Нужно сделать из старого текста новый, в котором будет только самое важное и основное из старого. Как правило, новый текст получается весьма сухим и кратким.
Нужно суметь отличить важное и основное от остального. Бывает, что ученик принимает второстепенную информацию за главную и пишет её, а главную забывает. Это большой минус.
Нужно суметь разделить текст на 3 абзаца, то есть на 3 микротемы, на 3 основные мысли. Желательно, чтобы Ваше деление не отличалось от деления автора текста.
Нужно сокращать так, чтобы не появилась та информация, которой в начальном тексте не было.
Нужно использовать приемы сжатия текста на протяжение всего изложения.
Их всего три:
Исключение. Название говорит само за себя. Метод исключения предполагает отбрасывание всего, что можно отбросить:
Чаще всего отбрасывание происходит сразу по нескольким из этих пунктов, например:
По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины в двух смыслах: правда и красота - вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов (29 слов).
Мы убрали вводную конструкцию, повторы, лишние рассуждения, синонимы. Получилось:
Добро и красота едины для всех народов и между собой (10 слов).
Обобщение. Обобщать можно:
Например:
Почти во всех повестях В. Распутина центральным образом стоит женщина - Мария в «Деньгах для Марии», Дарья в «Прощании с Матёрой», Анна в «Последнем сроке», Настена в повести «Живи и помни». Да и в рассказах писателя женщина на первом месте. И это вовсе не случайно (43 слова).
Объединяем эти 3 предложения вместе (и одновременно исключаем лишнее) и получаем:
Почти во всех повестях и рассказах В. Распутина центральным образом стоит женщина, что вовсе не случайно (15 слов).
Замена. Заменять можно:
Однородные члены обобщающим словом;
- сложное предложение простым;
- часть предложения или ряд предложений общим понятием или выражением;
- прямую речь косвенной (и это делать нужно, потому что очень сложно запомнить цитату дословно);
- часть текста одним предложением;
- часть предложения местоимением и пр.
Например:
На полке стояли помады, тени, кремы, лежали пудры, туши, карандаши для глаз (12 слов).
Находим обобщающее слово для всех однородных членов и заменяем их этим словом.
На полке были предметы косметики (5 слов).
Не обязательно использовать все приемы. Можно пользоваться только одним. Но у Вас это едва ли получится, так как все эти приемы почти всегда используются вместе. Главное – делать это на протяжение всего текста! Об этом сказано в критериях оценивания сжатого изложения.
ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей: изложения, основной части (из тринадцати вопросов по тексту) и сочинения. Как ни странно, наибольшие трудности школьники, как правило, испытывают с первой частью, то есть с изложением. Однако научиться писать изложение на «отлично» не так уж и тяжело – и сейчас мы расскажем как.
Один из тридцати
Прежде всего хочется отметить, что сейчас есть лишь 30 текстов, один из которого может попасться вам на ОГЭ. Все эти 30 текстов представлены в открытом банке заданий ФИПИ в виде аудиозаписей, и по ним можно – и нужно! – готовиться. То есть можно сказать с уверенностью: если вы самостоятельно напишете изложение по каждому из этих текстов, у вас не будет никаких проблем на экзамене. Но как же всё-таки писать изложение?
Структура сжатого изложения
Каждый из тридцати текстов написан на морально-нравственную тему (о дружбе, любви, заботе и т д) и состоит из трёх абзацев – и, соответственно, из трёх микротем. Ваша задача – обнаружить и написать главные мысли каждого абзаца
. Сделав это, вы получите 2 балла из 7 возможных.
Не забывайте, что изложение не диктант, поэтому не стоит повторять прослушанный текст слово в слово: наоборот, необходимо переписывать всё своими словами
и убирать второстепенную информацию. Лишние детали, описания, примеры, вводные слова и предложения, сложные конструкции – всего этого не должно быть в вашем изложении. И если вы сможете соблюсти это, вам добавят ещё 3 балла.
Наконец, последний критерий – отсутствие логических ошибок
и стройность изложения. В работе не должно быть противоречий, вызванных невнимательным прослушиванием текста, а также чётко должны прослеживаться три смысловые части, то есть изложение следует написать в трёх абзацах, разграничивающих микротемы. Выполнение этого критерия добавит оставшиеся 2 балла.
Но не забывайте о грамотности! Она оценивается – пусть и отдельно.
Как же писать изложение?
На экзамене вам включат записать дважды. Важно: при первом прослушивании ничего не пишите
! Постарайтесь внимательно прослушать текст и запомнить микротемы. По завершении этого – перепишите микротемы в черновик, оставив место для некоторых ключевых фраз и важных деталей. Так вы сможете точно определить главную тему текста и все его микротемы и не попадётесь на те ловушки, которыми полон каждый отрывок, даваемый на ОГЭ.
При втором прослушивании, напротив, старайтесь написать как можно больше. Вы уже будете знать, что из себя представляет каждая микротема, и вам не составит труда обогатить её важной информацией. Напоминаем ещё раз: пишите по возможности своими словами! Перефразируйте оригинальный текст – и достигнете более высокого результата.
Написав всё, не забудьте внимательно и вдумчиво перечитать вашу работу, чтобы проверить, нет ли в ней противоречий и грамотно ли всё написано. Если есть слова, в написании которых вы сомневаетесь, заменяйте их синонимами. Сложные предложения делите, избавляясь от лишних запятых.
И главное: тренируйтесь! Чем больше изложений вы напишите, тем легче вам будет на экзамене.
В связи с последними внесенными в экзамен формата ОГЭ изменениями задание C1 теперь называется задание 1 и входит в первую часть экзаменационной работы. Но на этом все изменения заканчиваются, по сути, как и прежде, вам требуется написать сжатое изложение, сохранив авторские микротемы. При этом важно передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Важно не забыть использовать способы сжатия текста. Но обо всем по порядку.
Что такое микротема?
Микротема - это маленькая часть общей темы, иначе - тема, вокруг которой группируются предложения одного абзаца. Таким образом, все предложения абзаца должны быть связаны одной микротемой. А все микротемы должны подчиняться общей теме текста. Например, темой всего текста является осень. Но в первом абзаце автор может рассказывать о бабьем лете в сентябре, во втором автор будет говорить о золотой осени, которая наступает в октябре, а в третьем - описывать холодную ноябрьскую осень. Тему и микротемы текста такого типа можно представить в виде следующего плана:
Осень
1. Прекрасная пора - бабье лето!
2. Пушкинская пора - золотая осень.
3. Осень - время подготовки к зиме.
Имея такой план, легко представить содержание всего текста в целом, однако Вашей задачей на экзамене будет услышать все микротемы, а их, как и здесь, будет ровно три в любом читаемом тексте. Это гораздо сложнее. Стараясь не упустить важного, девятиклассник пытается записать каждое слово, а этого делать не нужно, так как уже при первом прослушивании, владея приемами сжатия текста, можно отличить главное от второстепенного.
Способы сжатия текста
Известны три основных способа сжатия текста:
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ
:
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
ПРИМЕР:
до сжатия
радостная, светлая, приветливая
улыбка.
после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая
улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
ПРИМЕР:
до сжатия
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский
, и никто не мог распознать в нём русского.
после сжатия
Он знал разные языки,
и никто не мог распознать в нём русского.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
ПРИМЕР:
до сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
При УПРОЩЕНИИ необходимо:
ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая
фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия
Когда читаешь дневник Никитина
, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия
Читая дневник Никитина
, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки,
принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:
до сжатия
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц
, устраивающих утренний концерт
Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц
, отдыхаешь по-настоящему.
после сжатия
Слушая
утренний концерт
птиц
, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц,
отдыхаешь по-настоящему.
Источник информации - Левченко О.С., Тишина Т.Н. "Готовимся к ГИА по русскому языку. 9 класс" Омск 2009
Этап 1.
Внимательно читаем задание 1 ОГЭ
, выделяем основные требования к изложению.
Прослушайте текст и напишите сжатое
изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание
как каждой микротемы
, так и всего текста
в целом.
Объём изложения - не менее 70 слов
.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком
.
Этап 2.
Изучаем критерии оценивания
сжатого изложения.
Этап 4. Учимся применять приёмы сжатия на практике.
Этап 5. Учимся сжимать печатный текст .
2.
сокращать
слова
mstone.ru - Творчество, стихи, подготовка к школе