3 х позиционная модель восприятия пример. Техника НЛП “Трехпозиционное описание”. Проверьте свои знания

Для сбора информации и оценки коммуникативной ситуации в НЛП используется так называемое трёхпозиционное описание .

Другие названия: «три позиции восприятия», «позиционные переходы», «трёхпозионное восприятие», а иногда просто «трёшка».
Модель заимствована у Вирджинии Сатир.
  • 1-я позиция : «Я-сам », ассоциация в себя. Оцениваю ситуацию со своей точки зрения.
  • 2-я позиция : «Я-другой », ассоциация в другого. «Встаю на место» другого человека, «смотрю его глазами».
  • 3-я позиция : «Наблюдатель », диссоциация . Оцениваю ситуацию как квалифицированный в данном контексте наблюдатель.

1-я позиция восприятия

Первая позиция восприятия предполагает, что человек оценивает ситуацию со своей точки зрения, исходя из собственных интересов и ценностей . Несмотря на кажущуюся простоту это не всегда сделать достаточно легко – все три позиции восприятия в сознании могут быть «сцеплены» и человеку может быть трудно отделить свои интересы от интересов другого человека. Или от оценки ситуации со стороны. Так же обычно есть предпочтительный способ оценки ситуации – в НЛП это метапрограмма «Фокус силы» или «Референция».
В первой позиции восприятия человек говорит о себе в первом лице : «Я должен сдать этот экзамен». Невербалика характерна для ассоциации – выраженные эмоциональные реакции, большая подвижность и тонус мышц и т.д.

2-я позиция восприятия

Вторая позиция восприятия предполагает «ассоциацию в другого» - в данном случае, в другого участника общения. Понятно, что если других участников несколько – вторых позиций тоже может быть несколько. Например, при оценке семейного конфликта, определение взглядов на ситуацию самой жены (клиентка) производится из первой позиции, а оценка этой же ситуации с точки зрения мужа и свекрови – из соответствующих вторых позиции, с ассоциацией, соответственно, в мужа и свекровь.

При этом под второй позицией понимают именно состояние «ассоциации в другого», а не результат логического анализа этого самого другого. То есть вторая позиция – способ использовать возможности бессознательного для моделирования карты другого человека. Для того, чтобы эту информацию вытащить (вернее, создать, её же там фактически нет, бессознательно просто создаёт её по мере надобности), нужно определить, что вам собственно нужно. Ответить на вопросы, высказать «свою» точку зрения.

Во второй позиции восприятия человек обращается к себе во втором лице : «Ты же хочешь сдать эти экзамены».
Аналогично первой позиции, невербалика характерная для ассоциации.

Вход во вторую позицию – часто встречающийся способ обучения. Например, дети регулярно разыгрывают ситуации – принимая роли то родителей, то преступников, то животных, - моделируя поведенческие навыки. Обучение актёрскому мастерству так же предполагает развитие навыка «ассоциации в другого».

Рекомендации как войти во вторую позицию присутствуют в языке, вспомните все эти"встать на его место" и "посмотреть его глазами". В большинстве случаев, эти рекомендации нужно понимать почти буквально - ведь это инструкция, описание внутренней стратегии перехода во вторую позицию. Итак, давайте перечислим фразы, которые описывают как стать другим:

  • встань на его место;
  • взгляни его глазами;
  • почувствуй как он;
  • посмотри на это с его точки зрения;
  • посмотреть с его колокольни;
  • походить в чужих башмаках (это английский вариант);

Обратите внимание, часть инструкций кинестетические : «встань на его место», «походи в его башмаках», - а часть визуальные : «взгляни его глазами», ­«посмотри с его точки зрения». В любом случае, вы как бы мысленно входите в образ его тела или надеваете этот образ на себя.

3-я позиция восприятия

Третья позиция восприятия предполагает диссоциацию от ситуации. При этом предполагается, что человек является экспертом в том, что происходит, и может дать взвешенную оценку и рекомендации участникам. Третья позиция предполагает отсутствие эмоциональной включённости и ориентацию на анализ ситуации. То есть в третьей позиции человек не отстаивает чью-то точку зрения, а анализирует процесс, взаимосвязи и может дать рекомендации участникам, как им достигнуть цели. Если цель определена. Соответственно, человеку в третьей позиции нужно задавать рамку оценки - например, если это разрешение сложной ситуации между бизнес-партнёрам, то поиск взаимовыгодного решения.
В третьей позиции человек говорит о себе в третьем лице: «Для Ивана важно сдать эти экзамены».
Невербалика характерна для диссоциации: отстранённая «застывшая» поза, низкий тонус мышц, слабые эмоциональные реакции. Часто переход в дигитальную модальность с соответствующей невербаликой.
Рекомендации по входу в третью позицию восприятия тоже присутствуют в языке:

  • посмотри со стороны;
  • выйди из ситуации;
  • анализируй это;
  • подумай об этом без эмоций;
  • побудь беспристрастным наблюдателем.
Кстати, каждую из позиций восприятия можно заякорить, что облегчает использование каждой точки зрения.
Часто для облегчения переходов по позициям используют пространственные якоря – то есть одно место в пространстве соответствует первой позиции, другое – второй, и ещё одно место рядом – третьей позиции восприятия.

4-я позиция восприятия

Желание добавить к трём позициям четвёртую регулярно возникает в умах максимально продвинутых НЛПеров. Я встречал несколько предложений по поводу четвёртой позиции - от варианта с инверсией метапрограмм , до варианта с инверсией ценностей . Более-менее прижился вариант, который предложил Роберт Дилтс : «Я-система». Он действительно достаточно удачен и предлагает четвёртой позицией «ассоциацию в систему» с которой работаете. Например, позиция «семья», «отдел», «команда», «город», «биржа». Естественно, мы предполагаем, что система обладает целями,

Определите проблемную ситуацию.

2. Пространственные .

Разместите в пространстве три для каждой из трёх позиций. Например, это может три разных стула или просто три различных места в пространстве.

3. Диалог.

Разыграйте часть диалога между 1-ой и 2-ой позициями, поочередно ассоциируясь с каждым из партнеров по коммуникации. Выделите момент, нуждающийся в изменении. Следите за тем, чтобы диалог проходил в форме прямой речи. Недопустимы конструкции типа: "я бы сказал ему…".

4. Наблюдатель.

Перейдите в 3-ю позицию (Наблюдатель).

а) Просмотрите внимательно со стороны еще раз эту ситуацию и дайте метафору коммуникации (взаимоотношениям).

б) Определите позитивные , скрывающиеся за поведением каждого участника коммуникации.

в) Найдите что-то более важное ( ), что может их объединять (это может уже существовать в этой коммуникации, просто нужно сместить на это фокус внимания).

5. Продолжение.

Вернитесь на третий шаг и пройдите процедуру ещё раз, но уже с учётом рекомендаций Наблюдателя. Повторите шаги 3 - 5 до достижения клиентом желаемого результата в коммуникации.

6. Экологическая проверка.

Проводится с первой позиции. Не повредит ли вам такое изменение коммуникации? Если что-то нужно добавить, то вернитесь на шаг 3.

7. Подстройка к будущему.

Проводится с первой позиции. Представьте три-четыре различных ситуации в будущем, где раньше у вас могла возникать проблемная коммуникации (та, с которой работали). Посмотрите, как изменилось там ваше поведение.

8. Обратная связь.

Выйдите за пределы рабочего пространства и дайте обратную связь. Что дал вам этот процесс? Чему вы научились? Как это можно использовать в дальнейшем?

Разумеется, Что ни одна позиция восприятия не полезна сама по себе. Полезно и жить своими интересами, и учитывать интересы другого человека во время общения с ним, и улучшать свои коммуникативные навыки для дальнейшего личностного роста. И в этом нам сильно поможет трехпозиционное описание, техника НЛП. Она направлена на разрешение коммуникативных проблем, или улучшение наших навыков общения через глубокое встраивание позиций восприятия.

Итак, для этой техники тебе потребуется выбрать ситуацию общения по следующим параметрам:

А) В общении участвуют два человека

Б) Ситуация слабого или среднего дискомфорта, то есть ее можно прожить, но она не связана с травматическими переживаниями

И теперь, как эту технику делать самому с собой. Тебе потребуется много свободного места (например, пустая комната), и несколько листочков бумаги. После такой простой подготовки тебе необходимо строго соблюдать последовательность следующих шагов, и делать их один за другим, пропускать шаги или изменять технику строго не рекомендуется. Ну что же, начнем.

1) Определи для себя сам ситуацию, которую ты хотел бы изменить, улучшить или исследовать. Восстанови в памяти местоположения персонажей – тебя и твоего собеседника.

2) Положи на пол листок, на котором будешь стоять ты сам, как участник общения

3) Встань на этот листок, и вспомни, как происходило общение. Что ты видел, что ты слышал, что ты чувствовал в своем теле? Чем более подробное описание будет, тем лучше. Определи, что большего всего мешает тебе, что дискомфортно в коммуникации. Определи, как ты воспринимаешь собеседника в этом состоянии. (Это будет описание ситуации из первой позиции)

4) Встряхнись. Это поможет тебе выйти из неприятных ощущений.

5) Положи на пол листок, на котором будешь стоять ты, как твой оппонент.

6) Встань на этот листок бумаги, и представь, как если бы ты сам разговаривал с собой, представь, как если бы ты был другим человеком. Что бы ты тогда видел? Чтобы ты тогда слышал? Как бы ты себя чувствовал? Насколько тебе комфортно? Что ты думаешь про собеседника? (Это будет описание ситуации из второй позиции)

7) Снова встряхнись. Определи место в комнате, откуда ты легко можешь наблюдать обоих участников общения, если бы ты их видел. Положи листочек на пол.

8) Войди в ситуацию наблюдателя. Представь, что ты наблюдаешь через одностороннее зеркало ситуацию общения. Определи, что происходит в ситуации, и помни, что у хорошего эксперта не бывает эмоций, у него бывают только оценки, как эксперта. Как эксперт, определи, что может пригодится человеку в первой позиции, чтобы его коммуникация была для него удобной? Какое состояние будет ему более полезно, чем текущее? (Это будет описание ситуации из третьей позиции).

9) Положи на пол четвертый листочек, и назови его листком ресурсов. В этом месте тебе будет хорошо. Пожалуйста, вспомни в своей жизни ситуации, где ты проживал состояние, которое тебе было бы полезно. То есть, если из третьей позиции восприятия, ты определил, что тебе будет полезно больше уверенности, вспомни в своей жизни момент, когда ты был уверен. Вспомни, кК ты видел мир, когда был уверен. Вспомни, как ты слышишь мир, когда уверен. Почувствуй, как живет уверенность внутри тебя. И когда ты вспомнишь это состояние максимально полно, пройди в этом состоянии уверенности в первую позицию.

10) Восприми, как измялась ситуация общения, когда ты стал себя чувствовать другим образом. Тут есть важный пункт: если состояние осталось дискомфортным, сделай разбивку (встряхнись) и снова иди на шаг номер (8). Если состояние комфортно, продолжай.

11) Войди во вторую позицию, и восприми общение, и восприми, как и что изменилось. Если состояние комфортно, продолжай. Если нет – иди на шаг номер восемь. То есть, если что-то не так, продолжай улучшать коммуникацию, внося в нее новые состояния. Важно! Ресурсы стоит вносить только в первую позицию.

12) Выйди в позицию наблюдателя и посмотри, насколько комфортно это общение выглядит со стороны. Если все хорошо – продолжай. Если нет – восьмой шаг.

13) Теперь восприми это новое состояние общения. Чему ты научился за это упражнение? Что ты в себе открыл? Как можно теперь общаться с людьми? И просто подумай, что если вдруг в своей жизни возникнет похожая ситуация, то как ты будешь себя вести?

14) Это просто такой вот шаг, самый завершающий. Впусти в себя все образы, которые ты создал на бумажках. Собери бумажки, и снова стань сам собой, более другим, но таким же целостным. Представь, что ты вбираешь в себя все то хорошее, что образовалось во время этой техники.

Вот такая вот простая техника. А, маленькое предупреждение: сначала она может выполняться достаточно долго время, около часа. Потом – значительно быстрее, но рассчитывай на время не менее двадцати минут. А так – это великолепная техника, которую стоит делать всегда для анализа того, почему и что было не так во время общения с девушками. Из второй позиции про себя самого можно узнать много весьма любопытных вещей, по опыту говорю.



Что еще почитать