Все эти звуки сливаются в оглушительную. Обособленные члены предложения в современном русском языке. Прощание с лесом

1.Всякая благородная личность глубоко сознаёт кровное родство свои кровные связи с отечеством. (Бел.) 2.Желание служить общему благу непременно должно быть потребностью души условием личного счастья. (Ч.) 3.За счастье за мир на земле за чистое небо рассвета боритесь народы смелей на двух полушариях света! (Кирс.) 4.Это небо в светлейших родинках этот лес этот крик журавля заронили мне в душу Родину на протяжной заре сентября. (М. Анищенко). 5.Лесом хочу надышаться вьюгами надышаться жизнь не напрасно прожить правды одной держаться правдой одной дорожить. (Щип.)

1.Я шёл без сил в шинели и погонах сквозь сто смертей за Родину мою. (Э. А.) 2.В громе яростных битв пролетают над нами бесконечные грозные трудные дни. (Сурк.) 3.Мужчины в Горюхине добронравны трудолюбивы (особенно на своей пашне) храбры воинственны. (П.) 4.Ночь настала месяц всходит поле всё Иван обходит звёзды на небе считает да краюшку уплетает. (Ерш.) 5.Искусство даёт крылья уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь мелкие грошовые интересы кто возмущён оскорблён и негодует тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном. (Ч.)

1.Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском огней роскошью декораций костюмов эффектными мизансценами а идеями драматурга. (Станисл.) 2.Осторожно ветер из калитки вышел постучал в окошко пробежал по крыше поиграл немного ветками черёмух пожурил за что-то воробьёв знакомых. (Исак.) 3.День пригревает- возле дота пахнет позднею травой яровой сухой соломой и картофельной ботвой. (Тв.) 4.По зеркальной траве по кудрям лозняка от зари алый пар разливается. (Ник.)

IV. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Везде был отрадный дремотный лес. Он был с нами добр широк понятен неназойлив.2.Теперь даже лес казался чужим равнодушным.(В. Белов) 3.Весной разливается Волга. Вода заливает низкие места небольшие озёра ямы котлованы. Сюда заходит рыба разной породы появляются крохотные беспомощные мальки. За лето мальки подрастают становятся подвижными юркими рыбками.

Однородные члены предложения, соединённые одиночным союзом.

I. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Лучшее наслаждение самая высокая радость жизни- чувствовать себя нужным и близким людям! (М. Г.) 2.Грядущие поколения ожидает не принуждённый труд без вознаграждения а свободная живая деятельность. (Добр.) 3.Мы создаём будущее сейчас сегодня а не только говорим о нём и представляем его в туманном отдалении. (Пауст.) 4.Бегущая минута незаметная рождает миру подвиг или стих. (Марш.) 5.Я верю в разум человека в его порыв дружить любить в потребность тихого ночлега и в жажду строить и творить. (Н. Доризо)

II. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Хотел бы я долгие годы на родине милой прожить любить её светлые воды и тёмные воды любить. (В. Соколов) 2.В тебя Отечество родное бессмертная моя любовь в поля и в небо дождевое я вглядываюсь вновь и вновь. (Ю. Смуул) 3.Первое правило настоящего разведчика- лучше знать да молчать чем знать да болтать. (Кат.) 4.Ложью свет пройдёшь да не воротишься. (Посл.) 5.Отсталый да угрюмый всегда позади. (Посл.) 6.Птица далеко летает да старое гнездо не забывает.(Посл.)

III. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Человека ценят не по годам не по делам а по разуму. 2.Живи своим умом а честь расти трудом. 3.Откладывай безделье да не откладывай дела. 4.В умной беседе ума наберёшься а в глупой свой растеряешь.(Посл.) 5.Я медленно уходил от грозы преодолел густой ельник и вышел в сухой корявый сосняк. 6.Здешний соловей был как бы слишком застенчив и быстро замолкал.(В. Белов)

1.Науки не просто граничат одна с другой а внедряются и проникают друг в друга.(Н. Пирогов) 2. Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями моей мысли а не одной памятью.(Л. Толстой) 3.Леса луга поёмные ручьи и реки русские весною хороши. 4.Дедушка древен годами но ещё бодр и красив. 5.Сила юности мужество страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь.(Н. Некрасов) 6.За пустой околицей за Донец-рекой вздрогнет и расколется полевой покой.(А. Сурков)

V. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге. Собрались птицы прокричали и полетели в тёплые края. Остались только воробьи голуби сороки вороны синички. Накинулась зима на зверей. Запорошила она снегом поля завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы бойко и сердито постукивают молотками. Строят они мосты по прудам озёрам рекам и морям. Заволокла зима узорами стёкла в окнах изб. Стучит в заборы в стены в двери жилищ и дует свирепым холодом в щели. (К. Ушинский)

Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами

I.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Родней всех встают и красивей леса и поля и края.(Прок.) 2.Ни жертвы ни потери ни страданья народную любовь не охладят.(Сим.) 3.Одесса дралась жестоко непоколебимо упорно не желая отдавать врагу ни одного камня ни одного клочка земли. (Пауст.) 4.В то утро простился с тобою твой муж или брат или сын и ты со своею судьбою осталась один на один. (Исак.) 5.Голос наковальни да скрип мехов да шум огня с далёкой той поры начальной в ушах не молкнет у меня.(Исак.)

II.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Радостно молодо было и на небе и на земле и в сердце человека. (Л. Т.) 2.Я брат зверью и ящерам и рыбам мне ясен рост весной встающих трав.(Бр.) 3.Море может быть в час заката то лиловым то красноватым то молчащим то говорливым с гордой гривой в часы прилива.(И. Поженян) 4.Брожу то лесом то подлеском в полшага чтобы где-нибудь случайным шорохом иль треском косули робкой не спугнуть.(И. Бабаев) 5.Ни раба ни повелителя дружбе не надо.Дружба любит равенство.(Гонч.)

III.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну. 2.О неизменный друг тебе я посвятил и краткий век уже испытанный судьбою и чувства может быть спасённые тобой. 3.Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня всяк сущий в ней язык и гордый внук славян и финн и ныне дикой тунгус и друг степей – калмык. 4.Буря мглою небо кроет вихри снежные крутя; то как зверь она завоет то заплачет как дитя то по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит то как путник запоздалый к нам в окошко застучит.(А. Пушкин)

IV.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Под вечер Ленский был рассеян то молчалив то весел вновь.(П.) 2.Увы, ни камни ожерелья ни сарафан ни перлов ряд ни песни лести и веселья её души не веселят.(П.) 3.Сусанин ведёт их … Вот утро настало и солнце сквозь ветви в лесу засияло: то скроется быстро то ярко блеснёт то тускло засветит то вновь пропадёт. (Рыл.) 4.И снова я тоскую поутру и в сад иду и веточку беру и на снегу пишу я… (Ахмад.) 5.Тропа вела то лугом вдоль речки Тумки то частым лесом то гречишным полем.(Сол.) 6.Вспомнилась мне молодость и дорога и девушки мимо которых прошёл и девушки которые прошли мимо меня и снежный путь и скрип полозьев и дым костров.

Однородные члены, соединённые двойными союзами

Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Как во всяком произведении так и в созданиях искусства не должно быть ничего ни недоконченного ни недостающего ни излишнего.(Бел.) 2.Шумный успех встретил как первую так и все последующие книги С. Аксакова успех которого он сам не ожидал и не мог предвидеть. (Сол.) 3.Эстетическое образование требуется не только писателю но и инженеру и рабочему. (Шол.) 4.Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.(Марш.) 5.Владимир Солоухин не только поэт стихотворец но ещё и великолепный прозаик и публицист и литературный критик.(Аг.) 6.Грин любил не столько море сколько выдуманные им морские побережья.7.Как в театре так и в кино в общем содружестве встречается драматург режиссёр актёр художник-гримёр.(Черк.)

Попарное соединение однородных членов

1.Писатель создаёт судьбу героев сочиняет её. Он может сделать этого своего человека красавцем или уродом счастливцем или неудачником может дать ему долгую жизнь или убить на первой странице. (И. Линкова) 2.Реальная живая жизнь переливается на полотно и на бумагу на киноэкран и нотный лист через глаза и руки через душу художника. (И. Линкова) 3.В осаждённом Ленинграде удивительно много читали. Читали в землянках и дотах читали на батареях и на вмёрзших в лёд кораблях брали книги у умирающих библиотекарей и в бесчисленных промёрзлых квартирах лёжа при свете коптилок читали читали. (Н. Чук.) 4.Этот сказочный мир неба солнца зелени пчёлок и бабочек причудливо переплетался с вымышленным миром книги миром отваги и благородства чистой дружбы и чистой любви. (Фад.) 5.Волна и камень стихи и проза лёд и пламень не столь различны меж собой.(П.)

Однородные и неоднородные определения

I.Однородны или неоднородны определения? Расставьте недостающие знаки препинания.

1.Я чувствовал что глупею что из таинственного всеведущего существа быстро превращаюсь в какого-то ухмыляющегося дурачка. 2.Лошадь Лаврецкого бодро шла мерно раскачиваясь направо и налево; большая чёрная тень её шла рядом с нею. 3.Он мог видеть её тонкий чистый профиль и ему казалось что он никогда не видывал и не испытывал ничего подобного тому что он чувствовал в этот миг. 4. Отец мой изредка присылал мне пачки синих полинялых ассигнаций. 5. Недавно вставшее солнце затопляло всю рощу сильным хотя и неярким светом. 6. Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого худого с длинным и тонким носом узким лбом серыми глазками взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. Этот человек ходил и зиму и лето в желтоватом нанковом кафтане немецкого покроя. 7.Был прекрасный июльский день. 8. Верхний тонкий край растянутого облачка засверкает змейками блеск их подобен блеску кованого серебра. 9.Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков золотисто-серых с нежными белыми краями.(И. Тургенев)

II.Однородны или неоднородны определения? Расставьте недостающие знаки препинания.

1.Немного далее речка сливалась с другой такой же речкой потому что шагах в ста от холма по её течению зеленела густая пышная осока из которой когда подъезжала бричка с криком вылетело три бекаса.(Ч.) 2.Никогда ведь не знаешь когда блеснёт из-под ресниц лукавый женский взгляд. (Пауст.) 3.Мы напились холодной вкусной воды. (Пауст.) 4.Но он (Пастернак) как-то легко и по-домашнему ладил с корявою бездной, сгустившейся вокруг нас,- с выпяченными дёшево сверкающими звёздами с впадиной на месте луны с грубо поставленными неуютными деревьями. (Ахмад.) 5.Книга обладает колоссальной притягательной силой.

III.Спишите, укажите однородные и неоднородные определения.

1.Далеко за Доном громоздились тяжёлые грозовые тучи.(Шол.) 2.Хороша развесистая белоствольная светло-зелёная весёлая берёзка. (С. Аксаков) 3.У костра стоял худенький черноголовый мальчишка. (Фад.) 4.А ведь как хорошо красиво это чистое и голубое небо синяя беспредельная гладь моря влажный береговой воздух.(Гонч.) 5.Мы выехали на заре и приехали на быстрый глубокий многоводный Ик. (С. Аксаков) 6.На огромном расстоянии разлёгся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми жёлтыми огнями. (В. Короленко)

IV.Спишите, согласуйте определения с определяемыми словами. Расставьте знаки препинания и объясните их.

1.Эта дымка придаёт величественн... расплывчат… очертания дубов… рощам. 2.Сутулый человек был одет в сер… тонк… костюм лежавш… на нём свободно и мягко. 3.Дождь перестал но ранн… утро было сыр… пропитан… запахом дождя. 4.В сам… гуще парка телега остановилась около маленьк… деревянн… дома с освещен… окнами. 5.Я спускался с обрыва около стар… крепостн… валов и шёл по узкой тропинке. (Пауст.)

Обобщающие слова при однородных членах

I.Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите обобщающие слова.

1.Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.(А. Н. Т.) 2.Я поэзии одну разрешаю форму краткость точность математических формул. (Маяк.) 3. Я ничего от песен не припрятал ни дружбу ни сомненья ни любовь. (Д. Алтаузен) 4.Прекрасно это солнце это небо всё вокруг нас прекрасно. (Т.) 5.Майские сумерки нежная молодая зелень с тенями запах сирени гуденье жуков тишина тепло как всё это ново и как необыкновенно хотя весна повторяется каждый год! (Ч.) 6.Среди птиц насекомых в сухой траве всюду чувствовалось приближение осени. (В. Арсеньев)

II.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Цените слух цените зренье любите зелень синеву всё что дано нам во владенье двумя словами « Я живу ».(Марш.) 2.Сады леса и фабрики и пашни всё это наш родной и милый дом. (Л.-К.) 3.С большой сердечной любовью относились к Чехову все люди попроще, с которыми он сталкивался слуги разносчики носильщики странники почтальоны.(Купр.) 4.Мне была охота прочитать про всё и про травы и про моря и про солнце и звёзды и про великих людей про всё то что люди хорошо знают а я ещё не знаю. (Пауст.) 5.Всё это и ночь и даль и горы и звёзды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести. (Кор.)

III.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Всё это звуки и запахи тучи и люди было странно красиво и грустно казалось началом красивой сказки. (М. Г.) 2.Везде над головой под ногами и рядом с тобой живёт торжествуя свои победы железо. (М. Г.) 3.В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород ель и сосна осина и берёза растут дружно и тесно. (Пауст.) 4.Семь перемен в одну неделю теплынь и холод дождь и снег такой характер у апреля когда весна берёт разбег. (А. Иванов) 5.Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга и Волги пышной берега и Волги радостные воды всё мило мне. (Н. Языков)

IV.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Звон якорных цепей грохот сцеплений вагонов подвозящих груз металлический вопль железных листов откуда-то падающих на камень мостовой глухой стук дерева дребезжание извозчичьих телег свистки пароходов то пронзительно резкие то глухо ревущие крики грузчиков матросов и таможенных солдат все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. (М. Г.) 2. …И кочи и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов) 3.А.. П. Чехов высмеивал всё дурное всё что мешало жить честно и справедливо наглость сильных и заискивание слабых грубость трусость и равнодушие. (А.. Белкин)

V.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Пытливо умные глаза ироническая улыбка в углах тонких губ манера поднимать левую бровь словно прислушиваясь к чему-то некая интеллигентность во всём облике всё внушительно говорило о том что человек далёк от заготовок скота и нужд сельского хозяйства. (Шол.) 2.Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска. (П.) 3.Герасим ничего не слыхал ни быстрого визга падающей Муму ни тяжкого всплеска воды. (И. Тургенев) 4.С первых шагов своей умственной деятельности я поставил себе две параллельные задачи работать для науки и писать для народа. (К. Тимирязев)

VI.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Ничто в мире ни деревья ни тайны ни мечты не может сравниться с человеком. (Ю. Нагибин) 2.Я всё любил леса и нивы снегов немую белизну и вод весенние разливы и детства мирную весну. (Огарёв) 3.Все богатства русского пейзажа в полное владенье нам даны вьюжных зим серебряная пряжа кружева зелёные весны. (Рыл.) 4.И огонь и эта вода и тишина эта и буря и всё что есть в природе и чего мы даже не знаем всё входило и соединялось в мою любовь обнимающую собой весь мир. (Пришв.) 5.На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин (Т.)

VII.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Любимые вещи в мире музыка природа стихи одиночество. (М.Цветаева) 2.Был Серёжа именинник и много ему разных подарков надарили и волчки и кони и картинки. (Л. Т.) 3.В русском человеке Чехов наблюдал и глубокий ум и широкий размах и любовь к свободе и тонкость чувств и обострённую совесть все данные для того чтобы сделать жизнь замечательнее. (Эйх.) 4.В несметном богатстве нашем слова драгоценные есть Отечество Верность Братство а есть ещё Совесть и Честь.(Яшин)

VIII. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Острогою бьётся крупная рыба как-то щуки сомы жерехи судаки. (Акс.) 2.На крокетной площадке на лужайке в беседке всюду та же тишина то же безлюдье. (В.К.) 3. Всюду вверху и внизу пели жаворонки. (Ч.) 4.Бричка бежит а Егорушка видит всё одно и то же небо равнину холмы. (Ч.) 5.Всё уже созрело всё требовало хозяйских хлопот пшеница просо овёс подсолнух кукуруза бахчи картофель.(Баб.) 6.И всё это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далёкие дни детства.(Перв.) 6.Две девушки студентка Маша и медсестра Настя вели беседу.7.Здесь всё мне знакомо усадебный дом сарай церковь с колокольней.

IX.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Всюду и направо и налево от тропинки простирается невысокий кустарник. 2.В богатых лесом краях в Карелии в Сибири на Урале проще возводить жильё из дерева. 3.Ничего не заметно было ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома. (Г.) 4.Но я как будто вижу перед собой эту живую картину тихие берега лунную дорогу тени бегущих людей. 5.Вся усадьба состояла из четырёх срубов разной величины а именно из флигеля конюшни сарая бани. (Т.) 6.Дети старики женщины всё смешалось в живом потоке. (Сераф.)

Повторительные упражнения

1.Спишите, расставьте знаки препинания.

1.Ничего нет в мире милее для меня чем мой народ его судьба чем волшебный русский язык и трогающая то силой то грустью то покоем и радостью наша природа.(Пауст.) 2.Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан и её золотистые косы и холщовый её сарафан. (Есенин) 3.Не утаишь от меня не спрячешь великолепия дел и вещей мощи земли, молодой и горячей, страсти ума и ума страстей. (Без.) 4.Для человека всё должно быть дорого на своей Родине и её народ и её семья и её история и её завтрашний день. 5.Смотрю на весеннее выступление жизни – силы жизни одной и той же во всём и в траве и в почках деревьев и в цветах и в насекомых и в птицах. (Л. Т.)

2.Спишите, расставьте знаки препинания.

1.И всё это пышная вершина клёна светло-зелёная гряда аллеи подвенечная белизна яблонь груш черёмух солнце синева неба всё поражало своей густой свежестью и новизной. (Бун.) 2.Солнце уже взошло и светлыми яркими пятнами и тенями расцветило зелень и блестело в каплях росы. (Л. Т.) 3.И видишь ты синий свод неба да солнце да лес. 4.Радостно было на небе и на земле и в сердце человека. (Л. Т.) 5.Всё пахло кусты акации листья сирени листья смородины лопуха цветы трава земля. (Бун.) 6.Сазаны иногда скрывались под зелёными щитами кувшинок и снова выплывали на чистое хватали тонущие мокрые листочки вербы. (Шол.)

3.Спишите, расставьте знаки препинания.

1.Аксинья с живым любопытством рассматривала заснеженную сугробистую степь натёртую до глянца дорогу далёкие тонущие во мгле горизонты. 3.В крохотной комнатушке на грязном земляном полу спало человек десять казаков. 4.До зари слышались людские голоса конское ржанье скрип полозьев. 5.Дни потянулись серые и безрадостные. 6.Повитая туманом даль затопленные талой водой яблони в саду мокрая огорожа и дорога за ней всё казалось невиданно красивым цвело густыми и нежными красками. 7.Она отчётливо видела быков арбу с раскинутым над ней пологом слышала трескучий звон кузнечиков вдыхала приторно горький запах полыни. 8.Она увидела и себя молодую рослую красивую…

4.Сконструируйте предложения по схемам.

ОГОУ ДПО

«КИНПО (ПК И ПП) СОО»

КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО

ТЕМЕ: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Выполнила учитель русского

Языка и литературы МОУ

«СОШ №4 г.Щигры Курской

Области» ШЕВЦОВА Л. В.

Научный руководитель –

Старший преподаватель

Кафедры филологии

ПЕРЕВЕРЗЕВА С. П.

Сочинение на тему: Жаргон и арго как речь ограниченного употребления


Под жаргонизмами следует понимать такую специально ограниченную в употреблении лексику, которая является эмоционально-экспрессивным выражением стилистически нейтральных слов. Жаргон – речь людей, составляющих обособленные группы, которых объединяет общая профессия. Жаргоны не представляют собой целостной системы. Специфика жаргонов заключается в их лексике. Многие слова в них имеют особое значение и иногда по форме отличаются от общеупотребляемых слов.

Профессиональные жаргоны используются людьми одной профессии, главным образом при общении на производственные темы. В жаргоне летчиков низ фюзеляжа самолета называется брюхом, фигуры высшего пилотажа – бочкой, горкой, петлей. В речевом обиходе медиков, например, слова зеленка, касторка, уколы являются жаргонными.

Социальный жаргон – это речь какой-либо социально обособленной группы людей. Часто возникновение социального жаргона диктуется потребностями функционирования и жизнеобеспечения какой-либо социальной группы. Примером может служить существовавшее в дореволюционной России арго офеней. Офеня – бродячий торговец мелким товаром, коробейник. Случалось, что на коробейников нападали, отбирали у них деньги и товар, поэтому они вынуждены были скрывать свои намерения и действия от посторонних. Помогал им в этом специально выработанный «язык», непонятный окружающим. Некоторые элементы нищенского, воровского и офенского жаргонов сохранились и в наше время, а кое-какие слова перешли в общеупотребительные, потеряв жаргонную окраску и претерпев семантические изменения: двурушник (у нищих так назывался тот, кто собирал милостыню двумя руками), липа (фальшивка), жулик, шустрый.

В современном русском языке нет таких жаргонов, которые создавались бы со специальной целью зашифровать способ общения. Сейчас распространены такие группы жаргонов, которые отражают специфические объединения людей по интересам («болельщики», «автолюбители», «киноманы» и т. д.).

Во многих языках существуют молодежные жаргоны – школьные и студенческие (предки, шпоры, хвост, клева). Иногда при характеристике речи представители различных социальных слоев используют термины: сленг, пиджин, койке.

Сленгом называется совокупность жаргонных слов, составляющих слой разговорной лексики, отражающей грубовато-фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи.

Пиджинами называют структурно-функциональные типы языков, не имеющих коллектива исконных носителей и развившихся путем упрощения структуры языка-источника. Пиджин – языки, широко распространенные в бывших колониях: в Юго-Восточной Азии, на территории Индии, Бангладеш, где говорят на пиджин-английском языке. Это «испорченный» английский. В странах Африки население, общаясь с иностранцами, говорит на пиджин-французском, пиджин-португальском.

Койке – функциональный тип языка, используемый в качестве основного средства повседневного общения и употребляющийся в различных коммуникативных сферах.

Вопрос об иноязычных заимствованиях связан с общей проблемой исторического формирования лексики современного русского языка. В стилистическом плане интерес представляют условия и целесообразность использования таких слов в различных стилях речи.

По мнению Ф. Энгельса, такие слова в большинстве случаев – общепринятые научно-технические термины – не были бы необходимы, если бы они поддавались переводу. Перевод нередко только искажает смысл. В. Г. Белинский говорил: «В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий и идей. Поэтому с новым понятием, которое один берет у другого, он берет и самое слово, выражающее это понятие». Этой же точки зрения придерживался М. Горький.

…Все эти звуки сливаются в оглушительную симфонию трудового дня. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко лавируя среди судов. Редакция 1935 г.:

…Все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов.

Номинативную и стилистическую функции выполняет экзотическая лексика (слова, характеризующие быт разных народов).

А. С. Пушкин: Скинь мантилью, ангел милый; Панна плачет и тоскует; Делибаш уже на пике. Двоякую функцию играют варваризмы (слова из иностранных языков). С одной стороны, они вводятся в русский текст (иногда в иноязычном написании) для передачи соответствующих понятий и создания «местного колорита». А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»: надев широкий боливар; и far niente мой закон…

Варваризмы служат средством сатиры для высмеивания людей, раболепствующих перед иностранщиной. Насыщенная варваризмами речь называется макаронической; чаще всего она принимает стихотворную форму (макаронические стихи). Например, комическая поэма И. П. Мятлева «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой»: Адью, адью, я удаляюсь, Люан деву я буду жить, Мэ сепандан я постараюсь Эн сувенир деву хранить… В «Кратком словаре иностранных слов» 1955 г. разъясняется значение новых иноязычных слов, используемых некоторыми автомобилистами. Кто побывал в Германии, говорит: «автобан» – широкая магистраль для скоростного движения автомобилей. Русский водитель скажет просто: шоссе, бетонка, не задумываясь о том, что первое слово иноязычное, а второе – родное.

Большинство наших распространенных имен – греческие, они стали употребляться на Руси с конца X в., после ее крещения. В греческом языке эти имена имели особое символическое значение. Например: Никита – «победитель»

В наше время главное зло – это неоправданная замена понятных русских слов заимствованными, наукообразными и порой не совсем ясными.


Поделиться в социальных сетях!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Обособление согласованных определений Обособление (выделение запятыми) согласованных определений зависит от нескольких факторов: а) от части речи определяемого (главного) слова; б) от положения определения по отношению к определяемому (главному) слову – перед главным словом, после главного слова; в) от наличия дополнительных оттенков значений у определения (обстоятельственных, пояснительных); г) от степени распространения и способа выражения определения.

3 слайд

Описание слайда:

Условия обособления согласованных определений А) Определяемое слово – местоимение 1. Определения, которые относятся к личным местоимениям (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они), обособляются. Степень распространения определения, способ его выражения (причастие, прилагательное), положение по отношению к главному слову обычно роли не играют: Я, наученный опытом, буду внимательнее к ней. Усталая, она замолчала, оглянулась. И, утомлённый своим счастьем, он тотчас же уснул. 2. Определения, которые относятся к отрицательным местоимениям (никто, ничто), неопределенным местоимениям (кто-то, что-то, некто, нечто), обычно не обособляются, так как образуют с местоимениями единое целое: С этим романом не сравнится ничто написанное автором ранее. На лице его мелькнуло нечто похожее на улыбку.

4 слайд

Описание слайда:

Примечания. 1) При менее тесной связи, при наличии паузы после неопределенного местоимения определительный оборот обособляется. Например: И кто-то, вспотевший и задыхающийся, бегает из магазина в магазин (Панова). 2) Прилагательные или причастия с зависимыми словами или без них, связанные с определительным местоимением весь, не обособляются, если прилагательное или причастие выступает в роли главного слова, а местоимение весь – в роли зависимого определения. Например: Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре. (ср.: Опоздавшие на лекцию стояли в коридоре). Если главным словом является местоимение весь, а определительный оборот поясняет или уточняет его, то такой оборот обособляется. Например: Всё, связанное с железной дорогой, до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий (ср.: Всё до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий).

5 слайд

Описание слайда:

Б) Определяемое слово – имя существительное 1. Распространенное определение (причастие или прилагательное с зависимыми словами), однородные одиночные определения обособляются, если стоят после определяемого существительного. Такие определения обычно не обособляются, если стоят перед определяемым существительным. Ср.: Поляны, усыпанные листьями, были полны солнца. – Усыпанные листьями поляны были полны солнца; Особенно понравились мне глаза, большие и грустные. – Особенно понравились мне большие и грустные глаза.

6 слайд

Описание слайда:

2) Одиночное определение, стоящее после существительного, обычно не обособляется. Например: Человеку молодому непонятны тревоги старика. Одиночное определение может обособляться только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение (его можно заменить на придаточное предложение с союзами если, когда, потому что, хотя и др.). В устной речи обособленные одиночные определения обязательно произносятся с паузами. Например: Молодому человеку, влюблённому, невозможно не проболтаться (Тургенев). – Молодому человеку, если он влюблен, невозможно не проболтаться; Люди же, изумлённые, стали как камни (М. Горький). – Люди же стали как камни, потому что были изумлены. Однако такое выделение всегда является авторским (!).

7 слайд

Описание слайда:

2. Перед определяемым существительным распространённое определение (причастие или прилагательное с зависимыми словами), однородные одиночные определения обособляются только в том случае, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (к ним можно задать вопросы почему? вопреки чему? и др.; их можно заменить на обстоятельственные придаточные предложения с союзами потому что, хотя и др.). В устной речи такие определения обязательно выделяются паузами. Ср.: Всегда весёлые, бойкие, медсестры теперь сосредоточенно и бесшумно двигались вокруг Тани (Казаков). – Хотя медсестры всегда были весёлыми и бойкими, теперь они сосредоточенно и бесшумно двигались вокруг Тани.

8 слайд

Описание слайда:

Однако такое обособление обычно является факультативным, а не обязательным. И в зависимости от интонации (наличие пауз или их отсутствие) одно и то же определение в положении перед главным словом – существительным будет обособленным или необособленным. Ср.: Раненный в голову, разведчик не мог ползти (Так как разведчик был ранен в голову, он не мог ползти – пауза после существительного в голову). – Раненный в голову разведчик не мог ползти (пауза после существительного разведчик).

9 слайд

Описание слайда:

3. Распространённые и одиночные определения обособляются, если оторваны от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от того, находятся ли они перед главным словом или после него). Например: 1. Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате (Чехов). Однородные одиночные определения сердитая, угрюмая относятся к существительному Каштанка и отделены от него сказуемыми потянулась, зевнула. 2. Мне навстречу, чистые и ясные, словно умытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола (Тургенев). Определения чистые и ясные, словно умытые утренней прохладой стоят перед определяемым существительным звуки, но отделены от него другими членами предложения – сказуемым принеслись.

10 слайд

Описание слайда:

1) Если обособленное определение стоит в середине предложения, то оно отделяется запятыми с двух сторон. Поляны, усыпанные листьями, были полны солнца. 2) Определительный оборот, стоящий после сочинительного союза (и, или, а, но и др.), но не связанный с ним, отделяется запятой от союза по общему правилу. Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате. Союз и связывает однородные сказуемые и к обособленным определениям отношения не имеет. Определения можно изъять, а союз сохранить: Каштанка потянулась, зевнула и прошлась по комнате. Поэтому запятая ставится после союза и. .

11 слайд

Описание слайда:

Но между союзом (обычно это союз а) и определительным оборотом запятая не ставится, если при опущении оборота требуется перестройка предложения. Шар держится на поверхности бассейна, а погружённый в воду, быстро всплывает. В данном случае нельзя изъять определительный оборот без союза а. Шар держится на поверхности бассейна, а быстро всплывает 3) Прилагательное и причастие, связанные с глаголом – сказуемым, являются не определениями, а именной частью сказуемого. Такие прилагательные, причастия не подчиняются названным выше правилам. Ср.: До шалаша мы добежали промокшие; Она прибежала из клуба взволнованная и радостная.

12 слайд

Описание слайда:

Упражнение. Найдите в предложениях обособленные или необособленные определения. Расставьте недостающие знаки препинания. 1. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться (Арсеньев). 2. Он уже открыл рот и привстал немного с лавки, но вдруг поражённый ужасом закрыл глаза и свалился с лавки (М. Горький). 3. Охваченный злым отчаянием я видел вокруг только эти волны с беловатыми гривами (М. Горький). 4. Охваченный каким-то неясным предчувствием Корчагин быстро оделся и вышел на улицу (Н. Островский). 5. Мересьев сидел молчаливый и тревожный (Полевой). 6. Прошёл истопник похожий на негра и не затворил возле меня двери (Бунин). 7. Пока тарантас сопровождаемый лаем с грохотом катится по мостикам через овраги, я смотрю на груды кирпичей оставшихся от сгоревшего дома и потонувших в бурьяне и думаю о том, что сделал бы старик Кологривов, если бы увидел нахалов скачущих по двору его усадьбы (Бунин).

13 слайд

Описание слайда:

8. Павел вышел к ней в комнату и усталый присел на стул (Полевой). 9. Огонь разорвавшейся возле него бомбы мгновенно осветил двух человек стоящих наверху и белую пену зеленоватых волн разрезаемых пароходом (Л. Толстой). 10. Тяжёлый никем не слыханный грохот потряс воздух (А.Н. Толстой). 11. Чичиков только заметил сквозь густое покрывало лившего дождя что-то похожее на крышу (Гоголь). 12. Испуганный шумом барсук бросился в сторону и исчез из виду (Арсеньев).

14 слайд

Описание слайда:

Проверь себя 1. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться (определение стоит перед существительным). 2. Он уже открыл рот и привстал немного с лавки, но вдруг, поражённый ужасом, закрыл глаза... (определение относится к личному местоимению и отделено от него другими членами предложения). 3. Охваченный злым отчаянием, я (определение относится к личному местоимению) видел вокруг только эти волны с беловатыми гривами (одиночное определение стоит перед существительным). 4. Охваченный каким-то неясным предчувствием, Корчагин быстро оделся и вышел на улицу (распространённое определение стоит перед существительным, но имеет добавочное обстоятельственное значение причины, ср.: Так как Корчагин был охвачен каким-то предчувствием, он быстро оделся...). 5. Мересьев сидел молчаливый и тревожный (ср.: Мересьев был молчаливый и тревожный). 6. Прошёл истопник, похожий на негра, и не затворил возле меня двери (определение стоит после существительного).

15 слайд

Описание слайда:

7. Пока тарантас, сопровождаемый лаем, с грохотом катится по мостикам через овраги, я смотрю на груды кирпичей, оставшихся от сгоревшего дома и потонувших в бурьяне, и думаю о том, что сделал бы старик Кологривов, если бы увидел нахалов, скачущих по двору его усадьбы (все определения стоят после существительных). 8. Павел вышел к ней в комнату и, усталый, присел на стул (одиночное определение отделено от определяемого слова другими членами предложения; союз и связывает сказуемые, ср.: Павел вышел и присел). 9. Огонь разорвавшейся возле него бомбы (определение стоит перед существительным) мгновенно осветил двух человек, стоящих наверху, (определение стоит после существительного) и белую пену зеленоватых волн, разрезаемых пароходом (определение стоит после существительного). 10. Тяжёлый, никем не слыханный грохот потряс воздух (однородные определения перед существительным не обособляются, но между собой разделяются запятой).

16 слайд

Описание слайда:

11. Чичиков только заметил сквозь густое покрывало (одиночное определение стоит перед существительным) лившего дождя (одиночное определение стоит перед существительным) что-то похожее на крышу (определительный оборот относится к неопределённому местоимению и составляет с ним цельное сочетание). 12. Испуганный шумом, барсук бросился в сторону и исчез из виду (распространённое определение стоит перед существительным, но имеет добавочное обстоятельственное значение причины, ср.: Так как барсук был испуган шумом, он бросился в сторону и исчез из виду).

17 слайд

Описание слайда:

Упражнение 19. Расставьте недостающие знаки препинания. 1. Девочка сорвала с куста смородины веточку и восхищённая ароматом почек догнала своего спутника и передала ему веточку (Пришвин). 2. В длинной бороде отца протопопа и в его небольших усах соединяющихся с бородой у углов рта мелькает несколько чёрных волос придающих ей вид серебра отделанного чернью (Лесков). 3. Глаза у него коричневые смелые и ясные (Лесков). 4. Небо почти не отражается в воде рассекаемой ударами вёсел пароходных винтов острыми килями турецких фелюг и других судов бороздящих по всем направлениям тесную гавань (М. Горький). 5. Длинная плотина обсаженная серебристыми тополями замыкала этот пруд (Тургенев). 6. Она была в белом халате испачканном кровью в косынке туго повязанной по самые брови (А.Н. Толстой). 7. Длинные обхватистые подняли сосны широкие руки и все цепляют облака удержать стараются (Куранов). 8. Сердитый на вид он был добряк в душе (Фадеев).

18 слайд

Описание слайда:

9. Энергичный высокий немного злой и насмешливый он стоит так, точно прирос к брёвнам, и в напряжённой позе готовый каждую секунду поворотить плоты зорко смотрит вперёд (М. Горький). 10. Потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно (М. Горький). 11. Из-за моря выступали горы похожие на стаю облаков и за ними клубились облака похожие на снеговые горы (Крымов). 12. Звон якорных цепей грохот сцепленных вагонов подвозящих груз металлический вопль железных листов откуда-то падающих на камень мостовой глухой стук дерева дребезжание извозчичьих телег свистки пароходов то пронзительно резкие то глухо ревущие крики грузчиков матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня (М. Горький). 13. И сами люди первоначально родившие этот шум смешны и жалки: их фигурки пыльные оборванные юркие согнутые под тяжестью товаров лежащих на их спинах суетливо бегают то туда то сюда в тучах пыли в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными

19 слайд

Описание слайда:

колоссами грудами товаров гремящими вагонами и всем, что они создали (М. Горький). 14. Длинный костлявый немного сутулый он медленно шагал по камням (М. Горький). 15. Человек он очень добрый но с понятиями и привычками довольно странными (Тургенев). 16. Но заплатить за что-нибудь хоть самонужнейшее вдруг двести триста рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров). 17. На следующий день мы узнали, что советская разведка вошла в город но потрясённая чудовищной картиной бегства остановилась у спусков в порт и не открывала огня (Паустовский). 18. Очевидно, подавленный воспоминаниями Аржанов надолго замолчал (Шолохов). 19. Он осмотрелся и увидел, что валявшийся у дороги опрокинутый и давно растасканный по частям грузовик дымит быстро разгораясь (Полевой). 20. Наступила заря, и закованный в снег двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек (Заболоцкий). 21. И заключённый в правильный квадрат то мечется и рвётся за ограду то молчаливо облетает сад (Шефнер). 22. Я так и не вошёл в дом посидел на лавочке и не замеченный никем ушёл (Никитин

Описание слайда:

Упражнение 19 1. Девочка сорвала с куста смородины веточку и, восхищённая ароматом почек, догнала своего спутника и передала ему веточку. 2. В длинной бороде отца протопопа и в его небольших усах, соединяющихся с бородой у углов рта, мелькает несколько чёрных волос, придающих ей вид серебра, отделанного чернью. 3. Глаза у него коричневые, смелые и ясные. 4. Небо почти не отражается в воде, рассекаемой ударами вёсел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. 5. Длинная плотина, обсаженная серебристыми тополями, замыкала этот пруд. 6. Она была в белом халате, испачканном кровью, в косынке, туго повязанной по самые брови. 7. Длинные, обхватистые, подняли сосны широкие руки и все цепляют облака, удержать стараются. 8. Сердитый на вид, он был добряк в душе. 9. Энергичный, высокий, немного злой и насмешливый, он стоит так, точно прирос к брёвнам, и в напряжённой позе, готовый каждую секунду поворотить плоты, зорко смотрит вперёд.

22 слайд

Описание слайда:

10. Потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно. 11. Из-за моря выступали горы, похожие на стаю облаков, и за ними клубились облака, похожие на снеговые горы. 12. Звон якорных цепей, грохот сцепленных вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. 13. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. 14. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням. 15. Человек он очень добрый, но с понятиями и привычками довольно странными.

23 слайд

Описание слайда:

16. Но заплатить за что-нибудь, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста рублей казалось им чуть ли не самоубийством. 17. На следующий день мы узнали, что советская разведка вошла в город, но, потрясённая чудовищной картиной бегства, остановилась у спусков в порт и не открывала огня. 18. Очевидно, подавленный воспоминаниями, Аржанов надолго замолчал. 19. Он осмотрелся и увидел, что валявшийся у дороги опрокинутый и давно растасканный по частям грузовик дымит, быстро разгораясь. 20. Наступила заря, и, закованный в снег, двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек. 21. И, заключённый в правильный квадрат, то мечется и рвётся за ограду, то молчаливо облетает сад. 22. Я так и не вошёл в дом, посидел на лавочке и, не замеченный никем, ушёл. 23. Но кроме песни у нас было ещё нечто хорошее, нечто любимое нами и, может быть, заменявшее нам солнце. 24. Он стоял, удивлённый неожиданной встречей, и, тоже смущённый, собирался уйти.

24 слайд

Описание слайда:

25. Мягкое и серебристое, оно [море] слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звёзд.

Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом. Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью, — к ним вздымаются с земли всё новые и новые волны звуков — то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие, — рвут пыльный, знойный воздух. Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди — все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созданное ими поработило и обезличило их. Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка. Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, — машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, — в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии. Шум — подавлял, пыль, раздражая ноздри, — слепила глаза, зной — пек тело и изнурял его, и все кругом — казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится тишина, а этот пыльный шум, оглушительный, раздражающий, доводящий до тоскливого бешенства, исчезнет, и тогда в городе, на море, в небе станет тихо, ясно, славно... Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол. Когда последний медный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише. Через минуту еще она превратилась в глухой недовольный ропот. Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней. Это — наступило время обеда.

юга: бархатным деревом и виноградником. 15) Другие факторы, как-то: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимою, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль. 16) Всюду: и наверху, и нанизу - кипела работа. Повсюду раздавался стук топоров и молотков, визг пил и рубанков, лязг и грохот. 17) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет. 18) В комнате остались только хозяин, да Сергей Николаевич, да Владимир Петрович.

II. 1) Бабушка предложила моей матери выбрать для своего помещения одну из двух комнат: или залу, или гостиную. 2) В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях

Повсюду заливались цикады. 3) Одним из секретов популярности и живучести наших песен является не только их музыкальная сторона, но и хорошие слова. 4) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране, так и за рубежом. 5) Белое, даже бледное лицо, темные волосы, бархатный черный взгляд и длинные ресницы - вот все, что бросилось ему в глаза и ослепило его. 6) Верхние веки несколько нависал над глазами, что так часто наблюдается у художников, охотников, моряков – словом, у людей с сосредоточенным зрением. 7) Целые дни он тратил на разрешение обыденных, но необходимых хозяйственных вопросов: на проверку составляемых счетоводом отчетов и бесчисленных сводок, на выслушивание бригадирских докладов, на производственные совещания – словом, на все то, без чего немыслимо существование большого коллективного хозяйства и что в работе менее всего удовлетворяло Давыдова. 8) Пушкиногорье... Этот край, где все: и небо, и рощи, и трава, и сам ветер – дышит Пушкиным,

должен раскрыть перед каждым удивительный мир великого поэта, StudyPort мир, который делает человека духовно богаче. .ru № 355. 1) Мне нравились его [Онегина] черты : мечтам невольная

преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум. 2) Они [Онегин и Ленский] сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. 3) Меж ними все рождало споры и к размышлению влекло: племен минувших договоры, плоды наук, добро и зло, и предрассудки вековые, и гроба тайны роковые. 4) Ей [Татьяне] рано нравились романы; они ей заменяли все; она влюблялася в обманы, и Ричардсона, и Руссо. 5) Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с ее холодною красою любила русскую зиму: на солнце иней в день морозный, и сани, и зарею поздней сиянье розовых снегов, и мглу крещенских вечеров. 6) Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы, и распущенные власы, и капли слез. 7) Ее прогулки длятся доле. Теперь то холмик, то ручей остановляют поневоле Татьяну прелестью своей. 8) Прости. Чего бы ты за мной здесь ни искал в

строфах небрежных: воспоминаний ли мятежных, отдохновенья ль от трудов, живых картин, иль острых слов, иль грамматических ошибок – дай Бог, чтоб в этой книжке ты для развлеченья, для мечты, для сердца, для журнальных сшибок хотя крупицу мог найти. За сим расстанемся, прости.

№ 356. 1) Наша школьная команда завоевала первенство не только по шахматам, но и по шашкам. 2) Новые рекорды были установлены как по прыжкам в длину, так и по прыжкам в высоту. 3) Соревнования были проведены не только по легкой атлетике, но и по плаванию. 4) В лыжном кроссе участвовали как юноши, так и девушки. 5) Завод достиг больших успехов как в увеличении выпуска продукции, так и в снижении себестоимости.

№ 357. 1) Иван Иванович худощав и высокого роста ; Иван Никифорович немного ниже , но зато распространяется в толщину. 2) На полках , по углам стояли кувшины , бутылки и фляжки зеленого и синего стекла, разные серебреные кубки , позолоченные чарки всякой работы : венецианской , турецкой , черкесской . 3) Все давало ему [Тарасу] перевес перед другими: и преклонные годы , и опытность , и умение двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам. 4) Нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях, и на суше , и в походах , и дома . 5) Приемы и обычаи значительного лица были солидны и величественны , но немногосложны . 6) Все это: шум, и говор , и толпа людей - все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. 7) Он не чувствовал ни рук, ни ног. 8) Какой-то дымчато - голубой , серебристо-мягкий не то свет , не то туман обливал меня со

всех сторон. 9) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи , не то StudyPort тихие , ласково зовущие крики . 10) Тихий сумеречный. час ,ru шорох деревьев и немолчный звон воды - все это настраивало особенным

образом. 11) В это время года крупная рыба , как-то : язи , голавли и лини – уже не брала. 12) Оба: и мать , и сын – так были поглощены своим занятием, что не заметили прихода Максима. 13) Пел одинокий женский голос то грустно и смутно , то задорно и весело . 14) Все : и офицеры , и матросы были наверху и жадно всматривались в глубину залива. 15) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет .

№ 358. Однородные определения: холодной – нелюдимой (красе); сонном – застывшем (воздухе); резкая – неприятная (сырость).

Неоднородные определения: тихая морозная (ночь); крупные дождевые (капли); громадный хвойный (лес).

Однородные определения разделяются запятой, неоднородные – нет.

№ 359. 1) В старом загородном парке тихо... Медленно падает на землю желтый, убитый осенью кленовый лист. 2) Желтые дубовые заросли стояли в росе. 3) Она [Маша] привезла из города новые(,) иллюстрированные журналы. 4) Она хотела выйти, он остановил ее жестом и достал с высокого стола новую, неразрезанную книгу. 5) Все путешественники были одеты в одинаковые(,) полярные костюмы. 6) Перу старинной нет охоты марать летучие листы; другие, хладные мечты, другие, строгие заботы и в шуме света, и в тиши тревожат сон моей души. 7) Солнце еще не поднялось из-за низкорослого, корявого березняка, видневшегося поодаль, но первые оранжевые лучи острыми иглами пробивались через листву и, мягко золотя восточный склон высотки, сверкали россыпью розовых искр в седой росистой траве... 8) И только очень внимательный глаз мог различить в этом мирном, пустынном, спокойном пейзаже какое-то неясное движение. 9) Был серенький, промозглый, ветреный день. 10) Алеша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце, стоявшее на комоде. 11) Над мокрым полем, над леском, трепавшим бледной шелковистой зеленью весенней листвы, торопливо тянулись бесформенные бурые облака. 12) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной корой. 13) Крупные, тяжелые капли висели на глянцевитых ветках кустов. 14) Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.

№ 360. 1) рокотание и гул – сущ. 2) Собака, Лев, да Волк с Лисой – сущ. 3) ракита или березка – сущ. 4) шум и толки – сущ., медведи, тигры, волки – сущ. 5) ни шум, ни песня – сущ. 6) не то страх, не то досада – сущ. 7) шум и говор – сущ. 8) лампа и письменный прибор

– сущ. 9) сидим, болтаем – гл., вечер и ночь – сущ.

№ 361. Лена - могучая сибирская река, длина ее 4500 километров. StudyPort Истоки Лены находятся в Байкальских горах, на высоте. 1200ru метров над уровнем моря. В красивых лесистых берегах, принимая то справа,

то слева притоки, Лена в своем стремительном беге на север постепенно растет, увеличивается. При впадении в море Лаптевых Лена разделяет свои воды на многочисленные протоки. Пески мели, извилистый фарватер - все это затрудняет судоходство в дельте Лены.

Лена как в верхнем , так частью и в среднем течении – чрезвычайно живописная река. [─ как , так и - =]. Гористые берега то круты и обрывисты и состоят из красного песчаника, то волнисты . [─ то и , то ]. С гор во многи х местах сбегают в реку теплые минеральные ключи. [= ─]. И направо, и налев о от берегов – сплошные гряды покрытых лесами гор. [и, и ─].

Лена - главная судоходная артерия Восточной Сибири, она имеет огромное значение для интенсивно развивающегося хозяйства огромной территории.

Тут нашими геологами найдены большие запасы полезных ископаемых: золота и олова, слюды и цинка, каменного угля и железа. Сюда по Великому Северному морскому пути доставляют различные машины и оборудование, жилые дома, научные приборы, продукты и различные промышленные товары. (Публицистический стиль. )

Справа, песчаника, налево.

№ 362. 1) (вершины), изрытые морщинами, покрытые слоями снега; (небосклоне), еще сохранившем последний отблеск зари – определения, выраженные причастными оборотами, обособляются, так как стоят после определяемых слов. 2) волнуемый воспоминаниями – определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, так как относится к личному местоимению. 3) девушка лет шестнадцати

– распространенное приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами. 4) неподвижные, огненные – нераспространенные определения обособляются, так как стоят после определяемого слова. 5) приподнимая гриву лошадей – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; покрытую инеем – определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. 6) возвратясь – обстоятельство, выраженное деепричастием. 7) вопреки предсказанию моего спутника – обстоятельство уступки.

№ 363. I. 1) Только люди, способные сильн о любить , могут испытывать и сильные огорчения; но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. 2) Улица, веду-

щая в го род, была свободна. 3) Они вступили в коридор, узкий и StudyPort темный . 4) Ленивый от природы , он [Захар] был ленив. ещеru и по своему лакейскому воспитанию. 5) Страстно преданный барину

однако ж, редкий день в чем-нибудь не солжет ему. 6) Мужчина лет тридцати, здоровый, красивый и сильный , лежал на телеге 7) Земля, и небо, и белое облачко, плывущее в лазури , и темный бор, невнятно шепчущий внизу , и плеск невидной во мраке речки - все, этоон, знакомо, все это ему родное. 8) Рассказы матери, более жи вые и яр- кие , производили на мальчика большое впечатление. 9) Покрытые инеем , они [скалы] уходили в неясную озаренную даль, искрящиеся, почти пр озрачные . 10) Ударил мороз в 30, 35 и 40 градусов. Потом на одной из станций мы уже видели замерзшую в термометре ртуть.

11) Ржавая осока, все еще зеленая и сочная , склонялась к земле.

12) Песня, тихая, тягучая и з аунывная, похожая на пла чь и едва уловимая слухом , слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли. 13) При виде Калиновича лакей, глуповатый с лица, но в ливрее с галунами , вытянулся в дежурную позу. 14) Борису не спа-

лось, и он в легком утреннем пальто вышел в сад. 15) Сама Бережкова, в шелков ом платье, в чепц е на затылке , сидела на диване.

II. 1) Его [Вернера] маленькие черные глаза, всегда бе спокойные , старались проникнуть в ваши мысли. 2) Мне уже передавали дветри эпиграммы на мой счет, довольно колкие, но вместе очень лестные . 3) Вышел Алеша из дома отца в состоянии духа разбитом и подавленном. 4) Довольный плохим каламбуром , он развеселился. 5) Бледный , он лежал на полу. 6) Мы пошли на экзамен, спокойные

и уверенные в своих силах . 7) За нею [коляской] шел человек с большими усами, в венгерке, довольно хорошо одетый для лакея . 8) Около дороги нежно прислонились друг к другу две ивы, старая и молодая , и о чем-то шептались. 9) Одаренный необычайной силой , он [Герасим] работал за четверых. 10) Тревога, смутная, неясная , все крепче охватывала Ваську. 11) Мы выбрали себе место около груды осокорей, набрали камней на берегу речонки, мутной о т дож- дя , и на камнях развели костер. 12) Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо , и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, ко лыхаемые ровной широкой зыбью и белые строения города

и народ, движущ ийся по улицам . 13) Жизнь в городе, сонная и однообразная , пошла своей колеей. 14) Река, загроможденная белым торосом , слегка искрилась под серебристым грустным светом луны, стоявшей над горами .

№ 364. Впервые отправляющегося в центральные районы ТяньШаня путешественника изумляют прекрасные, проложенные в горах дороги. Множество машин движется по горным дорогам. Тяже-

лые машины, наполненные грузом и людьми, взбираются на высо- StudyPort кие перевалы, спускаются в глубокие, поросшие высокой.ru травой горные долины. Чем выше поднимаемся в горы - чище, прохлад-

нее воздух. Ближе к нам вершины высоких хребтов, покрытые снегом. Огибающая горные скалы дорога вьется по глубокой ложбине. Стремительный и бурный горный поток то подмывает дорогу, то теряется в глубоком каменном русле.

Дикое, пустынное впечатление производит глубокая горная ложбина, раскинувшаяся вдоль бурной реки. Стебли высохших трав, звенящие на ветру, покрывают дикую степь. Редкое дерево виднеется на берегу реки. Маленькие степные зайцы прячутся в траве, прижав уши, сидят возле телеграфных столбов, врытых в землю. Стадо джейранов перебегает дорогу. Далеко видно этих легконогих животных, мчащихся по степи. Остановившись на берегу шумной, размывшей край горной дороги реки, на склонах горы можно рассмотреть в бинокль стадо горных серн. Чуткие животные поднимают головы, вглядываясь в дорогу, пробегающую внизу.

№ 365. 1) Солнце, сразу начавшее палить , быстро подымалось над степью... 2) Несколько дымков, розоватых и желтоватых, очень кучных и в то же время очень воздушных , стояло над городом. 3) Небо темнеет, тяжелое и неприветливое , оно все ниже нависает над землей. 4) Не переставая, лил дождь, косой и мелкий . 5) Утомленные , мы наконец уснули. 6) Ветер, все еще сильный , дул теперь с востока. 7) Он [Телегин] различал между этими глубокими вздохами глухое ворчанье, то затихающее, то вырастающее в сердитые перекат ы. 8) Месяц, чистый и острый, стоял над головой. 9) Изумленный , я некоторое время раздумываю над случившимся. 10) Я увидел наверху группу скал, похожих на оленя , и залюбовался. 11) Надвигалась ночь, бесконечно долга я, угрюмо холодная . 12) Весь простор, густо залитый мраком ночи , находился в бешеном движении. 13) Между тем морозы, хотя и очень легк ие, подсушили и окрасили все листья. 14) Масса земли, не то синей, не т о серой, местами лежала горбатой кучкой, местами полосой тянулась по горизонту. 15) Стояла белая зима с жесткою тишиной безоблачных морозов, плотным скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледноизумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно у кушенными , лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок.

№ 366. 1) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой придорожной травой. 2) Блюдца лилий и идущие от них в глубину нити очень грациозны. 3) Солнце село, и на небе замерли легкие облака, розовые от заката. 4) Откуда-то справа доносились чрезвычайно похожие на плач ребенка звуки. 5) По степи, густо заросшей тра-

вой, лошади шли медленно. 6) заночевавший в горах пастух подхо- StudyPort дит к нашему костру. 7) Мы плыли в тумане, закрывшем.ru берег и море. 8) В снежных, обманывающих неопытный глаз просторах

трудно определить расстояние.

№ 367. 1) В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц. 2) Созданный молодым автором роман вызвал оживленные споры. 3) Жителям села, пострадавшего от наводнения, была оказана своевременная помощь. 4) Подгоняемая волнами и ветром лодка быстро неслась по реке. 5) Издалека были видны плывущие по воде бревна.

№ 368. День был теплый , осенний и дождливый . Просторная перспектива , раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи , защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась , и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы , точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, ли-

лись массы русских войск. Виднелись на поворотах Дуная суда, и остров , и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый, скалистый и покрытый сосновым лесом, берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями.

№ 369. I. 1) Щука-кумушка за карпом-куманьком гонялась. 2) Сила и очарованье тайги не только в деревьях-гигантах . 3) Жил в хижине бедняк сапожник. 4) У меня есть рассказ «Снег ». 5) Он [Чернов] был неизменно удачлив во всех предприятиях. 6) Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горничная – молодая женщина . 7) Собирались мы чаще всего у Бориса Мурузова, зоолога . 8) На черном крыльце пела Василиса-стряпка . 9) Старый дядька Андрея, Антон , высадил Пьера из коляски. 10) Николушка пошел по мягкой похрустывающей хвое - лесному ковру. 11) Сверстники Турге-

нева, питомцы школы великого поэта, вскормленные его поэзи-

ей , мы все сохранили в себе навсегда обаяние его гения. 12) У Пуш-

кина, этого отца русского искусства , в слове было два прямых на-

следника - Лермонтов и Гоголь , породившие целую плеяду нас,

деятелей 40-х, 60-х годов... 13) Как человек замечательно умный ,

он [Базаров] не встречал себе равного. 14) Как художник слова Н.С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы, Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров.

II. 1) С шофером сидел лейтенант-связист . 2) Жена Николая Николаевича, француженка , не меньше его отличалась гуманностью, добротой и простотой. 3) Я увидел полковника Полякова - начальника казацкой артиллерии , игравшей в тот день важную роль, - и

вместе с ним прибыл в оставленное селение. 4) Я неторопливо дошел StudyPort до старой корчмы, нежилой развалившейся хаты , и стал. наru опушке хвойного леса. 5) Здесь живут обычные спутники моих охотничьих

экскурсий - лесники Захар и Максим . 6) Я снова посудником на пароходе «Пермь »... Теперь я - «черный посудник» или «кухонный мужик». 7) В кухне воеводит дорогой повар Иван Иванович, по про-

звищу Медвежонок. 8) Девочки, в особенности Катенька, с радост-

ными восторженными лицами смотрят в окно на стройную физиономию садящегося в экипаж Володи. 9) Шофер загудел сиреной, из лощинки выбежала девушка-почтальон . 10) Ее отец, Платон Половцев , инженер , был старым другом моего отца. 11) Мы, охотники , счастье свое находим у огня. 12) Второй Чадаев , мой Евгений, боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант и то, что мы назвали франт. 13) Окно это выходило из комнаты, в которой обитала на летнем положении молодая, только что выпущенная из консерватории первая скрипка - Митя Гусев . 14) В зеленом небе появились звезды - предвестницы мороза .

№ 370. I. 1) Всякая птичка, даже воробей, привлекала мое внимание. 2) Самые скороспелые грибы, например березовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня. 3) Степь, то есть безлесная и волнообразная бесконечная равнина, окружала нас со всех сторон. 4) Дядя, Сергей Николаевич, начал меня учить чистописанию и каллиграфии. 5) Подъезжая к Сергеевке, мы опять попали в урему, то есть в поемное место, поросшее редкими кустами и деревьями. 6) Отец и Евсеич выудили в самое короткое время очень много и очень крупной рыбы, особенно окуней и жерехов.

II. 1) Лимонница – желтая бабочка сидит на бруснике. 2) Поздней осенью степь-пустыня оживает на короткое время. 3) На следующее утро я со своим приятелем-художником уехал на лодке на Прорву. 4) Пораженный, он широко открыл карие глаза. 5) Я, журналист, по природе своей человек веселый. 6) Когда Алексей Красильников вышел из лазарета, повстречался ему земляк Игнат, фронтовик. 7) Одно время к сестрам ходил очень милый человек - капитан Рощин, откомандированный в Москву для приема снаряжения. 8) Бедняжка, она лежала неподвижно, и кровь лилась из раны ручьями. 9) Возница-киргиз сидит неподвижно. 10) С ним был лохматый сильный пес, по кличке Верный. 11) Теперь хорошо на Оке, или на Талке-реке. 12) В состав экспедиционного отряда вошли Арсеньев – начальник экспедиции, Николаев – помощник по хозяйственной и организационной части, Гусев – естественник и геолог, Дзюль – журналист. 13) Мне, как моряку, понятны эти убийственные взмывы волн, этот лязг железной громады, дрожащей и стонущей в буйных объятиях стихии.

№ 371. 1) В темной дали ничего не было видно, кроме сверкающих StudyPort огней. 2) Вместо веселой петербургской жизни, ожидала. меняru скука в стороне глухой и отдаленной. 3) Кругом все мочало Ни звука,

кроме вздохов моря . 4) Вся команда судна, включая и капитана , и главного механика , и буфетчика, состояла из восьми или девяти человек. 5) Кроме крендельной , у нашего хозяина была еще и булочная. 6) Отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки , стали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая. 7) Почва Сучанской долины, за исключением только болот при устье реки , чрезвычайно плодородна. 8) Сверх всяких ожиданий, весь октябрь стояла сухая и теплая погода. 9) В книгах В. К. Арсеньева, помимо ярких художественных зарисовок , имеется и большой ценный материал о жизни в Уссурийском крае. 10) Весь материал, включая дневники путешественников , тщательно изучается. 11) Настроение экипажа, сверх обыкновения , было приподнято. 12) Кроме Вали и Степы Сафонова, в садике присутствовал незнакомый Олегу паре-

нек. 13) Все, за исключением Вари , громко аплодировали певцам. 14) Мы, вместо рассказа содержания повести , представим только коротенький очерк ее главных характеров.

№ 372. 1) Все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью. 2) Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают... 3) Шагах в шести от него [Челкаша] у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень...

Челкаш оскалил зубы, высунул язык и, сделав страшную рожу, уставился на него вытаращенными глазами. Парень сначала недоумевая смигнул, но потом вдруг расхохотался, крикнул сквозь смех: «Ах, чудак!» - и, почти не вставая с земли, неуклюже перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша, волоча свою котомку по пыли и постукивая пяткой косы о камни. 4) Парень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и, робко моргая, тоже вскочил с земли. 5) Пришел Челкаш, и они стали есть и пить разговаривая. 6) Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые. 7) На минуту лодка вздрогнула и остановилась. Весла остались в воде, вспенивая ее, и Гаврила беспокойно завозился на скамье. 8) Челкаш привстал с кормы, не выпуская весла из рук и воткнув свои холодные глаза в бледное лицо Гаврилы. 9) Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде, как бы недоумевая. 10) Гаврила молча греб и, тяжело дыша, искоса глядел туда, где все еще поднимался и опускался этот огненный меч. 11) Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены,

сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль. 12) Пена, тая, StudyPort шипела и вздыхала, и все кругом было заполнено музыкальным.ru шумом и плеском. 13) Отраженные играющим морем, эти звездочки

прыгали по волнам, то исчезая, то вновь блестя. 14) Он шел не торопясь. 15) Дорогу тянет к морю, она, извиваясь, подползает ближе к песчаной полоске, куда взбегают волны.

№ 373. 1) Возвратившись со смотра , Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом , прошел в свой кабинет и, кликнув адъютант а, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состоя- ния при ходивших войск , и письма, полученные от эр цгерцога Фердинанда , начальствовавшего передовою армией . 2) Гончаров является перед нами, прежде всего, художником, умеющим выразить полноту явлений жизни. 3) Обломовцы очень просто понимали ее [жизнь] как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными с лучайностями , как-то: болезнями, убытками, ссорами, и, между прочим, трудом. 4) Сад, все больше реде я, переход я в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зелены м ка-

мышом и ивняком ; около мельничной плотины был плес, глубокий

и рыбны й. 5) На второй день буря усилилась. Клубясь , ниже опускались рваные тучи, громоздились неуклюжими пластами вдали, тяжело наваливались на море и суживали горизонт, темные, как со- ломенный дым ; вскипа я, пенясь , громадными буграми катились волны по необъятному простору, со свистом и воем проносились вихрем, поднимая каскады перламутровых брызг . 6) Нас было трое: Савелий – старый охотник, толстый и круглый, как улей , Пыж – длинноухий его пес , понимающий по части охоты не хуже хозяина ,

и я – в то врем я еще подросток .

№ 374. 1) Из города уже выступало неприятельское войско , выгремливая в литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали паны , окруженные несметными слугами. 2) Веретьев сидел наклонившись и похлопывая веткой по траве. 3) Он [Долохов] ухватил медведя и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате. 4) Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дороги встречным людям. 5) На ресницах у Маши выступили слезы , она не спеша вытирала и подпирала щеку. 6) Наташа , притихнув , выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать . 7) Ваня летом не покладая рук работал во дворе, ездил на мельницу, возил хлеб. 8) Сделав несколько кругов, он снял ногу с педали станка, обтер стамеску, кинул ее в кожаный карман, приделанный к станку, и, подойдя к столу, подозвал дочь. 9) Князь Андрей , видя настоятельность требований отца, сначала неохотно, но потом все более оживляясь и невольно посреди рассказа, по привычке, перейдя с русского на французский язык, начал излагать операционный план предполагаемой кампании.

№ 375. 1) В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, при- StudyPort корнув за широкой спиной отца, я клюю носом. 2) Песня. исходилаru неведомо откуда, то заглушаясь, то нарастая. 3) И, не страшась ме-

ня, близко садились, громко распевали лесные маленькие птички. 4) Лежа на берегу ручья, я смотрю в небо, где над колеблемыми ветром ветвями раскрывается глубокий бескрайний простор. 5) Как бы подчеркивая застывшую неподвижность июльского дня, поютзаливаются лесные кузнечики. 6) Сплошные тучи молочного цвета покрывали все небо; ветер быстро гнал их, свистя и взвизгивая. 7) Рудин стоял скрестив руки на груди и слушал с напряженным вниманием. 8) Все это она делала не спеша, без шума, с какой-то умиленной и тихой заботливостью на лице. 9) Старик, ни слова не говоря, величественным движением руки кинул из окна ключ от двери на улицу. 10) В другой раз Лаврецкий, сидя в гостиной и слушая вкрадчивые, но тяжелые разглагольствования Гедеоновского, внезапно, сам не зная почему, оборотился и уловил глубокий, внимательный, вопросительный взгляд в глазах Лизы.



Что еще почитать