Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления. Тест «Творческие способности» Тест на творческие способности онлайн

Шкалы: уровень творческого потенциала (креативности)

Назначение теста

Диагностика творческого потенциала, креативности.

Описание теста

Вопросы диагностируют границы любознательности респондента, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели, по мнению автора методики, и есть составляющая творческого потенциала.

Инструкция к тесту

Выберите один из предложенных вариантов ответов.

Тест

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?
1. да;
2. нет;
3. да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
1. да, в большинстве случаев;
2. нет;
3. да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете?
1. да;
2. откуда у меня могут быть такие идеи?
3. может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
1. да, наверняка;
2. очень маловероятно;
3. может быть.
5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится?
1. конечно;
2. часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;
3. чаще уверен, чем неуверен.
6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, его абсолютно не знаете?
1. да, всякое неизвестное меня привлекает;
2. нет;
3. все зависит от самого дела и обстоятельств.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?
1. да;
2. что получится, то и хорошо;
3. если это не очень трудно, то да.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
1. да;
2. нет, надо учиться самому основному;
3. нет, я только удовлетворю свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
1. какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;
2. сразу махнете рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность;
3. продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.
10. Профессию надо выбирать, исходя из:
1. своих возможностей и перспектив для себя;
2. стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
3. престижа и преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
1. да;
2. нет;
3. если место понравилось и запомнилось, то да.
12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что на ней говорилось?
1. да;
2. нет;
3. вспомню все, что мне интересно.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом язьпсе, можете ли вы повторить его по слогам без ошибок, даже не зная его значения?
1. да;
2. нет;
3. повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
1. оставаться наедине, поразмыслить;
2. находиться в компании;
3. мне безразлично, буду ли я один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только когда:
1. дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
2. вы более-менее довольны сделанным;
3. дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем?
16. Когда вы один, вы:
1. любите мечтать о каких-то вещах, может быть, и абстрактных;
2. любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
3. иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
1. независимо от того, где и с кем вы находитесь;
2. только наедине;
3. только там, где есть тишина.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы:
1. можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;
2. останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались;
3. измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка результатов теста

Баллы начисляются по следующей схеме:

Ответ «а» - 3 балла, «б» - 1, «в» - 2 балла.

Интерпретация результатов теста

. 48 и более баллов - в вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
. 18 - 47 баллов - у вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры вашего творчества. Самый опасный - страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение - основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность.

Источники

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999.
Психология творчества, креативности, одаренности Ильин Евгений Павлович

Тест «Творческие способности»

Тест направлен на определение творческого потенциала личности.

10 баллов – ваше соответствие тому, что сказано, очень велико.

9–6 баллов – соответствие значительное.

5 баллов – в данном смысле вы где-то на среднем уровне.

4–2 балла – по этой части ваш уровень ниже среднего.

1 балл – это вам вообще не свойственно.

Текст опросника

1. Любознательны ли вы? Сомневаетесь ли вы в очевидном? Беспокоит ли вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли вы собирать сведения?

2. Наблюдательны ли вы? Замечаете ли вы изменения, происходящие вокруг вас?

3. Воспринимаете ли вы чужие точки зрения? Когда вы с кем-то не согласны, способны ли вы понять того, с кем несогласны? Можете ли вы взглянуть на старую проблему по-новому?

4. Готовы ли вы изменить точку зрения? Открыты ли вы новым идеям? Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли их принять? Ищете ли вы новые идеи, вместо того чтобы придерживаться своих старых?

5. Учитесь ли вы на своих ошибках? Можете ли вы осознать свою неудачу, при этом не сдаваясь? Понимаете ли вы, что пока вы не сдались, не все потеряно?

6. Пользуетесь ли вы своим воображением? Говорите ли вы себе: «А что будет, если…»?

7. Замечаете ли вы черты сходства между вещами, которые, как кажется, не имеют ничего общего? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?) Используете ли вы вещи новыми способами (вроде стакана в качестве вазы для цветов)?

8. Верите ли вы в себя? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решения проблем?

9. Стараетесь ли вы воздерживаться от того, чтобы давать оценки другим людям, чужим идеям, новым ситуациям? Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?

10. Склонны ли вы находить в любом деле интерес? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?

Подсчитайте набранную вами сумму баллов и определите свой показатель творческого потенциала:

80-100 баллов – потенциал очень велик.

60–80 баллов – вы творческая личность.

40–60 баллов – вы не хуже большинства.

20–40 баллов – вы не столь творческая личность, как большинство.

10–20 очков – вам следует посещать кружки с творческой направленностью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Глава 7 Общие творческие способности

Из книги Испытание Эриксоном. Личность мастера и его работа автора Зейг Джеффри К.

автора Ильин Евгений Павлович

Тест «Творческие способности» Тест направлен на определение творческого потенциала личности.Инструкция. Оцените в баллах (от 1 до 10), насколько типичными для вас являются следующие характеристики вашего поведения. Очки выставляются исходя из следующего: 10 баллов –

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

Тест «Каковы ваши творческие способности?» Инструкция. Внимательно всмотритесь в эти фигуры. Что они, по-вашему, изображают? Чем еще они могли бы быть? Придумайте как можно больше вариантов. Будьте смелее, будьте безумнее! Правильных и неправильных ответов здесь нет.

Из книги Общаемся с легкостью [Как находить общий язык с любым человеком] автора Ридлер Билл

Наши неосознанные творческие способности Вы придумываете сюжет, вы не только выбираете, но и сами создаете действующих лиц, устанавливаете декорации, руководите спектаклем, а иногда даже сами играете одну или несколько ролей. И самое удивительное, что каждую ночь вы

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Тест № 13 ЕСТЬ ЛИ У ВАС СПОСОБНОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ? Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом":1. «а» – 6, «б» – 0, «в» – 3;2. "а"-0, "б"-3, "в"-6;3. "а"-6, "б"-3, "в"-0;4. "а"-0, "б"-6, "в"-3;5. "а"-6, "б"-3, "в"-0;6. «а» – 0, «б» – 3, «в» – 6;7. "а"-0, "б"-3,

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Творческие способности терапевта Старлика сказала, что терапевтам очень важно иметь определенный доступ к своим творческим способностям. Орел как-то заметил, что если бы мы не были связаны со своим сновидением, мы бы устали и заскучали и могли бы захотеть сменить

Из книги Испытание эриксоном автора Зейг Джеффри К.

1. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЭРИКСОНА Понятие «гений» относят к некоему духу, присущему человеку. Помимо этого, гением принято называть личность, наделенную трансцендентными психическими способностями и изобретательностью. Гений Эриксона возник на перекрестке его

Из книги Лицом к подсознанию [Техники личностного роста на примере метода самотерапии] автора Шиффман Мюриэл

Как освободить естественные творческие способности В раннем возрасте, еще не научившись говорить, вы мыслили совсем иначе, чем сейчас, став взрослыми. В вашей памяти вряд ли сохранилось что-то от того, прежнего образа мышления. Помните ли вы то время, когда плохо отличали

Из книги Мысль творит реальность автора Светлова Маруся Леонидовна

Глава 2 Творческие способности мысли Мысль творит способы Наш мозг действительно внимательно слушает каждое наше слово и послушно выполняет любую нашу команду. И этот результат иногда содержится в одном слове.«Пойду поговорю с начальником о прибавке зарплаты», –

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Развитие интуиции [Как принимать верные решения без сомнений и стресса] автора Клакстон Гай

Глава 4 Мы знаем больше, чем думаем, что знаем: интуиция и творческие способности – Это ты сам додумался? – Да, вроде как сам, – отвечал Пух. – Но не то чтобы я умел думать, – продолжал он скромно, – ты ведь знаешь, но иногда на меня это находит. – Угу, – сказал Кролик,

Из книги Психология достижений [Как добиваться поставленных целей] автора Хэлворсон Хайди Грант

Когда вам нужно раскрыть свои творческие способности Какие типы целей подходят лучше всего, когда вам нужно вдохновение, чтобы устроить мозговой штурм, предложить свежие идеи, мыслить неординарно? Вас не должно удивить, что ориентированная на продвижение цель способна

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

7. Творчество и творческие способности - Сова, - сказал Пух, - Я что-то придумал. - Сообразительный и изобретательный медведь! - сказала Сова. Пух приосанился, услышав, что его называют Поразительным и Забредательным Медведем, и скромно сказал, что да, эта мысль

Из книги Почему дети лгут? [Где ложь, а где фантазия] автора Орлова Екатерина Марковна

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Улучшаем творческие способности Мы уже видели, как ТЭС может облегчить тревогу у спортсменов, но точно так же можно воздействовать на людей всех творческих (и не только) специальностей – писателей, музыкантов, художников, лекторов и преподавателей и многих-многих других.

Сегодня востребованы профессионалы, умеющие широко мыслить, связывать теорию с практикой, быстро реагирующие на постоянно изменяющиеся условия.

Гибкость мышления, инициативность, готовность к переменам, открытость новому опыту, стремление преобразовывать окружающую действительность – качества, необходимые для достижения успеха в разных сферах деятельности.

К сожалению, современная система отечественного образования учит совсем другому – быть послушным исполнителем, безропотно подчиняющимся правилам системы. Получается палка о двух концах – или ты встраиваешься в систему и подчиняешься правилам, или же нарушаешь нормы и проявляешь творческую активность. Как тут не вспомнить Эйнштейна и других гениев, прослывших в школе двоечниками.

Творчество - это то, для чего наш мозг и создан, именно это он умеет делать.

Татьяна Владимировна Черниговская, российский биолог, лингвист, семиотик и психолог, доктор филологических и биологических наук, профессор

Творчество как предназначение мозга. Лекция Т.В. Черниговской

Генерируют творческие идеи люди, обладающие такими характеристиками, как открытость новым впечатлениям, любопытство и нонконформизм. Эти личностные особенности являются гораздо более сильными детерминантами творческого потенциала, чем интеллект, школьная успеваемость или мотивация. Творческий человек задает вопросы, думает о проблеме в различных сценариях и при решении задачи использует, казалось бы, не связанную с её сутью информацию.

Личностными особенностями творческого человека также являются: высокая самооценка, уверенность в себе, мотивация достижения успеха, целеустремленность, развитое критическое мышление.

Быть творческим - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.

Пол Торренс, американский психолог, создатель тестов на творческие способности

Креативность, по мнению Торренса, характеризуется появлением чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, поиском подходящего решения, выдвижением гипотез, их проверками и корректированием и, наконец, формулированием наилучшего результата. В поисках наиболее подходящего определения креативности Торренс рассмотрел до полусотни формулировок. В результате он определил её как естественный процесс, порождающийся актуальной потребностью личности в снятии напряжения, которое возникает в ситуации неопределенности.

В тестах, направленных на диагностику креативности, выделяют три ключевых параметра творческого мышления:

  • скорость (продуктивность). Определяется количеством ответов и заключается в способности быстро производить множество идей (порой банальных и однотипных, среди которых выделяются и нестандартные);
  • гибкость (пластичность) – способность придумывать разнообразные идеи, находить несколько различных путей решения задачи, преобразовывать старые идеи и представления;
  • оригинальность – нестандартность творческого мышления, определяется количеством редких, уникальных, необычных идей по сравнению с мнением большинства.

Чем эти показатели выше, тем выше общий уровень креативности личности.

Для диагностики невербальных творческих способностей часто используется краткий тест образного мышления «Незавершенные фигуры» (авторства Торренса). Человеку предлагается за короткий отрезок времени дорисовать ряд фигур. Даётся задание придумать нечто оригинальное, необычное, чего раньше никто не мог изобрести. Экспериментатор оценивает идею и количество деталей, художественный уровень выполнения не важен.

Вербальная креативность оценивается рядом словесных тестов, среди которых предлагаются задания из разряда: «невероятные ситуации», «необычное использование предмета», «усовершенствование предмета» и др.

Полученные по тестам вербальной и образной креативности результаты необходимо соотносить друг с другом, таким образом можно получить достаточно разностороннюю характеристику творческих способностей личности. Высокий общий индекс творческого потенциала может свидетельствовать о развитой креативности. Однако у одного учащегося может быть выше оригинальность идей при небольшом суммарном количестве ответов, а у другого может превалировать количество разноплановых идей, среди которых лишь некоторые претендуют на оригинальность.

Задания из подобных тестов можно использовать и в качестве тренировочных, обсуждая с ребенком полученные результаты, открывая новые грани решений, предлагая простор для фантазии.

Творческие способности потенциально есть у каждого ребенка, их можно и нужно развивать.

Это могут быть занятия по развитию креативности, направленные на освобождение от стереотипов мышления, наработку навыков генерации нестандартных идей. Тренинги креативности позволяют посмотреть на привычные вещи с неожиданной стороны, получить удовольствие от творческого процесса, открыть новые грани своей личности.

А можно просто развивать наблюдательность вместе с ребенком, искать и находить в жизни нестандартное. Задавать вопросы и придумывать гипотетические ситуации, рассматривать варианты и находить подходящий для конкретного случая.

«Находчивость – великая вещь», как говорил знаменитый выдумщик барон Мюнхгаузен. Именно гибкость мышления и умение посмотреть на вещи с другой стороны не раз выручали этого литературного героя из беды. Его подвиги вызывают улыбку и в то же время укрепляют веру читателя в то, что из любой ситуации можно найти выход.

Лучший пример для ребёнка – его родитель. Действуя нешаблонно, вы показываете ребенку, что в одной и той же ситуации можно поступать по-разному, а проблема может иметь множество вариантов решения.

Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них - тест Торренса.

Креативность по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат.

Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:

Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:

Субтест 1. «Нарисуйте картинку».

Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры».

Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии».

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса.

«Беглость» - характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

· рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.

· рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.

· осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность» - самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название!

3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

· Субтест 1 - оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом - рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

· Субтест 2. - обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.

1. - цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2. - буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3. - цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4. - буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5. - цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6. - ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7. - цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8. - цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9. - цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10. - цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

· Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

«Абстрактность названия» - выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

· 0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

· 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект - «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

· 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

· 3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

· 0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.

· 1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов.

· 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.

«Разработанность » - отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:

· 1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков - все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

· 2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе - одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

· 3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет - по одному новому баллу за каждый цвет.

· 4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса .

Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу.



Что еще почитать