Как человек воспринимает мир. Три основных способа мировосприятия Как люди воспринимают мир

Людей уже дано разделили на типы восприятия окружающего мира.

Речь идет об кинестетиках, аудиалах и визуалах. Это конечно условное разделение и в каждый из нас использует несколько способов изучения окружающего мира. Но какой-то тип все равно преобладает.

Мысль темы такая:

Для развития способностей нужно развивать в первую очередь те, что ближе вам по типу восприятия. Другими словами если вы кинестетик, не стоит тратить время на развитие ясновидения, лучше заняться работой с энергией. Ясновидение придет немного в другой форме и чуть позже.

Вкратце о типах личности и как их можно использовать.

Кинестетик, человек познающий мир через прикосновения. Руки, пальцы его главный инструмент познания. Часто видя предмет и зная, что это такое, все равно обязательно потрогает, пощупает. Воспринимаемое пространство у кинестетика — расстояние вытянутой руки. В разговоре часто используют слова чувствовать, и прочие слова связанные с ощущениями тела.

Ауадиалы это такие слухачи, не пропустят мимо себя ни одного звука. Любят музыку и прочие звуки. Из них получаются виртуозные музыканты. Слуху доверяют больше других органов чувств. Они могут помнить, что им сказали много лет назад, не помня при этом, как выглядел человек. Много сами говорят, им режет слух не правильная речь или фальшивая мелодия.

Визуалы воспринимают мир с помощью картинок и образов. Могут четко помнить фрагмент из фильма, который видели много лет назад. Легко представляют и оперируют образами. Могут создать в своей фантазии полноценный мир. Большинство визуалов женщины. Ясновидение естественное явление при раскрытии своих способностей.

Хочу предложить вам небольшой тест, для уточнения своего типа.

Закройте глаза и попробуйте представить, например пятирублевую монету. Увидеть одну строну, затем другую. Прочитать надпись и рассмотреть, словно смотрите глазами.

С закрытыми глазами попробуйте пощупать монету. Почувствовать холод метала, выпуклость поверхности, определить, где орел и решка.

Попробуйте мысленно бросить монету на стол, или ударить ее ногтем. Услышьте звук.

Кому-то легко удается проделать все эти действия. Но одно действие будет получаться легко и четко, а другие не очень. Определитесь со своим восприятием мира. Все дальнейшие развитие будет в работе и усилении этого изначального качества.

Как пример, развитие аджна-чакры (область расположения на уровне центра лба между бровями).

Цвет энергии: синий (сама чакра чисто-белая)

Звук октавы ля.

Ощущения вибрация, давление, пульсация.

Подбираем себе практики, и работаем с ними, исходя из своего восприятия мира. И прейдут к вам знания, не веденные ранее. Получите ответы на вопросы и зададите новые, о которых еще не знаете.

Погружение во тьму

Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда «закрыты»? Что такое тьма для слепого человека и как он ее видит?

Вообще, картина мира слепого во многом зависит от того, во сколько лет он потерял зрение. Если это произошло уже в сознательном возрасте, то человек мыслит теми же образами, что и зрячие люди. Просто информацию о них он получает с помощью других органов чувств. Так, слыша шелест листвы, он представляет деревья, теплая солнечная погода будет ассоциироваться с голубым небом, и так далее.

Если человек потерял зрение в детстве, после пяти лет, он может помнить цвета и понимать их значение. Иными словами, он будет знать, как выглядят стандартные семь цветов радуги и их оттенки. Но визуальная память все равно будет развита слабо. Для таких людей восприятие базируется, по большей части, на слухе и осязании.

Совсем по иному представляют себе мир люди, которые никогда не видели солнечного зрения. Будучи слепыми от рождения или с младенческого возраста, они не знают ни образов мира, ни его красок. Для них зрение, как и визуальное восприятие ничего не значит, поскольку область мозга, отвечающая за преобразование визуальной информации в изображение, у них просто не работает. На вопрос о том, что они видят перед глазами, они, скорее всего, ответят, что ничего. Вернее, они просто не поймут вопрос, поскольку у них не развита ассоциация предмета с изображением. Они знают названия цветов и предметов, но им неизвестно, как они должны выглядеть. Это лишний раз доказывает неспособность слепых, которым удалось вернуть зрение, узнать знакомые им по осязаниям предметы, увидав их воочию. Поэтому слепой никогда не сможет объяснить, какого цвета настоящая тьма, потому что он ее не видит.

Тактильные сны

Со снами похожая ситуация. Люди, утратившие зрение в сознательном возрасте, по их собственным рассказам, еще какое-то время видят сны «с картинками». Но по прошествии времени им на смену приходят звуки, запахи, осязательные ощущения.

Человек, который слеп с самого рождения, не увидит в своих снах абсолютно ничего. Зато почувствует. Предположим, что нам снится сон, в котором мы находимся на песочном пляже. Зрячий человек, скорее всего, увидит сам пляж, океан, песок, набегающую волну. Слепой услышит звук волны, почувствует песок, сыплющийся сквозь пальцы, ощутит легкий бриз. Невидящий с рождения видеоблоггер Томи Эдиссон описывает свои сны следующим образом: «Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет». Разумеется, он всего этого не видит. Но слышит звуки, которые вызывают у него соответствующие ассоциации.

Эхолокация

Зрячие люди получают 90 % информации благодаря своим глазам. Зрение для человека – главный орган чувств. Для слепого эти 90% или, по некоторым версиям 80%, приходятся на слух. Поэтому большинство невидящих обладают очень чутким слухом, которому зрячий может только позавидовать – в их среде часто встречаются великолепные музыканты, например, джазовый исполнитель Чарльз Рэй или пианист-виртуоз Арт Тэйтум. Слепые не только могут по-настоящему слышать и внимательно следить за звуками, но и в некоторых случаях использовать эхолокацию. Правда, для этого нужно научиться распознавать звуковые волны, отраженные окружающими объектами, определять положение, удалённость и размер предметов, находящихся поблизости.

Современные исследователи более не относят этот метод к разряду фантастических способностей. Методику применения эхолокации для незрячих разработал такой же слепой с раннего детства американец Дэниэл Киш. В 13 месяцев ему удалили оба глаза. Естественная тяга к познанию мира у слепого ребенка вылилась в использование им способа отражения звука от разных поверхностей. Им же пользуются летучие мыши, живущие в полной темноте, и дельфины, использующие эхолокацию для навигации в океане.

Благодаря своему уникальному способу «видеть», Дэниэлу удалось жить жизнью обычного ребенка, ни в чем не уступавшего его более удачливым ровесникам. Суть его метода проста: он постоянно прищелкивает языком, посылая впереди себя звук, который, отражается от разных поверхностей, и дает ему представление об окружающих его предметах. Фактически то же самое происходит, когда слепые постукивают палкой – звук трости по дороге, отскакивает от окружающих поверхностей и передает человеку некоторую информацию.

Тем не менее, способ Дэниэля пока еще не получил распространения. В частности, в Америке, где он зародился, согласно мнению Американской национальной федерации слепых людей, его признали «слишком сложным». Но сегодня на помощь хорошей идее пришли технологии. Два года назад израильские ученые разработали специальную систему Sonar Vision, которая способна преображать изображение в звуковые сигналы. Она работает аналогичным образом, что и система эхолокации у летучих мышей, только вместо щебетания применяется видеокамера встроенная в очки. Ноутбук или смартфон преобразует изображение в звук, который в свою очередь передается на гарнитуру. Согласно проведенным экспериментам, после специального обучения, слепые люди с помощью устройства смогли идентифицировать лица, здания, положение объектов в пространстве и даже определять отдельные буквы.

Мир на ощупь

К сожалению, все вышеперечисленные способы восприятия окружающего мира подходят не всем слепым. Некоторые с рождения лишены не только глаз, но и ушей, а точнее слуха. Мир слепоглухих ограничивается памятью, в случае если они потеряли зрение и слух не с рождения, и осязанием. Иными словами, для них существует лишь то, чего они могут коснуться. Осязание и запах – единственные нити, связывающие их с окружающих миром.

Но даже для них есть надежда на полноценную жизнь. С ними можно разговаривать с помощью, так называемой, дактилологии, когда каждой букве соответствует определенный знак, воспроизводимый пальцами. Огромный вклад в жизнь таких людей внес шифр Брайля – рельефно-точечный тактильный способ письма. Сегодня выпуклые буквы, непонятные зрячему человеку, распространены повсеместно. Существуют даже специальные компьютерные дисплеи, способные преобразовывать электронный текст в выпуклую надпись. Однако такой способ применим лишь к тем, кто лишился зрения и слуха уже после того, как успел выучить язык. Тем же, кто слеп и глух с рождения, приходится уповать лишь на осязание или на вибрации

Считывая вибрации

Совершенно уникальным в истории является случай американки Хелен Келлер, которая еще в младенчестве потеряла зрение и слух в результате перенесенной лихорадки. Казалось бы, ей уготована жизнь замкнутого человека, который в связи со своей инвалидностью просто не сможет выучить язык, а значит, не сможет общаться с людьми. Но ее стремление познавать мир наравне со зрячими и слышащими было вознаграждено. Когда Хелен подросла, ее определили в школу Перкинса, специализирующуюся на обучении слепых людей. Там ей выделили преподавателя Энн Салливан, которая смогла найти правильный подход к Хелен. Она научила языку девушку, никогда не слышавшую человеческой речи и не знающую даже приблизительного звучания букв и смысла слов. Они прибегли к методу «Тадомы»: прикасаясь к губам говорящего человека, Хелен ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони.

После освоения языка для Хелен открылась возможность использовать шифр Брайля. С его помощью, она добилась таких успехов, которым бы позавидовал обычный человек. К концу своего обучения, она полностью освоила английский, немецкий, греческий и латынь. В возрасте 24-х лет она с отличием окончила престижный институт Рэдклиф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Впоследствии она посвятила жизнь политике и защите прав людей с ограниченными способностями, а также написала 12 книг про свою жизнь и мир глазами слепых.

Какая наука изучает типы восприятия и зачем это нужно? Неужели лишь для того, чтобы блеснуть перед друзьями эрудированностью и знанием умных словечек? Как применить эти знания на практике?

Все эти вопросы возникают каждый раз, когда мы натыкаемся в просторах интернета на тесты по определению типа восприятия. Это модная новинка, которая скоро забудется? Нет, друзья, нет так уж и свежо это течение.

Что такое тип восприятия

Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено. Необходимо заметить, что до XVIII в. человек рассматривался учеными как часть социума, что понятно и логично. Подход к изучению психологии личности и развитие теории, которая начала допускать принцип личной выгоды у человека и оценку всех явлений, исходя из их полезности и приятия отдельным индивидом, у психологов Бентама и Смита. Это момент стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении.

В XIX–XX вв. начался период развития социальной психологии. Исследователи впервые начали проводить лабораторные эксперименты. Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации. Сейчас изучением этих тонкостей занимается целая наука, которая называется «Соционика».

Как определяются типы восприятия

Существуют специальные тесты. Любопытства ради, Вы имеете возможность пройти один из этих тестов прямо в интернете. Издана масса книг, которые рассказывают о типах восприятия в том числе. Как правило, в них напечатаны простенькие тесты, которые с некоторой долей вероятности определяют, к какому типу восприятия Вы ближе. Для людей, которые поставили перед собой цель разобраться в своих способностях и особенностях восприятия, работают психологи. Тесты на тип восприятия, которые проводит специалист, наиболее достоверны и всеобъемлющи. Отсюда вытекает абсолютно логичный вопрос: «Зачем это нужно?»

Для того, чтобы понять полезность этих знаний, необходимо вспомнить об особенностях каждого типа восприятия и поработать с примерами. Для начала необходимо сказать, что чистые типы в плане восприятия встречаются крайне редко. Речь идет о предрасположенности.

Эти люди воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Итак, Вы прошли тест и определили свою принадлежность к визуалам. Что дальше? Использовать эту особенность в саморазвитии. Каждый из нас чему-то учится. Необходимость усваивать новую информацию возникает каждый день.

Человек, который механически исполняет уже выученные и доведенные до автоматизма действия, начинает деградировать. Дети учатся в школе. Как помочь маленькому визуалу? Научить рисовать картинки во время освоения материала. Зрительные образы, которые связаны с определенной информацией, останутся у него навсегда. Взрослый визуал должен выполнять инструкции начальства, от этого напрямую зависит Ваш карьерный рост. Рисуйте схемы, именно этот способ поможет Вам понять, как наиболее эффективно выполнить поставленную задачу.

Цели:

  • познакомить детей с системой органов чувств, показать их значение в жизни человека;
  • обосновать основные правила охраны органов чувств и убедить учащихся в необходимости их выполнения;
  • учить наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Оборудование:

  • рисунки (изображения предметов и животных), ложка, вилка, мяч;
  • магнитофон и аудиозаписи различных звуков;
  • таблицы, изображающие строение и работу органов чувств, баночки, бутерброды.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

– Какие органы человека вы знаете?

– Какую работу они выполняют?

– Что такое системы органов? Приведите примеры.

– Какая система управляет деятельностью организма?

– Что изучает анатомия, физиология, гигиена?

– Какие пословицы о здоровье вы подобрали и записали?

III. Сообщение темы и задач урока.

Сейчас давайте разгадаем кроссворд:

  1. С помощью какого органа вы узнаёте, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
  2. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге?
  3. Какой орган помогает нам узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?
  4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов?
  5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую – от солёной?

(Ответы: 1. Ухо. 2. Глаз. 3. Кожа. 4. Нос. 5. . Язык.)

– Какие это органы? (Органы чувств)

Когда рождается на свет ребёнок,
В руках у матери ему спокойно и тепло.
Но в голове его уже с пелёнок
Сто “почему” и “для чего”.
И каждый день и каждый час,
Шагая по родной планете,
Он познаёт чудесный мир,
В котором вы живёте, дети.

– Тема нашего урока: “Как человек воспринимает окружающий мир”. Органы чувств. Давайте познакомимся с ним подробнее.

– Посмотрите на таблицу.

(Класс делится на пять команд)

На доске (обратной стороной вверх):

– Какие органы чувств вы знаете? (Глаз, ухо, нос, кожа, язык)

(Учащимся предлагается сравнить яблоки)

ГЛАЗА: С помощью глаз мы видим, что одно яблоко большое, а два других – маленькие, что они круглой формы, жёлтые, т. е. можем различить размер, форму, цвет.

(переворачивается карточка, где написано: “Зрение (глаз)”)

– Посмотрите друг на друга: спереди глаза защищены веками, края которых… Продолжите. (покрыты ресницами).

– Веки и ресницы предохраняют глаза от света и пыли.

– Над глазами брови, которые отводят от глаз пот, если он выделяется на лбу.

– Давайте послушаем рассказ о значении зрения в жизни человека.

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. .

В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир “через дыры глаз”. И если подумать, это почти так и есть.

Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом вроде желе, абсолютно прозрачным, т. к. на 90 % оно состоит из воды. Глаз – самый водянистый орган в нашем организме: даже кровь состоит из воды лишь на 80%.

Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если её пробить, то с глазом может произойти то же, что и с разбитым яйцом.

Глаз – очень важный орган и поэтому заботливо оберегается организмом. Потечёт со лба пот, его остановит изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – её задержит частокол ресниц. А если несколько пылинок и сядут на роговицу, их тот час слизнёт непрерывно мигающее веко, которое само закрывается, если какой-нибудь предмет окажется в опасной близости от глаза. С внутренней стороны веки влажные. Их смачивает слёзная жидкость, вырабатываемая слёзными желёзками вокруг глаз. Моргая, мы регулярно смачиваем поверхность глаза, и делаем мы это так же регулярно, как и дышим.

– Что же такое зрение?

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Мы видим только при наличии света. Интересный случай произошёл с русским солдатом. Он в течение 9 лет, с 1915 по 1924 год, оставался в тёмном подземелье Брестской крепости. У него было достаточное количество продовольствия и воды. Но свечей и спичек хватило только на 4 года. 5 лет полной темноты. Отвыкнув от света, человек ослеп.

Однако зрение ухудшается, когда человек работает при плохом освещении, читает лёжа или движущемся транспорте. Частый и долгий просмотр телепередач, работа у компьютера очень утомляют глаза. Зрение слабеет, теряется его острота. Зрение ухудшается. Помните: испорченное зрение трудно исправить.

НОС – (Детям предлагается определить, какие продукты были в баночках)

– Какой орган помог распознать эти продукты? (Нос)

(На доске переворачивается карточка “Обоняние (нос)”)

Нос - орган обоняния

– Что такое обоняние?

– Для чего служит обоняние?

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Наш организм вовсе не безразличен к запахам. Обонятельные клетки, прощупывая своими ресничками воздух, поступающий в нос для дыхания, как бы решают, допускать его или нет. Если воздух загрязнён вредными пахучими веществами, которые издают зловоние, мозг посылает сигнал тревоги. Носовая щель сужается, воздуха проникает внутрь меньше. И наоборот, аромат цветов, талого снега нам вдыхать приятно. Дышится легко, кровообращение улучшается, успокаиваются нервы.

С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, т. к. не могут определить качество пищи.

УШИ – Третьей команде надо по характерным звукам определить предметы, которые их издают, и найти соответствующие картинки.

– Какой орган помог вам определить этих животных? (Уши)

(Переворачивается карточка “Слух (ухо)”)

– С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по возможности орган чувств у человека – ухо.

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

То, что мы называем “ушами” - это только так называемые наружные уши или ушные раковины. Сами они ни чего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы проход. Он заканчивается тоненькой пластинкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону перепонки, а затем – в третье ухо – внутреннее ухо, а далее – в мозг.

Ухо очень тонкий и сложный орган чувств. Если закрыть глаза, мы всё равно будем чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул влево или вправо. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе.

– Значит, ухо – орган слуха и равновесия.

– Что такое слух?

– Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

Люди, которые потеряли слух, могут общаться только на особом языке с помощью мимики и жестов.

ЯЗЫК – Приглашается группа учеников, которые должны определить вкус бутербродов.

– Какой орган помог вам распознать продукты? (Язык)

(Переворачивается карточка “Вкус (язык)”)

Язык - орган вкуса.

– Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

КОЖА – Приглашается группа учеников, которые с завязанными глазами должны определить предметы.

– С помощью чего вы узнали эти предметы?

– Что такое осязание? (Способность кожи чувствовать боль, холод, тепло.)

(Переворачивается карточка “Осязание (кожа)”)

Кожа - орган осязания

– Кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, ещё более важна её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т. е. растяжимость.

Это обеспечивает вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвётся и не сползает.

Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ И МОЗГ – Сегодня мы узнали о том, какую роль играют в нашей жизни органы чувств. И всё же учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?

– С помощью органов чувств мы воспринимаем информацию из внешнего мира и от самого нашего тела (например, сигналы из желудка).

Нервные окончания тянутся во все части нашего организма. По одним из них передаются приказы мышцам, по другим – мозг принимает сообщения.

Только благодаря органам чувств у нас есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. (Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

Есть ещё чувство равновесия. Его иногда называют шестым чувством.

Все органы чувств действуют совместно, помогают и дополняют друг друга. Все имеют память.

IV. Итог урока.

– Детям раздаются карточки, в которых они должны заполнить пропуски.

V. Домашнее задание.

Страницы учебника: 132 – 136.

  • § 4.6. Типы высшей нервной деятельности. Темперамент
  • Глава 5. Психофизика
  • § 5.1. Психофизика и психофизиология
  • § 5.2. Чувствительность и пороги чувствительности
  • § 5.3. Психологический смысл психофизических законов
  • § 5.4. От психофизических измерений до общих измерений в психологии
  • § 5.5. Психофизика в практике человеческой деятельности
  • Глава 6. Психический склад личности
  • § 6.1. Понятие личности
  • § 6.2. Развитие личности и характер
  • § 6.3. Темперамент
  • § 6.4. Индивидуальность и ее проявление
  • § 6.5. Качества ума
  • § 6.6. Интеллектуальный потенциал
  • § 6.7. Потребности и мотивы личности
  • § 6.8. Преобладающие интересы
  • Глава 7. Социализация личности
  • § 7.1. Что такое «социализация»?
  • § 7.2. Я‑концепция
  • § 7.3. Развитие ответственности личности в процессе социализации
  • Глава 8. Личность как социальный феномен
  • § 8.1. Ценностно‑нормативная система личности
  • § 8.2. Социальные установки
  • § 8.3. Социальный характер и его проявление
  • Глава 9. Личность как этнический феномен
  • § 9.1. Формирование личности как этнического феномена
  • § 9.2. Личность и этнокультурные ценности
  • § 9.3. Этнос и личность
  • Глава 10. Личность как религиозный феномен
  • § 10.1. Религия как этнокультурная ценность
  • § 10.2. Религиозные факторы развития личности
  • § 10.3. Религиозные верования в системе высших ценностей человека
  • § 10.4. Феномен деструктивной религиозности
  • Глава 11. Сознание и познавательные процессы
  • § 11.1. Загадки сознания
  • § 11.2. Психические процессы
  • § 11.3. Как человек воспринимает мир
  • § 11.4. Как человек вспоминает
  • § 11.5. Как человек понимает
  • § 11.6. Как человек решает задачи
  • § 11.7. Зачем человек осознает
  • § 11.8. Медико‑физиологические идеи в понимании сознания
  • § 11.9. Нарушения сознания
  • I. Выключение сознания
  • II. Помрачение сознания
  • III. Нарушение самосознания
  • Глава 12. Речь и мышление
  • § 12.1. Речь, язык, языковое сознание
  • § 12.2. Речевые механизмы. Виды и функции речи
  • § 12.3. Формирование речи у детей
  • § 12.4. Допонятийный и понятийный виды мышления
  • § 12.5. Мышление как высший психический процесс. Интеллект
  • § 12.6. Социальная информация
  • Глава 13. Психическое состояние
  • § 13.1. Понятие «состояние» в естественных и гуманитарных науках
  • 13.2. Состояние психики и психическое состояние
  • § 13.3. Классификация психических состояний
  • § 13.4. Психическое состояние и деятельность
  • Глава 14. Эмоциональная сфера личности
  • § 14.1. Человеческие эмоции и особенности их проявлений
  • § 14.2. Распознавание эмоций по выражению лица
  • § 14.3. Эмоциональный интеллект
  • § 14.4. Высшие чувства
  • Глава 15. Возрастные периоды развития человека
  • § 15.1. Периодизация возрастного развития
  • § 15.2. Период раннего детства
  • § 15.3. Период дошкольного детства
  • § 15.4. Школьный и юношеский периоды
  • § 15.5. Акмеологический период развития. Период взрослости
  • § 15.6. Геронтогенез
  • § 15.7. Потенциалы возрастного развития
  • Глава 16. Психология детей младенческого и раннего возраста
  • § 16.1. Эмоциональное развитие детей в младенческом и раннем возрасте
  • § 16.2. Взаимодействие и привязанность матери и ребенка
  • § 16.3. Программы ранней помощи
  • Глава 17. Социализация в среде сверстников: традиции детской субкультуры
  • § 17.1. Что такое «детская субкультура»?
  • § 17.2. Освоение навыков взаимодействия с людьми в игровом общении детей
  • § 17.3. Развитие навыков эмоциональной саморегуляции в детском сообществе
  • Глава 18. Условия личностной самореализации
  • § 18.1. Понятие самореализации
  • § 18.2. Сила «я» и самоуважение
  • § 18.3. Потенциал лидерства
  • § 18.4. Имидж в формировании лидерства
  • § 18.5. Коммуникативная компетентность
  • § 18.6. Выбор субъективно‑оптимального жизненного пути
  • § 18.7. Условно‑компенсаторные пути в самореализации
  • Глава 19. Личность в группе
  • § 19.1. Социальные роли личности
  • § 19.2. Выполнение социальных ролей
  • § 19.3. Взаимовлияние личности и социальной роли
  • § 19.4. Влияние социальных норм на личность
  • § 19.5. Референтные группы и личность
  • Глава 20. Психология групп
  • § 20.1. Виды групп и их функции
  • § 20.2. Размер группы и ее структура
  • § 20.3. Психологическая совместимость в группе
  • § 20.4. Групповой подход к принятию решений
  • § 20.5. Социально‑психологический климат группы
  • § 20.6. Лидерство и руководство
  • Глава 21. Межличностное общение
  • § 21.1. Функции общения
  • § 21.2. Взаимное влияние людей в процессе межличностного общения
  • § 21.3. Познание в процессе межличностного общения
  • § 21.4. Типичные трудности и техники межличностного общения
  • Глава 22. Кризисы и конфликты в жизни человека
  • § 22.1. Критические жизненные ситуации: стресс, конфликт, кризис
  • § 22.2. Жизненный цикл и возрастные кризисы
  • § 22.3. Противоречия и кризисы как факторы развития личности
  • Глава 23. Личностные конфликты и их преодоление
  • § 23‑1. Личностные конфликты
  • § 23.2. Экзистенциальные кризисные ситуации
  • § 23.3. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов
  • Глава 24. Межличностные конфликтные ситуации и их преодоление
  • § 24.1. Основные типы межличностных конфликтов и их развитие
  • § 24.2. Способы разрешения межличностных конфликтных ситуаций
  • § 24.3. Развитие навыков эффективного взаимодействия в сложных ситуациях человеческих отношений
  • Глава 25. Воля как произвольное управление поведением
  • § 25.1. Воля как психофизиологический феномен
  • § 25.2. Функциональная структура волевого акта
  • § 25.3. Волевые качества
  • § 25.4. Возрастные особенности волевых проявлений
  • Глава 26. Самоконтроль человека
  • § 26.1. Состав, функция и виды самоконтроля человека
  • § 26.2. Самоконтроль в сфере психических явлений
  • § 26.3– Формирование самоконтроля
  • Глава 27. Поведение человека
  • § 27.1. Поведение как психофизиологический феномен
  • § 27.2. Рискованное поведение
  • § 27.3. Асоциальное поведение
  • Глава 28. Отклоняющееся поведение при аномалиях развития личности
  • § 28.1. О психической норме и патологии
  • § 28.2. Причины аномального развития личности. Принципы диагностики
  • § 28.3. Невротическое развитие личности
  • Глава 29. Пограничные нервно‑психические расстройства
  • § 29.1. Предболезненное состояние
  • § 29.2. Преневротические состояния. Невротические реакции
  • § 29.3. Начальные проявления нервно‑психических заболеваний
  • Глава 30. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания
  • § 30.1. Эмоциональный стресс
  • § 30.2. Патофизиологические механизмы психосоматических заболеваний
  • § 30.3. Основные формы психосоматических заболеваний
  • § 30.4. Предупреждение психосоматических расстройств
  • Глава 31. Защитные барьеры человека
  • § 31.1. Организменные барьеры
  • § 31.2. Когнитивные механизмы психологической защиты
  • § 31.3. Теория защитных механизмов личности
  • § 31.4. Интеллектуальные защиты
  • § 31.5. Развитие защитных механизмов у детей и подростков
  • Глава 32. Психическое здоровье
  • § 32.1. Критерии психического здоровья
  • § 32.2. Самоуправление и психическое здоровье
  • § 32.3. Психологические факторы долголетия
  • Глава 33. Человек в сфере трудовой деятельности
  • § 33.1. Подготовка к труду, адаптация внутренних условий и внутренних средств деятельности
  • § 33.2. Требования к внешним условиям и внешним средствам деятельности
  • § 33.3. Адаптация к человеку внешних условий деятельности
  • § 33.4. Напряженность
  • § 33.5. Гиподинамические и спортивные стрессы
  • § 33.6. Чрезвычайные ситуации – катастрофы
  • § 33.7. Подготовка специалистов экстремального профиля
  • § 33.8. Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях
  • § 33.9. Динамика работоспособности
  • § 33.10. Личностные деформации профессионала
  • § 33.11. Профессиональное «выгорание» личности
  • Глава 34. Надежность профессиональной деятельности
  • § 34.1. Проблема надежности
  • § 34.2. Психологические механизмы надежности
  • § 34.3. Надежность личности
  • § 34.4. Психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности
  • Глава 35. Резервы психики
  • § 35.1. Реальность и возможности
  • § 35.2. Резервы в развитии
  • § 35.3. Резервы в деятельности
  • § 35.4. Приемы активизации резервов
  • § 35.5. Активизация компенсаторных механизмов
  • § 35.6. Аутогенная тренировка
  • Глава 36. Психология менеджмента
  • § 36.1. Исторический аспект
  • § 36.2. Профессионально важные качества и подготовка менеджеров
  • § 36.3. Управление мотивацией
  • § 36.4. Обеспечение качества
  • § 36.5. Профессиональное долголетие менеджера
  • Глава 37. Человек в политике
  • § 37.1. Психология политической деятельности
  • § 37.2. Психологическое содержание труда в политике
  • § 37.3. Психологические средства в политике
  • Глава 38. Психология массовидных явлений
  • § 38.1. Определение психолого‑политических массовидных явлений
  • § 38.2. Характеристика массовидных явлений, исполняющих политику
  • § 38.3. Характеристика массовидных явлений, формирующих политику
  • § 38.4. Психология совокупностей людей, повинующихся политике
  • § 38.5. Психология групп людей, распространяющих политику
  • Глава 39. Человек в экономике
  • § 39.1. Человек – хозяйствующий субъект
  • § 39.2. Экономическое сознание и экономическое поведение
  • § 39.3. Психология предпринимательства
  • § 39.4. Психология денег
  • § 39.5. Психологические аспекты долгового поведения
  • § 39.6. Экономико‑психологическая адаптация
  • Глава 40. Человек в образовательных системах
  • § 40.1. Образовательные системы
  • § 40.2. Мотивация учения
  • § 40.3. Психология поведения школьников
  • § 40.4. Психология педагогического общения и деятельности
  • Краткое послесловие
  • Литература
  • § 11.3. Как человек воспринимает мир

    Фигура и фон. Как говорят психологи, все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фигура – это то, что ясно, отчетливо осознается, что человек описывает, сообщая, что он воспринимает (видит, слышит и пр.). Но при этом любая фигура обязательно воспринимается на некотором фоне. Фон – это нечто неотчетливое, аморфное, неструктурированное. Например, свое имя мы услышим даже в шумной компании – оно обычно сразу выделяется как фигура на звуковом фоне. Психология призывает, однако, не ограничиваться бытовыми примерами и проверять свои утверждения в экспериментах.

    При зрительном предъявлении, как установлено, статус фигуры приобретает поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью. В фигуру объединяются такие элементы изображения, которые сходны по размеру, форме, обладающие симметричностью, движущиеся в одном направлении, расположенные наиболее близко друг к другу и т. д. Сознание воспринимает фигуру, группируя элементы изображения по фактору близости. Черточки на рисунке 18 воспринимаются как сгруппированные в колонки по две, а не просто как черточки на белом фоне.

    Рис. 18. Группировка по фактору близости

    Если испытуемому подавать на левое и правое ухо разные сообщения и просить повторять вслух одно из них, то испытуемый легко справляется с такой задачей. Но он не осознает в это время другое сообщение, не помнит его, не может сказать, ни о чем там шла речь, ни даже на каком языке оно говорилось. В лучшем случае он может сказать, была ли там музыка или речь, говорил ли женский или мужской голос. Неповторяемое сообщение в таком эксперименте психологи называют затененным, оно как бы находится в тени, в фоне. Тем не менее испытуемый как‑то реагирует на это сообщение. Он, например, сразу осознает появление в нем своего имени. Вот один из экспериментов, подтверждающих восприятие затененного сообщения. В повторяемом сообщении даются предложения, содержащие слова‑омонимы, например: «Он нашел КЛЮЧ на поляне», а в затененное сообщение для одних испытуемых включается слово «ВОДА», а для других испытуемых – «ДВЕРЬ». Затем испытуемых просят из многих предъявленных им предложений узнать те, которые они повторяли. Среди предъявленных предложений есть такие: «Он нашел родник на поляне» и «Он нашел отмычку на поляне». Оказалось, что первые испытуемые уверенно опознают предложение про родник, а вторые – столь же уверенно опознают предложение про отмычку. И, разумеется, испытуемые обеих групп ничего не могли воспроизвести из затененного сообщения, т. е. ничего о нем не помнили.

    Относительность статуса фигуры и фона можно показать на примере двусмысленных рисунков (их называют также двойственными изображениями). В этих рисунках фигура и фон могут меняться местами, в качестве фигуры может осознаваться то, что при другом понимании рисунка понимается как фон. Обращение фигуры в фон и наоборот называется переструктурированием. Так, на известном рисунке датского психолога Э. Рубина (см. рис. 19) можно увидеть или два черных профиля на белом фоне, или белую вазу на черном фоне. Отметим: если человек осознает оба изображения на таком двусмысленном рисунке, то затем, глядя на рисунок, никогда не сможет увидеть оба изображения одновременно, а если он будет стараться видеть только какое‑то одно изображение из двух (например, вазу), то через некоторое время с неизбежностью увидит другое (профили).

    Рис. 19. Фигура Рубина: два черных профиля на белом фоне или белая ваза на черном фоне

    Как это ни парадоксально звучит, но, осознавая воспринятое, человек всегда одновременно осознает, что он воспринял больше, чем в данный момент осознает. Законы восприятия – это экспериментально установленные принципы, в соответствии с которыми из множества раздражений, получаемых мозгом, выделяется осознаваемая фигура.

    В качестве фигуры обычно выделяется то, что имеет для человека какой‑то смысл, что связано с прошлым опытом, предположениями и ожиданиями воспринимающего человека, с его намерениями и желаниями. Это показано во многих экспериментальных исследованиях, но конкретные результаты существенно изменили взгляд на природу и процесс восприятия.

    Закон последействия фигуры и фона. Константность восприятия. Человек предпочитает воспринимать (осознавать) то, что уже ранее видел. Это проявляется в серии законов. Закон последействия фигуры и фона гласит: то, что однажды человек воспринял как фигуру, имеет тенденцию к последействию, т. е. к повторному выделению в качестве фигуры; то, что однажды было воспринято как фон, имеет тенденцию и далее восприниматься как фон. Рассмотрим некоторые эксперименты, демонстрирующие проявление этого закона.

    Испытуемым предъявлялись бессмысленные черно‑белые изображения. (Такие изображения легко сделать любому: на небольшом листочке белой бумаги нужно лишь нарисовать черной тушью какие‑нибудь ничего не значащие полосы так, чтобы соотношение объемов черного и белого цвета на листочке было примерно одинаковым.) В большинстве случаев испытуемые воспринимали белое поле как фигуру, а черное – как фон, т. е. видели изображение как белое на черном. Однако при некотором усилии они могли воспринимать предъявленное изображение и как черную фигуру на белом фоне. В предварительной («обучающей») серии эксперимента испытуемым предъявлялось несколько сотен таких изображений, каждое примерно на 4 с. При этом им указывалось, изображение какого цвета (белого или черного) они должны увидеть как фигуру. Испытуемые старались «изо всех сил» увидеть именно то изображение как фигуру, на которое указывал экспериментатор. В «тестирующей» серии эксперимента, проводившейся через несколько дней, им предъявлялись как новые рисунки, так и изображения из предшествующей серии, а они должны были уже без всяких усилий воспринимать предъявленное так, как оно воспринимается само по себе, и сообщать, какое поле – белое или черное – видят как фигуру. Оказалось, что испытуемые имеют тенденцию воспринимать старые изображения так, как они это делали в обучающей серии (хотя в основном даже не узнавали эти изображения), т. е. повторно выделять ту же фигуру и не выделять тот же фон.

    Предъявим испытуемому на доли секунды набор стимулов (это могут быть изображения или слова, звуки или показания прибора и пр.). Его задача опознать предъявленные стимулы. Некоторые из них он опознает безошибочно. В некоторых совершает ошибки, т. е. выделяет неправильную (с точки зрения инструкции) фигуру. Оказывается, при повторном предъявлении стимулов, в которых он до этого ошибся, испытуемый чаще случайного снова делает ошибки. Обычно он повторяет те же ошибки, которые сделал ранее («последействует фигура»), иногда делает подряд разные ошибки («последействует фон»). Феномен повторения ошибок восприятия, обнаруживаемый в разных экспериментах, является особенно неожиданным. Ведь для того, чтобы повторить ошибку при предъявлении того же самого стимула, испытуемый вначале должен опознать, что предъявленный стимул тот же самый, вспомнить, что в ответ на его предъявление он уже делал такую‑то ошибку, т. е. по существу правильно его опознать, а затем уже повторить ошибку.

    В некоторых двойственных изображениях человек никак не может увидеть второе изображение, даже несмотря на прямые подсказки экспериментатора. Но вот испытуемые рисуют картинку, включающую данное изображение, или подробно описывают увиденное, или высказывают возникающие в связи с картинкой ассоциации.

    Во всех таких случаях в ответах испытуемых обычно появляются элементы, связанные с тем смыслом картины, который они не осознают. Такое проявление неосознанного фона проявляется при смене задания или объекта восприятия.

    Закон константности восприятия также говорит о влиянии прошлого опыта на восприятие: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы как неизменные. Мы удаляемся от предметов или приближаемся к ним – они в нашем восприятии не изменяются в размерах. (Правда, если предметы достаточно удалены, они все‑таки кажутся маленькими, например, когда мы смотрим на них из иллюминатора самолета.) Лицо матери, меняющееся в зависимости от условий освещения, расстояния, косметики, головных уборов и т. п., узнается ребенком как нечто неизменное уже на втором месяце жизни. Белую бумагу мы воспринимаем как белую даже при лунном освещении, хотя она отражает примерно столько же света, сколько черный уголь на солнце. Когда мы смотрим на колесо велосипеда под углом, то реально наш глаз видит эллипс, но мы осознаем это колесо как круглое. В сознании людей мир в целом стабильнее и устойчивее, чем, судя по всему, он есть на самом деле.

    Константность восприятия – это во многом проявление влияния прошлого опыта. Мы знаем, что колеса круглые, а бумага белая, и поэтому их так и видим. Когда знание о реальных формах, размерах и цвете предметов отсутствует, то и феномен константности не проявляется. Один этнограф описывает: однажды в Африке он вместе с местным жителем – пигмеем вышел из леса. Вдалеке паслись коровы. Пигмей раньше никогда не видел коров издалека, а потому, к изумлению этнографа, принял их за муравьев – константность восприятия нарушилась.

    Влияние на восприятие ожиданий и предположений. Еще один принцип восприятия: человек воспринимает мир в зависимости от того, что ожидает воспринять. На процесс выделения фигуры влияют предположения людей о том, что может быть им предъявлено. Мы гораздо чаще, чем сами представляем, видим то, что ожидаем увидеть, слышим то, что ожидаем услышать, и т. п. Если попросить человека с закрытыми глазами определить на ощупь, какой предмет ему дали в руки, то реальная металлическая твердость предъявленного предмета будет ощущаться как мягкость резины до тех пор, пока испытуемый убежден, что данный ему объект является резиновой игрушкой. Если предъявлять изображение, которое с равным успехом может быть понято как цифра 13 или как буква В, то испытуемые без каких‑либо сомнений воспринимают этот знак как 13, если он появляется в ряду чисел, и как букву В, если он появляется в ряду букв.

    Человек легко восполняет пробелы в поступающей информации и вычленяет сообщение из шума, если он предполагает или заранее знает то, что ему будет предъявлено. Возникающие при восприятии ошибки очень часто вызваны обманутыми ожиданиями. Предъявим испытуемому на доли секунды изображение лица без глаз – как правило, он увидит лицо с глазами и будет уверенно доказывать, что на изображении действительно были глаза. Мы отчетливо слышим неразборчивое слово в шуме, если оно ясно из контекста. В эксперименте испытуемым показывались слайды, столь расфокусированные, что реальное опознание изображения было невозможным. Каждое следующее предъявление чуть‑чуть улучшало фокусировку. Оказалось: испытуемые, которые при первых предъявлениях выдвигали ошибочные гипотезы о том, что им было показано, не могли правильно опознать изображение даже при таком качестве изображения, когда вообще никто не делает ошибок. Если 4–5 раз подряд показывать на экране две окружности с разными диаметрами, при этом каждый раз слева – с диметром, например, 22 мм, а справа – с диаметром 28 мм, а затем предъявить две равные окружности с диаметром 25 мм, то подавляющее большинство испытуемых уже непроизвольно ожидают увидеть неравные круги, а потому не видят (не осознают) их как равные. (Еще более ярко этот эффект проявится, если человеку с закрытыми глазами вначале класть в левую и правую руки разные по объему или по весу шары, а потом положить равные шары.)

    Грузинский психолог 3. И. Ходжава предъявлял испытуемым, знающим немецкий и русский языки, список немецких слов. В конце этого списка стояло слово, которое можно было прочитать или как написанное латинскими буквами бессмысленное буквосочетание, или как написанное кириллицей осмысленное слово. Все испытуемые продолжали читать это буквосочетание по‑немецки (т. е. относили к классу бессмысленных, но немецких слов), вообще не заметив осмысленного варианта его прочтения как русского слова. Американец Дж. Бэгби показывал детям через стереоскоп диапозитивы так, что разные глаза видели разное изображение. Испытуемые (мексиканцы и американцы) рассматривали сразу два изображения, одно – типичное для американской культуры (игра в бейсбол, девушка‑блондинка и т. д.), а другое – типичное для мексиканской культуры (бой быков, черноволосая девушка и т. п.). Соответствующие фотографии имели сходство по форме, контуру основных масс, структуре и распределению света и теней. Хотя некоторые испытуемые замечали, что им предъявлены две картины, большинство видело только одну – ту, которая более типична для их опыта.

    Итак, человек воспринимает информацию в зависимости от своих ожиданий. Но если его ожидания не оправдались, то он пытается найти этому какое‑то объяснение, а потому его сознание наибольшее внимание уделяет новому и неожиданному. Резкий неожиданный звук вызывает поворот головы в сторону звука даже у только что родившихся младенцев. Дети‑дошкольники дольше рассматривают новые изображения, а не те, с какими их предварительно знакомили, или выбирают для игры новые игрушки, а не те, которые им заранее показывали. У всех людей время реакции на редкие и неожиданные сигналы больше, чем на частые и ожидаемые, больше и время узнавания неожиданных сигналов. Сознание, иными словами, дольше работает над редкими и неожиданными сигналами. Новая и разнообразная среда в целом повышает психическое напряжение.

    Неизменная информация не удерживается в сознании, поэтому человек не способен долго воспринимать и осознавать неизменяющуюся информацию. Неизменная информация достаточно быстро становится ожидаемой и даже вопреки желанию испытуемых ускользает из их сознания. Не меняющееся по яркости и цвету стабилизированное изображение (например, с помощью контактных линз, к которым прикреплен источник света, двигающийся, таким образом, вместе с глазами) при всем старании испытуемого перестает осознаваться уже через 1–3 с после начала предъявления. Постоянный раздражитель умеренной интенсивности, действующий на слух (постоянный или строго периодический шум) или на кожу (одежда, наручные часы), очень скоро перестает замечаться. Цветовой фон при продолжительной фиксации теряет свою цветность и начинает выглядеть серым. Пристальное внимание к какому‑либо неизменному или равномерно покачивающемуся объекту нарушает нормальное течение сознания и способствует возникновению так называемых измененных состояний – медитативного и гипнотического. Существует специальная техника гипнотизирования посредством фиксации какой‑нибудь точки на потолке или стене, а также фиксации взгляда на предмете, находящегося на расстоянии примерно 25 см от глаз испытуемого.

    Многократное повторение одного и того же слова или группы слов приводит к субъективному ощущению утраты смысла этих слов. Назовите вслух многократно какое‑нибудь слово – иногда хватит и десятка повторений, чтобы возникло специфическое чувство потери смысла этого слова. На этом приеме построены многие мистические техники: шаманские камлания, повторение словесных формул («Господи, помилуй мя грешного» в православии, «ла илаха ил‑ла‑л‑лаху» (т. е. «нет бога, кроме Аллаха») в исламе) и т. д. Многократное проговаривание подобных фраз ведет не только к утрате их смысла, но и, как говорят восточные мистики, к полному «опустошению сознания», что способствует возникновению особых мистических состояний. Непрерывное говорение врача, повторяющего одни и те же формулы, способствует гипнотическому внушению. Усыпляюще действует на людей однообразно‑монотонная архитектурная среда.

    Автоматизированные действия (ходьба, чтение, игра на музыкальных инструментах, плавание и пр.) в силу своего однообразия также не воспринимаются выполняющим это действие человеком, не удерживаются в сознании. Ряд сложных задач, требующих наибольшей точности и мускульной координации (балетные танцы, бокс, меткая стрельба, быстрое печатание на машинке), успешно выполняются только тогда, когда они доведены до автоматизма и потому практически не воспринимаются сознанием. Обнаружен «эффект психического пресыщения»: испытуемый не способен без вариаций выполнять однообразное задание в течение даже короткого времени и вынужден менять – иногда незаметно для себя – решаемую им задачу.

    При скудности внешних воздействий у человека развиваются явления, сходные с утомлением: увеличиваются ошибочные действия, снижается эмоциональный тонус, развивается сонливость и т. д. В 1956 г. был проведен едва ли не самый известный эксперимент с длительным отсутствием информации (сенсорной изоляцией): за 20 долл. в день (что по тем временам было весьма значительной суммой) испытуемые‑добровольцы лежали на кровати, их руки вставлялись в специальные картонные трубки, чтобы было как можно меньше осязательных стимулов, им одевали специальные очки, которые пропускали только рассеянный свет, слуховые раздражители маскировались беспрерывным шумом работающего кондиционера. Испытуемых кормили, поили, они по мере надобности могли заниматься своим туалетом, но все остальное время были максимально неподвижными. Надежды испытуемых, что они хорошо отдохнут в таких условиях, не оправдались. Участники эксперимента не могли ни на чем сконцентрироваться – мысли ускользали от них. Более 80 % испытуемых стали жертвами зрительных галлюцинаций: стенки ходили ходуном, пол вращался, тело и сознание раздваивались, глазам становилось нестерпимо больно от яркого света и т. д. Никто из них не продержался более шести дней, а большинство потребовало прекратить эксперимент уже через три дня.

    Роль осмысленности при выделении фигуры. Особую роль в выделении фигуры играет ее осмысленность для воспринимающего человека. Врач, рассматривающий рентгенограмму, шахматист, изучающий новую позицию в дебюте, охотник, узнающий птиц по полету с невероятных для обычного человека расстояний, – все они реагируют отнюдь не на бессмысленные картинки и видят в них совсем иное, чем люди, не умеющие читать рентгенограмму, играть в шахматы или охотиться. Бессмысленные ситуации трудны и мучительны для всех людей. Человек же всему пытается придать смысл. Мы вообще обычно воспринимаем только то, что понимаем. Если человек вдруг услышит, как разговаривают стены, то в большинстве случаев он не поверит тому, что стены действительно могут разговаривать, и будет искать этому какое‑нибудь разумное объяснение: наличие спрятавшегося человека, магнитофона и т. п., или даже решит, что сам потерял рассудок.

    Осмысленные слова опознаются существенно быстрее и точнее бессмысленных наборов букв при их зрительном предъявлении. В эксперименте с затененным сообщением, когда на разные уши подается разный текст, выяснилось, что из двух сообщений сам человек всегда выбирает то, которое имеет какой‑либо понятный для него смысл, и как уже говорилось, практически не замечает то сообщение, за которым ему не надо следить. Но самое неожиданное: если осмысленное сообщение подается то на одно, то на другое ухо, то испытуемый, несмотря на все свои старания строго следить за сообщением, подаваемым на одно определенное ухо, вынужденно переключает свое внимание на осмысленное сообщение, на какое бы ухо оно ни подавалось. Отчасти этот эффект можно продемонстрировать при предъявлении зрительной информации. Прочтите, пожалуйста, следующий ниже текст, обращая внимание только на слова, написанные жирным шрифтом:

    параллелепипед глаза гонщик воспринимают круиз окружающее информация перевернутым джигит. Однако мы снова и видим мир глупость в нормальной таблица ориентации садовод. Если надеть автомобиль очки , вертолет переворачивающие падающий домкрат изображение , моллюск то после сапоги длительной ТРЕНИРОВКИ пожалуйста ЧЕЛОВЕК астрономия СПОСОБЕН глубоководное СНОВА ловко ВИДЕТЬ МИР парус ТАКИМ, пятница КАК МЫ ЕГО четверг ПРИВЫКЛИ простокваша ОБЫЧНО корень ВИДЕТЬ.

    При переходе осмысленного текста с одного шрифта на другой, как правило, возникает ощущение сбоя, а иногда и попытка прочитать текст, написанный другим шрифтом.

    Осмысление мира во многом связано с использованием языка. Поэтому наше восприятие мира изменяется в зависимости от того, какими словами мы называем то, что видим. Люди, говорящие на разных языках, воспринимают мир чуть‑чуть по‑разному, потому что разные языки сами чуть‑чуть по‑разному описывают этот мир. Не случайно русские художники рисуют весну в виде очаровательной девушки (слово «весна» в русском языке женского рода), а немецкие художники – в виде красивого юноши (в соответствии с родом слова «весна» в немецком языке). Русскоязычные испытуемые, например, более склонны разделять в своем восприятии синее и голубое, чем англоязычные испытуемые, которые используют для обозначения этих двух цветов одно слово «blue».

    Восприятие как процесс проверки гипотез . Огромное число ошибок, которые мы делаем при восприятии, связано не с тем, что мы нечто неправильно видим или слышим – наши органы чувств работают практически идеально, а с тем, что мы неправильно это понимаем. Однако именно благодаря нашему умению осмысливать воспринятое мы совершаем открытия и воспринимаем гораздо больше того, что воспринимается нашими органами чувств. Прошлый опыт и предвидение будущего расширяют получаемую нашими органами чувств информацию. Мы используем эту информацию, чтобы проверять гипотезы относительно того, что находится перед нами. Восприятие это активный процесс получения информации для проверки гипотез об окружающем мире.

    Не удивительно, что восприятие тесно связано с движением, действием. Очевидно, что движение необходимо для получения нужной информации. Любой объект должен попасть в поле зрения, чтобы его можно было увидеть; его нужно взять в руки, чтобы пощупать, и т. п. Хотя механизмы, управляющие такими движениями, весьма сложны, мы не будем их здесь рассматривать. Однако роль движения в восприятии не только (и даже не столько) в этом. Прежде всего отметим микродвижения органов чувств. Они способствуют удержанию в сознании неизменных стимулов, которые, как мы помним, имеют тенденцию быстро исчезать из сознания. У человека постоянно смещаются точки кожной чувствительности: тремор пальцев, кистей рук, туловища, который не позволяет стабилизировать мышечные ощущения: непроизвольные микродвижения глаза не дают возможности удерживать взгляд на заданной точке и т. д. Все это способствуют такому изменению внешней стимуляции, чтобы воспринимаемое сохранялось в сознании, но в то же время не нарушалось постоянство воспринимаемых объектов.

    Рис. 20. Иллюзия величины видимого объекта: план комнаты Эймса

    Однако главная роль действия в восприятии заключается в проверке возникающих гипотез. Рассмотрим соответствующий пример. Американский психолог А. Эймс сконструировал особую комнату (ее называют «комнатой Эймса»), дальняя стена которой расположена не под прямым углом к боковым стенам, как это обычно бывает, а под очень острым углом к одной стене и соответственно под тупым углом к другой (см. рис. 20). Благодаря ложной перспективе, созданной в том числе узорами на стенах, наблюдатель, сидевший у смотрового устройства, воспринимал эту комнату прямоугольной. Если в дальний (скошенный) острый угол такой комнаты поставить предмет или незнакомого человека, они кажутся резко уменьшенными в размере. Эта иллюзия сохраняется, если даже сообщить наблюдателю об истинной форме комнаты. Однако стоит наблюдателю совершить какое‑нибудь действие в этой комнате (дотронуться палкой до стены, бросить мяч в противоположную стену), то иллюзия исчезает – комната начинает видеться в соответствии с ее реальной формой. (О роли прошлого опыта говорит тот факт, что иллюзия вообще не возникает, если наблюдатель видит хорошо знакомого ему человека, например, мужа или жену, сына и т. д.) Итак, человек формирует гипотезу о том, что он воспринимает (например, видит или слышит), а с помощью своих действий проверяет справедливость этой гипотезы. Наши действия корректируют наши гипотезы, а вместе с ними и наши восприятия.

    Как показывают исследования, невозможность совершать движения не позволяет учиться воспринимать мир. Впрочем, такие эксперименты, которые разрушают процесс восприятия, разумеется, не проводились на детях. Удобными объектами для экспериментаторов были котята и детеныши обезьян. Вот описание одного из таких экспериментов. Новорожденные котята большую часть времени находились в темноте, где могли свободно двигаться. На свету они помещались в специальные корзины, которые вращались наподобие карусели. Котенок, в корзине которого были проделаны отверстия для лап, и который, тем самым, мог вращать карусель, впоследствии не имел зрительных дефектов. Котенок же, который пассивно сидел в корзине и не мог производить в ней никаких движений, впоследствии делал серьезные ошибки при различении формы предметов.

    В этом разделе мы обращали главное внимание на активность восприятия как психического процесса. Ряд важных, но частных вопросов (например, восприятие времени, движения, глубины, речи, цвета и пр.) остался за рамками нашего рассмотрения. Желающим более подробно ознакомиться с психологией восприятия следует обратиться к специальной литературе.



    Что еще почитать