Сущность и содержание категории человеческий потенциал. Человеческий потенциал РФ: демографический аспект. Специалист нового поколения должен сочетать в работе

Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

Человеческий потенциал России

Общее количество на 2000 г. составляло 145,6 млн чел., что соответствует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин — 63 года, у женщин — 74. Снижение привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.

Начиная с 2000 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности.

Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2000 г.- 274 человека на 1000 работающих, которые имеют высшее или среднеспециальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера.

Основным фактором, под влиянием которого происходит размещение человеческого потенциала страны, является . Оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве своем он носит незаконный характер. В целях пресечения миграции был принят соответствующий закон, который вводит значительный объем штрафов предприятиям, которые используют нелегальную рабочую силу.

В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось , что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.

Проблема развития человеческого потенциала

Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации.

Однако развитие качественных характеристик рабочей силы происходит крайне неравномерно в мировом хозяйстве. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обстоятельство обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Физические качества человека

Потенциал трудовой деятельности человека определяется прежде всего его физическими способностями к созидательной деятельности , состоянием его здоровья и развития как живого организма. Повышенная интенсивность современного производства увеличивает как физическую, так и интеллектуальную нагрузку на и объективно предполагает создание адекватных условий для ее воспроизводства. В то же время возможности для этого существуют преимущественно в развитых странах, а пополнение мировых происходит в определяющей степени за счет стран развивающихся. В последних развитию физических качеств человека активно препятствуют такие факторы, как низкий уровень доходов, отсутствие полноценного питания, плохие жилищные условия, низкий уровень развития здравоохранения и массовые заболевания и др. Достаточно отметить, что, по оценкам ВОЗ, к началу XXI в. только в Африке СПИДом было поражено порядка 25% рабочей силы.

Образование как элемент человеческого потенциала

Важнейшим элементом качественных характеристик трудовых ресурсов является уровень общего и профессионального образования . Согласно теории человеческого капитала, существует сильная зависимость между и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека », причем таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал.

В современных условиях расходы на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение больше не рассматриваются как непроизводительные затраты, а считаются одним из самых прибыльных видов инвестиций . Поданным на 2004 г., государственные затраты на образование составляли во Франции, Великобритании и США — соответственно 5,6, 5,3 и 5,7% ВВП, в России — 3,8%. В то же время в большой группе развивающихся государств аналогичный показатель составлял менее 2%. Например, в Доминиканской Республике и Индонезии он равнялся 1,1%, в Гамбии — 1,9.

Среднее количество лет обучения у взрослого человека составляет в Буркина-Фасо — 1 год, Мозамбике — 2,25 года, Индии — 5 лет, Нигерии — 5,77 года, Бразилии — 8,4 года (при 9-14 годах в развитых странах).

Для развивающихся стран отдельной, но исключительно важной задачей в области образования выступает ликвидация неграмотности взрослого населения. За последние 20 лет удельный вес неграмотных в мировом населении и в совокупном населении развивающихся стран понизился, но в отдельных регионах по-прежнему остается высоким. К тому же общая численность неграмотных в мире растет. В Южной Азии уровень неграмотности взрослого населения составляет 45%, в Африке южнее Сахары — 39%, в регионе Ближнего Востока и Северной Африки — 35%. В целом ряде развивающихся стран удельный вес неграмотных среди взрослого населения достигает запредельных величин. Например, в Нигере неграмотно 86% взрослого населения, в Бенине — 56%, Гамбии — 63%, Сенегале — 61 %, Эфиопии -58%, Пакистане и Бангладеш — 51%.

Расчет индекса развития человеческого потенциала

На международном уровне в рамках ООН во второй половине 1980-х гг. формируется понятие «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), в котором учитываются возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

С 1990 г. публикуются данные о величине ИРЧП по странам, входящим в ООН. В этих расчетах она определяется как среднее арифметическое из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП (валовой внутренний продукт).

ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 тыс. долл. США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу либо учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. Ближе всего к этому показателю сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.

ИРЧП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долл. США, в которой 100% взрослого населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности сегодня находится Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.

Каждый показатель (индекс) рассчитывается по формулам вида:

  • I — индекс данного вида;
  • D ф — фактическое значение показателя;
  • D min — значение показателя, принятое как минимальное;
  • D max — значение показателя, принятое как максимальное.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни рассчитывался следующим образом. Исходя из достигнутых значений ожидаемой продолжительности жизни в начале 1990-х гг. (Япония — 79 лет, Швеция — 78, Канада и Франция — 77, США и Великобритания — 76, Чили — 72, Мексика — 70 лет), при расчете ИРЧП в 1994 г. были приняты значения: максимум — 85 лет, минимум — 25 лет. В России ожидаемая продолжительность жизни в 1994 г. — 63,8 года. При этих данных индекс ожидаемой продолжительности жизни для России составил:

I п.ж = (63,8 — 25/85 — 25) = 0,646

Индекс уровня образования по существующей методике рассчитывается как средневзвешенная величина из двух индексов, характеризующих соответственно уровень грамотности (вес 2/3) и долю учащихся в возрасте до 24 лет (вес 1/3).

В 1994 г. уровень грамотности взрослого населения России составил 98,4%, а доля учащихся в возрасте до 24 лет — 49,1%
(26 млн учащихся в средних и высших учебных заведениях при 52,9 млн человек в возрасте до 24 лет). При этих данных и нормативном диапазоне (100% — 0%) индексы грамотности и доли учащихся в 1994 г. составили соответственно:

Учитывая веса этих индексов, получаем индекс уровня образования для России в 1994 г.:

I обр = 0,984* 2 / 3 + 0,491* 1 /з = 0,819.

Наиболее сложной и дискуссионной является методика расчета третьего из приведенных показателей ИРЧП — индекса, характеризующего среднедушевой ВВП. Авторы методики ООН учитывали, что в 1994 г. значения среднедушевого ВВП могут быть в диапазоне от 40 тыс. долл. до 100 долл. Учитывалась также «полезность» 1 долл. США в различных странах. Исходя из этого проводилась корректировка номинальной величины душевого ВВП в данной стране по паритету покупательной способности (ППС). В 1994 г. корректировка проводилась при величине душевого ВВП,составлявшей 5100 долл. При расчете ИРЧП максимум этой величины был принят равным 5448 долл., а минимум — 100 долл. В России душевой ВВП за 1994 г. составил 1044,5 долл. При этих данных индекс душевого ВВП составил:

На основе полученной совокупности рассчитывается индекс развития человеческого потенциала.

Для России в 1994 г. он составлял:

Эта величина соответствует 119 месту из 174 стран, дня которых в 1994 г. рассчитывался ИРЧП. В 1992 г. ИРЧП России был равен 0,849, что соответствовало 52 месту; в 2005 г. по этому показателю Россия оказалась на 67 месте (ИРЧП = 0,802). Наиболее высокие значения ИРЧП в 2005 г. — у Исландии, Норвегии, Австралии, Канады, Ирландии.

Список стран по рейтингу ИРЧП

Индекс развития человеческого потенциала дает сводную оценку человеческого процесса и охватывает три параметра: 1) долголетие, измеряемое как ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; 2) уровень образования — как комбинация индекса грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся среди населения в начальных, средних и высших учебных заведениях; 3) уровень жизни — на базе реального ВВП на душу населения. При построении ИРЧП для каждого из перечисленных показателей были даны минимальные и максимальные значения: продолжительность жизни — 25 и 85 лет; грамотность взрослого населения — 0 и 100%; совокупная доля учащихся — 0% и 100%; ВВП на душу населения — 100 и 40 000 долл.

Доклад ПРООН 2005 г. свидетельствует, что из 174 стран, для которых рассчитывался ИРЧП, в большинстве государств увеличилась средняя продолжительность жизни, возрос удельный вес населения, получающего образование, наблюдались положительные тенденции в динамике ВВП. Из них 45 относятся к категории стран с высоким уровнем развития (ИРЧП > 0,800), 94 страны — к категории со средним уровнем (0,500-0,799) и 35 стран — с низким уровнем (< 0,500).

Список стран по рейтингу ИРЧП возглавляет Канала, затем идут Норвегия, США, Австралия, Исландия, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Япония, Великобритания; Россия занимает 60-е место, а замыкают его Сьерра-Леоне, Нигер и Эфиопия. Причем расхождение по ИРЧП огромно: индекс Канады составляет 0,935, и это более чем в три раза превышает показатель Сьерра-Леоне — 0,262. Интересен тот факт, что первые места в этом рейтинге занимают страны, которые отнюдь не испытывают наплыв желающих поселиться там (за исключением США), напротив, Канада и Австралия, и даже США проводят активную политику по привлечению иммигрантов. Между тем Германия и Франция, не вошедшие в первую десятку, активно отбиваются от прибывающих.

Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.
В 1990 г. Программа развития ООН (ПРООН) ввела в публичное обращение понятие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) - Human Development Index (HDI). Индекс развития человеческого потенциала позволяет (в какой-то мере) учитывать не только экономическую, но и социальную эффективность стран, качество жизни населения.
ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая величина трех равнозначных компонентов:
дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США на душу населения;
образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);
долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).
Регионы (страны) с индексом ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития; 0,5-0,8 - средний уровень; 0,8 и больше - высокий уровень развития. Данные расчетов публикуются в ежегодных докладах о развитии человека. По этому показателю в 2005 г. США занимали лишь 10-е место. Лидируют страны Северной Европы, для которых характерен высокий уровень социализации рыночной экономики. РФ входит в группу стран со средним уровнем развития. Значение коэффициента не превышает 0,7-0,8. СССР по этому показателю относился к развитым странам мира. В последние годы за счет увеличения душевого ВВП и уровня образования ИРЧП РФ имеет тенденцию к росту. В 2004 г. России занимала 57-е место среди 177 стран, по которым был проведен расчет индекса, рядом с Болгарией и Малайзией. Внутри России самый высокий ИРЧП наблюдается в Москве, Петербурге, в Тюменской области, Башкирии, Татарстане.
Рейтинг стран по ИРЧП. Источник: Human Development Report, 2005.
Место в рейтинге Страна ИРЧП
1 Норвегия 0,963
2 Исландия 0,956
3 Австралия 0,955
4 Люксембург 0,949
5 Канада 0,949
6 Швеция 0,949
7 Швейцария 0,947
8 Ирландия 0,946
9 Бельгия 0,945
10 США 0,944
ООН рекомендовала всем странам мира в качестве нормативов ИРЧП применять максимальную продолжительность жизни (85 лет) и минимальную (25 лет) и при расчете развития человеческого потенциала. Ведется сравнение фактической продолжительности жизни человека с максимальной и минимальной нормой. Уровень ВВП также имеет свои границы (от 100 долларов США, до 40000 долларов на душу населения).
Тенденции ИРЧП свидетельствуют, что никакой автоматической или явной взаимосвязи между состоянием экономического процветания и процессом развития человека не существует. Значение ИРЧП у двух стран с одинаковым уровнем дохода на душу населения может быть диаметрально противоположным; у стран с одинаковым значением ИРЧП могут быть совершенно разные уровни доходов.
В то же время, если рейтинг страны по ИРЧП выше, чем рейтинг по ВВП, тогда делается вывод, что данной стране удалось преобразовать экономическое процветание в процессе расширения возможностей человека с максимальной пользой. И напротив, если темпы прироста ИРЧП ниже темпов прироста ВВП на душу населения, - экономическое процветание в такой стране не привело к соответствующему повышению качества жизни населения.
Человеческий потенциал России

Общее количество населения России на 2000 г. составляло 145,6 млн чел., что соответствует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин - 63 года, у женщин - 74. Снижение коэффициента рождаемости привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.
Начиная с 2000 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности.
Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2000 г.- 274 человека на 1000 работающих, которые имеют высшее или среднеспециальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера.
Основным фактором, под влиянием которого происходит размещение человеческого потенциала страны, является размещение производства. Оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве своем он носит незаконный характер. В целях пресечения миграции был принят соответствующий закон, который вводит значительный объем штрафов предприятиям, которые используют нелегальную рабочую силу.
В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось качество жизни населения, что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.

Проблема развития человеческого потенциала
Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.
В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации.
Однако развитие качественных характеристик рабочей силы происходит крайне неравномерно в мировом хозяйстве. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обстоятельство обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.
Физические качества человека
Потенциал трудовой деятельности человека определяется прежде всего его физическими способностями к созидательной деятельности, состоянием его здоровья и развития как живого организма. Повышенная интенсивность современного производства увеличивает как физическую, так и интеллектуальную нагрузку на рабочую силу и объективно предполагает создание адекватных условий для ее воспроизводства. В то же время возможности для этого существуют преимущественно в развитых странах, а пополнение мировых трудовых ресурсов происходит в определяющей степени за счет стран развивающихся. В последних развитию физических качеств человека активно препятствуют такие факторы, как низкий уровень доходов, отсутствие полноценного питания, плохие жилищные условия, низкий уровень развития здравоохранения и массовые заболевания и др. Достаточно отметить, что, по оценкам ВОЗ, к началу XXI в. только в Африке СПИДом было поражено порядка 25% рабочей силы.
Образование как элемент человеческого потенциала
Важнейшим элементом качественных характеристик трудовых ресурсов является уровень общего и профессионального образования. Согласно теории человеческого капитала, существует сильная зависимость между экономическим ростом и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека», причем рентабельность таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал.
В современных условиях расходы на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение больше не рассматриваются как непроизводительные затраты, а считаются одним из самых прибыльных видов инвестиций. Поданным на 2004 г., государственные затраты на образование составляли во Франции, Великобритании и США - соответственно 5,6, 5,3 и 5,7% ВВП, в России - 3,8%. В то же время в большой группе развивающихся государств аналогичный показатель составлял менее 2%. Например, в Доминиканской Республике и Индонезии он равнялся 1,1%, в Гамбии - 1,9.
Среднее количество лет обучения у взрослого человека составляет в Буркина-Фасо - 1 год, Мозамбике - 2,25 года, Индии - 5 лет, Нигерии - 5,77 года, Бразилии - 8,4 года (при 9-14 годах в развитых странах).
Для развивающихся стран отдельной, но исключительно важной задачей в области образования выступает ликвидация неграмотности взрослого населения. За последние 20 лет удельный вес неграмотных в мировом населении и в совокупном населении развивающихся стран понизился, но в отдельных регионах по-прежнему остается высоким. К тому же общая численность неграмотных в мире растет. В Южной Азии уровень неграмотности взрослого населения составляет 45%, в Африке южнее Сахары - 39%, в регионе Ближнего Востока и Северной Африки - 35%. В целом ряде развивающихся стран удельный вес неграмотных среди взрослого населения достигает запредельных величин. Например, в Нигере неграмотно 86% взрослого населения, в Бенине - 56%, Гамбии - 63%, Сенегале - 61 %, Эфиопии -58%, Пакистане и Бангладеш - 51%.

Человеческий потенциал.

2. Советское наследие в области человеческого потенциала

3. Качество человеческого потенциала современной России

Общая характеристика человеческого потенциала .

- Сложный феномен, в основе которого лежит человеческое развитие

- Предполагает расширение выбора в вопросах мышления и поведения в конкретных исторических условиях

Ключевые условия - здоровый образ жизни, материальные и духовные ресурсы для организации жизнедеятельности человека в форме активной и творческой самодеятельности

Человеческое развитие:

Двухсторонний процесс:

n Формирование необходимых для активной жизни качеств (физическое здоровье. социальное знание, профессиональные умения и навыки и др.);

n Осознание той пользы, которую человек может извлечь для себя, обладая этими качествами

Такая трактовка человеческого развития несовместима с представлением об экономическом росте как универсальном средстве решения всех общественных проблем и о человеке лишь как факторе этого роста .

Качество человеческого потенциала

- совокупность образовательного уровня,

- продолжительности жизни,

- здоровья,

- необходимых трудовых навыков как традиционных, так и вновь приобретенных,

- совокупный уровень квалификации, трудовой этики,

- степень предпринимательской активности населения

Изменение роли и места человека в социально-экономическом развитии современного общества обусловлены: переходом общества из индустриальной стадии в постиндустриальную стадию развития

Каковы особенности современной среды хозяйственной деятельности?

Особенности проявляются в предметной системе современной экономики:

o В производстве - возрастание роли науки

o В производимой продукции - преобладание информации, научных знаний

o В потребностях - возрастание значения образования, творчества др. социально-духовных потребностей

o В труде - становление и развитие научных, творческих оснований деятельности

o В стимулировании - главенство стимулов творческой самореализации личности

o В отношениях собственности - возрастание значения интеллектуальной собственности

Специалист нового поколения должен сочетать в работе:

- Научность подготовки
- Профессионализм
- Самостоятельность
- Коммуникативность
- Креативность
- Глобализацию знаний

Чем выше степень развития показателей, тем доступнее инновационность в развитии национальной экономики

Знание является информационным ресурсом
Отличие информационного ресурса от традиционного

Традиционный

Информационный

Материальные потоки и запасы

Нематериальные потоки и запасы

В процессе использования уменьшается

В процессе использования увеличивается

Частное благо

Общественное благо

Ограниченный

Неограниченный

Тиражируемый с большими затратами

Тиражируемый с малыми затратами

o Информация - это поток сообщений и, хотя знание создается из этого потока, оно находится в зависимости от мнений и убеждений его владельца.

o Знание в высшей степени связано с человеческой деятельностью.

o Информация влияет на знание, уточняет, видоизменяет его.

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА РОЛЬ ЗНАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

Вне образа мышления новое знание может быть получено лишь формальной реструктуризацией информации.

Однако в большинстве случаев информационные перестановки лишь производят новую информацию, отнюдь не новое знание.

Именно поэтому в результате технологической революции в области переработки информации сам объем информации начал катастрофически быстро расти, но соответствующего роста знаний не происходит .

Современное развитие требует от хранения данных перейти к управлению знаниями
Держать книгу в руках не означает обладать знаниями, даже если эта книга авторитетный справочник
Чтение самой книги не означает извлечение знаний

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

o В начале 1990-х годов группой экспертов Программы развития ООН была разработана новая концепция развития человеческого потенциала

(human development):

во главу угла ставится не способность к производительному труду

(т.е. экономическая ценность индивида), а само развитие человека

o Человеческое развитие рассматривается как цель и критерий общественного прогресса , а не средство для экономического роста. Преимущество концепции — в выделении базовых критериев социального развития:

n долголетие,

n образование,

n доход

Комментарии:

o бурный рост уровня общего и профессионального образования населения большинства стран

o быстрое повышение удельного веса квалифицированного труда («белых» и «серых воротничков»)

o снижение доли и массы неквалифицированного труда

o повышение роли умственных, творческих функций

o снижение монотонных физических операций в деятельности человека

Диапазон значений ИРЧП в «Докладе о развитии человека за 2007/2008 год»:

  • от 0,965 в Норвегии до 0,311 в Нигере (данные за 2005 г.)
  • порогом высокого уровня развития человеческого потенциала является значение 0,800

В группу развитых входят уже 63 страны

  • C 2005 г. Россия вошла в число развитых стран с индексом 0,802 (в 2001 г. — 0,779),
  • Россия занимает только 67 место между Беларусью и Албанией. Главная причина скромного места в рейтинге - не столько невысокие доходы, сколько чрезвычайно низкая ожидаемая продолжительность жизни россиян.

Человеческий капитал

o это сложный комплекс приобретенных человеческих способностей

o который включает накопленный запас знаний, профессионального опыта и навыков, здоровья и психологических мотивов, личностных качеств -инициативность, креативность и т. д.

o Благодаря этим характеристикам современный работник выступает в качестве ключевого фактора общественного воспроизводства

Человеческий капитал обладает
- самостоятельной формой движения,
- свойством самовозрастания и аккумулирования,
- имеет качественные и количественные характеристики, внутреннюю структуру,
- выражает определенные экономические отношения
.

Роль государства в воспроизводстве человеческого капитала

o государство берет на себя часть расходов по поддержанию и развитию некоторых отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, наука, культура)

o выполняет функции по обеспечению общественного порядка, безопасности, экологической защите

o государство через бюджет посредством социальных трансфертов обеспечивает перераспределение доходов в пользу менее обеспеченных людей и слоев населения

ВОПРОС 2
Советское наследие в области человеческого потенциала

o В наследство от советского периода Россия получила противоречивое состояние человеческого потенциала

n с одной стороны, немалые социальные достижения

n с другой - масса нерешенных

и даже болезненных проблем

1. Тип и особенности воспроизводства населения, численность которого на начало 1991 года составила 148,5 млн. человек, т.е. более половины населения СССР и примерно 2,5% населения планеты

o Средняя продолжительность жизни в 1990 году составила

n по РСФСР 69,3 года (63,9 для мужчин и 74,4 для женщин)

n в то время как в развитых - на уровне 70- 77 лет

2. В ЭРС с последней четверти XX века складывается новое качество жизни населения, в Советском Союзе этого не произошло.

3. К началу 1980-х годов рост реальных доходов населения фактически прекратился

В частности:

Наблюдалось отставание потребления по многим параметрам пирамиды потребностей

n по среднедушевому потреблению основных продовольственных товаров

n в обеспеченности жильем, одеждой, обувью, предметами длительного пользования, облегчающими домашний труд, разнообразными услугами

n для использования домашней бытовой техники не было необходимой инфраструктуры

Отраслевая структура рабочей силы РСФСР

o отражала особенности позднего индустриализма

n свыше 40% занятых в промышленности и строительстве

n около 15% - в сельском хозяйстве

n низкий в сравнении с развитыми странами удельный вес сферы услуг

o Более продвинутой стороной человеческого потенциала в советское время была его интеллектуальная и, прежде всего, образовательная составляющая:

n осуществлено всеобщее среднее образование молодежи

n велась на высоком уровне подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием, профессиональная подготовка работников, система повышения квалификации кадров

С ростом интеллектуализации возрастает продолжительность жизни!

Научный потенциал

В 1988 г. - 1,5 млн. научных работников, включая:

n 50 тыс.докторов и

n около 500 тыс. кандидатов наук,

n это составляло 20-23% мирового научного персонала

В результате:
1) Ухудшение демографической ситуации в стране, которая характеризуется, несмотря на положительное сальдо миграции, снижением рождаемости и увеличением смертности.
2) Уменьшение числа лиц трудового возраста.
3) Изменение пропорции между трудоспособным и нетрудоспособным населением в пользу последних.

Вопрос 4. Качество человеческого потенциала современной России

Несмотря на то, что сегодня значительное внимание в экономической сфере обращено на природные ресурсы (нефть, газ, лес, алмазы), все-таки главное богатство России - это ее человеческий потенциал, особый демографический генофонд, который отмечается ярко выраженной позитивной спецификой.

Идею качества человеческого потенциала как главной характеристики состояния народа в свое время сформулировал Питирим Сорокин, оценивая потери населения во время первой мировой войны и революции.

Динамика численности населения

Феномен депопуляции (снижение рождаемости, рост смертности, падение положительного сальдо международной миграции.

Сверхсмертность мужчин, особенно в трудоспособных возрастах . При со-хранении современного уровня смертности из числа россиян, достигших 16 лет в 2000, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин

Качественные характеристики населения

1. Физическое, психическое и социальное здоровье.

2. Профессионально-образовательные ресурсы и интеллектуальный по-тенциал.

3. Культурно-нравственные ценности, духовность и социокультурная активность граждан .

Здоровье населения
- рост заболеваемости (туберкулез, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, психические заболевания и др.)
- рост инвалидизации (каждый год численность инвалидов увеличивается на 1 млн. человек)
- резкое падение здоровья детей, подрастающего поколения

Профессионально- интеллектуальный потенциал

Внутренняя миграция из сферы науки почти в 10 раз превышает внешнюю, направляясь в торговлю, промышленность, финансовые органы и, прежде всего, - коммерческие банки

Произошло снижение уровня общего образования

Углубляются диспропорции между профессиональным статусом рабочей силы и изменяющимся спросом на нее со стороны работодателя

Обостряется структурное несоответствие рабочей силы и рабочих мест

Культурно-нравственные ценности и
духовность граждан

o Проблемы кризиса социальных ценностей, падения нравов и моральных принципов на базе отсутствия правопорядка и нарушения законности

o Процесс "размывания" таких норм нравственности, как доброта, милосердие, вежливость, честность, ответственность, порядочность

Качество трудового потенциала

o Индикатором качества трудового потенциала является социальная дееспособность, понимаемая как способность личности к осуществлению трудовых функций в специфических условиях конкретного производства

Качество трудового потенциала определяется двумя группами свойств:

1) энергетический потенциал , или способность к труду (физическое здоровье, психическое здоровье) и интеллектуальный потенциалы;

2) социально-психологический потенциал , определяемый коммуникативными возможностями и социальной активностью

Основные направления развития человеческого потенциала

- наука
- образование
- культура
- искусство
- здравоохранение
- информационное обеспечение
- инвестиции в безопасность населения и предпринимателей
- инвестиции в создание условий для поддержания и развития предпринимательской способности;
- инвестиции в воспитание детей;

- инвестиции в институциональное обслуживание население
- инвестиции в знания, связанные с приглашением специалистов, творческих людей и других талантливых и высокопрофессиональных людей из других стран, которые существенно увеличивают человеческий потенциал
- инвестиции в развитие экономической свободы, включая свободу миграции труда

1

В статье рассматривается молодежь, как основной потенциал для социального и экономического развития общества. Молодежь всегда считалось основой построения будущего, но только сейчас признается ее активность и самостоятельность в построении этого будущего. Делается акцент на том, что необходимо поддерживать и стимулировать социальную активность молодежи в различных сферах жизни. Определены условия, которые могут способствовать развитию человеческого потенциала молодежи, а также противоречия в построении и практической реализации работы по развитию потенциала молодежи. Ведь именно от того, каким образом в рамках политики будут решаться проблемы и реализовываться возможности молодежи, будут зависеть и социальные, и экономические условия и благосостояния, а также условия жизни будущих поколений.

современное общество

молодежь

человеческий потенциал

инновационный потенциал

социальная активность

механизмы вовлечения

условия развития человеческого потенциала

противоречия

1. Петров М. Человек и культура в НТР // Вопросы философии. - 1999. - №5. - С. 80.

2. Дилигенский Г.Г. Конец истории» или смена цивилизации? // Вопросы философии. - 1991. - №3. - С. 41.

3. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2000. - 304 с.

4. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения / под ред. Б.Г. Юдина. - М., 2002.

5. Всемирная программа действий в отношении молодежи до 2000 года и на последующий период: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, 13 марта 1996. - www.un.org/ru/ga.

6. Гиль С.С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. - М.: Социальный проект, 2004. - 192 с.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - www.businesspravo.ru.

8. Иваненков С.П. Проблемы культуры молодежи // Кредо. - 1998. - № 1 (7). - С. 20-25.

Современное общество, называемое чаще всего постиндустриальным или информационным, характеризуется следующими характеристиками:

    Преобладание концепции развития творческого потенциала человека, его профессионализма и эрудиции, способности выполнять различные роли и функции ;

    Формирование новых приоритетов личности, ориентированных на свободное развитие каждого человека и творчество, что в дальнейшем способствует максимальной мобилизации потенциала человека ;

    Труд становится сферой непосредственного удовлетворения духовных потребностей и потребностей в творчестве; свободное время является обязательным условием формирования творческой личности;

    Ведущей характеристикой производственной деятельности является ее инновационность, важной составляющей которой является интеллектуальная активность;

    В новых условиях знания будут доступны всем, в связи с чем возникает необходимость умения их накапливать, перерабатывать, генерировать .

Соответственно изменяются требования к молодежи. В первую очередь это обусловлено тем, что молодежь должна как можно раньше научиться избегать ошибок и подготовиться к их преодолению. Поэтому молодежь должна самостоятельно научиться жить в современном обществе и быть готовой к последующим изменениям в нем. В то же время, чаще всего молодежь считается стратегическим ресурсом и от уровня развития ее человеческого потенциала зависит развитие общества в целом.

Словосочетание «человеческий потенциал» довольно прочно вошло в лексикон научных работников, государственных деятелей, журналистов. А понятие «развитие человеческого потенциала» стало исходным для концепции человеческого потенциала, которая разрабатывалась во многих странах мира. Особенность концепции в том, что базирующаяся на её основе оценка состояния той или иной страны включает в себя не только традиционные макроэкономические параметры, но также характеристики здоровья и образования населения, которым придаётся одинаковая значимость.

Понятие «человеческий потенциал» пришло из экономики, но в настоящее время активно используется во всех научных и практических направлениях деятельности, связанных с человеком.

А. Сену трактует развитие человека как расширение его возможностей, а не просто возрастание материального или экономического благосостояния.

Соответственно развитие человека происходит при создании возможностей для расширения выбора людьми, выбора совершать больше дел, жить долго, спастись от болезней, иметь доступ к знаниям.

Следовательно, развитие человеческого потенциала возможно в специально созданных условиях. Такими условиями могут быть демократическая общественная система, приоритет индивидуальных ценностей; удовлетворение базовых потребностей человека и соответствующая патерналисткая ответственность государства; экономический рост как средство, позволяющее увеличить расходы на развитие человека и т.д. .

Такая концепция указана в Докладах о человеческом развитии подготовленных под эгидой ООН, начиная с 1990 г. Обоснованный в рамках этой концепции комплексный подход к человеку и к человеческому обществу во многих странах был признан настолько конструктивным и перспективным, что, начиная с 1995 г. издаются национальные доклады о человеческом разви- тии - в том числе во всех государствах Евросоюза, а также в России.

Исходя из рекомендаций ООН и разработанной теории развития человеческого потенциала в экономических и других науках, можно тезисно обрисовать задачи, которые возможно ставить перед институтами и структурами, осуществляющими работу с молодежью во всех ее аспектах на разных уровнях:

    Сохранение человеческой природы каждого молодого человека;

    Сохранение уникальной, естественной, данной по факту рождения человеческой жизни;

    Формирование посредством обучения и воспитания жизнесохраняющих практик, способствующих развитию и реализации человеческого потенциала молодежи.

Закрепление этих позиций по отношению к работе с молодежью мы видим в международных и российских документах, регулирующих работу с молодежью.

В тексте Всемирной программы действий в отношении молодежи, принятой ООН, молодежь признается основным ресурсом для достижения целей развития и главным проводником социальных изменений, экономического развития и технического процесса . Их творческое воображение, идеалы, могучая энергия и проницательность имеют большое значение для обеспечения постоянного развития того общества, в котором они живут. И от того, каким образом в рамках политики будут решаться проблемы и реализовываться потенциальные возможности молодежи, будут зависеть социальные и экономические условия, благосостояние и условия жизни будущих поколений.

В Европейской Хартии об участии молодежи в жизни местных сообществ указано на необходимость поддерживать и стимулировать социальную активность молодежи в условиях общин и регионов. Это способствует социальной интеграции молодежи путем указания пути противостояния трудностям, а также позволяет соответствовать требованиям современного общества.

Мировой опыт создания документов, координирующих работу с молодежью, уже с 90-х годов ХХ века признает самого молодого человека и его проблемы, потребности и интересы за основу деятельности государственных и негосударственных структур. В России только сейчас мы начинаем обращаться к мировому опыту и рассматривать субъектом молодежной политики в первую очередь молодого человека. Эффективность мер, принимаемых по отношению к молодежи, будет оценена только через 5-10 лет.

Как отмечает в своей докторской диссертации С.С. Гиль, молодежь - это основной инновационный потенциал общества. Молодежь как инновационный потенциал имеет большое значение для социального и экономического развития общества; играет роль группы, не только готовящейся к самостоятельной «взрослой» жизни, но и уже активно участвующей во всех социально-экономических отношениях .

В «Стратегии 2020», молодежь признается носителем инновационного потенциала развития. В тексте Концепции указывается, что российское общество ожидает научную, творческую и предпринимательскую активность молодежи, обеспечивающую в первую очередь саморазвитие . Для достижения этого от молодого человека ожидается, что еще до получения диплома он активно будет вовлекаться в трудовую деятельность. Необходимо, чтобы молодежь участвовала в развитии инновационного сектора экономики через молодежное предпринимательство. Требуется более активное участие молодежи в профессиональных, творческих, спортивных, научных конкурсах. Молодежи необходимо принимать участие в волонтерской деятельности и в общественных организациях, развивать различные формы самоуправления.

Инновационная модель развития предполагает действия по нескольким направлениям. Одно из направлений - развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала за счет развития социальных секторов экономики. Такие условия, созданные обществом и государством для реализации указанных выше требований, приведут к развитию молодежи страны. И изменить положение молодежи возможно только в результате системной, долговременной работы, которую общество и государство организуют и специально воплощают вместе с молодежью сегодняшнего дня по отношению к молодежи дня завтрашнего.

Молодежь всегда считалась основой построения будущего, но только сейчас признается ее активность и самостоятельность в построении этого будущего. Соответственно развитие молодежи должно соответствовать требованиям общества и требованиям молодежи.

В обществах, заинтересованных в стабильности как сегодня, так и завтра, сложилось весьма четкое понимание того, что молодежи, в силу ее особенностей, необходимо помочь осознать свои первоочередные потребности. Потому необходимо принять определенные действия для создания специальных механизмов осознания этих первоочередных потребностей и достижения экономической и индивидуальной независимости как личностей.

Одним из таких механизмов может быть вовлечение, которое, по предположению С.М. Иваненкова, должно быть всесторонним и подразумевает наличие следующих параметров:

    Активную взаимосвязь молодежи и взрослого общества;

    Активное участие юношей и девушек в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества на равной основе;

    Максимальное использование созидательных способностей молодежи на благо подлинной демократии и развития;

    Обязанность взрослого общества обеспечить равные возможности для различных категорий молодежи , то есть, механизмы вовлечения предполагают активность самой молодежи и зависят от условий, созданных в обществе и от оценки молодежи общества.

На основе анализа указанных документов и разработок нами определены условия, которые могут способствовать развитию человеческого потенциала молодежи. Эти условия могут быть созданы как в целом в обществе, так и отдельными специалистами в рамках того или иного направления работы с молодежью.

К таким условиям можно отнести:

    Целью всех действий в рамках работы с молодежью является сам молодой человек;

    Действия, направленные на развитие потенциала молодежи, должны быть структурированы по организационным уровням, направлениям работы, проблемам, которые характерны для всей молодежи, но с учетом региональных и индивидуальных особенностей молодых людей;

    Развитие молодых людей происходит в разнообразных видах деятельности, при обязательных их активности и участии;

    Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России;

    Развитие созидательной активности молодежи;

    При организации работы с молодежью необходимо соблюдение следующих принципов: открытость, участие, подотчетность, эффективность, сплоченность;

    Создание эффективных возможностей для восполнения упущенных возможностей.

Одновременно с предлагаемыми условиями мы осознаем, что в построении и практической реализации работы по развитию потенциала молодежи возникают следующие противоречия:

    Между требованиями современного общества к молодежи и созданными в настоящее время условиями для развития ее потенциала;

    Между деятельностным подходом, необходимым для развития потенциала молодежи, и отсутствием условий и возможностей, созданных государством для проявления активности молодежи;

    Между системно разработанными документами и отсутствием системы их практического воплощения.

Преодоление указанных противоречий и создание указанных условий в обществе в рамках работы с молодежью позволит способствовать развитию человеческого потенциала у каждого молодого человека.

Рецензенты:

    Бударина А.О., д.п.н., доцент, доцент кафедры теории и методики преподавания иностранного языка факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Балтийского федерального университета им. И. Канта, г. Калининград;

    Гиль С.С., д.п.н., профессор, начальник Управления образования и инноваций Центросоюза Российской Федерации.

Работа поступила в редакцию 06.09.2012.

Библиографическая ссылка

Малин С.В. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9-4. – С. 854-857;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30410 (дата обращения: 24.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Человеческий потенциал - системная совокупность интеллектуальных и физических способностей воспроизводства здоровья, знаний, профессиональной квалификации, умений и навыков, получения дохода, восприятия и развития культуры и этики, которая в определенных условиях, при необходимых ресурсах обеспечивает возможность жизнедеятельности. Ч.п. - социальный ресурс, которым обладает каждый человек, семья (домашнее хозяйство), трудовой коллектив предприятия, фирмы, организации, отрасли, региональное сообщество и общество в целом. Величина Ч.п. и его изменения оцениваются количественными и качественными характеристиками.

Развитие Ч.п. обусловлено совокупностью взаимовлияющих факторов. К факторам, влияющим на развитие Ч.п., относят здоровье, знания и образование, доход. В теории развития Ч.п. влияние указанных факторов на изменения Ч.п. признается равнозначным; сами факторы измеряются и оцениваются количественно. Количественно оцениваются также факторы социальной и личной безопасности. Влияние факторов, обусловливающих восприятие и развитие культуры, этики, а также социальной адаптации и др., оценивается качественными характеристиками. На протяжении длительного периода развития индустриального общества экономическая мысль находилась под меркантильным влиянием процессов, производства и накопления материальных благ. Накопление материального богатства и капитала рассматривалось как универсальный и главный фактор, определяющий прогресс общества. Лишь во второй половине XX в. глубокий всесторонний анализ источников и факторов роста материального богатства и благосостояния привел к принципиально новому пониманию роли и значения человека в экономике, объективно способствовал возрождению и формированию современной концепции социально-экономического развития, согласно которой человек его главная цель и главный субъект. Более того, традиционная ортодоксальная политика Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка во многих странах не только не вывела эти страны из глубокого экономического застоя, но привела к критическому спаду в экономике, обнищанию большей части населения, резкому обострению социальных проблем и социального неравенства. В ответ на жесткую монетаристскую политику, проводимую в те годы МВФ и Всемирным банком, ЮНИСЕФ настаивал на том, что желательно и возможно разработать принципиально новую программу «перестройки с человеческим лицом». Такая программа, по мнению экспертов ЮНИСЕФ, может защитить беднейшие и малоимущие социальные группы от резкого падения доходов, снижения уровня жизни и социальной деградации, поддержать основные социальные системы, их организации и службы: образования, здравоохранения, социального страхования, ухода за детьми и престарелыми в условиях резкого сокращения государственных расходов. Развитие науки, образования, здравоохранения и культуры - главных источников, обеспечивающих развитие человека, его физического и духовного здоровья, творческих способностей, знаний и профессионализма, - одна из наиболее приоритетных целей экономического и общественного прогресса. Признание идеи приоритетности развития человека, формулирование и закрепление основополагающих концептуальных положений, в которых человек признается главной целью и главным субъектом развития, заложили интеллектуальный фундамент концепции развития человеческого потенциала. В соответствии с главными целями и приоритетами развития Ч.п. его изменения определяются индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП) - интегрированным показателем; рассчитывается как усредненное значение следующих трех обобщенных показателей (индексов человеческого развития):

Индекса ожидаемой продолжительности жизни (долголетия), определяемого как продолжительность предстоящей жизни при рождении;

Индекса достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения и совокупная доля учащихся учебных заведений первого, второго и третьего уровней;

Индекса уровня жизни, который определяется как скорректированный реальный ВВП на душу населения (ППС в долл.).



Что еще почитать