Как хорошо написать огэ по литературе

В 2018 году первая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают один из двух вариантов и пишут развернутые ответы на задания по тексту. Объем – 5–8 предложений.

Ниже перед вами два варианта развернутого ответа для трех заданий части один как пример ответов на первые три задания ОГЭ по литературе. Темы касаются «Мертвых душ» Гоголя и стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Чтобы узнать больше об этом типе темы экзамена, ознакомьтесь с нашим руководством. Теперь, когда вы знаете, какие темы вам нужны, чтобы выбрать день экзамена, возникает вопрос: какой из них выбрать? Конечно, одним из факторов является личный вкус, но это не единственный, который можно принять во внимание. Ниже мы даем вам несколько советов, чтобы понять, какой трек наиболее подходит для вас.

Анализ литературного текста: мы предлагаем вам выбрать его, если вы любитель литературы, если у вас есть хорошая подготовка по пятой программе и если вы можете интерпретировать кусок критическим способом. В этой теме, по сути, вас не просят указать даты и концепции, изученные в школе, в плоском стиле. Комиссия просит вас подойти к литературному тексту, отражающему его содержание и характеристики, вдохновленные автором, жизнь этого и исторического контекста, в котором была написана часть, подлежащая анализу. Статья в газете или короткое эссе: если вы можете быстро прочитать информацию, предоставленную текстами, предложенными на треке, имея возможность проработать ваш тезис об этом, тогда это может быть только тип темы, которая вам подходит. Имейте в виду, что вам нужно будет поддержать вашу точку зрения, постоянно ссылаясь на документы, которые были предоставлены вам. Имейте это в виду, они являются источником для рисования и для начала вашей работы. Историческая тема: мы советуем вам встретиться с ней, если у вас отличная подготовка в истории или по конкретной теме, выбранной Миуром, если вы можете проиллюстрировать и изучить период или исторический объект процесса на треке, или, если вы говорите о конкретный характер, если вы можете ссылаться на роль, которую он имел в событиях своего времени. Тема текущих событий: это, на первый взгляд, может показаться простейшим типом экзаменационной задачи, но она скрывает подводные камни. На самом деле, для этого недостаточно знать факты поверхностно, потому что вы можете рисковать писать нереальные вещи, в результате чего скучные члены комиссии. Чтобы разработать этот тип темы, вы должны быть обновлены по обсуждаемой теме или проблеме, и вы должны иметь возможность анализировать ее, раскрывая свои мнения и свои размышления. Ошибка, которую делают многие студенты, заключается в том, чтобы прибыть в день экзамена с убеждением в желании выполнить определенный тип трека, оставив всех остальных. Это ошибка, которую нельзя совершить, потому что среди других тем, предложенных Миуром, может быть тема, на которую вы особенно привязаны, и что больше, чем другие, позволит вам продемонстрировать комиссарам вашу подготовку и ваши навыки рассуждения. Подчеркните наиболее важные рекомендации по разработке вашей темы, то есть руководств, которые вам необходимо соблюдать. Что вы просили сделать? Вы рекомендуете ссылаться на личный опыт? Или к определенным документам или историческим фактам? На какие аспекты темы вы должны уделять больше внимания? Мозговой штурм: возьмите несколько минут, чтобы собрать идеи. Возьмите черновик листа и бросьте все концепции, даты и ссылки, которые приходят на ум и которые вы можете включить в свою работу. Подготовьте модель: теперь переходите к макету вашей темы. Организуйте речь и любые ссылки на документы, представленные Министерством, таким образом, чтобы введение, разработка и завершение вашей работы были логически и гармонично связаны. Напишите: теперь начните писать. Используйте понятные фразы и соответствующий язык: не слишком просто и не звучать. Если вы поймете, что для вставки одного из понятий, которые вы помните, вам нужно заставить текст, делая все менее свободно, избегайте его включения. Проверьте: когда вы закончите, перечитайте свою тему, чтобы убедиться, что она правильная с грамматической точки зрения, орфография и пунктуация, но не только. Убедитесь, что вы выполнили поставки трека - то есть, вы ответили на то, что вам было задано, - и что вы связали разные части своего письма в жидком виде. В конце, принесите все это в хорошую копию и перечитайте еще раз для безопасности. Доставка: ну, теперь вы закончили свой первый тест на зрелость. Вы можете доставить задание в комиссию и покинуть школу.

  • Читайте: первый шаг является самым очевидным, но это не тривиально.
  • Найдите ключевые слова: возьмите ручку и перечитайте доставку.
Как работает коррекция темы зрелости?

Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите задания и текст к нему.

Разбираем вариант 1

Задание 1.1.1

Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Ответ на задание 1.1.1

Внутренний монолог – одно из средств, к которому прибегает Гоголь для характеристики своего персонажа. В данном фрагменте перед читателем раскрываются такие черты Чичикова, как расчетливость, внимательность и холодность: "Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера". Ему чужды эмоциональные порывы и бесшабашность в поведении. Чичиков – типичный циник, подчиняющий свои порывы разуму, что заставляет его сначала думать – потом действовать. Те же черты героя можно найти в главе 4, где натура героя раскрывается через разговор с Ноздревым.

Задание 1.1.2

Ответ на задание 1.1.2

Упоминание о двадцатилетнем юноше приводится для обозначения контраста между поведением юного человека и поведением, которое продемонстрировал Чичиков. В двадцать лет юноши еще немного наивны, впечатлительны и готовы на необдуманные поступки, «позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Их поведением руководят сильные душевные порывы, а разум всегда уступает сердцу. Такое поведение полностью противоречит расчетливости «средних лет» Чичикова.

Задание 1.1.3.

Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чем Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

Отрывок текста из задания 1.1.3

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар...
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)

Ответ на задание 1.1.3

У Чичикова и Скотинина можно найти ряд общих черт, таких как расчетливость, эгоизм, отсутствие романтического порыва. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. Его заботит только собственная выгода, а молодую девушку сделать «лакомым кусочком» в его глазах могут только «тысячонок двести приданого». У помещика Скотинина главная характеристика уже содержится в его фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах. Ведь главная страсть этого героя – свиньи. Он желает жениться на Софьюшке, но только потому, что в ее деревне водятся его любимцы. И холодная рассудительность Чичикова и себялюбивое невежество Скотинина сходны в отсутствии интереса ко всему, что напрямую не ведет к удовлетворению их корысти.

Разбираем вариант 2

Задание 1.2.1

Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.1

Стихотворение Тютчева создает настроение умиротворения и торжественности. Для этого поэт использует выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «чистая и теплая лазурь» и др. Ощущение недосказанности и томности стихотворению придают часто встречающиеся многоточия, которые символизируют, что пора бурных эмоций закончилась вместе с летом. Осень – это время неспешных раздумий и отдыха.

Задание 1.2.2.

Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.2.

Эпитеты особенно важны при описании природы. Ведь они позволяют не просто описать предметы, а передать отношение автора к тому, о чем он пишет. Даже самые обычные слова, использованные как эпитеты, могут создать яркие образы. «Бодрый серп», «паутины тонкий волос», «короткая пора», «на праздной борозде», «день хрустальный» – все эти сочетания создают настроение стихотворения, передавая ощущения Тютчева, вызванные ранней осенью.

Задание 1.2.3

Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и Н.А. Некрасова «Перед дождем»?

Отрывок стихотворения для задания 1.2.3

ПЕРЕД ДОЖДЁМ

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...

(Н.А. Некрасов. 1846)

Ответ на задание 1.2.3.

В стихотворении Тютчева описана ранняя осень, которую сам автор называет «дивной порой». Произведение пронизано умиротворением и восхищением красотой природы. Это момент, когда и земля, и люди отдыхают: «Где бодрый серп гулял и падал колос// Теперь уж пусто всё – простор везде...». Осень представлена прекрасной, торжественной порой, когда до холодов еще далеко и можно предаться раздумьям и нежной грусти. У Некрасова представлена совсем другая осень: она недружелюбна и немилостива к путнику. «Чистая и теплая лазурь» уступает место «заунывному ветру», а «лучезарные вечера» – «ложащемуся на все полумраку». Описанная Некрасовым осень навевает настроение тревоги и печали. Два стихотворения – олицетворяют две противоположные картины осени, знакомые каждому.

заданий 1.1.1-1.1.3 и 1.2.1-1.2.3

ОГЭ по литературе (лист 1)

1. Задания 1.1.1-1.1.3 . По отрывку из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» .

«Чичиков глядел очень внимательно на молоденькую незнакомку. Он пытался несколько раз с нею заговорить, но как-то не пришлось так…».

1.1.1. Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?
1.1.2. С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?
1.1.3. Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чём Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

2. Задания 1.1.1-1.1.5. По отрывку из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» .

«Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен».

1.1.1. Как характеризует Андрея Петровича Гринёва его решение не посылать сына в Петербург?
1.1.2. С какой целью Пушкин обращает наше внимание на такую деталь: матушка подаёт паспорт «дрожащею рукою»?
1.1.3. Готов ли Петруша к самостоятельной жизни?
1.1.4. Какая тема доминирует в предложенном фрагменте?
1.1.5. Фрагмент завершается наказом Гринёва-старшего сыну. Сравните это напутствие с отцовским наставлением, упоминаемым в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». К каким выводам привело Вас это сопоставление?

3. Задания 1.1.1-1.1.3. По отрывку из рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» .

«Раз, придя из школы, я застал в нашей избе гостя. Высокий чёрный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле…».

1.1.1. Какие качества рассказчика проявились в данной ситуации?

1.1.2. Какие художественные средства помогают автору создать образ Фаддея, отца Антошки Григорьева?

1.1.3. Сопоставьте фрагмент рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» и сцену из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Чем Митрофан в этой сцене напоминает Антошку Григорьева?

4. Задания 1.1.1.-1.1.3. По отрывку из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» .

«Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие меня очень обрадовало…».

1.1.1. Является ли для автора название «Герой нашего времени» иронией?
1.1.2. С какой целью автор использует приём иронии в «Предисловии» к «Журналу Печорина»?
1.1.3. Сопоставьте фрагмент романа М.Ю. Лермонтова с приведённым ниже эпизодом из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Что сближает повествователей произведений?



Что еще почитать