Основные этапы педагогического процесса. Сущностные характеристики и этапы педагогического процесса Основной этап педагогического процесса

Педагогический процесс имеет циклический характер. В развитии педагогического процессов существуют одни и те же этапы. Этапы - это не составные части (компоненты), а последовательности развития процесса. Главные этапы: 1) подготовительный, 2) основной и 3) заключительный

ПП состоит из цикла повторяющихся этапов.

1. Подготовительный этап

На этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются важные задачи: 1) целеполагание, 2) диагностика условий, 3) прогнозирование достижений, 4) проектирование развития педагогического процесса, 5) планирование.

1.1. Целеполагание. Формулирование ожидаемого результата (цели, задач) и условий его достижения.

1.2. Диагностика. Изучение психологического климата, материальных, санитарных, гигиенических условий которых протекает ПП. Сбор информации о реальных возможностях педагогов и учащихся. Определение уровня воспитанности, обученности учеников. Изучение состава первичного классного коллектива уч - ся, семей школьников. Первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза, приводятся в соответствии с реальными возможностями.

1.3 Прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Предварительное (до начала процесса) оценивание его возможностей, результативности и имеющиеся конкретные условия.

1.4. Проектирование Разработка проекта организации ПП. Доработанный проект воплощается в программах и планах достижения поставленных целей: руководства учебно-воспитательным процессом, воспитательной работы с коллективом учащихся, преподавания учебной дисциплины, конспектов внеклассных мероприятий, уроков.

2. Основной этап

2.1. Организация. Включает деятельностьпедагога (преподавание, руководство разнообразной деятельностью учащихся) и активное участие учеников в предлагаемой деятельности по достижению поставленных целей, планов.

Этап включает взаимосвязанные элементы:

1.) Педагогическое взаимодействие: а) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, б) контакт педагогов и обучаемых, 3) использование намеченных методов, форм, средств, в) создание благоприятных условий, г) осуществление разработанных мер стимулирования деятельности обучаемых.

2.) Оперативный педагогический контроль, играющий стимулирующую роль.

3.) Обратная связь от учащихся, показывающая уровень усвоения ими содержания урока, внеклассного мероприятия.

4.) В случает отклонения от поставленных целей и задач регулирование и коррекция деятельности учащихся и педагогов.

3. Заключительный этап

3.1. Контроль, анализ и оценка достигнутых результатов . Выявление и оценка результатов воспитания и обучения учащихся, эффективности проведенных уроков, воспитательных мероприятий, используемых форм, методов, средств ПП, причин ошибок, затруднений в деятельности педагогов и учащихся. Проектирование мер по устранению ошибок.

Этапы педагогического процесса

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Задачи этапа

1) целеполагание, 2) диагностика условий, 3) прогнозирование достижений, 4) проектирование развития педагогического процесса, 5) планирование.

1) педагогическое взаимодействие, 2) оперативный педагогический контроль, 3) обратная связь от учащихся, 4) регулирование и коррекция деятельности.

1) выявление и оценка результатов, 2) выявление ошибок, затруднений, анализ их причин,

3) проектирование мер по устранению ошибок.

Все педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех целостных педагогических процессов можно обнаруживаются сходные этапы. Этапы не являются составными частями педагогического процесса, это последовательность развития процесса.

Основными этапами педагогического процесса являются:

  • подготовительный,
  • основной,
  • итоговый.

На подготовительном этапе целостного педагогического процесса создаются необходимые условия для функционирования процесса в определенном направлении и с заданными временными параметрами. На данном этапе решаются поставленные задачи, к которым относятся:

  • постановка цели,
  • диагностика условий, в которых будет проходить процесс,
  • прогнозирование достижений и планирование развития процесса.

Сущность определения цели заключается в трансформации общей педагогической задачи в конкретные задачи, которые будут достигаться в определенной части педагогического процесса и в определенных условиях.

На данном этапе обозначаются противоречия между требованиями глобальной педагогической цели и индивидуальными возможностями учащихся, учебного заведения. Обозначив противоречия, намечаются пути их преодоления.

Определение правильной общей цель невозможно без проведения диагностики.

Определение

Педагогическая диагностика - это процедура исследования, в результате которой определяются условия и обстоятельства функционирования педагогического процесса.

Ее основная цель – получение четкого представления о причинах, помогающих или препятствующих достижению поставленных результатов. В процессе диагностических процедур собирается необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учащихся, уровень их подготовки, условия работы процесса. Бывает так, что конкретные условия порождают пересмотр задач, определенных изначально, согласование их с реальными возможностями.

По результатам диагностики осуществляется прогнозирование функционирования и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования педагогического процесса заключается в оценке его возможной результативности в существующих условиях. Научное прогнозирование позволяет заранее теоретически рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется посредством сложных методов, но затраты на получение прогнозов компенсируются возможностью направлять проектирование и ход педагогического процесса, не ждать пока процесс покажет малую эффективность или нежелательный результат.

Результатом подготовительного этапа является скорректированный на основе диагностики и прогнозирования проект организации процесса. Проект после окончательной доработки реализуется в педагогическом плане. План требует согласования с определенной системой.

Этап осуществления педагогического процесса представляет собой относительно самостоятельную систему, которая состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

  • определения и разъяснения целей и задач предстоящей деятельности;
  • взаимодействие педагогов и обучаемых;
  • использование требуемых методов, средств и форм педагогического процесса;
  • создание благоприятных условий для процесса;
  • осуществление стимулирования деятельности учащихся;
  • обеспечение связи педагогического и прочих процессов.

Эффективность процесса на прямую зависит от согласованности элементов между собой и отсутствии противоречий в их направленности и практической реализации.

На этапе осуществления педагогического процесса важна обратная связь. Это основа для принятия оперативных решений в управлении процессом. Оперативно полученная обратная связь способствует быстрому введению поправок, дающих необходимую гибкость процессу.

Завершается целостный педагогический процесс этапом анализа достигнутых результатов. Это позволяет проанализировать ход и результат педагогического процесса для избегания ошибок в будущем, в следующем цикле учесть неэффективные моменты. Рост профессионализма педагога зависит от способности извлекать пользу из анализа допущенных ошибок. В принятой классификации выделяется три вида анализа:

  • параметрический,
  • тематический,
  • итоговый.

Параметрический анализ изучает ежедневную информацию о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, которые его нарушают. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в образовательном учреждении, посе-щаемости и других параметров. Принятые на основе результатов такого анализа решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ изучает более устойчивые, повторяющиеся зависимости, тенденции в педагогическом процессе. Содержание тематического анализа составляют следующие проблемы: оптимальное сочетание методов обучения; система работы педагогов и другие.

Итоговый анализ охватывает значительные временные, пространственные или содержательные события. Итоговый анализ подготавливает функционирование управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа и других данных.

Педагогические процессы имеют повторяющийся, циклический характер, и в их развитии можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательность развития: подготовительный, основной, заключительный (рис. 4). Когда все эти этапы исчерпаны, процесс завершен – и все начинается сначала. Если урок представить отдельным процессом или частью общего, можно понять, как все это происходит.

На подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. При этом на первый план выдвигаются: выделение и постановка конкретных задач, изучение (диагностика условий) развития процесса, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Рис. 4. Этапы педагогического процесса

Выделение и постановка задач состоит в том, чтобы преобразовать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретную, достижимую на заданном отрезке педагогического процесса и в существующих на данный момент условиях. Это всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса – школе, классу, уроку и т.д. На этом этапе выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями учеников данного учебного заведения и т.д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

Поставить правильно цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. «дна» – прозрачный и «гнозис» – знание) – это исследовательская процедура, направленная на «уяснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее главная цель – получить ясное представление о тех обстоятельствах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В ходе диагностики собирается необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, об уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, других важных атрибутах. Необходимо подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями. Вопросы диагностики в современном педагогическом процессе настолько важны, что дальше им будет посвящена специальная глава.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы предварительно, до начала процесса, оценить его потенциальную результативность в конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на него окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям. С конкретными примерами диагностики и прогнозирования педагогического процесса познакомимся ниже.



Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. В педагогической практике применяются различные планы – руководства учебным процессом в школе, воспитательной работы, проведения отдельных учебно-воспитательных дел, уроков и т.п. Планы педагогических процессов конкретны и имеют определенный срок действия, т.е. это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.

Основной этап осуществления педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно все эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и реализация общей цели и один другому. Так, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, призванный играть стимулирующую роль. Но если его направленность и цель не подчинены общей цели и направленности процесса, не учитывают множества других конкретных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз.

Важную роль на основном этапе педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог придает приоритетное значение. Только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны учеников. В этой связи напомним еще раз, что педагогический процесс – в значительной степени система саморегулирующая, поскольку занятые в ней учителя и ученики обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Заключительный этап педагогического процесса – анализ достигнутых результатов. Зачем это нужно? Почему важно еще раз внимательно проанализировать его ход и результаты? Ответ очевиден – чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Растет тот педагог, который способен извлечь пользу из допущенных ошибок. Взыскательный анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства.

Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего они появляются тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса, работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса такой процесс ученикам ничего дать не может.

Следует иметь в виду, что учебно-воспитательный процесс не развивается стихийно. Многовековая практика воспитания выработала определенную форму его организации. Педагогический процесс разбивается на отдельные отрезки, циклы. Внутри каждого существует своя логика. Этапы педагогического процесса: подготовительный, основной, заключительный. Каждый из них имеет свои конкретные задачи и осуществляется в определенном порядке. Если учитель пытается что-то в нем изменить, он должен хорошо понимать, к чему могут привести эти изменения.

Для Ресторана «Карелия», былразработан стильный, оригинальный и эксклюзивный интерьер как фасада здания, так и торгового зала и бара.

При входе здания в кафе, расположены неоновые вывески, с изображением повара держащего блюдо с пельменями, что отображает самое главное направление кафе по реализации своих фирменных блюд и показывает тематику заведения (пельменная). Кроме того такая вывеска, играет большую роль в рекламной деятельности, делает заведение заметным с значительного расстояния даже в светлое время суток. Все эти факторы неоновой вывески привлекают новых посетителей.

Зал, рассчитанный на сорок посадочных мест, представляет собой просторное, светлое помещение. Стены кафе выдержаны в светло- бежевых тонах, что обеспечивает светлость помещению и оказывает расслабляющее действие на гостей, пришедших пообедать и отдохнуть. На нежно окрашенные стены нанесены оригинальные рисунки (графика). Рисунки представляют собой изображения различных форм и видов пельменей (что также воссоздает главный замысел предприятия), кроме того все рисунки подписаны названиям разновидностей. Пол выложен отполированным белым гранитом, а оправой отполированных плит, служат медные вставки. Стойка бара, выполнена из камня и прочного стекла.

Мебель кафе изготовлена также по специальному заказу, дабы подчеркнуть изысканность обстановки и создать некую гармонию между деталями интерьера. В зале имеются как удобные стулья, так и полу-кресла с мягкими подлокотниками. Столы изготовлены из дерева и композитного металла из которого изготовлены ножки столов. Столы в зале установлены различных размеров (двух-, трех-, четырехместные), для обслуживания разного количества людей в группах отдыхающих.

На подоконниках выставлены цветочные горшки, с различными декоративными растениями, для оживления обстановки в зале. На стенах, у которых располагаются мягкие зоны, размещены крупноформатные фотографии с различными тематическими изображениями.

На территории зала расположены технические средства, для поддержания благоприятного микроклимата, установлены кондиционеры, и системы подачи свежего воздуха. Для поддержания освещения после наступления темного времени суток, в зале зажигается стильные бра, находящиеся над каждым столом, что создает более интимную обстановку и благоприятно влияют на посетителей, т.к. обстановка располагает к отдыху и неторопливой беседе в кругу друзей.

Этапы педагогического процесса

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы - это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный,

На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой образования, в конкретные зада­чи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.

Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса - школе, вузу и т.д. На этом этапе функционирования педагогического процесса вы­являются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента обучаемых учебного заведения, намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики/Педагогическая диагностика (от греч. «диа» - «прозрачный» и «гнозис» - «знание») - это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в кото­рых будет протекать педагогический процесс.

Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и обучаемых, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах.

Важно подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соот­ветствие с реальными возможностями.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.

Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям. С конкретными примерами диагностики и прогнозирования педагогического процесса познакомимся ниже.

Под закономерностями целостного педагогического процесса (воспитания и обучения) понимают существенные, устойчивые связи в развитии и формировании личности, реализация которых позволяет добиваться высоких результатов в ее воспитании и обучении. На основе закономерностей, которые характеризуют научную (теоретическую, объективную) сторону педагогического процесса, формируются принципы (лат. слово, означает первооснова) его практической реализации.

Принципы педагогического процесса – руководящие нормативные требования, предъявляемые к практической организации обучения и воспитания.

Наиболее продуктивно система общепедагогических закономерностей была раскрыта в работах академиком И.Ф. Харламовым. В частности, к числу важных закономерностей (принципов) педагогического процесса, он относил:

1) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им ОО в самых различных его проявлениях.

2) Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность, обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Стимулы активности личности:

Потребность как понятие означает психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недостает.

Интерес – это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер.

Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель.

Процесс обучения - это движение по пути познания, от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному. В процессе обучения накапливаются знания, формируются творческие способности, познавательные и практические умения и навыки, научное мировоззрение. Основные звенья процесса обучения: подготовка обучаемых к восприятию материала, создание активной установки в учебной работе, формирование положительных мотивов обучения; «живое созерцание», которое выражается в восприятии фактического материала: текста литературных произведений, исторических фактов, событий; растительного и животного мира (на занятиях по биологии); временных и пространственных отношений (на занятиях по математике) и т. д. Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Прежде всего, это обусловленность содержания, форм и методов педагогической деятельности уровнем развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений и надстройки. Уровень образования определяется не только требованиями производства, но и интересами господствующих в обществе, направляющих политику и идеологию социальных слоев. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п.). Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стране, а также от действий субъективного фактора - руководителей органов образования. Закономерность динамики педагогического процесса.

Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

Закономерность развития личности в педагогическом процессе . Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

1) наследственности;

2) воспитательной и учебной среды;

3) включения в учебно-воспитательную деятельность;

4) применяемых средств и способов педагогического воздействия. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.

Эффективность педагогического воздействия зависит от:

1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами;

2) величины, характера и обоснованности "корректирующих воздействий на воспитуемых. Закономерность стимулирования.

Продуктивность педагогического процесса зависит от:

1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности;

2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов.

Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от:

1) качества педагогической деятельности;

2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых. Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах. В современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов:

1) организации педагогического процесса;

2) руководства деятельностью воспитанников. Принципы организации педагогического процесса: Принцип гуманистической направленности педагогического процесса - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она несовместима с теориями стихийного, спонтанного развития детей. Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу - принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организации педагогического процесса. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией.

Принципы управления деятельностью воспитанников. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. Принцип сознательности и активности, учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. Применительно к учению значение сознательности и активности удачно выразил Л.В.Занков, дав расширительную трактовку этого принципа: в обучении решающее значение имеет овладение теоретическими знаниями, а это значит их осмысление и усвоение на понятийном уровне и осознание прикладного значения теоретических идей; учащиеся должны осознавать технологию учения и владеть приемами учебной работы, т.е. технологией по усвоению знаний. Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания.

Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна. Практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Успешная реализация указанных принципов возможна лишь при соблюдении еще одного принципа - согласованности требований школы, семьи и общественности. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Сущность параллельного действия состоит в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. В соответствии с принципом доступности и посильности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. С предыдущим принципом теснейшим образом связан принцип у чета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности. Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложности внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование их личности. Организующим принципом руководства деятельностью воспитанников является принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Этапы педагогического процесса - это последовательность его развития.

Главными этапами можно назвать:

  • 1) подготовку педагогического процесса;
  • 2) осуществление педагогического процесса;
  • 3) анализ результатов.

Первый этап - подготовительный: это организация процесса. Имеет следующие задачи - целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснование и постановка целей) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель системы народного образования в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Другими словами, педагогические цели на данном этапе должны осознаваться как педагогические задачи. В творческом педагогическом процессе одновременно или последовательно осмысливаются разные педагогические задачи:

  • - общая педагогическая задача всей деятельности педагога (как общая концепция процесса);
  • - этапная педагогическая задача (связанная с конкретным этапом процесса);
  • - постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи.

Осознание педагогической задачи - это непременное условие продуктивного ее решения. Но определить правильно общую цель невозможно без диагностики.

Педагогическая диагностика ("диа" - прозрачный, "гнозис" - знание) - это когда педагог исследует и выясняет причины, которые будут помогать или препятствовать достижению цели педагогической задачи. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагога и воспитанников, уровень их предварительной подготовки, условия функционирования процесса. Часто конкретные условия заставляют просматривать задачи, определенные сначала, согласовывать их с реальными возможностями.

Основные задачи педагогической диагностики:

  • - получение ясного представления о тех условиях, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов;
  • - сбор необходимой информации о реальных возможностях педагогов и обучаемых, об уровне их предшествующей подготовки и условиях протекания процесса;
  • - выдвижение педагогического диагноза и прогноза.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы предварительно, еще до начала педагогического процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Педагогическое прогнозирование обычно определяется как получение опережающей информации об объекте процесса: классе, группе, учащемся, коллективе, знаниях, отношениях, поведении. Его методы достаточно разнообразны: моделирование, выдвижение гипотезы, мысленный эксперимент и др.

Завершается подготовительный этап составлением скорректированного на основе результатов диагностики и прогнозирования проекта организации педагогического процесса, который после окончательной доработки воплощается в плане. План всегда “привязан” к конкретным составным частям данного процесса. В педагогической практике применяются различные планы: план руководства образовательным процессом; план воспитательной, учебной, научной работы; план проведения отдельного занятия и др. Следовательно, план - это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.

Второй этап - основной: это осуществление, его задачи - педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно самостоятельный процесс, включающий в себя важные взаимосвязанные элементы:

  • - постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
  • - взаимодействие педагога и обучаемых;
  • - использование намеченных методов, форм и средств педагогического процесса; педагогический диагностика дошкольный учреждение
  • - создание благоприятных условий;
  • - осуществление разнообразных мер стимулирования педагогической деятельности;
  • - обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Если названные элементы связаны между собой, а их практическая реализация не противоречит общей цели и друг другу, то педагогический процесс будет эффективным. Так, например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный контроль, выявление слабых сторон педагогической деятельности, что имеет стимулирующее значение. Важную роль на данном этапе играют обратные связи - основа качественного управления процессом. Оперативная обратная связь способствует своевременному введению поправок.

Третий этап - заключительный: это анализ, его задачи - выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа выполненных работ, бесед, опросов и других изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявлять причины неполного соответствия результатов и целей, которые порой могут возникнуть из-за некоторых непредвиденных обстоятельств. Это нужно для того, чтобы в будущем не повторить ошибок, которые неизбежно возникают даже в безупречно организованном процессе, и чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - учимся. Растет профессионализм того педагога, который извлекает пользу из анализа допущенных ошибок. Поэтому глубокий и критический анализ и самоанализ - верный путь к вершинам педагогического мастерства. Если педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «во тьме», надеясь достичь положительного эффекта, он получит только разочарование, недовольство, потерю времени и интереса воспитанников. В мудрой книге написано: « Что посеет человек, то и пожнет».

Поэтому эти этапы взаимосвязаны между собой, ни один из них не может быть исключен.



Что еще почитать