Цитаты, афоризмы и высказывания о школе, учителях и учениках. Классный руководитель - архитектор классного коллектива Архитектор, творец и помощник

Классный руководитель - архитектор классного коллектива .

Соответствовать статусу удается не каждому

Он душа компании и строгий наставник, умница, завораживающе вещающий о неизвестном, и неугомонный затейник, заботливый опекун и эталон для подражания. Классный руководитель - человек, с которого спрос велик, а претензий воз и маленькая тележка. Чтобы объяснить, каким должен быть идеальный классный руководитель , ученые разрабатывают критерии, которым необходимо неуклонно следовать.

Архитектор, творец и помощник

Школьное воспитание осуществляется всем педагогическим коллективом во всех сферах жизнедеятельности. Особая роль принадлежит классному руководителю.

Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

Классный руководитель - это педагог-профессионал, который становится для ребенка посредником между обществом и растущей личностью в усвоении основ культуры, выработанной человечеством на протяжении многих столетий. Его можно сравнить с архитектором, так как он выстраивает отношения сотрудничества со всеми членами школьного сообщества. Он создает оптимальную развивающую микросреду и благоприятный морально-психологический климат в классе. Координирует совместные действия педагогов, семьи и социума. Классный руководитель всегда рядом, всем своим педагогическим арсеналом он способствует развитию ребенка . Причем не одного, а каждого индивида в классе.

Работа классного руководителя объемна и требует высокой психолого-педагогической подготовки и дополнительного напряжения сил.

Выполнима ли миссия?

Цель исполнения данной миссии (создание детского коллектива) - содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь и восхождении к мировой культуре.

Исполнение обозначенной миссии требует создания определенных организационных условий, обеспечение которых и возлагается на классного руководителя: - координация жизнедеятельности отдельной группы учеников с жизнедеятельностью общешкольного коллектива педагогов и детей; - содействие максимально благоприятным организационным условиям учебно-познавательной деятельности группы учеников для успешности каждого учащегося; - обеспечение участия детей группы в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, обеспечивающей разносторонность развития; - установление связи с родителями и взаимодействие с семьей на основании единой заботы о максимальном развитии каждого учащегося; - ведение документации, отражающей процесс развития личности каждого ученика группы; - педагогическое наблюдение, рабочее диагностирование воспитанности детей и соответствующее педагогическое корректирование физического и духовного развития каждого ученика вверенной группы.

Человек - это звучит гордо

Организация и воспитание классного коллектива - это основная обязанность классного руководителя. Организуя и сплачивая коллектив, он создает условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Классный руководитель обеспечивает тесное сотрудничество учителей своего класса, добивается единства требований и педагогических воздействий. Антон Макаренко справедливо указывал на то, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку. Каждый учитель и все вместе руководствуются едиными требованиями к учащимся, вместе с тем осуществляют индивидуальный подход к ним.

Классный руководитель призван проявлять постоянную заботу о повышении качества знаний и развитии познавательной активности учащихся. В тесном содружестве с учителями своего класса он способствует становлению и развитию у школьников духовно-нравственных ценностей как основы мировоззренческих ценностей, формирует у детей сознательное отношение к учебным обязанностям, осуществляет контроль за тем, как учатся его воспитанники, как посещают занятия, как участвуют в жизнедеятельности класса и школы в целом.

Разносторонняя и многоплановая внеклассная воспитательная работа ложится в основном на плечи классного руководителя.

Значительное место в деятельности классного руководителя занимают вопросы воспитания учащихся в духе сознательной дисциплины, приучения их к выполнению правил жизни в коллективе, в обществе. Уже с первых дней учебных занятий устанавливаются твердый режим и четкий внутренний распорядок, происходит разъяснение «Правил для учащихся», приучение к дисциплине и порядку.

В содружестве школы и семьи отражается демократизм российской системы образования. Связь школы с семьей осуществляется главным образом и в первую очередь через классных руководителей. Классный руководитель общается с родителями как равный с равными, как коллега с коллегами, и он, и они равнозаинтересованные союзники. Основной тон таких взаимоотношений: «Давайте посоветуемся», «А как думаете вы?»

Воспитанность учащихся класса оценивается по уровню их социально-культурного развития . О работе классного руководителя следует судить не по количеству и разнообразию мероприятий, а потому, какие отношения в классе и каков интеллектуальный и нравственный уровень в нем.

Какой он - идеальный классный руководитель?

В идеале – это человек с очень богатой фантазией. Мало знать методы и стандартные формы работы. Никогда нельзя повторяться. Настоящий классный руководитель должен быть способен из пустяка силой воображения создать что-то интересное для детей.

Во - вторых, идеальный классный руководитель – это человек мудрый. Всегда стоял вопрос, насколько классные руководители зрелы для педагогического просвещения и для работы с родителями, ведь мудрым человек может стать и в 16, и в 20, в 30 лет, может и в 60. А может и вообще не стать.

Есть и еще одно негласное педагогическое правило. Нормальный классный руководитель никогда не делит детей на «хороших» и «плохих». Нужно попытаться найти взаимопонимание даже с самым последним хамом. Нельзя провоцировать ученика на недостойный поступок, а потом ругать. Нельзя отвечать насилием. Эти этические нормы известны были педагогам еще и 1000, и 2000 лет назад. Именно на них следует опираться.

Основными функциями, определяющими содержание работы классного руководителя, являются:

1. аналитическая;

2. прогностическая;

3. организационно - координирующая;

4. коммуникативная;

5. контрольная

Аналитическая функция

2. Изучение и анализ развития личности ребенка и ученического коллектива.

3. Анализ и оценка уровня воспитанности школьников.

4. Изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива, работающего с классом.

5. изучение индивидуальных особенностей воспитанников;

Прогностическая функция

· Предвидение результатов воспитательного воздействия на школьников.

· Прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся.

· Прогнозирование хода формирования классного коллектива, его деятельности.

· Построение модели системы воспитательной работы в классе.

· Планирование воспитательной работы в классе.

Организационно-координируюшая функция :

· - формирование классного коллектива;

· - организация и стимулирование разнообразных видов деятельности воспитанников в классном коллективе;

· - оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности учащихся, в организации деятельности органов ученического самоуправления;

· - поддержание связей семьи и школы, школы и социума;

· - содействие в получении воспитанниками дополнительного образования в школе и вне ее;

· - защита прав учащихся;

· - создание условий для безопасности жизни и здоровья детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий;

· - организация индивидуальной работы с учащимися;

· - участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики школы;

· - ведение документации классного руководителя и классного журнала.

Коммуникативная функция

· Помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде.

· Содействие в построении оптимальных взаимоотношений «учитель-ученик», «учитель-родители», «родители-ученик».

· Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом.

· Коррекция поведения школьников.

· Содействие в установлении и поддержании благоприятного психологического климата в коллективе.

Контрольная функция

· - контроль за результатами успеваемости каждого обучающегося;

· - контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Режим работы классного руководителя

· Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

· Минимальное рабочее время , которое классный руководитель должен посвящать детям в течение недели, - 6 час. В дни дежурства классный руководитель дежурного класса находится в школе в течение всего учебного времени.

· Классный час проводится один раз в неделю. Его формы могут быть самыми разнообразными.

· Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.

· Количество классных родительских собраний - одно в четверть (или 2 в семестр). Два собрания в год должны быть тематическими.

· Классный руководитель представляет отчет администрации о проделанной работе по окончании полугодия и учебного года в форме анализа и результатов диагностики. Контроль деятельности классного руководителя осуществляет заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе

Определение специфики работы с родителями

Успех воспитания заложен в триединстве: учитель - ученик - родитель. И хо­тя в этом триумвирате родитель стоит на последнем месте, он играет далеко не по­следнюю роль.

Пример из практики. Специфика работы с родителями опре­деляется тем, что состав родителей класса может быть достаточно благополучный: уделяется должное внимание ребенку, образовательный и интеллектуальный уровень родите­лей достаточно высок.

Изначально необходимо поставить задачу: сформировать из родителей коллектив единомышленников. Работу с ними надо начинать с того, что на первом родительском собрании предложить своеобразную памятку: «Как добиться успеха в воспитании своих детей»:

Уважаемые родители!

Вы хотите быть успешными в воспитании своих детей? Добиться успеха вам, вероятно, помогут следующие советы:

    Дети учатся тому, чему их учат. Пытаясь воспитать у детей определенные душевные качества, нужно пом­нить, что родительский пример в этом деле незаменим. Большинство из тех благородных моральных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших детях, должны быть частью ежедневной жизни. Следует приучать ребенка к самоконтролю. Нельзя наказывать ребенка, не уяснив, каковы были его намерения. Наибольшая неразбериха с наказаниями возникает из-за неудачных попы­ток родителей правильно очертить границы дозволенного. Не существует менее эффективного средства воспитания, нежели раздра­жение и гнев. Давая волю своему гневу, взрослые теряют уважение детей. Высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глаза­ми ребенка, попытаться почувствовать то, что чувствует он. Помните, что некоторые вещи в жизни гораздо важнее, чем успехи в учебе. Одна из них - самооценка человека, его отношение к себе. Во многих случаях компромисс и переговоры – лучшие формы взаимоотношений между родителями и детьми.

Обсуждение памятки на первом родительском собрании поможет хотя бы в какой-то степени сформировать единые взгляды на воспитание.

Затем можно предложить родителям анкету, в которой необходимо указать, в каких делах класса они могут принять активное участие. На основе этой анкеты составить план участия родителей во внеурочной жизни класса. Реализация этого плана может дать очень многое. Родители не только традиционно смогут помочь в проведении экскурсий, вечеров, праздников, но и будут являться активными участниками культпоходов, поездок, вечеров отдыха, творческих дел.

И еще есть один принцип работы с родителями. Вместе проводятся только радостные и интересные общие дела. Если же у какого-то ребенка возникают проблемы, неудачи, кто-то совершает неблаговидный посту­пок, имеет трудности в учебе, в любом из этих случаев работа с родителями только индивидуальная. О хорошем - всем, о плохом - только родителю, при этом береж­но и тактично.

Классный руководитель на родительском собрании .

Какие роли реализует классный руководитель во время родительского собрания? Естественно, что ответ на этот вопрос зависит от целей собрания. С уверенностью можно говорить, что практически всегда перед собранием стоит информационная задача, а следовательно, педагог выступает в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать - задачи совершенно разные, и предполагают они применение разных методов. Достаточно часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринять, он начинает воздействовать с помощью информации. То есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится.

В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.

Педагог в роли фасилитатора

То же самое можно сказать еще об одной роли педагога - ведущего родительское собрание. Это роль фасилитатора.

В самом примитивном толковании, фасилитатор - это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Педагог-фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора педагог не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники.

Еще недавно для педагога подобная роль, да еще в отношении родителей, была экзотической. Сейчас потребность в ней возникает все чаще, так как родители претендуют (и не без оснований) на то, чтобы активно влиять на образовательную среду той школы, в которой учатся, живут, развиваются их дети.

Чтобы вас услышали

Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено большинство используемых приемов.

Начало разговора

Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».

Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми и т. п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Изложение информации

Мне кажется, следующая цитата из одного пособия для тренеров исчерпывающим образом характеризует наиболее эффективный подход к информированию: «Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы собираетесь рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о чем вы им рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей практически. Это существенно повысит эффективность вашей деятельности.

Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть - в общем кругу или сбоку от собственного стола. Ни в коем случает не за столом! Это такое коварное место - учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они - бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы. Если класс большой, придется стоять. Опять-таки - рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев. При подведении итогов, давая слушателям нечто обдумать и осмыслить, отойдите к доске.

Соотносите голос с размерами сообщения. Вообще, вам пригодятся многие навыки риторики, которые вы применяете на уроке: повторение последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и т. д. Следите за паузами: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными детишками, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думается лучше всего в паузах.

Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции - от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.

Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть, что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.

И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и принятию определенных решений. А это уже совсем другая история...

Приложение -1

Приемы знакомства учителя с родителями на первом собрании

На первом родительском собрании учитель знакомится с родителями и знакомит их друг с другом.

Игра в имена . Участники по очереди называют своё имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договорённости, на любую букву, на все буквы. Например, имя Олег - ослепительная улыбка, лёгок на подъём, ем только сырые овощи, голубоглазый.

История имени. Все участники собрания рассказывают, каким образом они получили своё имя и что оно означает. Можно также рассказать о своей фамилии. Это очень интересная информация не только для родителей, но и для детей.

Моё имя и Я. Участники собрания встают или садятся в круг. Учитель называет своё имя и свою значимую социальную роль: «Я учитель».

Затем по порядку по кругу каждый родитель называет свою социальную роль.

Усложнённый вариант игры-знакомства - назвать предыдущих участников в соответствующей последовательности, при возможности повторяя их интонацию и жесты.

Буквы моего имени . Предлагается пофантазировать, на что похожи буквы имён участников, какой они имеют характер, какого они цвета, добрые или злые и т. д. Можно при анализе одной и той же буквы использовать разные подходы - чем их больше, тем интереснее и тем лучше запоминается образ человека, представившего своё имя. Желательно при повторении букв подбирать каждый раз новый образ.

Какой Я. При такой игре используется имя прилагательное , желательно с визуализацией образа: «Я скромный», «Я сильный», «Я страшный и грозный», «Я романтичный» и др.

Имена и хобби. Имена представляются в связке с любимым делом на сказочный манер: «Марья-искусница», «Илья-пророк», «Данила-мастер», «Петро-сказитель» и др.

Бинго. Лист бумаги делится на 8-10 частей. В каждой части записывается фраза. Эти фразы могут быть заготовлены заранее классным руководителем, а могут быть составлены самими участниками родительского собрания. Свободно общаясь друг с другом, родители находят среди участников собрания людей, в чём-то на них похожих. Например, «родился в январе», «люблю шумную компанию», «имею большую библиотеку», «нравится зима», «люблю купаться» и т. д. Участникам надо найти как можно больше людей, которые имеют сходные с ними качества.

Любимые животные. Каждый участник рисует или называет своё любимое животное и рассказывает, чем оно его привлекает, как оно связано с его характером. Можно сопровождать ситуацию действиями и движениями, характерными для данного животного.

Любимое занятие. Предлагается как можно интереснее рассказать о своём любимом занятии, чтобы всем захотелось это делать.

Представление самого себя и своего соседа. Сначала родители рассказывают о себе в парах, затем нужно создать малые группы и представить друг друга. Тот, о ком говорят, при необходимости дополняет сказанное. Затем малая группа представляет своих членов всей группе родителей.

Предмет моего детства. На столе раскладываются различные предметы. Это могут быть камешек, мячик, игрушка, записка и другие предметы. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

Кино моего детства. Участникам предлагается обсудить, какой эпизод из своей жизни они бы хотели экранизировать, какой жанр фильма считают приемлемым для этого (научно-популярный, документальный, художественный). Каких режиссёров и актёров они бы пригласили? Почему? Перечень вопросов можно продолжить.

Игра в мяч. Родителей учитель встают в круг. Учитель берёт мяч и бросает его одному из участников. При этом он должен назвать имя того участника, которому бросает мяч, и своё имя. Примерно так: «Вас зовут..., а меня...». Если кто-нибудь ошибётся, то это воспринимается с доброжелательной иронией и с соответствующими поправками. Игра продолжается до тех пор, пока не будут представлены все участники.

Затем можно предложить родителям, не разговаривая, выстроится в ряд друг за другом по алфавиту , объединиться в группы, если имена начинаются с одной буквы и т. д.

Знакомство - представление. Каждый должен познакомиться со своим соседом и представить его всем. При этом необходимо обращать внимание на положительные личностные характеристики, которые могли бы заинтересовать всех присутствующих.

Презентация соседа. Каждый родитель выбирает себе пару среди присутствующих. Далее идёт общение по принципу журналистского интервью. Представление соседа происходит с учётом регламента (1-2 минуты), юмористический компонент в сообщении поощряется, В завершении представления определяется пара-победитель.

Хобби глухих. Каждый изображает на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при этом запрещается. Каждый должен, используя только наглядное представление, найти партнёра, то есть того, у кого сходные с ним интересы. Далее идёт презентация друг друга с определением точности совпадения невербальных и вербальных компонент.

Узелки. Участникам раздаются нити длиной 30-40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. В результате образуется одна общая нить. Далее каждый рассказывает о том, что его объединило с другими.

Приложение

Если к вам пришли родители…

1. Старайтесь внимательно слушать Вашего собеседника.

2. Проявляйте интерес к разговору - кивайте головой, проговаривайте "да", "угу", воздержитесь от замечаний в ходе разговора, а после монолога собеседника задайте несколько уточняющих вопросов.

3. Уточните, какую просьбу или требование Вас просят выполнить. Если просьба или требование на Ваш взгляд не реальны, попробуйте найти "золотую середину" в решении ситуации. Если родитель продолжает настаивать на своем требовании, попробуйте довести предлагаемую ситуацию до абсурда . "Каждому человеку дан разум, который им руководит, и хотеть, чтобы каждый рассуждал так, как я, все равно, что хотеть, чтобы каждый был моего роста и моего сложения".

5. Если после разговора у Вас остался неприятный осадок, попробуйте следующее:

Винокурова Елена Евгеньевна, 5а класс

Стаж классного руководства 5 лет.

Основной принцип работы - любое общение должно быть интересно и полезно.

Увлекается кулинарией, разведением цветов, прогулками по лесу. Коллекционирует свои ошибки.

В работе классного руководителя нравится возможность помочь классу стать более сплоченным, не нравится необходимость настаивать на выполнении поручений классного руководителя.

В детстве хотела стать врачом, секретарем, продавцом книг.

Любимый писатель - Гончаров, художник - Левитан, композитор - Чайковский.

«Классный руководитель - начальник класса», - говорит Елена Евгеньевна.

Майорова Людмила Александровна, 5б класс

Стаж классного руководства 20 лет.

Основной принцип работы - не навреди.

Любит внеурочное общение с учениками, не любит составление досье учащихся.

Увлекается чтением. Коллекционирует подарки учащихся, сделанные своими руками.

Любимое высказывание: «Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало…» (Омар Хайям).

Любимый писатель - Чехов, художник - Айвазовский, композитор - Ростропович.

«Классный руководитель - это вторая мама», - считает Людмила Александровна.

Зеленская Оксана Юрьевна, 6а класс

Опыт классного руководства 10 лет.

Основной принцип работы с детьми - сотрудничество.

Увлекается рукоделием, коллекционирует напёрстки.

Нравится работать так, чтобы чувствовать, что необходима детям как помощник и друг. Не нравится еженедельное выставление оценок в дневник.

В детстве мечтала стать учителем.

Любимый афоризм: «У вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление».

Любимый художник - Айвазовский, композиторы - Ф. Шопен, В. А. Моцарт, писатель - В. Стефанык.

Анисимова Светлана Вениаминовна, 6б класс

Опыт классного руководства 14 лет.

Свою работу строит на понимании и доверии.

Любит совместные поездки с классом, внеклассные мероприятия, не любит ведение документации.

Главное увлечение - чтение.

В детстве мечтала стать руководителем хора.

Любимое высказывание: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (М. Сервантес).

Любимый писатель - Н. С. Лесков, художник - П. Д. Корин.

Галицкая Ирина Михайловна, 7а класс

Принцип работы классного руководителя - «Любить детей, быть с ними откровенным, в каждом ученике видеть положительное, какой бы он ни был «нерадивый».

Любит общение с детьми, не любит разбирать жалобы и ругать за плохие поступки.

Увлекается решением интересных задач и чтением стихов. Коллекционирует деревянные ложки.

В детстве мечтала стать балериной.

Любимый афоризм: «Нельзя научить, можно научиться».

Любит творчество поэтов Серебряного века, Куинджи, Чайковского.

По мнению Ирины Михайловны, классный руководитель - человек, который в нужный момент всегда поддержит ученика, поможет решить проблемы в обучении, самовоспитании, общении.

Дмитриева Светлана Борисовна, 8а класс

Стаж классного руководства 4 года.

Главное в работе с классом - доверие.

Любит общение с детьми, не любит ругать за плохие поступки, учёбу.

Увлекается чтением.

С детства хотела стать учителем.

Любимый писатель - Достоевский, художник - Айвазовский, композитор - Брамс.

«Классный руководитель - самый близкий человек в школе, который поможет в трудную минуту», - считает Светлана Борисовна.

Никишина Ирина Владимировна, 8б класс

Стаж работы классным руководителем - 9 лет (именно в «Плесково»).

Принцип классного руководства - доверие и взаимопонимание.

Увлекается путешествиями и дизайном.

В работе классного руководителя нравится общение с детьми, ответная реакция учеников, не нравится «бумажная работа» и родительские собрания.

Коллекционирует поздравительные открытки своих учеников.

В детстве хотела стать учителем, художником.

Любимое высказывание: «Всё, что Бог ни делает, всё к лучшему».

Любимые писатели: Оскар Уайльд, Чехов, художники: Суриков и Клод Моне.

«Классный руководитель - это вторая мама», - считает Ирина Владимировна.

Фоменко Ольга Викторовна, 9а класс

Принцип своей работы характеризует словами: «Всё, за что берёшься, делай максимально хорошо».

В работе классного руководителя больше всего нравится общение с детьми - «общение с маленькими мудрецами и гениями».

Среди увлечений: чтение, фотография, вязание, музыка. Любит вкусно готовить, мечтает освоить кинокамеру и снять фильм.

В детстве хотела стать лётчиком, поступить в МАИ (но мама не пустила).

Любимое высказывание: Dum spiro, spero (пока дышу - надеюсь).

Любит стихи Пушкина, музыку Чайковского, Свиридова.

По мнению Ольги Викторовны, классный руководитель - это человек, который отвечает за ребят, поддерживает и старается понять и помочь, вместе с классом участвует во всех интересных делах школы.

Фиалковский Александр Анатольевич, 9б класс

Стаж классного руководства 2 года.

В своей работе любит общение, не любит жалобы учителей-предметников.

Увлекается чтением.

В детстве мечтал стать полярным лётчиком.

Любимое высказывание: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» (Пушкин).

«Мераб Мамардашвили - для меня и писатель, и художник, и музыкант», - говорит Александр Анатольевич.

Бочарова Мария Васильевна, 10 класс

Стаж классного руководства 19 лет.

Принцип своей работы определяет словами: «Доверять друг другу, относиться к ребёнку как ко взрослому человеку, прислушиваться к его мнению».

В классном руководстве нравится знать, что ты нужен детям в любую минуту, не нравится очень большая ответственность перед детьми, родителями, но от этого никуда не денешься.

Любимое увлечение - работа. Коллекционирует изделия разных ремёсел: игрушки (дымковская, ковровская, богородецкая, филимоновская).

В детстве хотела стать танцовщицей.

Любимое высказывание: «Там, где просто, там ангелов со сто» (Преподобный Амвросий Оптинский).

Любимый писатель - Достоевский, художники - Рыженко, Шишкин, композиторы - Чайковский, Бах.

«Классный руководитель - это мать и отец своим воспитанникам», - считает Мария Васильевна.

Пушкова Анастасия Александровна, 11 класс

Работу классного руководителя строит на доверии.

Увлекается чтением, путешествиями. Коллекционирует фигурки такс, сувенирные ложечки из тех городов, где побывала.

В детстве мечтала стать стеклодувом, ветеринаром, пианисткой.

Любимое высказывание: «В ком сердце твое вполне не уверено, к тому не прилепляйся сердцем своим» (Преподобный Пимен Великий).

Любимые писатели - Голсуорси, Фредерик Бекбедер, художники - Магрит, Эшер Коро, композиторы - Мендельсон, Рахманинов.

По мнению Анастасии Александровны, классный руководитель - это камикадзе.

Работа с дневником - трудное и неблагодарное занятие.

Попробуем сделать её интересной!

Давайте воспитывать детей словами мудрецов!

Пусть предложенные высказывания будут только началом…

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А. Чехов

Мир — это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение. У. Теккерей

Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек. К. Ушинский

Распущенность в манерах всегда влечет за собой распущенность принципов. С. Смайлс

Грязная муха может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить все дело. А. Чехов

Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. Л. Фейербах

Разрушенная репутация подобна разбитой вазе — ее можно склеить, но всегда заметны поврежденные места. Г. Шоу

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают». Л. Толстой

Если не верить в самого себя, нельзя быть гением. О. Бальзак

Самое страшное неверие — это неверие в себя. Т. Карлель

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства. В. Ключевский

Быть грубым — значит забывать собственное достоинство. Н. Чернышевский

При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы. Д. Леббок

Презрение — маска, которою прикрывается ничтожество, иногда умственное убожество; презрение есть признак недостатка доброты, ума и понимания людей. А. Добе

Заглядывать в душу других людей — такое пустое занятие, как выносить другим людям напоказ свои собственные душевные раны. Д. Писарев

Не слушай никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. Л. Толстой

Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость, не быть благодарным — подлость. ***

Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами. В. Ключевский

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений зрелого ума над самим собой. М. Лермонтов

Художественная мода проходит, как всякая другая мода. Есть излюбленные фразы, претендующие на новизну, подобно дамским нарядам, шитым у важных портных: больше одного сезона они, однако, не держатся. А. Франс

Не паркам и не грациям мы молимся, а моде: она у нас полновластно прядет и ткет, и кроит. Главная обезьяна в Париже напяливает на себя новую шляпу, и обезьяны всего мира делают то же самое. Г. Торо

Можно стереть человека, обратить в грязную ветошку, но все-таки в самых грязных складках этой ветоши сохраняется и чувство, и мысль, хоть и незаметные, но все же чувство и мысль. Н. Добролюбов

Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья. Н. Чернышевский

Человек становится беднее мыслями по мере того, как он обогащается чувствами. Р. Шатобриан

Есть люди, даже мысли свои облачающие согласно требованиям моды. Б. Авербах

Лицо человека всегда отражает его внутренний мир, и ошибочно думать, будто мысль лишена окраски. В. Гюго

Чувства — самая яркая часть нашей жизни. О. Бальзак

Гибкость ума может заменить красоту. Стендаль

Внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты. В. Белинский

С бодростью и добрым нравом так происходит: чем больше их тратишь, тем больше остается. Р. Эмерсон

Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри. Ф. Купер

Красота хороша, только когда она сама себя не замечает. В. Ключевский

Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. В. Гюго

Жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость. *** Культура и внешний лоск — совершенно разные вещи. *** Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований. Р. Эмерсон

Вежливость — благожелательность в мелочах. Т. Маколей

Обладать вкусом — это больше, чем обладать умом. О. Бальзак

На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни. М. Арнольд

Не всякому человеку даже гусарский мундир к лицу. Козьма Прутков

Благородство манер воспитывается на примерах. А. Франс

Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо — мысль природы. А. Шопенгауэр

При помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда ничего нельзя сделать при помощи силы. Д. Леббок

В очень многих случаях поведение людей только потому кажется смешным, что причины его, вполне разумные и основательные, скрыты от окружающих. Ларошфуко

Всегда поступай правильно. Это доставит удовольствие некоторым людям и удивит всех прочих. Твен Марк

Два раза в жизни человеку не следует спекулировать: когда он может позволить себе это, и когда не может. Твен Марк

Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна. Ларошфуко

Есть люди, все достоинства которых основаны на способности уместно говорить и делать глупости; если бы они изменили поведение, все было бы испорчено; Ларошфуко Франсуа

Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь. Конфуций

На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни. Мэтью Арнольд

Наш характер есть результат нашего поведения. Аристотель

Не усвоив приличий, не утвердишься. Конфуций

Этичное поведение должно основываться на симпатии к людям, образованности и социальных связях; религиозная основа вовсе не нужна. Эйнштейн Альберт

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. Гёте

Повторное чтение уже прочитанных книг — самый надежный пробный камень образованности. Геббель

Воспитание не ограничивается школой. Валери Наши поступки следуют за нами. Бурже

Образование — лучший страж свободы, чем развернутая армия. Эверетт

Будь вежлив со всеми, общителен со многими, фамильярен с некоторыми. Франклин

Мысли, афоризмы (Из книги Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», М. 1985) -

Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга.

Нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости.

Неразделённая радость - не радость. - В чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.

Мудрость - это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты - хитрость.

Жизнь - это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер - пре-жде всего - «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» - это значит «умер». «Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни.

Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём её протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…

Афоризмы

Однажды мне попались афоризмы для нетрадиционных записей в дневник старшеклассников, которые люблю цитировать и прописывать по мере необходимости. Может вам, коллеги, это пригодится. Желаю успеха!

Работа с дневником – трудное и неблагодарное занятие. Попробуйте сделать её интересной и воспитывать детей словами мудрецов! Пусть предложенные высказывания будут только началом…

    В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А. Чехов

    Мир - это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение. У. Теккерей

    Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек. К. Ушинский

    Распущенность в манерах всегда влечет за собой распущенность принципов. С. Смайлс

    Грязная муха может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить все дело. А. Чехов

    Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. Л. Фейербах

    Разрушенная репутация подобна разбитой вазе - ее можно склеить, но всегда заметны поврежденные места. Г. Шоу

    Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают». Л. Толстой

    Если не верить в самого себя, нельзя быть гением. О. Бальзак

    Самое страшное неверие - это неверие в себя. Т. Карлель

    Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства. В. Ключевский

    Быть грубым - значит забывать собственное достоинство. Н. Чернышевский

    При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы. Д. Леббок

    Презрение - маска, которою прикрывается ничтожество, иногда умственное убожество; презрение есть признак недостатка доброты, ума и понимания людей. А. Добе

    Заглядывать в душу других людей - такое пустое занятие, как выносить другим людям напоказ свои собственные душевные раны. Д. Писарев

    Не слушай никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. Л. Толстой

    Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности - глупость, не быть благодарным - подлость.

    Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами. В. Ключевский

    История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений зрелого ума над самим собой. М. Лермонтов

    Художественная мода проходит, как всякая другая мода. Есть излюбленные фразы, претендующие на новизну, подобно дамским нарядам, шитым у важных портных: больше одного сезона они, однако, не держатся. А. Франс

    Не паркам и не грациям мы молимся, а моде: она у нас полновластно прядет и ткет, и кроит. Главная обезьяна в Париже напяливает на себя новую шляпу, и обезьяны всего мира делают то же самое. Г. Торо

    Можно стереть человека, обратить в грязную ветошку, но все-таки в самых грязных складках этой ветоши сохраняется и чувство, и мысль, хоть и незаметные, но все же чувство и мысль. Н. Добролюбов

    Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья. Н. Чернышевский

    Человек становится беднее мыслями по мере того, как он обогащается чувствами. Р. Шатобриан

    Есть люди, даже мысли свои облачающие согласно требованиям моды. Б. Авербах

    Лицо человека всегда отражает его внутренний мир, и ошибочно думать, будто мысль лишена окраски. В. Гюго

    Чувства - самая яркая часть нашей жизни. О. Бальзак

    Гибкость ума может заменить красоту. Стендаль

    Внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты. В. Белинский

    С бодростью и добрым нравом так происходит: чем больше их тратишь, тем больше остается. Р. Эмерсон

    Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри. Ф. Купер

    Красота хороша, только когда она сама себя не замечает. В. Ключевский

    Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. В. Гюго

    Жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость. Культура и внешний лоск - совершенно разные вещи. Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований. Р. Эмерсон

    Вежливость - благожелательность в мелочах. Т. Маколей

    Обладать вкусом - это больше, чем обладать умом. О. Бальзак

    На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни. М. Арнольд

    Не всякому человеку даже гусарский мундир к лицу. Козьма Прутков

    Благородство манер воспитывается на примерах. А. Франс

    Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо - мысль природы. А. Шопенгауэр

    При помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда ничего нельзя сделать при помощи силы. Д. Леббок

    В очень многих случаях поведение людей только потому кажется смешным, что причины его, вполне разумные и основательные, скрыты от окружающих. Ларошфуко

    Всегда поступай правильно. Это доставит удовольствие некоторым людям и удивит всех прочих. Твен Марк

    Два раза в жизни человеку не следует спекулировать: когда он может позволить себе это, и когда не может. Твен Марк

    Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна. Ларошфуко

    Есть люди, все достоинства которых основаны на способности уместно говорить и делать глупости; если бы они изменили поведение, все было бы испорчено; Ларошфуко Франсуа

    Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь. Конфуций

    На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни. Мэтью Арнольд

    Наш характер есть результат нашего поведения. Аристотель

    Не усвоив приличий, не утвердишься. Конфуций

    Этичное поведение должно основываться на симпатии к людям, образованности и социальных связях; религиозная основа вовсе не нужна. Эйнштейн Альберт

    Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. Гёте

    Повторное чтение уже прочитанных книг - самый надежный пробный камень образованности. Геббель

    Воспитание не ограничивается школой. Валери

    Наши поступки следуют за нами. Бурже

    Образование - лучший страж свободы, чем развернутая армия. Эверетт

    Будь вежлив со всеми, общителен со многими, фамильярен с некоторыми. Франклин

    Мысли, афоризмы (Из книги Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», М. 1985) -

    Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга.

    Нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

    Настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости.

    Неразделённая радость – не радость. - В чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.

    Мудрость – это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты – хитрость.

    Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер». «Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни.

    Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…

Цитаты, афоризмы и высказывания
о школе, учителях и учениках.

Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций)


Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. (А. Барбюс)

Школа это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы. (Роберт Ингерсолл)

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует. (Альбер Камю)

Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. (Дистервег А.)

Педагог - это инженер человеческих душ.

(Калинин М. И.)

Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

( Сухомлинский В. А.)

Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. (Драгоманов М. П.)

Воспитатель сам должен быть воспитан.

(Маркс К.)

Учитель,если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. (Горький М.)

Уча других, мы учимся сами. ( Сенека)

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

(Ключевский В. О.)

Тот, кто мало знает, малому может и учить. (Коменский Я.)

Обучать - значит вдвойне учиться. (Жубер Ж.)

Мы учимся всю жизнь, не считая десятка лет, проведенных в школе. (Габриэль Лауб)

Нынешний школьный аттестат удостоверяет только, что его обладателю хватило способности выдержать столько-то лет школьного обучения. (Лоренс Питер)

Семья должна заботиться, чтобы человек отвечал требованиям общества, какие были 20 лет назад, улица – требованиям сегодняшним, школа – требованиям, какие будут через 20 лет. (Михаил Гаспаров)

Вы говорите, это известно каждому школьнику? Если бы я знал все, что известно каждому школьнику, я бы мог учить академиков. (Максим Звонарев)

Самоучка: школьник, родители которого не делают за него уроки.
Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)

Многому я научился у своих учителей, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников. (Талмуд)

Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. (Антон Лигов)

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.

(Тадеуш Котарбиньский)

Кто знает все, тому еще многому нужно учиться.
Секрет учительства в том, чтобы показать, что вы всю жизнь знали то, о чем прочитали вчера вечером.
Лучшие уроки дают экзамены.

(Славомир Врублевский)


Экзамены: единственная возможность знать хоть что-то хотя бы несколько дней. (Жорж Элгози)

Если мы действительно что-то знаем, то мы знаем это благодаря изучению математики. (Пьер Гассенди)

Приходите на экзамены со свежей головой: во многом придется разбираться впервые.
Диплом учебного заведения: документ, удостоверяющий, что у тебя был шанс чему-нибудь научиться. (Янина Ипохорская)

Я знаю, что я ничего не знаю. (Сократ)

Старайся знать все о чем-нибудь и что-нибудь обо всем. (Генри Питер Брум)


Тот, кто слишком легко признается в ошибках, редко способен исправиться. (Мария Эбнер-Эшенбах)


То, чему мы учились в школах и университетах, – не образование, а только способ получить образование.

(Ральф Эмерсон)

Нужно много учиться, чтобы немного знать.

(Шарль Монтескье)

Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. (М. Монтень)

Существует только два типа учителей: те, кто учит слишком многому, и те, кто не учит вообще. (С. Батлер)

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. (Катон)

Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. (Р. Эмерсон)


Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому. (В. Распутин)

(Д. Писарев)

Педагог - человек, который лучше знает, как воспитывать чужих детей, чем своих. (Ж. Фалкенаре)


Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

(Л. Толстой)

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (А. Дистервег)

Огромное преимущество экзаменатора состоит в том, что он сидит по лучшую сторону стола. (Эдуар Эррио)

Экзаменов страшится любой, будь он семи пядей во лбу, ведь на экзамене самый глупый может спросить больше, чем самый умный может ответить.

(Чарлз Калеб Колтон)


Ни один классик не сдал бы экзамена по собственным произведениям. (Болеслав Пашковский)


Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. (Э. Хаббард)

Плох тот учитель, который не учится или учится совсем мало. (М. Горький)

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. (Р. Эмерсон)

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. (Э. Хаббард)

Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев. (Саади)

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. (А. Франс)

Хорошие учителя создают хороших учеников. (О ст роградский М. В.)


Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования. (Менделеев Д. И.)


Задача нашей советской школы не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как эти знания с живой жизнью связаны, как они могут эту жизнь изменить. (Крупская Н. К.)


Мы должны создать школу труда - школу, указывающую пути, как строить коллективный, покоящийся на достижениях современной науки труд.

(Крупская Н. К.)


...В социалистическом обществе труд и воспитание будут соединены, и таким путем подрастающим поколениям будет обеспечено разностороннее техническое образование, как и практическая основа для научного воспитания... (Энгельс Ф.)

Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека. (Калинин М. И.)

Я очень хотел бы, чтобы наша молодежь прочла древних философов. Там бы она увидела, с каким вниманием и почтением ученики относились к своим учителям.

(Калинин М. И.)


Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен, он звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее, и это делает его труд таким увлекательным, истинно творческим. (Брежнев Л. И.)

В воспитании все дело в том, кто воспитатель. (Писарев Д. И.)


Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (Даль В. И.)


Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности. (Менделеев Д. И.)


Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. (Толстой Л. Н.)


Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. (Монтень М.)


Кто берется давать наставления, должен считать себя искуснее тех, кому он их дает; малейшая его погрешность заслуживает порицания. (Декарт Р.)

Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит.

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. (Ушинский К. Д.)


Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие.

(Писарев Д. И.

Уважать ребят - не значит им потворствовать, идти у них на поводу. Ребята уважают педагога, который твердо проводит в жизнь свои воспитательные требования. (Крупская Н. К.)


Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.

(Макаренко А. С.)


Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого. (Макаренко А. С.)


Воспитатель всегда должен быть убежден, что сила воспитания так велика, что ею во всем объеме он и воспользоваться не может. (Ушинский К. Д.)


Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель. (Ушинский К. Д.)


Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей. (Корчак Я.)

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим.

(Белинский В. Г.)



Что еще почитать