Называется военно морской флаг. Военно-морские флаги флота обозначение. История создания Андреевского флага

Военно-морской флаг России был утверждён 21 июля 1992 года и регламентирован корабельным уставом Военно-морского флота Российской Федерации.

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета с Андреевским крестом темно-синего цвета.

Флаг имеет пропорции 2:3.

Флаг ВМФ РФ включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 6.

Флаг символизирует государственную принадлежность корабля, а также готовность защищать интересы России на водных просторах.

Флаг схож с флагом Шотландии. Фактически флаги являются инвертированными версиями друг друга, хотя известно, что флаг Шотландии появился раньше флага ВМФ России.

Флаг использовался с начала XVIII века. Пётр Первый сделал восемь эскизов (проектов) флага. Описание восьмого проекта флага: "Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он ". Таким образом, флаг берёт своё начала с периода 1699-1712 годов и до 1917 года.

После 1917 года флаг с Андреевским крестом не использовался на территории РСФСР и СССР.

Андреевский флаг в религиозных учреждениях

Флаги ВМФ России располагается в Морском Никольском соборе, расположенном в г. Кроштадт.

Морской Никольский Собор задумывался как храм и как памятник всем погибшим морякам России. Внутри храма расположились чёрные и белые доски, сделанные из мрамора. На чёрных расположены имена офицеров, погибших в боях, а также при исполнении служебного долга; нижние морские чины расположены не по именам, были помещены общим числом, исключая тех, кто совершил подвиг. На белых досках из мрамора, были расположены имена священнослужителей, служивших на судах ВМФ и погибших на воде.

Исторические флаги ВМФ России

Флаги ВМФ СССР

Флаг был утверждён 27 мая 1935 года и отменён 26 июля 1992 года. Флаг представлял собой прямоугольное полотнище с горизонтальной полосой голубого цвета в нижней части флага. Ближе к древку располагалась пятиконечная красная звезда. В другой стороне размещались пересечённые молот и серп красного цвета. Флаг имел соотношение сторон 2:3. За время существования СССР, флаг ВМФ СССР изменялся трижды.

Исторические военно-морские флаги СССР

Источники

  • Корабельный устав ВМФ. Глава 15.
  • Корабельный устав Военно-Морского Флота СССР.
  • Приказ по флоту от 11 сентября 1923 г.
  • Приказ Революционного Военного Совета Республики от 6 сентября 1923 г. № 1981.
  • Федеральный закон от 29.12.2000 № 162-ФЗ "О знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых Сил Российской Федерации и знамёнах других войск".
  • Указ Президента РФ от 21 июля 1992 г. № 798 "О военно-морских флагах и вымпелах Российской Федерации".
  • Фотографии принадлежат порталу сайт.
Словосочетание «Андреевский флаг» уже давно стало устойчивым и ассоциируется исключительно с флотом, но все же возникает вопрос: почему именно это мужское имя выбрано для названия, ведь он вполне мог бы быть Александровским, Ивановским или Федоровским. Все дело в том, что в качестве символа для знамени выбран особый крест, который называют Андреевским.

А история его такова: среди апостолов Иисуса было два брата-рыбака Петр и Андрей, о последнем как раз идет речь в популярной в 90-х годах прошлого века песне «Прогулки по воде». После распятия Христа он путешествовал, проповедовал христианское учение и был казнен в Греции. Мученическую смерть он принял на кресте, форма которого представляет пересечение двух балок, вбитых в землю под наклоном и образующих острый угол. Поэтому две пересекающиеся линии являются символом апостола Андрея.

Пропорции сторон Андреевского составляют 2 к 3, а ширина синих полос равна 1/10 от длины.

Почему именно апостол Андрей

Связь между апостолом Андреем и Военно-Морскими Силами Российской Федерации не очевидна, но имеются две причины, почему символ этого мученика украшает флаги нашего флота. Во-первых, в своих скитаниях Андрей Первозванный дошел до мест, ставших впоследствии Русью, и даже согласно некоторым преданиям оставил в Киеве свой наперстный крест. Утверждение это можно поставить под сомнение, ведь возникновение первых городских поселений на правом берегу Днепра относят к 5-6 веку нашей эры.

И хоть легенда остается легендой, именно из-за нее Андрей Первозванный является одним из покровителей России. Вторым фактом, связывающим апостола с флотом, является его профессия – он ловил рыбу в Галилейском море. А поскольку часть рыбы шла на продажу, то первоначально он покровительствовал всей морской торговле, а уж после Андреевский крест украсил флаги военных кораблей.

Петр I чтил Андрея Первозванного, и именно он своим указом утвердил вид кормовых флагов в 1720 году.

Андреевский крест на других Флагах

Интересно, что символ апостола-рыбака, которого Христос призвал к себе в ученики первым, очень популярен в эмблематике и, в частности, в геральдике. Андреевский крест легко можно разглядеть во флаге Великобритании, Шотландии, Ямайки, американских штатов Алабама и Флорида, бразильских городов Рио-де-Жанейро и Форталеза. Также он использовался во время Великой Отечественной войны отрядами Власова, а сейчас является частью гюйсов таких морских государств, как Россия, Эстония, Латвия, Бельгия.

Бело-синий символ чести русских моряков
11 декабря в России отмечается День Андреевского флага, дарованного флоту первым российским императором Петром Великим / Цикл «Наши победы»

Спросите любого российского военного моряка о том, какие два самых главных цвета ассоциируются у него с флотом, - и услышите в ответ: синий и белый. И совершенно закономерно. Именно таковы цвета одного из самых знаменитых военно-морских флагов в мире - отечественного Андреевского флага. Ещё в


___

Подъем Андреевского флага на водноспортивной станции Тихоокеанского флота во время празднования Дня Военно-морского флота во Владивостоке

11 декабря* в России отмечается праздник в его честь: в этот день в 1699 году Петр Первый утвердил знаменитый косой синий крест на белом фоне в качестве символа отечественного военного флота. Под Андреевским флагом суда Российского Императорского флота ходили на протяжении двух с лишним веков: с 1699 по 1924 год. Это полотнище осенило самые знаменитые морские баталии, составившие славу русских моряков: Гогландскую и Гангутскую, Синопскую и Чесменскую, Хиосскую и Цусимскую. Под этим флагом шли в бой, не заботясь о числе кораблей противника, линейный корабль «Азов» и бриг «Меркурий», крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», парусный корабль «Орел» и миноносец «Стерегущий». Синий косой крест на белом фоне осенял собой берега Антарктиды, принесенный туда шлюпами «Восток» и «Мирный», путешествовал вокруг земного шара на фрегате «Паллада» и корвете «Витязь». И всегда оставался символом беззаветного служения русских моряков Родине.


___

Гангутский бой (фрагмент). Художник Рудольф Яхнин

Крест, осенивший русский флот

Существует красивая легенда о том, как именно первый российский император Петр Алексеевич придумал рисунок Андреевского флага. Дескать, засидевшись допоздна над эскизами военно-морского флага для только-только нарождавшегося русского флота, царь задремал прямо за столом. А проснувшись поутру, внезапно увидел косой синий крест, упавший на белый лист перед его лицом. Так причудливо преломился и лег на бумагу солнечный свет, прошедший через цветной витраж на окне царского кабинета…

Увы, в реальности все это вряд ли могло произойти именно так. Первый эскиз, на котором появился косой Андреевский крест, нарисован был в 1692 году одновременно с другим - классическим бело-сине-красным. На фоне такого же триколора был впервые изображен государем и косой синий крест, что вряд ли могло стать результатом удачной игры света и тени.


___

Петр I. Художник Поль Деларош (1838)

Окончательно же Андреевский флаг утвердился в качестве главного военно-морского флага России в 1712 году, когда Петр I подписал высочайший указ о его повсеместном использовании: «флаг белый, через который синий крест св. Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».

Есть и еще одна причина, по которой Петр Первый выбрал Андреевский крест в качестве символа русского военного флота. В 1703 году русские заняли остров Котлин, и таким образом исполнилась заветная мечта первого российского императора - выход в Балтийское море. Оно стало четвертым для России морем, на котором империя утвердила свое владычество: вместе с Каспийским, Азовским и Белым. И, таким образом, четырехконечный Андреевский крест получил совершенно новое значение для России.

Умереть на посту у флага

«Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели, под штрафом лишения живота», - сказано в «Уставе морском о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море», собственноручно написанном Петром I. Требование это неукоснительно соблюдалось на русском флоте, и не было для российских моряков бесчестья страшнее, чем спустить флаг перед лицом неприятеля.

Чтобы никто не мог в одиночку решиться на такое безумие, кормовой Андреевский флаг - а именно он считался и считается главным на кораблях русского флота - всегда охранялся вооруженным часовым. Достаточно сказать, что такой же строгой охраной обеспечивалась на парусных судах еще только крюйт-камера, то есть корабельное хранилище пороха и ядер.

В книге российского историка военного флота Николая Манвелова «Обычаи и традиции Российского Императорского флота» приводится несколько удивительных фактов того, как моряки, охранявшие флаг, не покидали свои посты до прихода нового часового даже после тяжелейших ранений. Например, пишет автор, «в ходе боя у Порт-Артура 27 января 1904 года часовой у кормового флага броненосного крейсера "Баян" Никифор Печерица получил осколочные ранения в обе ноги, однако пост не покинул. Сменили его только после боя - офицеры заметили, что унтер стоит в крайне неестественной позе. Одним из последних покинул свой корабль в корейском порту Чемульпо (современный Ичхон) и часовой у знамени крейсера "Варяг". Боцманмат Петр Оленин не сменялся на протяжении всего боя и не погиб чудом - осколками посекло голландку и брюки, разбило приклад винтовки и разорвало сапог. При этом сам унтер получил лишь легкое ранение в ногу. Часовой у флага на грот-мачте броненосного крейсера "Россия" в бою с японскими кораблями в Корейском проливе 1 августа 1904 года временно покинул пост только по требованию старшего офицера крейсера. К тому моменту он был неоднократно ранен и истекал кровью. Нетрудно догадаться, что на свое место он вернулся сразу после перевязки».


___

Крейсер «Варяг»

И надо признать, что от мысли спустить флаг перед неприятелем русских моряков удерживал вовсе не «штраф лишения живота», а твердая убежденность в том, что этот поступок не может быть оправдан. Недаром же за всю историю русского флота известны лишь два случая, когда корабли все-таки решились на спуск флага - но, как ни удивительно, никто из офицеров и матросов не был наказан за это смертью. Вероятно, потому, что жить с клеймом клятвопреступника и труса было гораздо большим наказанием, чем расстаться с жизнью.

«Дабы в последующем трусов для русского флота не плодить»

Первый случай произошел в мае 1829 года, когда командир фрегата «Рафаил» капитан II ранга Семен Стройников, чтобы спасти свою команду от неминуемой смерти, спустил Андреевский флаг перед превосходящей его числом турецкой эскадрой. Захваченный корабль вошел в состав турецкого флота и через 24 года во время Синопского сражения был сожжен русской эскадрой - как того и требовал царский указ, навсегда вычеркнувший имя «Рафаил» из списка кораблей русского флота. А обесчещенный экипаж попал в плен и после окончания войны вернулся на родину, где в почти полном составе - от капитана до последнего трюмного, за исключением одного мичмана, возразившего командиру! - был разжалован в матросы. Кроме того, император Николай I своим личным указом запретил бывшему командиру фрегата жениться, «дабы в последующем трусов для русского флота не плодить». Правда, эта мера опоздала: к тому времени у Стройникова уже были два сына - Николай и Александр, и позор отца не помешал им стать морскими офицерами и дослужиться до званий контр-адмиралов.


___

Морской Георгиевский знаменный флаг - награда за защиту Севастополя в Крымской войне / Фото: Музей истории Черноморского флота (Севастополь)

Два святых на одном флаге

5 (17) июня 1819 года императорским указом Александра I был утвержден Георгиевский Андреевский флаг, где поверх Андреевского креста был изображен красный геральдический щит с каноническим изображением святого Георгия Победоносца. Так на одном флаге появились символы сразу двух святых, особо почитаемых в России: святого Георгия и святого апостола Андрея.

Второй случай спуска Андреевского флага зафиксирован уже в царствование последнего самодержца всероссийского Николая II. На второй день Цусимского сражения сразу пять кораблей русского флота решились на бесчестье, чтобы спасти жизнь 2280 русских моряков. Как пишет автор книги «Обычаи и традиции Российского Императорского флота», тогда «японскому флоту под командованием адмирала Хэйхатиро Того сдались два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны и миноносец, на борту которого находился тяжело раненный командующий 2-й эскадрой флота Тихого океана вице-адмирал Зиновий Рожественский. На удивление современников, с адмиралами сдавшихся боевых судов поступили весьма мягко. Командующий 3-м боевым отрядом эскадры контр-адмирал Николай Небогатов был сначала лишен чинов и наград, а затем, в 1906 году, приговорен к смертной казни, сразу же замененной 10 годами заключения в крепости. Впрочем, отсидел он лишь 3 года и был досрочно освобожден. Флот, впрочем, ему спуск флага не простил - сыну Небогатова, обучавшемуся в Морском кадетском корпусе, была устроена такая обструкция, что ему пришлось покинуть корпус и оставить все надежды стать морским офицером». Такая же замена смертной казни на десятилетнее заключение в крепости ожидала и командиров сдавшихся с Небогатовым кораблей.

Возвращение легенды

То, что за всю двухвековую с лишним историю русского военного флота Андреевский флаг спускали перед лицом неприятеля лишь дважды, а примеров, когда наши моряки поднимали на фалах сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!» и стояли до конца, было куда больше, говорит о многом. Прежде всего - о том, с какой гордостью несли русские военные моряки свое звание и свой сине-белый символ. И несли до последнего: уже после того, как Россия стала советской, Андреевский флаг продолжал развеваться над русскими кораблями, которые их экипажи успели увести из Севастополя в далекий Бизерт. Только там и только после того, как Франция в 1924 году признала Советскую Россию и отказалась признавать флаги Российской империи, моряки со слезами на глазах спустили легендарные полотнища.

Но андреевские цвета никуда не делись! На первом флаге Рабоче-Крестьянского Красного Флота присутствовал только Андреевский крест - пусть и на красном фоне и соседствуя с красной звездой. Но, когда в 1935 году был утвержден новый военно-морской флаг, вернули его основные цвета: белое полотнище с широкой синей полосой. Отказавшись от всех символов «прогнившего самодержавия», большевики все-таки не решились покуситься на символ русского флота.

И флот достойно ответил на это решение. Под советским военно-морским флагом русские моряки снискали не меньшую славу, чем под Андреевским, достойно продолжая дело своих предшественников и не посрамив их чести. Когда же страна перестала быть советской, одним из первых решений Всеармейского офицерского собрания 17 января 1992 года стало ходатайство о замене военно-морского флага СССР военно-морским флагом России - Андреевским. В тот же день правительство России приняло постановление о возвращении статуса Андреевского флага. Президентский указ об утверждении новых флагов страны, в том числе и военно-морского, подписан 21 июля 1992 года.

* Указ Петром был подписан 1 декабря 1699 года по старому стилю. Из-за разночтения в датах в некоторых источниках Днем Андреевского флага считается 10 декабря.

День Военно-морского флота является одним из самых любимых народных праздников. Не последнюю роль в этом играет визуальная составляющая: моряки в красивой парадной форме, величественные корабли на рейдах, реющие на ветру флаги.

За каждой флотской традицией стоит трудный опыт и неповторимый исторический путь России. То же самое можно сказать о символах нашего флота и главном из них - Андреевском флаге. О его истории, о смыслах и образах, которые олицетворяет собой синий косой крест на белом поле, ТАСС рассказал доктор исторических наук, старший научный сотрудник НИИ (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ Михаил Монаков.

У истоков традиции

Обычай поднимать на кораблях флаги зародился, когда флот был парусным. Тогда любой выход в море мог стать последним - корабли погибали от непреодолимых природных сил, войны на море велись десятилетиями, а в перерывах между ними на морских путях промышляли пираты. Уже тогда это имело не только функциональное, но и важнейшее политическое и ритуальное значение. Внешний вид флага, его символика должны были воздействовать на сознание и настроение моряков таким образом, чтобы поддерживать в них веру в покровительство высших сил, в могущество своего государя и своей страны, убеждать, что осененный им человек сильнее любого врага и морской стихии.

Практическое значение флагов в эпоху парусного и в начале эпохи парового флота очевидно. Тогда еще не было аппаратуры опознавания "свой-чужой", за горизонтом корабли друг друга не видели, из-за чего вероятность внезапной встречи с врагом или "джентльменами удачи" была высокой

Михаил Монаков

Поэтому до определенного времени даже "купцы" - коммерческие суда - ходили вооруженными. В море на сближение шли с некоторой опаской: прежде чем решиться на это, надо было установить, не приведет ли такая встреча к тяжелым последствиям. Ведь даже между формально не воюющими государствами отношения порой были таковы, что при удобном случае они не стеснялись захватывать корабли и суда друг у друга. Уклониться от опасного сближения, оторваться и уйти от преследования можно было, только вовремя различив флаг встречного корабля.

Рождение флага

До конца XVII века государственная символика в России находилась в зачаточном состоянии. Ее применение носило ограниченный характер, причем для обозначения принадлежности частных грузовых и промысловых судов, ходивших по внутренним путям и морям Русского Севера, она не использовалась.

Регулярный военный флот в России появился благодаря Петру Первому и его сподвижникам. Параллельно с созданием флота формировалась и его символика.

Из Западной Европы в Россию пришло разделение флагов военного и коммерческого флота по внешнему виду и статусу. Сегодня по этому признаку можно выделить государства, морские традиции которых восходят к Средневековью, кодексу рыцарства и рыцарской символике. Во главе этого списка - Великобритания. Подобное разделение существует и в морских государствах, исторически связанных с британской короной, и в некоторых других странах, например, в Японии, флот которой в конце XIX столетия строился по британскому образцу.

У Нидерландов, Франции и США такого разделения нет - и на кораблях, и на гражданских судах в качестве главного символа национальной принадлежности используется государственный флаг.

Достоверные и привязанные ко времени эскизные изображения флагов, на основе которых впоследствии сложились внешний вид и основные элементы символики российского государственного флага, флагов военного и торгового флота, относятся к 1698–1699 годам. Именно тогда Петр Первый возвратился из Англии, где изучал морское дело

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Есть основания предполагать, что за образец флагов, изготовленных для русских кораблей и судов, которые участвовали в первом и втором Азовском походах, был взят слегка измененный голландский. Три цвета - белый, синий и красный - присутствуют в государственной символике многих стран. Это очень яркое сочетание, легко воспринимаемое визуально и запоминающееся.

"Флаги русских кораблей были трехцветными, но каким образом эти цвета располагались в виде каких-то геометрических фигур, вертикальных или горизонтальных полос, достоверно судить мы не можем. На гравюре голландца Адриана Шхонебека русские корабли несут кормовые и носовые флаги, крестами (предположительно синего цвета) поделенные на прямоугольники (предположительно белого и красного цвета), расположенные в шахматном порядке. Но эти гравюры были выполнены не с натуры, а по словесным описаниям участников похода, и доверять им нельзя", - поясняет Монаков.

Первые изображения Андреевского креста на морских флагах также появляются не ранее 1698 года. Очевидно, что они связаны с первой наградой Российской империи - орденом Святого апостола Андрея Первозванного, который учредил Петр. Основа символики этого ордена - синий или лазоревый косой крест, на котором якобы был распят апостол, первым принявший учение Иисуса Христа и последовавший за ним.

В британском флаге, или, как его называют, "Юнион Джеке", который также очень понравился Петру, соединены три креста - британский Георгиевский (красный на белом поле), шотландский Андреевский (белый на синем поле) и позднее - косой красный крест Святого Патрика, чтимого в Ирландии.

Первые эскизы российского Андреевского флага, приписываемые Петру Первому, свидетельствуют о том, что царь пытался наложить на триколор косой синий крест, но такое изображение очень плохо читалось.

И тогда первый российский император пошел по пути минимализма - оставил лазоревый Андреевский крест на белом поле. Это был очень функциональный подход - сделать флаг хорошо видным, читаемым и при этом отличающимся от других.

Создание легенды

Система флагов Российского государства создавалась на протяжении примерно 20 лет. Впервые она описана в "Морском уставе воинском", который был издан в 1720 году. "Вводная глава этого устава открывается словами "Флот есть слово французское". Но дальше идет предыстория русского флота. Подразумевалось следующее: хотя и создан этот флот не так давно, но его история и традиции не менее древние и славные, чем у ведущих морских держав того времени", - поясняет Монаков.

В этой главе "Морского устава" говорится о том, что первая попытка создания в России регулярного флота была предпринята еще при царе Алексее Михайловиче - отце Петра Первого, однако намного раньше, за несколько веков до создания британского флота, русские выходили на своих судах в моря, участвовали в морских сражениях. Очевидно, что все это соотносилось с идеей старца Филофея о том, что "Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать".

Основой государственной идеологии любой европейской страны того времени являлось христианство. Русь приняла его в IX веке, однако, согласно преданию об Андрее Первозванном, уже в I веке он принес его на земли восточных славян и, проповедуя учение Христа, прошел путь от места, где впоследствии возник Киев, до острова Валаам на Ладожском озере.

"В кругу сподвижников Петра был архиепископ Феофан Прокопович - один из крупнейших деятелей русского православия конца XVII - начала XVIII столетия. По некоторым данным, он является соавтором вводной главы к "Морскому уставу". Я допускаю, что именно он внушил Петру идею сделать символом Военно-морского флота России Андреевский крест", - отмечает Монаков.

История гюйса

В начале XVIII века в систему российской государственной символики вошла видоизмененная реплика британского "Юнион Джека" - это носовой корабельный флаг - гюйс.

С практической точки зрения его появление объясняется тем, что при определенном ракурсе кормовой флаг корабля, идущего под всеми парусами, не был виден. Сначала его стали дублировать таким же флагом, поднимавшимся на носовом флагштоке, а затем, очевидно, чтобы подчеркнуть особую роль кормового флага, вместо носового Андреевского стали использовать гюйс. Будучи поднятым на грот-мачте (самой высокой на парусном корабле), он выступал в качестве "кейзер-флага" - символа власти главнокомандующего флотом, а также использовался в качестве флага для морских крепостей.

Символом верховной власти стал "царский" штандарт - прямоугольное полотнище с черным орлом на желтом фоне. Его поднимали, когда на борту присутствовала царствующая особа.

До конца XVIII столетия гюйс и Андреевский флаг поднимали на всех кораблях и судах русского флота независимо от их размеров и вооружения. Позднее гюйс стал исключительной принадлежностью наиболее крупных и мощных из них - кораблей первого и второго рангов. Первоначально они несли этот флаг и на ходу, а затем его стали поднимать только во время стоянки на якоре, бочке или швартовах

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

В бою, кроме главного (кормового) флага, который на ходу корабли отечественного флота несли на гафеле (рее, которая устанавливалась в диаметральной плоскости, перпендикулярно или под углом к мачте), на свободных от других флагов и вымпелов мачтах поднимались стеньговые. Таким образом, если бы какой-то из Андреевских флагов в бою был сбит, оставался хотя бы один из них, и корабль не мог оказаться в ситуации, внешне напоминавшей сдачу.

Георгиевский флаг

В России существовала особая - почетная версия Андреевского флага, но за два столетия дореволюционной истории отечественного флота его заслужили только два корабля, команды которых в бою проявили массовый героизм и высокое воинское искусство.

Внешне он выглядел точно так же, но в центре лазоревого косого креста помещался герб Великого княжества Московского - святой Георгий, поражающий змея, на червленом (красном) поле. Этот флаг был учрежден в 1813 году и вручен Морскому Гвардейскому экипажу, воевавшему в составе Гвардейского корпуса в 1812 году и в Заграничном походе русской армии 1813–1814 годов. По указу императора Александра Первого экипаж был награжден за победу в сражении под Кульмом.

Впоследствии император повелел поднимать Георгиевские Андреевские флаги на всех кораблях, причисленных к Гвардейскому экипажу. Первым его получил линейный корабль "Азов", отличившийся в Наваринском сражении. Примечательно, что в то время на нем служили молодой лейтенант Павел Нахимов, мичман Владимир Корнилов и гардемарин Владимир Истомин, а командовал "Азовом" один из величайших русских адмиралов, первооткрыватель Антарктиды Михаил Лазарев

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Вторым кораблем, получившим Георгиевский флаг, был знаменитый бриг "Меркурий", запечатленный на картине Ивана Айвазовского. В 1829 году под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского этот 20-пушечный бриг дерзнул вступить в бой с двумя линейными турецкими кораблями, на каждом из которых было по 80 пушек.

Потом Георгиевский флаг по наследству перешел к названным в честь этих двух героических кораблей крейсерам "Память Азова" и "Память Меркурия".

Флаги расцвечивания

Во время праздника каждый корабль от носа до кормы традиционно украшен сигнальными флагами (расцвечивания). Первоначально они предназначались для связи между кораблями в бою или походе - передачи сигналов, с помощью которых флагман управлял своей эскадрой. Сначала их поднимали на флагманском корабле, а затем сигнал репетовали (повторяли) впереди идущие корабли и следующие в кильватере.

Если соединение было многочисленным, для ускорения передачи флажных сигналов назначались репетичные корабли. Они выходили из строя, шли параллельным курсом, повторяли сигналы за флагманом, и в этом случае их могли наблюдать одновременно с нескольких кораблей эскадры, что значительно сокращало время выполнения приказаний командующего

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Обычно сигналы были трехфлажными. Многовековой морской опыт говорит о том, что более трех символов человек на соседнем корабле не в состоянии воспринять быстро и однозначно. В отечественном флоте каждый сигнальный флаг имеет название и значение, совпадающее с названием и значением соответствующей буквы старославянского алфавита: "аз", "буки", "веди" и так далее.

Со временем эти яркие флаги, которые использовались по прямому назначению и в торжественных случаях (например, при высочайших смотрах), стали применяться и в качестве праздничного украшения кораблей - флагов расцвечивания. При этом строгое правило гласит, что тогда они "набираются" без всякой системы, чтобы случайно не сложилось такое их сочетание, которое могло быть истолковано как сигнал, подлежащий исполнению. Исключаются и те, которые внешне похожи на флаги других государств (такие в наборе сигнальных флагов есть).

В темное время суток флаги расцвечивания сменяются праздничной иллюминацией. Этот обычай существует с тех пор, как после заката солнца во время государственных праздников на военных кораблях стали зажигать гирлянды фонарей, подвешенные на мачтах, а между ними помещать светящиеся изображения в виде государственного герба или императорского вензеля.

Традиции живы

Все главные морские символы перешли от парусного флота к паровому практически в неизменном виде. Унаследовал он и особый воинский ритуал - подъем кормового Андреевского флага и гюйса (на тех кораблях, которым он положен по рангу). Прежде этот церемониал проводился одновременно с восходом солнца, а теперь по расписанию, в восемь утра.

Утренняя церемония подъема флага всегда была очень торжественной. В чем-то она была сродни литургии, которая на кораблях старого флота начиналась словами: "На молитву! Шапки долой!" А перед подъемом флага звучала команда: "Шапки долой! Флаг поднять!"

После революции Андреевский флаг отменили, а вот гюйс служил в почти неизменном виде еще некоторое время. Самое интересное, что внешний вид первого военно-морского флага РККФ (или Морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии СССР - прим. ТАСС), существовавший до 1935 года, перекликается с гюйсом - там есть элементы и Георгиевского креста, и Андреевского.

Примечательно также, что у советского военно-морского флага, введенного в 1935 году, основные цвета - белый и синий - те же, что и у Андреевского флага. Добавились только яркие красные элементы - звезда, серп и молот.

"Современный ритуал подъема и спуска флага на российских боевых кораблях отличается от ритуалов на флотах других стран. Это отголоски старого, императорского флота. Носить в море флаг на гафеле, а не на корме - также русская традиция", - добавляет Монаков.

Когда в 1992 году на российских кораблях вновь подняли Андреевский флаг, то это стало символом неразрывности дореволюционных и советских традиций отечественного Военно-морского флота. Сегодня статус этого флага стал еще выше - он законодательно приравнивается к боевому знамени, являясь символом героизма, доблести и чести многих поколений русских моряков.

Подготовила Анна Юдина

Зимняя куртка для сухопутных войск, ВМФ и ВВС надежно защищает от ветра и снега. Утеплитель отлично сохраняет тепло, мало весит, не деформируется, не впитывает влагу. Сочетание мембранной ткани и утеплителя обеспечивает защиту от сильных морозов. ХАРАКТЕРИСТИКИ Защита от холода Уставной крой Для военных операций Только ручная стирка МАТЕРИАЛЫ Рип-стоп Мембрана Утеплитель "Файберсофт"

Матросский воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой. Форменный матросский воротник также носит сленговое наименование Гюйс (гюйс - носовой флаг корабля) Изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины на рубахе две пуговицы для пристегивания воротника

Зимняя куртка для сухопутных войск, ВМФ и ВВС надежно защищает от ветра и снега. Утеплитель отлично сохраняет тепло, мало весит, не деформируется, не впитывает влагу. Сочетание мембранной ткани и утеплителя обеспечивает защиту от сильных морозов. ХАРАКТЕРИСТИКИ Защита от холода Уставной крой Для военных операций Только ручная стирка МАТЕРИАЛЫ Рип-стоп Мембрана Утеплитель "Файберсофт"

Повседневный костюм военнослужащих МО РФ. Куртка мужская: на поясе застегивается на «молнию», с длинными рукавами, без подкладки. Воротник отложной со стойкой и фиксацией углов пуговицами. Карманы застегиваются на контактную ленту. Ниже располагаются прорезные карманы «рамка», застегивающиеся на молнию. Внутренний карман для документов застегивается на пуговицу. Брюки с притачным поясом, застегивающимся на пуговицу. Цвет: Синий, зеленый, черный. Размер: 88-132 Размер: 84-100 Рост: 158-200 Ткань: Рип–стоп Фурнитура: Усиленная Цвет: синий, зеленый, черный. Материал: рип–стоп.

Костюм МПА-35 предназначен для комфортной работы сотрудников Министерства обороны в жаркую погоду. Состоит из брюк и куртки с длинными рукавами. На рукавах присутствуют усилительные накладки в области локтя. Низ куртки регулируется по объему. ХАРАКТЕРИСТИКИ Для жаркой погоды Уставной крой Для работы в штабе МАТЕРИАЛЫ Габардин (100% п/э)

Штабной костюм состоит из брюк и рубашки с короткими рукавами, выполнен из облегченной ткани, которая не мнется, не выгорает и не теряет свою форму даже после многочисленных стирок.

Фуражка Военно-морского флота Российской Федерации офицерская парадная с белым верхом, черным околышем и белым кантом. Фуражка укомплектована кокардой и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи - от 8 до 10 см. Фуражка производится в течении 3-5 рабочих дней.

Приказом от 1921 г. была утверждена бескозырка для матросов ВМФ ВМФ Военно Морской Флот Российской Федерации, сокращённо ВМФ России, название военно морского флотаРоссии. Является преемником ВМФ СССР и ВМФ Российской империи. Код номерных знаков… Посмотреть все товары принадлежащие ведомству ВМФ Советского (Российского) флота. С тех пор бескозырка практически не изменялась. Первоначально на ленте бескозырки выштамповывалось название корабля или флотского экипажа, где служил матрос. В советское время (1949 г.) ради сохранения секретности названия кораблей заменили на названия флотов (исключение было сделано только для крейсера «Аврора» и названий военно-морских училищ). Затем вообще оставили лишь надпись « Военно-морской флот ». В настоящее время традиция указания на ленте названия корабля возвращается.

Ранее производилась только в СССР Двойная вязка обеспечивает толщину изделия Материал: 100% Хлопок



Что еще почитать