитивные выводы не в свою сторону. Это явление назвали самоовеществлением.

Неумение принимать знаки внимания и комплименты. Красивые слова в свой адрес приятно слышать каждой женщине, но неуверенные в себе представительницы прекрасного пола при этом стесняются, жеманничают. Всем своим видом как бы говоря: «я этого не достойна».

Неудачи в отношениях с мужчинами. Развод - еще одно обстоятельство, которое очень сильно «бьет» по женской самооценке. Ей начинает казаться, что она не состоялась как женщина и жена. Что должна была сохранить семью и не сумела.

На приеме - женщина 35-ти лет. Рассказывает, что после развода с мужем не может снова наладить личную жизнь. Сам процесс развода проходил очень бурно, с обоюдными упреками и обвинениями. Хотя женилась пара по любви. От брака у женщины есть дочь. И с одной стороны она понимает, что ей нужна семья, а ребенку - отец. Но знакомиться с мужчинами она не может.

«Понимаете, доктор, я думаю, что уже не привлекательна для мужчин. Ведь от меня уже раз отказались. К тому же, я теперь знаю, что меня могут предать».

После кропотливой работы со специалистом женщине удалось справиться со своими страхами и снова почувствовать себя уверенной и привлекательной.

Кроме этого, существуют и другие причины снижения самооценки, характерные как для мужчин, так и для женщин. Ими могут стать:

Жизнь в негативном окружении. Некоторым людям характерна привычка жаловаться на окружающих, вместо того, чтобы взять ответственность за свою жизнь на себя. Общение с такими людьми порождает неуверенность в своих силах.

Сравнение себя с другими людьми. Нет двух совершенно похожих людей, соответственно и результаты их деятельности нельзя сопоставлять. Но такие действия приводят к грусти, недовольству собой, самокритике, что прямо влияет на уровень самооценки человека.

Постановка слишком высоких целей и приоритетов , когда они несоизмеримы ни в плане времени, ни ресурсов. Очень часто, планируя свою жизнь, люди ставят настолько нереальные цели, что потом, не добиваясь их, разочаровываются в себе. Как следствие у некоторых, самооценка настолько снижается, что они вообще перестают ставить перед собой какие-либо задачи.

Критика окружающих относительно внешности человека, его интеллекта, любых его достижений или высмеивание неудач приводит к пониженной оценке себя. Человек становится замкнутым и перестает как-либо проявлять себя.

Что делать?

Сниженная самооценка - проблема довольно глубокая. Как видите, ее может спровоцировать целый ряд психологических реакций. Конечно, в интернете есть множество информации на эту тему и очень часто хороших рекомендаций. Как и в книгах.

Но разобраться в этом самому очень сложно. К тому же, вряд ли книга сможет заменить живое общение и специалиста, который работает именно с вами. Поэтому, лучшим выходом из ситуации будет обратиться к психологу или психотерапевту. Он поможет:

  • понять когда и где произошел «сбой» в системе личностных ценностей и оценки себя;
  • проработать негативный жизненный опыт, который стал причиной снижения самооценки;
  • научиться другим вариантам поведения с людьми, которые пытаются вас критиковать, осуждать;
  • выровнять эмоциональный фон по отношению к себе и стабилизировать самооценку.
Как видите, если понять проблему, с ней можно справиться. Начните новую жизнь и посмотрите на себя по-новому.

Испортить себе настроение не такая сложная задача, однако портить себе настроение нужно уметь. У нас есть семь способов, которые научат вас делать это профессионально. Страдайте с удовольствием!

Как испортить себе настроение:

  1. Первый способ. Разминка. Если вы когда-нибудь были на тренинге по командообразованию тимбилдингу - представьте, какими качествами бы вам хотелось обладать. А теперь подумайте, какие из них проявляются у вас в меньшей степени. Готово! Страдайте!
  2. Второй способ. Подсчитайте все свои недостатки. Напишите их на листочке и прочитайте несколько раз, сначала от начала до конца, а потом наоборот. Вы только подумайте, как их на самом деле много! Вы совершенно неидеальны! Страшно представить, какого мнения о вас окружающие, вдруг они все это замечают! Готово! Страдайте!
  3. Третий способ. Какими словами вы «покрываете» себя, когда какая–то миссия провалена?! Как можно чаще повторяйте их, чтобы не забыть! А если не получается забыть, то сердитесь на себя за это, будьте недовольны собой. А еще вдобавок к этому вспомните, как вас когда – то давно ругали родители. Теперь представьте, что вы еще тот же ребенок. Можете повторять для достижения идеального результата! Готово! Страдайте!
  4. Четвертый способ. Вспомните вообще не симпатичных людей, а теперь представьте, что они могут говорить и думать о вас. Представьте, что вы им так же неприятны, как и они вам. Безоговорочно согласитесь с их мнением. Почувствуйте себя ущербным. Готово! Страдайте!
  5. Пятый способ. Вы – родитель. Попросите малышей сделать что–либо. Скажите своим чадам, что они совсем не делают то, о чем вы их просите. Упрекайте их в этом. Вспомните семьи, с которыми вы дружны, у которых дети – «ангелочки», любят и уважают родителей, потому что делают все с первого раза. Теперь поймите, что вы никчемны, вас даже собственные дети не уважают. Готово! Страдайте!
  6. Шестой способ. Давно вы не обращали внимания на своего мужа (жену)! Надо непременно заняться своей второй половинкой. Вспомните, что вы просили сделать ее, а ваша половинка была равнодушна к этим просьбам. Отметьте для себя желание, с которым ваша вторая половинка ходит к друзьям, в клубы, бары, сидит в Интернете. Вот вам еще один повод к тому, чтобы почувствовать свою никчемность и одиночество. Не выходите из этого состояния ни под каким предлогом, даже если ваша вторая половинка упорно крутится вокруг вас. Готово! Страдайте!
  7. Седьмой способ. Никогда нельзя никому рассказывать о том, чего бы вы хотели, что вам нужно! Они просто обязаны понимать это, только посмотрев в ваши глубокие и выражающие это глаза. Если человек ну совсем не понимает этого, то делайте ему различные намеки: можно подмигивать, улыбаться, или вообще обижаться и разговаривать с ним из–за этого. Выпрашивайте жалость у самого себя к самому себе же. Жалости нужен постоянный уход! Готово! Страдайте!

Самооценка не дается при рождении, она формируется со временем, когда человек взрослеет и начинает мыслить сознательно. А вот какой именно она будет, зависит от огромного количества факторов - жизненного уклада, культуры воспитания, круга общения, уровня образованности и даже генетической предрасположенности.

Рис. 5 привычек, которые убивают самооценку

К счастью, самооценка может подвергаться изменениям в ту или иную сторону. Как правило, ее пытаются повысить. А наличие некоторых привычек способно существенно помешать в достижении такой цели. Какие же это привычки?

1. Негатив снижает самооценку

Пересказ в подробностях «ужасных» историй способствует снижению самооценки. Вместо позитивных новостей, которые повышают настроение, люди постоянно предоставляют окружающим негативную информацию. Мало того, что это вызывает чувство угнетения, так еще и фокусирует сознание на отрицательной стороне жизни. С такими «рассказчиками» люди, наверняка, не будут искать общения, ведь они сеют смятение в душе собеседников. А недостаток общения, как известно, не способствует поддержанию самооценки на должном уровне.

2. Постоянные сравнения губительны для самооценки

Регулярно сравнивая себя с другими, люди попадают в так называемую «западню». Кажется, что сравнение своих жизненных достижений с общепринятыми мерками успешности не должно снижать самооценку, а, наоборот - воспитать в человеке соревновательный дух. Но, как показывает практика, все-таки снижает! С чем же это связано? Дело в том, что, когда процессы сравнения занимают центральную позицию в жизни человека, любая его деятельность сводится к тому, чтобы сравнить себя с другими людьми, чаще всего более удачливыми, более красивыми, более умными…

3. Самооценку снижает игнорирование оттенков

Занижению самооценки способствует и привычка, заключающаяся в окрасе жизненных событий только в черно-белую цветовую гамму. Любые, даже самые несущественные оттенки, просто отсутствуют. Люди мыслят так: «Выполнить какие-либо действия можно или блестяще, или крайне неудачно». У них нет оценки «золотая середина», «не плохо и не хорошо», «никак». Они склонны мыслить крайностями. Так нельзя, ведь это губит самооценку на корню. В мире нет идеальных людей, каждый совершает ошибки!

4. Излишние извинения негативно влияют на самооценку

Извиняться нужно, например, тогда, когда Ваши действия послужили почвой для создания дискомфорта другому человеку, либо, если это привело к развитию негативных последствий для окружающих. А некоторые приносят извинения по поводу и без повода, даже, когда они не могли предвидеть развитие негативных событий или как-то повлиять на результат. Что происходит в этом случае? Человек начинает чувствовать себя некомпетентным и необязательным. Кроме того, он ощущает, как над ним нависает некая психологическая «дань».

5. Забота о себе рассматривается в самую крайнюю очередь

Социум хорошо относится к тем, кто способен ставить чужие интересы на первое место. Но, к сожалению, такие люди часто становятся заложниками своей добродетели. В первую очередь, страдает их самооценка. У них начинают появляться мысли о том, что они, в сравнении с другими, являются менее значимыми. Также самоотверженность - , которые скрываются глубоко в душе. Щедрость и доброта, несомненно, прекрасные качества. Но в крайнем своем проявлении они способны значительно снизить самооценку.

Наверное, многие зададутся вопросом, в чем же секрет успешности. Если подумать и углубиться в психологию, можно понять, что всегда могут контролировать уровень своей самооценки, анализируя внешние и внутренние факторы. Избавляйтесь от описанных привычек, и тогда Вы увидите, как

Зыком ты пользуешься? Какие мысли проносятся у тебя в голове? Эти привычки легко изменить, а со временем это приводит к тому, что ты становишься более уверенным, мыслящим более позитивно человеком.

Постоянно занижаешь свою самооценку ? Каким языком ты пользуешься? Какие мысли проносятся у тебя в голове? Эти привычки легко изменить, а со временем это приводит к тому, что ты становишься более уверенным, мыслящим более позитивно человеком.

Низкая самооценка не появляется сама собой при рождении. Она развивается со временем, по мере того, как мы воспринимаем отрицательные послания извне и позволяем им влиять на наше поведение. Каков же конечный итого этих плохих привычек? Мы теряем способность осознавать значение и ценность самих себя.

Чтобы обрести более здоровый уровень самооценки , необходимо стать лицом к лицу с отрицательными привычками и предпринять сознательные усилия по их замене на более позитивные шаблоны поведения.

Некоторые отрицательные привычки, убивающие самооценку, легко заметить. Например, если человек постоянно принижает сам себя, то легко провести связь между таким поведением и низкой самооценкой этого человека. Однако другие отрицательные привычки не столь очевидны. Мы как-то писали о простых способах, как поднять самооценку, но давайте взглянем на 5 привычек, которые приводят к низкой и неадекватной самооценке .

Итак, вот они убийцы самооценки, эти 5 привычек, которые убивающих самооценку:

Привычка #1 – «Думать о себе в последнюю очередь»

Общество одобряет людей, которые не эгоцентричны и с готовностью ставят нужды других превыше своих. Такой тип самопожертвования можно назвать замечательным, однако, в своем крайнем проявлении это зачастую приводит к ужасным последствиям. Человек начинает думать, что он или она не столь значителен, по сравнению с другими.

Это также может привести к возникновению чувства обиды. Доброта и щедрость – это действительно замечательные черты характера, однако опять же, в крайнем своем проявлении они могут подорвать вашу самооценку. Если вы постоянно склонны думать о нуждах других, забывая о своих, то вам стоит найти способ уделить время и внимание самому себе.

Привычка #2 – «Излишние извинения»

Стоит извиниться, если ваши действия послужили причиной неудобства для других или привели к непредвиденным последствиям. Однако, если человек начинает извиняться за те события, над которыми он был в действительности не властен, то это может навесить на него тяжелую психологическую дань.

Извиняться за других или за положение вещей в мире в целом сродни принятию личной ответственности за отрицательные события,

Привычка #1 – «Думать о себе в последнюю очередь»

к появлению чувства вины и уничтожает самооценку человека.

Если вы обнаруживаете свою склонность к извинениям за то, в чем вы не участвовали, то стоит рассмотреть новые возможности выражения своего сочувствия или эмпатии (сопереживания), не принимая при этом на себя о

Привычка #2 – «Излишние извинения»

ычка #3 – «Игнорирование оттенков»

Люди с низкой самооценкой зачастую раскрашивают мир в черно-белые цвета. Оттенков очень мало, практически нет. Действие, по их мнению, может быть либо успешным, либо провальным. Кто-то либо делает что-то правильно, либо совершенно неверно.

Однако в мире редко что происходит идеально. Люди, склонные делить мир на точные категории, обнаруживают, что они осуждают практически каждое свое действие, считая его неадекватным, так как оно не соответствует их стандартам идеальности.

Если же вы открыты к большему числу возможностей и вариантов, то это приводит к появлению более открытого образа мышления, при котором ваша самооценка может начать процветать.

Если вы убеждены, что событие можно отнести к категории «А» или «Б», то уделите немного времени тому, чтобы исследовать альтернативные возможности, посмотрите на ситуацию под другим углом.

Привычка #4 – «Постоянные сравнения»

Люди с низкой самооценкой зачастую попадают в западню постоянного сравнения себя с другими. Идея того, чтобы измерять собственные успехи с помощью внешнего ориентира, кажется не должна вызывать проблем, но вызывает. Когда процесс сравнения занимает центральное место, тогда любая деятельность сводиться к простым измерениям.

Вместо того, чтобы наслаждаться жизнью самой по себе, люди, склонные к постоянным сравнениям себя с другими, проводят свое время в выяснении того достаточно они «хороши» или нет. Временами, эта привычка может серьезно ограничить развитие здоровой самооценки.

Если вы практически в любой ситуации беспокоитесь о том, как вы «вписываетесь в общую картину», то вам стоит подумать о других способах приобретения опыта.

Привычка #5 – «Грустные истории»

Люди с низкой самооценкой зачастую занимаются подробным пересказыванием ужасных историй другим людям. Вместо того, чтобы делиться позитивными новостями и информацией, они рассказывают басни о раздорах, трудностях и проблемах.

Это не только наносит вредное воздействие на самооценку самого человека (ведь он фокусируется на отрицательной стороне событий), но и делает менее вероятным то, что другие люди будут искать возможности пообщаться с подобным рассказчиком. А снижение уровня общения, как вы понимаете, также делает свой вклад в снижение уровня самооценки.

Если вы постоянно рассказываете ужасные истории, то вам стоит пересмотреть свой выбор тем для общения. Отрицательные привычки, которые приводят к низкой самооценке, проявляются в различных формах. Одни очевидны, другие – нет. Обнаружить эти привычки и встать перед ними лицом к лицу – это неотъемлемая составляющая для развития высокой самооценки.

Если у вас проблемы с самооценкой, обратите внимание на то, как, казалось бы, безвредные шаблоны поведения могут создать отрицательный взгляд на мир. Изолируйте их и сознательно избавьтесь от них, заменяя на более психологически здоровые альтернативы.

Самооценка – это очень подвижная составляющая психики человека, поэтому мы всегда обладаем способностью изменить ее в лучшую сторону. Даже самые уверенные люди с высокой самооценкой могут испытывать провалы, подвергая свою самооценку серьезному удару.

В чем же отличие успешного человека? В том, что он сознательно может управлять уровнем своей самооценки, изменяя или переосмысливая внешние события и факторы.

Единственное, что мешает нам достичь предела своих возможностей, - наши собственные мысли. Мы сами себе худшие враги.

Обычно процесс образно представляют как неспешный подъём по лестнице, шаг за шагом. На самом деле он состоит из скачков и больше похож на прыжки между этажами на батуте. В моей жизни такие скачки происходят из-за изменений в самом образе мышления: я оглядываюсь назад и оцениваю всю картину в целом, меняю своё отношение к чему-то. К слову, такие моменты случаются нечасто, они разбросаны по времени.

Чтобы справиться с обрушивающимся на наш мозг потоком информации и внешних раздражителей, мы неосознанно начинаем думать шаблонно и пользуемся эвристическими, интуитивными методами решения задач.

Писатель Эш Рид (Ash Read) сравнил эвристику с велодорожкой для ума, которая позволяет ему работать, не маневрируя между автомобилями и без риска получить удар. К сожалению, большинство, которые, как нам кажется, мы принимаем полностью обдуманно, на самом деле принимаются неосознанно.

Большая проблема заключается в том, что мы думаем в соответствии с эвристическими шаблонами, оказавшись перед важным выбором. Хотя в этой ситуации, наоборот, необходимо глубокое обдумывание.

Самые вредные эвристические шаблоны - это, которые мешают нам увидеть путь к изменениям. Они меняют наше восприятие реальности и подталкивают нас к долгому подъёму по лестнице, когда нам нужен трамплин. Мы предлагаем вам список из пяти когнитивных искажений, которые убивают вашу решимость. Их преодоление - это первый шаг к переменам.

1. Предвзятость подтверждения

pressmaster/Depositphotos.com

Только в идеальном мире все наши мысли рациональны, логичны и непредвзяты. В действительности большинство из нас верит в то, во что хочет верить.

Вы можете назвать это упрямством, но у психологов есть другой термин для этого явления - «предвзятость подтверждения». Это склонность искать и интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить идею, которая вам близка.

Приведём пример. В 60-х годах доктор Питер Уосон (Peter Wason) провёл эксперимент, в котором испытуемым показали три числа и попросили отгадать правило, известное экспериментатору и объясняющее эту последовательность. Это были числа 2, 4, 6, поэтому испытуемые часто предлагали правило «каждое следующее число увеличивается на два». Чтобы подтвердить правило, они предлагали свои последовательности чисел, например 6, 8, 10 или 31, 33, 35. Вроде всё верно?

Не совсем. Только один из пяти подопытных догадывался о настоящем правиле: три числа в порядке увеличения их значений. Обычно студенты Уосона высказывали ложную идею (всякий раз прибавлять два), а затем проводили поиски только в этом направлении, чтобы получить доказательства, подтверждающие их предположение.

Несмотря на кажущуюся простоту, эксперимент Уосона говорит многое о человеческой природе: мы склонны искать только ту информацию, что подтверждает наши убеждения, а не ту, что опровергает их.

Предвзятость подтверждения присуща всем, в том числе и врачам, политикам, людям творческих профессий и предпринимателям, даже когда цена ошибки особенно велика. Вместо того чтобы спрашивать себя, что мы делаем и почему (это самый важный вопрос), мы часто впадаем в предвзятость и слишком сильно полагаемся на начальное суждение.

2. Эффект якоря

Первое решение не всегда лучшее, но наш ум цепляется за начальную информацию, которая буквально завладевает нами.

Эффект якоря, или эффект привязки, - это склонность сильно переоценивать первое впечатление (якорную информацию) во время принятия решения. Это ярко проявляется при оценке числовых значений: оценка склоняется в сторону начального приближения. Проще говоря, мы всегда думаем относительно чего-то, а не объективно.

Исследования показывают, что эффектом якоря можно объяснить всё что угодно, начиная от того, почему вы не получите желаемую (если вы изначально попросите больше, то и окончательная цифра будет высока, и наоборот), и заканчивая тем, почему вы верите в стереотипы о людях, которых видите впервые в жизни.

Показательно исследование психологов Муссвайлера (Mussweiler) и Страка (Strack), которые продемонстрировали, что эффект закрепления работает даже в случае с изначально неправдоподобными цифрами. Участникам своего эксперимента, разделённым на две группы, они предложили ответить на вопрос, сколько лет было Махатме Ганди, когда он умер. И вначале в качестве якорей задали каждой группе дополнительный вопрос. Первым: «Он умер до девяти лет или после?», а вторым: «Это случилось до достижения им 140 лет или после?». В результате первая группа преположила, что Ганди скончался в 50 лет, а вторая - в 67 (на самом деле он умер в возрасте 87 лет).

Якорный вопрос с числом 9 заставил первую группу назвать значительно меньшую цифру, чем у второй группы, которая отталкивалась от намеренно завышенного числа.

Крайне важно осознавать значение первоначальной информации (хотя бы правдоподобна она или нет) перед тем, как принять окончательное решение. Ведь первая информация, которую мы узнаём о чём-то, повлияет на то, как мы будем относиться к этому в будущем.

3. Эффект присоединения к большинству

chaoss/Depositphotos.com

Выбор большинства напрямую влияет на наше мышление даже в том случае, если он противоречит нашим личным убеждениям. Этот эффект известен как стадный инстинкт. Вы наверняка слышали поговорки вроде «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» или «В Риме поступай как римлянин» - это как раз и есть эффект присоединения.

Это искажение может подтолкнуть нас к принятию не самых хороших решений (например, сходить на плохой, но популярный фильм или поесть в сомнительном заведении). А в худшем случае приводит к групповому мышлению.

Групповое мышление - это феномен, возникающий в группе людей, внутри которой конформизм или желание социальной гармонии приводит к тому, что подавляются все альтернативные мнения.

В результате группа изолирует себя от внешнего влияния. Внезапно расходиться во взглядах становится опасным, и мы начинаем быть сами себе цензорами. А в итоге теряем свою и самостоятельность мышления.

4. Ошибка выжившего

Часто мы впадаем ещё в одну крайность: сосредотачиваемся исключительно на историях людей, которые добились успеха. Мы вдохновляемся успехами Майкла Джордана, а не Квейма Брауна (Kwame Brown) или Джонатана Бендера (Jonathan Bender). Мы превозносим Стива Джобса и забываем о Гэри Килдалле (Gary Kildall).

Проблема данного эффекта заключается в том, что мы фокусируемся на 0,0001% успешных людей, а не на большинстве. Это приводит к односторонней оценке ситуации.

Например, мы можем думать, что быть предпринимателем легко, потому что книги о своём бизнесе выпускают только люди, добившиеся успеха. Но мы ничего не знаем о тех, кто провалился. Наверное, поэтому стали так популярны всевозможные онлайн-гуру и эксперты, которые обещают открыть «единственный путь к успеху». Нужно только помнить, что тот путь, который сработал однажды, не обязательно приведёт вас к такому же результату.

5. Неприятие потери

После того как мы сделали выбор и идём по своему пути, в дело вступают другие когнитивные искажения. Вероятно, худшее из них - неприятие потери, или эффект владения.

Эффект неприятия потери был популяризирован психологами Даниэлем Канеманом (Daniel Kahneman) и Амосом Тверски (Amos Tversky), которые обнаружили, что мы предпочтём избежать даже небольшой потери, вместо того чтобы сфокусироваться на выгодах, которые можем получить.

Страх небольшого проигрыша способен удержать человека от участия в игре, даже если возможен баснословный выигрыш. Канеман и Тверски провели эксперимент с самой обыкновенной кружкой. Люди, у которых её не было, готовы были заплатить за неё порядка 3,30 доллара, а те, у кого она была, расстаться с ней лишь за 7 долларов.

Подумайте, как этот эффект может на вас повлиять, если вы. Побоитесь ли вы мыслить нестандартно из-за страха что-то потерять? Перевешивает ли страх то, что вы можете приобрести?

Итак, проблема есть. Где же решение?

Все когнитивные искажения объединяет одно: они появляются из-за нежелания сделать шаг назад и посмотреть на всю картину в целом.

Мы предпочитаем работать с чем-то хорошо знакомым и не хотим искать просчёты в своих планах. В позитивном мышлении есть свои преимущества. Но, если важные решения принимать вслепую, вряд ли вы сделаете лучший выбор из возможных.

Перед принятием серьёзного решения убедитесь, что вы не стали жертвой когнитивных искажений. Для этого отступите на шаг назад и спросите себя:

  • Почему вы считаете, что нужно поступить именно так?
  • Есть ли контраргументы вашему мнению? Они состоятельны?
  • Кто влияет на ваши убеждения?
  • Вы следуете за мнением других людей потому, что действительно верите в него?
  • Что вы потеряете, если примете такое решение? А что приобретёте?

Существуют буквально сотни различных когнитивных искажений, и без них наш мозг попросту не мог бы функционировать. Но, если не анализировать, почему вы думаете так, а не иначе, легко впасть в шаблонное мышление и разучиться думать самостоятельно.

Личностный рост никогда не даётся легко. Это трудная работа, которой нужно посвятить всего себя. Не позволяйте своему будущему пострадать только из-за того, что не думать - это проще.

Едим себя поедом, изводим самокритикой, как это мешает нам жить. При этом осознано или нет, но мы различными способами продолжаем понижать свою самооценку. Если вы хотите преуспеть в этом деле, то вам помогут следующие советы.

Как понизить самооценку

Вот он, а я…

Постоянно в пример себе ставьте кого-то великого, чем он «круче», тем лучше. Главное, не забывайте себя с ним сравнивать, пусть это будет для вас такой же ритуал, как чистка зубов. Делая свой анализ, забейте на такие «мелочи», как условия жизни, в которых этот объект рос, помощь со стороны (могущественные родственники, богатое наследство и т.д.), опыт и др. Ведь если у него получилось, то кто мешал вам?

Критика

По любому поводу критикуйте себя. В идеале каждый день, а можно вообще этот процесс сделать хроническим. Только правильно критикуйте, безапелляционно. И в качестве вишенки на торте, добавляйте: «В общем, я – запущенный случай».

На любимый, на мозоль

Нащупайте эту самую мозоль и со всей дури бахнете по ней. Не вздумайте в этом деле положиться на окружающих, никто из них не сможет с нужной силой ударить в уязвимое место. Поднажмите и бейте! Удачи!

Психология, тренинги – наше все

Зачитывайтесь взахлеб статьями и книгами по психологии. Пропадайте на тренингах. Впитывайте, как 1000 губок все прочитанное, услышанное и увиденное в ходе такого познания. Вставайте с петухами, а лучше проведите всю ночь с ручкой (клавиатурой) в руках и пишите, пишите, не суть что, главное истощить себя (тогда при молчаливом согласии вашего сломленного сопротивления низкая самооценка расцветет буйным цветом). Что там вам наговорили на тренингах, все испытывайте на своей шкуре. И боже упаси, вам думать. У вас иная проблема, вы недостаточно трудитесь в сфере снижения самооценки, подтянитесь! Что там вчера психологи насоветовали? Бегом выполнять! И не забывайте себя критиковать!

Все и сразу

Нечего расслабляться! Мало быть леди в обществе, хозяйкой в доме и дамой легкого поведения в постели. Мало! Вдобавок успешная деловая женщина. В общем, примерно так: супер-мама, супер-жена, супер-бизнес-леди. Но можно лучше! Любое ваше действие должно соответствовать критериям «супер», «совершенство», «идеал». Если не стремиться к превосходной степени, то не заработаешь низкую самооценку. Как вы без нее?!

Нечего себя жалеть!

Кто вы? Неудачник, размазня, слабак, дурында, уродец, лодырь, растяпа, неумеха, рукожоп и далее. Для пущего эффекта можно долбануть себя физически.

Ну что?

Вот мы себя критикуем, что в действительности происходит? Мы нападаем на себя. На СЕБЯ! Не на Васю или на Машу. Для чего? В чем смысл, если выхлоп нулевой в плане реальной эффективности? Остается только боль после нее.

При помощи самокритики мы «убегаем» от реальной критики, а потому не так просто с ней завязать.

Самокритика, причиняя боль, на бессознательном уровне выполняет «упреждающую» функцию. Наверное, нами движет страх, что критика со стороны будет настолько мощной, что после нее впору влезть в петлю. Причем, это опасение очень сильное. Потом мы его не ощущаем, это все происходит бессознательно. Поскольку страх ужасен, то мы активно пытаемся защититься, причем защита срабатывает автоматически и молниеносно, в результате чего «рождается» самокритика.

Получается, что критикуя себя, мы как бы контролируем процесс нападения. Это проще, чем терпеть бесконтрольную критику со стороны. В принципе, из двух зол мы выбрали меньшее – самокритику. Поэтому изводить себя самокритикой нельзя, но воплотить этот совет в жизнь не так просто.

Низкая самооценка не появляется сама собой при рождении. Она развивается со временем, по мере того, как мы воспринимаем отрицательные послания извне и позволяем им влиять на наше поведение. Каков же конечный итого этих плохих привычек? Мы теряем способность осознавать значение и ценность самих себя.

Чтобы обрести более здоровый уровень самооценки, необходимо стать лицом к лицу с отрицательными привычками и предпринять сознательные усилия по их замене на более позитивные шаблоны поведения.

Некоторые отрицательные привычки, убивающие самооценку, легко заметить. Например, если человек постоянно принижает сам себя, то легко провести связь между таким поведением и низкой самооценкой этого человека. Однако другие отрицательные привычки не столь очевидны. Давайте взглянем на 5 привычек, которые приводят к низкой самооценке.

Убийцы самооценки

Привычка №1 – «Думать о себе в последнюю очередь »

Общество одобряет людей, которые не эгоцентричны и с готовностью ставят нужды других превыше своих. Такой тип самопожертвования можно назвать замечательным, однако, в своем крайнем проявлении это зачастую приводит к ужасным последствиям. Человек начинает думать, что он или она не столь значителен, по сравнению с другими.

Это также может привести к возникновению чувства обиды. Доброта и щедрость – это действительно замечательные черты характера, однако опять же, в крайнем своем проявлении они могут подорвать вашу самооценку. Если вы постоянно
склонны думать о нуждах других, забывая о своих, то вам стоит найти способ уделить время и внимание самому себе.

Привычка №2 – «Излишние извинения»

Стоит извиниться, если ваши действия послужили причиной неудобства для других или привели к непредвиденным последствиям. Однако, если человек начинает извиняться за те события, над которыми он был в действительности не властен, то это может навесить на него тяжелую психологическую дань.

Извиняться за других или за положение вещей в мире вцелом сродни принятию личной ответственности за отрицательные события, в которых сам человек не играл никакой роли. Это приводит к появлению чувства вины и уничтожает самооценку человека.

Если вы обнаруживаете свою склонность к извинениям за то, в чем вы не участвовали, то стоит рассмотреть новые возможности выражения своего сочувствия или эмпатии (сопереживания), не принимая при этом на себя ответственность за происшедшее.

Привычка №3 – «Игнорирование оттенков»

Люди с низкой самооценкой зачастую раскрашивают мир в черно-белые цвета. Оттенков очень мало, практически нет. Действие, по их мнению, может быть либо успешным, либо провальным. Кто-то либо делает что-то правильно, либо совершенно неверно.

Однако в мире редко что происходит идеально. Люди, склонные делить мир на точные категории, обнаруживают, что они осуждают практически каждое свое действие, считая его неадекватным, так как оно не соответствует их стандартам идеальности.

Если же вы открыты к большему числу возможностей и вариантов, то это приводит к появлению более открытого образа мышления, при котором ваша самооценка может начать процветать.

Если вы убеждены, что событие можно отнести к категории «А» или «Б», то уделите немного времени тому, чтобы исследовать альтернативные возможности, посмотрите на ситуацию под другим углом.

Привычка №4 – «Постоянные сравнения»

Люди с низкой самооценкой зачастую попадают в западню постоянного сравнения себя с другими. Идея того, чтобы измерять собственные успехи с помощью внешнего ориентира, кажется не должна вызывать проблем, но вызывает. Когда процесс сравнения занимает центральное место, тогда любая деятельность сводиться к простым измерениям.

Вместо того, чтобы наслаждаться жизнью самой по себе, люди, склонные к постоянным сравнениям себя с другими, проводят свое время в выяснении того достаточно они «хороши» или нет. Временами, эта привычка может серьезно ограничить развитие здоровой самооценки.

Если вы практически в любой ситуации беспокоитесь о том, как вы «вписываетесь в общую картину», то вам стоит подумать о других способах приобретения опыта.

Привычка №5 – «Грустные истории»
Люди с низкой самооценкой зачастую занимаются подробным пересказыванием ужасных историй другим людям. Вместо того, чтобы делиться позитивными новостями и информацией, они рассказывают басни о раздорах, трудностях и проблемах.

Это не только наносит вредное воздействие на самооценку самого человека (ведь он фокусируется на отрицательной стороне событий), но и делает менее вероятным то, что другие люди будут искать возможности пообщаться с подобным рассказчиком. А снижение уровня общения, как вы понимаете, также делает свой вклад в снижение уровня самооценки.

Если вы постоянно рассказываете ужасные истории, то вам стоит пересмотреть свой выбор тем для общения. Отрицательные привычки, которые приводят к низкой самооценке, проявляются в различных формах. Одни очевидны, другие – нет. Обнаружить эти привычки и встать перед ними лицом к лицу – это неотъемлемая составляющая для развития высокой самооценки.

Если у вас проблемы с самооценкой, обратите внимание на то, как, казалось бы, безвредные шаблоны поведения могут создать отрицательный взгляд на мир.

Изолируйте их и сознательно избавьтесь от них, заменяя на более психологически здоровые альтернативы.

Хочешь узнать человека - соверши с ним путешествие

Здравствуйте, дорогие родители, я уже писала о . Сегодня я научу вас, как скорректировать пониженную или завышенную самооценку ребенка – то есть сформировать у ребенка адекватную самооценку.

Для начала расскажу об весьма любопытном эксперименте, который ярко раскрывает важность наличия у детей адекватной самооценки.

В одной из московских школ после ряда тестов были отобраны 2 группы младших школьников. В первую сгруппировали детей, имеющих адекватную оценку самих себя, в вторую попали дети с пониженной самооценкой своих способностей.

Из этих двух групп сформировали 2 класса.

В первом классе дети (у которых самооценка совпадала с действительными возможностями и успехами) отличались познавательной активностью, бодростью духа, Они смело выбирали трудные задачи для решения и верили, что справятся с ними. На уроках они были не только слушателями, но и сами активно участвовали в обсуждениях, высказывали свое мнение. Критика и возражения со стороны одноклассников и преподавателя не только не ущемляла их, а наоборот побуждала их глубже разобраться в вопросе. Плохая оценка не выводила их из строя, а побуждала к действиям, направленным на ее исправление.

Во втором классе (с детьми, обладающими пониженной самооценкой) ученики отличались пассивностью, робостью, неуверенностью в своих знаниях, даже тогда когда эти знания были вполне удовлетворяющими учителя. Повышенная тревожность и мнительность заставляла их оставаться в тени. Они старались избегать возможности быть оцененными, они сами не тянули руку, с целью ответить на вопрос учителя, даже тогда, когда несомненно знали ответ на этот вопрос.. Воспринимая самих себя как неуспешных и неспособных к защите они боялись тех, кто по их мнению был «сильнее», учителей, родителей.

Вот такай картина. По-моему она отвечает на вопрос? зачем надо корректировать неадекватную самооценку. Итак, приступим.

Как повысить заниженную самооценку ребенка:

1. Метод «я тебя вижу».

Когда родители интересуются жизнью своего ребенка, он чувствует себя любимым. Я уже писала о том, как безразличное отношение к ребенку приводит к его заниженной оценке самого себя.

Согласитесь с тем фактом, что Вы всегда уделяете наибольшее внимание тому, что цените больше всего . Если вы будете уделять побольше внимания своему ребенку, он почувствует себя более ценным.

Выслушивайте своего ребенка, спрашивайте у него, как прошел день, расспрашивайте о подробностях, эмоционально откликайтесь на его рассказ, смейтесь, охайте. Когда мы внимательно слушаем ребенка (да и взрослого), его самоуважение растет, то есть растет самооценка.

Более того, подобное выслушивание рождает особый уровень доверительности между вами и вашим ребенком. Он начнет поверять вас в свои тайные переживания, рассказывать о сокровенном. Вы будете знать, что у него на душе, вы сможете лучше узнать и понять вашего ребенка.

2. Метод «позитивных ожиданий».

Когда вы говорите своему ребенку, «я верю, что у тебя получится, «со временем ты сделаешь это лучше» — вы подвигаете его поверить в себя. Вы рождаете в нем желание приложить больше усилий, чем было бы в случае, если бы ребенок не слышал этих слов вашей поддержки.

Здесь есть важный момент. Ни в коем случае метод «позитивных ожиданий» нельзя путать с методом «завышенных требований» . Если ребенок чувствует ваш нажим, ваше категоричное ожидание от него выдающихся успехов, как условие того будете вы им довольны или нет, – это скажется обратным образом на его достижениях.

Постарайтесь донести до ребенка тот факт, что вы его любите, гордитесь им при любом раскладе, не зависимо от его успехов или неудач.

3. Семейная демократия.

Здесь важен не такой аспект демократии как свобода слова и свобода выбора, а уважительное отношение к мнению ребенка, умение прислушиваться к нему, считаться с ним.

Если хотите поднять самооценку вашего малыша, если хотите, чтобы он был уверенным в себе, привлекайте его к обсуждению семейных дел. Пусть он вносит свой вклад в принятие решений, важных для семьи. Куда поехать отдыхать? Какую машину лучше купить? Пусть он не просто высказывает предположение, но и пробует обосновать свое предложение. Относитесь к его аргументации уважительно – пусть он чувствует, что его мнение важно, что он личность, с которой считаются.

Это поможет ему в школьной жизни напрямую скажется на его успехах в учебе.

Если вы будете относиться к детям как значимым и умным, они удивят вас тем, в какой степени они могут быть проницательными и мудрыми.

Спрашивайте вашего ребенка, что он думает по тому или иному поводу, просите дать его совет – это повысит его самоуважение и чувство собственного достоинства. А вы получите безпристрастные взгляд со стороны и зачастую действительно мудрый совет. Не забывайте, что «устами младенца глаголет истина».

4. Создавайте «ситуации успеха».

Чем чаще ребенок будет чувствовать свою успешность , тем больше он будет стараться, и тем выше будут его достижения в жизни.

Задача родителей создать эту самую «ситуацию успеха» для своего ребенка.

Вы наверняка знаете, что у вашего малыша получается лучше всего. Давайте ему задания, которые ему по силам — но не слишком легкие, а такие, чтобы он получил хороший результат, если приложит хоть немного усилий. И когда у него все получится, отметьте это похвалой, обратите внимание на то, что получилось лучше всего.

В этом помогают настольные и подвижные игры, можно слегка поддаваться ребенку, чтобы он выиграл, но не всегда. В некоторых случаях он все же должен проиграть, но только после того как почти всю игру он был в лидерах и лишь под конец «сдал позиции».

Как понизить неадекватно завышенную самооценку.

Если так случилось, что ваш ребенок, как «мальчик-звезда» из одноименной сказки, считает себя центром вселенной, и что мир вращается вокруг него. Если он сильно переоценивает свои способности, если он болезненно относится к критике, как к недопустимому проявлению неуважения к своей персоне, ему будет ой, как тяжело в школе.

Возможно, вы перехвалили своего ребенка, или просто избегали критики в его адрес. Что произошло, то произошло. Теперь важно провести коррекционную работу, нацеленную на понижение самооценки до более адекватного ее уровня.

1. Щадящий метод «постепенного отрезвления».

В следующий раз, после того как порция привычных дифирамбов уже влилась в уши вашего чада, обратите его внимание на те стороны ситуации, которые оставляют желать лучшего. «Ах, какая ты умница, помыла посуду, и вытерла, за это тебе спасибо. А вот то, что весь пол забрызгала — это не дело, надо вытереть, чтобы работа на 5-ку (10-ку) была.»

То есть аккуратное введение критического замечания , после похвалы не будет восприниматься привыкшим исключительно к положительным оценкам ребенком как катастрофа. Это важно помнить – так как зазвездившиеся дети в ряде случаев агрессивно воспринимают критику и могут всерьез затаить обиду, — нам этого не нужно.

2. Метод «повышения планки»

Ребенок с завышенной самооценкой очень часто переоценивает свои возможности, из-за постоянной «ситуации успеха».

Это происходит, когда родители постоянно играют в поддавки (только чтобы сделать приятное ребенку), и ставят перед ним слишком легкие задачи. Ребенок выигрывает, ребенок быстро и легко разрешает задачу и, исходя из такого опыта, приходит к выводу о своих выдающихся способностях. Если ребенок хотя бы иногда не сможет выиграть, или если дать ему такое задание, выполнение которого потребует от него определенных усилий, он поймет, что не все так просто. Оказывается, в жизни бывают ситуации, когда, чтобы чего-то достичь, надо и как следует потрудиться.

3. Метод «безусловной любви»

Бывает так, что ребенок цепляется за свое звездное положение, то есть сознательно не хочет адекватно себя оценить, признать тот факт, что у него что-либо не получилось, не удалось. Вы используете «метод постепенного отрезвления», метод «повышения планки», а ребенок твердит, что это он выиграл, (а если и проиграл, то лишь потому, что другие играли нечестно), что задание с которым он не справился, было глупое, неинтересное, и что он не очень то и хотел его выполнять.

Здесь на лицо страх «потерять свою корону», он боится признать свою неидеальность. Почему? Да потому что он думает, что вместе с «понижением его в должности» произойдет и утрата любви родителей.

Задача родителей – убедить своего ребенка, что вы любите его в любом случае, со всеми его потрохами, успехами, неудачами. Что он для вас самый лучший на свете.

И что остальные люди тоже неидеальны, но их любят. Мама может сказать, что любит папу, несмотря на то, что он разбрасывает повсюду свои грязные носки. Папа откроет секрет, что мама отвратительно варит борщ, но из любви к ее остальным качествам, он готов мириться с этим милым недостатком.

Вот увидите, как быстро эти методы дадут результаты, как изменится ваш ребенок. Каким уравновешенным и гармоничным он станет. Как улучшаться ваши с ним взаимоотношения.

Очень надеюсь, что эта статья поможет вам и вашему малышу быть более счастливыми и успешными. Буду рада увидеть вопросы и пожелания в комментариях к статье.

Ольга Клишевская специально для сайта



Что еще почитать