Жизнь и деятельность людей в горах. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Докажите, что горы влияют на живую и неживую природу

Хозяйственная деятельность человека в предгорной и горной части Краснодарского края.

В предгорьях и горах Северо-Западного Кавказа с давних пор проживали многочисленные племена адыгов. Воздействие человека на природу предгорий.

Добыча полезных ископаемых

Энергия горных рек

Эрозия – размыв или смыв текущей водой горных пород и почв, в результате чего возникают линейно вытянутые полые формы рельефа: долины, овраги, балки и др. Природные комплексы предгорий постепенно приобретают характерные черты, связанные с присутствием человека: хозяйственные постройки, автомобильные и железнодорожные магистрали, засеянные поля. Леса предгорий. Особенности хозяйственной деятельности людей в горной части Краснодарского края.

Горы Кавказа. Вид с Красной поляны.

Хозяйственная деятельность людей затронула и эти труднодоступные места. В целях добычи древесины уничтожаются многие ценные породы деревьев. Имеют место и случаи браконьерства. Интенсивный выпас скота значительно уменьшает продуктивность высокогорных лугов. Чтобы сохранить растительный покров, в некоторых местах запрещается выпасать скот в течение определённого времени. К сожалению, восстановление луговых комплексов идёт довольно медленно.

Кавказский Биосферный заповедник, край кристального горного воздуха и красивейших альпийских лугов.

Субальпийские луга. Бузульник полустреловидный .

Горы – прекрасное место для отдыха людей. Рафтинг – вид водного спорта: спуск по горным или порожистым рекам на плотах или лодках с вёслами. Альпинизм и скалолазание на Кавказе. Однако природа гор часто страдает от непродуманных действий человека.

Лесные пожары

Кострища

Погубленные деревья

Вытоптанные травы

горы мусора

Есть такое понятие – предельно допустимая нагрузка на природный комплекс, при которой природные компоненты ещё способны восстанавливаться самостоятельно. Однако довольно часто человек переступает эту грань, и тогда последствия его деятельности становятся необратимыми. Карстовые колодца – вертикальные полсти, образованные в результате растворения горных пород природными водами. Кавказские горы богаты полезными ископаемыми. При добычи нефти происходит загрязнение нефтепродуктами окружающей среды. Разработка месторождений мергеля в районе Новороссийска ухудшила состояние подземных и поверхностных вод, лишились привычных мест обитания некоторые животные, пострадали и растения.

Чтобы не нарушать сложных взаимодействий в природе, необходимо бережно относиться к её богатствам. Это наш долг.

Деятельность человека в горах

В Скалистых горах в связи с прокладкой автодорог и обеспечением современными бытовыми удобствами условия жизни человека на высотах до 3050 м неуклонно улучшаются.

Здесь во многих поселениях, расположенных на высотах от 2150 до 2750 м, количество летних домов существенно превышает число домов постоянных жителей. Горы спасают от летней жары. Наглядным примером такого убежища служит город Багио, летняя столица Филиппин, который получил название «город на тысяче холмов». Он находится всего в 209 км к северу от Манилы на высоте около 1460 м.

В начале XX в. филиппинское правительство построило там правительственные здания, жилые дома для служащих и больницу, поскольку в самой Маниле летом трудно было наладить эффективную работу правительственного аппарата из-за сильной жары и высокой влажности. Эксперимент создания летней столицы в Багио оказался весьма успешным.

Земледелие
В целом такие особенности рельефа, как крутые склоны и узкие долины, ограничивают возможности развития земледелия в горах умеренного пояса Северной Америки. Там в небольших фермерских хозяйствах в основном выращивают кукурузу, бобы, ячмень, картофель и местами табак, а также яблоки, груши, персики, вишню и ягодные кустарники. В очень теплых климатических условиях к этому перечню добавляются бананы, инжир, кофе, маслины, миндаль и орех пекан. На севере умеренного пояса Северного полушария и на юге южного умеренного пояса вегетационный период слишком короток для вызревания большинства сельскохозяйственных культур и обычны поздние весенние и ранние осенние заморозки. В горах широко распространено пастбищное животноводство. Там, где обильны летние осадки, прекрасно растут травы. В Швейцарских Альпах летом целые семьи переселяются со своими небольшими стадами коров или коз в высокогорные долины, где занимаются сыроварением и изготавливают масло. В Скалистых горах США каждое лето с равнин в горы перегоняют большие стада коров и овец, где они нагуливают вес на тучных лугах.

Лесозаготовки – одна из важнейших отраслей хозяйства в горных районах земного шара, занимающая второе место после пастбищного животноводства. Некоторые горы лишены растительного покрова из-за недостатка осадков, но в умеренных и тропических зонах большинство гор покрыто (или прежде было покрыто) густыми лесами. Разнообразие древесных пород очень велико. Тропические горные леса дают ценную древесину лиственных пород (красное, розовое и эбеновое дерево, тик).

Жизнь и хозяйственная деятельность человека в горах. мини сочинение

Ответы:

Жизнь и хозяйствование в горах определяются разнообразием природных условий, присущих горным регионам. Хотя Россия и равнинная страна, влияние гор на хозяйство и жизнь людей в ней очень велико.

Это неудивительно, поскольку почти половина субъектов Российской Федерации имеет на своей территории горы. Жизнь человека в горах протекает в сложных, порой экстремальных условиях. Это связано со значительными абсолютными высотами, сложным рельефом и климатом. Поэтому горы отличает более слабая освоенность территории по сравнению с равнинами. Горам присуща своеобразная барьерная роль. Она проявляется как в природе, так и в жизни людей. Горы создают естественную преграду не только на пути рек и воздушных масс. Они препятсвуют и перемещению людей, затрудняя их проникновение в новые районы, контакты между носителями горных и равнинных территорий. Но по мере роста технических возможностей человека, развития современных средств эта особенность гор ослабевает.

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Садитесь.

Работать на уроке нужно

Совместно, весело и дружно

Не лениться, не зевать,

Чтоб со всеми успевать!

Все готовы с нами в путь

Только знания не забудь

Будь внимателен и смел

Чтоб везде ты сам поспел

Путь начнем мы с повторения

Все готовы отвечать

Ну с чего бы нам начать,

Объясните для примера,

Что такое литосфера?

Сегодня мы завершаем изучение твердой оболочки нашей планеты – литосферы.

— Какую большую тему географическую тему мы изучили на прошлом уроке?

…………….

Что такое рельеф? Какие формы рельефа вы знаете?

Как горы подразделяются по высоте?

Как они изображены на карте?

Какие часть гор вы можете назвать?

Какие у гор и холмов могут быть вершины по строению?

Самые длинные горы мира?

Самые высокие горы мира?

(Работа по карте у доски и в атласах)

Фрагмент фильма 2 мин.

(Звучит музыка, фрагмент фильма «Горы»)

Здесь мало участков для посевов, но много пастбищ и чистый горный воздух. Добывают различные руды. Горные массивы занимают треть площади всей суши нашей планеты. Испокон веков они вызывали у человека своими размерами чувство суеверного страха. Нередко пищей для суеверий служили в высшей степени загадочные явления, время от времени случающиеся в высокогорьях. Здесь наблюдались призрачные видения, блуждающие огни, исполинские тени от невидимых великанов. Некоторые люди находили в горах морские раковины. Здесь происходили жуткие катастрофы- землетрясения, обвалы, сели, лавины. Сами горы считались творениями сказочных гигантов.

Горы завораживают и притягивают человека. В. Высоцкий написал «Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал».

— Чтобы узнать длину, высоту гор, какими горными породами они сложены Человек должен их изучать, исследовать

Определим тему урока? Что сегодня мы будем изучать?

Тема урока «Человек и горы»

Определим цель урока.

Перед вами инструктивные карточки, где вам предложены несколько целей на выбор, выберите одну подходящую для нашего урока.

Итак, цель нашего урока:

Выявление значения гор для человека

Исходя из данной цели, какие задачи будем решать на уроке ……………..

Расставьте по порядку все предложенные задачи урока.

Это и будет наш план урока

Выполнение 1 задачи инструкции

Подведение итогов по 1 заданию

2 задание. Работа с картой по инструкции

Под землей их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть и газ, и много руд.

Анализ карты

Какие гор. Породы образуются в современную эпоху? Как они образуются?

Какими пол. ископаемыми богаты горы Анды, г. Кордильеры?

На каком материке мало пол.

ископаемых? Почему?

Железные руды в нашей стране чаще встречаются в каких горах? (УраЛ, кавказ)

Как и для чего используют полезные ископаемые?

Современный человек использует добытые в земной коре полезные ископаемые во всех сферах жизнедеятельности, изготавливая из них топливо, металлы, удобрения, витамины, синтетические ткани, инструменты, машины и др.

– Какую проблему мы будем решать на уроке? (как человек влияет на горы, выявление проблем возникающих при деятельности человека)

Прежде, чем перейти к следующей задаче проведем физкультминутку.

Вернемся ко 2 задаче: Проанализировать и выявить жизнь и деятельность человека в горах.

Заполняем 1 графу таблицы

3 задача нашего урока Проблемы, возникающие при деятельности человека

Заполняем 2 графу таблицы

Оцениваем себя и соседа

Выполнены нами поставленные задачи урока?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

1. Найдите на физической карте России в атласе разные формы рельефа гор. Выпишите по 2—3 примера в тетрадь

Хребты: Черского, Верхоянский, Становой

Нагорья: Становое, Чукотское, Колымское

Горные системы: Урал, Алтай, Саян

2. Найдите на физической карте полушарий в атласе примеры гор разной высоты. Заполните таблицу

3. С помощью физической карты полушарий определите горы по их координатам

а) Горы расположены между параллелями 30° и 40° с.ш. и меридианами 10° з.д. и 10° в.д.

Материк: Евразия

Название гор: Пиренеи

б) Горы расположены между параллелями 40° и 50° с.ш. и меридианами 70° и 100° в.д.

Материк: Евразия

Название гор: Тянь-Шань

4. Используя физическую карту России в атласе, составьте сравнительную характеристику гор. Заполните таблицу

5. Приведите примеры хозяйственной деятельности человека в горах

Жизнь и деятельность человека в горах связана с более тяжелыми природными условиями. В горах человек добывает полезные ископаемые, заготавливает древесину. Также в горных районах люди выпасают домашних животных: овец, крупный рогатый скот. В некоторых районах субтропического пояса выращивают чай, джут, рис. Также в горах развивается туризм.

6. Докажите, что горы влияют на живую и неживую природу

Изменение компонентов природы с высотой называется высотной поясностью. В результате подъема снижается температура воздуха, атмосферное давление, количество кислорода в воздухе. В результате этого будет изменятся растительный и животный мир. Чем горы выше, тем поясов будет больше. Также горы влияют и на неживую природу. Под воздействием низких температур, ветров, горные породы разрушаются.

7. Используя различные источники информации, расскажите, какие стихийные природные явления могут происходить в горах?

В горах могут происходить стихийные явления, связанные с внутренними и внешними силами. Внутренние - землетрясения и извержения вулканов.

Внешние - оползни, обвалы, сели, лавины.

Как они влияют на жизнь человека и природы?

Влияние их отрицательное, потому что при этом происходит разрушения, гибнут люди.

В каких районах Земли в последние годы произошли наиболее разрушительные явления в горах?

Эти явления в горах происходят очень часто. Например, только в апреле 2014 года - несколько землетрясений в Андах силой до 8 баллов, возобновил деятельность эквадорский вулкан Тунгурауа, землетрясение в Японии силой 5 баллов.

Рельеф планеты многообразен – от высоких гор до широких . Как и все другие составляющие части природы, рельеф постоянно претерпевает изменения. Современные рельефообразующие процессы делятся на внутренние (эндогенные), вызванные движениями земной коры, и внешние (экзогенные).

Рельеф в истории человечества

С древних времен человек использовал пещеры и навесы для постоянных стоянок. Загонные охоты велись в речных крутоярах либо карстовых массивах.

На этапе формирования древнейших государств человек использовал формы рельефа как защитные укрепления. Например, более десятка крепостей, созданных в останцовых формах рельефа, отделяли Верхний Египет от Нубаи.

В Средние века четко прослеживается привязка сельскохозяйственной деятельности к рельефу. Земледелие и были широко распространены в равнинных местностях.

Рельеф в хозяйственной деятельности

На равнинах легче обрабатывать землю и пасти скот. Осуществление хозяйственной деятельности в горах было намного сложнее и экстремальней. Это связано со сложным рельефом и климатом. Именно поэтому горные местности освоены меньше, чем равнинные. Число видов деятельности человека в условиях сложного рельефа было достаточно ограничено. В основном использовались минеральные и гидроэнергетические ресурсы.

В современных условиях, с ростом технических возможностей человека, эта особенность горного рельефа уже не играет такой большой роли. Человек научился изменять рельеф – к примеру, Байкало-Амурская магистраль проложена через семь высоких хребтов (Байкальский, Буреинский, Кадарский и др.). Для строительства магистрали сквозь горные породы была проложена сеть туннелей.

Постепенно горная местность приобретает новые функции: производственные, спортивные, туристические, оздоровительные.

Исторически большая часть населения проживает в равнинных местностях. В поймах и низменностях легче вести сельское хозяйство, производить строительные работы, развивать дорожную инфраструктуру, вести добычу полезных ископаемых.

При производстве всех видов работ в условиях равнинного рельефа требуется использовать меньше ресурсов (человеческих и материальных), чем в условиях горного рельефа.

Хозяйственная деятельность в горах 1.Сельскохозяйственный ландшафт (Альпы)Сельскохозяйственный ландшафт (Альпы) 2.Вырубки лесов в провинции Альберта (Канада)Вырубки лесов в провинции Альберта (Канада) 3.Промышленный ландшафт Урала (Россия)Промышленный ландшафт Урала (Россия) 4.Дороги через горный перевал (Канада)Дороги через горный перевал (Канада) 5.Сельскохозяйственный ландшафт (Германия)Сельскохозяйственный ландшафт (Германия) КРАТКОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ












Хозяйственная деятельность в горах 1. Сельскохозяйственный ландшафт (Альпы) Космический аппарат: Ландсат (Landsat) Пространственное разрешение (исходное): 28 м и 15 м Географический центр изображения: 46°40 с.ш., 10°29 в.д. Спектральные каналы: 7, 8, 1 Прибор: ETM+ Дата: 13 сентября 1999 года Дополнительное описание: Изображение синтезировано в псевдоцветах. Зеленым цветом отображена растительность; бордовым, сиреневым, фиолетовым цветами – открытая поверхность; синим – водные объекты. Сельскохозяйственные поля имеют правильный геометрический пятнистый рисунок, оранжево-коричневый и зеленый цвет и занимают речные долины. Вверх по склонам расположены хвойные леса, которые имеют темно-зеленый цвет, мелкопятнистый рисунок и шероховатую текстуру. Выше по склонам над хвойными лесами расположены альпийские луга, растительность которых отображена желто-зеленым цветом. Альпийские луга перемежаются с открытыми каменистыми поверхностями – гольцами. Гольцы отображены белым, розовым, фиолетовым, сиреневым цветами. Вершины гор заняты снегом и льдом (голубой цвет). Источник: Технологические параметры изображения Оглавление Оглавление Изображение


Хозяйственная деятельность в горах 2. Вырубки лесов в провинции Альберта (Канада) Космический аппарат: Ландсат (Landsat) Пространственное разрешение (исходное): 28 м и 15 м Географический центр изображения: 51°29 с.ш., 114°57 з.д. Спектральные каналы: 7, 8, 1 Прибор: ETM+ Дата: 18 августа 2002 года Дополнительное описание: Изображение синтезировано в псевдоцветах. Темно-зеленым и темно-коричнево- зеленым цветами отображены хвойные леса; розовым и светло-розовым цветом – свежие вырубки; светло-зеленым цветом – прошлогодние вырубки. Лесные вырубки дешифрируются по цвету и характерному правильному рисунку изображения. В данном случае вырубки имеют неправильную форму и создают крупнопятнистый рисунок изображения. Это связано с горным рельефом местности. Источник: Технологические параметры изображения Оглавление Оглавление Изображение


Хозяйственная деятельность в горах 3. Промышленный ландшафт Урала (Россия) Космический аппарат: Ландсат (Landsat) Пространственное разрешение (исходное): 28 м и 15 м Географический центр изображения: 55°10 с.ш., 59°41 в.д. Спектральные каналы: 6, 8, 1 Прибор: ETM+ Дата: 22 апреля 2000 года Дополнительное описание: Изображение синтезировано в псевдоцветах. Темно-зеленым цветом отображен хвойный лес. По оврагам, балкам, склонам северной экспозиции и другим затененным местам лежит снег, который на изображении имеет голубой цвет. Снег подчеркивает рельеф и позволяет его успешно дешифрировать. Красным, красно-бордовым, бордовым цветами отображена территория промышленных предприятий. Синим – водные объекты. Источник: Технологические параметры изображения Оглавление Оглавление Изображение


Хозяйственная деятельность в горах 4. Дороги через горный перевал (Канада) Космический аппарат: Ландсат (Landsat) Пространственное разрешение (исходное): 28 м и 15 м, уменьшено Географический центр изображения: 51°11 с.ш., 115°59 з.д. Спектральные каналы: 7, 8, 1 Прибор: ETM+ Дата: 23 сентября 2001 года Дополнительное описание: Изображение синтезировано в псевдоцветах. Речные долины, по которым проходит дорога через перевал в провинции Британская Колумбия (Канада), покрыты густыми хвойными лесами, которые имеют темно-зеленый цвет, древовидный рисунок и шероховатую текстуру. Выше по склонам над хвойными лесами расположены альпийские луга, растительность которых отображена желто-зеленым цветом. Альпийские луга перемежаются с открытыми каменистыми поверхностями – гольцами. Гольцы отображены белым, розовым, фиолетовым, сиреневым цветами. Вершины гор заняты снегом и льдом (голубой цвет).



Что еще почитать