Казка баба яга. Сказки из категории "баба яга". Баба-Яга в кинематографе и мультипликации

Жил - был старик да старуха; детей у них не было. Уж чего они ни делали, как ни молились богу, а старуха все не рожала. Раз пошел старик в лес за грибами; попадается ему дорогою старый дед. "Я знаю, - говорит, - что у тебя на мыслях; ты все об детях думаешь. Поди - ка по деревне, собери с каждого двора по яичку и посади на те яйца клушку; что будет, сам увидишь!" Старик воротился в деревню; в ихней деревне был сорок один двор; вот он обошел все дворы, собрал с каждого по яичку и посадил клушку на сорок одно яйцо. Прошло две недели, смотрит старик, смотрит и старуха, - а из тех яичек народились мальчики; сорок крепких, здоровеньких, а один не удался - хил да слаб!

Баба Яга связана с птицами, и, возможно, она является проявлением древней богини птиц, связанной с Лиллитом, Иштар и другими с птичьими ногами? У нее огромный нос, который гремит против потолка хижины, когда она храпит. У нее длинные когти, как гвозди, огромные провисающие груди, которые она переворачивает на плечи, иногда у нее костлявые ноги, иногда у нее одна деревянная нога, иногда ее ноги сделаны из железа. Леон описал ее как двусмысленную фигуру, страшную и полезную. Он говорил о том, что слово «яга» имеет свои корни в русском слове, означающем ругать.

Жили-были муж с женой, и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой.

Невзлюбила злая баба девочку, била ее, ругала, только и думала, как бы совсем извести, погубить. Вот раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке:

Пойди к моей сестре, твоей тетке, попроси у нее иголку да нитку - тебе рубашку сшить.

Нелия сказала, что Баба Яга больше, чем обычная ведьма, она не носит шляпу и никогда не едет метлой. Леон связал некоторые мотивы в истории с «Гензелем и Гретелем» - братом и сестрой, а ведьму втащили в печь. Нелия продолжала выражать то, что многие из нас чувствовали, что Баба Яга отличается от европейской ведьмы. Она смешная и страшная, уродливая старуха и все же бабушка, могущественная, но мудрая. Нелия задавалась вопросом, связана ли ее власть с дикой природой самого леса. Баба Яга - ужасающая старая крона, помогает или мешает, инициирует или вмешивается.

А тетка эта была баба-яга, костяная нога. Не посмела девочка отказаться, пошла, да прежде зашла к своей родной тетке.

Здравствуй, тетушка!

Жил кот, воробей да жихарько третей. Кот да воробей пошли дрова рубить и говорят жихарьку:

Домовничай да смотри: ежели придет Яга-баба да станет считать ложки, ты ничего не говори, молчи!

Для героини с чистым сердцем она даст совет и даже волшебные дары. Она может вызвать птиц, ветра, снега, лошадей и змей, чтобы помочь ей. Иногда она умирает в конце рассказа, но всегда возвращается, снова и снова. Бабаяга - фигура, которая стоит на границе жизни и смерти, и поскольку мальчики и девочки должны умереть в детстве, чтобы войти в мир взрослых, она является подходящей фигурой, чтобы встретить их на пороге этого перехода. Русская магия.

Баба Яга летит сквозь небо, сидя в ступке. Пестик в одной руке, метла в другой, она рябит с пестиком и сметает следы того, где она была с метлой, поэтому ее никто не поймает. Группа избегала грубой интерпретации о том, что миномет является женским сосудом, а пестик - мужчиной! Но мне нравится подрывный подход Дубравки Угрешика. Бабаяга едет в своей символической матке, которая настолько гипертрофирована, что может даже удерживать ее стоя и взлетает в воздухе пестиком. Освобожден от законов человека.

Ладно, - ответил жихарь. Кот да воробей ушли, а жихарь сел на печь за трубу. Вдруг является Яга-баба, берет ложки и считает:

Это - котова ложка, это - воробьева ложка, третья - жихарькова.

Жихарь не мог стерпеть, закричал:

Не тронь, Яга-баба, мою ложку.

Яга-баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат, а помелом следы заметать. Жихарь заревел:

Баба Яга выложил яйцо. Баба Яга мощная, она управляет элементами. Джон Водитель спросил о значении трех ее помощников - трех всадников, белых, красных и черных, которые: рассвет, закат и ночь. Всадники управляют временем и поворотом дней и ночей, но Баба Яга управляет ими. Родерик говорил о том, как эти три цвета являются важной частью алхимической трансформации и интересуются корнями истории. Леон говорил о том, как время, день и ночь, солнце и луна, часто связаны с кровосмешением в мифологии. Д-р Пьетра Палаццоло рассказала об отношениях между двумя девушками в истории и удвоении и зеркалировании, которое имеет место.

В некоторой деревне жил старик со старухой; детей у них не было. Однажды старик поехал в лес за дровами; это было зимою. Старик нарубил дров, сколько нужно было, да срубил еще лутошку. Приехал домой, дрова на дворе оставил, а лутошку в избу принес и положил в подпечек. На третий день что-то в подпечке зашумело, а потом кричит:

В некоторых историях у Бабы Яги есть две старшие сестры, также называемые Баба Яга, чтобы смутить вас! Возможно, тогда она тройная богиня! У нее часто есть дочери - 1 или они могут быть человеческими или дикими кобылами! «Она коллективная работа и коллективное зеркало».

Баба Яга выложила яйцо. Леон считал, что двусмысленность является частью истории и что мои выборы означали, что некоторая двусмысленность была потеряна. Леон говорил о том, чтобы поставить сказку в миф, и что мой выбор сделал ее более мифически приемлемой для современной аудитории. Но миф дикий, хаотичный и неприемлемый, и, возможно, эти элементы должны быть там. Центр изучения мифов в Риде обсуждает Бабаягу.

Тятя! Мама! Выньте меня!

Старик со старухой испугались; да слышат и в другой раз тот же голос:

Тятя! Мама! Выньте меня!

Старик поглядел в подпечек и увидел там небольшого мальчика. Вынул его оттуда, показал старухе, и назвали его Лутонькою, стали его и кормить и поить.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был грозный царь - славен во всех землях, страшен всем королям и королевичам. Задумал царь жениться и отдал такой указ по всем городам и селам:

Родерик вернулся к размышлению о корнях истории. Петр Симононов предлагает в русской русской мифологии, что русские сказки уходят своими корнями в шаманские мифы о кочевых племенах охотников, которые бродили по сибирской тундре. Баба Ягу также можно связать с языческими богами старой России, в частности с Мокош - Моей матерью-Землей. Мокош - единственный женский бог в этом древнем пантеоне. Она была защитницей женщин и была связана с плодородием и обрядами очищения при смерти и рождении. «Властная Мать-Земля, как колыбель и гроб героев России, представляет собой плодородный и мощный ландшафт, в котором символические жизненные события и смерть разыгрываются в драматическом ритуале».

Кто найдет ему невесту краснее солнца, яснее месяца и белее снегу, того наградит он несметным богатством

Пошла о том слава по всему царству; от малого до великого все судят, толкуют, а ни единый человек не вызывается отыскать такую красавицу. Недалеко от царского дворца стоял большой пивоваренный завод. Собрался как-то рабочий народ и завел разговор, что вот-де можно бы много денег от царя получить, да где этакую невесту достать!

Существенная российская мифология. Мокош стал святой Параскевой в православном христианстве. А может быть, она была разделена на две части, а смертельная часть стала Баба-Ягой? Баба Яга: Мать-Земля; Богиня Смерти; Богиня птиц? Баба-Ягу следует избегать любой ценой, живу в одиночестве, в лесу воображения.

Мать: архетипический образ в сказках. Сибилла Биркхаузер-Ори. Энциклопедия русского и славянского мифа и легенды. Русская магия. Вишневый Гилкрист. Баба Яга, двусмысленная мать и ведьма русского фольклора. Международная фольклористика. Петр Симононов. Элизабет Уорнер.

Да, братцы, - говорит один мужик, по имени Никита Колтома, - без меня никому не найти для царя невесты; а коли я возьмусь, так наверно найду!

В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: "Иди, Богатырь, совершай подвиги!"

Британская музейная пресса. В славянских мифах Баба Яга - дикая женщина или темная леди магии, а в русском фольклоре есть много историй о ней. Эти истории могут происходить от людей, которые жили много лет назад в лесах северной России и Финляндии. У них были каменные статуи по имени Яга. Русские солдаты, пришедшие в район, называли их Золотым Бабасом.

Часто статуи имели свои собственные хижины, построенные на пнях деревьев, полные подарков. Они были статуями местной богини, которую люди просили совета. У нее также была возможность решить, что случилось с людьми, немного похожее на Баба-Ягу. Слово Баба может означать любую женщину, достаточно старшую, чтобы жениться. В рассказах, однако, Баба-Яга часто описывается как пугающая, дикая, старая ведьма с ужасным аппетитом к еде людей. История Бабы Яги и Василисы Ярмарка - одна из известных историй и имеет общие черты с другими народными сказками, такими как Золушка.

Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит - он его с корнем вырвал; видит, другой стоит - он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло - залез Богатырь в дупло и заснул.

Застонала мать зеленая дубровушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами - и был таков.

Баба Яга может стоять за судьбу человека. Когда кто-то входит в хижину, они живут или умирают в зависимости от того, что они говорят и делают. Некоторые также говорят, что Баба Яга означает темную сторону мудрости, и характер Василисы означает светлая сторона.

Однако она появилась, она больше, чем просто уродливая старая ведьма, потому что у нее есть сила; люди должны бояться и уважать ее. Во многих древних обществах пожилые женщины считались хранителями мудрости и традиции для семьи или племени. Больше не заботясь о детях, они стали матерью для всей общины. Считалось, что эти мудрые женщины понимали тайны рождения и смерти. Они были целителями и ухаживали за умирающими. Иногда считалось, что у них есть сила жизни и смерти. Слово ведьма однажды означало мудрое.

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Многие были казнены, и картина мудрой женщины или «ведьмы» изменилась, превратившись в пугающую, уродливую, злую старую ведьму, бросая злые заклинания, как в сегодняшних рассказах. Баба Яга интересна тем, что, хотя она описана как ужасная старая ведьма, она по-прежнему мудрая и сильная; дикие, жестокие, но иногда и добрые. Баба Яга устанавливает связь между мудрыми женщинами ранних мифов и ведьмами из народа или сказок.

Как и большинство ведьм, Баба Яга может летать, но она не использует метлу. Вместо этого она сидит в гигантском минометном колени, почти касаясь ее подбородка. Она едет очень быстро через лесной пол или над ним, и использует пестик в руле, удерживаемом в правой руке. Она сметает следы с метлой, сделанной из серебряной березы в левой руке. Где бы она ни появлялась, начинает дуть дикий ветер, деревья стонут и листья вихрят по воздуху.

Простился солдат с своими товарищами и поехал на родину; день едет, и другой, и третий... вот и вся неделя прошла, и другая, и третья - не хватает у солдата денег, нечем кормить ни себя, ни лошади, а до дому далеко-далеко! Видит, что дело-то больно плохо, сильно есть хочется; стал по сторонам глазеть и увидел в стороне большой замок. “Ну-ка, - думает, - не заехать ли туда; авось хоть на время в службу возьмут - что-нибудь да заработаю”.

Ее дом - хижина глубоко в березовом лесу, в месте, которое трудно найти, если только волшебная нить, перо или кукла не покажут путь. У хижины есть своя жизнь. Он стоит на больших куриных ножках и может двигаться. Его окна действуют как глаза, а замок полон зубов. Пост-забор окружает хижину. Посты сделаны из человеческих костей и увенчаны черепами, чьи блестящие глазные свечи зажигают лес. Очень часто хижину охраняют голодные собаки, злые гуси, лебеди или черный кот.

Хижина может вращаться и двигаться по лесу. Это заставляет кричать кровь. Большинство из тех, кто уходит, никогда не уходят, поскольку Баба Яга моет их, кормит их, а затем сидит на гигантском шпателе, прежде чем положить их в свою духовку. Во многих историях судьба тех, кто входит в ее хижину, находится в их собственных руках. Гость может или не может вписаться в духовку, в зависимости от того, как они сидят на шпателе. Хотя она ест целых 10 человек, Баба Яга очень тощая и костлявая, как скелет. Ее нос очень длинный и зацепился.

Поворотил к замку, въехал на двор, лошадь на конюшню поставил и задал ей корму, а сам в палаты пошел. В палатах стол накрыт, на столе и вина и еда, чего только душа хочет! Солдат наелся-напился. “Теперь, - думает, - и соснуть можно!”

Жила-была старуха, детей у нее не было.

Может показаться странным, что кто-то будет искать Бабу Ягу или войти в свою хижину. Тем не менее, она мудра и все знает, все видят и говорят всю правду тем, кто достаточно храбр, чтобы спросить. Она управляет элементами. Ее верные слуги - Белый Всадник, Красный Всадник и Черный Всадник. Она называет их «Мой яркий рассвет, мое красное солнце и моя темная полуночи», потому что они контролируют рассвет, восход и ночь. Некоторые из ее других слуг - ее друзья души и ее пастух, колдун Кощей Бессмертный.

Часто герой или героиня входит в свою хижину, ища мудрость, знание, правду или помощь, как Василиса. Баба Яга помогает героям и героиням, давая советы, находить оружие и делать задания легче. Баба Яга помогает Василисе, давая ей свет; потому что она сталкивается со своим страхом и слушает ее интуицию, Василиса получает лучшую жизнь.

В одно время пошла она щепки собирать и нашла сосновый чурбан; воротилась, затопила избу, а чурбан положила на печку и говорит сама с собою: «Пускай высохнет, на лучину годится!» А изба у старухи была черная; скоро щепки разгорелися, и пошел дым по всей избе. Вдруг старухе послышалось, будто на печи чурбан кричит:

Матушка, дымно! Матушка, дымно!

Кукла означает как интуицию Василисы, так и благословение ее матери. Он действует как руководство по жизни, поскольку Василиса растет с детства до взрослой жизни. Как и многие мифы и народные сказки, у этой истории также есть мораль: если вы добры и мудры, слушайте своих старших и используйте свою интуицию, вы будете вознаграждены, но если вы жестоки и недобры, как злая мачеха и ее дочери, вы может встретить плохой конец.

Поскольку она такая бедная, семья строителя продает свою младшую дочь Думмелинхен ведьме. Когда-то был крестьянин и его жена, у которой было семь дочерей, но нет сына. Три дочери уже выросли и должны были выйти замуж, но родители были настолько бедны, что не могли их предоставить.

Она сотворила молитву, подошла к печке и сняла чурбан, смотрит - что за диво? Был чурбан, а стал мальчик. Обрадовалась старуха: «Бог сынка дал!» И начал тот мальчик расти не по годам, а по часам, как тесто на опаре киснет; вырос и стал ходить на дворы боярские и шутить шуточки богатырские: кого схватит за руку - рука прочь, кого за ногу - нога прочь, кого за голову - голова долой! Стали бояре, старухе жаловаться; она позвала сынка и говорит ему.

Однако младшая дочь была вызвана другими манекенами, потому что она узнала все позже, чем ее сестры. Затем наступила великая засуха над страной, и вскоре семья была настолько бедна, что не могла даже кипятить суп против голода. За это время строители узнали, что ведьма Баба Джага, которая жила неподалеку, искала маленькую девочку для работы по дому и предложила ему много золота, чтобы дать служанке ей услугу.

Сначала они не хотели посылать ни одну из своих дочерей, потому что старую ведьму вызвали очень злиться. Но в какой-то момент их голод был настолько велик, что они решили дать манекены на службу ведьме. Итак, крестьянин пошел в хижину ведьм, взял золото и пообещал отправить девушку к ней на следующий день. С полным страхом, Даммелинхен сбежал следующим утром, чтобы жить и работать с Бабой Джагой. По дороге она прошла через лес, потому что ведьма жила далеко от деревни на одинокой поляне. Затем она встретила красивую женщину в великолепном синем платье, которая посмотрела на нее любезно и сказала: «Скажи мне, дева, где ты проходишь через этот мрачный лес?».

Жили-были муж с женой, и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой.
Невзлюбила злая баба девочку, била ее, ругала, только и думала, как бы совсем извести, погубить. Вот раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке:
- Пойди к моей сестре, твоей тетке, попроси у нее иголку да нитку - тебе рубашку сшить.
А тетка эта была баба-яга, костяная нога. Не посмела девочка отказаться, пошла, да прежде зашла к своей родной тетке.
- Здравствуй, тетушка!
- Здравствуй, родимая! Зачем пришла?
- Послала меня мачеха к своей сестре попросить иголку и нитку - хочет мне рубашку сшить.
- Хорошо, племянница, что ты прежде ко мне зашла, - говорит тетка. Вот тебе ленточка, масло, хлебец да мяса кусок. Будет там тебя березка в глаза стегать - ты ее ленточкой перевяжи; будут ворота скрипеть да хлопать, тебя удерживать - ты подлей им под пяточки маслица; будут тебя собаки рвать - ты им хлебца брось; будет тебе кот глаза драть - ты ему мясца дай.
Поблагодарила девочка свою тетку и пошла. Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, а в избушке сидит баба-яга, костяная нога - холст ткет.
- Здравствуй, тетушка!
- Здравствуй, племянница! - говорит баба-яга. - Что тебе надобно?
- Меня мачеха послала попросить у тебя иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.
- Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!
Вот девочка села у окна и стала ткать. А баба-яга вышла из избушки и говорит своей работнице:
- Я сейчас спать лягу, а ты ступай, истопи баню и вымой племянницу. Да смотри, хорошенько вымой: проснусь - съем ее!
Девочка услыхала эти слова - сидит ни жива ни мертва. Как ушла баба-яга, она стала просить работницу:
- Родимая моя, ты не столько дрова в печи поджигай, сколько водой заливай, а воду решетом носи! И ей подарила платочек.
Работница баню топит, а баба-яга проснулась, подошла к окошку и спрашивает:
- Ткешь ли ты племяннушка, ткешь ли, милая?
- Тку, тетушка, тку, милая!
Баба-яга опять спать легла, а девочка дала коту мясца и спрашивает:
- Котик-братик, научи, как мне убежать отсюда. Кот говорит:
- Вон на столе лежит полотенце да гребешок, возьми их и беги поскорее: не то баба-яга съест! Будет за тобой гнаться баба-яга - ты приложи ухо к земле. Как услышишь, что она близко, брось гребешок - вырастет густой дремучий лес. Пока она будет сквозь лес продираться, ты далеко убежишь. А опять услышишь погоню - брось полотенце: разольется широкая да глубокая река.
- Спасибо тебе, котик-братик! - говорит девочка.
Поблагодарила она кота, взяла полотенце и гребешок и побежала.
Бросились на нее собаки, хотели ее рвать, кусать, - она им хлеба дала. Собаки ее и пропустили. Ворота заскрипели, хотели захлопнуться - а девочка подлила им под пяточки маслица. Они ее и пропустили.
Березка зашумела, хотела ей глаза выстегать, - девочка ее ленточкой перевязала. Березка ее и пропустила. Выбежала девочка и побежала что было мочи. Бежит и не оглядывается.
А кот тем временем сел у окна и принялся ткать. Не столько ткет, сколько путает!
Проснулась баба-яга и спрашивает:
- Ткешь ли, племяннушка, ткешь ли, милая?
А кот ей в ответ:
- Тку, тетка, тку, милая.
Бросилась баба-яга в избушку и видит - девочки нету, а кот сидит, ткет.
Принялась баба-яга бить да ругать кота:
- Ах ты, старый плут! Ах ты, злодей! Зачем выпустил девчонку? Почему глаза ей не выдрал? Почему лицо не поцарапал?..
А кот ей в ответ:
- Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала!
Выбежала баба-яга из избушки, накинулась на собак:
- Почему девчонку не рвали, почему не кусали?.. Собаки ей говорят:
- Мы тебе столько лет служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала! Побежала баба-яга к воротам:
- Почему не скрипели, почему не хлопали? Зачем девчонку со двора выпустили?..
Ворота говорят:
- Мы тебе столько лет служим, ты нам и водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела!
Подскочила баба-яга к березке:
- Почему девчонке глаза не выстегала?
Березка ей отвечает:
- Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она мне ленточку подарила!
Стала баба-яга ругать работницу:
- Что же ты, такая-сякая, меня не разбудила, не позвала? Почему ее выпустила?
Работница говорит:
- Я тебе столько лет служу - никогда слова доброго от тебя не слыхала, а она платочек мне подарила, хорошо да ласково со мной разговаривала!
Покричала баба-яга, пошумела, потом села в ступу и помчалась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает...
А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется - баба-яга гонится, и уж совсем близко...
Достала девочка гребень и бросила через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают.
Примчалась баба-яга, стала грызть да ломать лес. Она грызет да ломает, а девочка дальше бежит. Много ли, мало ли времени прошло, приложила девочка ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется - баба-яга гонится, и уж совсем близко.
Взяла девочка полотенце и бросила через правое плечо. В тот же миг разлилась река - широкая-преширокая, глубокая-преглубокая!
Подскочила баба-яга к реке, от злости зубами заскрипела - не может через реку перебраться. Воротилась она домой, собрала своих быков и погнала к реке:
- Пейте, мои быки! Выпейте всю реку до дна!
Стали быки пить, а вода в реке не убывает. Рассердилась баба-яга, легла на берег, сама стала воду пить. Пила, пила, пила, пила, до тех пила, пока не лопнула.
А девочка тем временем знай бежит да бежит. Вечером вернулся домой отец и спрашивает у жены:
- А где же моя дочка?
Баба говорит:
- Она к тетушке пошла - иголочку да ниточку попросить, да вот задержалась что-то.
Забеспокоился отец, хотел было идти дочку искать, а дочка домой прибежала, запыхалась, отдышаться не может.
- Где ты была, дочка? - спрашивает отец.
- Ах, батюшка! - отвечает девочка. - Меня мачеха послала к своей сестре, а сестра ее - баба-яга, костяная нога. Она меня съесть хотела. Насилу я от нее убежала!
Как узнал все это отец, рассердился он на злую бабу и выгнал ее грязным помелом вон из дому. И стал он жить вдвоем с дочкой, дружно да хорошо. Вот и



Что еще почитать