Беседы о личном, конкретном опыте детей. Методика работы по формированию представления о частях суток с помощью моделей

18.02.2012

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ: СУТКИ





Уже в 3,5- 4 года ребёнок оперирует понятиями было, будет, сегодня, потом, раньше, вчера, завтра (хотя может путать понятия вчера- завтра: Мы вчера пойдём в зоопарк). К моменту поступления в школу необходимо научить ребёнка ориентироваться в таких временных понятиях как сутки, дни недели, времена года, месяцы. Также можно научить ориентироваться по часам с точностью до одного часа.

Дело в том, что, р легко может «опред обычно

Со зрительной опорой на подобную схему у раньше, позже, до и после .





за каким-либо, перед,



Утро завтрак; День обед; Вечер ужин.



С понятием сутки можно знакомить детей с 3,5- 4 летнего возраста. Сначала следует побеседовать о том, что ребёнок делает утром, днём и вечером.

Дело в том, что, ребенок лучше всего овладевает теми понятиями, которые максимально приближены к его сиюмоментному существованию, которые он легко может «опред метить» конкретными действиями, имеющимися в его совсем недавнем чувственном опыте: «утром я просыпаюсь, встаю, делаю зарядку, чищу зубы.т т.д.». Беседы об этом являются чрезвычай­ но важными для понимания и опредмечивания отрезков времени конкретными действиями ребенка. После того, как Вы с ребёнком проанализировали то, что он обычно делает в первую очередь после того, как он проснулся, что де­ лает после этого следует вводить в его словарь понятие сутки: Утро, день, вечер и ночь- это сутки.

Затем вниманию ребёнка можно предложить схему. Со зрительной опорой на подобную схему у ребенка можно легко сформировать понятия раньше, позже, до и после .

Взрослый обращает внимание детей на разделение суток на четыре относительно равных ча­сти (времена суток), что изображено на схеме разным цветом. Также на схеме стрел­кой показан ход времени. Время может «идти» только в одном направлении и после утра может наступить только день. Момент просыпания или вставания (в зависимости от конкретной ситуации и мнения ребенка) яв­ляется началом суток для ребенка и разделяет ночь и утро, являясь, субъективным началом суточного цик­ла.

Вначале отрабатывается последовательность времен суток. Время суток, следующее за каким-либо, находится следующим «по ходу» стрелки, а время перед, соответственно, — «против хода» стрелки вектора направления

времени. Здесь возможны зада­ния и игры следующего типа:

Какое время суток бывает после...? Какое время суток бывает перед...? Перед каким временем суток бывает...? Пос­ле какого времени суток бывает...? Я задумал время суток. Оно перед (после) .... Какое время суток я задумал?

Здесь же можно использовать специальные накладки в виде узких секторов с написанными на них названиями трапезы, соответствующими каждому времени суток: Утро завтрак; День обед; Вечер ужин.

Соответственно возникает и новый «цикл» игровых зада­ний. Следует отметить, что у современной популяции детей соотнесении вида трапезы со временем суток вызывает затруд­нения даже в начальной школе.

Следует иметь в виду, что «полдник» и «ланч», на которых часто настаивают дети, труд­но укладываются в какое-то определенное время суток.

Я только что пообедал. Какое время суток будет следую­щим? Какое было предыдущим? Ты завтракал до или после того, как умывался? Что ты делал перед тем, как идти гулять? Когда ты смотрел телевизор: перед тем, как завтракать или после?

Когда ты смотрел телевизор: перед тем, как завтракать или ужинать? Что ты делал раньше (позже) гулял или смотрел телевизор? Какое время суток бывает между утром и вечером? Какое время суток бывает между вечером и утром?

Елена Юрьевна Юртаева

I. Актуальность метода моделировании при формирования

представлений о времени у дошкольников.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо ориентироваться во времени, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность.

Это умение создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, целенаправленность, собранность, необходимых ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют лучшему осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними, что позволяет ребёнку лучше ориентироваться в окружающем мире и адаптироваться к условиям жизни.

Вместе с тем, специфические особенности времени как объективной реальности затруднены для восприятия детьми. Время всегда в движении, его нельзя задержать и «показать». Поэтому в педагогической практике встаёт вопрос: «Как показать ребёнку время?»

Время воспринимается ребёнком опосредованно, через постоянно повторяющиеся явления жизни и деятельности, а навык различения промежутков времени формируется на основе личного опыта ребёнка.

Для успешного формирования у детей правильных представлений о времени был использован метод моделирования. Почему был использован именно этот метод? Исследования детских педагогов и психологов, в частности А. М. Вербенца, говорят о том, что ребёнок использует разнообразные средства познания, в том числе и моделирование. Наглядность, образность моделей, возможность практических действий с ними повышают интерес детей к занятиям. Ребёнок при этом легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, успешно развивается как личность.

Возможность проведения игр и игровых упражнений с моделями позволяет воспитателю развивать в детях умение творчески осваивать содержание занятий, накапливать опыт познания, повышать интерес к познанию, постепенно усложнять познавательный материал.

Назначение моделей – облегчить ребёнку понимание свойств вещей и связей между ними, которые для него в обычной жизни не очевидны. Это один из наиболее перспективных методов умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника имеет предметную образность и наглядную конкретность.

Метод моделирования открывает перед педагогом дополнительные возможности при формировании представления детей о времени.

II. Цели использования метода моделирования для формирования представлений о частях суток:

1) формировать умение использовать модели для обозначения единиц

времени - частей суток;

2) формировать умение соотносить особенности определённых

отрезков времени с их графическим отображением;

3) развивать у детей умение использовать символические средства

для познания окружающего мира;

4) с помощью моделей развивать логическое мышление детей путём

анализа связей между явлениями и их обозначениями.

5) воспитывать у детей интерес к окружающему миру, способность

адаптироваться к нему;

6) воспитывать дисциплинированность, умение действовать в

соответствии с правилами, режимом, расписанием;

7) воспитывать умение действовать в коллективе.

При обучении детей распознаванию частей суток очень важно соотносить правильное словесное обозначение каждой части суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для ребёнка деятельности и внешним признакам.

На первом этапе детей учат различать части суток по изменению содержания их собственной деятельности в эти отрезки времени. Точный распорядок дня: подъём, зарядка, занятия, сон и т. д. создаёт реальные условия для формирования у ребенка представлений о частях суток.

Используются следующие методы и приёмы :

Рассматривание с детьми картинок и фотографий, изображающих их

деятельность в разные отрезки времени, обозначение этих отрезков времени

словом (утро, день, вечер, ночь);

Использование стихов, загадок, рассказов про части суток;

Беседы с детьми о том, что они делают утром, днём, вечером, ночью;

Наблюдение за освещенностью и положением солнца в разное время суток.

На этом этапе применяется набор из 4-х картинок, с изображением деятельности детей, характерной для каждой части суток (фото №1, левый столбец). При показе этих картинок часть суток обозначается словом.

Фото №1. Наглядное пособие в учебной зоне для формирования

у детей понятия «Части суток».

Постепенно дети начинают самостоятельно обозначать словом картинку, изображающую деятельность человека в определенное время суток. Эти слова наполняются для детей конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску, они начинают пользоваться ими в своей речи.

При длительном знакомстве с частями суток их название связывается не только с содержанием деятельности человека, но и с такими объективными показателями, как явления природы. Например, с положением солнца на небе, освещённостью неба, с разной окраской окружающего мира в разное время суток.

Эти явления природы и легли в основу создания комплекта из 8 карточек-моделей для изучения частей суток. Изготовлены модели 2-х типов по 4 карточки в каждом. Между карточками обоих типов имеется взаимно-однозначное соответствие.

Первый тип карточки-модели называется модель-«окно». Каждой части суток соответствует своя карточка-модель. Она представляет собой определённым образом окрашенный прямоугольник с изображением солнца.

Второй тип карточки-модели называется модель-«лепесток». Каждой части суток также соответствует своя карточка с изображением полукруглого лепестка определенного цвета.

При знакомстве детей с карточками-моделями первого типа обращается внимание на то, что карточка похожа на окошко, в которое заглядывает солнышко (приём ассоциаций) и из которого видно: светло на улице или темно.

Обращается внимание детей на положение солнца на небе в разные моменты времени (солнце «встает», «поднимается», «садится», на его окраску, цвет неба и т. д.

На основе этого сенсорного ориентира детям старшего возраста предлагается обозначить часть суток более сокращенной по величине моделью – изображением лепестка определенного цвета. В дальнейшем, познакомившись со всеми частями суток, дети составляют из моделей-«лепестков» цветы, что сообщает обучению игровой момент.

Таким образом, карточки-модели для частей суток имеют следующий вид:

Часть суток Модель-«окно» Модель-«лепесток»

- «УТРО» Розовое солнце изображено Лепесток розового цвета

частично в нижней части

«окна» на розовом фоне

- «ДЕНЬ» Красное солнце изображено Лепесток красного цвета

полностью в верхней части

«окна» на белом фоне

- «ВЕЧЕР» Бордовое солнце изображено Лепесток серого цвета

частично в нижней части

«окна» на сером фоне сумерек

- «НОЧЬ» Звезды изображены на Лепесток черного цвета

черном фоне ночного неба

На фото №1, №2, №3 для каждой части суток представлены картинка с изображением трудовой деятельности человека и соответствующие ей карточки-модели: модель-«окно» и модель-«лепесток».


Фото №2. «Ночь – часть суток от вечера до утра».

Фото №3. Рассказ ребёнка «по картинке» о последовательности

частей суток.

Далее в процессе обучения разъясняется последовательность смены частей суток. К этому времени у детей уже сформированы прочные связи - ассоциации моделей и частей суток, поэтому, раскладывая лепестки-модели в определённом порядке, дети наглядно представляют себе последовательный переход одной части суток в другую.

Для закрепления этих знаний используются следующие изготовленные нами НАСТОЛЬНЫЕ игры:

Игра «Подбери пару». Ребенок должен подобрать модель-«окно» к картинке, изображающей деятельность человека в определенное время суток, и пояснить свой выбор.

Игра «Подбери тройку». Ребенок должен подобрать модель-«окно» к

картинке и к модели-«лепестку» и объяснить свой выбор (см. фото №4 и фото №4).

Цель: - закрепить знания о частях суток и моделях их отображения;

Развить речь и логическое мышление.





Игра «Составь правильно цветок» . Составляя «цветок», ребенок должен расположить модели-«лепестки» слева направо (или по часовой стрелке) таким образом, чтобы цвет лепестков правильно отображал смену частей суток в природе (см. изображение «цветка» на коробке 4 фото №6).

Цель: закрепить знания о последовательности смены частей



Фото №6. Игра составь цветок из модели лепестков: «Части суток».

Кроме того, с детьми можно проводить следующие игры СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ:

Игра «Встаньте парами» . По сигналу воспитателя каждый ребенок выбирает себе или ОДНУ картинку с изображением деятельности человека, или ОДНУ модель-«окно». Затем дети встают парами так, чтобы у каждой пары была картинка и соответствующая ей модель- «окно».

Цель: - закрепить знания о частях суток и моделях их отображения;

Игра «Встаньте тройками» . По сигналу воспитателя каждый ребенок выбирает себе или ОДНУ картинку с изображением деятельности человека, или ОДНУ модель-«окно», или ОДНУ модель-«лепесток». Затем дети группируются по трое так, чтобы выбранные ими картинки и модели соответствовали друг другу (см Фото № 7 «Утро», Фото № 8 «День», Фото № 9 «Вечер», Фото № 10 «Ночь»)

Цель: - закрепить знания о частях суток и моделях их отображения;

Научить ориентироваться в пространстве;

Научить взаимодействовать с коллективом.









Игра «Живые части суток» . По сигналу воспитателя каждый ребенок

выбирает себе карточку-модель какой-либо части суток. Затем дети

группируются по 4 человека таким образом, чтобы у них в группе были

все карточки-модели для одних суток. Дети встают друг за другом

так, чтобы имеющиеся у них карточки-модели правильно отображали

смену частей суток

Цель: - закрепить знания о последовательности частей суток;

Научить ориентироваться в пространстве;

Научить взаимодействовать с коллективом.


Модели частей суток

Дети раскладывают картинки – изображения частей суток перед собой. Воспитатель стрелкой – указкой показывает на цветовое обозначение и загадывает загадку:

Мы завтракаем утром, а обедаем …?

Утром встаем, а ложимся …?

Дети дополняют пропущенное слово и поднимают картинку с изображением частей суток.

Игра «Когда это бывает»

Цель: умение различать части суток, развивать речь.

Материал и оборудование: набор картинок с изображением временных отрезков.

Ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо временного отрезка.

Варианты картинок: ребенок встает с постели, солнышко поднимается; ребенок чистит зубы, умывается, делает зарядку; занимается, играет со сверстниками; слушает бабушкину сказку, смотрит телепередачи, за окном темно, горит настольная лампа, ребенок в постели.

Выбрав картинку, ребенок рассказывает, что на ней изображено: утро, день, вечер, ночь.

Цель: формировать представления детей о промежутках времени: части суток (утро, день, вечер, ночь).

Материал и оборудование: крышечки из сухого бассейна голубого, желтого, серого и черного цветов.

Дети совместно с воспитателем дают определение цветным крышкам (голубая – утро, желтая – день, серая – вечер, черная – ночь) и называют их в определенной последовательности. И в этой же последовательности нанизывают их на цветной шнурок (или пирамидку). Между сутками нанизывается прокладка из картона.

1 Сутки

2 Сутки

И т.д.


Дети нанизывают цветные крышечки и строят модель частей суток

2.1 ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Средняя группа

Беседы по картинкам

с широким содержанием

Цель: формировать представления детей о последовательности частей суток, закрепить названия частей суток, углубить и расширить представления об этих отрезках времени.

В средней группе используют картинки с более широким содержанием, где изображается следующая деятельность: что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые.

Примеры картинок с широким содержанием:

Школьники утром идут в школу;

Салют на фоне вечернего города;

Люди выходят вечером из театра;

Дети уходят с родителями из детского сада;

Ребенок наблюдает вечернюю улицу с балкона;

Взрослые в походе у костра;

Бабушка читает книжку ребенку, лежащему в постели;

Сторож у будки на дежурстве.

Машина «Скорой помощи» едет по ночному городу. И т.д.

Словесные игры – путешествия

в утро, день, вечер, ночь

Цель: закрепить навыки в определении частей суток и свободного включения в речь их названий.

Воспитатель начинает игру такими словами:

«Сегодня мы с вами как будто, пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто, что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой асфальтные дорожки. Кто это рано утром убрал улицы?» И т.д.

Работа с моделями «Положение солнца»

Цель: формировать временные представления, умение соотносить части суток с природными явлениями, познакомить с моделями «Положение солнца».

Во время прогулок необходимо сосредоточить внимание детей на объективные показатели, которые символизируют время – это положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.

Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба иногда сохраняется длительное время, можно использовать карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток.


  • Утро – бледно-голубое небо, виден солнечный круг (восход солнца) светло-желтого цвета;

  • День – светлое голубовато-желтое небо, в верхней части яркий светло-желтый круг солнца;

  • Вечер – темное небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей (закат);

  • Ночь – темно-синее небо с месяцем и звездами.








Предложить детям рассмотреть модели, найти отличия. Можно использовать модели при рассматривании иллюстраций из приложения 3 «Пейзажи времен года в разные части суток» . Отметить изменения в природе - цвет неба и положение солнца в разное время суток, в разное время года.

Игра «Мой день»

Цель: развивать умение соотносить части суток с действиями, характерными для этих отрезков времени.

Материал и оборудование: картинки с изображением поведения детей в быту, их игр и забав, фланелеграф, карандаши, фломастеры.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение «Мой день»:

Утром я проснулся сам,

Утром я оделся сам,

А потом умылся сам,

Съел свой завтрак тоже сам.

Днем я прогулялся сам

И домой вернулся сам.

Дома поиграл я сям,

Книжку почитал я сам,

Вечером разделся сам,

Спать улегся в тишине…

Увидал звезду в окне.

Не скандалил и не хныкал.

Вот и все.

Спасибо мне!

Воспитатель: Дети, расскажите, как вы ведете себя дома и что умеете делать самостоятельно. Узнал ли кто-нибудь себя в этом стихотворении? Объясните, плохо или хорошо вел себя мальчик в стихотворении и как бы вы вели себя, понравится ли ваше поведение папе и маме, если вы будете такими, как этот мальчик.

Затем педагог предлагает детям нарисовать любое действие и рассказать, в какое время суток этим занимается.

Игра «Спать пора»

Цель: прививать детям положительные привычки и преодолевать дурные, воспитывать желание соблюдать режим дня.

Материал и оборудование: сюжетные картинки, кукла «Ванька-встанька».

Воспитатель рассказывает детям о мальчике Ване, который совершенно не умеет просыпаться утром. Мама будит его, а он вместо того, чтобы спокойно встать и одеться, прячется с головой под одеяло, упирается, кричит. Мама каждое утро переживает, расстраивается. Она пытается объяснить Ване, как нужно себя вести, но мальчик не слушает ее. Он говорит, что все дети не хотят вставать утром и ведут себя, как он.

Педагог обсуждает с детьми поведение этого мальчика, задавая вопросы:

Как вы считаете, правильно думает Ваня или нет?

Вот видите, Ваня не прав, он ошибается.

А как вы ведете себя по утрам? Почему вам иногда трудно просыпаться?

(Дети рассказывают).

Давайте пригласим Ваню к нам в группу и поможем ему.

Дети образуют круг и выполняют движения вместе с воспитателем:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка, (встают на носочки и возвращаются в исходное положение)

Приседай-ка, приседай-ка, (выполняют приседания)

Будь послушен, ишь какой! (грозят друг другу пальцем)

Нам не справиться с тобой.

После физкультминутки, педагог предлагает посоветовать Ване, как избавиться от лени, вставать по утрам. (Дети дают советы).

После беседы воспитатель предлагает послушать стихотворение

С. Михалкова «Не спать»:

Я ненавижу слово «спать»,

Я ежусь каждый раз,

Уже десятый час!»

Нет, я не спорю и не злюсь –

Я чай на кухне пью.

Я никуда не тороплюсь.

Когда напьюсь – тогда напьюсь!

Напившись, я встаю

И, засыпая на ходу,

Лицо и руки мыть иду…

Но вот доносится опять

Настойчивый приказ:

«А ну, сейчас же марш в кровать!

Одиннадцатый час!»

Нет, я не спорю, не сержусь –

Я не спеша на стул сажусь

И начинаю кое-как

С одной ноги снимать башмак.

Я, как герой, борюсь со сном,

Чтоб время протянуть,

Мечтая только об одном:

Подольше не заснуть!

Мне ясно слышен бой часов,

И папа маме говорит:

«Смотри, смотри! Он сидя спит!»

Я ненавижу слово «спать»,

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать!

Уже десятый час!»

Как хорошо иметь права

Ложиться спать хоть в час!

Хоть в два!

В четыре! Или в пять!

А иногда, а иногда

(И в этом, право, нет вреда!)

Всю ночь совсем не спать!

Педагог: Правильно ли думает мальчик? Хорошая ли это привычка – не ложится вовремя спать? К чему она приводит? Любите ли вы слово «спать»?

Сон нужен всем – и людям, и животным. Когда мы спим, все наше тело отдыхает, набирается сил. Вспомните, как трудно играть, смотреть книги, когда не выспался. Некоторые дети, после того, как лягут в постель, очень долго не могут заснуть. Почему так получается? Чаще всего потому, что перед сном они делают то, чего нельзя: играют в веселые, шумные игры; смотрят страшные фильмы; читают страшные истории. Все это мешает хорошему засыпанию. Постарайтесь полюбить слово «сон», и тогда вам легко будет вставать утром.

Воспитатель проводит упражнение на релаксацию «Мы спим».

Цель: закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток.

Воспитатель: Мы будем рассказывать по порядку о том, что делаем, когда приходим в детский сад. Кто ошибется, садится на последний стул, а остальные все передвигаются.

Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель: Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом? (Передает камешек кому-либо из играющих).

Ребенок: Мы делали гимнастику.

Воспитатель: А что было потом? (кладет камешек перед другим ребенком и т.д.)

Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут последнее – уход домой.

Игровое упражнение «Части суток»

Цель: формировать временные представления.

Материалы и оборудование: наборы картинок с изображением частей суток, иллюстрации из картотеки «Пейзажи времен года в разные части суток».

Воспитатель загадывает часть суток и называет характерные признаки.

Например, в это время все возвращаются домой, солнце прячется за горизонтом, на небе появляются звезды, по телевизору показывают передачу «Спокойной ночи, малыши» и т.д.

Дети находят картинку и показывают соответствующую часть суток, делают зарисовки в тетрадь.

Работа с моделями «Части суток»

Цветные знаки можно использовать как раздаточный материал.

Воспитатель показывает картинку или читает стих, а дети, определив, в какую часть суток это бывает, поднимают соответствующий знак.

Модели частей суток:


  • Квадрат голубого цвета – утро;

  • Квадрат желтого цвета – день;

  • Квадрат серого цвета – вечер;

  • Квадрат черного цвета – ночь.
УТРО

Игра «Назови соседей»

Цель: Закрепить знания о частях суток, умение устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчета.

Материалы и оборудование: модели частей суток.

Ход игры:

Назови соседей утра.

У части суток – утро, соседи – ночь и день, потому что до наступления утра ночь, а после утра наступает день.

Назови соседей ночи.

Назови все части суток.

Дети, я назову одну часть суток, а вы назовите все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День – что дальше? (вечер, ночь, утро) и т.д.

Динамический этюд «Лето»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках времени года - лето, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Летней жаркою порой

Пойдем на речку мы с тобой!

(ходьба на месте)

Будем плавать, загорать.

(имитация плавания)

Землянику собирать.

(имитация сбора ягод в ладонь)

Слушать, как поет соловей,

(приставить правую ладонь к правому уху)

Как журчит прозрачный ручей,

(приставить левую ладонь к левому уху)

Наблюдать, как возле водицы

(присесть на корточки)

Стрекоза со стрекозой резвится.

(соединить в горизонтальном положении два кулака, развести в разные стороны указательный и средний пальцы левой и правой рук)

Динамический этюд «Осень»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках времени года - осень, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Оранжевый, желтый и красный,

(указательным пальцем махнуть влево, посередине и вправо)

Листья осенние, вы так прекрасны!

(развести руками в стороны)

Ветер вас в танце кружит,

(руки поднять вверх и покружиться)

Дождик с вами дружит,

(пожать руку рядом стоящему)

Жаль только, птицы на юг улетают.

(махи руками)

И как красива осень,

(развести руки в стороны)

Грач с ласточкой не знают.

(помахать головой)

Динамический этюд «Зима»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о признаках времени года - зима, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

На улице зима,

(руки в стороны)

И стало холоднее.

(обнять себя руками)

Теперь одежда нам

(движение указательным пальцем)

Нужна теплее.

Чьи варежки?

(показать ладони)

Чья шапочка?

(ладони на голову)

Чей шарфик?

(ладони на шею)

Пойдем гулять скорей с тобой.

(ходьба на месте)

Чтобы ножки не замерзли –

Мы потопаем.

(топать ногами)

Чтобы ручки отогрелись –

Мы похлопаем.

(хлопать в ладоши)

А чтоб было веселее,

(имитация лепки снежков)

Мы снежки лепить начнем.

Будем весело играть,

(«кидать» снежки)

Хорошо зимой гулять!

(руки в стороны)

Динамический этюд «Весна»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о признаках времени года - весна, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Солнце засветило,

(руки через середину поднимаются вверх)

Сугробы растопило.

(руки через середину опускаются вниз)

Теплую погоду

Принесла весна.

(руки в стороны)

Грачи к нам прилетают, (махи руками)

И ёж (руки прижать к груди, голову опустить)

С медведем (руки поднять вверх, чуть в стороны)

(указательный палец приставить ко лбу)

Пора им просыпаться,

(потянуться, посмотреть по сторонам)

Весною любоваться!

Игра «Когда это бывает?»

Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев.

Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека со временем года.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время, и что делают люди.

Например, - я скажу – и положу камешек Андрею, Андрей быстро вспомнит и скажет, что бывает весной? (Весной тает снег).

Передает камешек другому, тот вспоминает еще, что- нибудь о весне.

Когда дети усвоят все правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Игровое упражнение

«Закончи предложение»

Цель: освоение временных понятий (сегодня, вчера, завтра).

Материалы и оборудование: знаки-символы

(синий круг – вчера, желтый круг – сегодня, красный – завтра).


ЗАВТРА
СЕГОДНЯ
ВЧЕРА

В углах комнаты ставятся стульчики, на спинках которых прикреплены знаки-символы. Воспитатель задает вопросы, дети, отвечая, идут к тому знаку-символу, который соответствует ответу. Дети дополняют предложения словами, подходящими по смыслу.

Например:

Сильный мороз не сегодня и не завтра, а … (вчера).

Мы играем в саду не завтра, не вчера, а … (сегодня).

Воскресенье не сегодня, а будет … (завтра).

Затем детям читают предложения, в которых допущена ошибка. Дети исправляют ответ, выбирают нужный знак-символ.

Например:

Вчера ты мне дашь свою куклу?

Завтра мы гуляли в парке? И т.д.

Игра «Прогноз погоды»

Цель: закрепить представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».

Материалы и оборудование: ширма в виде телевизора, картинки с погодными явлениями.

Воспитатель показывает детям волшебный телевизор и говорит, что звук у телевизора сломался, а изображение есть. Сейчас передают погоду, которая была вчера (которая будет завтра). Дети рассматривают картинки и определяют, какая погода была вчера (какая будет завтра). Потом детям предлагают самим придумать прогноз погоды на завтра и самостоятельно подобрать карточки.

Последний вопрос будет звучать так: «Какая погода сегодня?»


Облачно
Солнечный день


Дождь
И т.д.

Игровое упражнение «Модель времени»

Цель: формировать у детей представления о некоторых промежутках времени: части суток (утро, день, вечер, ночь); неделя – 7 дней; месяц – 4 недели.

Материал и оборудование: крышечки из сухого бассейна голубого, желтого, серого и черного цветов, прокладки из плотного картона, цветные шнурочки.

Дети самостоятельно нанизывают цветные крышки условленного цвета, обозначающие части суток (голубая – утро, желтая – день, серая – вечер,

черная – ночь).

Между крышками – «сутками» нанизывается прокладка, разделяющая их. Строится модель суток, недели, месяца.

Любовь Шампарова

Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей, изготовление наглядного дидактического пособия : «Неделя » , картинки, трафареты для обводки.

Цветные обозначения дней недели распределили с ребятами в соответствии семи цветов радуги используя знакомые строчки : «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» . Понедельник стал изображаться красным цветом , вторник – оранжевым, среда - жёлтым, четверг – зелёным, пятница - голубым, суббота – синим, воскресенье – фиолетовым.

Предлагаемые на этом этапе дидактические игры требовали от детей использовать приобретённые знания в новых связях и новых обстоятельствах. Дидактические игры : «Раз, два, три, неделю собери , «Неделя , стройся!» , «Назови соседей» , «Чья неделя быстрее соберётся , «Закрась соответствующим цветом » , «Запомни и назови» , «Закрой пустые клеточки» и. т. д.


Таким образом у детей быстро и осознанно сформировалось представление о неделе как единице времени о её составе , длительности, периодичности и тесной взаимосвязи с деятельностью людей и самих детей.

Наибольшую трудность вызывают у детей как обобщённая так конкретная терминология обозначающая временной интервал – сутки . Сведения о времени суток оказались ещё более разрозненными нечёткими. Большинство детей различало только утро, ночь, причём словом «утро» обозначали всю светлую часть суток. Дети определяли время суток преимущественно по режимным моментам связывая их с определённым видом деятельности , постоянно повторяющимися в определённый отрезок суток . И опять незаменимыми оказались художественные иллюстрации, сюжетные картинки, дидактические пособия . Так при помощи иллюстраций серии картинок появилась возможность показать детям преобладание розового цвета в утренние часы , жёлтого – в дневные, голубого - в вечерние и тёмно – фиолетового – в ночное время . Таким образом, каждая часть суток получила своё цветовое обозначение , признак цвета стал показателем различных частей суток. То есть вновь появилась возможность использовать знаки как модели, символизирующие один из значимых признаков каждого отрезка суток – его цветовую гамму . Утро – розовый, день – жёлтый, вечер – голубой, ночь – фиолетовый.



Обобщённые знаки послужили наглядным материалом как распознавания частей суток, так и для установления последовательности между ними помогли детям составить представление о продолжительности суток.

Цветовые знаки в качестве раздаточного материала используем в дидактических играх : «Назови и разложи все части суток» , «Займи своё место» , «Что дальше?» , «Какой цвет не подходит , «Что сначала, что потом?» , «Вчера, сегодня, завтра» . и. др. Эти игры помогают детям осознанно воспринимать сутки в целом последовательность частей суток. При этом у детей складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени .

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые.

Образовательные технологии формирования временных представлений у дошкольников В настоящее время педагогические коллективы ДОУ, реализуя ФГОС, интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые позволяют.

Средства и методы формирования дружеских отношений старших дошкольников Выбор средств и методов формирования дружеских отношений дошкольников зависит от ведущей задачи на данном возрастном этапе, от уровня общего.

«Вязаные цветные квадраты» дидактическая игра для старших дошкольников. Эту игру я придумала и создала в подарок моим девочкам к празднику.

Педагогический процесс формирования у старших дошкольников нравственно-правовых представлений с помощью сказок Проект «Формирование нравственно-правовых представлений дошкольников посредством дидактической сказки».Актуальность. Людям, никогда не читавшим.



Что еще почитать