Какие чувства вызывает у вас жизнь державина. Интересные факты о державине. Державин: факты из жизни

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «...мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода «Властителям и судиям» .
Державин преобразовывал, иногда до неузнаваемости, одический жанр по самым разным направлениям. Особенно интересны его опыты в одах, соединяющих в себе прямо противоположные начала: похвальное и сатирическое. Именно такой была его рассмотренная выше знаменитая ода «К Фелице» . Соединение в ней «высокого» и «низкого» получилось вполне естественным именно потому, что уже прежде поэтом был найден верный художественный ход. На первый план в произведении выдвигалась не отвлеченно-высокая государственная идея, а живая мысль конкретного человека. Человека, хорошо понимающего реальность, наблюдательного, ироничного, демократичного в своих взглядах, суждениях и оценках. Очень хорошо сказал об этом Г. А. Гуковский: «Но вот появляется похвала императрице, написанная живой речью простого человека, говорящая о простой и подлинной жизни, лирическая без искусственной напряженности, в то же время пересыпанная шутками, сатирическими образами, чертами быта. Это была как будто и похвальная ода и в то же время значительную часть ее занимала как будто сатира на придворных; а в целом это была и не ода и не сатира, а свободная поэтическая речь человека, показывающего жизнь в ее многообразии, с высокими и низкими, лирическими и сатирическими чертами в переплетении - как они переплетаются на самом деле, в действительности» .
Небольшие по объему лирические стихотворения Державина также пронизаны новаторским духом. В посланиях, элегиях, идиллиях и эклогах, в песнях и романсах, в этих более мелких, чем ода, лирических жанрах, поэт чувствует себя еще более освобожденным от строгих классицистических канонов. Впрочем, строгого деления на жанры Державин вообще не придерживался. Его лирическая поэзия - это некое единое целое. Оно держится уже не той жанровой логикой, не теми неукоснительными нормами, которыми предписывалось соблюдать соответствия: высокая тема - высокий жанр - высокая лексика; низкая тема - низкий жанр - низкая
лексика. Еще недавно подобные соответствия были необходимы молодой русской поэзии. Требовались нормативы и образцы, в противодействии которым всегда заключен импульс для дальнейшего развития поэзии. Другими словами, как никогда нужна была исходная точка, от которой большой художник отталкивается, ища свой собственный путь.

3 (14) июля 1743 года на свет появился Гавриил Романович Державин – великий русский поэт и общественный деятель. Он был не только талантливым литератором, но и для своего века весьма колоритной, незаурядной личностью. В биографии Державина интересных фактов из жизни отмечено немало.

Державин: факты из жизни

  • Доподлинно известно, что род Державиных имел древние корни, уходившие к татарскому князю Багриму. Еще в 15 веке он покинул Большую Орду и перешёл на службу к великому русскому князю Василию Тёмному. Иноверец, как положено, принял православную веру и получил новое имя – Илья.
  • До сих пор ведутся споры о точном месте рождения Державина. Одни полагают, что он появился на свет в окрестностях Казани в родовом поместье семьи. Другие – в самой Казани. Якобы Фекла Андреевна, мать поэта, решила довериться медикам, а не деревенским бабкам-повитухам.
  • В 1783 году в Петербурге вышел первый номер ежемесячного журнала «Собеседник любителей российского слова». В нём печатались стихи и прозаические произведения российских писателей. Исключением не стал и Г.Р. Державин. Его известная ода «Фелица» появилась на страницах издания, и тут же заслужила особое одобрение императрицы Екатерины Прочитав её, государыня расчувствовалась до слёз и попросила передать автору подарок – золотую табакерку, сплошь усыпанную бриллиантами. Такая «безделушка» в то время стоила около двух тысяч рублей, что было сопоставимо с ценой за стадо коров.
  • Увлечение карточными играми – один из известных фактов биографии Державина. Появилось оно во время военной службы. Вначале Гавриил Романович проигрывал все свои сбережения. Но потом, поднаторев в этом деле, стал настоящим профессионалом. Однажды он сел за карточный стол с 50 рублями, а вышел с огромной суммой – 40 тысяч. Но какие бы страсти, какой бы азарт не овладевал им, он всегда знал меру и никогда не проигрывал большей той суммы, которую сам себе назначал.
  • Краткая биография Державина говорит о том, что он был очень прямым, принципиальным и подчас резким человеком. Когда он получил свою первую высокую должность – Олонецкого губернатора, он не смог найти общий язык с наместником императрицы в тех краях. Против него тогда собирались возбудить уголовное дело. Не долго думая, Державин оставил все свои вещи, сел на лодку и вместе с женой бежал в Петербург. В северной столице за него заступились, и он благополучно получил новое назначение.
  • На должности Тамбовского губернатора Державину удалось сделать для города и края немало: была реставрирована тюрьма, построен новый театр, открыта типография, а вместе с ней и новая газета «Губернские ведомости». Но вновь Державин, засучив рукава, начинает бороться с процветающим произволом и самоуправством местных чиновников. Последние объединились и подвели его под суд. От тюрьмы спас поэта князь Потёмкин.
  • Гавриил Романович явился автором первого, но, увы, неофициального государственного гимна России – «Гром победы, раздавайся!». Основанием для создания столь патриотического произведения послужила победа русского войска в битве за Измаил во Второй турецкой войне. В 1816 году на смену «народному» гимну пришёл официальный – «Боже, Царя храни!».
  • Министр юстиции и Генерал-прокурор Российской империи – последняя высокая должность великого русского поэта. Он получил отставку с необычной формулировкой «слишком ревностно служит». Услышав эту фразу, он сказал, что иначе служить и жить не может. Дальнейшим откликом на увольнение явилась ода «Свобода», в которой он восхваляет свободу от всех условностей мира.

Самые популярные материалы июля для вашего класса.

Цели : дать краткую характеристику творчества Г. Р. Державина, поэта выдающегося, с независимыми взглядами и суждениями, смелого и решительного; помочь учащимся почувствовать новаторский характер лирики поэта; раскрыть взгляды Державина на роль поэта и поэзии в жизни общества.

Ход уроков

Эпиграф к уроку :

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Г. Р. Державин. Признание

I. Опросподомашнемузаданию. (См.вопросывпредыдущем плане.)

II. Вступительное слово учителя о Г. Р. Державине.

Эти слова принадлежат замечательному поэту конца XVIII - начала XIX века Гавриилу Романовичу Державину (1743-1816). В его характере, жизни и творчестве как в зеркале отразилась противоречивая эпоха конца XVIII-начала XIX века.

Выходец из дворян, рано потерявший отца, Державин прошел трудную «школу жизни». Начал свою службу в Преображенском полку в Петербурге простым солдатом, а закончил ее личным секретарем Екатерины II и министром юстиции.

Онвсегодостигсамостоятельно,безчьих-либопротекцииипокровительства.Всюжизньстарался«восполнитьнедостаткиобразования». (Сначала учился в училище г. Оренбурга, затем - в Казанской гимназии, которую так и не окончил, так как ушел служить в Преображенский полк солдатом.) «В сей-то академии нужд и терпения научился я и образовал себя», - писал он впоследствии.

Далее уже на государственной службе Державин познакомился и подружился с писателем-сатириком В. Капнистом, автором пьесы «Ябеда». А поэт, музыкант и живописец Николай Львов стал верным другом его на всю жизнь.

Человек прямой, честный и открытый, с сильно развитым чувством собственного достоинства, Державин часто вызывал нападки со стороны своих начальников. Иногда Н. Львов помогал улаживать конфликты, которые постоянно преследовали Державина.

Прослужив несколько лет на гражданской службе под начальством князя А. А. Вяземского, Гавриил Романович вынужден был уйти в отставку.

Общественные взгляды Державина были достаточно консервативны: он был убежденным сторонником просвещенной монархии и защитником крепостного права. Но еще в ранних своих поэтических произведениях требовал от власть имущих высокого общественного сознания, гражданского подвига и справедливости.

Стихи Державин любил страстно. Сначала писал, подражая одам Ломоносова. Произведения его, часто появлявшиеся в журналах, обращали на себя внимание читателей (хотя были без подписи автора).

Одно из лучших поэтических произведений посвящено известному в то время богачу и вельможе А. И. Мещерскому, на пирах которого бывал Державин, - ода «На смерть князя Мещерского». (Фрагменты зачитать.) Но настоящая слава пришла к поэту, когда он написал оду под названием «Фелица» (1783 г.) (от лат. феликс , что значит «счастье» ). Хотя ода была напечатана анонимно, авторство свое Державину пришлось открыть.

III. Выразительное чтение оды «Фелица».

IV. Беседа по вопросам :

1. Кому Державин посвятил оду?

2. С какими словами поэт обращается к Екатерине II?

3. Действительно ли Екатерина II была «идеальной» правительницей? Почему так много хвалебных слов в ее адрес?

4. Кого и как из «сильных мира» высмеял Державин? (Фаворита императрицы - всесильного Г. А. Потемкина, известного своей любовью к пышным развлечениям; графа А. Г. Орлова, большого любителя лошадей и кулачных боев; управляющего казной князя А. А. Вяземского; хозяина крепостного оркестра роговой музыки С. К. Нарышкина и других вельмож.)

5. О «Фелице» Державин написал: «Это такого рода сочинение, какого на нашем языке еще не было». Что имел в виду поэт? (Поэт имел в виду нарушение строгих правил классицизма. Юмор, элементы нравописания, реальный быт, будни, разговорно-непринужденный тон властно вторгаются в строфы державинской оды. Герои «Фелицы» приобретают «черты живых людей, одическое «пение» перебивается сатирическим смехом. Впервые в русской поэзии налицо то «необыкновенное соединение самых высоких слов с самыми низкими и простыми», которые Н. В. Гоголь считал главной особенностью поэтического стиля Державина. Все это свидетельствовало об «эволюции жанра оды», о разрушении всей «художественной системы классицизма» .)

6. Докажите, что ода «Вельможа» (1794) имела для Державина программный характер. (В произведении - смелое «скрещение» высокого слога с просторечными словами. Автор дал контрастное изображение идеального вельможи и вельможи, позорящего свое звание. Особенно это видно в знаменитых строках:

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.)

7. Каким, по мнению Державина, должен быть государственный деятель? (Ода «Властителям и судиям».)

V. Знакомство со стихотворениями «На взятие Измаила», «На переходАльпийскихгор»,«Снигирь»,«НапобедывИталии»(по выбору).

Вопросы:

1. Какова главная мысль державинских стихотворений? (Автор отражает героику своего времени, блестящие победы русского оружия.)

2. О каких русских полководцах идет речь в прочитанных произведениях? (И сам поэт, и многие его выдающиеся современники «оживают» длянас.Державинпрославляетрусскихполководцев - Н. В. Репнина, П. А. Румянцева, А. В. Суворова. Поэт оплакивает не только Суворова - полководца, но и Суворова - реального человека, разделяющего с солдатами все тяготы походной жизни, - ода «Снигирь».)

3. Что больше всего ценил Державин в русском народе? (Русский народ, русский солдат - главный герой его победно-патриотических од. В человеке Державин больше всего ценил величие гражданского и патриотического подвига.)

VI. Знакомство со стихотворением «Памятник» (1796).

Стихотворение «Памятник» - вольное переложение оды древнеримскогопоэта Горация.

В чем видит Г. Р. Державин свою заслугу перед Отечеством, перед русским народом?

Автор размышляет (в стихотворении, написанном за несколько дней до смерти) о воздействии поэтического слова на современников и потомков, о праве поэта на любовь сограждан, на бессмертие. Бессмертие, по мысли Державина, дано не царям, а поэтам. Провозглашая свое право на историческое бессмертие, Державин поясняет:

…первым я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Домашнее задание.

Индивидуальные задания по творчеству В. А. Жуковского (по группам):

1-я группа . Формирование личности Жуковского.

2-я группа . Выразительно прочитать одну из элегий Жуковского, дать краткий анализ («Майское утро», «Сельское кладбище», «Вечер»).

3-я группа . Сообщение о ранее изученной балладе «Светлана», выразительное чтение отрывка.

4-я группа. Романтическое стихотворение (по выбору учащихся) прочитать, дать краткий анализ.

  1. К кому обращается Державин в стихотворе-нии «Властителям и судиям»? Каков характер этого обращения (обличение, наказ, прославление)?
  2. Стихотворение (переложение псалма 81) звучит как прямое гневное обращение к «земным богам», т. е. царям, властите-лям. В противоположность сложившейся литературной традиции восхваления в одах и других поэтических произведени-ях «земных богов» Державин не только сводит их с пьедестала, но и судит их, на-поминая об обязанностях перед поддан-ными. Стихотворение содержит и обличе-ние, и наказ (наставление).

  3. Как понимает Державин назначение правите-лей, «земных богов»?
  4. Земные правители должны, как ут-верждает Державин, строго следовать за-конам, не допускать их нарушения («на лица сильных не взирать»), защищать обездоленных и неимущих от несправед-ливости («от сильных защищать бессиль-ных»), заботиться о материальных нуж-дах и соблюдении гражданских прав, чтобы все были равны и едины перед за-коном.

  5. Каков настоящий облик «властителей и су-дий»? Соответствует ли он представлению поэта о просвещенном государственном деятеле?
  6. На самом деле облик «властителей и судий» весьма далек от представлений поэта-классициста о просвещенном госу-дарственном деятеле. При их попуститель-стве творятся злодейства и несправедли-вости, процветает мздоимство (взяточни-чество). «Земные боги» не хотят исполнять возложенные на них всевышним Богом обязанности. Державин выдвигает очень меткую формулу, раскрывающую основы деятельности такого монарха, его отноше-ния к творимым беззакониям: «Не вне-млют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса». Ничтожность царей, их че-ловеческая слабость, склонность к соблаз-нам становятся особенно ощутимы благо-даря антитезам: идеальный государь — государь реальный, царь — раб:

    Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны И также смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!

    Надеется ли поэт на исправление пороков власти?

    Нет, никаких надежд на исправление пороков власти Державин не питает. Именно поэтому он обращается к Всевыш-нему быть «един царем земли» и покарать лукавых властителей и судей.

  7. Какие чувства испытывает автор, каково его личное отношение к адресатам и какими словами оно выражено?
  8. Негодование, презрение, ирония по от-ношению к земным властителям. Даже выражение «земные боги» воспринимает-ся здесь как ирония. Злодейство, не-правда, покрыты мздою очеса, лука-вые — лексика, характеризующая поро-ки власть имущих. Вместе с тем мы слы-шим в стихотворении глубокую скорбь о судьбах обездоленных, которых надо за-щищать, «исторгнуть бедных из оков». Бедные, сироты, вдовы — объект сочувст-вия автора. Он называет их правыми и об-ращается к Богу: «Боже правых», на ко-торого с молением и надеждой уповают нуждающиеся в защите. Переложение псалма завершается энергичным призы-вом-мольбой покарать злодеев и стать единым царем земли. Материал с сайта

  9. Каким стилем написано стихотворение «Влас-тителям и судьям»?
  10. Стихотворение написано высоким сти-лем, который избирается автором не для восхваления царствующих особ, а для об-личения и показа высокого назначения земной власти. Архаичная лексика (вос-стал, всевышний, сонм, взирать, по-кров, исторгнуть, очеса, зыблет, внемли) придает торжественность выра-жению мыслей и чувств Державина.

  11. Сопоставьте это стихотворение с одой Ломо-носова. В чем, по-вашему, сходство и различие этих двух произведений?
  12. Сходство в понимании назначения выс-шей власти: забота о подданных, соблюде-ние закона, защита от несправедливости; и оды Ломоносова, и стихотворение Дер-жавина полны поучений монархам. Раз-личие состоит в том, что Ломоносов отож-дествляет по законам одического жанра прогрессивные государственные идеи с намерениями царствующей императри-цы, ее деятельностью. Быть может, это в какой-то мере пожелание, изображение должного, идеального. Но в одах Ломоно-сова мы не найдем державинские обличе-ния власти.

"Гневная ода" родившаяся из под пера Гавриила Романовича Державина потрясла Россию конца 18-го века. Гавриил Романович, имеющий огромный опыт служения государству в высоких чинах, был настолько поражен беззаконием и несправедливостью, что излил все свое негодование в оде "Властителям и судиям". Это произведение получило огромный общественный резонанс и пошатнуло устойчивое положение автора.

Вероятно это было связано и с тем, что Францию тогда потрясали революционные лозунги, в основе которых лежал перефразированный 81 Псалом.

Главная тема стихотворения

Первая версия оды имела название "Псалом 81". Связано это с тем, что опорой произведения послужил именно этот псалом, написанный царем Давидом.

Державин обращается своим стихотворением к чиновникам, называя их "богами земными". Он спрашивает их, сколько это беззаконие будет продолжаться. Он грозит им карой высших сил. Он пытается донести до них, что нет существенной разницы между ними и другими людьми. Все смертны и все равны перед Господом. Державин призывает следовать единым для всех законам справедливости.

Смысловое содержание оды можно поделить на две части. В первой Гавриил Романович расказывает, чем именно должны заниматься властьимущие. Он объясняет их роль и обязанности перед простым народом. Вторая же часть носит обличительный характер. В ней автор указывает на безразличие и продажность власти. Он пророчит провинившимся высший суд, на котором их взятки ничего не решат. Державин не берет на себя роль Судьи, он лишь напоминает "слепцам" о Его высшей справедливости.

Его обращение похоже и на жесткое порицание непослушных детей и на бессильный плач любящего отца одновременно. Его гневные строки смутили не только окружение, но и вполне благосклонно относящуюся к поэту императоицу. Даже Екатерина увидела в оде революционные мотивы, которых автор туда и не думал вкладывать.

Структурный анализ стихотворения

Державин поэт-новатор своего времени. "Властителям и судиям" написано в типичной для него, но очень прогрессивной для той эпохи манере. Сам автор называет свое произведение гневной одой. Но более точным будет назвать его одой духовной, так как в основе лежит один из главных религиозных трактатов - Псалтирь. Помимо этого, Гавриил Романович использует типичные для этого стиля восклицания и лексику. Особую торжественность произведению придают не только использование славянизмов, но и частые обращения, риторические вопросы и восклицания. Анафоры и синтаксические повторы делают текст стихотворения более напряженным.

Поэт создает яркие образы жертв его обличения - продажных и слепых к бедам народа чиновникам. Произведение имеет особое звучание, привлекающее внимание слушателя с первых строк. Его просто невозможно декламировать тихо и безэмоционально. Особый строй сам выводит оратора на нужный уровень экспрессии.

Вывод

Державин, так яростно обвиняющий чиновников искренне верил в непорочность императрицы. Он считал, что августейшую особу окружают лживые льстецы и Екатерина просто не знает настоящего положения вещей.

Как не печально осознавать, но написанное Державиным почти три века назад произведение, актуально и по сей день. Ода, вызвавшая массу гнева и пересудов, к великому сожалению, никак не изменила ситуацию.



Что еще почитать