Как проходит аттестация воспитателей. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций Изменения в аттестация педагогических работников

В Правительстве и экспертных сообществах обсуждается дополнение национального проекта «Образование». В него включены 9 крупных федеральных проектов, и в том числе заложены основы нового подхода к проверке профессионализма педагогов. В частности, Общероссийский народный фронт предлагает отказаться от действующей системы аттестации, а взамен ввести единый профессиональный экзамен. И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты.

В ОНФ подчеркивают, что экзамен должен соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.

Неизвестно, согласятся ли чиновники на такое предложение, но сейчас в РФ проходит другой эксперимент — апробируется новая модель аттестации учителей в рамках того же нацпроекта «Образование». Ее главное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. Планируется, что по новой модели аттестацию начнут проводить с 2020 года. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, также не изменится периодичность проверок.

В какие сроки сейчас проводится аттестация

Аттестация на соответствие занимаемой должности в ДОУ воспитателя (2019) проводится, в зависимости от ее вида, в следующие сроки:

  1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Она является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности.
  2. Аттестация педагогических работников для установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию работника. Данный вид является проверкой профессионального соответствия на повышение категории.

При сроке действия категории 5 лет можно проходить повторную проверку по истечении 2 лет с момента получения предыдущей категории. Если заявитель получает отказ в повторной проверке, он может подать заявку еще раз по истечении 1 года после полученного отказа.

Согласно положению о плановой аттестации педагогов, срок на подтверждение соответствия занимаемой должности составляет 5 лет. Следовательно, в 2019 году на нее будет направлен педагогический состав, аттестовавшийся в 2014 году.

Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.

В случае несвоевременного подтверждения категории она аннулируется.

  • сотрудник, имеющий первую категорию, должен подать заявление на аттестацию для получения первой категории и пройти в общем порядке процедуру;
  • если у педагогического работника была высшая категория, то она будет понижена до первой, при этом ждать два года для подачи заявления на высшую категорию не надо (имеется в виду, если человек уже два года занимает эту должность).

При этом квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Эти педагоги также должны аттестовываться каждые пять лет.

Список необходимых документов

Перечень обязательных документов для прохождения аттестации:

  1. Заявление на аттестацию воспитателя на высшую категорию (2019 год).
  2. Копия результата прохождения предыдущей аттестации при наличии.
  3. Копии дипломов по профильному образованию (среднее и высшее педагогическое образование).
  4. В случае смены фамилии прикладывается копия документа.
  5. Сопроводительное письмо или характеристика с места работы, которая может служить подтверждением профессиональной компетенции воспитателя.

Заявление на аттестацию воспитателя

Заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2019 год по ФГОС) должно быть выполнено на специальном бланке в свободной форме. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Далее необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель. Далее в заявлении поэтапно указываются следующие сведения:

  • просьба об аттестации на выбранную категорию;
  • информация о категории в данный момент и сроке ее действия;
  • указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
  • список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
  • сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.

В конце документа ставится дата и подпись заявителя.

Образец заявления

При заполнении заявления особо выделяют достижения воспитателя. Если вы участвовали в методических разработках, создании интерактивных уроков или применяли другие инновации, вам необходимо упомянуть об этом в тексте заявления. Также к заявлению можно приложить прикладные материалы, демонстрирующие разработки и т. д.

В некоторых регионах проводятся многоступенчатые процедуры аттестации. К примеру, Министерство образования Республики Татарстан включило в проверку воспитателей дополнительное тестирование: в перечень вариативных форм, связанных с экспертизой профессиональной компетентности аттестуемого работника, входит компьютерная проверка. По итогам тестирования работнику выдается на руки справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования претенденту на высшую квалификационную категорию необходимо набрать 90 баллов.

Публикуем примеры тестов Министерства образования РТ на аттестацию воспитателей.

Тестовые задания для воспитателей

Тесты по дошкольной педагогике

Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности. В ней указывают все профессиональные достижения за межаттестационный период.

Аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации 2019 состоит из:

  • аннотации;
  • аналитической части;
  • проектной части;
  • заключения;
  • приложения.

Аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец по ФГОС) содержит следующие анкетные данные:

  1. Фамилия, имя, отчество заявителя.
  2. Информация об образовании.
  3. Общий стаж работы.
  4. Стаж работы на аттестуемой должности.
  5. Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
  6. Уровень квалификации для работы на данной должности.

Следующим обязательным этапом при заполнении документа является указание обязательных сведений:

  1. Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем.
  2. Достигнутые цели.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ: состав группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные могут проверяться комиссией.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
  8. Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
  10. Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
  11. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
  12. Дата и личная подпись заявителя.

На заполненном документе ставится печать образовательного учреждения, в котором работает заявитель в настоящее время, и подпись руководителя.

Эта справка — своего рода самоанализ воспитателя ДОУ на 1 категорию на аттестацию 2019 по ФГОС, и она показывает достижения работника и его планы по профессиональному совершенствованию.

Образец аналитической справки воспитателя для аттестации

Процедура аттестации

Обязательная

Проверка на профессиональную пригодность воспитателей дошкольных учреждений проводится каждые пять лет. Исключения составляют лица, имеющие отвод от прохождения испытания по уважительным причинам. К ним относятся:

  • беременные. Для них испытание проводится не ранее чем через два года после выхода воспитателя из декретного отпуска на работу;
  • сотрудники, имеющие стаж работы менее 2 лет;
  • сотрудники, проведшие более 4 месяцев на непрерывном больничном. Прохождение испытания для них рекомендовано по истечению 12 месяцев после их возвращения на рабочее место.

Процедура проверки знаний состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование аттестационной комиссии.
  2. Подготовка списка аттестуемых и составление графика проведения проверки.
  3. Формирование представления для каждого испытуемого.
  4. Сама процедура.
  5. Выведение оценки и оформление результатов.

Если в предыдущие годы педагогический стаж 20 лет и более являлся гарантом пожизненного сохранения второй категории, сегодня этого послабления нет. Для подтверждения квалификации также необходима аттестация воспитателей.

В настоящее время Министерство образования РФ разрабатывает новые критерии оценки профессионального соответствия педагогических работников:

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия дает заключение о соответствии занимаемой должности.
  2. Если проверка была пройдена неуспешно, комиссия выносит решение о несоответствии занимаемой должности.

Согласно данному решению, может быть расторгнут трудовой договор с педагогом на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ . Однако вердикт о несоответствии занимаемой должности не требует обязательного увольнения педагога. Работодатель может отправить сотрудника, не прошедшего аттестацию, на курсы повышения квалификации, чтобы после их окончания он мог повторно ее пройти.

Но педагога нельзя уволить, если существует возможность его перевода с его письменного согласия на другую, нижестоящую, должность или нижеоплачиваемую работу. Также нельзя уволить педагогического работника, если он попадает в перечень лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ .

Добровольная

Любой воспитатель может пройти испытание для повышения своего уровня и самостоятельно отправить заявку.

Этапы добровольной проверки включают в себя:

  1. Проверка поданного заявления.
  2. Назначение срока прохождения испытания. Срок проверки не может превышать 60 дней с момента начала проведения до момента принятия решения.
  3. Письменное уведомление заявителя о времени и месте проведения проверки. Уведомление направляется в срок до 30 дней.
  4. Оценка испытуемого.
  5. Оформление результатов проверки.

Срок действия категории составляет 5 лет. Отправлять запрос на проверку профессиональных знаний можно по истечении 2 лет после получения предыдущего уровня. Если кандидату было отказано в проведении аттестации, повторный запрос можно отправить не ранее чем через год после отказа.

Если педагогический работник успешно проходит аттестацию, то комиссия выносит решение о соответствии педагога требованиям, которые предъявляются к первой (высшей) категории. Присвоение квалификации происходит в тот же день, и зарплата по новому тарифу выплачивается со дня присвоения квалификации. Производится запись в трудовой книжке о соответствующей категории без упоминания преподаваемого предмета.

Если педагог не смог пройти аттестацию, комиссия выносит решение о несоответствии требованиям. Кто сдавал на первую категорию, остаются без категории и обязаны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.

Если же педагог сдавал на высшую категорию, то в случае неудачи у него остается первая до окончания срока ее действия. После окончания срока необходимо будет либо подтвердить первую категорию, либо аттестоваться на высшую.

Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано согласно «Порядку аттестации педагогических работников». Заявление об обжаловании можно подать в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования либо в суд. Заявление в суд необходимо подавать до истечения 3 месяцев со дня, когда работник узнал о нарушении своего права.

Аттестация педагогических работников – проверка работников учебных заведений, случается каждые 5 лет. В процессе этой проверки аттестационная комиссия должна выяснить следующие вопросы:

  • Соответствуют ли педагогические работники должности, которую они занимают?
  • Умеют ли выстраивать ровные отношения с учениками и интересно преподносить информацию учащимся?
  • Повысил ли учитель свой профессиональный уровень в период времени между аттестациями?
  • Правомочно ли повышение его квалификационного уровня?

Подобного, рода мероприятия направлены на стимулирование учителей повышать, свой профессиональный уровень, помогают вышестоящему руководству адекватно формировать кадровый состав.

По результатам пройденной аттестации решается дальнейшая профессиональная судьба педагога.

Кому предстоит пройти аттестацию в 2019 году?

Выделяют 2 вида аттестационных проверок:

  • Обязательная – подлежат все работники сферы образования, которые не имеют отсрочки по тем или иным причинам;
  • Добровольная – организуется после написания соответствующего заявления по инициативе работника, преследующего цель продвижение по карьерной лестнице;

Кто освобождается от прохождения аттестации?

  • Молодые сотрудники педагогического коллектива, работающие в этой сфере не более 2 лет;
  • Беременные женщины и работники, пребывающие в отпуске по беременности и родам, а также лица, находящиеся в декретном отпуске;
  • Если учитель в течение длительного времени болеет (более 4 месяцев подряд);
  • Если работник уже имеет квалификационную категорию, полученную не более 5 лет назад;

Следует помнить, что после выхода педагогического работника из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет на работу, такой работник подлежит аттестации не ранее, чем через 2 года.

Такой же срок установлен и для желающих в очередной раз продвинутся по карьерной лестнице. Необходимо выждать 2 года после последнего повышения квалификации.

Каков состав аттестационной комиссии?

Для этой цели избираются члены комиссии из рядов самой организации образования. Также сюда может входить председатель, его заместитель и секретарь. Состав должен быть утвержден руководителем учреждения.

Пакет документов, необходимых для успешного прохождения аттестации:

Написанное педагогом заявление со всеми реквизитами; В том случае, если аттестация не первая – следует предоставить также копии предыдущих документов (их результаты);

  • Копия диплома о педагогическом образовании;
  • При наличии у сотрудника квалификационной категории – предъявить ее заверенную копию;
  • Копия документа подтверждающего факт изменения фамилии, если таковой имел место быть;
  • Развернутая характеристика с рабочего места;
  • Информационная карта с итогами профессиональной деятельности;

Для работников организации образования, изъявивших желание повысить свой квалификационный уровень путем прохождения процедуры добровольной аттестации, необходимо к пакету документов, предложенному выше добавить видео-презентацию с двумя проведенными в меж аттестационный период занятиями в количестве 2 экземпляров.

Аттестация педагогов график

График заседаний Городской аттестационной комиссии:

№ п/п месяц 2017-2018 уч. г.
утв. приказом ДОгМ от 29.08.2017 № 725
Примерный график заседаний
Городской аттестационной комиссии

в соответствии со сроками ранее
проводимых заседаний
аттестационных комиссий в Москве

на 2019-2019 уч. г.
1. сентябрь 27.09.2017 25.09.2018
2. октябрь 25.10.2017 30.10.2018
3. ноябрь 29.11.2017 27.11.2018
4. декабрь 27.12.2017 25.12.2018
5. январь 31.01.2018 29.01.2019
6. февраль 28.02.2018 26.02.2019
7. март 28.03.2018 26.03.2019
8. апрель 25.04.2018 30.04.2019
9. май 30.05.2018 28.05.2019

Аттестация учителей в 2018 году: новая модель

Обязательным условием для работы в сфере образования является своевременное прохождение аттестации.Иными словами, учителя, преподаватели ВУЗов, воспитатели дошкольных учреждений не могут строит карьеру, если своевременно не проходят специальные курсы, цель которых – расширить имеющиеся знания, повысить квалификацию.

Подробнее

Преподаватели точно знают, что каждые пять лет они должны проходить процедуру переаттестации. Нужно это, в первую очередь для того, чтобы не терять имеющиеся навыки, а развиваться только вперед. В целом, мероприятие довольно значимое. Однако, как и все, с каждым годом оно меняется, дополняется какими-то новыми данными.

О процедуре

Прежде чем попасть на процедуру, стоит выяснить, где именно она проходит. Сделать это можно, ознакомившись со специальным положением.

1. Для успешного прохождения комиссии необходимо не только продемонстрировать имеющиеся знания, но и показать находчивость, способность реагировать в той или иной непредвиденной ситуации, которая часто может возникнуть в стенах школы или ВУЗа, и при этом не иметь отношения к знаниям.

2. В случае, если преподаватель показывает себя с положительной стороны, он вправе надеяться на то, что со стороны начальства ему может быть предложено повышение. Весомый стимул, однако доступен он не всем.

Но одно можно сказать точно – без пройденной аттестации рассчитывать на повышение не приходится. В некоторых случаях, если преподаватель отказывается от подтверждения своей компетентности, его могут попросить покинуть рабочее место. Во всяком случае спорных ситуаций избежать не получится – это точно.

Основные сведения

Итак, основные сведения относительно аттестации учителей, преподавателей, любых работников сферы образования будут сводиться к следующему:

1. Обязательная аттестация затронет сотрудников образовательной сферы. Периодичность прохождения процедуры – раз в пять лет. При этом освобождаются от аттестации в следующих случаях:

Преподаватели, уходящие в декретный отпуск (для них аттестация потребуется уже после выхода на работу);

Учители с квалификацией;

Новички, недавно пришедшие в сферу образования;

Педагог, недавно вышедший с больничного.

Однако здесь важно учитывать и желание самих преподавателей. В случае, если они попадают хотя бы под одну категорию, но хотят пройти проверку – им никто не запретит этого сделать.

Стоит сказать, что добровольная аттестация не запрещена, и только поощряется. Для того чтобы принять в ней участие, стоит заранее подать документы руководству.

Педагоги без квалификации или с одной, могут добиться повышения до одного разряда. А большее возможно при условии получения квалификации за два года до начала аттестации, не позднее.

Последние изменения в ходе аттестации

Начиная с 2018 года в действие планируется ввести новую модель аттестации учителей. Основная цель изменений – отсеять слабых педагогов и оставить только сильных, при этом, с повышением квалификации.

Сильно волнующий организаторов момент – завышение оценок, что часто встречается в провинциальных городках. В итоге получается, что баллы, набранные во время ЕГЭ, не соответствуют тем оценкам, которые были у ученика на протяжении всех лет обучения.

Вполне возможно, что это стоит связывать и с недостаточными знаниям самого педагога.

Новая форма проверки знаний преподавателей разрабатывается с участием самих учителей, а, следовательно, есть вероятность того, что она сможет предоставить объективные показатели.

В целом же, проверка будет включать в себя не только уровень знаний. Также в нее обязательно войдут:

Проверка реакции учителей на ту или иную психологическую ситуацию;

Проверка навыков преподавания.

И только в случае успешных результатов по всем параметрам, преподаватель будет считаться компетентным.

Также известно, что проверка преподавателей будет проводиться раз в четыре года, хотя ранее были сведения о том, что делать это нужно чаще, хотя бы раз в 2-3 года.

В настоящее время проверка учителей, ее новая схема находится на стадии утверждения, но уже успела получить много негативных откликов со стороны преподавателей.

Возмущает их сразу несколько моментов, среди которых: необходимость написания эссе, которое продемонстрирует развитость кругозора, психологические проверки.

В случае если в 2018 году работник не пройдет аттестацию, его направят на переподготовку. Однако чтобы эффективно подготовиться к грядущим проверкам у работников образовательной сферы еще есть время .


Внеурочная деятельность

Новая модель аттестации учителей

Аттестации педагогических работников в 2018 году являются актуальной темой, от них зависят карьерные перспективы, уровень заработной платы. Аттестация учителей 2018 проходит по правилам, прописанным в законе «Об образовании» и находится в ведении субъектов РФ. В 2020 году будет введена новая модель аттестации учителей, которая поможет создать единое образовательное пространство, устранить избыточную отчетность, унифицировать механизмы и оценочные материалы. Начальник Регионального научно-методического центра экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВО МО «Академии социального управления» Нелли Долгоаршинных рассказала о новых правилах прохождения аттестации, а также о форме и этапах апробации новой модели.

Кадровая политика в системе российского образования

Кадровый ресурс РФ признан самым значимым из всех ресурсов, это мощный инструмент преобразовательной деятельности государства. Учительская работа, в свою очередь, рассматривается как основа качества образования и будущего качества жизни.

Кадровая политика ориентирована на повышение престижа профессии педагога, усовершенствование профстандарта, проведение аттестаций, повышение квалификации учителей, развитие педагогического образования – все это элементы НСУР, Национальной системы учительского роста. Изменения аттестации учителей в 2018 году связано с обновлением национальной системы квалификаций. Этот процесс является частью всемирного прогресса: работа по созданию и внедрению национальных квалификационных стандартов, национальных систем квалификаций ведется в течение последних 20 лет более чем в 100 странах.

2017-2020 – годы апробации модели уровневой оценки компетенций учителей. Модель основана на ЕФОМ, единых федеральных оценочных материалах. ЕФОМ включает: предметные компетенции, методические компетенции, психолого-педагогические компетенции, коммуникативные компетенции. Оценка квалификации педагога будет складываться из результатов в соотношении: 60% – ЕФОМ, 25% – образовательные результаты, 15% – отзыв работодателя и мнение выпускников. Новая модель аттестации учителей в 2018 году уже начала апробироваться.

"Планета знаний" - новый учебно-методический комплект для начальной школы. Основная его особенность - единство структуры учебников, сквозных линий типовых заданий, подходов к организации урочной и внеурочной деятельности.

Новая форма проверки в дорожной карте НСУР

2017 год

Сентябрь-декабрь: Разработка, обсуждение и подготовка проекта новой модели аттестации учителей на основе ЕФОМ.

2018 год

Март-сентябрь: Апробация механизма учета мнения выпускников образовательных организаций при аттестации учителей на квалификационную категорию (но не ранее чем через 4 года после окончания обучения). Подготовка и апробация первого набора ЕФОМ (история, обществознание, экономика, право, русский язык и литература, математика и информатика).

Март-декабрь: Подготовка и апробация второго набора ЕФОМ (родной язык и родная литература, основы духовно-нравственной культуры народов России).

Март (по декабрь 2019 г.): Создание инструментария (формуляров) для сбора и обработки информации по результатам ЕФОМ, включая методологию по каждому блоку компетенций (предметные, методологические, психолого-педагогические и коммуникативные) и его удельному весу в итоговой оценке аттестуемого.

#ADVERTISING_INSERT#

Октябрь (по май 2019 г.): Подготовка и апробация третьего набора ЕФОМ (география, физика, химия, биология, естествознание, экология, физическая культура, ОБЖ, искусство, технология).

2019 год

Июнь-декабрь: Подготовка и апробация четвертого набора ЕФОМ (начальная школа, иностранный язык, второй иностранный язык).

2020 год

Июнь-ноябрь: Создание базы данных с перечнем предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций учителей, ранжированных по уровням владения ими, для использования в рамках новой модели аттестации.

Информация об апробации модели уровневой оценки компетенций учителей в 2017-2018 гг.: https://teacherslevel.herzen.edu.ru/

Информация о создании и внедрении модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации: ЕФОМ.РФ

Предлагаемая тетрадь - часть УМК к учебнику Габриеляна О.С. и др. "Естествознание. 11 класс.Базовый уровень". Рабочая тетрадь содержит большое количество заданий, которые могут быть использованы для отработки умений и навыков, закрепления основных понятий, приведенных в учебнике. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать и др.) и личностных качеств учеников

Проект уровневого профессионального стандарта

ОТФ - обобщенная трудовая функция.

Горизонтальная карьера

  • ОТФ А 1 – соответствие занимаемой должности.
  • ОТФ А 2 – первая квалификационная категория.
  • ОТФ А 3 – высшая квалификационная категория.

Вертикальная карьера

  • Учитель. ОТФ А. Обучение и воспитание обучающихся в соответствии с ФГОС ОО и основными образовательными программами, взаимодействие с родителями обучающихся, взаимодействие с коллегами.
  • Старший учитель. ОТФ В. Методическая работа: проектирование образовательных программ в соответствии с ФГОС, методическое сопровождение педагогов.
  • Ведущий учитель. ОТФ С. Наставничество в работе со студентами, молодыми специалистами и педагогами.

Оставайтесь с нами! , чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Источники достоверной информации о процедуре переаттестации

Беспокойство учителей на тему успешного прохождения аттестации становится поводом для спекуляций. Социальные сети – источники непроверенной информации о нововведениях в системе образования.

После того, как в Законе об образовании в РФ были приняты поправки, эксперты отрасли обратили внимания на некоторые трансформации в процедуре аттестации категории российских учителей. Повышение стандартов педагогической квалификации и тщательная проверка уровня подготовки кадров – такие тенденции могут стать реальными объективными требованиями к учителям уже в скором будущем. Рассмотрим более детально, что изменится в прохождении аттестации педагогов? Кто может отправиться на переподготовку? Обязательная и добровольная аттестация: особенности процедуры.

Какие изменения внесены в процедуру аттестации учителей

Согласно поправкам к Закону об образовании (ФЗ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года), в 2018 году введена новая модель аттестации педагогических кадров. Со слов авторов-разработчиков концепции, она призвана усовершенствовать весь учительский состав, оставив после аттестации только квалифицированных и опытных кадров.

Начиная с 2018 года, педагоги будут проходить аттестацию последовательно, в два этапа:

Этап 1. Подтверждение профессиональных педагогических навыков и соответствие их должности в школе.

Этап 2. Защита педагогической квалификации: специальная комиссия будет анализировать, был ли правильно присвоен уровень квалификации учителю. В случае подтверждения категории, педагог получит повышение квалификации.

Надо сказать, что при прохождении аттестации специально созданная комиссия будет акцентировать внимание на качестве подготовки кандидата в следующих блоках:

    знание дисциплины;

    навыки преподавания;

    коммуникация и взаимодействие с учениками;

    проверка психологической подготовки: анализ реакций педагога на различные ситуации, в том числе, и стрессовые моменты.

Кого затронет проверка знаний педагогов в 2019 году

Согласно положениям о проведении плановой аттестации педагогов, проводится она 1 раз на 5 лет. Соответственно, в 2019 году проверка знаний, навыков и психологической подготовки будет обязательна для всех тех учителей, кто проходил ее еще в 2013 году.

    В первую очередь, это учителя, которые скоро уйдут в декрет (их прохождение аттестации будет запланировано после выхода из );

    во-вторых, это учителя уже с имеющейся квалификацией;

    в-третьих, от аттестации освобождаются педагоги-новички, чей стаж работы в школе не превышает двух лет;

Аттестацию могут не проходить те учителя, которые пребывали в длительном отпуске (4 месяца и дольше). Закон предписывает им проходить плановую подготовку через 12 месяцев после полноценного возвращения в штат.

Читайте также: Будет ли повышение зарплаты российским учителям в 2019 году

Добровольная аттестация на повышение квалификации работников образования

В 2019 году все работники образовательной сферы имеют возможность по собственному желанию повысить уровень своей квалификации внепланово. При этом, важно сказать, что пройти аттестацию в добровольном порядке могут не только специалисты без категории, но и те кадры, которым присвоена соответствующая квалификация. Для того, чтобы претендовать на внеплановую переаттестацию, учитель должен уже иметь категорию на протяжении 24 месяцев, то есть с момента прохождения комиссии в предыдущий раз должно пройти 2 года.

Для того, чтобы подать заявку на прохождение добровольной переаттестации, учителю нужно обратиться, в первую очередь, к руководству школы. Далее в департамент образования по месту нахождения школы подается соответствующее заявление. Если кандидат соответствует базовым требованиям для внеплановой переаттестации, в тестировании ему не имеют права отказать.

В заключение добавим важное замечание: те педагоги, которые по каким-либо причинам не пройдут аттестацию (в обязательном или добровольном порядке), будут направлены на дополнительную подготовку. В министерстве образования делают акцент на том, что здесь речь идет не об отстранении от учительской деятельности, а о комплексной и качественной переподготовке специалиста.



Что еще почитать